Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Граждане, не имеющие работу или потерявшие ее вследствие ликвидации, банкротства, реорганизации предприятия (организации, фермерского хозяйства, индивидуальной деятельности) имеют право на государственную поддержку. Она заключается в содействии трудоустройства и материальной помощи (выплате соцпособия). Органы, осуществляющие регистрацию, учет, помощь – Центры занятости населения, подчиняющиеся Федеральной службе занятости. В статье рассмотрим правила и порядок регистрации безработных граждан.

Что утверждает законодательная база – постановление про безработных граждан

Для тех, кого уволили не по собственному желанию, правилами определено:

  • При обращении в службу занятости для регистрационного учета иметь при себе:
  1. паспорт;
  2. трудовую книжку (договор, контракт);
  3. свидетельства об образовании (общем, специальном, высшем), об имеющихся и научных званиях, о присвоении квалификационных разрядов;
  4. сведения, для за 90 последних рабочих дней;
  5. Информация вносится в базу данных службы занятости и может быть проверена по соответствующим каналам.
  6. В случае отказа в признании безработным они получат письменное уведомление.
  7. Постановка на учет осуществляется на 11 день.
  8. В течение 10 предшествующих дней нуждающимся в трудоустройстве сообщают об имеющихся вакансиях, общественных мероприятиях.
  9. О регистрации и присвоении статуса безработного сообщается с удостоверяющей личной подписью, с уведомлением о следующем времени визита в СЗ (не раньше, чем через 2 недели).

На видео – правило регистрации:

  • паспорт;
  • свидетельство об образовании;
  • Индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Сведения вносятся в базу данных для учета и контроля:

  • личные данные безработного;
  • с какого периода присвоен статус безработного;
  • размер пособия;
  • даты явок;
  • вакансии;
  • обучение;
  • общественные работы;
  • обстоятельства и дата отказа в статусе.

Входит ли, учеба в трудовой стаж расскажет .

Проблемы, возникающие при регистрации, обозначенные в правилах:

  1. Аппелирующие в Центр занятости должны указать в обращении о предоставлении государственной услуги в поиске работы. Если это не выполнено, то граждане получат отказ в регистрации в качестве безработных.
  2. Справка о полученных доходах должна быть выдана только работодателем, иначе решение о постановке на учет или отказе не могут быть приняты.
  3. При отсутствии паспорта служба занятости рассматривает временное удостоверение, выдаваемого органами МВД.
  4. В случае утраты или порчи трудовой книжки необходимо представить дубликат, выдаваемый архивным органом.

Про трудовой стаж для выхода на пенсию читайте .

Причины снятия с учета:

  1. Начало деятельности с уведомлением в виде справки с рабочего места, выписки с трудового договора или книжки.
  2. Профессиональная подготовка, переподготовка по направлению ЦЗ с выплатой за период обучения стипендии.
  3. Перерыв более 30 дней в посещениях службы занятости после постановки на учет.
  4. Смена места проживания.
  5. Недействительные документы.
  6. Исправительные работы, лишение свободы.
  7. Назначение пенсионного пособия.
  8. Свидетельство о смерти зарегистрированного гражданина.

Решение принимается на основании приказа и доводится до сведения заявителя в течение 3-х дней почтовым уведомлением.

Порядок регистрации и постановка на учет безработных

Постановка на учет происходит на 11 день после обращения.

В течение 10 дней в службе занятости предлагаются вакансии, общественные работы, виды профессионального обучения или переподготовки. Про минимальный стаж для назначения пенсии по старости узнайте в .

При этом учитываются:

  • имеющиеся профессиональные навыки или их отсутствие;
  • соответствие состояния здоровья и предлагаемой работы;
  • транспортная доступность;
  • размер оплаты труда в сравнении с имевшей место до увольнения.

Работа (временная или общественная), с минимальной оплатой, низкопрофессиональная предлагается следующим категориям безработных:

  • имеющим перерыв между прекращением трудовых отношений и обращением в ЦЗ более 1 года или 3 лет;
  • уволенным за прогул или хищение;
  • состоящих на учете более 1,5 лет;
  • отказавшихся от переобучения;
  • бывшим ИП, фермерам;
  • сезонным работникам.

На видео – порядок регистрации:

При подходящем варианте безработному выдается направление на работу (не более 2 единоразово). Про начисление пособия по временной нетрудоспособности расскажет .

В случае невозможности трудоустройства соответственно профессии и квалификации предлагается:

  • временная работа;
  • обучение смежной специальности;
  • участие в ярмарках вакансий;
  • оплачиваемые временные работы.

Если гражданин 2 раза не принимает предложение без уважительной причины, то ему по истечении 10 дней будет отказано в регистрации в качестве безработного и выплате даже .

Государственная помощь в трудоустройстве является обязательной, так как закреплена в основополагающих документах РФ. Она регламентирована ФЗ и Постановлениями Правительства. Порядок регистрации предусмотрен В Правилах, выполнение которых обязательно, как для граждан, так и для Центров занятости населения.

Порядок регистрации безработных граждан установлен постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997 г. Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (ред. от 14.12.2006) "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан"

Порядок регистрации гражданина в качестве безработного включает в себя четыре этапа:

1) первичная регистрация не имеющих работы граждан;

2) регистрация не имеющих работы граждан в целях поиска подходящей работы;

3) регистрация граждан в качестве безработных;

4) перерегистрация безработных граждан.

Первичная регистрация не имеющих работы граждан.

При первичной регистрации от гражданина не требуется никаких документов. Согласно, указанному выше Порядку регистрации безработных граждан первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), причина обращения и краткое содержание предоставленной гражданину информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу. На практике, однако, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации имеет консультативное значение.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы.

Регистрация безработного гражданина в целях поиска подходящей работы осуществляется органом занятости по месту его жительства со дня представления этим гражданином необходимых документов. К этим документам относятся:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовая книжка или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

3) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

4) справка о среднем заработке по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, т. е. соответствуют критериям подходящей работы, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного.

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Регистрация граждан в качестве безработных.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется в срок установленный органом занятости, но не позднее чем через 11 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этапе регистрации в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятости может потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем заработке по последнему месту работы.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 3) называет те категории лиц, которые не могут быть признаны безработными. К ним относятся:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) получающие пенсию по старости (в том числе досрочно) либо пенсию за выслугу лет;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии -- и от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы занятости для предложения им подходящей работы либо не явившиеся для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к наказанию в виде исправительных работ либо лишения свободы;

6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о причинах отказа. При этом незаконный отказ может быть обжалован гражданином в суд. В том же случае, когда гражданину отказали в регистрации его в качестве безработного на законных основаниях (например, если он отказался от двух вариантов походящей работы) он вправе повторно обратиться в орган занятости, но не ранее чем через месяц.

Перерегистрация безработных граждан.

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц. В случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации выплата ему пособия по безработице может быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т. е. более месяца, неявки на перерегистрацию безработный снимается с регистрационного учета.

При перерегистрации безработные граждане предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые ищущие работу и не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий их личность.

Какие документы нужно представить в службу занятости гражданину для регистрации в качестве безработного?

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. Это следует из п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1).

Документы, которые должно представить на биржу труда лицо, потерявшее работу и лицо, впервые ищущее работу, несколько различаются (п. 4, п. 5 Правил регистрации безработных граждан (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).

Так, согласно Правилам постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан, потерявших работу, осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

На федеральном уровне форма справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, содержащей необходимую информацию для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, не утверждена. В связи с этим справка, утвержденная органами государственной власти субъектов РФ, может быть использована в работе органов службы занятости до утверждения формы данной справки на федеральном уровне. Например, в г. Москве применяется форма справки, утвержденная Приказом ДТиЗН г. Москвы от 27.04.2010 N 132.

До недавнего времени одним из условий принятия органами службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным являлось наличие справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ст. 37 (ч. 3) Конституции РФ, ни как умаление государственных гарантий его реализации.

Целью обеспечения подбора гражданину подходящей работы обусловлены, соответственно, и требования о представлении им документов о квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а также индивидуальной программы реабилитации - для граждан, относящихся к категории инвалидов. Кроме того, справка о среднем заработке необходима для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости: указанные выплаты устанавливаются в прямом процентном отношении к среднему заработку безработного, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 33 Закона N 1032-1).

Согласно мнению Конституционного суда РФ, закрепление на законодательном уровне перечня документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным, согласуется с конституционно значимыми целями социальной защиты от безработицы и имеет целью содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы и оказание им государственной поддержки, в том числе посредством предоставления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице.

По буквальному смыслу п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1, закрепленный в нем перечень документов имеет универсальный характер, т.е. распространяется на все категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, вне зависимости от факта осуществления ими до обращения в органы службы занятости трудовой или иной общественно полезной деятельности, давности прекращения и характера этой деятельности.

Вместе с тем федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия по установлению правового механизма социальной защиты от безработицы, предусмотрел для отдельных категорий безработных граждан специальное регулирование в части определения критериев подходящей работы, а также размеров назначаемого им пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в случае направления их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. К их числу относятся, в частности:

а) граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность;

б) а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.

Оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы, поскольку от него не зависят ни допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры указанных социальных выплат.

Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере их среднего заработка по последнему месту работы не должно служить препятствием и для надлежащего осуществления в отношении них органами службы занятости функций по предоставлению иных мер государственной поддержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, виды и объем которых Закон N 1032-1 также никоим образом не связывает с размером среднего заработка лиц, относящихся к одной из названных категорий.

Сформулированный в п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 исчерпывающим образом перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы

Таким образом, Закон N 1032-1 не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, относящихся к категориям лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

В связи с вышеизложенным Конституционный суд РФ в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П признал взаимосвязанные положения п. 1 и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Однако, в связи с появление вышеуказанного Постановления Конституционного суда РФ возможно следует ожидать некоторых изменений в пункт о необходимости предоставлять справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Возможно, в тексте Закона N 1032-1 будет сделано исключение о необходимости предоставлять данную справку для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также для лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в Центре занятости населения (далее - ЦЗ) в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок признания безработными

Решение о признании безработным принимается ЦЗ по месту жительства гражданина при отсутствии подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления им следующих документов:

  • паспорт или документ его заменяющий (временное удостоверение личности гражданина РФ);
  • трудовая книжка или документ её заменяющий (дубликат трудовой книжки, трудовой договор и др.);
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию (диплом, аттестат, сертификат, удостоверение и др.);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
  • Граждане, относящиеся к категории инвалидов, при признании их безработными, в дополнение вышеперечисленным документам, предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16 - летнего возраста;
  • не готовые приступить к работе и не стремящиеся её искать;
  • получающие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, либо пенсию по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в ЦЗ от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, также, в случае двух отказов от профобучения;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в ЦЗ для предложения подходящей работы, а также не явившиеся срок, установленный ЦЗ для регистрации в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания безработными;
  • являющиеся занятыми, в соответствии со статьёй 2 Закона о занятости.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в ЦЗ через один месяц со дня отказа.

Работа, которая по Закону о занятости считается подходящей

Подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности до рабочего места.

В основе оценки профессиональной пригодности лежит профессиональная подготовка, продолжительность и опыт работы по имеющейся профессии, специальности.

Не следует путать специальность с занимаемой по последнему месту работы должностью и нет оснований требовать должность не ниже той, которую работник занимал до увольнения.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая предварительной подготовки, соответствующая требованиям трудового законодательства считается подходящей для граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
  • уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • возобновляющих трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленных Ц3 на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в Ц3 более 18 месяцев, а также, более трех лет не работавших;
  • обратившихся в Ц3 после окончания сезонных работ.
  • связана с переменой места жительства без согласия работника;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам охраны труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка работника, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на тех, чей среднемесячный заработок превышал величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок, ниже величины прожиточного минимума.

Права граждан по Закону о занятости

Граждане имеют право:

  • на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости;
  • на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профориентацией в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и возможности профессионального обучения.

Безработные граждане имеют право на бесплатное получение услуг:

По психологической поддержке;

По профессиональной ориентации;

По профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации;

Гарантии социальной поддержки

Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • выплату стипендии на период обучения по направлению ЦЗ, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в общественных работах;

Время, в течение которого безработный, в установленном законом порядке получал пособие по безработице, стипендию, принимал участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению Ц3 в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Обязанности безработного

  • активно осуществлять самостоятельный поиск работы;
  • соблюдать условия и сроки перерегистрации, назначенные Ц3;

Перерегистрация проводится при предъявлении паспорта и трудовой книжки.

  • своевременно сообщать о трудоустройстве или любом изменении занятости (очное обучение, назначение пенсии, гражданско-правовой договор, предпринимательство и др.);
  • посещать мероприятия по содействию трудоустройству, проводимые Центром занятости.

Условия прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице, снижения этого размера

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

  • признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона о занятости;
  • прохождения профессионального обучения по направлению Ц3 с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в Ц3 без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность;
  • попытки получения, либо получения пособия по безработице обманным путем;
  • осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения пенсии, предусмотренной законом о занятости, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно, назначения трудовой пенсии по старости, либо назначения пенсии по старости или пенсии по выслуге лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказа от посредничества Ц3 (по личному письменному заявлению гражданина);
  • смерти безработного.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

  • отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в общественных работах или от направления на обучение граждан, ищущих работу впервые, длительно неработающих и уволенных по собственному желанию без уважительных причин;
  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисление гражданина, направленного на обучение Ц3, из образовательного учреждения за виновные действия;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков перерегистрации. Приостановка выплаты пособия производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению Ц3.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • призыва безработного на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

  • неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3-х дней со дня направления Ц3;
  • отказа без уважительных причин явиться в Ц3 для получения направления на работу (учебу).

Во всех случаях прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера принимается решение центра занятости, с которым безработный должен быть ознакомлен.

В случае трудоустройства безработный должен сняться с регистрационного учёта. Основанием для снятия с учёта по трудоустройству является: запись в трудовой книжке, копия приказа о приёме на работу, трудовой договор, договор подряда или личное заявление, в котором указывается место работы и дата приёма на работу. После снятия с регистрационного учёта необходимо получить справку о периоде выплаты пособия по безработице, которую нужно заказать у диспетчера ЦЗ.

Порядок работы с гражданами, уволенными по ликвидации или сокращению численности (штата) работников

Признание безработными указанной категории граждан осуществляется на общих основаниях, в соответствии со статьёй 3 Закона о занятости. Выплата пособия по безработице указанным гражданам назначается с первого дня после окончания периода сохранения среднего заработка. Граждане, уволенные в связи с ликвидацией или сокращением и являющиеся пенсионерами по старости или за выслугу лет, безработными не могут быть признаны и права на пособие по безработице не имеют.




Выплата сохраняемого среднего заработка производится по месту работы, как правило, в дни выплаты заработной платы. Порядок выплаты сохраняемого среднего заработка необходимо уточнить у работодателя при увольнении.

Сохранение среднего заработка в соответствии со ст. 178 ТК РФ и ст. 7 Закона о ЗАТО предусмотрено на период трудоустройства, поэтому все, уволенные из организаций по указанным основаниям, обязаны осуществлять активный поиск работы. Для подтверждения поиска работы при посредничестве службы занятости, по окончании 3,4,5,6 месяцев после даты увольнения, Центр занятости выдаёт зарегистрированным гражданам справки. Справка выдается не ранее первого дня после окончания соответствующего месяца и содержит информацию по предложениям подходящей работы. Если зарегистрированный с целью поиска работы гражданин трудоустраивается в период сохранения среднего заработка, то в справке указывается дата трудоустройства.

Порядок регистрации и признания граждан безработными

Граждане, которые не относятся в указанном выше порядке к числу занятых, могут быть признаны безработными, если они отвечают определенным Законом о занятости признакам.

Согласно п.1 ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые:

не имеют работы и заработка (К заработку не относятся выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы), независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.);

зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 указанной статьи не всех граждан, отвечающих этим условиям, органы службы занятости могут признать безработными. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, в также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Иногда граждане, обратившиеся в службу занятости с просьбой о признании их безработными, получают отказ. В таких случаях "граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обслуживание в организации занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными" (п. 4 ст. 3 Закона о занятости).

Что же касается порядка признания граждан безработными, то в самом общем виде он регламентируется положениями п. 2 ст. 3 Закона о занятости.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверя-ющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке (В случае представления гражданином справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.) за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - паспорта и документа об образовании.

В том случае, если орган службы занятости не в состоянии предоставить гражданину подходящую работу в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска работы, гражданин признается службой занятости безработным с первого дня предъявления указанных выше документов.

Если гражданин, обратившийся в службу занятости с заявлением о признании его безработным, является инвалидом, то решение о признании его безработным принимается службой занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Как было отмечено выше, гражданин может быть признан безработным после того, как он будет зарегистрирован службой занятости в целях поиска подходящей работы. В соответствии с упомянутым выше п. 1 ст. 3 Порядок регистрации безработных граждан установлен Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" (С учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1230 "О внесении изменений и дополнений в Порядок регистрации безработных граждан" (см. : Собрание законодательства РФ. 1997. N 17. Ст. 2009; 1999. N 46. Ст. 5573)).

Одной из особенностей постановления Правительства от 22 апреля 1997 г. является то обстоятельство, что оно регламентирует только Порядок регистрации в центрах занятости безработных граждан. Что касается условий назначения и выплаты пособий по безработице, то они определяются главой VI. "Социальные гарантии и компенсации" Закона о занятости.

Действующий Порядок регистрации безработных граждан четко и последовательно регламентирует процесс реализации возможности лиц, не имеющих работу, получить статус безработных и пособия.

Работа отделов занятости с обратившимися в них безработными гражданами разделена на четыре обязательных этапа их реализации.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые к ней приступить и обратившиеся в органы по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации органами по вопросам занятости ведется регистрационный учет безработных граждан. Форму документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливает Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

1-й этап. Первичная регистрация безработных граждан (пункты 4-6 Порядка регистрации безработных граждан)
На этом этапе безработный обращается в службу занятости, не предъявляя никаких документов. Он заявляет о себе как о лице, не имеющем ни работы, ни заработка (дохода) и намеренном зарегистрироваться в качестве безработного.

При первичной регистрации в регистрационные документы службы занятости о гражданине заносятся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной гражданину информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.

При первичной регистрации гражданин вправе рассчитывать на получение следующей информации:

о состоянии рынка труда на соответствующей территории;

о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработного;

о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.
2-й этап. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы (пункты 7-13 Порядка регистрации безработных граждан)

Регистрация безработного гражданина в целях поиска подходящей работы осуществляется органом по вопросу занятости по месту его жительства со дня его личного обращения со всеми необходимыми документами. К этим документам относятся:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовая книжка или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

Кроме того, соискатель должен предоставить справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца работы (службы), выданную в установленном порядке.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке.

Органы по вопросам занятости в течение десяти дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При этом не допускаются:

направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

приглашение граждан в органы по вопросам занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое предложение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

Безработный гражданин должен иметь в виду, что предоставление ему подходящей для него работы не может быть гарантировано органом занятости.

Согласно п.10 Порядка, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов занятости вакантных рабочих мест (должностей).

В этой связи, при отсутствии таких данных в информационном банке, безработному в целях содействия в трудоустройстве может быть предложен план самостоятельного поиска работы (п.9 Порядка). Эта запись означает, что такой план ему может быть предложен, а может быть и не предложен, т.е. эта запись не носит для безработного и органа службы занятости обязательного характера. Поэтому безработный может, в принципе, отказаться от самостоятельного поиска работы, но его отказ должен быть обоснованным. Например, он может обосновать свой отказ от самостоятельного поиска работы, сославшись на то обстоятельство, что такой поиск он безуспешно осуществляет уже в течение длительного времени.

Именно поэтому он и обратился за помощью в трудоустройстве в орган службы занятости.

Согласно п.11 Порядка, безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. Говоря другими словами, участие в таких работах требует их согласия. Никаких отрицательных последствий отказ от участия в таких работах для безработного не имеет. Тем не менее отказ, поскольку он и все другие отказы фиксируются в его личном деле, должен быть по мере возможности аргументирован.

Дело в том, что, согласно п.17 Порядка, безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане, отказавшиеся в течение десяти дней со дня их регистрации в органах занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера.

С одной стороны, общественные работы, безусловно, носят временный характер. С другой - орган службы занятости может направить на них безработного по его желанию. Значит ли, что отказ безработного от участия в таких работах подпадает под действие п.17 Порядка, неясно. Поэтому в данном случае возможны различные толкования. Возможно также, что работники органа службы занятости будут исходить - по нашему мнению, необоснованно - из того положения, что безработный не может отказаться от участия в общественных работах, если они являются для него подходящими. Отсюда следует, что при получении предложения от органа занятости об участии в общественных работах заинтересованному лицу необходимо выяснить, является ли его отказ от участия в таких работах основанием для непризнания его безработным.

К сожалению - и это крайне затрудняет для безработных защиту их законных прав, - в Порядке не дается разъяснения того, какая работа является для них подходящей, а какая неподходящей. В этой связи им необходимо помнить, что определение подходящей и неподходящей работы дается в ст.4 "Подходящая и неподходящая работа" Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Комментарий к этой статье приводится в разделе "Что такое подходящая и неподходящая работа" настоящей консультации.

Как видим, для того чтобы знать и уметь защитить свои права, безработному необходимо ознакомиться не только с правилами регистрации безработных, изложенными в указанном выше Порядке регистрации, но и с рядом положений Закона о занятости. Это необходимо иметь в виду и профкомам, знакомящим лиц, подлежащих высвобождению с производства в связи с сокращением численности занятых, с правилами регистрации безработных.

В противном случае безработных может ожидать ущемление их законных прав со стороны местных органов занятости, как это имело место, например, в Республике Марий Эл. Там, по сведениям газеты профессиональных союзов "Солидарность" (N 10, май 1997 г.), безработных направляли - как правило, под видом привлечения к общественным работам - на благоустройство улиц и сельскохозяйственные работы, сортировку и доставку почты, мойку машин, ремонт дорог, привлекали к патрулированию в народных дружинах и т.п.

Все это делалось, естественно, вопреки желанию безработных с прямым нарушением Закона о занятости, поскольку за отказ от участия в таких общественных работах безработных могут лишить пособия по безработице. В то же время, согласно ст.3 Закона о занятости, безработными не могут быть признаны граждане, отказавшиеся при определенных обстоятельствах от двух вариантов подходящей работы, тогда как общественные работы, как это было отмечено выше, к подходящим работам не относятся.

Гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы, целесообразно учитывать и то обстоятельство, что, согласно п.13 Порядка, на него оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости. Соответственно фиксируются все действия или бездействие безработного, которые могут повлечь за собой снятие его с регистрационного учета в соответствии с п.23-24 Порядка, о чем речь пойдет ниже.

3-й этап. Регистрация граждан в качестве безработных (пункты 14-18 Порядка регистрации безработных граждан)
Согласно п.14, безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (Документами, заменяющими паспорт, являются удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства, а также справка, выданная органами внутренних дел по форме N 9.);
трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж (Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. В документе, представленном в подтверждение трудового стажа с последнего места работы, должны быть указаны период работы и причина прекращения отношений между работником и работодателем.);

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане предъявляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по по-следнему месту работы в установленном порядке.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.

Органы по вопросам занятости имеют право проверять подлинность предъявляемых документов.

Как видим, согласно п.14, безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в органы занятости соответствующие документы. Такая редакция не исключает возможности его различного толкования.

Во-первых, каждому конкретному гражданину может быть назначен определенный день, когда он должен явиться в орган занятости и представить требуемые от него документы.

Во-вторых, возможен такой вариант, когда безработный должен явиться в орган занятости в любой приемный день. Для безработного, которому орган занятости не смог подобрать подходящую работу или направить его на профессиональное обучение, регистрация в качестве безработного весьма актуальна: только зарегистрировавшись в качестве безработного, он получает право на пособие, иную материальную помощь.

Поэтому каждому безработному необходимо быть особенно внимательным, не стесняться обращаться, может быть неоднократно, к соответствующему инспектору с просьбой назвать день, когда он может представить соответствующие документы.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости и признании его безработным. Такое решение принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия органом по вопросам занятости решения о признании его безработным (п.15 и 16 Порядка).

Согласно п. 16, безработными признаются граждане, которые:

трудоспособны;

не имеют работы и заработка (дохода);

зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;

ищут работу и готовы приступить к ней;

не трудоустроены в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Здесь возникают вопросы по второй и четвертой позициям этого перечня условий, при соблюдении которых гражданин может быть признан органом службы занятости безработным. Как следует понимать фразу "не имеют работы и заработка (дохода)"? Обратимся к сегодняшней действительности.

Квалифицированный рабочий, инженер, учитель в течение многих месяцев не могут найти сколько-нибудь подходящую для них работу. Из-за сильной нужды, которую испытывают их семьи, они работают от случая к случаю, когда в них есть потребность, на разгрузке железнодорожных вагонов и т.п.

То есть они имеют работу и заработок. Поэтому они, исходя из вышеприведенной фразы, не будут зарегистрированы органом службы занятости в качестве безработных, хотя их работа носит случайный характер, а заработки мизерны.

Другой пример, весьма характерный для нашей действительности. Владелец садового или приусадебного участка выращивает на нем овощи, т.е. имеет в результате своей работы доход в натуральной форме. Исходя из буквы Порядка, этот гражданин также не может быть признан безработным.

Единственное, на что он может рассчитывать со стороны федеральных органов, - содействие в его трудоустройстве, которое весьма часто оказывается безрезультатным.

Таким образом, можно констатировать, что такая редакция указанного выше условия признания граждан безработными может крайне затруднить для них (особенно в сельской местности, поселках, маленьких городах, где о каждом жителе все известно) получение пособия по безработице, иной помощи со стороны органов власти. Что же следует делать безработному гражданину, как вести себя в подобной ситуации, если в службе занятости будут у него выяснять (а это весьма вероятно), имеет он или не имеет работу и заработок (доход)?

По нашему мнению, при защите своих прав на регистрацию в службе занятости в качестве безработного гражданину целесообразно исходить из того, что он не должен оказаться в глазах работников этого органа занятым гражданином.
Представляется, что иного пути в сложившейся ситуации для доказательства своего права на регистрацию в качестве безработного у него нет.

Как видим, безработному необходимо подготовиться соответствующим образом к посещению службы занятости, с тем чтобы многие вопросы, задаваемые ее работниками, не оказались для него неожиданными.

Например, некий гражданин является членом производственного кооператива, имеет в нем свой пай. Ранее этот гражданин работал в кооперативе по трудовому договору, но был уволен в связи с сокращением численности занятых, хотя и остался членом кооператива. Согласно ст.2 Закона о занятости, такой гражданин считается занятым и поэтому не может быть зарегистрирован в качестве безработного. Другой формальной причиной для отказа в регистрации в качестве безработного для него может служить тот факт, что он получает в кооперативе по итогам работы за определенный период пусть минимальной, чисто символический, доход (п.16 Порядка) (В этом пункте приведен перечень граждан, которые согласно п.3 ст.3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона о занятости не могут быть признаны безработными.).

Как свидетельствует практика, у граждан при их попытке зарегистрироваться в качестве безработных нередко возникают (по инициативе работников службы занятости) и другие, самые неожиданные для граждан проблемы, связанные с пунктуальным соблюдением этими работниками положений Порядка. Это, в частности, относится к применению п.16, где записано, что безработными признаются граждане, которые ищут работу.

Какой смысл вложили разработчики Порядка в эту, казалось бы, простую фразу, зависит в каждом отдельном случае от мнения работников службы занятости. Поэтому они задают самые разные, часто неожиданные для гражданина вопросы, на которые тем не менее необходимо дать убедительный ответ. Такой ответ, чтобы у работников службы занятости не сложилось мнение, что гражданин не искал работу до своего обращения с просьбой о регистрации в качестве безработного. Вопросы могут быть самые различные.

Из них наиболее распространенными являются следующие: "Как долго вы ищите работу, в какие организации вы уже обращались, почему ни в одной из них вы не получили работу?", "Вы отказались от предлагаемой вам работы или же отказ дали организации, в силу каких причин вам было отказано в приеме на работу?" и т.п.

Мы привели лишь несколько примеров, свидетельствующих о глубине проблем, возникающих у граждан при их попытках зарегистрироваться в качестве безработных. Однако уже они подтверждают, что действующий Порядок регистрации для многих из них может стать непреодолимым препятствием для получения пособия по безработице, иных видов материальной помощи, предусмотренной действующим законодательством, решениями местных властей для лиц, признанных безработными.
Безусловно, разработчиков правовых нормативных актов, регламентирующих порядок регистрации безработных в органах службы занятости, беспокоило то обстоятельство, что слишком много граждан может зарегистрироваться в качестве безработных и получать пособия без достаточных на то оснований.

Однако при всех обстоятельствах по этой причине не должны страдать честные люди, для которых регистрация в качестве безработных крайне затруднена в связи с принятием указанного выше Порядка. В этой связи администрации предприятий (организаций) и их профкомам целесообразно обратить особое внимание на подготовку работников, подлежащих высвобождению, к их обращению в органы службы занятости.

Согласно п.18 Порядка, граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их в качестве безработных, имеют право на повторное обращение в органы по вопросам занятости через две недели со дня посещения этих органов в установленный день для регистрации их в качестве безработных. Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон о занятости населения" от 17 июля 1999 г. этот срок увеличен с двух недель до одного месяца со дня отказа.

В случае отказа гражданину в регистрации его в качестве безработного орган занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляет его о принятом решении и причинах отказа. В этой связи нельзя не отметить, что безработному необходимо заручиться письменным отказом. В противном случае он будет лишен возможности отстаивать свои права в других инстанциях - в вышестоящих органах занятости, суде.

4-й этап. Перерегистрация безработных граждан (пункты 19-21 Порядка регистрации безработных граждан)
Обратимся к тексту Порядка:

"19. Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию.

20. При перерегистрации безработные граждане обязаны предъявить паспорт и трудовую книжку или иные документы.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий их личность.

Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, следует иметь в виду, что они обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать органы службы занятости о свих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера".

При этом следует иметь в виду, что, согласно ст.2 Закона о занятости, лица, имеющие временную работу, относятся к категории занятых граждан.

Правда, согласно ст.3 этого Закона они, не отнесены к гражданам, которые не могут быть признаны безработными.
Тем не менее велика вероятность возникновения ситуации, в которой лицу, имеющему временную работу и сообщившему об этом, может быть отказано в регистрации в качестве безработного или его перерегистрации в этом качестве. Последнее означает для безработного лишение пособия по безработице. В этой связи нельзя не отметить, что, согласно п.22 Порядка, в случае признания граждан занятыми они снимаются с регистрационного учета.

5-й этап. Снятие безработных граждан с регистрационного учета (пункты 23-26 Порядка регистрации безработных граждан)
Безработные граждане снимаются органами по вопросу занятости с регистрационного учета в следующих случаях:
признание в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения граждан занятыми;
прохождение профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

неявка без уважительных причин в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
переезд в другую местность;

Правовой статус безработных включает в себя определение понятия безработного, его права и обязанности, социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях. Безработными признаются граждане, которые:

1) Являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет.

2) Не имеют работы и заработка. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ и те выплаты, которые получает работник, при увольнении.

3) Готовы приступить к подходящей работе, потому что временно нетрудоспособные граждане (находящиеся в больнице, медицинском обследовании, санатории, женщины при беременности свыше 30 недель не могут приступить к работе, поэтому не регистрируются в службе занятости, в качестве лиц, ищущих работу.

4) Зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в службе занятости по месту жительства.

5) Нетрудоустроенные в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для регистрации безработным необходимы следующие документы:

1) Паспорт или документ удостоверяющий личность.

2) Трудовая книжка.

3) Документ об образовании или профессиональной подготовке.

4) Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

5) Впервые ищущие работу предоставляют паспорт и документ об образовании.

6) Инвалиды и лица имеющие ограничения по здоровью предоставляют документы, выданные бюро медико-социальной экспертизы(индивидуальная программа реабилитации).

В течение 10 дней со дня обращения служба занятости обязана по возможности предложить гражданину 2 варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу (не любую работу) или у гражданина нет необходимой квалификации, то два варианта профессиональной подготовки. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа, профессиональная подготовка по одной и той же специальности дважды. В саратовской области на сегодняшний день, самыми невостребованными гражданами являются граждане от 40 лет - 35%, другая возрастная категория 30-45 лет - 32.2 %, до 24 лет - 12,6% безработных.

Критерии подходящей работы должны учитывать 4 фактора:

1) Профессиональную пригодность работника (по диплому, свидетельству, продолжительностью работы по профессии, уровню квалификации). Работодатели обычно не берут на работу тех, у кого есть перерыв в служебной деятельности хотя бы 1 месяц. Для юриста, имеющие перерыв в 1 год, представляет сложность найти подходящую юридическую работу. В службу занятости обращаются которые имеют не одно высшее образование. Подходящая работа та, которую он выполнял последнее время, но все же учитывается мнение безработного.


2) Условия последнего места работы . учитывается заработок и состояние охраны труда. В данном случае предлагаемый заработок по новому месту работы не может быть ниже среднемесячного заработка, который он получал на предыдущей работе.

3) Состояние здоровья (принимается во внимание возраст, физические недостатки, хронические заболевания) в данном случае подходящей будет являться та работа, которая соответствует рекомендациям службы медико-социальной экспертизы. Гражданин должен быть физически способным выполнять ту или иную работу.

4) Транспортная доступность нового места работы. Т.е. максимальная удаленность подходящей работы от места жительства с учетом развития сети общественного транспорта. При этом учитывается не только продолжительность маршрута, но и возможность стыковки общественного транспорта, т.е. продолжительность времени, которое работник затрачивает на дорогу в один конец.

1) впервые ищущих работу, раннее не работавших, не имеющих профессии специальности;

2) отказавшихся повысить, восстановить квалификацию по имеющейся профессии специальности получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального двенадцатимесячного периода безработицы;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев;

4) более трех лет не работавших;

5) обратившихся в службу занятости после окончания сезонных работ.

Для них подходящей считается любая работа оплачиваемая в том числе временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде (в т.ч. даже общественные работы).

1) Связано с переменой места жительства.

2) Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда.

3) Предлагаемый заработок ниже заработка по прежнему месту работы. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий.

Решение признания гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов. Для признания гражданина безработным не имеют значения:

1) Причина расторжения трудового договора по последнему месту работы;

2) Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости;

Безработными не могут быть признаны граждане:

1) Не достигшие 16 лет;

2) Которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет;

3) Осужденные по решению суда к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;

4) Отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации от 2 вариантов подходящей работы, включая временные, а ранее не работавшие, не имеющие профессии специальности включая отказ от профессиональной подготовке;

5) Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в установленный срок для регистрации в качестве безработных.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через 1 месяц. Отказ в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы может повлечь приостановку выплаты пособий по безработице на срок до 3 месяцев. Период на который приостановлена выплата пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Безработный снимается с учета, если он:

1) Признается занятым;

2) Осужден к исправительным работам или наказаниям в виде лишения свободы;

3) Переехал в другую местность;

4) Не явился в службу занятости без уважительных причин более месяца;

5) Пытался получить или получал пособие по безработице обманным путем (сокрытие заработка или предоставление документов, содержащие заведомо ложные сведения).

6) Ему назначена пенсия по старости или за выслугу лет.

В правовой статус безработного включаются также его права и обязанности. Обязанности безработного сводятся к следующему:

1) Соблюдать условия регистрации и перерегистрации;

2) Являться на переговоры с работодателем в установленный срок по направлению службы занятости;

3) Информировать службу занятости о трудоустройстве и всех изменениях, связанных с начислением и выплатой пособия по безработице.

4) Активно содействовать трудоустройству. (Не отказываться от подходящей работы).

5) Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

3. Социально правовые гарантии и компенсация.

Все граждане, обратившиеся в службу занятости при отсутствии статуса безработного имеют следующие права:

1) На бесплатную консультацию по вопросам занятости.

2) На бесплатное получение информации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и возможности получения профессионального образования.

3) На бесплатное содействие в отборе подходящей работы.

4) Дополнительные меры содействия в подборе работы для лиц с ограниченными возможностями и особо нуждающихся в социальной защите. Для них предусмотрено квотирование, резервирование рабочих мест, организуется обучение по специальным программам, закрепляется преимущественное право поступления на работу на государственные предприятия.

4. Участие в общественных работах. Эти работы не требуют специальной подготовки. С лицами желающими работать заключается срочный трудовой договор, кроме того, в этот период безработные граждане имеют право не компенсацию в размере причитающегося им пособия по безработице. Общественные работы организуются по следующим направлениям:

1) проведение сельскохозяйственных работ

2) строительство ремонт жилья

3) уход за престарелыми инвалидами и т.д.

Перечень направлений деятельности не является исчерпывающим и позволяет субъектам организовать общественные работы по всем видам экономической деятельности. В случаях угрозы массового увольнения работников временные работы могут организовываться непосредственно работодателями в своих организациях. При этом к временным работам могут быть отнесены работы выходящие за рамки обычной деятельности работодателя (благоустройство, реконструкция, монтажные, пусконаладочные, архивные и др. работы).

Садовники, заработок 6.030 руб, вахтер 6.030 руб, слесарь, уборщик и т.д.

Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

Граждане получившие статус безработного кроме того имеют право на следующие гарантии и компенсации:

1) Право на бесплатную, профессиональную ориентацию.

2) На бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости. Право в приоритетном порядке пройти обучение имеют: а) инвалиды; б) безработные граждане, по истечение 6 месяцев периода безработицы; в) выпускники общеобразовательных учреждений; г) граждане впервые ищущие работу, ранее не работавшие.

3) Право на выплату стипендий и выплату пособий по безработице.

4) Право на компенсацию в связи с направлением на работу обучения в другую местность по направлению службы занятости.

5) Право, на период участия в общественных работах, на компенсацию в размере причитающегося пособия по безработице.

6) На бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу по направлению службы занятости.

7) На материальную поддержку в период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.

8) Право на оказание помощи в открытии собственного дела.

9) На материальную помощь в соответствующие периоды.

10) Право по предложению службы занятости на досрочное, но не ранее чем за два года, оформление выхода на пенсию безработного.

Право на дополнительную материальную помощь от службы занятости имеют безработные граждане из числа утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также лицам находящимся на его содержании. К ним относятся лица не достигшие 18 лет состоящие в родстве с безработным и не имеющим самостоятельного источника работы. Помощь оказывается в виде периодических или единовременных выплат (6-12 месяцев). Возможность оплаты детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также компенсации расходов на проезд ребенка к месту отдыха и обратно. Дополнительные гарантии и льготы установленные:

1) Для граждан потерявших работу по независящим от них причинам;

2) Для граждан, уволенных с военной службы (создание специальных служб занятости, которые занимаются подготовкой для военнослужащих и т.д.)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ