Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

«Творческим людям тяжелее разобраться в себе, потому что они сложнее устроены», – считает психолог из Университета Нью-Йорка Скотт Барри Кауфман, много лет посвятивший исследованию творческого мышления. С психологической точки зрения, творческая личность едва ли поддается четким характеристикам. Такие люди парадоксально мыслят, испытывают неоднозначные чувства и избегают рутины. Невозможно создать портрет «типичной» творческой личности, но есть некоторые характерные особенности, которые отличают творческих людей от остальных.

М ечта тели

Творческие личности – всегда мечтатели, хотя им наверняка не раз твердили, что мечтать – это зря тратить время. Между тем, нейробиологи утверждают, что воображение активизирует в мозгу те же процессы, которые напрямую связаны с творчеством.

Внимание к деталям

Творческий человек повсюду видит новые возможности и активно впитывает информацию, которая становится основой для его самовыражения. Как говорил американский литератор Генри Джеймс, писатель – это человек, от которого ничто не ускользает.

С вои часы работы

Многие мастера пера, музыканты признавались, что свои лучшие работы они создавали либо очень рано утром, либо поздно вечером. Например, Владимир Набоков садился за работу с самого раннего утра, едва проснувшись. Люди с высоким творческим потенциалом не соблюдают стандартный распорядок дня.

В ремя для уединения

Бытует стереотипное мнение, что люди творческого склада – одиночки, но это не совсем так. Просто им больше, чем другим, нужно уединение – необходимое условие для создания новых работ. Это связано в функцией воображения – нужно давать себе время просто помечтать.

Превращение боли в творческий продукт

Многие из самых известных и любимых всеми песен, книг, фильмов были созданы в условиях душераздирающей боли, которую испытывали их авторы. Житейские проблемы часто становятся катализатором для творчества. В психологии это называют посттравматическим ростом: чедовек в состоянии использовать свои переживания и душевные травмы для существенного творческого роста.

Стойкость при неудач ах

Стойкость – крайне необходимое качество для творческого человека. Неудачи очень часто подстерегают креативных людей, но они умеют не делать из этого трагедии. И даже извлекать пользу.

П оиск новых впечатлений

Творческие люди любят новые впечатления, они постоянно ищут новые ощущения и пищу для ума, и это немаловажный фактор для творческого роста.

Н аблюда тельность

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей нередко помогает генерировать оригинальные идеи. К примеру, Марсель Пруст много лет провел, наблюдая за людьми и записывая свои замечания, что нашло отражение в его прекрасных книгах.

В ажные вопросы

Творческие люди ненасытны в познании. Они любят исследовать жизнь в о всех ее проявлениях и, даже взрослея, сохраняют детский интерес к новому. Через общение и глубокие размышления они постоянно задают себе массу вопросов, на которые ищут собственные ответы.

Р иск

Творческая деятельность, как правило, связана с риском – в самых разных аспектах жизни. Творчество – это акт создания чего-то из ничего, реализация того, что существовало лишь в воображении автора. Это занятие не для робких.

В озможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни – каждое мгновение они творят саму жизнь.

Внутренняя мотивация

Креативные личности опираются на свою внутреннюю мотивацию. Они действуют, руководствуясь прежде всего собственным внутренним желанием, а не стремлением к вознаграждению или внешнему признанию.

Преодоление собственн ых границ

Способность мечтать, которая отличает творческий ум, помогает выходить за пределы привычного взгляда на мир и исследовать другие способы мышления, а это крайне важно для создания чего-то нового.

Утрата чувств а времени

Творческие личности наверняка замечали, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или т.д., они находятся вне реального времени, в особом «состоянии потока». Это психическое состояние, в котором человек выходит за пределы сознания, достигая состояния повышенной концентрации и спокойствия.

Неприятие рутины

Разнообразие опыта имеет клоссальное, может быть, решающее значение для творчества. Креативные личности любят эмоциональные встряски, обожают узнавать новые вещи и стремятся избегать того, что делает жизнь однообразной и рутинной.

Невидимые возможности

И, наконец, самый важный момент, который отличается чрезвычайно творчески одаренных людей от всех остальных: это способность видеть возможности там, где другие их не замечают. Творчество – это умение соединять точки, которые другие никогда не догадаются соединить.

Вам также будет интересно:

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Чтобы быть творческой личностью, не обязательно повсюду таскать с собой гитару, носить яркие умопомрачительные шарфы и постоянно быть «в образе», изображая глубокомысленное и многозначительное высокомерие. Действительно талантливые люди чужды всякого рода лицедейству - пафосные потуги творить, чтобы «выглядеть креативным» противоречат идее настоящего творчества, которое невозможно отделить от самой жизни.

1. Вы порывисты и иррациональны

Порой вы склонны совершать рискованные и необдуманные поступки, не обращая внимания на рациональные советы окружающих. Собственные прихоти имеют для вас довольно большое значение, поэтому вместо «разумного» конформистского «Нужно, чтобы всё было как у людей» вы чаще говорите себе: «Я сделаю именно так, потому что я так хочу!». Это может проявиться в чём угодно - в покупке ярко-розового автомобиля («Ты же генеральный директор, надо быть серьёзнее! Взял бы лучше чёрный»), стремлении заниматься любимым делом («У тебя диплом юриста, а ты играешь в рок-группе, надо же думать о будущем!») или скажем, в званом обеде для друзей, устроенном на последние деньги («До зарплаты ещё две недели! Зачем надо было тратить всё на дурацкие посиделки с приятелями?»).

2. Вы видите разницу между фантазиями и реальностью

Эдгар Аллан По однажды сказал: «Те, кто грезит днём, понимают многое, ускользающее от тех, кто видит сны только ночью». Вероятно, вы часто представляете себе «идеальную жизнь», к которой стремитесь - в отличие от снов, ваши дневные фантазии гораздо легче реализовать. Вы можете обдумать мечты, оценить свои возможности и понять, какие шаги необходимо предпринять для их воплощения в жизнь. Главное - осознать, где заканчивается полёт вашего безудержного воображения и начинается то, что действительно можно осуществить.

3. Вы не скрываете своих чувств

Творческие личности, как правило - эмоционально открытые и впечатлительные люди. Когда любимое чадо «радует» своими выходками, или вам в пятнадцатый раз отказывают в публикации вашей шедевральной рукописи, ваши мысли по этому поводу можно увидеть невооружённым взглядом - они буквально написаны у вас на лице. Творцы не боятся своих эмоций, какими бы они ни были - негативными или позитивными. Когда вас подхватывает буря чувств, помните, о чём говорил Мартин Лютер Кинг:

«Каждый человек должен решить для себя, будет ли он двигаться в свете созидательного человеколюбия или во тьме разрушительного эгоизма».

4. Вы цените своё творчество

Даже когда результат ваших творческих усилий далёк от того, что вы рисовали в своём воображении, вы никогда не скажете себе: «Я всё это делал зря». Вы твёрдо уверены - в мире нет ничего подобного вашему творению, а значит, вы можете гордиться хотя бы тем, что создали что-то новое.

Конечно, каждый взыскательный творец стремится к совершенству, однако если его не удалось достичь в каком-то конкретном случае, не стоит, отчаявшись, резать на куски не самую удачную картину или жечь не понравившуюся вам самим рукопись. На эту тему отлично высказалась Элеонора Рузвельт:

«Никто не заставит вас чувствовать себя неполноценным без вашего согласия».

5. Вы видите больше, чем другие

Для вас мир - один большой праздничный ужин с множеством гостей: кружение эксцентричных гримас, грохот выразительных голосов, парад ярких выпуклых характеров. Вы способны замечать тончайшие нюансы окружающей вас жизни и описывать их, пропуская через призму собственных мыслей и чувств.

Некоторые творческие личности повсюду носят с собой блокнот или тетрадь, куда записывают свои наблюдения и впечатления, однако по большому счёту, в этом нет нужды. Ваш мозг - ваш сумасшедший дом, смирительная рубашка и ваш психиатр. Всё самое важное происходит у вас в голове и даже невысказанная и ненаписанная мысль меняет окружающий мир.


6. Вы сами создаёте возможности

Вы ненавидите рутину, размеренное течение жизни и обывательскую стабильность. При малейших признаках застоя вы стремитесь вывести себя из равновесия, создавая возможности для творчества. Ваша жизнь - постоянное общение, поиск новых ощущений и получение опыта. Если не знаете, в каком направлении двигаться, вы идёте наугад и рано или поздно находите дорогу, которая приведёт вас к цели.

7. Вы учитесь на своих ошибках

Неудачи не способны вас остановить. Вы знаете, что отрицательный опыт - тоже опыт, любое фиаско лишь повод задуматься над своими промахами и извлечь из них уроки. Ваше кредо: «Хорош не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается».

8. Вы не боитесь риска

Акт творения, создание чего-то нового требует определённой смелости и вы действительно отважный человек! Ради того, во что вы верите, вы готовы покорить любую вершину и даже вероятность, что усилия не дадут результата, не удержит вас от попыток взять новую высоту. Видя перед собой препятствие, вы не поворачиваете назад, а решительно устремляетесь на штурм. Стивен Котлер, сотрудник журнала «Forbes», пишет:

«Творчество - занятие не для робких. Потерянное время, подмоченная репутация, напрасно потраченные деньги - всё это побочные эффекты не задавшейся творческой деятельности».

Если вам кажется, что досадных промахов стало слишком уж много, вспомните другое его высказывание:

«Все талантливые личности часто терпят неудачи, а гениальные терпят их ещё чаще».

9. Вы окружаете себя красотой

Как известно, талантливые люди талантливы во всём и вы - не исключение. Вы стараетесь во всём найти свой неповторимый стиль, начиная от украшения своего дома и заканчивая готовкой ужина. Для вас жизнь состоит из средств самовыражения и вы остаётесь верны себе, независимо от мнения окружающих о вашей деятельности. Более того - критика лишь мотивирует вас, заставляя ещё увереннее гнуть свою линию. Как говорил Джон Вуден, знаменитый баскетболист и успешный баскетбольный тренер:

«Чем бы вы ни занимались, окружайте себя умными людьми, которые будут спорить с вами».

10. Вы следуете за своей мечтой

По-настоящему творческие личности счастливы только тогда, когда занимаются любимым делом. Не имеет значения, сколько денег приносит творчество и понимают ли друзья и близкие эту одержимость - как и в любви, в созидании есть только двое: Творец и порождение его гения. Можно писать нетленные романы на обрывках бумаги, создавать потрясающие скульптуры из пластиковых бутылок и использовать стены собственного подъезда в качестве холста для своих живописных шедевров.

Если вы принадлежите к числу созидателей, вам не нужны поклонники, признание, награды, и условия для творчества, главная причина реализации ваших фантазий - сама жизнь.

Творчество - это вид когнитивной деятельности, который ведёт к новому или необычному видению проблемы. Под это определение подходят сотни вещей: решение задач, проектирование оперы или атомного реактора, музыкальная импровизация. Креативность (от лат. creatre - творить) в этом случае - всего лишь способность к творчеству. К сожалению, исследования творчества едва ли охватывают все эти феномены.

В качестве примера попробуйте решить эту задачу (говорят, что меньше чем 1 человек из 10 может решить её правильно, а точнее максимально рационально, ведь правильного ответа тут нет и вовсе):

Вы с другом путешествуете в горах (в оригинальном источнике это был бразильский тропический лес, можете представить его) и наталкиваетесь на ущелье. Глубина ущелья - 12 метров 192 сантиметра, ширина - 18 метров 288 сантиметров, длина - несколько километров. У вас с собой 6-метровая лестница, плоскогубцы, спички, свечи, бесконечный запас верёвки, а вокруг камни. Как вы переберётесь через ущелье?

(ответ в конце материала).


Из чего состоит творческий процесс

В начале ХХ века британский психолог Грэм Уоллес создал одну из первых концепций творческого процесса, описав его основные этапы. Всего их четыре.

ПОДГОТОВКА - постановка задачи и весь предшествующий опыт
(уроки математики или занятия в художественной школе);

ИНКУБАЦИЯ - отвлечение от задачи. Часть учёных считают, что на этом этапе
мы забываем первоначальные неэффективные решения. Другие полагают ,
что активно работает наше бессознательное, анализируя сотни ассоциаций;

ИНСАЙТ - озарение, просветление. Роберт Солсо в своём знаменитом учебнике отмечает, что инкубация далеко не всегда приводит к озарению: «Мы все знакомы
с людьми, которые большую часть своей жизни пребывают в инкубации,
но так и не достигли просветления»;

ПРОВЕРКА - длительной этап проверки идей и их отбора.

Экспериментального подтверждения эта концепция почти не получила,
но во многом напоминает отчёты о работе знаменитых творческих личностей. Самый известный пример - открытие свойств автоморфных функций французским математиком Анри Пуанкаре. Он вспоминает, что несколько недель безуспешно работал над функциями. Затем отправился в геологическую экспедицию, где совсем этим не занимался. Решение пришло к нему неожиданно. Пуанкаре вспоминает: «Мы садились в омнибус, и, когда я поставил ногу
на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки пришла идея о том,
что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии».


Кто такой творческий человек

Считается, что творческие люди эксцентричны, интерактивны, неконформны
и противоречивы. Последние 100 лет исследователи пытались понять, как
на самом деле устроена личность творца: от книги Чарльза Ламброзо
«Гениальность и помешательство» до сложных моделей современной психологии. Стоит отметить, что в исследованиях креативности и творчества редко изучают иконических гениев (big-C, как их называют когнитивные психологи) . Обычно изучают творцов, которые набрали самые высокие баллы в тестах на креативность (или little-c) ; например, придумали самое необычное применение кирпичу.

В психологии есть много моделей, описывающих человеческую личность. Самая популярная среди них - так называемая «большая пятёрка», в которую входят:

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ - любознательность, хорошее воображение
и широкий круг интересов.

ЭКСТРАВЕРСИЯ - возбудимость, коммуникабельность, энтузиазм,
напористость, самоуверенность.

НЕВРОТИЦИЗМ - эмоциональная неустойчивость, чувствительность.

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ (сознательность) - самоконтроль, желание следовать правилам.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - доверие, доброта, альтруизм.

Некоторые факторы очевидно связаны с креативностью, например, открытость опыту и высокий уровень экстраверсии. С другими факторами всё не так однозначно. Высокий уровень невротицизма - характерная черта многих художников, хотя учёные чаще бывают эмоционально стабильными.

Добросовестность - тоже неоднозначный фактор. Креативная личность должна быть обособленной и не подчиняться правилам. Художники получают очень низкие оценки по этой шкале, а учёные - даже выше, чем в среднем в популяции. Американский исследователь Григорий Фист заметил , что креативные учёные
в среднем получают куда более высокие оценки по этой шкале, нежели их менее креативные коллеги. Добросовестность связана с умением эффективно организовать работу и достичь лучших результатов в любом виде творчества.
Это первое доказательство противоречивости творческой личности.

Доброжелательность - фактор, который почти во всех исследованиях негативно коррелирует с креативностью. Учёные сходятся на том, что творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности. Они не склонны
к командной работе, часто несдержанны в обществе, нетолерантны
и производят не самое хорошее впечатление. Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи заметил, что творческие
люди демонстрируют особенности личности, которые у обычных людей редко считаются позитивными. «Вероятно, парадоксальные особенности личности
и многогранный характер - отличительный признак творческого человека»,
- говорит учёный.

Творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности

Модель «большой пятёрки» не объясняет, какие особенности личности на самом деле связаны с креативностью. Поэтому исследователи Женевского университета объединили факторы из большой пятёрки в суперфакторы. Учёные выясняли,
как суперфакторы связаны с генерацией и отбором идей. Они предполагали,
что пластичность и дивергентность отвечают за создание идей, в то время
как конвергентность помогает выбрать лучшую.

ПЛАСТИЧНОСТЬ («открытость к опыту» и «экстраверсия»);

ДИВЕРГЕНТНОСТЬ (низкий уровень «добросовестности» и «доброжелательности»);

КОНВЕРГЕНТНОСТЬ (высокий уровень «добросовестности»).

В двух последовательных экспериментах приняли участие более 200 человек.
Они заполняли 3 вида опросников: о личностных особенностях, создании идей
и достижениях в «творческих занятиях» (например, писательстве или сочинении музыки). Для анализа данных авторы использовали моделирование структурными уравнениями (SEM). Это особый метод компьютерного моделирования, который позволяет анализировать причинные связи.

В результате оказалось, что именно высокий уровень пластичности и дивергентности (это самодостаточные, независимые нонконформисты) помогает генерировать идеи. Это напрямую связано с высоким творческим потенциалом.
С другой стороны, высокий уровень конвергентности помогает отбирать лучшие идеи, но само по себе это не влияет на творческий потенциал. То есть исключительно конформные, самокритичные люди практически никогда
не преуспевают в творчестве. Креативные люди полны парадоксов.


Почему деление
на левое и правое полушарие - это миф

Первые свидетельства о связи областей мозга и креативности появились благодаря пациентам с разнообразными поражениями мозга. Были случаи, когда пациенты с очагом эпилепсии в левых лобно-височных областях неожиданно открывали у себя творческие способности. Недавно подобный случай описали
и для пациента с очагом в правом полушарии. Творческое озарение посещало
и пациентов с лобно-височной деменцией (особый, довольной редкий вид старческого слабоумия) . Позже систематические исследования показали,
что такие случаи - скорее исключение. Автор подобного исследования
Катерин Ранкин заметила : «Несмотря на творческие успехи отдельных пациентов, в среднем для людей с лобно-височной деменцией более характерна апатия».

Исследования пациентов с поражением центральной нервной системы -
не единственный способ выяснить, чем креативные люди отличаются
от остальных. Совсем недавно в арсенал исследователей попал ещё один метод, основанный на магнитно-резонансной томографии, - воксельная морфометрия (воксел - это трёхмерный пиксель) . Метод основан на том, что данные МРТ особым образом обрабатывают и стандартизируют, так что можно напрямую сравнить различия в размерах разных отделов мозга.

Рекс Юнг, исследователь университета Нью-Мехико, сравнивает особенности мозга творческих людей. Участников эксперимента поделили на две группы
по результатам тестов на креативность и сравнили отличия в строении их мозга.
В одном из таких исследований установили, что у людей с высоким уровнем креативности толще правая задняя поясная извилина - её видно, если два полушария разделить между собой. Некоторые области мозга у креативных людей были тоньше и меньше - например, язычная извилина, веретеновидная извилина, левая лобная доля, левая латеральная орбитофронтальная кора и правая угловая извилина. Интересно, что у людей с более высоким IQ есть преимущество
в размерах мозга, а с творчеством дела обстоят иначе.

Некоторые области мозга у креативных людей были тоньше и меньше

Юнг отмечает, что различия серого вещества можно связать с определёнными функциональными сетями, например, сетью когнитивного контроля (cognitive control network) . С её помощью объясняют такие функции, как переключение внимания, осознанное принятие решений и рабочую память. В сеть когнитивного контроля входят боковые участки префронтальной коры и задние области теменной коры.

Сеть когнитивного контроля обычно подавляет работу другой нейрональной сети - сеть оперативного покоя (от англ. default mode network, можно встретить
и другие варианты перевода: сеть пассивного режима работы мозга, или сеть пассивного режима, сеть базового режима и так далее; к сожалению, в русском языке не прижился пока ни один из этих терминов)
. Сеть оперативного покоя активна при свободном бодрствовании - например, если вы мечтаете. Она образуется из соединения медиальной лобной коры, медиальной височной коры, задней части поясной извилины, нижней части теменной коры и многого другого.

Именно с этой активностью связывают работу воображения, генерацию новых идей и неожиданных ассоциаций - и в том числе музыкальную импровизацию. Лимб и Браун, исследователи Университета Южной Калифорнии, продемонстрировали , что во время музыкальной импровизации на фортепиано активируются области коры, связанные с сетью оперативного покоя. Активность работы мозга регистрировалась с помощью фМРТ. Примерно так же ведёт себя
и мозг рэперов во время фристайла.

Теперь вы понимаете, почему идея о творческом правом полушарии - это всего лишь миф. Левое не меньше связано с работой сложных сетей и, соответственно, с творчеством, креативностью и генерацией идей. Хотя (по данным некоторых исследований) во время решения творческих задач активность справа чуть больше, это совершенно не доказывает доминантной роли правого полушария
в творчестве.


Как стать творческим

Бегайте по утрам, ешьте больше белков, планируйте ваш день, проводите бизнес-встречи на свежем воздухе - в интернете можно найти , как стать креативнее. Существуют сотни образовательных методов повысить творческий потенциал. Если верить большому мета-анализу , многие из них работают, особенно те, которые развивают когнитивные навыки и применение на практике. Не стоит забывать, что во многих лабораториях исследователи активно стимулируют мозг человека электрическими или магнитными полями и добиваются фантастических результатов при решении задач. Тут я бы хотел остановиться на способах, предложенных психологом Хейзом ещё в конце 70-х годов прошлого столетия. Даже авторы современных методов разделяют мнение, что это чрезвычайно важно.

ПОМНИТЕ: БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ - БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА . Почти всех гениальных людей объединяет усердие. Знаменитые художники и учёные тратили многие годы на совершенствование своих навыков и сбор информации.

СОЗДАВАЙТЕ ПРАВИЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА. Стоит вспомнить про мозговые штурмы, о которых говорит профессор UCL Винсент Волш. Это хорошо работает не только в группах, но и с самим собой.

ИЩИТЕ АНАЛОГИИ. Сложные новые задачи часто похожи на те, которые мы уже не раз решали, но далеко не всегда это легко распознать.

(Ответ на задачу: стоило заполнить ущелье бесконечным запасом веревки и спокойно перейти на другую сторону. Этот пример позаимствован из отличного учебника по когнитивной психологии Роберта Солсо).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ