Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись. Более трехсот лет умельцы изготавливают невероятно красивую посуду, которую уже можно назвать визитной карточкой русского народа. Процесс создания шедевра достаточно сложный, включает как создание заготовок и их обработку, так и дальнейшая роспись. Но освоить это мастерство сможет каждый, достаточно лишь узнать об характерных особенностях творческого процесса.
Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись
Сложные орнаменты принято наносить на изделия с помощью трафарета, но для того, чтобы научиться этой разновидности росписи, необходимо освоить азы. Самые простые узоры наносятся кистью.
Новичкам лучше освоить сначала следующие из них:
Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки . Чтобы создать узор, достаточно изготовить штамп из трубочки и бумаги, в который и будет обмакиваться краска. Более мелкие элементы уже рисуют кистью.
Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки
Рисуем с детьми:
Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву . Нередко умельцы прибегают к украшению классическими узорами кухонных досок. Такое изделие можно преподнести в качестве сувенира гостям, либо же украсить собственную кухню.
Что понадобится:
Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву
Ход работы:
После полного высыхания доски нанести на всю ее плоскость лак.
Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно. Нарисованные элементы выглядят красочно, торжественно. Справится с этой задачей даже школьник.
Что понадобится:
Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно
Ход работы:
Нанести лак и дать изделию высохнуть.
Само название этого изделия указывает на его благородство и изящество. Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной.
Что понадобится:
Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной
Ход работы:
Нанести на шкатулку лак (не менее двух слоев) и дать ему просохнуть.
Перед тем, как приступить к столь оригинальному крашению кувшина или тарелки, необходимо узнать, какие из орнаментов чаще всего используются в процессе творчества.
В большинстве случаев мастера прибегают к нанесению следующих из них:
Роспись по дереву – это настоящее искусство, овладеть которым при желании может каждый. Естественно, что с появлением современных материалов, необходимость в закалке таких изделий уже отпадает. Кроме того, все заготовки можно приобрести в специализированных магазинах. Творческий процесс при этом становится максимально простым, но не менее увлекательным.
В последнее время в обществе наблюдается тенденция обращения к национальным традициям — это проявляется в возвращении популярности народной литературы, обрядов, одежды. К примеру, у многих дизайнеров в коллекциях встречается роспись хохлома, которая привлекает своим ярким, почти сказочным рисунком.
Роспись хохлома - особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи.
Существует две версии возникновения данного вида росписи: первая приписывает идею создания старообрядцам — приверженцам так называемой «старой» христианской веры до принятия различных религиозных реформ в начале ХVII столетия.
Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились именно в нижегородские земли, принеся с собой мастерство иконописи, книжной миниатюры, огромный багаж символики и узоров для росписи. В то же время здесь проживали мастера посудного дела, создававшие великолепную кухонную утварь из дерева.
Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи.
Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. В больших поселениях ремесленников Мурашково, Семеновское и Лысково создавали деревянную посуду, которую красили «под олово» - то есть, использовали технологии, предшествующие появлению хохломы, которая стала в один ряд с излюбленными техниками украшения: резьбой и выжиганием по дереву .
Основная технология создания изделий, к которым применяется роспись хохлома, состоит из нескольких этапов. Изначально мастер бьет баклуши — подготавливает грубые деревянные бруски примерно такого же размера, какого должно быть изделие.
Следующий этап — выстругивание на специальном станке самого предмета: тарелки, ложки, миски, ковша и т. д. Так мастер получает белье — деревянную заготовку под роспись, которую нужно загрунтовать с помощью жидкой очищенной глины и оставить сушиться примерно на 7-8 часов.
Ключевой момент в рабочем процессе — покрытие вещи олифой или специальным льняным маслом. От качества покрытия зависит прочность посуды и долговечность росписи на ней. С помощью специального тампона из овечьей шерсти, вывернутого наизнанку, мастер черпает олифу из миски и начинает быстрыми движениями втирать ее в деревянную поверхность — всего процедура выполняется около трех-четырех раз в течение суток.
Последний слой олифы сушат до такого состояния, когда палец мастера чуть-чуть липнет к покрытию, но уже не пачкается. Эта технология подготавливает предмет к следующему этапу — лужению, который заключается во втирании в изделие алюминиевого порошка. Процесс также выполняется с помощью вывернутого тампона из овечьей шерсти.
Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картинки в цветочном или животном орнаменте. Основные используемые цвета — красный, черный, желтый, но иногда мастера применяют также зеленый и коричневый. Рисунки делают масляными красками в технике верхового письма или «под фон».
Принцип верхового письма очень прост — на обработанную заготовку наносится рисунок красного, желтого или черного цвета.
Как правило, роспись хохлома в этой технике использует узор «пряник» — крупный рисунок в центре, который опоясывают круги из более мелких орнаментов.
Мастера рисования «под фон» пользуются узором «кудрина» — золотыми и красными рисунками на черном фоне.
Получают их следующим образом: изначально рисуют большие цветные орнаменты, после чего свободное пространство заполняется черным фоном. Когда темная краска высыхает, сверху наносится рисунок «травка» - узоры из длинных и коротких травинок.
Готовые работы примерно 5 раз покрывают полупрозрачным лаком-закрепителем с желтоватым оттенком, предварительно просушивая каждый слой. Сухие изделия отправляют в раскаленную до 150 градусов печь и держат там около 3-4 часов, пока не образуется главный элемент хохломы - золотисто-бронзовая пленка.
Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.
Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.
Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.
Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.
Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом .
На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.
Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.
Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.
На самом деле, вы можете украсить хохломой изделия даже в домашних условиях без применения сложной основной техники, описанной выше. Достаточно покрасить доску золотой краской, нарисовать узоры и закрепить специальным лаком. Такое изделие вряд ли можно будет использовать по назначению, зато вы получите отличный сувенир для украшения кухни.
Подготовьте деревянную разделочную доску понравившейся формы, клей ПВА, краски гуашь, лак по дереву, кисточки для рисования, малярную кисть.
Ваш сувенир готов! Вы можете украсить им свою квартиру или подарить близкой подруге на какой-нибудь праздник. Таким же способом выполняется роспись хохлома сувенирной тарелки, ложек или любого другого изделия.
Еще одну простую технику росписи изделий хохломой в домашних условиях вы можете узнать из следующего видеоурока.
Пособие содержит 11 занятий и коллективную работу "Хохломской букет". Приведены образцы узоров, характерные для хохломской росписи, которые предлагаются ребенку скопировать или воспроизвести самостоятельно.
В книге предлагаются тренировочные "прописи" на тему хохломской росписи. Показаны и подробно рассмотрены (в том числе сила нажима, прикладывание кисти) основные узоры и орнаменты ("травка", "листочки", "ягодки").
Также изображены предметы с характерным рисунком и ребенок может по образу и подобию украсить предмет элементами в соответствии с заданием. Это и ложки, и чашки, всевозможные вазочки.
На первой странице представлены методические рекомендации к каждому занятию. Последняя страница содержит историю Золотой хохломы.
Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» -это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, а затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета - черный и красный.
Цель занятия - постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов.
Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков».
Рассматривая солонку с травным узором, обращаем внимание детей на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии - «криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель и используя ранее изученные элементы травного орнамента.
В хохломском узоре «листочки» кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый.
Рассматривая работу мастеров, следует обратить внимание детей на расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору.
Дети импровизируют, создают свою композицию, применяя хохломскую палитру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.
На этом занятии дети учатся рисовать узоры кистью и печаткой-тычком. Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.
Ягоды брусничка, смородинка и рябинка (левая сторона листа) рисуются печаткой-тычком.
Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске «разживляются» желтым цветом.
Дети расписывают изделие кистью и печаткой-тычком, используя «разживку» и другие приемы росписи.
Дети упражняются в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.
Рассматривая вазочку, расписанную мастером, обратите внимание детей на соответствие узора и формы предмета. Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.
Дети самостоятельно придумывают и расписывают вазочку, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.
Это итоговое занятие, на котором дети могут использовать все ранее изученное. Детям предлагается самостоятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета. Букет будет более красивым и пышным, если дети дополнят его легкими веточками травки. В тетради в качестве примера изображен один такой букет.
При желании сделать большой букет, дети могут вырезать аналогичные заготовки из цветной, желтой или красной, бумаги и затем украсить их по своему вкусу.
Коллективная работа «Хохломской букет»
В качестве итогового занятия можно создать коллективную работу при участии всех детей. Для этого каждый ребенок заготавливает несколько лепестков из цветной бумаги желтого или красного цвета и расписывает их. Затем на большом листе ватмана выклеивается красочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого ребенка. Букет можно украсить усиками и кустиками. Такая коллективная работа будет хорошим украшением групповой или классной комнаты.
Из таких заготовок можно выклеить не только букет, но и гирлянду, орнамент, орнаментальную рамку и т. д.
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)
Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!
Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.
Травный орнамент.
Узор листочки - стебельки и листики.
Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.
Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.
В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Как работать с раскрасками Хохломские узоры.
Как-как, раскрашивай в красный, чёрный да жёлтый и живи да радуйся что детки приобщаются к народному искусству, чего ещё хотеть?
Ну, мы-то с вами понимаем, что всё не так просто. Если уж берёмся за раскрашивание, так уж с ясной реалистической целью. Я вам сразу скажу - дети не запоминают особенности этих народных игрушек, росписей, узоров... Вот "проходим" мы несколько занятий дымку по программе, а потом через полгода спроси - что это за конёк или барыня такая, вспомнят один-два человека из класса. Так что не будем обольщаться, дети никакой-такой близости к народным корням и истокам от того, что поглядели на игрушки да утварь и пораскрашивали шаблончики по образцу, не обретают.
А поэтому мы поставим себе иные цели. Конечно же - развитие рук и глазомера. Вот тут уже есть для чего стараться. Сейчас расскажу, как я это делаю.
Итак, берём раскраску с хохломскими узорами. Например:
Сначала обведём фломастерами. Чёрным и красным. Хохлома, конечно, золотая, но обводить жёлтым цветом по серым линиям -толку нет, не видно ничего (хотя дети этого, обычно, не замечают).
Обводилки - дело очень полезное. При любом удобном случае я стараюсь сделать так, чтобы ученики не просто что-то красили, но перед этим чётко обводили рисунок - у детей нарабатывается очень верная рука. Но теперь пора уже красить. Работать будем либо фломастерами, либо цветными карандашами.
Я предвижу вопрос - а почему карандашами, а не красками? Ведь Хохломская-то роспись по-идее. Работа кистью тоже ведь руки здорово развивает.
Но тут отвечу так: по опыту знаю, что это не вариант, на раскрасках особенности народной росписи не освоить.
Сейчас сделаю лирическое отступление по теме. Как-то водили нас на экскурсию в цех росписи деревянной утвари хохломскими узорами. Я долго наблюдала за мастерицами: одни расписывали сразу, без эскиза, полагаясь только на чутьё и глазомер. Вы же понимаете, что характерные завитушки получаются так: сначала тонко - кончиком кисти, потом нажим - и мазок расширяется, потом без нажима - опять тонко. Это нарабатывается с опытом. С долгим опытом постоянных тренировок. Вторая категория мастериц в цехе действовали так - они рисовали карандашом на чашах и братинах узоры и потом их как-бы заштриховывали кистью. Морока!
Я вот сама без рисунка - просто из головы нарисовала (на спор с самой собой) так:
А вот готовую раскраску раскрашивать буду мелкими мазочками, потому что за контур выйти нельзя:
Кистью заполнять чётко очерченный контур - это маета и профанация идеи. Да!
Поэтому вернёмся к нашим фломастерам - пользы для рук будет больше.
Да не спешите, сначала я произнесу напутствие, что мы вот сейчас будем тренировать дугообразное движение запястья, затем и выбрана картинка с большим количеством завитушек. Красить надо по дуге, по ходу завитушек. Если вы не скажете этого ученикам, они быстро раскрасят так:
Поэтому показываем способ правильной штриховки: