Средний заработок определяется делением среднемесячного заработка на среднемесячное количество календарных дней и умножением на количество дней отпуска (дней компенсации за неиспользованный отпуск). Среднемесячное количество календарных дней принято для расчета равным 29,7. Среднемесячная заработная плата определяется делением заработной платы, начисленной работнику за месяцы, принимаемые для исчисления среднего заработка, на число этих месяцев. Если отпуск предоставляется в 2-3 месяцах подряд, следует определить сумму оплаты каждого месяца в отдельности. В число месяцев, принимаемых для исчисления среднего заработка, не включаются месяцы, в которых в соответствии с законодательством работник освобождался от основной работы с частичным сохранением или без сохранения заработной платы.
Также стоит отметить, что если во время оплачиваемого отпуска, с сотрудником случилась неприятность, вследствие чего, он утратил полную работоспособность, то время, которое пошло на выздоровление, увеличивается на продолжительность отпускных дней. Согласно законодательству России, минимальная продолжительность отдыха не должна быть 24 календарных дней.
Важно
Средний заработок сотрудника определяется из фактически начисленных ему выплат и временем, которое он отработал за последние 12 месяцев. При этом, режим его работы никак не влияет на средний заработок.
Для начала высчитываем средний дневной заработок – 188040/ (12 х 29.3)= 535 руб. 535* 28 будет 14980 руб. отпускных. Нестандартные ситуации Возможны случаи, когда до отпуска работник пробыл на больничном листе либо получил неоплачиваемый отпуск за свой счет.
Такие дни не должны учитываться при расчете выплат. Они начисляются, исходя из суммы официального, т.е. прописанного в трудовом договоре заработка. По каким выплатам не начисляются? Отпускные не начисляются на командировочные, выплаты декретных, по нетрудоспособности и любые другие выплаты, которые не включены в систему оплату труда.
Особенности при повышении зарплаты Учитывается период, за который была повышена заработная плата. Если она повышается не в абсолютном значении, а по тарифной ставке, то заработная плата за эти месяцы должна быть проиндексирована и включена в общую сумму заработка за один год или другой расчетный период.
ежемесячная премия входит в сумму отпускных по одной на каждое наименование, то есть если ежемесячно работнику начисляют премию за количество продаж и вместе с ней за объем выручки, то в расчет включают по 12 премий первого и второго вида;
В том случае, когда сотрудник не отработал на предприятии полные двенадцать месяцев, премии разделяются на две категории:
Внимание
Вследствие, расчет отпускных для переведенного сотрудника будет такой:
К содержанию Как рассчитываются отпускные при увольнении В соответствии с действующим законодательством при увольнении работник должен получить среди прочих положенных выплат и компенсацию за неиспользованный к моменту расторжения трудового договора отпуск. Никаких установленных сумм компенсации закон не предусматривает, а размер выплаты определяется в зависимости от средней заработной платы работника за прошедший годовой период.
Ежемесячные премии, которые выплачивались в компании, обязаны входить в ежегодные выплаты и учитываются при расчете отпускных. Годовые или квартальные премии также должны быть учтены.
Расчет отпускных в бюджетных организациях В этих случаях, отпуск также будет рассчитываться по календарным дням. Тем не менее, если во время отпуска, проходит красный день календаря (государственный или международный праздник, который учтен в ТК), то общее время отпуска увеличивается на один или больше дней.
Стоит учитывать, что подобные праздничные дни, никак не оплачиваются. Данные правила установлены правительством Российской Федерации и подписаны Президентом.
Формула для среднего заработка сотрудника рассчитывается так: изначально определяется его средний дневной заработок. После этого, средний дневной заработок умножается на общее количество дней отпуска.
Ниже представлена формула расчета отпускных (Основная формула): Сумма отпускных = Средний дневной заработок Х Кол-во дней отпуска Теперь расскажем подробней как вычислить средний дневной заработок. Он будет равен отношению начисленной за расчетный период заработной плате за последние 12 месяцев к среднемесячному числу дней (которое составляет 29,3). Как мы говорили выше, должны быть учтены все выплаты, которые были предусмотрены нормативами оплаты труда в компании.
Порядок действий:
В период отпуска не включаются и не оплачиваются праздничные дни, перечисленные в статье 112 ТК РФ (ст. 120 ТК РФ). Например, сотрудник взял отпуск с 27 апреля по 11 мая на 12 дней. В этом случае в периоде отпуска не учитываются 1 и 9 мая. Расчет отпускных на примере Сотрудник уходит в отпуск с 9 января по 17 января 2018 г. В этом случае расчетный период: с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г.
Согласно Трудовому кодексу к фактически отработанному времени приравниваются: — время, которое работник не работал, но за ним сохранялись прежняя работа и заработная плата либо выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; — время отпусков без сохранения заработной платы, если эти отпуска не превышают 14 календарных дней в течение рабочего года. Если сумма периодов, включаемых в рабочий год, меньше 12 полных календарных месяцев, рабочий год работника сдвигается на недостающее время. Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях. Государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.
Используются аналогичные формулы, которые учитывают количество проработанных дней, размер среднемесячного дохода. Отличие заключается в том, что у сотрудников бюджетных учреждений – например, преподавателей, отпуск 56 дней.
При выходе из декрета Женщина при выходе из декрета вправе использовать основной оплачиваемый отпуск. Для расчета выплат необходимо вычислить среднюю дневную зарплату и умножить её на дни отпуска. Средняя дневная зарплата женщины составит – зарплата за расчетный период /12 месяцев/29.3. 29.3 – длительность месяца, но эту величину можно использовать, если женщина проработала расчетный период (12 месяцев). Иначе необходимо вычислить поправочный коэффициент, величина которого определяется в индивидуальном порядке. При увольнении К расчетному времени добавляется количество неизрасходованных дней отпуска.
Например, месяцы, в которых работник болел и получал пособие по временной нетрудоспособности менее 100 % среднего заработка, находился в отпуске для сдачи вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения, не работал в связи с простоем, исключаются из подсчета. Если в месяцах, когда работник освобождался от работы, он имел заработок выше, чем в полных месяцах (например, была выплачена премия за квартал), то эти месяцы не исключаются. Месяцы, в которых работник освобождался от работы с сохранением среднего заработка (например, находился в отпуске с сохранением среднего заработка, выполнял государственные или общественные обязанности и т.п.), включаются в число месяцев, принимаемых для исчисления среднего заработка.
Им также установлены случаи предоставления отпуска до истечения 6 месяцев работы по желанию работника, а именно: — женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него; — лицам моложе 18 лет; — работникам, принятым на работу в порядке перевода; — совместителям, если трудовой отпуск по основному месту работы приходится на период до 6 месяцев работы по совместительству; — работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, в вечерней или заочной форме получения образования; — женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет и в других случаях.
В современной России действует широкий спектр указов и нормативов, регулирующих деятельность государственных служащих любых масштабов. Каждый гражданин, трудоустроенный в правительственном ведомстве должен соблюдать ряд правил и установок во избежание возникновения негативных последствий.
Законодательство ежегодно меняется, что усложняет деятельность данной социальной группы. В 2016 году были внесены коррективы, согласно которым отпуск на госслужбе претерпел изменения. Сегодняшняя статья расскажет о существующих на данный момент разновидностях и предоставляемых денежных компенсациях.
Что такое отпуск?
Они отразились на продолжительности всех , оплачиваемых согласно принятому закону. Данные коррективы позволили устранить пробелы в законодательстве, которые не позволяли сформировать строгую продолжительность перерыва от трудовой деятельности.
В противном случае возникала дифференциация, пагубно влияющая на функционирование государственных служащих.
В соответствии со статьей 46 федерального норматива О государственной и гражданской службе России, каждый служащий обладает законным правом на , в котором закрепляется занимаемое им должностное положение и обеспечивается соответствующее финансовое содержание.
Длительность перерыва варьируется от нескольких факторов.
Они определены в вышеуказанном федеральном законе. Классификация выглядит следующим образом:
Также законодательством регламентированы обособленные разновидности отпусков и граждан, имеющих возможность использовать их. Классификация имеет следующий вид:
Продолжительность отпуска зависит от стажа.
Для более достоверного понимания методики расчета общей длительности отпуска следует отметить, что неизвестные детали, не регламентированные 79 статьей федерального закона, разрешаются при помощи прочих трудовых актов. Как правило, в них содержатся нормативные установки рассматриваемой области.
Согласно 120 статье Трудового Кодекса Российской Федерации исчисление суммарной продолжительности ежегодного финансируемого отпуска производится методом суммирования с ежегодным перерывом, обязательным для предоставления. Дополнительные прибавляются к обязательным и формируется итоговая длительность.
Методы расчета служащим гражданских ведомств не отличается от обычных граждан. Однако, имеются определенные отличия в разделе сложения основного перерыва и отпуска по выслуге лет.
Разница выглядит следующим образом. При сложении обязательного и дополнительного отпуска лица, занимающего руководящие и главенствующие должности гражданской службы, итоговая величина не может быть более сорока пяти календарных дней.
Если гражданин, занимает замещающий чин в ведомстве, то продолжительность отпуска составляет не более чем сорок дней.
Оплачиваемый отпуск предоставляется не всем.
В соответствии с действующим трудовым законодательством выделяется каждому государственному служащему обязательно, но не более одного раза за год. Сотрудник становится обладателем возможности его использования по истечении полугода с момента официального трудоустройства на правительственную службу.
Также предусматриваются случаи, в которых разрешается выходить в отпуск раньше установленной законодательством даты. Они применимы к следующим категориям граждан:
В государственных и частных учреждениях порядок предоставления отпуска аналогичен.
Дата выхода и продолжительность формируется и утверждается с непосредственным руководителем, составляющим график.
Несколько видов денежных компенсаций.
Согласно действующему законодательству определено несколько способов выплаты финансовых компенсаций для граждан, занимающих должности на государственной службе:
Финансовые выплаты во время перерыва от рабочей деятельности варьируются в зависимости от следующих параметров:
Последняя указанная статья финансовых выплат формируется из таких деталей:
Необходимо заранее написать заявление.
Неоплачиваемый отпуск государственным служащим утверждается руководителем и должностным лицом, составляющим ежегодный график отпусков.
Согласно действующему законодательству претендующий сотрудник имеет право не оглашать причины выхода на преждевременный перерыв. Рекомендуется поставить руководство в известность за несколько дней до предполагаемого выхода, а не перед непосредственным его наступлением.
На основании заявления отделом кадров формируется приказ, декларирующий длительность отпуска, дату начала и его окончания.
У государственных служащих предусмотрена особенность его оформления. Отпуск без сохранения не должен превышать одного года. Причины его оформления формируются и одобряются в идеальном порядке.
Поводом может выступить необходимость написания работы для получения научной степени.
Детальная информация о предоставляемом отпуске указывается в личной карточке государственного служащего.
Табель учетного времени содержит следующие кодовые значения:
Согласно действующему законодательству государственные служащие обладают правом на оформления академического отпуска. Для его оформления необходимо предоставить подтверждающую документацию и утвердить заявление в отделе кадров за долго до предполагаемого выхода в о избежание конфликтных ситуаций с руководящим персоналом.
Длительность такого отпуска может достигать одного года. Порядок его предоставления ничем не отличается от частных организаций.
Из этого видео вы узнаете о порядке предоставления отпусков.
Форма для приема вопроса, напишите свой
На какие отпуска имеют право гражданские служащие? Как исчисляется общая продолжительность ежегодного отпуска сейчас и как будет исчисляться с августа 2016 года? Какой порядок предоставления ежегодных отпусков установлен для служащих с начала 2016 года? Каковы условия перенесения отпуска на следующий год? В каких случаях отпуск может быть заменен денежной компенсацией?
14.07.2016С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа начнут действовать другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:
Дополнительные отпуска представим в виде схемы.
Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.
Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп - 40 календарных дней.
Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.
К сведению
Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).
Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 176‑ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности - 30 календарных дней.
По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.
Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.
Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.
К сведению
В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.
Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.
Обратите внимание
Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.
А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.
Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.
При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).
Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.
Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.
Обратите внимание
В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.
Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.
Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).
ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.
Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.
По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.
В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.
Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.
Денежная компенсация
В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.
Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).
К сведению
Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.
В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).
Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска - в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).
В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.
Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.
Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.
В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.
А с 02.08.2016:
При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.
«О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
«О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Законодательство регулярно совершенствуется. Людям, которых касаются изменения, необходимо быть в курсе, чтобы не нарушать нормативных правил. Так, теперь отпуск госслужащих становится менее продолжительным. В июне 2016 года законодатель пересмотрел старые нормы. Давайте посмотрим, какова теперь будет госслужащих, сильно ли она отличается от времени отдыха иных работников.
Текст закона не очень большой. В нем указываются изменения, внесенные в некоторые статьи 79 ФЗ. Все они касаются продолжительности основного и дополнительных отпусков. Так, если раньше первый зависел от должности, то теперь все госслужащие будут отдыхать одинаковое количество дней - тридцать. Следующее изменение касается длительности дополнительных отпусков. Таковых существует два вида. Первый - за выслугу лет, второй - за ненормированный день. Нормы, касающиеся обоих, существенно переделали в сторону уменьшения. То есть с момента вступления закона в силу люди государевы будут отдыхать меньше, чем раньше. Справедливо ли это? Законодателю виднее, решение таких вопросов входит в его компетенцию. А самим служащим пришлось выбирать: выполнять новые нормы или поискать другую работу. Лазеек в нормативном акте для увеличения отдыха не осталось. Отпуск госслужащих теперь становится короче, то есть условия ухудшаются. Шаг не самый естественный. Почему же принято такое решение?
При обсуждении данного законодательного акта были указаны такие причины:
В предыдущей редакции продолжительность отдыха, предоставляемого за ненормированную работу, устанавливалась организацией. То есть имелась возможность злоупотреблять этой нормой. Законодательно закреплялось, что госслужащим в этом случае не мог быть меньше, чем три дня. На деле же организация могла установить его в любом размере. А это отражалось на финансировании. Ведь данные оплачиваются из бюджета. По той же причине изменили порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу. Он тоже существенно уменьшился. Последнее обстоятельство особенно чувствительно для «старых» работников, зато совсем не важно для молодых специалистов, которые до льгот еще не дослужились. Закон позволит серьезно сэкономить бюджетные деньги.
Согласно внесенным изменениям, отпуск госслужащих теперь составляет тридцать календарных дней. Никаких градаций и учета «больших чинов», как раньше, закон не предполагает. Все люди государевы, независимо от рангов, уравнены в смысле продолжительности оплачиваемого отпуска. Если не помните, в старой редакции было 30 и 35 дней. Дополнительное же время отдыха изменилось немного иным образом. В старой редакции нормативного акта предполагалось, что за год выслуги служащий получал один дополнительный день отдыха. Это приводило к тому, что некоторые люди отсутствовали на службе по два месяца, если не больше. А если учесть еще и второй льготный отпуск, то дождаться такого «работника» на его месте было делом сложным. Теперь же нормы стандартизировали (смотрите таблицу).
Для примера посмотрим, как изменился отдых у людей, долгое время прослуживших в госорганах. Если раньше человек, имеющий стаж восемь лет, имел право на столько же дополнительных дней, то теперь его отдых ограничивается пятью. Экономия - заработная плата за трое суток.
Еще строже законодатель подошел к этой норме. Ранее ее устанавливало предприятие. Закон ограничивал только минимальную его продолжительность. По договоренности можно было назначать какие угодно сроки, лишь бы хватало средств на оплату. Согласитесь, рационализма в таком расходовании мало или нет совсем. Теперь установлено, что данный вид льготного отдыха ограничен всего тремя днями. Строго и конкретно. Всякая самодеятельность в этом вопросе исключается. Вероятно, кое-кому такие строгости не по вкусу. Но нужно понимать, средств в стране не хватает, их следует экономить.
Остался один важный вопрос. Не все люди государевы имеют возможность по объективным обстоятельствам уходить в отпуск. У некоторых накапливаются неотгулянные периоды. Согласно положениям закона, отпуск госслужащего, подпадающий под старую редакцию, не меняется задним числом. Это означает, что те периоды, которые исчисляются до вступления в силу новых норм, остаются прежними. Положено было человеку тридцать пять суток основного и пятнадцать плюс десять дополнительных - столько и отгуляет. А еще служащие имеют право взять деньгами (компенсация называется). Все это рассчитывается по старому законодательству.
Осталось отметить, что нормы вступили в силу со второго августа 2016 года. Изменения в законодательстве расстроили не только госслужащих, они еще добавили работы специалистам кадровых отделов. Одно хорошо, что новая редакция для каждого конкретного человека начинает работать с его персонального нового года. То есть если устраивался на работу 9 апреля, то отпуск за 2016 год отгуляет по старому закону. А те, кто пришел уже 3 августа - будут получать короткие периоды отдыха. Всех остальных изменения коснутся с 2017 года. Заметим, что законодатель существенно урезал отпуск госслужащих, но он все еще остается длиннее, чем у других работников (28 суток). Так что тем, кто на страну трудится, жаловаться не на что. Привыкнут со временем.
Со 2 августа 2016 г. начинают действовать поправки в Закон о госслужащих (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)).
В частности, изменения касаются отпуска государственных гражданских служащих в 2016 году.
Начнем с того, что сейчас государственным гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности, полагается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, прочим госслужащим - 30 календарных дней. Со вступлением в силу поправок отпуск госслужащих высших/главных должностей сократят до 30 календарных дней (ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 02.06.2016)), т. е. у всех госслужащих, независимо от должности, ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет одинаковой продолжительности.
Помимо продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска изменится и продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, предоставляемого госслужащим за выслугу лет.
В настоящее время за каждый год госслужбы служащему положен 1 календарный день дополнительного отпуска за выслугу лет. С 02.08.2016 г. ситуация изменится следующим образом (ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 02.06.2016)):
Как видим, большинство госслужащих ждет сокращение отпуска за выслугу лет.
Продолжительность отпуска госслужащих, имеющих ненормированный рабочий день, также претерпит изменения:
Неиспользованные отпуска прошлых лет, имеющиеся у госслужащих на 2 августа 2016 г., не сгорают, а отпуска по новым правилам будут предоставляться начиная с нового служебного года каждого конкретного госслужащего (