Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вниманию производителей и импортеров продукции, подпадающей под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011

Технические эксперты центра сертификации ГОСТЕСТ разработают для Вас профессиональный и технически грамотный проект обоснования безопасности для целей подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011.

Профессионально разработать этот документ очень непросто, для этого нужны специалисты с высокой квалификацией и большим опытом работы с различными типами машин и оборудования.

Такие специалисты работают в нашей компании. Они имеют также большой опыт разработки различных технических документов, включая проекты обоснований безопасности, с учетом требований ГОСТ Р 54122-2010, ГОСТ Р 54123-2010, ГОСТ Р 54124-2010 и ГОСТ 27.310-95.

Обоснование безопасности – документ, который содержит информацию об анализе рисков возникновения критических ситуаций (рисков), сведения о необходимых мерах по обеспечению мер безопасности, включающий документально подтвержденное обоснование их выполнения.

Обоснование безопасности один из документов, который обязательно должен иметь заявитель при сертификации и декларировании продукции по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011. Кроме того, при декларирование заявитель обязан его хранить в течение 10 лет с момента окончания срока действия декларации о соответствии.

Т.е. Обоснование безопасности является одним из документов, обязательных для прохождения процедуры подтверждения соответствия машин и оборудования, которое предоставляется в аккредитованный орган по сертификации вместе со всем комплектом документов!

Стоимость и сроки разработки обоснования безопасности

Срок оформления от 2х рабочих дней, цена от 7500 руб.

Стоимость разработки обоснования безопасности для целей подтверждения соответствия машин и оборудования требованиям ТР ТС 010/2011 зависит от сложности оборудования и объема оценки рисков, поэтому стоимость рассчитывается индивидуально каждый раз!

Что нужно для разработки обоснования безопасности

Для разработки проекта обоснования безопасности (ОБ) Вам нужно представить в электронном виде:

  • Паспорт на продукцию (машину и (или) оборудование), содержащий чертежи;
  • Руководство по эксплуатации;
  • Технические условия;
  • Технический файл на продукцию (только для продукции, изготавливаемой в странах Евросоюза).

Дополнительные сведения, предоставление которых желательно для разработки проекта ОБ:

  • Стандарты, по которым изготовлена (спроектирована, испытана) машина и (или) оборудование
  • Сертификаты соответствия на машину и (или) оборудование, выданные за рубежом, в т.ч. на СМК изготовителя;
  • Расширенное описание области использования машины и (или) оборудования;
  • Информация об опасностях связанных с использованием машины и (или) оборудования;
  • Информация, связанная с опытом использования машины и (или) оборудования: типичные отказы, аварии, инциденты, поломки, реальный ресурс, типичные ошибки при эксплуатации машины и пр.;
  • Информация для оценки и определения риска: чертежи, информация о несчастных случаях, о возможном причинении вреда здоровью при эксплуатации машины и (или) оборудования;
  • Сведения из конструкторской, технологической, эксплуатационной документации о мерах и технических решениях направленных на обеспечение безопасности.

О конкретной стоимости, сроках и возможности осуществления работ по разработке проектов обоснования безопасности машин и оборудования, в том числе применяемых на опасных производственных объектах Вы можете узнать, отправив нам соответствующий запрос на электронную почту

  • Полное обоснование безопасности (ОБ) – включает в себя все результаты исследований, измерений и испытаний. Документально доказанное обоснование регламентированных мер и средств по обеспечению безопасности
  • Краткое обоснование безопасности (ОБ) – не включает результаты измерений, испытаний и исследований. Данный вид документа является декларативным и применяется при сертификации продукции требованиям технического регламента.

Хранение обоснования безопасности (ОБ)

Оригинальный документ должен храниться у разработчика/проектировщика. Ксерокопия должна быть у изготовителя в компании, которая использует оборудование.

Что включает в себя обоснование безопасности (ОБ)

  • Введение
  • Приложения к обоснованию безопасности (ОБ)
  • Информационные разделы

11 обязательных разделов обоснования безопасности

  1. Требования к сотрудникам, обслуживающим оборудование;
  2. Оценка рисков использования оборудования или машин;
  3. Общие положения по обеспечению безопасности оборудования;
  4. Требования к надежности оборудования;
  5. Требования по управлению охраной окружающей среды при начале эксплуатации, последующего использования и утилизации оборудования;
  6. Требования по управлению качеством для гарантии безопасности при использовании оборудования;
  7. Требования к сбору и оценке информации по безопасности при начале эксплуатации, последующего использования и утилизации оборудования;
  8. Требования безопасности к утилизации машин или оборудования.
  9. Требования по управлению безопасностью при использовании оборудования;
  10. Требования безопасности при начале эксплуатации оборудования;
  11. Базовые характеристики и параметры оборудования.

Обоснования безопасности ОПО включает в себя

  • Требование к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО;
  • Условия безопасной эксплуатации ОПО;
  • Сведения о результатах оценки рисков аварии ОПО.

Наличия обоснования безопасности ОПО на предприятии устанавливает пункт 4 статьи 3 116-ФЗ

Содержание обоснования безопасности ОПО:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление

Разделы:

  • Общие сведения
  • Результаты оценки риска аварии
  • Условия безопасной эксплуатации ОПО
  • Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО.

С подробным содержание обоснования безопасности можно ознакомиться в прописанных правилах «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственное объекта»

Орган по сертификации «ЕвроЭкспертСтандарт» разработает для вас документ обоснования безопасности согласно регламентам законодательства РФ.

Обоснование безопасности - это технический документ на оборудование, в котором содержится все сведения о рисках и мерах безопасности во время эксплуатации технического устройства для обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, окружающей среды, энергетической эффективности и охраны окружающей среды.

В связи с действием технических регламентов таможенного союза, наличие «Обоснование безопасности» является обязательным при сертификации машин или оборудования. Допускается разрабатывать одно обоснование безопасности на несколько моделей оборудования.

Разработка обоснования безопасности

Обоснование безопасности (ОБ) является неотъемлемой частью документации на оборудование. Применяется для возможности оценки безопасности на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Разрабатывается ОБ в соответствии с ГОСТ Р 54122-2010 и содержит следующее последовательное построение теста:

  1. Основные параметры и характеристики машин и оборудования
  2. Общий подход к обеспечению безопасности при проектировании машин и оборудования
  3. Требования к надежности машин и оборудования
  4. Требования к персоналу/пользователю машин и оборудования
  5. Анализ риска применения и использования машин и оборудования
  6. Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машин и оборудования
  7. Требования к управлению безопасностью при эксплуатации машин и оборудования
  8. Требования к управлению качеством при эксплуатации машин и оборудования
  9. Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машин и оборудования
  10. Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машин и оборудования
  11. Требования безопасности при утилизации машин и оборудования
  12. Приложение 1: Результаты расчетов (при необходимости)

Требования к ОБ и примечание, которое помогает при разработке документа, Вы можете скачать по ссылке (Требования к ОБ)

Как присвоить номер обоснованию безопасности?

  1. Первой группой цифр необходимо указать код ОКПО предприятия изготовителя оборудования
  2. Второй группой цифр указать код ОКПД2 (общероссийская классификация продукции по кодам внешнеэкономической деятельности)
  3. Третьей группой цифр указать порядковый номер документа, например: 001 или 002
  4. Далее указать «ОБ»

Разделите группы цифр точками.

Пример присвоения номер на Буровую установку:
24568912.28.29.12.001 ОБ, где:
а) 24568912 - код ОКПО предприятия
б) 28.29.12 - код ОКПД2 продукции
в) 001 - порядковый номер документа на производстве
г) ОБ - обоснование безопасности

Примеры наших ОБ:

После того, как документ будет разработан, необходимо пройти подтверждение соответствия в рамках сертификация или декларирования продукции в соответствии с требованиями технических регламентов:

  • ТР ТС 032/2011 «О безопасности оборудования, работающего по избыточным давлением»

Обоснование безопасности опасного производственного объекта

В соответствии с требованиями ФНП, которые разработаны в соответствии с федеральным законом № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
ФНП - Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. ОБ ОПО является основание для разработки проектной документации на строительство и реконструкцию ОПО.

Документ разрабатывается в случае:

  • если требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных ФНП;
  • если таких требований недостаточно;
  • если такие требования не установлены.

Изменения в ОБ разрабатывается в случае:

  • реконструкции, технического перевооружения ОПО
  • изменения условий безопасности эксплуатации ОПО

Содержание и структура ОБ опасного производственного объекта

Документ должен содержать:

  1. Сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы;
  2. Условия безопасности эксплуатации ОПО;
  3. Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО.

Структура обоснование безопасности ОПО должна иметь следующие элементы:

  1. Титульный лист и оглавление
  2. Общие сведения
  3. Результаты оценки риска аварии на ОПО и связанные с ней угрозы
  4. Условия безопасности эксплуатации ОПО
  5. Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО

Экспертиза ОБ опасного производственного объекта

Экспертизу обоснование безопасности необходимо проходить в экспертной организации. Эксперты анализируют:

  • соответствие документа ФНП;
  • полнота и достоверность информации;
  • для действующего объекта соответствие информации фактическому состоянию ОПО;
  • обоснованной результатов оценки риска аварий;
  • достаточность мероприятий, компенсирующих отступления от требования промышленной безопасности;
  • обоснованность условия безопасности эксплуатации ОПО;
  • учет современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации ОПО и полнота требований к эксплуатации.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта (скачать)

Вам может быть интересна информация:

Обоснование безопасности (ОБ) входит в комплект обязательных документов при сертификации или декларирования машин и оборудования (далее МО) на соответствие требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Обоснование безопасности содержит анализ риска и сведения из технической документации о мерах по обеспечению безопасности на стадиях жизненного цикла продукции, а также дополняется сведениями о результатах оценки риска после проведения капитального ремонта. Другими словами введение документа ОБ обеспечивает

  • безопасность окружающей среды;
  • эффективность работы машин и оборудования;
  • безопасность на протяжении всего жизненного цикла для людей, а также имущества.

Требования к разработке обоснования безопасности утсанавливает технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 БМиО. Для разработки обоснования безопасности могут быть использованы ГОСТ Р 54122 "Требования к обоснованию безопасности, а также СТО "НТЦ "Промышленная безопасность" "Требования к разработке обоснования безопасности для машин, используемых на опасных производственных объектах".

  1. Основные параметры и характеристики МиО
  2. Общий подход к обеспечению безопасности при проектировании
  3. Требования к надежности
  4. Анализ риска применения(использования) МиО
  5. Требования к персоналу/пользователю
  6. Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию
  7. Требования к управлению безопасностью при эксплуатации
  8. Требования к управлению качеством при эксплуатации
  9. Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации
  10. Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации.
  11. Требования безопасности при утилизации

Остановимся на каждом разделе более подробно.

Раздел 1. "Основные параметры и характеристики"

В разделе должна приводиться следующая информация:

  • основные параметры, характеристики, определяющие тип (вид, марку, модель) МиО
  • изображение МиО с габаритными, установочными, присоединительными размерами. При необходимости чертежи и схемы изделий, на которые даны ссылки, допускается помещать в приложении к ОБ;
  • комплектация МиО

На МиО, которая по истечении определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться: назначенный ресурс, назначенный срок службы, назначенный срок хранения, по истечении которых эксплуатация МиО должна быть прекращена независимо от их технического состояния.

Приводится полный перечень национальных стандартов и других документов, по которым спроектировано и испытано МиО.

Краткое описание

Культиватор "Carrier-925XL" (Код ТН ВЭД: 8432 29 100 0) предназаначен для рыхления верхнего слоя почвы, распределения неравномерно уложенной соломы, выравнивая борозд почвы посевом и уплотнением почны после культивации для сохранения в почве влаги.

Культиватор применяется в сельском хозяйстве для интесниыной стерневой култивации, культивации вспаханной почвы.

Основные технические характеристики:

  • Масса (конструкционная) - 10500 кг.;
  • Рабочая скорость - не более 15 км/ч;
  • Конструктивная ширина захвата -9,25 м.;
  • Диаметр дисков - 610 мм;
  • Ширина между дисками - 125 мм;
  • Вес на 1 м. рабочей ширины - 1135 кг.;
  • Габаритные размеры в транспортном положении:
  • высота - не более 3,95 м;
  • ширина - не более 3,00 м.

Раздел 2. "Общие принципы обеспечения безопасности МиО"

В разделе приводится информация по основным принципам и критериям обеспечения безопасности машин и (или) оборудования.

Описываются и характеризуются общие принципы безопасности, заложенные в конструкцию МиО (принципы пассивной, экологической безопасности, опыт по аналогичной продукции, эогономичность и т.д.).

Описываются и харктеризуются общие принципы обеспечения безопасности на стадии ввода в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации.

На примере культиватора "Carrier-92XL"

Для разворачивания (сворачивания) в рабочее (транспортное) положение, а также для управления рабочими режимами применятеся гидравлическая система управления, исключающая необходимость вмешательства персонала в работу машины связанную с повышенной опасностью.

На корпус культиватора нанесены предупреждающие надписи и знаки о видах опасности, а также надпись, с наименованием изготовителя и его товарным знаком, наименованием и обозначением культиватора. Эти и другие сведения об изготовителе, а также дата производства указаны также в руководстве по эксплуатации.

Шасси машины обеспечивают усточивость в рабочих режимах, а также обеспечивают использование без опасности опрокидывания, падения или неожиданного перемещения. Культиватор оборудован опорной стойкой, обеспечивающей усточивость машины, не прицепленной к ведущей машине (энергетическому средству).

Раздел 3. "Требования к надежности машины и оборудования"

В разделе приводится информация, отражающая выбор подхода к заданию требований надежности к МиО. Приводятся номенклатура и значения показателей надежности для МиО,а также критерии отказов и предельного состояния МиО, возможные отказы и спопобы их устранения. Приводятся требования к технологическим, эксплуатационным способам обеспечения надежности.

На примере культиватора "Carrier-92XL"

Установленные при проектировании культиватора показатели надежности позхволяют сохранять параметры и характеристики оборудования, его узлов, частей в течении назначенного срока эксплуатации. Для определения и установки показателей надежности использовалась информация по эксплуатации (отказам, инцидентам), связанных с подобными агрегатами и предшествующими аналогичными моделями. Для сохранения установленных параметров и характеристик, в руководстве по эксплуатации установлены требования, направленные на достижение установленных показателей надежности.

Раздел 4. "Анализ рисков использования МиО"

Анализ риска включает следующие основы этапы:

  • Идентификацию опасностей;
  • Оценку риска;
  • Разработку рекомендаций по улучшению риска.

В рассматриваемом примере для проведения анализа риска выбран метод анализа видов последствий и критичности отказов.

Анализ видов, последствий и критичности отказов (АВПКО) - процедура качественного анализа проекта, технологии изготовления, правил эксплуатации и хранения, системы технического обслуживания и ремонта изделия, заключающаяся в выделении на некотором уровне разукрупнения его структуры возможных отказов ражного вида, в прослеживании прчинно-следственных связей, обуславливающих их возникновение последствий этих отказов наданном и вышестоящих уровнях, а также - в качественной оценке и ранжировании отказов по тяжести их последствий.

На примере культиватора "Carrier-92XL"

Анализ риска култиватора "Carrier-92XL" выполнен в соответствии с требованиями:

  • ГОСТ Р 51344-99 "Безопасность машин и оборудования. Принципы оценки и определения риска";
  • ГОСТ 27.310-95 "Анализа видов, последствий и критичности отказов. Основные положения"

Для анализа риска культиватора "Carrier-92XL" применяется метод АВПКО (анализ видов, последствий и критичности отказов). На основе АВПКО группой разработчиков в обосновании безопасности приведены характеристики частот отказов, их последствий, а также характеристики вероятностей несвоевременного обнаружения отказов. Критичность отказов определялаяь в соответствии с ГОСТ 27.210-95 "Анализ видов, последствий и критичности отказов. Осноовные положения."На основании проведенной оценки риска определены элементы культиватора, отказы которых могут быть критическими.

Остаточный риск эксплуатации, ремонта, обслуживания, ввода в эксплуатацию опрыскивателя связан с:

  • соединениями гидравлических муфт систем управления;
  • крепежными элементами (гайки и болты) колес и навесного оборудования;
  • гидравлическими элементами управления машиной;
  • тягово-сцепным устройством машины;
  • неисполнение персоналом установленных в инструкции по эксплуатации и ремонту требований.

Остаточный риск также связан с системами и узлами культиватора, в том числе:

  • с нахождением людей (персонала) в опасной зоне при разворачивании машины;
  • отказом полуавтоматических фиксаторов боковых секций (транспортных замков);
  • возможностью переворачивания машины.

Раздел 5. "Требования к персоналу машины и оборудования"

В разделе приводится информация, отражающая общие требования к персоналу МиО, квалификации, психофизиологическому состоянию и т.д. Описывается круг лиц, относящихся к персоналу МиО. Разграничивается ответственность персонала при выполнении работ на МиО. Приводится информация о необходимости проведения инструктажа персонала.

На примере культиватора "Carrier-92XL"

Оператор машины должен знать:

  • инструкцию завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации культиватора «Carrier-925XL»;
  • устройство культиватора, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности.

К управлению и обслуживанию машины допускаются операторы не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к выполненной работе, обученные по соответствующей программе и имеющие удостоверение на право управления транспортным средством (тракториста-машиниста). Проведение всех видов инструктажа и результаты проверки знаний оператора регистрируются в журналах и карточках по установленной форме. При выполнении работ в особо опасных условиях должен проводиться целевой инструктаж и выдаваться наряд-допуск. При нарушении оператором требований действующих норм, правил по охране труда, а также при изменении условий работы проводится внеплановый инструктаж.

Раздел 6. "Требования к безопасности при вводе в экслпуатацию МО"

В разделе должна быть представлена информация об организации, объеме, последовательности и сроках наладочных работ и испытаний, осуществляемых при вводе в эксплуатацию машины или оборудования для всех элементов, важных для безопасности. А также программы испытаний и требования к отчету о выполнении пусконаладочных работ.

На примере культиватора "Carrier-92XL"

До ввода в эксплуатацию культиватора, эксплуатационный персонал, оператор должны провести внешний осмотр, проверить исправность системы управления, устройств защиты и систем безопасности, компонентов установки, узлов и деталей, влияющих на безопасность функционирования установки. Помимо внешнего осмотра культиватора и проверки исправности компонентов, влияющих на безопасность, оператор проверяет комплектность культиватора на наличие:

  • технической документации
  • набора исправных инструментов и приспособлений;
  • запасных частей;

Перед включением культиватора обслуживающий персонал должен убедиться, что все кожухи на месте, все крышки закрыты, все предупредительные таблички на местах и хорошо различимы. При обнаружении дефектов, обслуживающий персонал должен их устранить. В случае необходимости специализированных работ для восстановления работоспособности культиватора, к работе привлекается сотрудник соответствующей квалификации, уполномоченный на проведение требуемого вида работ.

Раздел 7 ." Требования к управлению безопасностью при эксплуатации МиО"

В разделе необходимо привести информацию об организации эксплуатации МиО, подготовке работников (персонала) и поддержании работоспособности систем в целом (можно приводить ссылки на соответствующие главы ОБ):

  • Приводится перечень противоаварийных инструкций
  • Техническое обслуживание и ремонт. Годовые планы технического обслуживания и ремонта оборудования
  • Программа проверок
  • Пожарная безопасность и взрывобезопасность
  • Пределы и условия безопасной эксплуатации

На примере культиватора "Carrier-92XL"

Для узлов и частей культиватора, несущих остаточный риск установлены требования и меры, ограничивающие условия применения данных узлов и частей культиватора, направленные на снижение риска.

При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту машина должна быть заблаговременно разложена и опущена на землю. Запрещается работать под машиной. Запрещается стоять вблизи шлангов с высоким давлением. При работе с гидравлической системой необходимо собирать пролившееся масло.

Необходимо регулярно проверять на износ прицепное устройство трактора и буксирную проушину машины.

Перед транспортировкой необходимо убедиться в том, что передние орудия подняты/сложены.

Перевод с транспортного положения в рабочий и обратно должен выполняться на ровной площадке. Боковой наклон машины недопустим.

Машина имеет значительную незакрепленную массу, что может стать причиной начала раскачивания при движении по ухабистым дорогам. Движение со слишком высокой скоростью по ухабистым дорогам представляет собой значительную нагрузку на всю машину. При движении по неровной или находящейся в плохом состоянии поверхности необходимо уменьшить скорость в соответствии с дорожными условиями.

Раздел 8. "Требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации МиО"

В разделе приводятся требования к обеспечению качества работ и услуг, влияющих на безопасность машины и оборудования в течение жизненного цикла:

  • организационная деятельность по обеспечению качества;
  • контроль производственной деятельности;
  • инспекционный контроль и испытания;
  • метрологическое обеспечение;
  • обеспечение надежности;
  • контроль несоответствия установленным требованиям и корректирующие меры;
  • документация по обеспечению качества.

На примере культиватора "Carrier-92XL"

Культиватор перед пуском в эксплуатацию, а также периодические в процессе эксплуатации должен подвергаться испытаниям. Испытания должны проводиться по специальным инструкциям, составленным предприятиями, проводящими испытания, с учетом обеспечения безопасности проведения испытаний. При неудовлетворительных результатах испытания обнаруженные дефекты должны быть устранены, а испытание повторено.

Результаты проведения испытания должны быть оформлены актом и занесены в паспорт культиватора.

Проверка знаний по безопасному ведению работ у сотрудников должна проводиться ежегодно. Проверка знаний у руководящих работников и специалистов должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

При изменении технологического режима, технологических схем или конструкции культиватора, действующие инструкции пересматриваются и утверждаются до начала введения изменений.

Организация, эксплуатирующая культиваторы, обеспечивает выполнение комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание культиватора в исправном и безопасном состоянии.

Требования к управлению качеством должны быть отражены в производственных инструкциях (в рамках системы менеджмента качества, в случае ее наличия), соблюдение которых обеспечивает безопасность проведения работ, технологическую последовательность выполнения работы, методы и объемы качества их выполнения.

Раздел 9. "Требования к управлению охраны окружающией среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации МиО"

1. В разделе приводится краткая информация, отражающая требуемый уровень обеспечения охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации МиО.

2. Следует провести анализ экологических последствий от эксплуатации МиО и сравнить их с допустимыми нормативными документами. В обосновании рассматривают:

  • выбросы в воздух;
  • сбросы в воду;
  • загрязнение почв;
  • использование сырья и природных ресурсов;
  • другие воздействия на окружающую среду.

На примере культиватора "Carrier-92XL"

Культиватор не является источником химического, радиационного, электромагнитного, термического и биологического воздействия на окружающую среду.

При эксплуатации культиватора соблюдаются требования нормативно-правовых документов в области охраны окружающей среды, проводятся мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

При очистке, работах по техническому обслуживанию и ремонту не допускается попадание материалов, загрязняющих окружающую среду (смазочные вещества, гидравлическое масло, дизельное топливо, охлаждающие вещества, чистящие средства) на почву или в сточные воды. Материалы, загрязняющие окружающую среду, собираются, хранятся и транспортируются в надлежащих емкостях вплоть до осуществления утилизации в установленном порядке.

Раздел 10. "Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации МиО"

В разделе описываются соответствующие процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для:

  • обеспечения своевременного устранения системных ошибок, допущенных при проектировании, производстве монтажа, эксплуатации, утилизации, разработке документации на МиО;
  • сбора информации по случаям причинения ущерба жизни и здоровью, материальным ценностям, экологии и оценки его размера;
  • обеспечения функционирования системы менеджмента качества и постоянного повышения ее результативности.

На примере культиватора "Carrier-92XL"

Эксплуатирующая организация должна разработать стандарт по организации сбора и анализа информации об инцидентах и авариях, связанных с вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием и утилизацией культиватора, видах отказов и ошибках персонала.

Если в эксплуатирующей организации внедрена и функционирует система менеджмента качества, то в рамках этой системы разрабатываются процедуры для сбора информации по случаям причинения ущерба жизни и здоровью, материальным ценностям, экологии и оценки его размера;

Раздел 11. "Требования безопасности при утилизации МиО"

Приводятся методы, способы, процедуры утилизации МиО.

Приводятся методы, способы, процедуры нейтрализации, захоронения, переработки опасных веществ и материалов, входящих в МО.

Описываются требования к персоналу, проводящему работы по утилизации, средствам индивидуальной защиты персонала или требования к организациям, проводящим такие работы.

На примере культиватора "Carrier-92XL"

Машина перед снятием с эксплуатации и отправкой на утилизацию после окончания срока службы освобождается от токсичных сред по технологии владельца, обеспечивающей безопасное ведение работ, а также осуществить разборку и разделку установки с сортировкой металла по типам и маркам.

Для утилизации составных частей культиватора при проведении технического обслуживания, текущего ремонта и замены вышедших из строя составных частей и расходных материалов, эксплуатирующая организация принимает соответствующие меры в части безопасной утилизации образовавшихся отходов.

Утилизация культиватора осуществляется по технологии владельца, обеспечивающей безопасное ведение работ и выполнение требований национального законодательства в области охраны окружающей среды.

Общие сведения об обосновании безопасности

В последнее время нас все чаще спрашивают, что такое «обоснование безопасности», зачем оно нужно, и как разработать этот документ. Давайте исходить из того, что обоснование безопасности ДОЛЖНО БЫТЬ при подтверждении соответствия! Причем раз Вы решили его создать, то давайте постараемся сделать это не просто красиво, а так, чтобы этот документ соответствовал своему определению, да и чтобы потом не было стыдно…

Итак, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ обоснование безопасности» с точки зрения подтверждения соответствия ?

Термин «обоснование безопасности» (далее ОБ) в практике подтверждения соответствия был введен еще Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования», однако в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 , а затем и в , он получил несколько иной статус.

Определение осталось таким же и изложено в статье 2 ТР ТС 010/2011 (или в статье 4 ТР ТС 032/2013):

«ОБ» - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование (далее - просто машины) на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта .

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ТР ТС 010/2011 при разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия - у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование .

Аналогичные требования присутствуют и в ТР ТС 032/2013 (см. статью 25) с небольшими поправками: согласно статьи 16 обоснование безопасности относится к технической документации, прилагаемой к оборудованию.

В соответствии с пунктом 17 статьи 5 ТР ТС 010/2011 для отремонтированных машин и (или) оборудования, не отвечающих требованиям проектной (конструкторской) документации, должны разрабатываться меры по обеспечению установленных в обосновании безопасности значений риска с учетом принятых в организации технологических процессов и системы контроля .

В отличие от уже недействующего российского регламента при проведении подтверждения соответствия машин и (или) оборудования (в виде или ) заявитель формирует комплект документов на машины и (или) оборудование, подтверждающий соответствие требованиям безопасности технического регламента, который включает обоснование безопасности. Т.е. если заявитель хочет получить документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям ТР ТС 010/2011 или ТР ТС 032/2013, ему придется представить в Орган по сертификации обоснование безопасности. Вот Вам и ответ на вопрос ЗАЧЕМ, опять же с точки зрения подтверждения соответствия .

Хотя можно предположить, что этот документ может послужить хорошим аргументом в спорах между проектировщиком, изготовителем и владельцем машин.

И вот тут мы вплотную подошли к вопросу КАК . Пока в РФ не было документа, который бы предъявлял к ОБ какие-либо требования, мы рекомендовали нашим заказчикам брать за основу определение ОБ из регламента и перечень документов, указанный в приложении VII директивы 2006/42/ЕС «О машинах».

Мы не ставим задачей сравнение ОБ с техническим файлом (the technical file), приведенным в приложении VII Директивы 2006/42/ЕС. Лишь оговоримся, что технический файл является аналогом ОБ, и, исходя из нашего опыта, чаще всего он напоминает «сборную солянку» документов разного формата. Пожалуй, только немцы преподносят этот документ в красивом и удобочитаемом виде.

Но с 01.06.2012 ситуация в корне изменилась. В России был введен в действие ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности», устанавливающий правила построения, изложения, оформления ОБ. Этот стандарт Приказом Росстандарта от 20 августа 2010 года № 3108 заочно вошел в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования". В настоящее время Приказ Росстандарта № 3108 отменен, однако стандарт действует на территории РФ, и мы надеемся, что он будет внесен в Перечень стандартов к ТР ТС 010/2011.

Согласно ГОСТ Р 54122-2010 ОБ является документом, который разрабатывается проектировщиком (изготовителем) на машины и (или) оборудование. Допускается разрабатывать одно ОБ на несколько моделей/модификаций машин и (или) оборудование. ГОСТ Р 54122-2010 различает краткое ОБ и полное ОБ, которые отличается степенью детализации. Краткое ОБ носит декларативный характер и используется для подтверждения соответствия продукции. Полное ОБ в отличии от краткого включает результаты всех расчетов и испытаний, полный комплект конструкторской и эксплуатационной документации и используется при проведении процедур контроля и надзора.

Очевидно, что правила оформления ОБ относят его к конструкторской документации, поэтому этот документ взаимосвязан с другими документами, такими как расчеты, чертежи, паспорт, руководство по эксплуатации. Поэтому ОБ должно разрабатываться проектировщиком параллельно вместе с остальной документацией. И работая над ОБ, следует все время сверяться с руководством по эксплуатации и вносить туда при необходимости изменения.

В ОБ допускаются ссылки на различные документы (ОБ других машин, ТУ, стандарты и т.д.), при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в использовании ОБ. В этом случае их следует перечислить в разделе «Ссылочные нормативные документы».

  • основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования;

  • общий подход к обеспечению безопасности при проектировании машины и (или) оборудования;

  • требования к надежности машины и (или) оборудования;

  • требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования;


  • требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению качеством при эксплуатации машин и (или) оборудования;

  • требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования безопасности при утилизации машины и (или) оборудования.

Состав разделов ОБ их содержание определяет разработчик в соответствии с особенностями продукции.

При необходимости ОБ, в зависимости от вида и назначения МО, могут быть дополнены другими разделами (подразделами) или в них могут не включаться отдельные разделы (подразделы), или отдельные разделы (подразделы) могут быть объединены в один.

Мы не станем переписывать здесь весь стандарт. Лишь попробуем обратить внимание на некоторые моменты.

Введение

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.1 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования

При заполнении этого раздела следует использовать сведения из технических условий, паспорта машины и т. д. . Для разработчиков так называемой «поднадзорной» продукции немного легче, т.к. в формах паспортов по Правилам Ростехнадзора имеются все указанные в пункте 6.2 ГОСТ Р 54122-2010 сведения.

Общие принципы обеспечения безопасности машины и (или) оборудования

В этом разделе (см. пункт 6.3 ГОСТ Р 54122-2010) следует описать общие мероприятия, произведенные проектировщиком для реализации принципов безопасности. Заранее скажем, что раздел трудный, поэтому приведем несколько примеров.

Например, для реализации принципов пассивной безопасности:

  • указать документы, в которых четко определена область применения машины;
  • указать о произведенных расчетах;
  • указать конструктивные мероприятия по реализации принципов пассивной безопасности (например, что ограничена зона работ и грузоподъемность, предусмотрены блокировки, применены конкретные устройства безопасности и т.п.);
  • перечислить мероприятия о предупреждении потребителя об оставшемся риске.
  • Например, для реализации принципов экологической безопасности изготовителем:

  • указать о принципах выбора отдельных элементов и узлов (например, учитывая содержание вредных веществ в воздухе, уровень шума, излучаемого в пространство, уровень электромагнитных излучений и т.п.).
  • определить максимально допустимый уровень внешнего шума от работы машины и сослаться на соответствующий протокол измерений.
  • дать указания по замене и утилизации горюче-смазочных веществ, кислот и других вредных веществ.

Для учета недопустимого риска при эксплуатации нужно привести сведения об оборудовании машины ограничителем грузоподъемности (предельного груза и момента. Необходимо дать предупреждения о недопустимости использования не по назначению, например: кран нельзя использовать для подъема людей, подъемник – в качестве крана или транспортного средства и т.п.

Для реализации принципов эргономичности нужно указать особенности выбора и расположения системы управления машиной, о размерах и уровне освещенности рабочего места.

Необходимо указать, что при работе на высоте персонал должен использовать предохранительные пояса (ремни безопасности), указать места их крепления. При выполнении некоторых работ следует использовать защитные очки, каски и т.п.

При использовании жидкостей, применяемых в машине, нужно учесть риски при заполнении, использовании, восстановлении, утилизации и т.п.

Здесь важно разграничить ответственность между проектировщиком, изготовителем и потребителем. Очевидно, что на потребителя будет возлагаться ответственность за использование мер по уменьшению оставшихся рисков. Для надежной продолжительной работы машины важно, чтобы меры безопасности были простыми и не препятствовали рабочему процессу. В противном случае какое-либо недопонимание может привести к риску неправильной эксплуатации машины.

В случае применения комплектующих, на которые распространяется действие ТР ТС 010/2011, мы рекомендуем использовать ОБ их изготовителей (согласно той же статьи 4 ТР ТС), расчеты (при наличии). Это очень сильно облегчит составления ОБ производителям, которые занимаются просто сборкой машин из покупных комплектующих. Например, в случае сборки подъемника из рабочего оборудования одного производителя и автомобиля другого производителя. В этом случае приводятся ОБ на оборудование и автомобиль, а затем составляется ОБ на готовую машину, которое будет гораздо меньше по объему, если бы разрабатывалось с нуля.

Требования к надежности машины и (или) оборудования

Наряду со сведениями, которые необходимо указывать согласно пункта 6.4 ГОСТ Р 54122-2010 мы рекомендуем приводить некоторые данные из расчетов, группы классификации грузоподъемных машин и механизмов и т.п.

Необходимо выделить момент, при котором машина направляется в капитальный ремонт. Нужно уточнить состояние, при котором дальнейшая эксплуатация машины без капитального ремонта невозможна. Мы рекомендуем описать признаки предельного состояния машины и ее составных частей, при которых они должны направляться на капитальный ремонт.

Следует указать меры для обеспечения надежности, например: отдельные цепи управления могут быть дублированы, владелец должен регулярно проводить работы по техническому обслуживанию и техническое освидетельствование. Указать, что персонал, проводящий обслуживание, должен быть обучен и аттестован.

Можно уточнить, что должны быть установлены только оригинальные запасные части и только в специализированных сервисных центрах, привести список рекомендуемых масел и смазочных веществ, обеспечивающих эксплуатацию машины при разных температурах.

Необходимо обратить внимание на применение только поверенных средств измерений и аттестованного испытательного оборудования.

Часть этих требований должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.

Требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.5 ГОСТ Р 54122-2010.

Например, можно определить, что оператор, крановщик, машинист опасных машин должны быть не моложе 18 лет, быть обучены и аттестованы в порядке, установленном законодательством. В определенных случаях у них должно быть удостоверение установленной формы с фотографией, в котором указан тип работ или машины, к управлению которым он допущен.

Эти требования, включая ответственность, права и обязанности, должны быть также изложены в руководстве по эксплуатации.

Анализ риска применения (использования) машин и (или) оборудования

В пункте 6.6 ГОСТ Р 54122-2010 приведены основные требования к содержанию этого раздела. Проведение этого анализа может занять большую часть времени составления не только ОБ но и разработки всей документации, так как анализ риска на первоначальном этапе проектирования может внести существенные изменения в окончательный облик машины (оборудования).

Что такое ? Это изучение на предварительном этапе проектирования технических требований к машине, когда проектировщик фактически должен описать все «плохое», что может произойти с машиной на всех стадиях жизненного цикла (от начала проектирования машины до ее утилизации), определить, как часто это все может произойти, и какие последствия это вызовет, другими словами – идентифицировать опасности.

Затем проектировщик должен определиться, какими методами добиться устранения или хотя бы минимизации этого «плохого», и с учетом этого внести корректирующие и защитные меры в проект. После принятия защитных мер может случиться, что часть риска возникновения опасной ситуации останется. Это решается путем уведомления об этом пользователя (владельца), например: использованием предупреждающих наклеек, табличек, указанием, в том числе и в эксплуатационной документации, об обязательном техническом облуживании или осмотре и т.д..

Здесь хочется отметить, что анализ рисков проводится на основании обобщенного опыта и достигнутого уровня знаний, т.е. не возбраняется пользоваться не только стандартами или руководящими документами, но и научными трудами и расчетами. Не стоит пугаться терминов – количественный и качественный анализ рисков . Поверьте, если начнете оценивать риски машин и оборудования, к какому либо одному или комбинированному методу придете сами. Самое сложное, как оказалось правильно оформить документацию.

В стандартах ГОСТ Р ИСО 13849-1 и ГОСТ ISO 12100-2013 хорошо изложена теория, есть определения, приводятся несколько примеров.

Рекомендуем обратить внимание сначала на такой стандарт, как ГОСТ Р 53387-2009 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска». Как видно из названия в нем приведены примеры главным образом относящиеся к анализу рисков для людей, находящихся в лифтах, на эскалаторах и пассажирских конвейерах. Однако предлагаемые в этом стандарте процедуры анализа риска могут быть использованы также для анализа других видов рисков, таких как риски причинения ущерба имуществу или окружающей среде.

Затем уже можно вернуться к вышеупомянутым стандартам. В них приведены виды опасностей, события, приводящие к этим опасностям. При анализе рисков следует выделить те опасности, которые могут возникнуть с этой машиной на всех стадиях ее эксплуатации, а затем предусмотреть различные меры, позволяющие свести эти опасности к нулю, или, в крайнем случае, к минимуму.

В стандартах, аутентичных европейским нормам нового типа (например: ГОСТ Р 53037-2008 «Мобильные подъемники с рабочими платформами - Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания», СТБ EN 12158-1-2008 «Подъемники строительные грузовые. Часть 1. Подъемники с доступной платформой» и др.), опасные факторы определены при помощи процедуры оценки риска и представлены в виде таблиц. Эти стандарты также содержат конкретные технические решения для реализации требований безопасности, что гораздо удобнее при проектировании машин.

Подход, используемый в стандартах серии ССБТ, а также в специальных стандартах, выпущенных еще в 80-х годах, был совершенно иной, поэтому на выявление опасностей может уйти больше времени. Рекомендуем использовать в качестве «шпаргалки» европейские нормы (например: EN 14439-2009 для башенных кранов, EN 12999-2009 для кранов-манипуляторов, EN 13000-2010 для стреловых кранов), не забывая про особенности отечественных норм.

В отдельной мы постарались привести несколько примеров различных решений по составлению анализа рисков.

Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины

В соответствии с ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» «ввод в эксплуатацию» − событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке. Причем, для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением».

В этом разделе согласно пункта 6.7 ГОСТ Р 54122 представляется информация об организации, объеме, последовательности и сроках наладочных работ и испытаний, осуществляемых при вводе в эксплуатацию машины или оборудования для всех элементов, важных для безопасности.

Например, следует ОБЯЗАТЕЛЬНО указать, чтобы перед вводом в эксплуатацию рабочий персонал тщательно изучил Руководство по эксплуатации. Можно добавить какие-либо другие указания, например: запрещенные операции, эксплуатационные ограничения.

Основные мероприятия при вводе в эксплуатацию зависят от особенностей машины, и могут содержать:

  • установку машины в месте, удобном для работы, проверку несущей способности грунта или основания;
  • включение блокировок или стопоров;
  • особенности установки и выравнивания в различных плоскостях;
  • обеспечение достаточного освещения рабочей зоны;
  • особенности управления машиной;
  • особенности окончания работ (например, опускание стрелы крана и складывание ее в транспортное положение).

Как правило, необходимо указывать, что перед первым вводом в эксплуатацию, а затем периодически машина должна быть испытана в определенном объеме. Программа или объем испытаний должен быть приведен также и в Руководстве по эксплуатации и быть понят потребителю. Следует указать места приведения записей о проверках и испытаниях, обращая внимание потребителя о возможных санкциях в случае их отсутствия. Например, изготовитель может лишить потребителя гарантии в случае отсутствия записей о пусконаладочных работах.

Требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.8 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению безопасностью при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации безопасной работы для владельца машины;
  • перечень указаний по технике безопасности, которые должны быть изучены рабочим персоналом наряду с указаниями руководства по эксплуатации;
  • специальные требования к персоналу;
  • предупреждение владельца о том, что перед началом работы следует получить данные о взрывоопасности или пожароопасности окружающей среды;
  • параметры окружающей среды, которые могут привести к аварийной ситуации, а также действия в случае возникновения аварийной ситуации;
  • мероприятия, снижающие риски при установке машины на разных основаниях, при работе вблизи линий электропередач, для предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации машины;
  • указания по периодическому осмотру, техническому обслуживанию и ремонту и т.п.

Требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации машин и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.9 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации работ владельцем подъемника, направленные на обеспечение качества работ при эксплуатации подъемника;
  • минимально необходимые требования к квалификации работников;
  • указания о необходимости заполнения конкретных форм в Паспорте во время эксплуатации машины;
  • перечень регулярных проверок во время технического обслуживания и проверок машины;
  • указания о необходимости применения только поверенных средств измерений и аттестованных испытательных грузов при проведении технического обслуживания;
  • указания о необходимости выявления неисправных устройств безопасности и их своевременной замене и т.п.

Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.10 ГОСТ Р 54122-2010.

Меры по охране окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть конкретные:

  • указания о необходимости предотвращения попадания загрязняющих веществ в почву;
  • сведения о необходимости утилизации масел, краски, ламп, кислоты, аккумуляторов в установленном законодательстве порядке;
  • меры ответственности эксплуатирующего персонала по обеспечению экологической безопасности.

Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.11 ГОСТ Р 54122-2010.

В дополнение мы рекомендуем разместить в эксплуатационной документации форму обратной связи с потребителем, а также указания о запрете на модернизацию, доработку, специальный ремонт (например, с применением сварочных работ) без согласования с изготовителем или проектировщиком.

Требования безопасности при утилизации машины и оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.12 ГОСТ Р 54122-2010.

Дополнительно разработчик должен при необходимости дать указание о том, что перед отправкой на утилизацию машину нужно разобрать и детали рассортировать.

Разработчик должен привести перечень используемых в машине материалов, которые в процессе утилизации могут привести к возникновению рисков:

  • металлы: конструкции и механизмы.
  • пластмассы: прокладки, пояса, изоляция.
  • электротехнические изделия: обмотки, электромагнитные клапаны и т.д.
  • масла и смазки.

Разработчик может напомнить потребителю, что при разборке и утилизации компонентов машины следует соблюдать общие правила безопасности, а персонал, проводящий работы по утилизации, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты персонала.

Мы надеемся, что информация, приведенная в этой статье, поможет Вам ориентироваться в тех вопросах, которые ставит стандарт ГОСТ Р 54122-2010. Приведенные нами примеры не являются абсолютными ответами, а служат лишь для удобства понимания содержания того или иного раздела.

Также обращаем внимание на отсутствие в нормативной документации требований о необходимости перевода обоснования безопасности на русский язык. Очевидно, что оно является документом, созданным на языке проектировщика (возможно изготовителя). Однако мы рекомендуем в таком случае добавлять к техническому файлу или обоснованию пояснительную записку на русском языке или на языке государства Таможенного Союза, если это требуется согласно законодательства. В такой записке можно привести перечень ссылок на вышеуказанные технические решения и указания.

О нас

Мы также предлагаем следующие виды услуг

Вы можете задать вопрос удобным для Вас способом, например, позвонив по телефону или отправив запрос по электронной почте, и в ближайшее время наши специалисты дадут Вам ответ

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ