Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Оноре де Бальзак

«Отец Горио»

Главные события происходят в пансионе «мамаши» Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретается семь постоянных «нахлебников»: на втором этаже — юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем — отставной чиновник Пуаре и загадочный господин средних лет по имени Вотрен; на четвёртом — старая дева мадемуазель Мишоно, бывший хлеботорговец Горио и студент Эжен де Растиньяк, приехавший в Париж из Ангулема. Все жильцы дружно презирают папашу Горио, которого некогда именовали «господином»: поселившись у госпожи Воке в 1813 г., он занял лучшую комнату на втором этаже — тогда у него явно водились деньжата, и хозяйка возымела надежду покончить со своим вдовьим существованием. Она даже вошла в некоторые затраты на общий стол, но «вермишельщик» не оценил её усилий. Разочарованная мамаша Воке стала косо на него поглядывать, и он полностью оправдал дурные ожидания: через два года съехал на третий этаж и перестал топить зимой. О причине такого падения зоркие слуги и жильцы догадались очень скоро: к папаше Горио изредка заходили тайком прелестные молодые дамы — очевидно, старый развратник проматывал состояние на любовниц. Правда, он пытался выдать их за своих дочерей — неумная ложь, которая всех только позабавила. К концу третьего года Горио перебрался на четвёртый этаж и стал ходить в обносках.

Между тем размеренная жизнь дома Воке начинает меняться. Молодой Растиньяк, опьянённый блеском Парижа, решает проникнуть в высший свет. Из всей богатой родни Эжен может рассчитывать лишь на виконтессу де Босеан. Послав ей рекомендательное письмо своей старой тётушки, он получает приглашение на бал. Юноша жаждет сблизиться с какой-нибудь знатной дамой, и внимание его привлекает блистательная графиня Анастази де Ресто. На следующий день он рассказывает о ней своим сотрапезникам за завтраком, и узнает удивительные вещи: оказывается, старик Горио знаком с графиней и, по словам Вотрена, недавно оплатил её просроченные векселя ростовщику Гобсеку. С этого дня Вотрен начинает пристально следить за всеми действиями молодого человека.

Первая попытка завязать светское знакомство оборачивается для Растиньяка унижением: он явился к графине пешком, вызвав презрительные ухмылки слуг, не сумел сразу найти гостиную, а хозяйка дома ясно дала ему понять, что хочет остаться наедине с графом Максимом де Трай. Взбешённый Растиньяк проникается дикой ненавистью к высокомерному красавцу и клянётся восторжествовать над ним. В довершение всех бед, Эжен совершает оплошность, упомянув имя папаши Горио, которого случайно увидел во дворе графского дома. Удручённый юноша отправляется с визитом к виконтессе де Босеан, но выбирает для этого самый неподходящий момент: его кузину ждёт тяжёлый удар — маркиз д’Ажуда-Пинто, которого она страстно любит, намерен расстаться с ней ради выгодной женитьбы. Герцогиня де Ланже с удовольствием сообщает эту новость своей «лучшей подруге». Виконтесса торопливо меняет тему разговора, и мучившая Растиньяка загадка немедленно разрешается: Анастази де Ресто в девичестве носила фамилию Горио. У этого жалкого человека есть и вторая дочь, Дельфина — жена банкира де Нусингена. Обе красотки фактически отреклись от старика отца, который отдал им все. Виконтесса советует Растиньяку воспользоваться соперничеством двух сестёр: в отличие от графини Анастази баронессу Дельфину не принимают в высшем свете — за приглашение в дом виконтессы де Босеан эта женщина вылижет всю грязь на прилегающих улицах.

Вернувшись в пансион, Растиньяк объявляет, что отныне берет папашу Горио под свою защиту. Он пишет письмо родным, умоляя прислать ему тысячу двести франков — это почти непосильное бремя для семьи, но юному честолюбцу необходимо обзавестись модным гардеробом. Вотрен, разгадавший замыслы Растиньяка, предлагает молодому человеку обратить внимание на Викторину Тайфер. Девушка прозябает в пансионе, потому что её не желает знать отец — богатейший банкир. У неё есть брат: достаточно убрать его со сцены, чтобы ситуация переменилась — Викторина станет единственной наследницей. Устранение молодого Тайфера Вотрен берет на себя, а Растиньяк должен будет заплатить ему двести тысяч — сущий пустяк в сравнении с миллионным приданым. Юноша вынужден признать, что этот страшный человек в грубой форме сказал то же самое, что говорила виконтесса де Босеан. Инстинктивно чувствуя опасность сделки с Вотреном, он принимает решение добиться благосклонности Дельфины де Нусинген. В этом ему всячески помогает папаша Горио, который ненавидит обоих зятьёв и винит их в несчастьях своих дочерей. Эжен знакомится с Дельфиной и влюбляется в неё. Она отвечает ему взаимностью, ибо он оказал ей ценную услугу, выиграв семь тысяч франков: жена банкира не может расплатиться с долгом — муж, прикарманив приданое в семьсот тысяч, оставил её практически без гроша.

Растиньяк начинает вести жизнь светского денди, хотя денег у него по-прежнему нет, а искуситель-Вотрен постоянно напоминает ему о будущих миллионах Виктории. Однако над самим Вотреном сгущаются тучи: полиция подозревает, что под этим именем скрывается беглый каторжник Жак Коллен по прозвищу Обмани-Смерть — для его разоблачения необходима помощь кого-либо из «нахлебников» пансиона Воке. За солидную мзду роль сыщиков соглашаются исполнить Пуаре и Мишоно: они должны выяснить, есть ли у Вотрена клеймо на плече.

За день до роковой развязки Вотрен сообщает Растиньяку, что его приятель полковник Франкессини вызвал Тайфера-сына на дуэль. Одновременно юноша узнает, что папаша Горио не терял времени даром: снял для Эжена с Дельфиной прелестную квартирку и поручил стряпчему Дервилю положить конец бесчинствам Нусингена — отныне дочь будет иметь тридцать шесть тысяч франков годового дохода. Это известие кладёт конец колебаниям Растиньяка — он хочет предупредить отца и сына Тайферов, но предусмотрительный Вотрен подпаивает его вином с примесью снотворного. Наутро такой же трюк проделывают с ним самим: Мишоно подмешивает ему в кофе снадобье, вызывающее прилив крови к голове, — бесчувственного Вотрена раздевают, и клеймо выступает на плече после хлопка ладонью.

Дальнейшие события происходят стремительно, и мамаша Воке в одночасье теряет всех своих постояльцев. Сначала приезжают за Викториной Тайфер: отец вызывает девушку к себе, ибо брат её смертельно ранен на дуэли. Затем в пансион врываются жандармы: им дан приказ убить Вотрена при малейшей попытке к сопротивлению, но тот демонстрирует величайшее хладнокровие и спокойно сдаётся полиции. Проникшись невольным восхищением к этому «гению каторги», обедающие в пансионе студенты изгоняют добровольных шпиков — Мишоно и Пуаре. А папаша Горио показывает Растиньяку новую квартиру, умоляя об одном — позволить ему жить этажом выше, рядом со своей ненаглядной Дельфиной. Но все мечты старика рушатся. Прижатый к стене Дервилем, барон де Нусинген сознаётся, что приданое жены вложено в финансовые махинации. Горио в ужасе: его дочь оказалась в полной власти бесчестного банкира. Однако положение Анастази ещё хуже: спасая Максима де Трай от долговой тюрьмы, она закладывает Гобсеку фамильные бриллианты, и об этом узнает граф де Ресто. Ей нужно ещё двенадцать тысяч, а отец потратил последние деньги на квартиру для Растиньяка. Сестры начинают осыпать друг друга оскорблениями, и в разгар их ссоры старик падает как подкошенный — его хватил удар.

Папаша Горио умирает в тот день, когда виконтесса де Босеан даёт свой последний бал — не в силах пережить разлуку с маркизом д’Ажуда, она навсегда покидает свет. Простившись с этой изумительной женщиной, Растиньяк спешит к старику, который тщетно призывает к себе дочерей. Несчастного отца хоронят на последние гроши нищие студенты — Растиньяк и Бьяншон. Две пустые кареты с гербами провожают гроб с телом на кладбище Пер-Лашез. С вершины холма Растиньяк смотрит на Париж и даёт клятву преуспеть любой ценой — и для начала отправляется обедать к Дельфине де Нусинген.

Действия произведения Оноре де Бальзака «Отец Горио» происходят в ноябре 1819 года в пансионе мадам Воке в Париже, которой постояльцы дали прозвище «Мамаша». В пансионе на тот момент проживают семь постоянных съемщиков. На четвертом этаже – дева преклонных лет мадемуазель Мишоно, студент Эжен, который приехал из Ангулема, и бывший хлеботорговец Горио. На третьем этаже – господин Вотрен, о деятельности которого никому и ничего неизвестно, и чиновник в отставке Пуаре. На втором – юная Викторина Тайфер со своей родственницей мадам Кутюр.

Всех жильцов дома связывает чувство презрения к Горио, который проживает у мадам Воке уже более шести лет. Только поселившись в пансион Горио занял самую лучшую комнату на втором этаже, на то время у него еще водились деньги. Быстро приметив Горио, хозяйка твердо для себя решила выйти за него замуж, однако Горио отверг ее. Через пару лет финансовый поток Горио начал иссякать, и он вынужден был переехать на третий этаж. Причиной этому стали молодые любовницы папаши Горио, которые время от времени захаживали к нему. Попытки выдать девушек за своих дочерей каждый раз очень смешили всех постояльцев. Такая жизнь привела к тому, что все состояние Горио спустил на девушек, начал ходить в обносках и переехал жить на четвертый этаж.

Между тем жизнь в пансионе начинает понемногу меняться. Эжен Растиньяк, рассмотрев прелести жизни в Париже, решает во чтобы то ни стало попасть в светское общество. На балу, на который Эжен попадает с помощью тети, он знакомится с графиней Анастази де Ресто, старой знакомой Горио. Попытка Эжена завязать более близкое знакомство оборачивается для Эжена унижением. Графиня предпочла графа Максима де Трай, к которому Эжен сразу проникается дикой ненавистью. Далее парень посещает свою тетю, которая рассказывает ему, что Анастази в девичестве была Горио, и что жена банкира Дельфина тоже дочь папаши Горио, но обе дочери отвернулись от своего отца. Случайно Вотрен рассказывает Эжену, что Викторина – дочь банкира, и если убрать ее брата, то она станет единственной наследницей. Убить брата вызывается сам Вотрен за 200 тысяч из будущего приданного девушки, но Эжен, при содействии Горио, влюбляется в Дельфину, которая отвечает ему взаимностью.

Эжен теперь вхож на любые светские приемы, однако денег у него не прибавилось, да и Вотрен постоянно напоминает ему о миллионах Викторины. Через некоторое время судьба Вотрена делает резкий поворот, полиция начинает подозревать в нем Жака Коллена, который сбежал из каторги. За вознаграждение полиции Мишоно и Пуаре должны узнать, есть ли на плече у Вольтрена клеймо.

Через пару дней Вольтрен сообщает Эжену, что его друг полковник Франкессини вызвал на дуэль брата Викторины и что судьба его предрешена. В этот же день Эжен узнает, что папаша Горио решил все вопросы с мужем Дельфины о разделе имущества и доле его дочери в банке, и снял для него и Дельфины квартиру. Выбор парень делает сразу же, но предстоящая дуэль Тайфера не дает ему покоя, и Эжен решает рассказать все отцу и брату Викторины. Однако этому не суждено было сбыться, Вотрен подсыпает ему снотворное. Чуть позже снотворное в кофе Вотрена, подсыпанное Мишоно, усыпляет и Вотрена. Мишоно сразу же находит на плече его пресловутое клеймо.

На следующий день за Викториной приезжает отец, так как ее брат смертельно ранен на дуэли, жандармы задерживают Вотрена, Пуаре и Мишоно за предательство изгоняют студенты, которые обедали в пансионе. Папаша Горио и Эжен узнают, что бывший муж Дельфины вложил ее часть в финансовые махинации. Вторая дочь Горио, спасая своего любовника Максима де Трая, закладывает фамильные бриллианты мужа, а муж все узнает и ей срочно нужны деньги. От проблем дочерей папашу Горио хватает удар, а через пару дней он умирает.

Произведение заканчивается тем, что нищий Эжен с холма смотрит на Париж и клянется преуспеть в жизни любой ценой.

Сочинения

Специфика «Этюдов о нравах». Анализ романа «Отец Горио» Проблема отцов и детей в романе Оноре де Бальзака "Отец Горио" (сочинение миниатюра) Растиньяк - характеристика литературного героя Реалистические типы героев в романе Бальзака «Отец Горио» Проблема выбора в романе О де Бальзака "Отец Горио" Вверх по лестнице ведущей вниз(по роману О де Бальзака "Отец Горио") Что привело папашу Горио к гибели (По роману О. Бальзака "Отец Горио") Изображение растлевающей власти денег в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио»

Отец Горио – бывший макаронный фабрикант, который снимает комнаты в пансионе «Дом Воке». Ранее он платил большие деньги и ему принадлежали лучшие комнаты в доме. К тому же он хорошо одевался. Хозяйка дома, госпожа Воке, мечтала выйти за него замуж. Однако прошло время, мужчина переселился на самый дешевый этаж, заметно обеднел и превратился во всеобщее посмешище. Время от времени к нему приходят две дочери. Обе создают впечатление знатных дам.

В том же доме проживает молодой юноша Эжен Растиньяк. Однажды на балу у виконтессы де Босеан он встречает прекрасную графиню Анастази де Ресто. Рассказывая на кухне следующим утром жильцам дома об этой встрече, он узнает, что графиню содержит папаша Горио. Эжен не верит этому, однако, придя как-то к графине с визитом, он застает там своего соседа. Анастази знакомит юношу с мужем, а также с любовником – Максимом де Траем. Сначала его хорошо принимают и мило ведут с ним беседу, но стоило ему упомянуть о Горио, как с ним тут же прощаются. Эжен едет к виконтессе де Босеан, у которой узнает, что графиня на самом деле дочь господина Горио. Вторая его дочь, Дельфина, является женой известного банкира – барона Нусингена. Сделав состояние в период революции, папаша Горио дал за каждой дочерью приданое по 500-600 тыс.франков, однако спустя некоторое время дочери отказались от отца. Также де Босеан советует Эжену завязать роман с Дельфиной, чтобы с ее помощью получить хорошее положение в обществе.

Вернувшись домой, юноша решает помочь Горио и с помощью родных собирает деньги. В это время к нему приходит еще один его сосед, господин Вотрен, и предлагает заключить сделку – Эжен получает невесту с приданым в 1 миллион франков, но 20% забирает Вотрен. Такой невестой может стать юная Викторина, непризнанная дочь отца-миллионера. Аферист утверждает, что если убить ее брата, то отец захочет наследников и признает дочь. Однако юноша отказывается.

Постепенно Растиньяк влюбляется в Дельфину, и отдает ей все свои деньги. Бедствуя, он признается в любви Викторине. После этого все узнают, что брата девушки смертельно ранили на дуэли. В это же время парижская полиция узнает, что Вотрен – это беглый каторжник и его арестовывают.

Анастази, платя по векселям любовника, разоряется, и муж отказывается от нее. Отец Горио заболевает и умирает. Перед смертью он признает, что дочерям нужны были только его деньги. Хоронит его Растиньяк за свой счет.

Основная идея рассказа – показать деградацию духовной личности на примере дочерей, которых интересовали только деньги.

Картинка или рисунок Бальзак - Отец Горио

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пеппи длинный чулок Астрид Линдгрен

    Маленькая девочка Пеппи осталась сиротой. Она живет абсолютно одна, делает что хочет и когда хочет. Пеппи ведет себя странным образом, она не такая, как остальные девчонки: очень сильная, хозяйственная, ловкая, умная.

  • Краткое содержание Остров Крым Аксенов

    В период гражданской войны в России по воле случая большевики не смогли завоевать крымский остров. Спустя годы благодаря поддержке капиталистического мира Крым становится крепким развитым государством.

  • Краткое содержание Фадеев Разгром по главам

    Морозка отправлен командиром Левинсоном в отряд Шадабы, дабы доставить туда пакет. Тот категорически не хочет ехать, и уговоривает командира, чтобы он отправил другого. Но Левинсон отвечает, что если Морозка не будет делать то

  • Краткое содержание В ожидании Годо Беккет

    Эта пьеса абсурда, в которой намеренно нет смысла, логических связей. Герои всё ждут какого-то Годо на дороге. Мимо них проходят люди, что-то происходит – отрывочное и непонятное (то ли в этом есть глубокий смысл, то ли смысла нет совсем)

  • Краткое содержание Андерсен Дюймовочка

    Сказка о судьбе маленькой девочки. О том, какие на её долю выпали испытания. Малышка была похищена зелёной жабой

«Отец Горио», краткое содержание романа Бальзака

Пансион «Дом Воке», 1819 год. Хозяйка пансиона, мадам Воке – вдова, пятидесяти лет. Дом состоит из четырёх этажей. Лучшие комнаты находятся на втором: их занимают сама мадам Воке и г-жа Кутюр, вдова интендантского комиссара времен Республики, с молодой воспитанницей Викториной Тайфер. На третьем этаже живут старик Пуаре и г-н Вотрен, бывший купец, сорока лет. Четвёртый этаж делят между собой старая дева – мадемуазель Мишано, бывший макаронный фабрикант – папаша Горио и студент – Эжен де Растиньяк. В мансарде живёт кухарка Сильвия и слуга Кристоф. Почти все жильцы «Дома Воке» носят потрёпанные вещи, их лица выглядят старообразно. На общем фоне выделяется только Викторина Тайфер – молодая особа, непризнанная своим отцом-миллионером.

Папаша Горио – «всеобщее посмешище». Ему 69 лет. В «Доме Воке» он поселился в 1813 году, когда отошёл от дел. Первоначально он занимал комнаты г-жи Кутюр, хорошо одевался и платил 1200 франков в год. Все обращались к нему «г-н», а вдова Воке мечтала стать его женой. Не добившись своего, женщина возненавидела жильца. Со временем Горио перебрался на третий этаж, чтобы платить на 300 франков меньше, и стал именоваться «папашей». Периодически Горио навещают две дочери: старшая (брюнетка) и младшая (блондинка). Обе они – изысканно одетые молодые дамы. За четыре года, прошедшие с момента вселения, отец Горио существенно обеднел, постарел и переселился на самый дешёвый, четвёртый этаж.

В конце ноября 1819 года Эжен де Растиньяк попадает на бал к виконтессе де Босеан и знакомится с графиней Анастази де Ресто.

Утром на кухне Кристоф говорит Сильвии, что Вотрен, как всегда, дал ему сто су за молчание о ночных визитёрах. Вотрен говорит Воке, что видел, как папаша Горио заходил к Гобсеку – ростовщику, скупающему старое столовое серебро. За завтраком Эжен рассказывает о том, как встретил на улице Анастази. Вотрен уверяет всех, что папаша Горио содержит графиню.

Придя с визитом к графине де Ресто, Эжен встречает у неё папашу Горио. У Анастази Эжен знакомится с её любовником – графом Максимом де Траем и мужем – г-ном де Ресто. В начале со студентом мило беседуют, но как только он упоминает фамилию Горио, его вежливо выставляют из дома. Эжен отправляется к виконтессе де Босеан. Её любовник португальский вельможа, маркиз д’Ажуда-Пинто с радостью покидает дом, так как боится признаться в измене. Виконтесса подслушивает у окна, куда направляется неверный, и догадывается, что он хочет жениться на мадемуазель де Рошфид.

Беседу де Босеан с Эженом прерывает приход герцогини де Ланже. Дамы обмениваются колкостями насчёт бросивших их любовников. Эжен узнаёт, что Анастази – дочь папаши Горио. Вторая дочь – блондинка Дельфина, замужем за бароном Нусингеном, банкиром. Горио дал каждой из них в приданое по 500-600 тысяч франков. Через несколько лет после замужества обе дочери отказались от него. Герцогиня рассказывает Эжену, что Горио сделал состояние во время Французской буржуазной революции, продавая втридорога муку. Де Босеан учит Растиньяка, как нужно вести себя, чтобы завоевать положение в обществе. Для начала она предлагает ему влюбить в себя Дельфину.

Вернувшись в «Дом Воке», Растиньяк берёт под свою защиту папашу Горио. Он пишет письма матери и сёстрами, в которых просит денег. Общими усилиями семья собирает 1500 франков.

Вотрен предлагает Эжену сделку: найти ему невесту с приданым в миллион франков взамен на 200 тысяч. Такой невестой прохвост видит Викторину. Он говорит, что убьёт её брата, и отец, желающий наследников, наконец-то признает свою дочь. Эжен отказывается: он в шоке и хочет всего добиться собственным трудом.

Растиньяк обедает у де Босеан. В театре д’Ажуда-Пинто знакомит его с Дельфиной. Эжен ещё ближе сходится с Горио и рассказывает ему о посещении г-жи де Нусинген. Растиньяк выигрывает для Дельфины, которой муж практически не даёт денег на жизнь, семь тысяч франков.

Проходит месяц. Эжен влюбляется в Дельфину и остаётся без денег. Он начинает заигрывать с Викториной, но ещё не соглашается на предложение Вотрена. Между тем, Пуаре и Мишано общаются в Ботаническом саду с агентом парижской сыскной полиции, где узнают, что Вотрен – это беглый тулонский каторжник Жак Коллен по кличке «Обмани смерть».

Эжен признаётся в любви Викторине. Папаша Горио сообщает ему об квартире, снятой Дельфиной. Узнав от Вотрена, что на следующий день брат Викторины будет убит, Эжен хочется предупредить отца молодых людей, но каторжник усыпляет его вином.

На следующее утро все узнают о дуэли, на которой был смертельно ранен брат Викторины. Мишоно подмешивает в кофе Вотрена снотворное и убеждается, что он и есть тот, кого ищет парижская полиция. Вечером Обмани смерть арестовывают. Жильцы выгоняют Мишоно из «Дома Воке». Вслед за ней уходит Пуаре. Г-жа Кутюр и Викторина после смерти брата девушки остаются жить в доме г-на Тайфер.

Эжен узнаёт, что за его квартиру и обстановку заплатил папаша Горио, продав свою ренту. В «Доме Воке» он случайно подслушивает разговор папаши Горио с Дельфиной, которая говорит о том, что её муж занимается противозаконными махинациями и, если она потребует назад своё приданое, то разорит и себя, и её. Затем в «Дом Воке» является Анастази и рассказывает, как оплатила вексель на сто тысяч франков Максима де Трая. Муж узнал обо всём, принудил её признать, что является отцом только старшего ребёнка и приказал написать запродажную на всё имущество. При этом Максим всё ещё должен 12 тысяч франков. Эжен исправляет вексель, выданный ему папашей Горио, и даёт его Анастази.

Несчастья дочерей приковывают Горио к постели. Пока он умирает Дельфина веселится на балу у де Босиан вместе с Эженом. Виконтесса, еле оправившись от удара из-за будущей свадьбы д’Ажуда, уезжает в Нормандию.

Папаша Горио умирает долго и мучительно. Находясь в агонии он, наконец-то, решает признать жестокую правду о том, что дочери его не любят. Покойника Эжен хоронит за свой счёт. На кладбище приезжают пустые кареты дочерей Горио.

  • «Отец Горио», художественный анализ романа Оноре де Бальзака

Пансион, под названием «Дом Воке», открыт для всех - для юношей и стариков, для женщин и мужчин, и все же нравы в этом почтенном заведении никогда не вызывали нареканий. Но, правду говоря, там за последние лет тридцать и не бывало молодых женщин, а если поселялся юноша, то это значило, что от своих родных он получал на жизнь очень мало. Однако в 1819 году, ко времени начала этой драмы, здесь оказалась бедная молоденькая девушка. Как ни подорвано доверие к слову «драма» превратным, неуместным и расточительным его употреблением в скорбной литературе наших дней, здесь это слово неизбежно: пусть наша повесть и не драматична в настоящем смысле слова, но, может быть, кое-кто из читателей, закончив чтение, прольет над ней слезу intra и extra muros. А будет ли она понятна и за пределами Парижа? В этом можно усомниться. Подробности всех этих сцен, где столько разных наблюдений и местного колорита, найдут себе достойную оценку только между холмами Монмартра и пригорками Монружа, только в знаменитой долине с дрянными постройками, которые того и гляди что рухнут, и водосточными канавами, черными от грязи; в долине, где истинны одни страданья, а радости нередко ложны, где жизнь бурлит так ужасно, что лишь необычайное событие может здесь оставить по себе хоть сколько-нибудь длительное впечатление. А все-таки порой и здесь встретишь горе, которому сплетение пороков и добродетелей придает величие и торжественность: перед его лицом корысть и себялюбие отступают, давая место жалости; но это чувство проходит так же быстро, как ощущение от сочного плода, проглоченного наспех. Колесница цивилизации в своем движении подобна колеснице с идолом Джагернаутом: наехав на человеческое сердце, не столь податливое, как у других людей, она слегка запнется, но в тот же миг уже крушит его и гордо продолжает путь. Вроде этого поступите и вы: взяв эту книгу холеной рукой, усядетесь поглубже в мягком кресле и скажете: «Быть может, это развлечет меня?», а после, прочтя про тайный отцовские невзгоды Горио, покушаете с аппетитом, бесчувственность же свою отнесете за счет автора, упрекнув его в преувеличении и осудив за поэтические вымыслы. Так знайте же: эта драма не выдумка и не роман. All is true, - она до такой степени правдива, что всякий найдет ее зачатки в своей жизни, а возможно, и в своем сердце.

Дом, занятый под семейный пансион, принадлежит г-же Воке. Стоит он в нижней части улицы Нев-Сент-Женевьев, где местность, снижаясь к Арбалетной улице, образует такой крутой и неудобный спуск, что конные повозки тут проезжают очень редко. Это обстоятельство способствует тишине на улицах, запрятанных в пространстве между Валь-де-Грас и Пантеоном, где эти два величественных здания изменяют световые явления атмосферы, пронизывая ее желтыми тонами своих стен и все вокруг омрачая суровым колоритом огромных куполов. Тут мостовые сухи, в канавах нет ни грязи, ни воды, вдоль стен растет трава; самый беспечный человек, попав сюда, становится печальным, как и все здешние прохожие; грохот экипажа тут целое событие, дома угрюмы, от глухих стен веет тюрьмой. Случайно зашедший парижанин тут не увидит ничего, кроме семейных пансионов или учебных заведений, нищеты и скуки, умирающей старости и жизнерадостной, но вынужденной трудиться юности. В Париже нет квартала более ужасного и, надобно заметить, менее известного.

Улица Нев-Сент-Женевьев, - как бронзовая рама для картины, - достойна больше всех служить оправой для этого повествования, которое требует возможно больше темных красок и серьезных мыслей, чтобы читатель заранее проникся должным настроением, - подобно путешественнику при спуске в катакомбы, где с каждою ступенькой все больше меркнет дневной свет, все глуше раздается певучий голос провожатого. Верное сравнение! Кто решил, что более ужасно: взирать на черствые сердца или на пустые черепа?

Главным фасадом пансион выходит в садик, образуя прямой угол с улицей Нев-Сент-Женевьев, откуда видно только боковую стену дома. Между садиком и домом, перед его фасадом, идет выложенная щебнем неглубокая канава шириной в туаз, а вдоль нее - песчаная дорожка, окаймленная геранью, а также гранатами и олеандрами в больших вазах из белого с синим фаянса. На дорожку с улицы ведет калитка; над ней прибита вывеска, на которой значится: «ДОМ ВОКЕ», а ниже: Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая. Днем сквозь решетчатую калитку со звонким колокольчиком видна против улицы, в конце канавы, стена, где местный живописец нарисовал арку из зеленого мрамора, а в ее нише изобразил статую Амура. Глядя теперь на этого Амура, покрытого лаком, уже начавшим шелушиться, охотники до символов, пожалуй, усмотрят в статуе символ той парижской любви, последствия которой лечат по соседству. На время, когда возникла эта декорация, указывает полустершаяся надпись под цоколем Амура, которая свидетельствует о восторженном приеме, оказанном Вольтеру при возвращении его в Париж в 1778 году:

Кто б ни был ты, о человек,

Он твой наставник, и навек.

К ночи вход закрывают не решетчатой дверцей, а глухой. Садик, шириной во весь фасад, втиснут между забором со стороны улицы и стеной соседнего дома, который, однако, скрыт сплошной завесой из плюща, настолько живописной для Парижа, что она привлекает взоры прохожих. Все стены, окружающие сад, затянуты фруктовыми шпалерами и виноградом, и каждый год их пыльные и чахлые плоды становятся для г-жи Воке предметом опасений и бесед с жильцами. Вдоль стен проложены узкие дорожки, ведущие под кущу лип, или липп, как г-жа Воке, хотя и родом де Конфлан, упорно произносит это слово, несмотря на грамматические указания своих нахлебников. Меж боковых дорожек разбита прямоугольная куртина с артишоками, обсаженная щавелем, петрушкой и латуком, а по углам ее стоят пирамидально подстриженные плодовые деревья. Под сенью лип врыт в землю круглый стол, выкрашенный в зеленый цвет, и вокруг него поставлены скамейки. В самый разгар лета, когда бывает такое пекло, что можно выводить цыплят без помощи наседки, здесь распивают кофе те из постояльцев, кто достаточно богат, чтобы позволить себе эту роскошь.

Дом в четыре этажа с мансардой выстроен из известняка и выкрашен в тот желтый цвет, который придает какой-то пошлый вид почти всем домам Парижа. В каждом этаже пять окон с мелким переплетом и с жалюзи, но ни одно из жалюзи не поднимается вровень с другими, а все висят и вкривь и вкось. С бокового фасада лишь по два окна на этаж, при этом на нижних окнах красуются решетки из железных прутьев. Позади дома двор, шириною футов в двадцать, где в добром согласии живут свиньи, кролики и куры; в глубине двора стоит сарай для дров. Между сараем и окном кухни висит ящик для хранения провизии, а под ним проходит сток для кухонных помоев. Со двора на улицу Нев-Сент-Женевьев пробита маленькая дверца, в которую кухарка сгоняет все домашние отбросы, не жалея воды, чтобы очистить эту свалку, во избежание штрафа за распространение заразы.

», принадлежащего перу великого французского писателя девятнадцатого века Оноре де Бальзака , разворачиваются в пансионе Воке, которая сдает комнаты постояльцам, отличающиеся по цене и уровню комфорта, удобствам и условиям. У нее поселились семеро подопечных, из которых особое внимание привлекает бывший хлеботорговец Горио, которого раньше при его приезде в пансион все именовали не иначе, как господином, он занимал вначале лучшую комнату пансиона, у него были сбережения, даже хозяйка Воке строила планы по поводу Горио, чтобы перестать быть вдовой, превратившись в зажиточную госпожу Горио, но надежды ее рухнули, когда на второй год своего проживания у нее он съехал в более дешевую комнату и даже прекратил зимой топить, дабы сэкономить на дровах.

Остальные жильцы поспешили выяснять причину финансового упадка, и тут же приписали его к старым развратникам, поскольку приходящих богато одетых знатных дам принимали за его любовниц, на которых он якобы истратил свое благосостояние. А когда он выдает их за собственных дочек, эта идея всех только рассмешила и позабавила. На третий год проживания в пансионе Горио съехал в самую дешевую комнату и ходил лишь в обносках, что еще больше обозлило всех против него, поскольку после этого репутация расточительного развратника за ним укрепилась еще больше.

Другой постоялец пансиона, Эжен де Растиньяк, бедный студент, страстно желает попасть в высший свет, преследуя честолюбивые мечты. Однажды по рекомендации своей знатной родственницы, виконтесы де Босеан, он попадает на бал, где его внимание приковывает прелестная Анастази де Ресто, жена графа. В пансионе он рассказывает о привлекательной графине и узнает от Вотрена, другого постояльца, что Горио поддерживает с графиней знакомство, даже погасил ее просроченные векселя известному в округе ростовщику Гобсеку .

В дальнейшем загадка разрешается: в девичестве графиня имела фамилию Горио, у нее есть сестра Дельфина, которая замужем за банкиром де Нусингеном. Обе они практически отреклись от престарелого отца, хотя он отдал им все. В пансионате Растиньяк объявляет, что берет Горио под свое покровительство. Растиньяк добивается благосклонности Дельфины, ему помогает отец Горио, на последние гроши снимает им квартиру, умоляя жить этажом выше. Но другой дочери срочно нужны деньги, чтобы выкупить фамильные драгоценности у ростовщика, заложенные ради Максима де Трая, ее любовника, а деньги отца ушли на любовное гнездышко Дельфины.

Сестры переходят к взаимным оскорблениям, у отца случается удар. Дочери даже не явились на похороны, его хоронят за свои деньги бедные студенты Бьяншон и Растиньяк, а пустые кареты его дочек следуют за ними.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ