Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова ингерманландия

ингерманландия в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ингерманландия

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (от швед. Ingermanland) одно из названий Ижорской земли.

Википедия

Ингерманландия

Ингерманла́ндия (Ингрия, Ижора, Ижорская земля; ; ; ; Ижера, Ижерская земля ) - этнокультурная и историческая область на северо-западе современной России. Располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Её границей с Карелией считаются реки Сестра и Смородинка.

Ингерманландия (альбом)

«Ингерманландия» - первый официальный альбом петербургской группы « Электрические партизаны » и шестой авторский альбом Вадима Курылёва. Альбом замыкает трилогию «Дождаться Годо» - «Эквилибриум» - «Ингерманландия». Здесь мы попытались совместить созерцательную психоделику « Дождаться Годо » с радикалистским драйвом « Эквилибриума ». В поисках утерянной страны, растворившейся в прибалтийских туманах, мы побывали в разных пространствах и временах - от гиперборейских льдов до подземки индустриального мегаполиса. Вой сирен воздушной тревоги или дымящиеся рифмы торфяных болот - всё это в музыке «Ингерманландии».

Ингерманландия (значения)

  • Ингерманландия - историческая область.
  • Ижорская земля - историческое название территории, населённой народом ижора, во многом совпадающей с Ингерманландией.
  • Административные единицы:
    • Шведская Ингерманландия - провинция Швеции с 1580 по 1595, а затем с 1617 по 1721 годы.
    • Ингерманландская губерния - административное образование, существовавшее во времена Петра I.
  • Эстонская Ингерманландия - исторический регион в западной части Ингерманландии.
  • Республика Северная Ингрия - кратковременное государственное образование (1919-1920 год) на севере Ингерманландии.
  • Inkeri - финноязычная газета, выходившая в Санкт-Петербурге в 1884-1917 годах. В настоящее время под тем же названием выходят газеты Ингерманландского союза Эстонии и Санкт-Петербургской организации Союза ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто».
  • Ингерманландия - музыкальный альбом петербургской группы «Электрические партизаны».

Примеры употребления слова ингерманландия в литературе.

Была единая Ингерманландия под ее прямым управлением и латыши с эстонцами хоть злились, но.

России отошли Ингерманландия , Лифляндия, Эстляндия, Выборг и юго-западная Карелия.

Да за убыток по Ингерманландии отдано сорок пять тысячей душ да деньгами невступно шестнадцать тысячей.

Петр снова осадил Нарву, которая была самым важным пунктом Ингерманландии , и взял ее штурмом.

Не могу сейчас точно сказать, было ли это в Эстляндии или в Ингерманландии , помню только, что случилось это в дремучей лесной чаще, когда я вдруг увидел, что за мной со всех ног несется чудовищной величины волк, подгоняемый нестерпимым зимним голодом.

Происходил он из семьи дворянина Псковской губернии, чья голландцы-предки осели в Ингерманландии еще в бытность ее под шведом, до побед Петра Великого.

Откуда пошла Ингерманландия

О забытых и неизвестных страницах истории нынешней Ленинградской области, а еще шире – Северо-Запада, мы беседуем с краеведом, издателем Михаилом Марковичем Браудзе.

Начнем, как говорится, «от печки». Что же такое Ингерманландия, или Ингрия, о которой многие вроде бы много слышали, но все равно довольно смутно представляют себе, что же это такое?

– Название берет свое начало от реки Ижоры (на финском и ижорском языке – Инкери, Инкеринйоки) и ижор – древнейших жителей этой земли. Маа – по фински земля. Отсюда финско-ижорское название земли – Инкеринмаа. Шведы, видимо, плохо понимавшие финский, прибавили к топониму слово «ланд», тоже обозначающее «земля». Наконец, в XVII–XVIII веках к слову «Ингерманланд» было прибавлено русское окончание «ия», характерное для понятий, обозначающих край или страну. Таким образом, в слове Ингерманландия на трех языках встречается слово «земля».

Ингерманландия имеет вполне определенные исторические границы. Она ограничена с запада рекой Нарвой, на востоке – рекой Лавой. Северный ее предел примерно совпадает со старой границей с Финляндией. То есть, это значительная часть Ленинградской области вместе с Петербургом. Столицей Ингерманландии был город Нюен (Ниен, Ниеншанц), из которого фактически вырос Петербург, и хоть многие и отказывают им в родстве, но все-таки это один город, который менял названия, но остался европейской столицей, нося поочередно имена: Нюен, Шлотбург, Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград.

Чем обусловлен Ваш интерес к этой теме в истории нашего края? Может быть, кто-то из Ваших предков принадлежал к ингерманландским финнам?

– Как и многие, я стал интересоваться своими корнями и столкнулся с проблемой. Оказывается, в Питере и вокруг него не знают о том, где они живут. Немногие представляют, что такое Ингерманландия, все воспринимают эту землю по Пушкину «…на берегу пустынных волн…», более продвинутые еще слышали о борьбе Руси с немцами, некоторые осведомлены о шведах. Но почти никто не знает ни о води, ни об ижоре, также о финнах и немцах в наших краях.

В начале 1990-х меня потряс рассказ моей матушки, которая в 1940 году поехала к своим двоюродным сестрам в деревню Корабсельки Всеволожского района. Там почти никто не говорил по-русски. Позже я вспомнил, что в Парголово в конце 1960-х многие старушки заговаривали с моей матерью на непонятном мне языке. И главное, у меня есть тетушка Эльвира Павловна Авдеенко (в девичестве Суокас): ее рассказы приоткрыли для меня ранее неизвестный пласт нашей культуры – существование вблизи с мегаполисом иноязычной жизни ингерманландских финнов, ижоры, води, карел, которые были вплетены в тесные отношения с русскими, немцами, эстонцами и другими народами, проживающими на территории Ленинградской области.

– Давайте посмотрим на исторические факты непредвзято. Официально название «Ингерманландия» закрепилось за нашим краем после того, как по Столбовскому мирному договору 1617 года эти земли вошли в состав Швеции. Для нашего края эти времена были очень тяжелыми: шведы насаждали свою веру, местное население бежало, территория обезлюдела, и сюда переселяли уроженцев из Финляндии. Шведы проводили колонизацию захваченной ими земли. Более того, Ингерманландия, по сути дела, была глухой провинцией Швеции, куда даже ссылали преступников. Иными словами, само слово «Ингерманландия» может напоминать о печальном периоде истории нашего края. Стоит ли поднимать его на щит?

– Говорить о связи названия именно со шведским периодом не совсем корректно. Очевидно, что и шведский период тоже был неоднозначным. И в царские, и в советские времена в угоду определенной политической конъюнктуре он часто изображался в мрачных тонах. Между тем в первой половине XVII века давления на православных жителей края не было. Оно началось после Русско-шведской войны 1656–1658 годов, когда московские войска вероломно нарушили договор, и прекратилось после прихода к власти Карла XII.

В формировании нового субэтноса – ингерманландских финнов – наряду с переселенцами из Восточной Финляндии участвовали и тысячи ижор, принявших лютеранство, да и многие русские меняли веру (православные ижоры тоже сохранились до нашего времени). Многие военные и административные посты занимали «байоры» – потомки русских дворянских семей, оставшихся здесь и причисленных к шведскому рыцарству. И последним комендантом Ниеншанца был Иоган Аполов (Опольев), а парламентером к войскам Петра под белым флагом шел полковник шведской армии Пересветов-Мурат.

Еще один факт, почти неизвестный большинству: в шведской Ингерманландии нашли приют многие старообрядцы, гонимые на Руси приверженцы «древней веры». И несколько сот из них вместе со шведами участвовали в обороне Нарвы!

При этом я вовсе не хочу доказать, что «шведы были правы», завоевав этот край. Просто они были – и все. Ведь эстонцы не комплексуют по поводу того, что старый Таллинн построен различными «завоевателями» – датчанами, ливонскими рыцарями, шведами. И шведский период – причудливое время встречи на берегах Невы разных культур, востока и запада. Что плохого, если и шведы вписали свою страницу в историю края?

Кстати, в имперский период топоним «Ингерманландия» ни у кого не вызывал негативных эмоций. В составе русского флота в разные времена были четыре линейных корабля под названием «Ингерманландия». «Ингерманландскими» именовались два полка русской армии. Какое-то время на их шевронах красовался переработанный вариант ингерманландского герба. Да и название это знали фактически все сколько-нибудь образованные люди. И сейчас слова «Ингрия» и «Ингерманландия» употребляются многими общественными организациями и коммерческими структурами. Полагаю, что те, кто используют эти топонимы, уже не думают о финнах и шведах – названия живут своей самостоятельной жизнью, став неотъемлемой частью истории края.

Рассказывая об Ингерманландии, Вы, хотите того или нет, делаете акцент на историю финноязычного населения нашего края. Но не идет ли эта позиция вразрез с краеугольным тезисом, что Северо-Запад – это исконно русская земля, владения Великого Новгорода, отторгнутые Швецией и навсегда, по праву истории, возвращенные Петром Великим во время Северной войны?

– Тот факт, что древними жителями этой земли были финно-угры, ижоры, никак не противоречит другому историческому факту: эти земли с древних времен входили в состав Великого Новгорода, а затем единого русского государства. И если мы говорим о шведском завоевании, как нам рассматривать нападение Московского «ханства» на Новгородскую республику, и какой период в истории края следует считать более тяжелым? Ведь известно, что Новгород был более ориентирован на Европу, чем на Москву. Так что вопрос об отторжении земель Швецией неоднозначен. Ингерманландия всегда находилась в области интересов нескольких государств.

Многим ли сегодня нужна память об Ингерманландии на территории нынешней Ленинградской области? Может быть, это интересно только тем, кто связан с этим родственными корнями?

– Меня тревожит сам факт того, что подобный вопрос, к сожалению, до сих пор возникает в нашем обществе. Мы проживаем в многонациональной стране, граждане которой могут сосуществовать только в условиях уважения к менталитету окружающих людей и сохранения их культуры. Утратив многообразие представленных на нашей территории культурных традиций, мы потеряем собственную самобытность.

Думаю, что «ингерманландский» пласт – неотъемлемая часть истории нашей земли. Без знакомства с ним невозможно, к примеру, понять значительную часть топонимики Ленинградской области. Ингерманландские финны внесли свой вклад в российскую историю, веками обеспечивая Петербург мясом, молоком, овощами, служа в русской и советской армиях. Вообще же ингерманландские финны (или люди, имеющие финские корни) встречаются практически во всех сферах деятельности. Среди них были капитаны ледоколов «Литке» и «Красин» (братья Койвунен), герой Советского Союза Пиетари Тикиляйнен, известный финский писатель Юхани Конкка, уроженец Токсово. Этот список можно продолжить.

В 2011 году отмечалось 400-летие церкви Ингрии…

– Первый приход церкви Ингрии в наших краях был основан в шведское время, в 1590 году, для нужд гарнизона крепости Копорье (Kaprio). А для жителей первый приход открыли в Лемболово (Lempaala) в 1611 году, и уже к 1642 году насчитывалось 13 приходов, к концу шведского периода – 28. С началом «Большой злобы» – так называется в Финляндии Северная война (1700–1721 гг.) число приходов, естественно, уменьшилось. К 1917 году действовало 30 самостоятельных приходов плюс 5 несамостоятельных, капельных. В советское время количество приходов постоянно сокращалось, последняя церковь была закрыта 10 октября 1939 года в Юкках.

На сегодня на территории Ленинградской области существует 26 приходов, из них 12 старых (возрожденных) и 14 новых. Ныне Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии стала всероссийской и имеет 77 приходов по всей стране.

Как Вы считаете, Ингерманландия – это «историческая субстанция», уже полностью принадлежащая истории, или все-таки существует ее продолжение в сегодняшнем дне?

– В настоящий момент в Ленинградской области и Петербурге проживает, по различным оценкам, от 15 до 30 тысяч ингерманландских финнов. С 1988 года действует общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто», оно организует курсы финского языка, проводит национальные праздники – Юханнус, Масленицу, День Инкери, выпускает газету «Инкери». Есть и фольклорные коллективы. Общества ингерманландских финнов существуют в Финляндии, Эстонии, Швеции, а также в Сибири и Карелии, везде, куда забросили представителей небольшого народа суровые ветры ХХ века. В Нарве открыт небольшой, но очень информативный музей.

Что будет дальше с ингерманландскими финнами, какие формы примет национальное движение – сказать трудно. Лично меня интересует их история и культура, я стремлюсь, по мере возможностей, рассказать о ней всем, кого это увлекает. Это поможет людям с финскими корнями прикоснуться к истории своих предков. А представители других национальностей обогатят свои знания истории родного края.

Из книги Русская Атлантида автора

Глава 8 ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЛИТВА Всякая сущность обладает происхождением. Не всякое происхождение порождает сущность. Из высказываний философов По официальной московской версии, литовские князья - это злобные враги русских, которые при первом удобном случае

Из книги Русская Атлантида автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 8. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЛИТВА 44. Большая советская энциклопедия. М.: Гос, науч. изд-во «Большая сов, энциклопедия», 1951. Вып. 2. Т. 8. С. 199.45. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Наука, 1991. Т. IV. С.

Из книги Русская Атлантида. Невымышленная история Руси автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 9 ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЛИТВА Всякая сущность обладает происхождением. Не всякое происхождение порождает сущность. Из высказываний философов По официальной московской версии, литовские князья - это злобные враги русских, которые при первом удобном случае

Из книги Рюрик. Потерянная быль автора Задорнов Михаил Николаевич

Откуда не есть и не пошла земля русская Итак, всемирно известный сыщик Холмс, переполненный гордостью за сделанное им открытие, спешит поведать о нем своему другу Ватсону:- Понимаете, Ватсон, первое, что я не понимаю, как русские могли поверить в то, что их первый князь,

Из книги Русский клуб. Почему не победят евреи (сборник) автора Семанов Сергей Николаевич

Откуда есть пошла русская партия Имена и названия, которые дает сама История, неоспоримы и не отменяемы. Обратимся тут к опыту Великой Русской революции. Остались навсегда в памяти знаменитые слова: «большевики» и «меньшевики». Ясно, что в самом наименовании первые

Из книги 50 знаменитых городов мира автора Скляренко Валентина Марковна

КИЕВ, ИЛИ «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ» Город, ставший колыбелью восточнославянской государственности. «Мать городов Русских», – говорили о нем древнерусские летописи. Сейчас Киев – столица Украины, один из крупнейших городов Европы, это административный,

Из книги Демонтаж автора Кубякин Олег Ю.

Откуда есть пошла земля Калмыцкая В описаниях монгольской эпопеи у всех без исключения историков прослеживается одна общая тенденция. Вначале представляя нам монголов, пришедших на Русь, под именем «монголы», затем они как-то плавно начинают называть их по-другому.

Из книги Загадочные страницы русской истории автора Бондаренко Александр Юльевич

Откуда пошла Земля Русская? Приверженцы самой древней веры наших предков - представители «Древнерусской Инглиистической церкви православных староверов-инглингов», проживающие в Омской области и некоторых других регионах России, - располагают, по их утверждениям,

Из книги Древние цивилизации Русской равнины автора Абрашкин Анатолий Александрович

Часть I Откуда пошла цивилизация? Всегда так будет, как бывало; Таков издревле белый свет: Ученых много – умных мало… А.С. Пушкин Люди в основной своей массе доверчивы. Сегодня это особенно проявляется в вопросах научного (и околонаучного) знания. Например, подавляющее

Из книги Ярослав Мудрый автора Духопельников Владимир Михайлович

«Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал править» Далекое прошлое русской, а в настоящее время и украинской, истории вызывало раньше и продолжает сегодня вызывать многочисленные споры, порождает разнообразные, порой диаметрально противоположные точки зрения и

Из книги Подлинная история русского и украинского народа автора Медведев Андрей Андреевич

Из книги Русь книжная автора Глухов Алексей Гаврилович

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

4 Откуда пошла русская земля? Каждого из нас интересует, откуда пошла Русская земля? Гипотез о ее происхождении историки сотворили много. Если обобщить (ИНТЕРНЕТ ИЗДАНИЕ «Лингвофорус») все существующие гипотезы о происхождении государственности у восточных славян и

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Глава VII. Откуда пошла Русская земля Сегодня какой-нибудь "чистейший русич" из Вологодской области уже просто не поверит, что его дед говорил еще по-вепски. Точно так же исчезли ливский язык в Латвии, водский или ижорский в Ленинградской области, исчезает карельский язык в

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

Глава I Откуда пошла русская земля? Каждого из нас интересует, откуда пошла Русская земля? Гипотез о ее происхождении историки сотворили много. Если обобщить все существующие гипотезы о происхождении государственности у восточных славян и имени «Русь», то можно выделить

Из книги Триединство. Россия перед близким Востоком и недалеким Западом. Научно-литературный альманах. Выпуск 1 автора Медведко Леонид Иванович

Откуда есть пошла Русь Начнем с того, что геополитики называют местопребыванием. Александр Блок, запугивая Европу скифами, напоминал ей после свершившейся Октябрьской революции: «Да, скифы – мы, да, азиаты – мы…» На самом деле Россия изначально была по большей части

- 1471

Еще сравнительно недавно упоминание об ингерманландских финнах, как и само слово «Ингерманландия», практически не допускалось – и территории с таким названием этого народа как будто бы не существовало. По словам историка Вадима Мусаева, «подавляющее большинство нынешних жителей Петербурга и Ленинградской области даже и не знает, что живет в Ингерманландии, и имеет самое смутное понятие об обитавших здесь ранее финнах».

Поскольку ингерманландцы стали жертвой сталинских репрессий и лишились исторической родины, все, что с ними связано, вычеркивалось из истории. После войны ингерманландским финнам приходилось скрывать национальность – к ним с предубеждением относились как к бывшим врагам, пособникам оккупантов, а само слово «финн» нередко ассоциировалось с понятием «враг».

Считается, что западная граница Ингерманландии проходит по реке Нарове, затем по рекам Луге, Оредежу, Тосне, Мге и Лаве. Северная граница – по реке Сестре, от Ладожского озера до Финского залива. Как отмечает этнограф Наталья Юхнева, на территории Северо-Запада, еще до прихода туда славян, жило «аборигенное финно-язычное православное население»: водь, ижоры, вепсы и карелы. В западноевропейских источниках ижор называли инграми, а место их расселения – Ингерманландией.

В XVII веке, во время шведского владычества, Ингерманландия, пустовавшая после массового исхода жителей, стала заселяться финнами-лютеранами. Именно их сейчас называют финнами-ингерманландцами, а в XIX веке говорили – «петербургские финны». К концу XVII века финны составляли 80% обитателей приневских земель. Даже после основания Петербурга, когда сюда со всех краев России стали переселять русских крестьян, финны-ингерманландцы продолжали составлять значительную часть населения многих районов Петербургской губернии, поначалу она даже называлась Ингерманландской. В числе первых жителей Петербурга имелось немало ингерманландцев, выходцев из этих краев.

По данным земской статистики, по состоянию на 1897 год население Петербургской губернии составляло 690280 человек, из них – 107006 финнов и 13692 – ижорцев. В центральной части Петербургской губернии, состоявшей из пяти уездов – С.-Петербургского, Шлиссельбургского, Царскосельского, Петергофского и частью Ямбургского, – преобладало финское население. Вместе с тем «финский элемент» заметно ослабевал «по мере удаления от южного конца перешейка между Финским заливом и Ладожским озером, так что наиболее западный из этих пяти уездов – Ямбургский – менее всего сохранил у себя финские национальные черты». Три «периферические» уезда, Гдовский, Лужский и Новоладожский, составлявшие, однако, больше половины территории губернии, почти совсем не имели финского населения.

«Таким образом, оказывается, что в трех наибольших по площади уездах, с половиной всего населения, – отмечалось в отчетах земской статистики на 1897 год, – проживает ничтожное количество финнов (1343 чел.), тогда как в остальных пяти уездах, в которых числилось 335050 человек населения, финнов в том числе было 105663, или 31,53%; если к этому прибавить 13 057 ижорцев, проживавших в двух из тех же пяти уездов, то процентное соотношение финского населения ко всему населению губернии в той ее части, где оно вообще встречается, выразится в среднем в 35,43%». Больше всего финского населения регистрировалось в Петергофском, С.-Петербургском, Царскосельском и Шлиссельбургском уездах Петербургской губернии.

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (Ингрия, Ижорская земля), одна из территорий Русского государства. Область, недостаточно четко ограниченная, прилегала к р. Неве и побережью Финского залива до р. Наровы (Нарвы); входила в состав Водской пятины Новгородской (в летописях упоминается с XIII в.). Была населена различными финскими народностями, среди которых выделялись водь и ингрикоты (ингры, ижора), а также новгородскими выходцами, образовавшими два погоста, Ижорский и Спасский. В XVI в. Ингерманландия переходила из рук в руки, от русских к шведам и обратно. В 1617 отошла по Столбовскому миру к шведам; в 1702 была снова завоевана Петром I. Влияние шведов сказалось на обращении в лютеранство значительной части местного финского населения. С 1706 составила вместе с С.-Петербургом ядро Ингерманландской губ., занимавшей первоначально площади будущих губерний: Петербургской, Эстляндской, Новгородской, Псковской, Тверской, Олонецкой и Ярославской. В 1719, при новом разделе на губернии, вошла в состав С.-Петербургской губ.

Известный русский историк В. Н. Татищев связывал это название с именем князя Игоря (скандинавский вариант – Ingor, в женском варианте – Inger). Исследователь А. Шёгрен пытался лингвистически обосновать связь названия с именем Ингегерд. Финское же название «Инкери» (Inkeri) возможно намного древнее и, может быть, получило своё название от реки Инкери йоки (Inkerijoki), так называется по фински река Ижора, которая течёт по территории средней Ингерманландии. Ещё в начале ХХ века здесь проживали финны, ижора, водь, эстонцы, карелы, русские и немцы. Различные группы населения могли проживать на одной и той же территории, и даже в одной и той же деревне. Считается, что изначальным населением Ингерманландии были Водь и Ижора. Самые ранние археологические свидетельства, говорящие в пользу води, относятся к началу нашей эры. На основании некоторых захоронений можно утверждать, что на территорию Ингерманландии в IV – VII веках пришли новые поселенцы из Восточной Эстонии.

В старых русских источниках водь впервые упоминается в 1069 году. Так под этим годом есть известие, что при сражении новгородцев с полоцким князем Всеславом «велика бяще сеця Вожанам ипаде ихъ бесчисленное число». А под 1149 годом сообщается, что емь, напавшая на водь, была разбита при помощи новгородцев. Правда, упоминаемая в летописи Нестора чудь, которая, как утверждается, в IX веке приняла участие в создании Русского государства, вполне могла быть именно водью. Происхождение ижоры столь же загадочно, как и води. Очевидно, что ижора и карелы имели общие корни. Ранее считалось, что предки ижор переселились в Ингерманландию из Древней Карелии, с западного побережья Ладожского озера, где-то в начале II-го тысячелетия.

В русских летописях ижора впервые упоминается под 1228 годом, когда она, как свидетельствует источник, вместе с новгородцами отражала нападение хяме. После этого ижора, равно как и корела, неоднократно упоминается в летописях в связи с военными предприятиями Новгорода, направленными против Запада. Славянские племена, кривичи и словене, появились в южной Ингерманландии в районе Чудского и Ильменского озёр, примерно, в VI – VIII веках. Через два века славяне начали проникать уже на собственно Ингерманландскую возвышенность. Об этом свидетельствуют тысячи курганов, из которых самые древние относятся именно к Х веку. С этого времени начались взаимные контакты славянских и финских племён в Ингерманландии. Можно считать, что с самого начала эти контакты носили оживлённый характер, поскольку в курганах и захоронениях соседствуют как древнерусские, так и прибалтийско-финские черты. В последующие столетия влияние славян постоянно возрастало. На то были две основные причины: к XIV столетию вся Ингерманландия уже вошла в орбиту новгородского влияния, и её жителей обратили в православие. После Ореховского мира 1323 года Новгород, а затем Москва закрепляют приобретённые территории. В те времена на Ижорской земле находилось несколько укреплённых крепостей: центральная старая крепость Орешек, Копорье (Kaprio), Ям (Jam, Jama), Ивангород.

С XII века Ижорская земля входила в состав Новгородской земли. В этот период Новгородская республика постоянно вела войны со шведами («Невская битва» 1240 года), датчанами, а также с Тевтонским орденом («Ледовое побоище» 1242 года). В 1280 году великим князем Дмитрием Александровичем заложена первая каменная крепость на территории Приневского края - Копорье. В ареале племени емь в западной Ингрии была основана крепость Ям (позднее Ямбург, Кингисепп). В XV веке Ижора, как и вся Новгородская земля, была завоёвана и присоединена к Московскому Великому княжеству. Для охраны западных рубежей в 1492 году по приказу великого князя Ивана III была построена крепость Ивангород. В мае 1583 по итогам неудачной для Ивана Грозного войны Русское царство заключило Плюсское перемирие со Швецией, по которому лишалось почти всей Ижорской земли. Восточные уезды Водской пятины стали владением Швеции (швед. Svenska besittningar), то есть, в отличие от провинций, обладали статусом завоёванной территории и находились под властью генерал-губернатора, который подчинялся напрямую королю. В составе Русского царства остался только Ореховский уезд с рекой Невой. В 1595 году захваченная часть Водской пятины была возвращена Русскому царству по Тявзинскому договору.

Границы Ингерманландии ограниченны Финским заливом, рекой Нарва, Чудским озером и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Границей с Финской Карелией считается река Сестра. Южная часть не имеет четких географических ориентиров и соответствует границе между Россией и Швецией установленной в 1617 году. В 1708 году эти земли вошли в состав Ингерманландской губернии, с 1710 - Санкт-Петербургской Губернии, а с 1927 года - Ленинградской области. Границы этих образований значительно менялись с течением времени. С 1803 по 1926 года историческая Ингерманландия включала в себя город Санкт-Петербург и 5 уездов Санкт-Петербургской губернии: Петербургского (Петроградского), Петергофского, Царскосельского (Детскосельского), Шлиссельбургского и Ямбургского. В настоящее время это территории Кингисеппского, Волосовского, Гатчинского, Ломоносовского, Тосненского, Всеволожского и западная часть Кировского (до реки Лавы, ранее Лавуя) районов Ленинградской области. После Октябрьской революции 1917 года северная часть Ингерманландии при поддержке независимой Финляндии, провозгласила государственный суверенитет - была образована республика Северная Ингрия со столицей в деревне Кирьясало Всеволожского района, просуществовавшая с 1918 по 1920 гг. В 1920 по условиям Тартуского договора между РСФСР и Эстонией небольшая часть западной Ингрии была включена в состав Эстонской республики.

Русское население не могло понять смысла старых названий сел, островов, рек, и переиначивало их «на русский лад», к примеру село Ауттава было переназвано в Автово, а село Кеттеле - в более понятное «Котлы», и так далее. С приходом русских автохтонное население испытало серьёзное влияние русской культуры, которое, в частности, сказалось на языке, что привело к его полному вытеснению.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ Х V П-Х V Ш ВЕКОВ

2004 г.

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ЗАСЕЛЕНИЯ ФИННАМИ ИЖОРСКОЙ ЗЕМЛИ В ХVП ВЕКЕ.. 5

§ 1.Переселение финнов на территорию Ингерманландии после заключения Столбовского мирного договора 5

§ 2. Управление территорией Ингерманландии в период шведского господства.. 11

ГЛАВА 2. ИНГЕРМАНЛАНДИЯ В ХVШ ВЕКЕ.. 15

§1.Переход Ингерманландских земель под власть России.. 15

§ 2.Влияние новой столицы России – Санкт-Петербурга на Ингерманландию... 16

§ 3.Взаимодействие финнов и других народов (культурная, бытовая сфера) 17

Заключение.. 20

Список литературы... 23

Приложение 1. 25

Приложение 2. 26

Первый историк берегов Невы А.И.Гиппинг не был знаком с основными архивными материалами и писал свой труд по истории Ижорской земли на основе опубликованных источников и ограниченных данных Выборгского архива, поэтому в его книге содержатся лишь отдельные сведения по истории края в ХУП веке.

В 1940-е годы историей Ижорской земли занимались С.С.Гадзяцкий и И.В.Саверкина.

Среди шведских и финляндских историков, занимавшихся историей Ижорской земли, широко известны имена К.Эландера, Й.Альмквиста, О.Форсстрема, Х.Сеппа, Э.Кууйо, С.Шартау и др.

В ХШ веке финно-угорские поселения были маленькими и были разбросаны по всему региону. Однако по сравнению с крупными, но немногочисленными славянскими городами их было намного больше. До сегодняшнего дня сохранились многие из древних названий. Наименования районов Петербурга Автово, Охта, городов Парголово, Кузьмолово являются ничем иным, как русифицированными финскими названиями древних сел Auttava, Aukta, Parkola, Kusmola и так далее. Многие до сих пор называют Заячий остров Emisaari.

К XIV веку начали появляться смешанные новгородско-ингерманландские города и поселения. (Так как Новгород был по существу федерацией, у коренного населения Водской пятины было почти столько же прав, сколько и у новгородцев.)

Не исключено, что среди первых жителей Орехова были не только русские, но и финны. Об этом, возможно, свидетельствуют найденные В.И.Кильдюшевскимв слоях ХIV-XV вв. популярные у карел и ижоры бронзовые украшения: два цепедержателя с симметричными стреловидными завитками, и скорлупообразные фибулы с деградировавшим звериным орнаментом и так называемым ракообразным (целая и два обломка).

Привлечение в состав «городчан» местных финнов, наблюдаемое так же и в других северных форпостах - Кореле и Копорье, было очевидно, вызвано заинтересованностью Новгорода в расширении рядов пограничных городовых ополчений.»

Таким образом, раз новгородцы хотели с помощью финнов, или инкери, увеличить свои гарнизоны, Водскую пятину (и названную так от названия народа водь-ижора) населяли наравне со славянами и финно-угорцы (инкери). И, соответственно, раз инкери привлекали к обороне границы, они лояльно относились к Новгородской Республике.

В результате разорения Новгородских земель Иваном Грозным, опустошительной эпидемии чумы и последовавшей затем 25-летней непрерывной войны между Россией и Швецией 1570 - 1595 годов край подвергается невиданному ранее опустошению, 95 % крестьянских хозяйств разорены. В начале XVII века, в годы так называемого «Смутного времени» по условиям Столбовского мирного договора 1617 года Ингерманландия оказывается под властью Швеции.

Первое заседание по Столбовскому договору было проведено в доме английского посла в поместье Репьеве, расположенном в сельце Столбово, находящемся на р. Сясь, на 54-м км от устья этой реки, впадающей в Ладожское озеро, недалеко от Юхорских порогов Сяси.

В XVII в. Столбово входило в новгородскую землю, а с XVIII в. вошло в Петербургскую губернию. Новоладожский уезд.

March 4th, 2009

Обнаружил недавно, что флаг Инкерии стал значит стремление к воссоединению Питера и ЛенОбласти. Всё бы ничего, но почему-то мне это вообще не нравится.

Ингерманла́ндия

Взято из вики.

(вед. Ingermanland, финск. Inkeri или Inkerinmaa, эст. Ingeri или Ingerimaa; Ингрия, Ижора, Ижорская земля, Приневский край) — этнокультурный и исторический регион, расположенный по берегам Невы, ограниченный Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Границей с Финской Карелией считается река Сестра.

В 1708 году эти земли вошли в состав обширной Ингерманландской губернии, с 1710 — Санкт-Петербургской Губернии, а с 1927 года — Ленинградской области (следует отметить, что границы этих образований не совпадают друг с другом и значительно менялись с течением времени). Историческая Ингерманландия включает в себя город Санкт-Петербург, а также районы Ленинградской области: Волосовский, Всеволожский, Гатчинский, Кингисеппский, Ломоносовский, Тосненский, а также запад Кировского района до реки Лава.

История
Первые следы обитания человека на территории современной Ленинградской области относятся к эпохе мезолита (VIII— VII тысячелетие. до н. э.). С III тысячелетия до н. э. с двух направлений— с Урала и из Прибалтики — сюда начинают проникать финно-угорские и прибалтийско-финские племена.

Во времена викингов через территорию Ингрии проходил торговый путь «Из варяг в греки», что делало регион привлекательным для скандинавской аристократии.

Существует несколько версий происхождения названия региона. По одной из них, шведский король Олафа Шётконунга, когда его дочь Ингегерда выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, внёс в качестве приданного город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды). Согласно другой точке зрения, название региона происходит от ингерманландского слова — финск. Inkerimaa, означающего «земля инкери» (земля ижорцев). В любом случае, большинство исследователей сходится в том, что «Ингерманландия» представляет собой топоним-гибрид, где к финскому корню присоединено шведское «ланд».

С XII века Ижорская земля входила в состав Новгородской земли. Этот период Новгород постоянно вёл войны со шведами («Невская битва» 1240 года), датчанами, а также с Тевтонским орденом («Ледовое побоище» 1242 года).

В 1280 году заложена первая каменная крепость на территории Приневского края — Копорье. В 1300 шведами была построена крепость Ландскрона, однако спустя год она была взята соединённой дружиной из новгородцев и местных карел и срыта до основания. На месте бывшей Ландскроны долгое время существовало «Невское устье» — новгородское торжище, то есть, рынок.

Новгородское влияние в Ингерманландии достигло своего пика после заключения первого мирного договора со Швецией — «Ореховского мира», подписанного в специально заложенной крепости Орешек в 1323 году.

В XV веке Ижора, как и вся Новгородская земля была присоединена к себе Московским Великим княжеством. Для охраны своих западных рубежей в 1492 году по приказу князя Ивана III была построена крепость Ивангород.

В результате опричнины, а также из-за тягот начавшейся Ливонской войны, многие города и сёла Ингерманландии подверглись разгрому и вновь опустели. В деревнях Водской пятины осталось всего 6 % населенных дворов.

В мае 1583 по итогам неудачной для Ивана Грозного войны Московское царство заключило Плюсское перемирие со Швецией, по которому лишалась почти всей территории Ингерманландии.

В 1583 Ингрия стала владением (доминионом) Швеции (швед. Svenska besittningar), то есть в отличие от провинции, обладала статусом завоёванной территории и находилась под властью генерал-губернатора, который подчинялся напрямую королю.

В 1595 году Ингрия была возвращена Московскому государству по Тявзинскому договору.

В начале XVII века во время Смутного времени шведские войска сражались на стороне царя Василия Шуйского, который при заключении Выборгского договора 1609 пообещал за военную помощь Кексгольмскую волость. Поскольку московское правительство затянуло с исполнением обязательств, шведы оккупировали Ижорскую землю и Новгород. Новый царь Михаил Фёдорович вынужден был по Столбовскому миру 1617 года уступить Ингерманландию Швеции. Ингрия стала препятствием для проникновения русских на Карельский перешеек. Швеция взяла под свой контроль всю торговлю через Балтийское море.

Города Ивангород, Ям (ныне Кингисепп), Копорье и Нотебург (сейчас Шлиссельбург) стали центрами шведских ленов. Такое административное деление по сути в точности повторяло русское деление на уезды. Торговым и административным центром Шведской Ингрии стал город Ниеншанц (с 1642), а с 1656 местом пребывания генерал-губернатора стала Нарва.

Территория Ижорской земли оставалась малозаселённой. Из-за повинностей и начавшихся религиозных притеснений православное население покидало пределы шведской Ингрии. Уже к началу 1620-х годов в Ивангородском, Копорском, Ямском ленах опустело 60 % деревень. В 1664 году в регионе проживало около 15 тыс. человек. В опустошённой войной Ингерманландии шведы проводили активную переселенческую политику. Началась переселение на свободные земли крестьян с Карельского перешейка, из привыборгских уездов и провинции Саво. Часть ингерманландских земель была разделена между представителями знати и приближёнными короля, на чьи новые поместья началась активная высылка провинившихся шведских подданных. Ям, Копорье и Ивангород с уездами были отданы в аренду бывшему ревельскому купцу Богиславу Розену.

Освободившиеся земли начали также заселяться колонистами из Северной Германии: в крупных городах Копорье и Выборге поселились немецкие дворяне, купцы, ремесленники. Помимо этого, после заключения в 1661 Кардисского мира усилился процесс миграции финнов-лютеран (инкери) из центральных областей Финляндии и Карелии.

Шведские попытки распространения лютеранства встречали сопротивление православного населения. Несмотря на то, что принятие лютеранства освобождало новообращённых от податей, число перешедших в новую веру было невелико. В шведский период в Ингерманландии было основано 25 лютеранских приходов.

После почти ста лет пребывания в составе Шведского королевства Ингерманландия стала частью Российской империи по результатам Северной войны 1700—1721 (положение официально закреплено Ништадским миром). В 1703 в устье Невы на побережье Финского залива был заложен город Санкт-Петербург, ставший в 1712 столицей.

Пётр I основал на территории Ингерманландии «герцогство Ижорское». Первым (и последним) герцогом Ижорским стал Александр Меншиков. В 1708 территория была преобразована в Ингерманландскую губернию (с 1710 — Санкт-Петербургская, в 1914—1924 Петроградская губерния).

На территории региона был сформировано несколько новых полков русской армии, в том числе Ингерманландский пехотный полк Меншикова.

В 1715 г. в Санкт-Петербурге спущен спроектированный Петром I линейный корабль «Ингерманланд», бывший флагманом императора.

Советская власть в Ингрии

Сразу же после Октябрьской революции 1917 года северная часть Ингерманландии при поддержке независимой Финляндии, провозгласила государственный суверенитет (республика Северная Ингрия со столицей в деревне Кирьясало во Всеволожском районе Ленинградской области). Государственность Северной Ингрии существовала в 1918—1920 гг. Для советской власти эти события послужили поводом воспринимать ингерманландцев как неблагонадёжный элемент.

В 1920 по условиям Тартуского договора между РСФСР и Эстонией небольшая часть западной Ингрии была включена в состав Эстонской республики.

С 1927 года территория Ингерманландии входит в состав Ленинградской области. После выселения из области, а особенно из приграничных районов, людей, которых советская власть считала неблагонадёжными элементами, в частности, основной части прибалтийско-финского населения в 1936-ом, 1942-ом, 1943-ем годах и в ходе послевоенных репрессий, национальный состав Ингерманландии коренным образом изменился.

Герб Ингерманландии известен с 1581 как герб шведского «Ивангородского герцогства». Поле герба было синего цвета, крепостные стены — красными, а поток — серебряным. При Карле XII герб приобретает современную гамму (на золотом поле изображён речной поток, по обеим сторонам которого расположены крас-ные крепостные стены), и увенчивается короной.

В российский период использовался вариант герба, официально утверждённый в 1730: стены белые, с зубцами, на голубом или лазоревом поле. Этот герб, в качестве полковой эмблемы размещался на амуниции (до 1775 г.) и знамёнах (до 1797 г.) Ингерманландских мушкетёрского и драгунского полков. Герб Ингерманландии окончательно замещается гербом Санкт-Петербурга после ареста Христофора Миниха (в 1728—1742 генерал-губернатор Ингерманландии).

В период существования республики Северная Ингерманландия первоначальный вариант герба печатался на почтовых марках и газетах.

Флаг

В ноябре 1918 при самопровозглашении республики Северная Ингрия (в деревне Кирьясало), капитан Северо-Ингерманландского полка Е. И. Хаапакоски предложил проект знамени: на жёлтом поле синий скандинавский крест с красной каймой. Ныне он находится в Музее военной истории в Хельсинки.

В настоящее время этот флаг используется организациями ингерманландских финнов в России (Инкерин Лийтто и другими), Финляндии, Эстонии, Швеции, а также краеведческими клубами и сторонниками автономии края.

Народы
В разное время на территории Ингерманландии проживали следующие народы:

* Ижора
* Водь
* Русские
* Шведы
* Немцы
* Ингерманландские финны
* Вепсы
* Карелы

Этническая история

Самым древнейшим населением Ингерманландии, вероятно были лопари (саамы) — древний оленный народ финно-угорского происхождения, некогда населявший всю Карелию, в том числе — Карельский перешеек. О его древнем присутствии на территории Ингерманландии остались в основном, свидетельства в топонимике края, в частности, в Ореховецком уезде Водской пятины, в XV-XVII века занимавшем восточную часть Ингрии, существовал Егорьевский Лопский погост (лопь — летописное название лопарей).

В первом тысячилетии нашей эры на территории Ингерманландии появляются Корела и Ижора — близкородственные финно-угорские племена, вероятно некогда бывшие единым народом. Существуют версии, что они оттеснили из Приневья Емь, в летописное время обитавшую в центральной Финляндии. В западной части Ингерманландии с древнейших времён обитало племя Водь. На рубеже тысячилетий уже заметны торговые контакты населения будущих ижорских земель с одной стороны с варягами, а с другой — со славянами (приильменскими словенами Новгородской земли). В русских летописях финно-угорское население края получает название чудь.

С приходом русских автохтонное население испытало серьёзное влияние русской культуры, которое, в частности, сказалось на языке — почти все они двуязычны. И водь, и ижора приняли православие при активном участии русских миссионеров.

Ингерманландские финны
Субэтническая группа ингерманландских финнов являются потомками эмигрантов-лютеран, переселённых шведским правительством в XVII веке с запада Карельского перешейка и из центральных районов Финляндии. В настоящее время в Ингерманландии проживает около 20 тыс. ингерманландских финнов. Раньше из среды ингерманландских финнов особо выделялись две группы: эурямёйсет и савакот. Они отличались друг от друга по происхождению, говору, обычаям и одежде.

Ингерманландские финны всегда были тесно связаны с городской культурой. Во время репрессий по этническому признаку в 1930-е годы, а также во время Советско-финской войны 1939—1940 годов и Второй мировой войны численность резко сократилась. Так, наиболее массовые депортации финского населения в Сибирь и на Дальний Восток происходили в конце марта 1942 года.

В течение 1990-х гг. многие из оставшихся в Ингерманландии финнов получили право на репатриацию, и эмигрировали в соседнюю Финляндию. С ингерманландскими финнами исторически связана деятельность лютеранской Церкви Ингрии.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ