Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Порядок заключения контракта со вторым участником аукциона 44-ФЗ - это процедура подписания договора с поставщиком, который занял в торгах второе место. Это происходит, если победитель закупки отказался от заключения госконтракта или сделку с ним разорвали на этапе исполнения. Казначейство опубликовало разъяснение, которое меняет подход к этой процедуре.

Как совершить сделку со вторым поставщиком на этапе исполнения: обзор разъяснения Казначейства

Казначейство в Письме № 14-00-06/20797 от 30.09.2019 опубликовало разъяснения по заключению контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ. В Письме указано, что по контракт со вторым поставщиком, если с победителем электронной процедуры расторгли контракт, заключается с соблюдением условий, которые предусмотрены в , учитывая положения ч. 18 ст. 95 44-ФЗ.

А в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ не утвердили форму заключения такого контракта и нет отсылки к порядку заключения контракта в рамках ст. 83.2 закона о контрактной системе. Эта статья не регулирует порядок заключения такого контракта. Получается, если возникла необходимость совершить сделку по основанию, которое прописано в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ, это делают без ЕИС, в т. ч. и в бумажной форме.

Казначеи сообщили, что готовят изменения в контрактное законодательство, чтобы урегулировать порядок совершения таких сделок.

Когда заключают госконтракт с поставщиком № 2

Основания для совершения сделки с участником № 2 делятся в зависимости от этапа тендера. Сделали таблицу с основаниями заключения контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ после расторжения контракта на этапе исполнения и если сделка еще не совершена, а победитель отказался от нее.

На этапе подписания На этапе выполнения обязательств

Если победитель отказался от сделки, его признают уклонившимся, а у заказчика появляется право заключить госконтракт с поставщиком, который занял второе место на торгах. Поводы для признания уклонившимся победителя такие, он:

  • не отправил в утвержденные ст. 83.2 сроки проект госконтракта со своей подписью;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта, в т. ч. и увеличенное в 1,5 раза по факту применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ;
  • не соответствует требованиям к исполнителям или предоставил недостоверную информацию о таком соответствии;
  • предложил цену ЖНВЛП, которая не имеет регистрации в госреестре предельных отпускных цен;
  • не уменьшает цену на ЖНВЛП до предельной отпускной. Это касается госзакупок федерального уровня с НМЦК выше 10 млн руб., а для регионального и местного уровней такая НМЦК утверждается локальными актами.

Если победитель сам производит лекарства, то НМЦК закупки не имеет значения.

С 01.07.2019 заработала ч. 17.1 ст. 95 закона о контрактной системе. В ней зафиксировано, можно ли заключить контракт со вторым участником после расторжения с первым, — да, по основаниям, которые закреплены в ч. 8 ст. 95 44-ФЗ.

А если заказчик в одностороннем порядке расторгает сделку, то со вторым поставщиком подписывают госконтракт только после того, как победителя внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Это ограничение не касается закупок на поставку товара для нормального жизнеобеспечения.

Как заключить госконтракт с поставщиком № 2: инструкция для заказчика

В ст. 83.2 прописана инструкция, как заключить контракт со вторым участником аукциона по 44-ФЗ:

  1. Направьте проект контракта потенциальному исполнителю в течение 5 дней от даты признания уклонившимся победителя аукциона.
  2. Дождитесь решения. Поставщик вправе 5 дней рассматривать проект. По итогам рассмотрения он подписывает, отказывается от заключения или отправляет протокол разногласий.
  3. Рассмотрите протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и отправьте согласованный проект соглашения.
  4. Второй участник в течение 3 рабочих дней обязан подписать.
  5. Подпишите в течение 3 рабочих дней со своей стороны. После этого сделка совершена.

В ст. 83.2 закона о контрактной системе указано, по какой цене заключается контракт со вторым участником по 44 ФЗ, — по той, которую он предложил на торгах.

Как действовать участнику № 2

С 01.01.2019 действует единый порядок заключения госконтрактов в электронных процедурах. Он прописан в ст. 83.2 закона о контрактной системе. В ч. 14 этой статьи указано, как может поступить участник № 2 при признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта:

  • не подписывать (в отличие от победителя, его не признают уклонившимся);
  • согласиться на исполнение;
  • направить протокол разногласий для уточнения условий.

Такого второго поставщика признают уклонившимся, если он сначала подписал проект госконтракта или направил протокол разногласий, а потом не обеспечил его или отказался подписывать. Это указано в ч. 15 ст. 83.2 закона о контрактной системе. А у победителя закупочной процедуры такой возможности нет.

Как заключить договор с участником № 2 по 223-ФЗ

В 223-ФЗ нет спецнорм для подписания договора с поставщиком, который занял второе место. Если победитель уклонился, сведения об этом передаются в Антимонопольную службу для решения вопроса о направлении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков. А заказчик работает по правилам, которые прописал в положении о закупке. Например, в едином положении Ростеха прописано, что он заключает договор еще и с третьим участником.

Что делать после заключения госконтракта с участником № 2

Заказчики взыскивают с победителя убытки, которые он причинил, когда отказался от сделки. Такие выводы сделал Верховный Суд в Определении № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017.

В отличие от тендеров по 223-ФЗ, с третьим участником дело не имеют. Если и потенциальный исполнитель, который занял второе место, то, по контрактному законодательству, заказчики не заключают договор с поставщиками, которые ранжированы на третьем месте или последующие. Признают, что аукцион не состоялся, вносят и организуют тендер заново.

Государственный контракт - это разновидность договора, которая оформляется в госзакупках. О том, что собой представляет этот документ, в чем его отличия от других видов договоров, каковы правила его подписания, читайте далее в нашем материале.

Определение по 44-ФЗ

Государственный контракт - это договор, заключенный государственным заказчиком для обеспечения госнужд в продукции, работах, услугах. Существуют государственные и муниципальные контракты. Госконтракт заключается от имени РФ или ее региона, муниципальный от имени муниципалитета.

Государственный контракт, муниципальный контракт – это контракты, которые оформляют соответственно:

  • госорганы, казенные учреждения, действующие от имени региона или РФ за счет бюджетных средств;
  • местные органы или казенные учреждения, действующие от имени муниципалитета за счет местного бюджета.

Исполнителем госконтракта может быть любое юрлицо (кроме оффшорных компаний) или физическое лицо. Однако существуют случаи, когда в тендере могут принять участие, а, следовательно, и заключить контракт могут компании или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию за занятие определенным видом деятельности или какое-либо другое разрешение.

Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат

Чем отличается договор от государственного контракта

Приведем таблицу, показывающую, в чем разница между государственным контрактом и договором:

Критерий сравнения

Госконтракт

Процедура заключения

Заключается по итогам тендера, без такового его можно оформить в ограниченных случаях

Заключается, как правило, без проведения тендера. Одна сторона делает оферту, вторая сторона ее акцептует

Сроки подписания документа

Четко регламентированы 44-ФЗ

Определяются соглашением сторон

Существенные условия, установленные ГК РФ дополнены другими положениями

Установлены ГК РФ

Ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения

Установлена ст. 34, она не подлежит изменению

Установлена ГК РФ, может корректироваться по соглашению сторон

Внесение изменений

Запрещено менять существенные условия, исключения содержатся в ст. 95 44-ФЗ

Производится, если стороны пришли к согласию по этому вопросу

Договор во исполнение государственного контракта заключается исполнителем госконтракта, его положения должны соответствовать госконтракту.

5 завершающих штрихов, которые сделают проект контракта идеальным

На примерах покажем, какие условия стоит включить в проект на подряд или услуги, чтобы при исполнении ни один его пункт не удалось оспорить подрядчику. Именно такие формулировки помогли заказчикам доказать свою правоту в судах. Включите их в свои контракты и поставщики уже вряд ли осмелятся вам перечить.

Существенные условия

Его обязательные условия:

  • предмет (Продукция, работа или услуга, которую госзаказчик приобретает). Например, государственный контракт на оказание услуг по 44-Ф должен содержать указание на конкретную услугу.
  • цена госконтракта.
  • сроки и способы оплаты.
  • сроки поставки, предоставления услуг или выполнения работ.
  • ответственность за нарушение невыполнение или ненадлежащее выполнение госконтракта.

Государственные и муниципальные контракты размещаются в ЕИС.

Порядок заключения

Государственный контракт - это договор, оформленный:

  • с победителем конкурентной процедуры,
  • с единственным поставщиков (ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Рассмотрим, как оформляют госконтракты по 44-ФЗ по итогам проведения электронных торгов. Регулирует этот процесс ст. 83.2 44-ФЗ. Условно его можно разделить на 2 ситуации:

  • возражения исполнителя по тексту документа отсутствуют;
  • возражения присутствуют.

Итак, государственный контракт - это договор, подписываемый в следующем порядке:

  1. определяется победитель электронного тендера. Публикуется итоговый протокол госзакупки;
  2. заказчик публикует в ЕИС проект (5 дней с момента публикации протокола);
  3. исполнитель подписывает документ (тоже 5 дней, но уже с момента публикации проекта);
  4. госзаказчик ставит свою подпись.(3 рабочих дня).

Государственные и муниципальные контракты – это договоры, к которым протоколы разногласий составляются только в двух строго определенных случаях:

  • положения проекта не соответствуют тендерной документации;
  • положения противоречат информации, представленной победителем торгов в своей заявке.

Вложенные файлы

  • Государственный контракт на оказание образовательных услуг.docx
  • Государственный контракт на поставку товаров.docx
  • Государственный контракт на работы по строительству автомобильной дороги.docx

Настоящий Федеральный закон определяет отношения между государственными заказчиками и поставщиками. Они направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Благодаря созданным отношениям повышается эффективность, а также результативность осуществления госзакупок работ, товаров и услуг. Дополнительно обеспечивается прозрачность и гласность проведения подобных сделок, что исключает коррупцию и другие неприятные действия в области госзакупок.

Чтобы произвести закупку, необходимо :

  • Составить план, способствующий правильному распределению работ, товаров и услуг (о том, как внести изменения в план закупок, можно узнать );
  • Определить потенциальных поставщиков. В категорию поставщиков входят исполнители и подрядчики;
  • Заключить договор на гражданско-правовой основе. Он подписывается с целью осуществления одного из действий:
    • Выполнение работы;
    • Поставка товара;
    • Оказание услуги.
  • Определить нюансы выполнения договора;
  • Проанализировать услуги поставщиков;
  • Провести аудит в этой области;
  • Проконтролировать все операции, связанные с закупками и рассмотреть, были ли проведены действия в соответствии с настоящим законодательством Российской Федерации и других нормативно правовых актов.

Государственный контракт — документ, который заключается между лицами для осуществления поставки продукции или выполнения различных работ и услуг, предназначенных для государственных нужд. Благодаря государственному контракту, поставщик обязан передать производимую продукцию заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется предоставить своевременную оплату после заключения контракта. Государственный контракт подписывается после создания необходимых условий, способствующих выполнению обязанностей. (Особенности исполнения контракта по ФЗ 44 в ).

Порядок заключения

Новое законодательство несет единственную, но очень важную ответственность. Оно контролирует максимальную прозрачность в области осуществления государственных закупок. ФЗ-44 ведет борьбу с коррупцией и предотвращает нецелевое распределение бюджетных денежных средств. В результате были созданы несколько основ, в цели которых входит предотвращение нелегальных поставок и максимальная открытость сделки. ( и 223 ФЗ для чайников можно )

  • Контрактная служба — каждое муниципальное или государственное учреждение, которое закупает товар или услуги на сумму выше 100 миллионов рублей в год, должно нанять специальных сотрудников. Это люди со специализацией в области заключения государственных контрактов. Благодаря этим сотрудникам госзакупки будут осуществляться эффективнее и грамотнее;
  • Планирование закупочной работы . В соответствии с законом, раньше планы и графики составлялись государственным заказчиком только на год. Теперь подобные проекты дополнены информацией о закупках, если они составляются на ближайшие три года. Также добавились некоторые особенности заключения контракта. План-график закупок составляется в течение 10 дней с момента получения прав на распоряжение бюджетными денежными средствами. В рамках ЕИС составленные графики должны быть опубликованы в открытом доступе.
  • ЕИС — Единственная Информационная Система. На смену старого сайта, где закупались товары, была создана специальная информационная структура. Теперь в пределах ЕИС будут не только проводиться и организовываться конкурсы. Здесь также можно найти информацию по планам закупок крупнейших поставщиков и заключенным планам-графикам. Система создана для того, чтобы решать несколько задач одновременно. А именно, предоставить пользователям информацию и сделать процесс закупок более эффективным;
  • Антидемпинговая политика . Демпинг серьезно влияет на качество исполнения контракта. ФЗ-44 был создан, чтобы исключить негативное воздействие на рынок. Теперь, если поставщик предложил цену на 25% ниже минимальной, он должен предоставить информацию о том, как сформировалась такая стоимость. Также ему требуется доказать, что работа по этой цене будет качественной. Только в таком случае участник может быть включен в тендер;
  • Исполнение контракта . Если контракт был заключен, необходимо провести еще ряд мероприятий. Даже на этапе подписания договора уже вносятся несколько инноваций. Теперь до подписания контракта по предоставлению продукции и услуг, заказчик проводит экспертизу поставок по условиям и предмету контракта. После проведения этой операции составляется отчет, который публикуется в ЕИС.

Срок

В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Срок подписания контракта для электронного аукциона составляет 27 дней. Документ заключается не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов электронного аукциона. Если заказчик нарушает срок, предусматривается административная ответственность согласно статье 7.32 КоАП РФ. Иногда сроки нарушаются со стороны победителя аукциона. В этом случае суд его признает как уклонившегося от заключения контракта.

На какой срок заключается государственный контракт по 44-ФЗ? Срок действия контракта зависит от прописанных в нем условий. Иными словами, договор действует до того момента, пока все обязательства по нему не будут исполнены. После того как было выполнено последнее условие, договор полностью прекращает свое существование. Если рядом с конкретными обязательствами указывается отдельный срок, это не значит, что после его окончания они перестанут действовать. Договор признается выполненным после оказания всех предписывающих условий.

Федеральный закон №44 не содержит такого понятия, как максимальный срок государственного контракта после заключения. Существуют промежуточные периоды, в течение которых указанные в нем обязательства должны быть выполнены.

Скачать ФЗ-44

В настоящем Федеральном законе определяются отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Основная цель Федерального закона — повышение результативности, эффективности, осуществления закупок работ, товаров, услуг, обеспечение прозрачности и гласности подобных госзакупок с учетом заключения контракта.

Закон утверждается Правительством Российской Федерацией. Затем законодательные положения согласовываются с Администрацией Президента РФ или другим юридическим лицом в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего 44-ФЗ.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

  • банковская гарантия;
  • страхование;
  • поручительство;
  • залог.

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

  • заключается по товаров, сервисов или работ;
  • формируется в соответствии с установленными нормами права;
  • оплачивается при соблюдении лимитов в рамках бюджетных обязательств, что установлены в законодательстве.

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ