До сих пор идут споры о статусе Каспийского моря. Дело в том, что, несмотря на свое общепринятое название, оно все же является самым большим в мире бессточным озером. Морем его назвали из-за тех особенностей, которые имеет строение дна. Оно сформировано океанической корой. К тому же вода в Каспии соленая. Как и на море, здесь нередко наблюдаются штормы и сильные ветры, поднимающие высокие волны.
Каспийское море располагается на стыке Азии и Европы. По своей форме оно напоминает одну из букв латинского алфавита - S. С юга на север море раскинулось на 1200 км, а с востока на запад - от 195 до 435 км.
Территория Каспия неоднородна по своим физико-географическим условиям. В связи с этим ее условно подразделяют на 3 части. К ним относят Северный и Средний, а также Южный Каспий.
Какие страны омывает Каспийское море? Их всего пять:
До настоящего времени не разрешен спор о том, как назвать этот уникальный водоем. А дать ответ на данный вопрос важно. Дело в том, что все страны на Каспийском море имеют в данном регионе собственные интересы. Однако вопрос о том, как поделить этот огромный водоем, правительства пяти государств не могут решить уже долгое время. Самый главный спор развернулся вокруг наименования. Каспий - это все-таки море или озеро? Причем ответ на этот вопрос больше интересует не географов. Прежде всего он нужен политикам. Это связано с применением норм международного права.
Такие прикаспийские государства, как Казахстан и Россия, полагают, что их границы в данном регионе омываются морем. В связи с этим представители двух указанных стран настаивают на применении Конвенции ООН, принятой в 1982 г. Касается она морского права. Положения данного документа гласят о том, что прибрежным государствам отводится двенадцатимильная водная зона вдоль его Кроме того, стране предоставляется право на экономическую морскую территорию. Она располагается на расстоянии двухсот миль. Есть у приморского государства права и на Однако даже самая широкая часть Каспия уже, чем оговоренное в международном документе расстояние. В таком случае может быть применен принцип серединной линии. При этом прикаспийские государства, имеющие наибольшую протяженность береговых границ, получат большую морскую территорию.
У Ирана по этому поводу мнение иное. Его представители полагают, что Каспий должен быть поделен по справедливости. В таком случае всем странам достанется по двадцать процентов морской территории. Позицию официального Тегерана понять можно. При таком решении вопроса государство будет управлять большей зоной, чем при делении моря по серединной линии.
Однако Каспий из года в год значительно изменяет свой уровень воды. Это не позволяет определить его серединную линию и поделить территорию между государствами. Такие страны Каспийского моря, как Азербайджан, Казахстан и Россия, подписали между собой соглашение, определяющее те зоны дна, на которых стороны будут осуществлять свои экономические права. Таким образом, на северных территориях моря достигнуто определенное юридическое перемирие. Южные страны к единому решению пока не пришли. При этом они не признают договоренностей, достигнутых северными соседями.
Приверженцы данной точки зрения исходят из того, что водоем, расположенный на стыке Азии и Европы, является закрытым. В таком случае к нему невозможно применить документ о нормах международного морского права. Сторонники данной теории убеждены в своей правоте, ссылаясь на то, что у Каспия нет естественного соединения с водами Мирового океана. Но здесь возникает еще одна трудность. Если озером является Каспийское море, границы государств по каким международным нормам должны быть определены на его водных просторах? К сожалению, такие документы пока еще не разработаны. Дело в том, что вопросы международного озера нигде и никем не обсуждались.
Помимо перечисленных выше существует и иная, третья точка зрения на принадлежность этого удивительного водоема. Ее сторонники придерживаются мнения о том, что Каспий должен быть признан международным водным бассейном, принадлежащим в равной степени всем граничащим с ним странам. По их мнению, ресурсы региона подлежат совместной эксплуатации граничащими с водоемом странами.
Прикаспийские государства делают все возможное для устранения всех существующих разногласий. И в этом вопросе можно отметить положительные сдвиги. Одним из шагов на пути решения проблем, касающихся Каспийского региона, стало соглашение, подписанное 18.11.2010 г. между всеми пятью странами. Оно касается вопросов сотрудничества в сфере безопасности. В этом документе страны договорились о совместной деятельности по устранению в регионе терроризма, наркоторговли, контрабанды, браконьерства, отмывания незаконных доходов и т. д.
Особое внимание уделяется решению экологических вопросов. Та территория, на которой расположены прикаспийские государства и Евразия, - регион, находящийся под угрозой промышленного загрязнения. Казахстан, Туркмения и Азербайджан сбрасывают в воды Каспия отходы от разведки и добычи энергоносителей. Причем именно в этих странах находится большое количество заброшенных нефтяных скважин, которые не эксплуатируются из-за своей убыточности, но тем не менее продолжают оказывать неблагоприятное воздействие на экологическую обстановку. Что касается Ирана, то он сбрасывает в морские воды отходы сельского хозяйства и стоки. Россия грозит экологии региона промышленным загрязнением. Это связано с хозяйственной деятельностью, развернувшейся в районе Волги.
Страны на Каспийском море добились определенных успехов в решении проблем окружающей среды. Так, с 12.08.2007 г. в регионе имеет силу Рамочная конвекция, ставящая перед собой цель защиты Каспийского моря. В этом документе разработаны положения по вопросам охраны биоресурсов и регулирования антропогенных факторов воздействия на водную среду. Согласно данной конвекции, стороны должны осуществлять взаимодействие при проведении мероприятий по улучшению экологической ситуации на Каспии.
В 2011 и 2012 годах все пять стран подписали и другие документы, значимые для охраны морской среды. Среди них:
На сегодняшний день в Каспийском регионе является неразрешенной еще одна проблема. Она касается прокладки Эта идея является важной стратегической задачей Запада и США, которые продолжают искать источники энергоресурсов, альтернативные российским. Именно поэтому при решении данного вопроса стороны не обращаются к таким странам, как Казахстан, Иран и, конечно же, РФ. Брюссель и Вашингтон подержали заявление сделанное в Баку 18.11.2010 г. на саммите глав прикаспийских стран. Им была высказана официальная позиция Ашхабада, касающаяся прокладки трубопровода. Туркменские власти полагают, что проект должен быть осуществлен. При этом свое согласие на строительство трубопровода должны дать только те государства, по территориям дна которых он будет располагаться. А это Туркмения и Азербайджан. Иран и Россия выступили против такой позиции и самого проекта. При этом они руководствовались вопросами защиты экосистемы Каспия. На сегодняшний день строительство трубопровода не ведется из-за разногласия участников проекта.
Страны на Каспийском море постоянно ищут пути решения проблем, назревших в этом евроазиатском регионе. Для этого организуются специальные встречи их представителей. Так, первый саммит глав прикаспийских государств состоялся в апреле 2002 г. Местом его проведения стал Ашхабад. Однако результаты данной встречи надежд не оправдали. Саммит был признан неудачным из-за требований Ирана по делению территории моря на 5 равных частей. Этому категорически воспротивились другие страны. Их представители отстаивали собственную точку зрения о том, что размер национальных акваторий должен соответствовать той длине, которую имеет береговая линия государства.
Неудачное проведение саммита спровоцировал и спор между Ашхабадом и Баку о принадлежности трех месторождений нефти, находящихся в центре Каспия. В итоге главы пяти государств не выработали единого мнения ни по одному из всех поднимавшихся вопросов. Однако при этом заключили договоренность о проведении второго саммита. Он должен был состояться в 2003 году в Баку.
Несмотря на существующие договоренности, проведение намеченной встречи ежегодно откладывалось. На второй саммит главы прикаспийских государств собрались только 16.10.2007 г. Местом его проведения стал Тегеран. На встрече обсуждались актуальные вопросы, касающиеся определения правового статуса уникального водоема, которым является Каспийское море. Границы государств в рамках раздела акватории были предварительно оговорены при разработке проекта новой конвенции. Поднимались также проблемы безопасности, экологии, экономики и сотрудничества прибрежных стран. Кроме того, были подведены итоги работы, которую государства провели после первого саммита. В Тегеране представители пяти государств наметили также пути дальнейшего сотрудничества в регионе.
В очередной раз главы прикаспийских стран встретились в Баку 18.11.2010 г. Результатом этого саммита явилось подписание соглашения о расширении сотрудничества, касающегося вопросов безопасности. В ходе встречи было указано на то, что какие страны омывает Каспийское море, только те и должны обеспечивать борьбу с терроризмом, транснациональной преступностью, распространением оружия и т. д.
В очередной раз прикаспийские государства поднимали свои проблемы в Астрахани 29.09.2014 г. На этой встрече президентами пяти стран было подписано очередное заявление.
В нем стороны зафиксировали исключительное право прибрежных стран размещать на Каспии вооруженные силы. Но и на этой встрече статус Каспия так и не был окончательно отрегулирован.
November 29th, 2015
Верно ли называть Каспий морем?
Известно, что море - это часть Мирового океана. С этой, географически правильной, точки зрения Каспий никак нельзя считать морем, ибо он отделен от океана огромными массивами суши. Самое короткое расстояние от Каспия до Черного моря, ближайшего из морей, входящих в систему Мирового океана, составляет 500 километров. Поэтому правильнее было бы говорить о Каспии как об озере. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером-морем.
Каспий имеет ряд признаков моря: вода его соленая (однако есть и другие соленые озера), площадь мало уступает площади таких морей, как Черное, Балтийское, Красное, Северное и даже превышает площадь Азовского и некоторых других (однако у Канадского озера Верхнее тоже огромная площадь, как у трех Азовских морей). На Каспии часты свирепые штормовые ветры, огромные волны (да и на Байкале это не редкость).
Значит все таки Каспийское море — это озеро? Вот и в Википедии это написано Да и Большая Советская Энциклопедия отвечает, что никто еще не смог дать точного определения этому вопросу — «Общепринятой классификации не существует».
А знаете, почему это очень важно и принципиально? А вот почему …
Озеро относится к внутренним водам — суверенным территориям прибрежных государств, на которые международный режим не распространяется (принцип невмешательства ООН во внутренние дела государств). А вот акватория моря и делится по-другому, и права прибрежных государств тут совсем другие.
По своему географическому положению сам Каспий, в отличие от окружающих его сухопутных территорий, на протяжении многих веков не был объектом какого-либо целенаправленного внимания со стороны прибрежных государств. Только в начале XIX в. между Россией и Персией были заключены первые договоры: Гюлистанский (1813 г.) 4 и Туркманчайский (1828 г.), подводившие итоги русско- персидской войны, в результате которой Россия присоединила к себе ряд закавказских территорий и получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море. Русским и персидским купцам разрешалось свободно торговать на территории обоих государств и пользоваться Каспием для перевозки товаров. Туркманчайский договор подтвердил все эти положения и стал основой поддержания международных отношений между сторонами вплоть до 1917 г.
После Октябрьской революции 1917 г. в ноте нового пришедшего к власти правительства России от 14 января 1918 г. оно отказалось от своего исключительного военного присутствия на Каспийском море. Договор между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. объявил недействительными все соглашения, заключенные до него царским правительством. Каспийское море стало водоемом общего пользования сторон: обоим государствам предоставлялись равные права свободного судоходства, за исключением случаев, когда в составе экипажей иранских судов могли быть граждане третьих стран, использующих службу в недружественных целях (ст. 7). Договор 1921 г. морской границы между сторонами не предусматривал.
В августе 1935 г. был подписан следующий договор, сторонами которого были новые субъекты международного права - Советский Союз и выступивший под новым наименованием Иран. Стороны подтвердили положения договора 1921 г., но ввели в соглашение новое для Каспия понятие - 10-мильную рыболовную зону, ограничившую для его участников пространственные пределы ведения этого промысла. Это было сделано в целях контроля и сохранения живых ресурсов водоема.
В условиях начавшейся Второй мировой войны, развязанной Германией, неожиданно возникла срочная необходимость заключения между СССР и Ираном нового договора о торговле и мореплавании по Каспию. Поводом для этого стало беспокойство советской стороны, вызванное интересом Германии к активизации своих торговых связей с Ираном и опасностью использования акватории Каспия в качестве одного из этапов транзитного пути. Подписанный в 1940 г. договор СССР с Ираном 10 защитил Каспийское море от такой перспективы: в нем были повторены основные положения прежних соглашений, предусматривавшие пребывание в его водах судов только этих двух прикаспийских государств. Он также включал норму о его бессрочном действии.
Развал Советского Союза кардинально изменил региональную ситуацию на бывшем советском пространстве, в частности и в прикаспийском регионе. Среди большого количества новых проблем возникла и проблема Каспия. Вместо двух государств - СССР и Ирана, которые прежде в двустороннем порядке решали все возникающие вопросы морского судоходства, рыболовства и использования других живых и неживых его ресурсов, теперь их стало пять. Из прежних остался только Иран, место СССР на правах правопреемства заняла России, остальные три - это новые государства: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. Они и раньше имели выход к Каспию, но только в качестве республик Союза ССР, а не самостоятельных государств. Теперь же, став независимыми и суверенными, они получили возможность на равных с Россией и Ираном участвовать в обсуждении и принятии решений в рассмотрении всех названных выше вопросов. Это отразилось и на отношении этих государств к Каспию, так как в использовании его живых и неживых ресурсов проявили одинаковую заинтересованность все пять государств, имевших к нему выход. И это логично, а самое главное, оправдано: Каспийское море богато природными ресурсами, как запасами рыбы, так и черным золотом - нефтью и голубым топливом - газом. Разведка и добыча двух последних ресурсов надолго стали предметом самых горячих и затянувшихся переговоров. Но не только они.
Кроме наличия богатых минеральных ресурсов в водах Каспийского моря обитает около 120 видов и подвидов рыб, здесь находится мировой генофонд осетровых, добыча которых до недавнего времени составляла 90% их общего мирового улова.
Благодаря своему расположению Каспий традиционно и давно широко используется и для судоходства, выступая как своего рода транспортная артерия между народами прибрежных государств. По его берегам расположены такие крупные морские порты, как российская Астрахань, столица Азербайджана Баку, туркменский Туркменбашы, иранский Энзели и казахстанский Актау, между которыми давно проложены маршруты движения торгового, грузового и пассажирского морского транспорта.
И все же главным объектом внимания прикаспийских государств выступают его минеральные ресурсы - нефть и природный газ, на которые каждое из них может претендовать в пределах тех границ, которые должны быть определены ими коллективно на основе норм международного права. А для этого им предстоит разделить между собой и акваторию Каспия, и его дно, в недрах которого скрыты его нефть и газ, и выработать правила их добычи с минимальным ущербом для весьма хрупкой окружающей среды, прежде всего морской среды и ее живых обитателей.
Основным препятствием в решении вопроса о начале широкой добычи минеральных ресурсов Каспия для прикаспийских государств продолжает оставаться его международно-правовой статус: считать ли его морем или озером? Сложность вопроса состоит в том, что решить его должны сами эти государства, а в их рядах согласия пока не наблюдается. Но при этом каждое из них стремится скорее начать добычу каспийской нефти и природного газа и сделать их продажу за границу постоянным источником получения средств для формирования своего бюджета.
Поэтому нефтяные компании Азербайджана, Казахстана и Туркмении, не дожидаясь окончания урегулирования имеющихся разногласий по территориальному разделу Каспия, уже начали активную добычу его нефти, в надежде перестать быть зависимыми от России, превратить свои страны в нефтедобывающие и уже в этом качестве начать строить собственные долгосрочные торговые отношения с соседями.
Тем не менее, вопрос о статусе Каспийского моря остается не решенным. Вне зависимости от того, согласятся прикаспийские государства считать его «морем» или «озером», к территориальному разделу его акватории и дна они должны будут применить соответствующие сделанному выбору принципы или выработать на этот случай собственные.
За признание Каспия морем выступал Казахстан. Такое признание позволит применить к разделу Каспия положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, континентальном шельфе. Это бы позволило прибрежным государствам обрести суверенитет на недра территориального моря (ст. 2) и исключительные права на разведку и разработку ресурсов континентального шельфа (ст. 77). Но Каспий нельзя назвать морем с позиции Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., так как этот водоем является замкнутым и не имеет природной связи с мировым океаном.
В этом случае исключается и вариант совместного пользования его акваторией и ресурсами дна.
В договорах СССР с Ираном Каспийское море рассматривалось как пограничное озеро. С приданием Каспийскому морю юридического статуса «озеро» предполагается его раздел на сектора, как это делается применительно к пограничным озерам. Но в международном праве нет нормы, обязывающей государства делать именно так: деление на сектора - это сложившаяся практика.
МИД России не раз делал заявления, что Каспий является озером, а его воды и недра - общим достоянием прибрежных государств. Иран также с позиции, закрепленной еще в договорах с СССР, рассматривает Каспийское море озером. Правительство страны считает, что этот статус подразумевает создание консорциума для единого управления добычей и использованием его ресурсов прикаспийскими государствами. С таким мнением выступают и некоторые авторы, например, Р. Мамедов считает, что при таком статусе добыча углеводородных ресурсов на Каспии этими государствами должна осуществляться совместно.
В литературе высказывалось предложение о придании Каспийскому морю статуса озера «sui generis», а в этом случае речь идет об особом международно-правовом статусе такого озера и его особом режиме. Под режимом предполагается совместная выработка государствами собственных правил пользования его ресурсами.
Таким образом, признание Каспия озером не требует обязательного его раздела на сектора - каждому прибрежному государству свою часть. К тому же в международном праве вообще нет норм о разделе озер между государствами: это их добрая воля, за которой могут скрываться определенные внутренние интересы.
В настоящее время все прикаспийские государства признают, что современный правовой режим был установлен сложившейся практикой его использования, однако теперь Каспий находится в фактическом общем пользовании не двух, а пяти государств. Еще на проведенном 12 ноября 1996 г. в Ашхабаде совещании министров иностранных дел прикаспийские государства подтвердили, что статус Каспийского моря может быть изменен лишь при наличии согласия всех пяти прибрежных государств. Позднее это также подтвердили Россия и Азербайджан в совместном заявлении от 9 января 2001 г. о принципах сотрудничества, а также в подписанной между Казахстаном и Россией Декларации о сотрудничестве на Каспийском море от 9 октября 2000 г.
Но в ходе многочисленных каспийских переговоров, конференций и четырех саммитов прикаспийских государств (Ашхабадский саммит 23-24 апреля 2002 г., Тегеранский саммит 16 октября 2007 г., Бакинский саммит 18 ноября 2010 г. и Астраханский 29 сентября 2014 г.) согласия прикаспийским странам достичь так и не удалось.
Более продуктивными пока оказывается сотрудничество на двухстороннем и трехстороннем уровне. Еще в мае 2003 г. Россия, Азербайджан и Казахстан заключили соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, в основу которого легли предшествовавшие двусторонние соглашения. В сложившейся ситуации Россия своим участием в этих соглашениях как бы подтвердила, что соглашения между СССР и Ираном устарели и не соответствуют существующим реалиям.
В Соглашении от 6 июля 1998 г. между РФ и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование было объявлено о разграничении дна моря между сопредельными и противолежащими сторонами по модифицированной срединной линии на основе принципа справедливости и договоренности сторон. На дно участка государства обладают суверенными правами, но при этом сохраняется их общее пользование водной поверхностью.
Иран воспринял это соглашение как сепаратное и нарушающее прежние Договоры с СССР 1921 и 1940 гг. Однако необходимо отметить, что в преамбуле соглашения 1998 г., сторонами которого были Россия и Казахстан, соглашение рассматривалось как временная мера в ожидании подписания конвенции всеми прикаспийскими государствами.
Позднее, 19 июля этого же года, Иран и Россия сделали совместное заявление, в котором предложили три возможных сценария делимитации Каспия. Первый: море должно быть общим на основе принципа кондоминиума. Второй сценарий сводится к тому, чтобы разделить акваторию, воды, дно и недра на национальные секторы. Третий сценарий, являющийся компромиссом между первым и вторым вариантом, предполагает разделить только дно между прибрежными государствами, а водную гладь считать общей и открытой всем прибрежным странам.
Существующие варианты делимитации Каспия, в том числе и названные выше, возможны только в случае наличия доброй политической воли сторон. Азербайджан и Казахстан четко выразили свою позицию с самого начала процесса многосторонних консультаций. Азербайджан считает Каспийское море озером, и, следовательно, оно должно подлежать разделу. Казахстан предлагает считать Каспий замкнутым морем, ссылаясь на Конвенцию ООН 1982 г. (статьи 122, 123), и, соответственно, выступает за его раздел в духе Конвенции. Туркменистан долго поддерживал идею совместного управления и пользования Каспием, но иностранные компании, уже разрабатывающие ресурсы у берегов Туркмении, оказали влияние на политику ее президента, который начал возражать против установления режима кондоминиума, поддерживая позицию раздела моря.
Первым из прикаспийских государств, в новых условиях начавших использовать углеводородные богатства Каспия, стал Азербайджан. После заключения в сентябре 1994 г. «Сделки века» Баку изъявил желание прилежащий к нему сектор объявить составной частью своей территории. Это положение было закреплено и в Конституции Азербайджана, принятой в целях осуществления суверенных прав на недропользование, Москва, 6 июля 1998 г. на референдуме 12 ноября 1995 г. (ст. 11). Но такая радикальная позиция с самого начала не соответствовала интересам всех остальных прибрежных государств, в особенности России, которая высказывает опасения, что это откроет доступ к Каспийскому морю странам других регионов. Азербайджан согласился на компромисс. В Соглашении между РФ и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков Каспийского моря 2002 г. было закреплено положение, в котором раздел дна был проведен с использованием срединной линии, а акватория водоема осталась в совместном пользовании.
В отличие Азербайджана, выразившего желание полностью разделить Каспий, Иран предлагает оставить его недра и воду в совместном пользовании, но не возражает и против варианта раздела Каспия на 5 равных частей. Соответственно, каждому члену каспийской пятерки выделялось бы 20 процентов от общей территории водоема.
Точка зрения России претерпевала изменения. Москва долгое время настаивала на установлении кондоминиума, но желая выстроить долгосрочную политику с соседями, которым было не выгодно рассматривать Каспий в качестве достояния пяти прибрежных государств, изменила свою позицию. Это тогда и подтолкнуло государства начать новый этап переговоров, по завершении которых в 1998 г. было подписано указанное выше Соглашение, где Россия заявила, что «созрела» для раздела Каспия. Основным его принципом стало положение «вода общая - делим дно».
С учетом того, что между некоторыми прикаспийскими государствами, а именно Азербайджаном, Казахстаном и Россией, достигнуты договоренности об условном разграничении пространств на Каспии, можно сделать вывод, что их фактически устраивает уже сложившейся режим с разделом его дна вдоль модифицированной срединной линии и совместное использование поверхности водоема для судоходства и рыболовства.
Впрочем, отсутствие полной ясности и единства в позиции всех стран побережья мешает самим прикаспийским государствам в разработке добычи нефти. А нефть для них имеет ключевое значение. В отношении их запасов в Каспийском море однозначных данных нет. По данным Агентства энергетической информации США 2003 г., Каспий занимал второе место по запасам нефти и третье - по запасам газа. Данные Российской стороны иные: они говорят об искусственном завышении западными экспертами энергетических ресурсов Каспийского моря. Расхождения в оценках обусловлены политическими и экономическими интересами региональных и внешних игроков. Фактором искажения данных стало геополитическое значение региона, с которым связаны внешнеполитические планы США и ЕС. Збигнев Бжезинский еще в 1997 г. высказал мнение о том, что этот регион является «Евразийскими Балканами».
Верно ли называть Каспий морем?
Известно, что море - это часть Мирового океана. С этой, географически правильной, точки зрения Каспий никак нельзя считать морем, ибо он отделен от океана огромными массивами суши. Самое короткое расстояние от Каспия до Черного моря, ближайшего из морей, входящих в систему Мирового океана, составляет 500 километров. Поэтому правильнее было бы говорить о Каспии как об озере. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером-морем.
Каспий имеет ряд признаков моря: вода его соленая (однако есть и другие соленые озера), площадь мало уступает площади таких морей, как Черное, Балтийское, Красное, Северное и даже превышает площадь Азовского и некоторых других (однако у Канадского озера Верхнее тоже огромная площадь, как у трех Азовских морей). На Каспии часты свирепые штормовые ветры, огромные волны (да и на Байкале это не редкость).
Значит все таки Каспийское море - это озеро? Вот и в Википедии это написано . Да и Большая Советская Энциклопедия отвечает, что никто еще не смог дать точного определения этому вопросу - «Общепринятой классификации не существует».
А знаете, почему это очень важно и принципиально? А вот почему …
Озеро относится к внутренним водам - суверенным территориям прибрежных государств, на которые международный режим не распространяется (принцип невмешательства ООН во внутренние дела государств). А вот акватория моря и делится по-другому, и права прибрежных государств тут совсем другие.
По своему географическому положению сам Каспий, в отличие от окружающих его сухопутных территорий, на протяжении многих веков не был объектом какого-либо целенаправленного внимания со стороны прибрежных государств. Только в начале XIX в. между Россией и Персией были заключены первые договоры: Гюлистанский (1813 г.)4 и Туркманчайский (1828 г.), подводившие итоги русско- персидской войны, в результате которой Россия присоединила к себе ряд закавказских территорий и получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море. Русским и персидским купцам разрешалось свободно торговать на территории обоих государств и пользоваться Каспием для перевозки товаров. Туркманчайский договор подтвердил все эти положения и стал основой поддержания международных отношений между сторонами вплоть до 1917 г.
После Октябрьской революции 1917 г. в ноте нового пришедшего к власти правительства России от 14 января 1918 г. оно отказалось от своего исключительного военного присутствия на Каспийском море. Договор между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. объявил недействительными все соглашения, заключенные до него царским правительством. Каспийское море стало водоемом общего пользования сторон: обоим государствам предоставлялись равные права свободного судоходства, за исключением случаев, когда в составе экипажей иранских судов могли быть граждане третьих стран, использующих службу в недружественных целях (ст. 7). Договор 1921 г. морской границы между сторонами не предусматривал.
В августе 1935 г. был подписан следующий договор, сторонами которого были новые субъекты международного права - Советский Союз и выступивший под новым наименованием Иран. Стороны подтвердили положения договора 1921 г., но ввели в соглашение новое для Каспия понятие - 10-мильную рыболовную зону, ограничившую для его участников пространственные пределы ведения этого промысла. Это было сделано в целях контроля и сохранения живых ресурсов водоема.
В условиях начавшейся Второй мировой войны, развязанной Германией, неожиданно возникла срочная необходимость заключения между СССР и Ираном нового договора о торговле и мореплавании по Каспию. Поводом для этого стало беспокойство советской стороны, вызванное интересом Германии к активизации своих торговых связей с Ираном и опасностью использования акватории Каспия в качестве одного из этапов транзитного пути. Подписанный в 1940 г. договор СССР с Ираном10 защитил Каспийское море от такой перспективы: в нем были повторены основные положения прежних соглашений, предусматривавшие пребывание в его водах судов только этих двух прикаспийских государств. Он также включал норму о его бессрочном действии.
Развал Советского Союза кардинально изменил региональную ситуацию на бывшем советском пространстве, в частности и в прикаспийском регионе. Среди большого количества новых проблем возникла и проблема Каспия. Вместо двух государств - СССР и Ирана, которые прежде в двустороннем порядке решали все возникающие вопросы морского судоходства, рыболовства и использования других живых и неживых его ресурсов, теперь их стало пять. Из прежних остался только Иран, место СССР на правах правопреемства заняла России, остальные три - это новые государства: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. Они и раньше имели выход к Каспию, но только в качестве республик Союза ССР, а не самостоятельных государств. Теперь же, став независимыми и суверенными, они получили возможность на равных с Россией и Ираном участвовать в обсуждении и принятии решений в рассмотрении всех названных выше вопросов. Это отразилось и на отношении этих государств к Каспию, так как в использовании его живых и неживых ресурсов проявили одинаковую заинтересованность все пять государств, имевших к нему выход. И это логично, а самое главное, оправдано: Каспийское море богато природными ресурсами, как запасами рыбы, так и черным золотом - нефтью и голубым топливом - газом. Разведка и добыча двух последних ресурсов надолго стали предметом самых горячих и затянувшихся переговоров. Но не только они.
Кроме наличия богатых минеральных ресурсов в водах Каспийского моря обитает около 120 видов и подвидов рыб, здесь находится мировой генофонд осетровых, добыча которых до недавнего времени составляла 90% их общего мирового улова.
Благодаря своему расположению Каспий традиционно и давно широко используется и для судоходства, выступая как своего рода транспортная артерия между народами прибрежных государств. По его берегам расположены такие крупные морские порты, как российская Астрахань, столица Азербайджана Баку, туркменский Туркменбашы, иранский Энзели и казахстанский Актау, между которыми давно проложены маршруты движения торгового, грузового и пассажирского морского транспорта.
И все же главным объектом внимания прикаспийских государств выступают его минеральные ресурсы - нефть и природный газ, на которые каждое из них может претендовать в пределах тех границ, которые должны быть определены ими коллективно на основе норм международного права. А для этого им предстоит разделить между собой и акваторию Каспия, и его дно, в недрах которого скрыты его нефть и газ, и выработать правила их добычи с минимальным ущербом для весьма хрупкой окружающей среды, прежде всего морской среды и ее живых обитателей.
Основным препятствием в решении вопроса о начале широкой добычи минеральных ресурсов Каспия для прикаспийских государств продолжает оставаться его международно-правовой статус: считать ли его морем или озером? Сложность вопроса состоит в том, что решить его должны сами эти государства, а в их рядах согласия пока не наблюдается. Но при этом каждое из них стремится скорее начать добычу каспийской нефти и природного газа и сделать их продажу за границу постоянным источником получения средств для формирования своего бюджета.
Поэтому нефтяные компании Азербайджана, Казахстана и Туркмении, не дожидаясь окончания урегулирования имеющихся разногласий по территориальному разделу Каспия, уже начали активную добычу его нефти, в надежде перестать быть зависимыми от России, превратить свои страны в нефтедобывающие и уже в этом качестве начать строить собственные долгосрочные торговые отношения с соседями.
Тем не менее, вопрос о статусе Каспийского моря остается не решенным. Вне зависимости от того, согласятся прикаспийские государства считать его «морем» или «озером», к территориальному разделу его акватории и дна они должны будут применить соответствующие сделанному выбору принципы или выработать на этот случай собственные.
За признание Каспия морем выступал Казахстан. Такое признание позволит применить к разделу Каспия положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, континентальном шельфе. Это бы позволило прибрежным государствам обрести суверенитет на недра территориального моря (ст. 2) и исключительные права на разведку и разработку ресурсов континентального шельфа (ст. 77). Но Каспий нельзя назвать морем с позиции Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., так как этот водоем является замкнутым и не имеет природной связи с мировым океаном.
В этом случае исключается и вариант совместного пользования его акваторией и ресурсами дна.
В договорах СССР с Ираном Каспийское море рассматривалось как пограничное озеро. С приданием Каспийскому морю юридического статуса «озеро» предполагается его раздел на сектора, как это делается применительно к пограничным озерам. Но в международном праве нет нормы, обязывающей государства делать именно так: деление на сектора - это сложившаяся практика.
МИД России не раз делал заявления, что Каспий является озером, а его воды и недра - общим достоянием прибрежных государств. Иран также с позиции, закрепленной еще в договорах с СССР, рассматривает Каспийское море озером. Правительство страны считает, что этот статус подразумевает создание консорциума для единого управления добычей и использованием его ресурсов прикаспийскими государствами. С таким мнением выступают и некоторые авторы, например, Р. Мамедов считает, что при таком статусе добыча углеводородных ресурсов на Каспии этими государствами должна осуществляться совместно.
В литературе высказывалось предложение о придании Каспийскому морю статуса озера «sui generis», а в этом случае речь идет об особом международно-правовом статусе такого озера и его особом режиме. Под режимом предполагается совместная выработка государствами собственных правил пользования его ресурсами.
Таким образом, признание Каспия озером не требует обязательного его раздела на сектора - каждому прибрежному государству свою часть. К тому же в международном праве вообще нет норм о разделе озер между государствами: это их добрая воля, за которой могут скрываться определенные внутренние интересы.
В настоящее время все прикаспийские государства признают, что современный правовой режим был установлен сложившейся практикой его использования, однако теперь Каспий находится в фактическом общем пользовании не двух, а пяти государств. Еще на проведенном 12 ноября 1996 г. в Ашхабаде совещании министров иностранных дел прикаспийские государства подтвердили, что статус Каспийского моря может быть изменен лишь при наличии согласия всех пяти прибрежных государств. Позднее это также подтвердили Россия и Азербайджан в совместном заявлении от 9 января 2001 г. о принципах сотрудничества, а также в подписанной между Казахстаном и Россией Декларации о сотрудничестве на Каспийском море от 9 октября 2000 г.
Но в ходе многочисленных каспийских переговоров, конференций и четырех саммитов прикаспийских государств (Ашхабадский саммит 23-24 апреля 2002 г., Тегеранский саммит 16 октября 2007 г., Бакинский саммит 18 ноября 2010 г. и Астраханский 29 сентября 2014 г.) согласия прикаспийским странам достичь так и не удалось.
Более продуктивными пока оказывается сотрудничество на двухстороннем и трехстороннем уровне. Еще в мае 2003 г. Россия, Азербайджан и Казахстан заключили соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, в основу которого легли предшествовавшие двусторонние соглашения. В сложившейся ситуации Россия своим участием в этих соглашениях как бы подтвердила, что соглашения между СССР и Ираном устарели и не соответствуют существующим реалиям.
В Соглашении от 6 июля 1998 г. между РФ и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование было объявлено о разграничении дна моря между сопредельными и противолежащими сторонами по модифицированной срединной линии на основе принципа справедливости и договоренности сторон. На дно участка государства обладают суверенными правами, но при этом сохраняется их общее пользование водной поверхностью.
Иран воспринял это соглашение как сепаратное и нарушающее прежние Договоры с СССР 1921 и 1940 гг. Однако необходимо отметить, что в преамбуле соглашения 1998 г., сторонами которого были Россия и Казахстан, соглашение рассматривалось как временная мера в ожидании подписания конвенции всеми прикаспийскими государствами.
Позднее, 19 июля этого же года, Иран и Россия сделали совместное заявление, в котором предложили три возможных сценария делимитации Каспия. Первый: море должно быть общим на основе принципа кондоминиума. Второй сценарий сводится к тому, чтобы разделить акваторию, воды, дно и недра на национальные секторы. Третий сценарий, являющийся компромиссом между первым и вторым вариантом, предполагает разделить только дно между прибрежными государствами, а водную гладь считать общей и открытой всем прибрежным странам.
Существующие варианты делимитации Каспия, в том числе и названные выше, возможны только в случае наличия доброй политической воли сторон. Азербайджан и Казахстан четко выразили свою позицию с самого начала процесса многосторонних консультаций. Азербайджан считает Каспийское море озером, и, следовательно, оно должно подлежать разделу. Казахстан предлагает считать Каспий замкнутым морем, ссылаясь на Конвенцию ООН 1982 г. (статьи 122, 123), и, соответственно, выступает за его раздел в духе Конвенции. Туркменистан долго поддерживал идею совместного управления и пользования Каспием, но иностранные компании, уже разрабатывающие ресурсы у берегов Туркмении, оказали влияние на политику ее президента, который начал возражать против установления режима кондоминиума, поддерживая позицию раздела моря.
Первым из прикаспийских государств, в новых условиях начавших использовать углеводородные богатства Каспия, стал Азербайджан. После заключения в сентябре 1994 г. «Сделки века» Баку изъявил желание прилежащий к нему сектор объявить составной частью своей территории. Это положение было закреплено и в Конституции Азербайджана, принятой в целях осуществления суверенных прав на недропользование, Москва, 6 июля 1998 г. на референдуме 12 ноября 1995 г. (ст. 11). Но такая радикальная позиция с самого начала не соответствовала интересам всех остальных прибрежных государств, в особенности России, которая высказывает опасения, что это откроет доступ к Каспийскому морю странам других регионов. Азербайджан согласился на компромисс. В Соглашении между РФ и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков Каспийского моря 2002 г. было закреплено положение, в котором раздел дна был проведен с использованием срединной линии, а акватория водоема осталась в совместном пользовании.
В отличие Азербайджана, выразившего желание полностью разделить Каспий, Иран предлагает оставить его недра и воду в совместном пользовании, но не возражает и против варианта раздела Каспия на 5 равных частей. Соответственно, каждому члену каспийской пятерки выделялось бы 20 процентов от общей территории водоема.
Точка зрения России претерпевала изменения. Москва долгое время настаивала на установлении кондоминиума, но желая выстроить долгосрочную политику с соседями, которым было не выгодно рассматривать Каспий в качестве достояния пяти прибрежных государств, изменила свою позицию. Это тогда и подтолкнуло государства начать новый этап переговоров, по завершении которых в 1998 г. было подписано указанное выше Соглашение, где Россия заявила, что «созрела» для раздела Каспия. Основным его принципом стало положение «вода общая - делим дно».
С учетом того, что между некоторыми прикаспийскими государствами, а именно Азербайджаном, Казахстаном и Россией, достигнуты договоренности об условном разграничении пространств на Каспии, можно сделать вывод, что их фактически устраивает уже сложившейся режим с разделом его дна вдоль модифицированной срединной линии и совместное использование поверхности водоема для судоходства и рыболовства.
Впрочем, отсутствие полной ясности и единства в позиции всех стран побережья мешает самим прикаспийским государствам в разработке добычи нефти. А нефть для них имеет ключевое значение. В отношении их запасов в Каспийском море однозначных данных нет. По данным Агентства энергетической информации США 2003 г., Каспий занимал второе место по запасам нефти и третье - по запасам газа. Данные Российской стороны иные: они говорят об искусственном завышении западными экспертами энергетических ресурсов Каспийского моря. Расхождения в оценках обусловлены политическими и экономическими интересами региональных и внешних игроков. Фактором искажения данных стало геополитическое значение региона, с которым связаны внешнеполитические планы США и ЕС. Збигнев Бжезинский еще в 1997 г. высказал мнение о том, что этот регион является «Евразийскими Балканами».
, Казахстан , Туркмения , Иран , Азербайджан
Каспийское море - вид из космоса.
Каспийское море расположено на стыке двух частей Евразийского континента - Европы и Азии . Протяжённость Каспийского моря с севера на юг - примерно 1200 километров (36°34"-47°13" с.ш.), с запада на восток - от 195 до 435 километров, в среднем 310-320 километров (46°-56° в. д.).
Каспийское море условно делится по физико-географическим условиям на 3 части - Северный Каспий, Средний Каспий и Южный Каспий . Условная граница между Северным и Средним Каспием проходит по линии о. Чечень - мыс Тюб-Караганский, между Средним и Южным Каспием - по линии о. Жилой - мыс Ган-Гулу. Площадь Северного, Среднего и Южного Каспия составляет соответственно 25, 36, 39 процентов.
Побережье Каспийского моря в Туркмении
Прилегающая к Каспийскому морю территория называется Прикаспием .
На российском побережье расположены города - Лагань , Махачкала , Каспийск , Избербаш и самый южный город России Дербент . Портовым городом Каспийского моря считается также Астрахань , которая, однако, находится не на берегу Каспийского моря, а в дельте Волги , в 60 километрах от северного побережья Каспийского моря.
Площадь и объём воды Каспийского моря значительно изменяется в зависимости от колебаний уровня воды. При уровне воды −26,75 м площадь составляет примерно 371 000 квадратных километров, объём вод - 78 648 кубических километров , что составляет примерно 44 % мировых запасов озёрных вод. Максимальная глубина Каспийского моря - в Южно-Каспийской впадине, в 1025 метрах от уровня его поверхности. По величине максимальной глубины Каспийское море уступает лишь Байкалу (1620 м) и Танганьике (1435 м). Средняя глубина Каспийского моря, рассчитанная по батиграфической кривой, составляет 208 метров . В то же время северная часть Каспия - мелководная, её максимальная глубина не превышает 25 метров, а средняя глубина - 4 метра.
Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли - сине-зелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых - зостера и руппия . По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.
Находки в пещере Хуто у южного побережья Каспийского моря свидетельствуют, что человек жил в этих краях примерно 75 тысяч лет назад . Первые упоминания о Каспийском море и проживающих на его побережье племенах встречаются у Геродота . Примерно в V-II вв. до н. э. на побережье Каспия жили племена саков . Позже, в период расселения тюрков , в период IV-V вв. н. э. здесь жили талышские племена (талыши) . Согласно древним армянским и иранским рукописям, русские плавали по Каспийскому морю с IX-X вв.
Исследования Каспийского моря начаты Петром Великим, когда по его приказу в 1714-1715 была организована экспедиция под руководством А. Бековича-Черкасского . В 1720-х годах гидрографические исследования продолжены экспедицией Карла фон Вердена и Ф. И. Соймонова, позднее - И. В. Токмачёвым, М. И. Войновичем и другими исследователями. В начале XIX века инструментальная съёмка берегов проведена И. Ф. Колодкиным, в середине 19 в. - инструментальная географическая съемка под руководством Н. А. Ивашинцева. С 1866 года в течение более 50 лет велись экспедиционные исследования по гидрологии и гидробиологии Каспия под руководством Н. М. Книповича. В 1897 году основана Астраханская научно-исследовательская станция. В первые десятилетия Советской власти в Каспийском море активно велись геологические исследования И. М. Губкина и других советских геологов, преимущественно направленные на поиск нефти, а также исследования по изучению водного баланса и колебаний уровня Каспийского моря.
В Каспийском море разрабатывается множество месторождений нефти и газа . Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 миллиардов тонн.
Нефтедобыча в Каспийском море началась в 1820 году, когда на Апшеронском шельфе близ Баку была пробурена первая нефтяная скважина . Во второй половине XIX века началась добыча нефти в промышленных объёмах на Апшеронском полуострове, затем - и на других территориях.
В Каспийском море развито судоходство. На Каспийском море действуют паромные переправы, в частности, Баку - Туркменбаши, Баку - Актау, Махачкала - Актау. Каспийское море имеет судоходную связь с Азовским морем через реки Волгу, Дон и Волго-Донский канал .
Рыболовство (осетровые, лещ , сазан , судак , килька), добыча икры, а также промысел тюленя . В Каспийском море осуществляется более 90 процентов мирового вылова осетровых. Помимо промышленной добычи, в Каспийском море процветает нелегальная добыча осетровых и их икры.
Природная среда Каспийского побережья с песчаными пляжами, минеральными водами и лечебными грязями в прибрежной зоне создаёт хорошие условия для отдыха и лечения. В то же время по степени развитости курортов и туристской индустрии Каспийское побережье заметно проигрывает Черноморскому побережью Кавказа . Вместе с тем, в последние годы туристическая индустрия активно развивается на побережье Азербайджана, Ирана, Туркменистана и российского Дагестана . В Азербайджане активно развивается курортная зона в районе Баку. В настоящий момент создан курорт мирового уровня в Амбуране, ещё один современный туристический комплекс строится в районе поселка Нардаран, большой популярностью пользуется отдых в санаториях поселков Бильгях и Загульба. Также развивается курортная зона в Набрани, на севере Азербайджана. Однако высокие цены, в целом низкий уровень сервиса и отсутствие рекламы приводят к тому, что на каспийских курортах почти нет иностранных туристов. Развитию туристической индустрии в Туркменистане мешает длительная политика изоляции, в Иране - законы шариата , из-за которых массовый отдых иностранных туристов на каспийском побережье Ирана невозможен.
Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.
После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа - нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря - Азербайджан , Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран - на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами.
В отношении Каспия ключевым является то физико-географическое обстоятельство, что он представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном. Соответственно, к Каспийскому морю не должны применяться автоматически нормы и понятия международного морского права, в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Исходя из этого, в отношении Каспия было бы неправомерным применять такие понятия, как «территориальное море», «исключительная экономическая зона», «континентальный шельф» и т. д.
Ныне действующий правовой режим Каспия установлен советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств.
Переговоры о правовом статусе Каспия в настоящее время продолжаются.
Российской Федерацией заключены соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года), соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года), а также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года), которыми установлены географические координаты разделительных линий, ограничивающих участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов.
Каспийское море - самое большое озеро на планете Земля. Морем его называют из-за размеров и ложа, которое сложено по типу океанического бассейна. Площадь составляет 371 000 метров квадратных, глубина - 1025 м. Список рек, впадающих в Каспийское море, включает в себя 130 наименований. Наиболее крупными из них являются: Волга, Терек, Самур, Сулак, Урал и другие.
Прошло 10 миллионов лет, прежде чем был сформирован Каспий. Причиной его образования является то, что Сарматское море, потерявшее связь с Мировым океаном, разделилось на два водоема, которые получили название Черного и Каспийского морей. Между последним и Мировым океаном простираются тысячи километров безводного пути. Оно расположено на стыке двух континентов - Азии и Европы. Его протяженность в направлении север-юг составляет 1200 км, запад-восток - 195-435 км. Каспийское море является внутренним бессточным бассейном Евразии.
У Каспийского моря уровень воды находится под уровнем Мирового океана, к тому же он подвергается колебаниям. По мнению ученых, это связано со многими факторами: антропогенными, геологическими, климатическими. В настоящее время средний уровень воды достигает 28 м.
Сеть рек и сточные воды неравномерно распределяются по побережью. В часть моря с северной стороны впадает немного рек: Волга, Терек, Урал. С запада - Самур, Сулак, Кура. Восточное побережье характеризуется отсутствием постоянных водотоков. Различия в пространстве при поступлении вод, которые приносят в Каспий реки, является важной географической особенностью данного водоема.
Эта река - одна из самых больших в Европе. В России занимает по величине шестое место. Относительно площади водосбора уступает только сибирским рекам, впадающим в Каспийское море, таким как Обь, Лена, Енисей, Иртыш. За исток, откуда Волга берет начало, принимается ключ у села Волговерховье Тверской области на Валдайской возвышенности. Сейчас у истока стоит часовня, привлекающая внимание туристов, для которых является гордостью перешагнуть через самое начало могучей Волги.
Маленький быстрый ручеек постепенно набирает силу и становится громадной рекой. Ее протяженность составляет 3690 км. Исток выше уровня моря на 225 м. Среди рек, впадающих в Каспийское море, самой крупной является Волга. Ее путь пролегает по многим областям нашей страны: Тверской, Московской, Нижегородской, Волгоградской и другим. Территориями, по которым она протекает, является Татарстан, Чувашия, Калмыкия и Марий Эл. Волга является местом расположения городов-миллионеров - Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Волгограда.
Главное русло реки делится на протоки. Образуется определенная форма устья. Она и называется дельтой. Ее началом является место отделения рукава Бузан от русла Волги реки. Дельта расположена в 46 км на север от города Астрахани. В нее входят протоки, рукава, мелкие речки. Основных рукавов несколько, но судоходным является только Ахтуба. Среди всех рек Европы Волга отличается самой большой дельтой, которая является богатым рыбным регионом данного бассейна.
Оно лежит ниже, чем уровень океана, на 28 м. Устье Волги является местом расположения самого южного Волжского города Астрахани, который в далеком прошлом был столицей татарского ханства. Позже, в начале XVIII столетия (1717 год), Петр 1 наделил город статусом «столица губернии Астраханской». В годы его правления была построена главная достопримечательность города - Успенский собор. Его кремль выполнен из белого камня, привезенного из столицы Золотой Орды города Сарая. Устье разделено рукавами, крупными из которых являются: Болда, Бахтемир, Бузан. Астрахань является южным городом, расположенным на 11 островах. Сегодня это город корабелов, моряков и рыбаков.
В настоящее время нуждается Волга в охране. С этой целью в месте, где река впадает в море, учрежден заповедник. Дельта Волги, крупнейшей реки, впадающей в Каспийское море, изобилует уникальной флорой и фауной: осетровыми породами рыб, лотосами, пеликанами, фламинго и другими. Сразу после революции 1917 года вышел закон об их охране государством в составе Астраханского заповедника.
Она расположена в Дагестане, протекает по его территории. Питается водами растаявших снегов, которые стекают с гор, а также притоками: Малый Сулак, Чвахун-бак, Ах-су. Вода в Сулак попадает и через канал из рек Аксай и Акташ.
Исток образован слиянием двух рек, которые берут свое начало в котловинах: Дидойской и Тушинской. Протяженность реки Сулаксоставляет 144 км. Ее бассейн имеет достаточно большую площадь - 15 200 метров квадратных. Протекает по каньону с таким же названием, как река, затем по Ахетлинскому ущелью и наконец выходит на плоскость. Огибая Аграханский залив с южной стороны, Сулак впадает в море.
Река обеспечивает Каспийск и Махачкалу водой для питья, на ней расположены гидроэлектростанции, поселки городского типа Сулак и Дубки, а также небольшой городок Кизилюрт.
Река получила такое название не случайно. Название в переводе с кавказского языка (одного из них) означает «серединная». Действительно, по водной артерии вдоль реки Самур обозначена граница между государствами Россия и Азербайджан.
Истоками реки являются ледники и родники, берущие начало в отрогах Кавказского хребта с северо-восточной стороны, недалеко от Гутон горы. Высота над уровнем моря составляет 3200 м. Самур имеет длину 213 км. Высота в верховье и устье разнится на три километра. Бассейн водосбора имеет площадь почти пять тысяч метров квадратных.
Местами протекания реки являются узкие ущелья, расположенные между горами большой высоты, сложенными из глинистых сланцев и песчаников, из-за чего вода здесь мутная. Бассейн Самура насчитывает 65 рек. Их длина достигает 10 км и больше.
Долина этой реки в Дагестане является самым густонаселенным районом. Рядом с устьем расположен Дербент - древнейший город мира. Берега реки Самур являются местом произрастания двадцати и более видов реликтовых представителей флоры. Здесь растут эндемики, исчезающие и редкие виды, занесенные в Красную книгу.
В дельте реки уютно расположился реликтовый лес, который является единственным в России. Лиановый лес представляет собой сказку. Здесь растут огромные по величине деревья редчайших и привычных пород, перевитые лианами. Река богата ценными породами рыб: кефалью, судаком, щукой, сомом и другими.
Река получила название от карачаево-балкарских народностей, которые проживали вдоль ее берегов. Они называли ее «Терк Суу», что означает в переводе «стремительная вода». Ингуши и чеченцы называли ее Ломеки - «горная вода».
Началом реки является территория Грузии, ледник Зигла-Хох - гора, расположенная на склоне Кавказского хребта. Она круглогодично находится под ледниками. Один из них при сползании вниз тает. Образуется маленький ручеек, который является истоком Терека. Он находится на высоте 2713 м над уровнем моря. Длина реки, впадающей в Каспийское море, составляет 600 км. При впадении в Каспий Терек делится на много рукавов, в результате чего образуется обширная дельта, ее площадь составляет 4000 метров квадратных. В отдельных местах она очень заболоченная.
Русло в этом месте неоднократно менялось. Старые рукава в настоящее время превращены в каналы. Середина прошлого столетия (1957 год) ознаменована строительством Каргалинского гидроузла. Он используется для того, чтобы подавать в каналы воду.
Река имеет смешанное питание, но для верхнего течения большую роль играют воды от таяния ледников, они наполняют реку. В этой связи 70 % стока приходится на весну и лето, то есть в это время уровень воды в Тереке самый высокий, а самый низкий - в феврале. Замерзает река, если зимы характеризуются суровым климатом, но ледостав при этом неустойчивый.
Река не отличается чистотой и прозрачностью. Мутность воды большая: 400-500 г/м 3 . Каждый год Терек и его притоки загрязняют Каспийское море, сливая в него от 9 до 26 миллионов тонн различных взвесей. Это объясняется породами, из которых сложены берега, а они глинистые.
Сунжа является самым крупным притоком, впадающим в Терек, низовья которого отсчитываются именно от этой речки. К этому времени Терек долго течет по равнинной местности, оставляя горы, расположенные за Эльхотовскими воротами. Дно здесь сложено из песчано-галечных пород, течение замедляется, а в отдельных местах вообще останавливается.
Устье реки Терек имеет необычный вид: русло здесь приподнято над долиной, по внешнему виду напоминает канал, который огорожен насыпью большой высоты. Уровень воды становится выше уровня суши. Это явление объясняется естественной причиной. Так как Терек - бурная река, с Кавказского хребта она приносит песок и камни в большом количестве. Учитывая, что течение в низовьях слабое, их часть здесь оседает, до моря не доходит. Для жителей данной местности наносы являются и угрозой, и благом. Когда они размываются водой, случаются наводнения большой разрушительной силы, это очень плохо. Но при отсутствии наводнений почвы становятся плодородными.
В древности (до второй половины XVIII века) река носила название Яик. Она была переименована на русский лад указом Екатерины Второй в 1775 году. Как раз в это время была подавлена Крестьянская война, предводителем которой являлся Пугачев. Название до настоящего времени сохранилось в языке башкир, а в Казахстане является официальным. Урал по протяженности занимает третье место в Европе, крупней этой реки только Волга и Дунай.
Урал берет свое начало в России, на склоне Круглой сопки хребта Уралтау. Истоком является родник, бьющий из-под земли на высоте 637 м выше уровня моря. В начале своего пути река протекает в направлении север-юг, но после встретившегося на пути плоскогорья делает крутой поворот и продолжает течь в северо-западном направлении. Однако за Оренбургом ее направление снова меняется на юго-западное, которое считается главным. Преодолев извилистый путь, Урал впадает в Каспийское море. Протяженность реки составляет 2428 км. Устье делится на рукава и имеет тенденцию к обмелению.
Урал - это река, по которой проходит естественная водная граница между Европой и Азией, за исключением верхнего течения. Это внутренняя европейская река, однако ее верховья на восток от Уральского хребта являются территорией Азии.
Реки, впадающие в Каспийское море, имеют огромное значение. Их воды используются для употребления человеком и животными, бытовых нужд, сельскохозяйственных и промышленных потребностей. На реках сооружают гидроэлектростанции, энергия которых востребована человеком в различных целях. Речные бассейны полны рыбой, водорослями, моллюсками. Еще в глубокой древности люди выбирали долины рек для будущих поселений. И сейчас на их берегах строят города и поселки. Реки бороздят пассажирские и транспортные корабли, выполняя важные задачи по перевозке пассажиров и грузов.