Шаткарма – это одна из шести основных очистительных техник в йоге . В переводе с санскрита это слово означает «шесть действий». Они применяются тогда, когда доши находятся в дисбалансе. В « » говорится, что выполнять Шаткарму необходимо каждому, у кого в избытке слизь и жир.
Используются эти техники обычно в том случае, если имеются нарушения в работе каких-либо органов или тканей. Однако, лучше прибегнуть к ним в качестве профилактических мер, не дожидаясь проблем со здоровьем.
Очистительные техники йоги могут показаться достаточно грубыми процедурами, однако, именно они способны привести к утончению, чувствованию праны, которая движется потоком по телу в процессе выполнения асан и пранаям . .
Всего выделяют шесть основных техник очищения организма: , . Все Шаткармы в йоге имеют определенное предназначение . Быстрые чистки можно выполнять при необходимости каждый день, а долгие и мощные обычно делают в свободные от работы и практики йоги дни, а также по выходным.
Для выполнения этой процедуры потребуется специальный небольшой чайник – нети-пот. Используется подсоленная вода для промывания носовых ходов. Приготовить соляной раствор можно с расчетом 1 ч. л. на 0,5 литра воды. Техника помогает избавиться от слизи из носа, улучшает зрение, благотворно влияет на состояние ушей, обостряет интуицию .
Техника выполнения выглядит следующим образом. Соленую воду такой же температуры, что и тело, заливают в одну ноздрю, наклоняя голову таким образом, чтобы вода вытекала через другую ноздрю. То же самое сделать в обратном порядке.
Вдыхать жидкость ни в коем случае нельзя ! Вода должна пробивать носовые ходы самостоятельно, без усилий со стороны человека. Подробнее об этой процедурре Вы можете узнать из . Также иногда стоит запастись терпением. Может потребоваться 3-4 подхода, чтобы почувствовать эффект. После процедуры необходимо просушить ноздри дыханием Капалабхати.
Процедуру нельзя делать в нескольких случаях:
Есть более жесткая практика в пределах этой очистительной техники – Сутра-нэти. Нос прочищается с помощью шнурка (подойдет резиновый катетер 3 мм). Приступать к выполнению этой процедуры можно только после того, как идеально освоена техника Джала-нэти.
Также есть другие разновидности процедуры Нэти. Например, можно промывать нос или молоком (Дуд-нети).
Необходимо встать в позицию с полусогнутыми коленями и опереться на локти. После выдоха втягивается живот внутрь и вверх. Нужно постараться «отпустить» среднюю часть живота. Визуально это также будет видно: посередине проступит жгут мышц, а с боков живот будет втянут. В таком состоянии нужно попытаться задержаться как можно дольше. Только так, чтобы удерживание не причиняло дискомфорт, поэтому достаточно секунд 20-30 .
После того, как эта практика будет освоена, можно приступать к «взбиванию» (вращению) живота влево-вправо. Движение заканчивается влево для того, чтобы воспламенить пищеварительный огонь.
Ограничений к выполнению Наули практически нет. Исключение составляют только беременность, период менструации, а также острые заболевания брюшной полости.
Выполняется упражнение на пустой желудок.
Йоги, имеющие достаточный опыт в выполнении этой техники, способны делать по 100 вращений животом. В этом случае отпадает всякая необходимость прибегать к другим техникам для очищения пищеварительной системы.
Эта техника направлена на очищение носовых пазух, передних частей мозга, создание умиротворенного состояния сознания . Упражнение очищает дыхательные пути, пробуждает тело энергетически. Именно поэтому Капалабхати лучше всего выполнять перед тренировками и по утрам.
Итак, необходимо начать делать только через нос и животом сильные вдохи и выдохи. Вначале выполняется плавный вдох, который переходит в мощный выдох. Повторить упражнение нужно от 15 до 54 раз. Для осуществления этой техники подходят Сиддхасана или Падмасана. Глаза должны быть закрыты, позвоночник прямой, а кисти рук сложены в «чин» мудру или «джняна».
В процессе выполнения дыхательных упражнений животом желательно держать мышцы малого таза в тонусе. Капалабхати не только эффективно очищает тело, но и делает его крепким, развивает мускулатуру.
При стабильной работе кишечника особо увлекаться Басти не нужно . Выполнять процедуру стоит тогда, когда необходимо очистить тело или если возникли сбои в функционировании кишечника.
Басти – это йогическая клизма, для которой должна использоваться чистая вода. Так как в больших городах обычно проблемы с чистой водой из-под крана, то лучше использовать для процедуры кипяченую или слегка подсоленную воду, набранную в бутылку или тазик.
Выполняется практика следующим образом. Если вода находится в тазике, нужно сесть в него (желательно на корточки). Вначале мышцы тазового дна расслаблены, а затем нужно сделать брюшной жгут. Из-за образовавшегося вакуума вода сама через прямую кишку попадает в кишечник. Затем ее нужно выпустить. Такие манипуляции производятся до тех пор, пока не будет выходить чистая вода.
Так как для некоторых целесообразней выполнять очищение с помощью воды, которая находится в бутылке, для этого используется бамбуковая палочка или какой-то другой подходящий материал.
Из-за того, что в толстом кишечнике всасывается только вода, а полезные вещества не усваиваются, чем эффективнее и быстрее вывести все лишнее оттуда, тем лучше будет для всего организма и самочувствия человека .
Те, у кого склонность к запорам, в первую очередь прибегают к этой процедуре. Вначале в течение недели ее делают каждый день. Затем проводят очищение 3 раза в неделю, затем – 1 раз в неделю, а потом – 1 раз в месяц или три месяца. Еще раз повторимся: при отсутствии проблем с пищеварением нет нужды делать Басти . Если человек придерживается правильного йоговского питания, то обычно подобных нарушений не возникает. .
Басти также показано к выполнению в случаях проблем с кожей, при частых простудах. Это, как правило, проявления зашлакованности организма. Еще процедуру делают перед голоданием, чтобы избавить прямую кишку от всего ненужного.
Эта индийская техника тратака относится к созерцательному упражнению . Заключается она в том, что необходимо фиксировать взгляд на внешнем или внутреннем объекте. Обычно таким объектом выбирается пламя свечи или лампадки с маслом гхи.
Необходимо в темноте сесть в удобную позу и на уровень глаз установить источник пламени (приблизительно на расстоянии 20-30 см от себя). Теперь нужно, стараясь не моргать, смотреть на огонь до тех пор, пока не начнут проступать слезы и в правом, и в левом глазу. В этот момент следует закрыть глаза серединой ладони. Посидите так минут пять, не надавливая на глазницы. Нужно стараться зафиксировать образ от пламени в области межбровного центра .
Выполнять практику необходимо в течение месяца, затем сделать недельный перерыв и продолжить далее. В хатха-йоге считается, что это упражнение не только очищает слезные каналы и оздоравливает глаза, но и способствует усилению Аджна-чакры («третьего глаза»).
Эта индийская практика имеет и другие названия – кунджула, багхи . С ее помощью выполняется очищение желудка. Наиболее распространенные техники – Шанкха-Пракшалана и Кунджал-крийя.
Кунджал-крия, именуемая также как «жест слона», должна выполняться в том случае, если последние 3-4 часа в желудок не попадало никакой пищи. Процедура начинается с того, что нужно выпить 1,5-2 литра воды залпом. Это может быть обычная вода, а может быть подсоленная, с ромашкой или лимоном. Сразу после того, как вся жидкость выпита, нужно надавить пальцем на корень языка и вызвать рвоту. Минут через 30 после очищения следует немного поесть.
Эта практика улучшает пищеварение, дает бодрость, проясняет ум, а также очень сильно воздействует на прану, поэтому с ее выполнением нужно быть очень осторожными.
Шанкха-Пракшалана («жест раковины») – более сложная техника. Она способствует очищению всего кишечника и желудка. Для ее выполнения нужно выпить 2-3 литра слегка подсоленной воды и выполнить специальные асаны, которые помогают двигаться воде по всей пищеварительной системе. Вызывая дефекацию, они способствуют выведению воды.
Эта комплексная чистка благотворно влияет на все системы организма.
При желании начать выполнять очистительные практики, необходимо быть подготовленным к ним. Обязательно нужно придерживаться советов специалистов-йогов, имеющих богатый опыт в этом направлении.
Шаткарма («Шат» (санскр.) – «шесть», «карма» (санскр.) – «действие») – это шесть очистительных техник в йоге , призванных улучшить работу организма и психики. Они позволяют обрести гармонию в уме и теле, отлично подготавливают занимающегося к выполнению асан и медитации. Эти техники были предложены ещё в средние века и развиты в XX веке на волне популяризации йоги.
Многих начинающих практиков смущает то, что несмотря на уверение, которое содержится в названии, реально шаткарм далеко не шесть, а намного больше. Так откуда взялись эти «лишние» техники?
В средневековом тексте по йоге «Хатхайогапрадипика» (предположительно датируется XV веком) описываются следующие техники:
В более позднем тексте «Гхеранда самхита» (датируется предположительно XVII веком) указаны всё те же техники, но наули там носит название лаулики.
У каждой шаткармы есть несколько форм выполнения, которые подробно описываются в современных текстах по йоге:
По сути, шаткарма в современном виде – творение одного человека, жившего в XX веке, опирающееся на описания техник в нескольких средневековых трудах по хатха-йоге.
В средневековых текстах шаткарма подаётся как одна из нескольких ветвей йоги наравне с , и .
Существует около 20 техник шаткарм, из которых разные авторы «собирают» шесть групп или категорий согласно списка выше. Конечно, можно ограничиться этим пониманием. Но для того, чтобы найти подходящие техники и подобрать их правильное сочетание, необходимо знать, к какой подгруппе они относятся, какие аналоги и варианты выполнения они имеют. Для этого необходимо вспомнить, как описывают шаткармы «классические» тексты йоги. Только такой осознанный и вдумчивый подход поможет исключить риск навредить своему организму и позволит даже оздоровить себя. Тут следует отметить, что средневековая йога не была нацелена на оздоровление, а скорее на успокоение нервной системы.
Итак, разберём шесть категорий шаткарм.
Абсолютно всё о шаткарме: что такое, вред, польза, техники, показания, противопоказания.Нети – это процедуры, направленные на промывание носовых проходов.
Согласно тексту «Хатхайогапрадипика», её выполнение «разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла».
«Хатхайогапрадипика» и «Гхеранда самхита» дают две техники очищения носоглотки: джала нети и сутра нети, «мокрый» и «сухой» соответственно.
В комментариях Свами Муктибодхананды Сарасвати к этому тексту говорится, что существует ещё два варианта выполнения «мокрой» практики: гхрита нети (масляная) и дудха нети (молочная). Свами из Бихарской школы добавил от себя два более изящных способа промывки носоглотки. Его мотивы нам не известны, равно как и эффект от взаимодействия молока или топлёного масла со слизистой.
Джала нети («джала» (санскр.) – «вода», «нети» (санскр.) – «нос») – это процедура, призванная очистить носовые пазухи от слизи и загрязнений при помощи воды. Она будет полезна в период простуд и синуситов. Также данная техника будет полезна лицам, страдающим от головных болей и воспаления глаз. Выполнение Джала нети позволит вернуть потерянную чувствительность к запахам.
Сутра нети («сутра» (санскр.) – нить, «нети» (санскр.) – «нос») – это очищение носа нитью. Для этой процедуры используется либо кусок хлопковой ткани, протертый расплавленным пчелиным воском, либо специальный резиновый катетер. Эту процедуру желательно выполнять после джала нети, чтобы быть уверенным, что ноздри очищены от основных загрязнений. По сравнению с джала нети, выполнение сутра нети позволяет более эффективно очистить слизистую носа.
Дхоути – это техники очищения желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. В тексте «Хатхайогапрадипика» (XV век) говорится, что в результате её выполнения излечиваются «кашель, астма, болезни селезенки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи».
Согласно «Гхеранда-самхите», существует 4 типа дхоути:
Антар дхоути – это «внутреннее» очищение, а точнее чистка кишечных полостей, которая имеет 4 формы:
Ватасара дхоути представляет процесс медленного вдыхания воздуха через рот, последующее его удержание внутри в течение некоторого времени и затем выведение его из организма.
В тексте «Гхеранда самхита» предлагается удалять его через толстую кишку. В комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатхайогапрадипика» предлагается удалять воздух через задний проход, находясь при этом в перевернутой позе. А вот в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» процедуру Ватасара дхоути предлагается завершать выведением воздуха через рот, с помощью отрыжки. Правда с чем связано такое видоизменение в проведении процедуры, автор, Свами Сатьянанда Сарасвати, умалчивает.
Варисара дхоути или Шанкх Пракшалана («Шанкх» (санскр.) – «раковина», «Пракшалана» (санскр.) – «жест») — это эффективный способ очищения желудочно-кишечного тракта, который заключается в выполнении специальных упражнений после употребления внутрь большого количества подсоленной воды. Это позволяет очистить пищеварительный тракт путем пропускания воды через кишечник. Выполнение Шанкх Пракшаланы позволяет очистить желудок и кишечник, удалить избыточную слизь из организма, избавиться от запоров, гастритов и несварений желудка. Данная техника благотворно влияет на печень, тонизирует железы внутренней секреции и укрепляет иммунную систему. Для тех, кто по каким-то причинам не может выполнить полную версию этой техники, существует ее сокращенный вариант – Лагху Пракшалана.
Агнисара дхоути , которая также известна как агнисара крия , представляет собой практику движения мышц и органов брюшной полости. Она может служить подготовкой к пранаямам капалабхати и Бхастрике. Агнисара Джоути выглядит как быстрое дыхание животом с одновременными притягиванием пупка к позвоночнику. В современной интерпретации предлагаются два ее варианта: упрощенный и усложненный. Во втором данную технику предлагается выполнять на задержке дыхания, удерживая Джаландхара-бандху. В «Гхеранда самхите» предлагается выполнять технику Агнисара дхоути сто раз, однако в современных текстах говорится о допустимости уменьшения количества повторов этих движений.
Дант дхоути – это очищение участков тела выше шеи: правильный уход за зубами, ушами, кожей головы и глазами. Здесь 5 техник:
Хрид дхоути разъясняется в «Гхеранда самхите» как очищение сердца. На самом деле из описания этих техник видно, что это не что иное как способы очищения желудка .
Существует 3 их варианта:
Данда дхоути – это очищение пищевода при помощи «палки». Для этой цели используют сердцевину бананового дерева, стебель сахарного тростника, корень куркумы или тонкий катетер.
Внимание: данная процедура может выполняться только под присмотром квалифицированного инструктора!
Вастра дхоути – это очищение пищевода платком или матерчатым бинтом. При помощи воды этот бинт медленно заглатывают и постепенно запускают в желудок, оставляя на поверхности лишь небольшую его часть. После этого рекомендуется выполнить наули . Ткань удерживается в желудке всего 5-20 минут, после чего аккуратно извлекается наружу. Недопустимо удержание материала внутри на большее время, так как это чревато его попаданием в кишечник. Вместе с тканью из желудка удаляется слизь, что позволяет улучшить работу органов пищеварения.
Внимание: Эту технику недопустимо выполнять самостоятельно, без опытного инструктора!
Если два предыдущих способа достаточно специфичны для современного человека и могут выполняться только под присмотром квалифицированного специалиста, то следующая – вамана дхоути – достаточно проста в выполнении, хотя и не менее эффективна.
Вамана дхоути – это очищение желудка подсоленной водой с помощью рвоты, имеющее 2 формы выполнения:
Кунджала крия выполняется утром натощак. Эта шаткарма позволяет очистить желудок путем сознательно вызванной рвоты. Выполняется данная техника после принятия внутрь от одного до нескольких литров соленой воды. Соленая вода, которая извергается из организма, помогает выводить излишнее количество соляной кислоты и желчи, остатки пищи и желудочные загрязнения. Выполнение техники кунджала крия избавляет от болезней органов пищеварения и приносит облегчение во время приступов астмы.
Если кунджала крия выполняется на пустой желудок, то вьягхра крия выполняется с полным желудком, после приема пищи. Перед выполнением вьягра крии необходимо выждать 3 часа с момента последнего приема пищи. Данную процедуру сравнивают с типичным пищевым поведением тигра (что видно из ее названия, ведь «вьягра» переводится с санскрита как «тигр»), который извергает остатки непереваренной пищи спустя 3-4 часа после ее приема. Считается, что непереваренная за это время пища имеет минимальное количество питательных веществ, поэтому польза от нее гораздо меньше тех усилий, которые организм прикладывает для ее переработки.
Мула cадхана – это четвертая дхоути, которая означает очищение заднего прохода. Оно может производиться при помощи среднего пальца или стебля куркумы.
Капалабхати («капала» – (санскр.) череп, «бхати» (санскр.) – сияющий) – это одна из техник пранаямы, которая также является шаткармой. Это еще один способ очистить носовые пазухи и проходы от скопившихся там загрязнений. Считается, что помимо очищения носовых каналов она также позволят «очистить» переднюю часть мозга, то есть активизировать его и пробудить в нем центры ответственные за тонкое восприятие.
В «Гхеранда самхите» говорится: «капалабхати бывает трёх видов: ваткрама, вьюткрама, шиткрама. Этим устраняются болезни слизи».
Итак, капалабхати состоит из техник:
Ваткрама капалабхати («ват» – воздух, «крама» – результат действия) – это техника пранаямы, позволяющая очистить носовые каналы воздухом. Особый акцент в ней делается на выдохе, а вдох происходит естественным образом. Такое дыхание сравнивается с работой кузнечных мехов: когда они сжимаются, то воздух выталкивается наружу, а при их раскрытии воздух всасывается внутрь. Так и в капалабхати: вдох – это реакция на принудительный выдох.
Вьюткрама капалабхати («вьют» – жидкость, «крама» – результат действия) – напоминает по выполнению джала нети и также является способом очищения носа от слизи и загрязнений при помощи соленой воды. В данной шаткарме вода поступает через ноздри, а удаляется через рот.
Шиткрама капалабхати («шит» – «холодный, пассивный») – данная форма шаткармы является противоположной вьюткрама капалабхати, Во время нее соленая вода поступает через рот, а удаляется через нос.
Наули («Нала» – «нить пупка», «трубчатый сосуд») или Лаулики («Лола» – «вращение», «взбалтывание») — это массаж брюшной полости, который проводится за счет движений мышц живота.
В «Гхеранда самхите» она описывается следующие образом:
«Сильными толчками двигай (мышцы) живота то в одну, то в другую сторону. Это называется Лаулики-йога; она устраняет всякие болезни и разжигает огонь пищеварения».
Наули позволяет улучшить пищеварение и нормализовать работу эндокринной и выделительной системы . Результатом выполнения наули станет избавление от запоров, поносов, повышенной кислотности и метеоризма . Она стимулирует и поддерживает работу половых органов .
Существует три варианта этой шаткармы:
Перед тем как приступать к ним необходимо освоить уддияна бандху и агнисара крию.
Мадхьяма наули – это напряжение и стягивание мышц живота с одновременным их выпячиванием вперед.
Вама наули – это передвижение мышц живота в левую сторону.
Дакшина наули – это передвижение мышц живота в правую сторону.
После того, как все три варианта будут освоены, можно переходить к круговому наули, который также называют «взбалтывание». Во время нее совершаются круговые движения животом сначала по часовой стрелке (вама наули), а потом против часовой (дакшина наули). Вариант кругового наули желательно выполнять только под контролем опытного инструктора.
Тратака («тратака» – «пристально созерцать») – это практика созерцания объекта, позволяющая не только развить сосредоточение, но и улучшить зрение. Согласно тексту «Хатхайогапрадипика», это «пристальное вглядывание немигающим взглядом в маленькую точку до появления слез». В «Гхеранда самхите» говорится, что благодаря ей «исчезают болезни глаз и достигается божественная сила зрения».
Считается, что глаза – это врата разума. Поэтому пребывание их в сосредоточенном состоянии способно успокоить ум, сдерживая его колебания. Тратака делится на:
Чаще всего объектом для бахиранга тратаки выбирается пламя свечи , хотя также это может быть кончик носа, полная луна, стеклянный шар, мандала и многие другие предметы. Считается, что любой объект, который способен поглотить ум созерцающего и активизировать его внутренний потенциал, может быть объектом для бахиранга тратаки.
Антаранга тратака – это визуализация с помощью внутреннего зрения при закрытых глазах. Продвинутые практики могут выполнять её и с открытыми глазами, но тогда их внутренняя концентрация должна быть максимально высокой, чтобы внешние объекты не отвлекали внимание.
Басти – это шаткарма, которая выполняет роль йогической клизмы.
«Хатхайогапрадипика» обещает, что в результате практики басти «улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум». Согласно «Гхеранда самхите» существует 2 вида басти:
Перед тем, как выполнять эту технику, необходимо освоить наули и уддияна бандху.
Джала басти должна выполняться в воде. Выполняющий эту практику захватывает воду мышцами сфинктера, одновременно выполняя Уддияна Бандху и наули . Некоторое время вода удерживается внутри, после чего выпускается наружу. Так как для многих людей это трудновыполнимо, в комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати к тексту «Хатхайогапрадипика» предлагается выполнять эту технику при помощи катетера.
Сукшма басти выполняется без воды. Очищение кишечника здесь происходит при помощи воздуха, который втягивается в кишечник через анус и спустя какое-то время выводится через него обратно. Данная процедура отчасти напоминает по технике выполнения Ватасара дхоути, но там воздух поступает в организм через рот. Так как Сукшма басти весьма сложна в выполнении, ее рекомендуют выполнять уже после полного освоения Джала басти.
Выполнение басти весьма полезно для пищеварительной системы. Благодаря ей происходит избавление от слизи, газов, бактерий и остатков пищи, оздоравливается кишечник; улучшается пищеварение; исчезают расстройства стула.
Однако несмотря на всю пользу этой техники, многим современным практикам она может показаться отталкивающей. К тому же она весьма сложна для выполнения, особенно по сравнению с «нейоговским» вариантом клизмы.
Видимо, осознавая это, Свами Сатьянанда Сарасвати решил предложить облегченный вариант басти. В своей книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» он написал, что не меньшую пользу для пищеварительной системы приносит обычное пребывание в прохладной и чистой воде с одновременным выполнением Ашвини Мудры.
Итак, собрав все термины и техники воедино, мы получим следующую полную классификацию:
Это и есть шесть шаткарм с их классическими и современными разновидностями. У тех, кто разобрался в них, наверняка появился вопрос: «Так какую же технику или техники стоит выбрать?» . Здесь существует универсальный ответ: «Необходимо практиковать те шаткармы, которые подходят лично вам» .
Чайник для шаткармы должен быть нежным в первый раз.То есть вариант: моя мама практикует Шанкх Пракшалану и я тоже буду – не подходит. Необходимо тщательно изучить не только технику выполнения очистительных практик, но и показания и противопоказания к ним. Ведь любое лекарство, используемое не к месту и не ко времени, становится ядом .
Поэтому не торопитесь пробовать что-то только ради праздного интереса. Не спешите без достаточных на то оснований отказываться от лекарств, которые вам помогают и переходить на йоговские методы очищения и оздоравления организма. Не выполняйте шаткармы по принципу «чем больше – тем лучше». Ведь эти подходы могут принести больше вреда, чем пользы.
Но если вы имеете какую-то проблему, которая не поддается или плохо поддается медикаментозному лечению, и не имеете противопоказаний (это очень важно) к определенной шаткарме – попробуйте её. И, возможно, вам удастся в полной мере ощутить на себе всю прелесть проверенных временем йоговских техник.
Если у Вас после прочтения остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы!
1. Актуальность темы
В настоящее время очень многие люди интересуются йогой, но очень немногие из них знают о важности выполнения шаткарм, или очистительных техник. В современном мегаполисе жизнь человека сопряжена со стрессами, неправильным и нерегулярным питанием, нарушением режима дня, неблагополучной экологией и другими неблагоприятными факторами, которые могут привести к нарушению здоровья и «зашлакованности» организма. Для того, чтобы практика йоги могла дать более быстрый результат, имеет смысл остановиться на теме шаткарм наиболее подробно и доказать их важность. Поэтому данная тема является чрезвычайно актуальной, особенно для начинающих практикующих.
2. Определение и виды очистительных техник йоги
Шаткарма – это «шесть действий» (в переводе с санскрита), или шесть очистительных процедур Хатха-йоги, применяемых с целью очищения тела, энергетических каналов (нади), избавления от болезней благодаря достижению баланса между дошами и других специфических эффектов.
Согласно одному из первоисточников йоги – «Хатха-йога прадипике», шаткарму (шесть очистительных техник) рекомендуется выполнять перед тем, как приступить к практике асан и пранаям. Все потому, что очищенное тело от токсинов и последствий дисбаланса дош (слизи, желчи и ветра) способствует более быстрым и стойким результатам от перехода к последующим ступеням Хатха-йоги (Асанам и Пранаяме). Некоторые источники, наоборот, придерживаются мнения, что делая только пранаямы и асаны можно добиться того же результата очищения организма. «Хатха-йога прадипика», при этом, соглашается с этим фактом, но утверждает, что в этом случае энергия от пранаямы излишне расходуется только на очищение, хотя в чистом теле она бы пошла на более тонкие изменения. Т.е. практика будет идти более эффективно, если человек прибегает к шаткармам в начале своего движения по пути йоги.
Существует шесть видов шаткарм: дхоути, нэти, басти, наули, капалабхати и тратака. Каждая из указанных шаткарм имеет свои подвиды.
1. Дхоути , или практика, благодаря которой достигается внутреннее очищение.
Она делится на:
· Антар дхоути (внутренняя): ватсара (заглатывание воздуха ртом и его прохождение по толстой кишке, выход через прямую кишку и анус), варисара (шанкхапракшалана, или потребление подсоленой воды и выведение ее из кишечника); вахнисара (агнисара крийя – «полоскание» живота), бахискрита (промывание прямой кишки руками);
· Данта дхоути (зубная): джихва (прочищение языка), карна (чистка ушей), капалрандхра (очищение передних синусов), чакшу (очищение глаз);
· Хрид дхоути (сердечная): вастра (заглатывание длинной полоски ткани в желудок), данда (погружение в желудок мягкого бананового стебля), ваман (йогическая рвота);
· Мула шодхана (очищение ануса).
2. Нэти (очищение носовых ходов): сутра (нитью), джала (подсоленной водой), дугдха (молоком), гхрита (топленым маслом).
3. Басти (клизма йогов): джала (прохождение воды через анус) и стхала (втягивание им воздуха).
4. Наули (овладение прямыми мышцами живота и интенсивное вращение ими): мадхьяма (выпячивание прямых мышц посередине), дакшина (вращение вправо), вама (вращение влево).
5. Капалабхати («свечение черепа»): ваткрама (активный выдох и пассивный вдох), вьюткрама (втягивание соленой воды носом и стекание ее через рот), шиткрама (обратный процесс, вода через рот выталкивается в нос).
6. Тратака (пристальное сосредоточение на определенной точке, например, на пламени свечи): бахир (сосредоточение на внешнем объекте), антар (сосредоточение на внутреннем образе этого или любого другого объекта).
3. Тратака. Техника выполнения
Одной из разновидностей шаткармы является тратака. На ней мы остановимся более подробно.
Тратака – это «пристальное вглядывание», «сосредоточение» на каком-либо объекте или предмете. Это может быть точка на стене, неяркое солнце, луна, изображение божества, портрет Гуру или любой другой неподвижный символ или образ. Чаще всего в качестве объекта для концентрации используют пламя свечи.
Различают два вида тратаки : бахир тратака, или сосредоточение на внешнем объекте, и антар тратака, или сосредоточение на внутреннем объекте.
Для выполнения бахир тратаки необходимо сесть в удобную медитативную позу в темном помещении без сквозняков и других отвлекающих факторов. Неподвижное пламя свечи должно располагаться на расстоянии около метра на уровне глаз. В «Хатха-йога прадипике» описан вариант концентрации на средней части пламени (немного выше фитиля). В книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» Свами Сатьянанда Сарасвати рекомендует сосредоточиться на самой яркой части, кончике фитиля. В этом вопросе следует придерживаться рекомендаций Гуру или преподавателя той школы, в рамках которой практикует ученик. Взгляд немигающий, тело неподвижно. Следует как можно дольше вглядываться в пламя свечи, возможно, при этом, станут проступать слезы. При утомлении глаз, необходимо их закрыть и сохранять образ пламени свечи перед закрытыми глазами на уровне межбровья. Время выполнения – 15-20 минут или дольше.
Отличие антар тратаки в том, что практикующий удерживает внимание на индивидуальном внутреннем символе сразу с закрытыми глазами (при высоком уровне овладения концентрацией и техникой, глаза могут сохраняться открытыми) и на всем протяжении техники.
Как и любую другую практику йоги, данную шаткарму лучше выполнять на пустой желудок.
4. Воздействие тратаки
Практика тратаки оказывает положительное воздействие как на физическое тело, так и на ментальное, тонкое тело. Тратака является средством профилактики и лечения заболеваний глаз, избавляет от головных болей, уравновешивает нервную систему, успокаивает, помогает справиться с бессонницей и стрессом, замедляет сердцебиение. Тратака, при регулярном ее выполнении, способна улучшить состояние и качество психических процессов (восприятия, памяти, волевых процессов).
На более тонком уровне, уменьшаются умственные колебания, можно достичь однонаправленности ума. Поэтому, можно сказать, что тратака хорошо готовит к медитации.
Согласно «Гхеранда Самхите», тратака развивает ясновидение, яснослышание, телепатию и др. за счет активирования аджна-чакры. По Сватмараме, тратака способна пробудить сушумну, или центральный энергетический канал, который отвечает за поднятие энергии Кундалини и проявление Высшего Сознания.
5. Заключение
Таким образом, становится очевидной неоценимая польза выполнения шаткармы. Так, практикуя только тратаку, ученик может достичь удивительных результатов в практике йоги в целом и в собственном самочувствии. Но если ее дополнить всем спектром шаткарм, то эффект усилится в разы.
«Хатха-йога прадипика» говорит следующее: «Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом – очищение. Когда системы тела очищены, энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее. Кроме того, развивается большая осознанность. И не удивительно, что йогины, достигшие совершенства и знающие реальные пределы человеческих способностей, ценят шаткарму очень высоко».
Чистки организма (конечно, в сочетании с регулярностью тренировок) дают гибкость, силу, и здоровье внутренних органов и желез. Таким образом, Шаткармы — «шесть действий» — ускоряют первые шаги в йоге, и позволяют ликвидировать «слабые звенья» в практике опытных.
Несколько практических советов «бывалого»:
1. В Йога-сутрах Патанджали указано, что Шаткармы нужно делать только тем, кто страдает «Амой». «Ама» расшифровывается как «токсины». Поэтому, к сожалению, в нашу эпоху эта проблема касается всех без исключения . Ведь даже если вы не потребляете в избытке пищу, содержащую нитраты (вегетарианскую) и гормоны (мясную), то все равно дышите загрязненным городским воздухом (Москва — на втором месте после Норильска в «хит-параде» самых вредных городов страны). При современном образе жизни и уровне продуктов питания (в т.ч. молока «из пакета» и «пластиковых» овощей-фруктов), Ама, т.к. токсины, это общая беда, а не проблема отдельных индивидуумов с вредными привычками; счастливые исключения редки. Это надо учесть, когда встает вопрос, делать или не делать Шаткармы.
2. Шаткармы надо выбирать «под себя». А потом еще и корректировать их практику (регулярность выполнения и прочее), смотря по состоянию организма . Например, бесполезно и даже рискованно часто «промывать» свое тело со всех сторон, если этого не требуется (например, часто делать клизму — очень вредно). Шаткармы — это йоговские «лекарства», а как мы знаем, лекарства применяют не все подряд, и не горстями, каждый день каледнаря, а четко по показаниям. Даже такие простые и натуральные лекарства, как горчичный компресс, вы не станете делать раз в неделю или, тем более, каждый день. Лекарства, как и Шаткармы, надо применять по показаниям, когда и сколько нужно. Иначе можно еще больше расшатать и так не идеальное здоровье.
3. В начале практики йоги стоит сделать все Шаткармы, которые вы сможете. А потом вам уже нужны не все Шаткармы «по списку» , а может быть, только 1 или 2 пару раз в месяц. Но не каждый день. Если у вас уже все в порядке со здоровьем, не нужно делать Шатмармы ежедевно! Чтобы не стать героем поговорки «заставь дурака Богу молиться...» Ни один йоговский текст не советует делать Шаткармы постоянно. Кроме того, как и с любой другой практикой йоги — в идеале, первый раз надо получить наставления непосредственно от опытного человека, который и проверит правильность выполнения. Даже в такой, казалось бы, простой Шаткарме, как Джала-нети (промывание носа), особенно если пытаться делать ее каждый день (!), можно так напортачить, что понадобится квалифицированная врачебная помощь, или можно приобрести трудноизлечимые, хронические заболевания (гайморит, синусит и т.п.). В наши дни вполне можно найти семинар или мастер-класс по Шаткармам, посетить и освоить все, что нужно.
Чистку языка (Джихва Дхаути) лучше проводить не деревянным (не гигиеничен и не долговечен) и не железным скребком (легко может поранить), а пластиковым. Современные скребки для языка продаются в крупных аптеках.
5. Важность выполнения Тратака — медитации для здоровья глаз, которая обычно выполняется на пламени свечи — в наши дни только возросла. Т.к. нас окружает буквально море визуальной информации, которая неплохо «интегрируется», гармонизируется этой техникой. Вместо кровавого кинофильма или выпуска новостей про войну, на ночь лучше поглядеть на свечу — сны будут легче и счастливей, качество ночного отдыха заметно повысится, и на завтра вы проснетесь, чувствуя прилив сил! В том числе, для практики йоги до завтрака!
И последнее — техника «Сурья-намаскар » не входит в круг практик классической йоги. Несмотря на окружающие ее легенды, по всей видимости Сурья-намаскар «изобрели» во второй половине XX века, в том числе руку к нему приложили Т. Кришнамачарья и Свами Шивананда Сарасвати из Ришикеша. И это ей не в минус: техника эта очень хорошая, действенная, а главное — она очищает организм на грубом уровне не хуже иной Шаткармы! Поэтому её стоит включить, как седьмой пункт, в круг полезных очистительных практик «шести действий» — тем более, что она замечательно интегрируется в любой распорядок дня и может выполняться в любое время.
Прежде, чем практиковать йогические (как и любые другие) чистки организма, желательно проконсультироваться с профессониальным врачом (можно с йога-терапевтом). Неправильное или несвоевременное выполнение Шаткарм представляет серьезную опасность для здоровья.
Железное правило: беременные женщины, а также больные с температурой не должны делать Шаткармы.
Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga
«Для оздоровления тела, ума и души нет лучше теории, чем Йога, и что её преподавание и распространение - это высшая форма служения человечеству» Шри Йогендра
Йога много внимания уделяет работе с телом. Хотя она есть система духовного совершенствования, на первых этапах этого пути основной упор делается на работу с телом.
Здоровое тело, а особенно здоровая нервная система, это основа для сбалансированного эмоционального фона, устойчивой концентрации, беЗпрепятственного потока энергии, чистого сознания, осознанности. Как для строительства дома нужен прочный фундамент, так и последующим этапам йоги нужно опереться на правильно функционирующий организм.
И практика йоги начинается с очищения.
Невероятно, но как минимум 2-3 тысячелетия тому назад йогины-отшельники пользовались методами глубокого очищения тела. Да что там 2-3 тыс. лет назад. Гигиена йогов, или шаткармы на санскрите, до сих пор во многом превосходит современные западные подходы к чистоте тела, которые с высоты новых йогических навыков кажутся неполными, если не сказать минимально допустимыми.
В чём основные отличия? Кроме «внешней», знакомой каждому среднестатистическому человеку, гигиены (зубы, кожа, волосы, ногти и пр.), йога включает в себя ещё и гигиену внутренних контактных органов – верхних дыхательных путей и органов ЖКТ. И цель такого глубоко очищения не только в «стерильности» материи, но и в энергетических эффектах.
Наиболее известный трактат по йоге - «Йога-сутры» (написанный около 2500 лет тому назад мудрецом Патанджали). Йога-сутры структурируют практику йоги в 8 этапов. Первый этап – Яма – правила для гармоничного взаимодействия с внешним миром. Второй этап – Нияма – правила самодисциплины для личной трансформации. Первая нияма – шауча – чистота.
Шаткармы относят к практикам, помогающим обрести и поддерживать Шаучу. Но сами техники в Йога-сутрах не описаны. Как и какие-либо асаны.
Более поздний трактат по йоге «Хатха-Йога-Прадипика» (написанный около 600 лет назад), автором которой считается Свами Сватмарама, намного больше внимания уделил асанам и очистительным практикам. Что-то вроде краткого конспекта лекций. Информация в тезисах.
Свами Сатьянанда Сарасвати (Бихарская школа йоги), уже наш современник, прокомментировал Хатха-Йогу-Прадипику и предположил, что в наше непростое время шаткармы и практика асан становятся даже более актуальными, чем Яма и Нияма.
И скорее всего, очищение физического тела и практика асан - это даже не первый этап практики, а нулевой, базовый и обязательный. Потом уже становятся актуальными 8 классических этапов по патанджали: Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дъяна-Самадхи.
Очевидна тенденция: чем позже написан трактат, тем больше внимания уделяется подготовке тела, его оздоровлению, очищению.
На первый взгляд новичка в йоге может показаться, что техники йогической гигиены доступны лишь некоторым избранным. И хотя шаткармы являются секретными практиками, которые ранее передавались исключительно от учителя ученику, для их освоения не требуется значительный опыт в йоге, особые таланты, способности, посвящения или мужество.
Основные очистительные приёмы доступны любому человеку, который не имеет противопоказаний. Хотя и существуют сложные для практического выполнения шаткармы, базовые техники просты и доступны.
И это только часть доступных эффектов. Сфера влияния шаткарм выходит за пределы физиологии. Энергетические, духовные результаты меньше фигурируют. О них узнают или от учителей, или по опыту.
И да, и нет. Некоторые шаткармы покажутся очень лёгкими, другие потребуют время на освоение. А некоторые могут так и остаться невостребованными в виду своей сложности или неприемлемости. Как правило, практикующий йог осваивает основные техники шаткарм, но «рабочими» и «любимыми» становятся 2-3. И практикуются по надобности.
Но насиловать себя освоением обязательно всех шаткарм не стоит. Некоторые практики получаются тогда, когда есть внутренняя готовность. Например, кому-то засунуть шнурок в нос покажется делом странным. Или рвоту вызвать. Это индивидуально.
Сохраняйте, пожалуйста, ненасилие по отношению к себе (принцип ахимсы в йоге), но и не застревайте надолго в зоне своего комфорта. Мягко, но уверенно продвигайтесь в освоении новых йоговских инструментов.
Шаткармы – это более углубленный вариант чистки зубов, умывания, очищения тела. Даже если в детстве мы не сразу правильно начали чистить зубы, никто не сказал: я никогда не научусь чистить зубы. Все этот навык освоили. Вопрос времени.
Т.е. шаткармы – это просто непривычная нам форма гигиены. А с практикой и опытом и они станут как родные и даже будете с недоумением вздыхать: как я раньше не чистил язык или обходилась без шанка-пракшаланы на смене времён года?
Ощутив истинную чистоту тела, трудно возвращаться к прежнему состоянию.
Идеальное здоровье навряд ли достижимо. Сделайте сейчас одно небольшое практическое упражнение. Пожалуйста, отойдите от компьютера и сделайте любую балансовую позу. Например, постойте на одной ноге.
Понаблюдайте за тем, как ведёт себя опорная стопа. Какие там ощущения? Чувствуете микродвижения мышц стопы? Это залог баланса. Для того, чтобы устоять, тело постоянно совершает микродвижения в поисках баланса.
Организм тоже всегда находится в поиске баланса. Человеческое тело – саморегулирующая система, которая учитывает массу внешних и внутренних факторов – давление, влажность, температура, свет, оценка опасности для жизни, общение с другими людьми и т.д. Это информация нужна для сохранения гомеостаза, постоянства внутренней среды. Тело находит баланс по принципу неваляшки, по чуть-чуть отклоняясь вправо-влево. Как и нога приспосабливается к ситуации, ловя баланс. Т.е. мы всегда по чуть-чуть отклоняемся от нормы, чтобы эту норму определить.
Часто идеал здоровья становится навязчивой идеей. И практики в погоне за недостижимым могут увлечься очищением и правильным питанием с завидным рвением. Здесь главное не перестараться и вовремя вспомнить, что тело – инструмент для реализации своего предназначения в материальном мире и помощник в работе над сознанием. Тогда всё становится на свои места.
Не стоит возводить его на пьедестал и баловать, но пренебрегать материальным миром тоже неразумно.
«Иногда становилось модным презирать тело как нечто бездуховное, но никому ещё не удавалось отрицать его и то, что физическое удовольствие и боль неотделимы от самой жизни. Если же мы пренебрегаем или, наоборот, слишком потакаем телу, приходит болезнь и привязанность к нему растёт ещё больше» Б.К.С.Айенгар
Существуют 6 групп очистительных практик, которые в свою очередь могут подразделяться на различные подвиды (перечислены лишь основные):
Глаза, мышцы и нервные волокна, которые ими управляют, имеют связь с сознанием человека.
Вспомните, как дрожат ресницы у человека, который спит и видит сны.
Или вспомните физиогномистику, которая по движению глаз определяет, к какому участку головного мозга обращается сейчас мысль собеседника. Так называемые глазодвигательные реакции, или непроизвольные движения глаз, могут рассказать о том, врёт человек или вспоминает прошлое. Это свидетельствует о связи мысли или сознания, с положением мышц глаз.
Более того, малоизученная шишковидная железа, по мнению йогов, отвечает за тонкое восприятие действительности (так называемый «третий глаз»). С помощью зрительного сосредоточения в тратаке шишковидная железа пробуждается и достигается глубокое сосредоточение и более высокие состояния сознания.
На занятиях хатха-йогой при выполнении балансовых асан фиксация взгляда на одной точке позволяет стать более устойчивым. Фиксированный взгляд – спокойствие ума и повышение концентрации.
Таким образом, становится понятным взаимосвязь работы сознания и движения глаз. И раз это работает в одну сторону (деятельность мозга отражается в сокращении глазодвигательных мышц), то верно и обратное – с помощью волевого управления мышцами глаз мы можем изменять активность мозговой деятельности.
Суть тратаки – концентрация взгляда на неподвижном объекте. Это может быть как внешний объект (тогда практика называется бахир тратака), так и внутренний (антар тратака) – по сути, визуализация.
Бахир тратака легче для начинающих, антар тратака требует уже некоторого опыта в концентрации.
Третий вариант – это комбинация концентрации на внешнем объекте, после чего визуализация объекта с закрытыми глазами.
Тратака даже больше, чем шаткарма. Хотя она и оказывает очищающий эффект (слёзные каналы активно включаются в работу), главная её ценность выходит за рамки физиологии, позволяя вкусить столь желаемые для начинающих первые опыты повышения чувствительности к тонкому миру энергий.
Тратака – санскр. «фиксированный взгляд»
Разные вариации тратаки используются в практиках индуизма, христианства, буддизма, йоги, йога-терапии и многих других системах саморазвития и самосовершенствования. Объектом могут выступать религиозный символ, изображение божества, святого, учителя, мандала, янтра, стихия природы – вода, огонь, горы и многие другие.
Если вы делаете первые шаги в освоении тратаки, то рекомендуем начать с созерцания пламени свечи. За счёт яркости образа, вниманию легче будет зацепиться за него, и не так сильно будете отвлекаться.
Лучшее время для тратаки – вечером перед сном. Для начинающих достаточно 10-20 минут.
Приёмы ухода за носовой полостью очищают воздушные пазухи, стимулируют мозг, тонизируют зрительные нервы и таким образом улучшают зрение. «Хатха-Йога-Прадипика»
Капалабхати – санск. «очищение головы/сияющий череп», практика воздушного очищения лобных пазух.
Носоглотка – это «врата в мозг». Ежедневно мы вдыхаем более 7000 литров воздуха! И он должен отфильтроваться от пыли, микробов и пр. и согреться на пути к лёгким. Поэтому чистота носа важна, это верный блок-пост на страже здоровья.
К сожалению, воздух больших городов лишь усугубляет ситуацию из-за отходов промышленности, транспорта, теплоэлектростанций и пр. Более 60% населения РФ живут в крупных городах с очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Двигатели на бензине выделяют в атмосферу вредные вещества – углеводород, сажу, альдегиды. Эти вещества под влиянием солнечной радиации формируют знаменитые смоги мегаполисов.
Печальная экологическая ситуация может повлечь за собой заболевания дыхательной системы, сердечно-сосудистые недуги и даже онкологию.
С этой точки зрения очищение носовых пазух играет ключевую роль не только в жизни социальных йогов, но и каждого городского жителя.
Кроме физиологического эффекта очищения, манипуляции с носоглоткой позволяют воздействовать на центральную нервную систему и кровоснабжение мозга. Поверхность носоглотки устилают большое количество нервных окончаний, связанных с головным мозгом. Фактически, это самый быстрый способ «достучаться» до ЦНС.
Эту «уловку» используют в альтернативной медицине, когда необходимо «точечно» применить лекарственные субстанции. Кровоснабжение носоглотки и головного мозга осуществляется через одни и те же сосуды, а значит, лекарство в обход системы пищеварения попадёт в нужное место максимально быстро и без потерь.
И ещё один немаловажный аспект работы с носоглоткой: стимулируя внутреннюю поверхность носа воздушным потоком, осуществляется «массаж» головного мозга из-за колебательных движений задней стенки носоглотки. И соответствующего изменения циркуляции ликвора и внутричерепного давления. Это фактически «массаж» мозга.
Джала-вода, нети – очищение носа.
Это, вероятно, наиболее распространённая очищающая техника из арсенала йогов. Важность очищения носоглотки мы уже обосновывали.
Эпителий носовых ходов покрыт волосинками. Именно волосинки и сдерживают пыль и микробы. Слизистая также вырабатывает бактерицидную слизь, которая обволакивает инородные частицы и нейтрализует микробы.
Если вовремя не очищать слизистую носа от загрязнений, то свои функции он будет выполнять не на полную силу.
Так же, аналогично воздействию капалабхати, очищение носа подсоленной водой стимулирует слизистую и активирует нервные окончания, влияя тем самым на работу всего головного мозга и ЦНС.
С профилактической целью джала-нети очень полезно выполнять в периоды эпидемий гриппа, ОРВИ.
Соль играет важную роль в техниках шаткарм: она создаёт условия для осмотического давления, т.е. выведения жидкостей из клеток, если рядом оказывается более солёный раствор.
Вспомните, как овощи отдают сок, если их посыпать солью. Аналогично и клетки организма отдают жидкость туда, где более высокая концентрация соли.
Если клетку поместить в слабый соляной раствор, то она начнёт отдавать жидкость, сморщиваясь. И наоборот, клетка, помещённая в дистиллированную воду, впитывает её в себя.
Это общий принцип выведения токсинов: за счёт промывания организма солёным раствором, выводятся растворённые в крови или скопленные на стенках ЖКТ токсины. Есть мнение, что любая болезнь – это лишь попытка организма вывести накопленную массу токсинов, которая достигла пиковой отметки. Шаткармы предупреждают этот пиковый момент.
Наули – санскр. нала – «нить пупка»/прямые мышцы живота, (другое название – лаулики от лола – санскр. взбалтывать)
«Куда энергия, - туда и кровь, куда кровь – туда и энергия» Китайская пословица
Здоровье ЖКТ, его слаженное функционирование влияет на весь организм. Из-за нарушения пищеварения, несварения возникают токсины, которые, согласно альтернативной медицине, являются причиной развития всех болезней на физическом уровне (коренной причиной любого недомогания йоги называют, всё-таки, карму).
Болезнь на физическом уровне возникает по одной из 2-х причин – недостаток кровоснабжения и затруднённый лимфоток, т.е. недостаток питания для клеток и несвоевременное удаление отходов жизнедеятельности клеток. Это ослабляет орган и там начинают скапливаться токсины. Одна из наиболее вероятных причин этой проблемы – это мышечные блоки, недостаток движения.
Представьте бурную горную реку и застоявшееся болото. Это и есть разница между органами, которые омываются кровью и лимфой и застойными явлениями, которые создают все условия для недугов.
До нас дошла история, как Махатма Ганди проводил заседания чиновников. Перво-наперво, он интересовался, все ли посетили утром туалет. И если кто-то решался признаться в том, что не сделал этого, его просили покинуть заседание, т.к. неопорожнённый кишечник влияет на процесс мышления. И Ганди считал, что правильного решения такой человек принять не может.
Регулярная практика хатха-йоги помогает преодолеть болезненные склонности организма. Особенно асаны, направленные на скручивание области живота, наклоны вперёд, а также шаткармы, из которых особенно выделяют наули и агни-сара-дхаути, которые за счёт воздействия на брюшную полость создают мощное благотворное воздействие на внутренние органы.
«Специализация» наули – это усиление перистальтики кишечника, устранение несварения, выравнивание гормонального фона, облегчение при менструальных болях (избегать практики наули непосредственно во время месячных и за 1-2 дня до и после) и многое другое.
Некоторые практики осваивают наули легко, можно сказать, интуитивно чувствуют, какие мышцы необходимо включить в процесс. Другим требуется совершить много подходов и освоение может затянуться на месяц или более.
В основе успеха лежит настойчивость в попытках и понимание, как устроены мышцы живота.
Этап 1. Для освоения наули важно научиться делать вакуумное втягивание живота на выдохе (уддияна-бандха) и удерживать задержку как минимум 10 секунд.
Этап 2. Если данная техника освоена, то приступаем к следующему этапу: выделению срединного жгута (мадхъяма-наули); т.е. при вакуумном подтягивании брюшины необходимо вытолкнуть прямые мышцы живота за счёт их напряжения.
Наилучшее положение для освоения наули – поза рыбака. В позиции стоя ноги поставьте на ширине плеч, упритесь руками в бёдра, что позволит расслабить мышцы пресса. В этом положении сделайте уддияна-бандху (вакуумное втягивание живота) и джаландхара-бандху (подбородок тянется к подъярёмной ямке, что не позволит внутричерепному давлению подняться).
Из такого положения упираемся руками в бёдра за счёт напряжения мышц живота. Если у вас получилось это сделать, то на животе проявится валик напряжённых мышц.
Этап 3. Освоение вама-наули (левосторонняя) и дакшина-наули (правосторонняя).
В позе рыбака на задержке дыхания надавите на бедро только правой рукой, чтобы напряглась только правая прямая мышца живота. То же самое на левую сторону.
Этап 4.
Соедините 4 точки: уддияна-бандха - вама-наули - мадхъяма-наули - дакшина-наули
Или уддияна-бандха - дакшина-наули - мадхъяма-наули - вама-наули (круг в обратную сторону).
Если это успешно получилось, то у вас получится 1 цикл наули.
Количество циклов индивидуально. Стремитесь в среднем совершить совокупно 100 вращений наули.
При освоении наули можно воспользоваться зеркалом.
Если присутствует лишний вес на животе, то практики с вакуумным втягиванием живота будут даваться чуть сложнее. Людям с худощавой комплекцией удастся сделать более глубокую уддияну и более выраженные «валики мышц».
И ещё один нюанс: самые эффективные «волны» - последние, когда чувствуете, что задержка дыхания подходит к концу. Сделайте тогда пару вращений.
Обратите внимание, что хронические напряжения в области живота могут привести к тугоподвижности тазобедренных суставов. Если у вас пока плохо получаются такие асаны как баддхаконасана (бабочка), упавишта конасана (наклон сидя к прямым разведённым ногам), падмасана (лотос) и пр., то в своей практике уделяйте внимание различным манипуляциям с животом.
Основная функция толстого кишечника – всасывание воды. Если пища остаётся в кишечнике дольше, чем это необходимо из-за различных причин – малоподвижного образа жизни, рафинированной пищи без необходимого количества клетчатки и пр., то она обезвоживается и происходит задержка стула.
Кроме того, ворсинки, которые выстилают внутреннюю поверхность толстой кишки, слипаются, покрываются слизью и не могут качественно выполнять свои функции.
Аюрведа считает, что именно клизма является самым важным методом очищения. И большинство болезней начинаются с дисфункции кишечника.
В отличие от слабительных и обычной клизмы басти не нарушает перистальтику кишечника и не растягивает его, а наоборот «тренирует».
Басти мне кажется намного более удобным вариантом клизмы, который не вызывает неприятных ощущений, часто возникающих при обычной клизме, выполняемой с помощью кружки Эсмарха.
Для выполнением басти предварительно необходимо освоить центральный жгут (мадхъяма-наули). А также подготовить полую трубочку длиной около 10-15 см, в диаметре приблизительно соответствующую вашему указательному пальцу. Это может быть специальная трубочка для басти (в Индии их изготавливают из бамбука). Либо можно воспользоваться наконечником от клизмы.
Трубочка должна быть простерилизована перед процедурой.
Диаметр трубочки является решающим фактором, определяющим, сколько времени вы потратите на процедуру. Узкая трубочка будет очень долго пропускать воду. А это значит, придётся долго держать задержку после выдоха и центральный жгут. Если есть возможность, используйте широкую трубочку.
Т.к. основой техники басти является центральный жгут, то противопоказания идентичны противопоказаниям к наули.
Дхаути (санскр.) – очищение, ваман (санскр.)– рвота.
Желудок представляет из себя полый орган, который в пустом состоянии напоминает носок. Его внутренняя слизистая оболочка формирует складки, которые при наполнении желудка увеличивают его размеры. В этих складках могут оставаться непереваренные остатки пищи, слизь, желчь и пр. Для очищения данных веществ и стимуляции моторики желудка, полезно выполнять йогическую рвоту.
Кому-то сама мысль о специальном вызове рвоты может показаться неприятной. Но т.к. процедура совершается на пустой желудок, и со рвотой выходит, в основном, вспененная вода, то кунджала не приносит неприятных эмоций, как бывает с естественной рвотой. Ощущение тошноты тоже отсутствует.
Внутренние мышцы тренируются, стенки желудка и пищевода стимулируются, печень, поджелудочная и жёлчный пузырь также «мобилизируют» свои силы. Происходит в некотором роде «перезагрузка» верхней части желудочно-кишечного тракта.
Кроме физиологической необходимости поддерживать желудок и другие органы в здоровом состоянии, есть ещё энергетический аспект: рвота помогает поднять энергию выше манипура и анахата чакры. Т.е. блоки в чакрах и энергетических каналах прочищаются. Это похоже на работу вантуза, когда засоряется слив в раковине.
Хотите справиться с неконтролируемым потреблением пищи, привязанностью, жадностью и пр.? Попробуйте кунджалу. Дополнительный бонус – за счёт поднятия апана-вайю вверх, улучшается раскрытие тазобедренных суставов и человек может сидеть в медитативной асане намного дольше.
Во время кунджалы могут потечь слёзы и могут возникнуть сопли.
Повторять процедуру следует по необходимости, но не чаще 2-3 раз в неделю. С водой вымывается и слизь, которая устилает эпителий желудка и пищевода и призвана защищать стенки желудка. Восстановление слизистого защитного барьера ресурсозатратно для организма. Некорректное и частое выполнение кунджалы может навредить.
Обратите внимание на то, что из вас выходит. Как правило, выходит вспененная вода. Там могут быть частицы пищи, слизь. Горьковатый привкус допустим – это выделяется желчь.
Если вы обнаружили вкрапления крови, вероятнее всего, если вы здоровы, то это лопнувшие от напряжения капилляры. Но если вся вода окрашена в розовый цвет и это повторяется несколько раз, то это может свидетельствовать о нарушении целостности слизистой желудка (напр., при язве желудка) – тогда обратитесь к специалисту и проведите обследование своего желудка.
Обратите внимание, что на следующий день после первой кунджалы вы можете испытывать боли в мышцах грудной клетки. Это нормально и со временем пройдёт.
Когда почистите утром зубы и язык, стимулируйте слабый рвотный рефлекс 6-8 раз на пустой желудок. Без воды. Противопоказания те же, что и у кунджалы.
Если не получается выполнить рвоту, скорее всего, причина в блоке уровня анахаты. Если кунджала пока не получается, практикуйте хатха-йогу с акцентом на раскрытие грудной клетки и уддияна-бандху.
Агни (санскр.) – огонь, сара – сущность. Или очищение внутренним огнём.
Брюшные манипуляции (наули, уддияна-бандха, агни-сара-дхаути) – это драгоценнейшие методы по работе с органами брюшной полости и энергетической структурой человека. Они несложны в освоении и доступны даже новичкам.
По своему воздействию они многогранны: пищеварительная система, дыхательная, нервная, эндокринная, кровообращение тренируются, стимулируются и очищаются. Уходит подкожный и висцеральный жир, усиливается огонь пищеварения за счёт глубинного массажа внутренних органов, который невозможно совершить извне.
Акцент агни-сара-дхаути делает на проработку тонкого кишечника, желудка и 12-перстной кишки.
Для её выполнения необходимо сначала освоить уддияна-бандху (вакуумное втягивание живота). Для этого утром, на пустой желудок попробуйте в позе рыбака и на задержке дыхания после выдоха сделать ложный вдох (т.е. расширить рёбра при расслабленном животе и диафрагме). Если вы правильно сделали, то можете почувствовать подсасывающее движение в области желудка.
Освоив уддияна-бандху, можно приступать к освоению агни-сара-дхаути.
На задержке после выдоха, подтянутой вверх диафрагме и перекрытой голосовой щели, постарайтесь вытолкнуть живот вперёд, как будто надутый шарик, и сразу же втянуть его обратно. Повторите комфортное число раз. Не забудьте сделать довыдох перед возвращение к обычному дыханию.
Если агни-сара уже освоена в положении рыбака, попробуйте позу со крещенными ногами. Или в положении Собака-мордой-вниз или в кошке. Эффекты будут немного отличаться.
Другое название: варисара-дхаути . Вари (санскр.) – вода, сара (санкр.) - сущность, шанкха-пракшалана – действие раковины.
Человеческий организм можно сравнить с растением, корни которого метафорически ассоциируют с кишечником. Если здоровы корни (кишечник), то здоров и весь организм.
Шанкха-пракшалана – это процедура промывания всего ЖКТ подсоленной водой. Пьёте воду – делаете упражнения, которые проталкивают воду по тракту, – идёте в туалет и так по кругу, пока вода не будет выходить чистой.
Особенность пракшаланы – очищение водой тонкого кишечника. Ни кунджала, ни басти этого не сделают. Для очищения внутренним огнём для этой зоны актуальна агни-сара-дхаути.
Этап 1. Подготовка.
За 3-4 дня до выбранного дня проведения очищения начните придерживаться лёгкой диеты: исключите бобовые, мясо, если ещё употребляете, молочные продукты, выпечку, рафинированную пищу и пр. Каши, варённые, запечённые овощи, салаты из свежих овощей, фрукты поспособствуют более эффективному очищению.
Ужин последнего дня пропустите или съешьте намного меньше обычного.
Этап 2. Проведение очищения.
Несмотря на то, что само очищение занимает около 2 часов для опытных практиков или часа 3-4 для тех, кто впервые её делает, рекомендуется выделить для него целый день.
Утром выходного дня (не планируйте других дел) встаньте пораньше. Время активности кишечника – 5-7 утра. Постарайтесь на это время запланировать процедуру. Подготовьте воду. Тёплую, чистую и подсоленную из расчёта 1-2 ч.л. на 1 литр воды.
Если воду недосолить – она усвоится раньше, чем дойдёт до кишечника, если пересолить – отвращение и тошнота не позволят вам выпить достаточное количество воды для эффективного завершения.
Когда начнёт выходить вода, схема будет следующая: вода – упражнения – туалет – вода – упражнения – туалет и т.д.
Упражнения для ШП:
Для очищения на уровне физиологии достаточно продолжать до чистой воды. Ей будет предшествовать жёлтая вода (разбавленная желчь).
Если в планах почистить тонкие уровни - свадхистана, муладхара чакры, то количество воды выбираете соответствующее: 7-10 литров или на ваше усмотрение.
После последнего выпитого стакана, выполните лёгкий вариант кунджалы (пощекочите корень языка и добейтесь несильного рвотного рефлекса). Это позволить «закрыть» привратники ЖКТ.
Через 30-40 минут после кунджалы съешьте разваренную рисовую кашу без соли на воде, с топлёным маслом (если употребляете). Каши должно быть достаточно, чтобы заполнить желудок. Масло смажет внутреннюю слизистую поверхность, рис абсорбирует остатки соли и воды.
Если вы сыроед, то первый приём пищи может быть льняная каша (перемолотое семя льна залейте водой и минут 10-15 дайте настояться, чтобы семя набухло). Альтернатива – бананы. Будьте аккуратны! Слушайте своё тело. Сырая пища считается тяжёлой для ослабленного желудка и всего ЖКТ. А также грубой, т.к. может поцарапать сверхчувствительную слизистую.
Часа 2-3 после еды воздерживайтесь от питья воды. Жажда неизбежна. Потерпите, пожалуйста.
Важно: после шанка-пракшаланы нельзя спать! Процедура сильно истощает организм, вымывая большое количество токсинов и запуская мощную чистку, кроме того, организму нужно восстановить слизистую и микрофлору всего ЖКТ тракта. А это около 7-10 метров! Общая площадь внутренней слизистой по скромным подсчётам 30-40 метров квадратных, а согласно другим мнениям, может достигать 180 метров квадратных – это приблизительно площадь теннисного корта! Поэтому до конца дня отдыхайте, но не спите.
Можно поужинать разваристой кашей. Рис лучше всего подойдёт.
Этап 3. Восстановление микрофлоры кишечника.
После вымывания микрофлоры (как патогенной, как и полезной), её нужно восстановить. Это великолепный шанс заселить кишечник правильными бактериями. Лучше всего это делать за счёт правильного питания. Не нужно принимать дополнительные таблетки, витамины, пробиотики и пр. Организм сам справится.
Постарайтесь дней 5-6 после чистки не есть сырых овощей и фруктов (грубая клетчатка сырых продуктов может царапать чувствительную слизистую), кисломолочные продукты, тяжёлую белковую пищу (бобовые, рыбу, яйца, мясо), алкоголь, фаст-фуд, острое, солёное кислое (соления, маринады, квашеную капусту и подобное), сладкое, сахар и прочее. Надеюсь, после такой процедуры вы и не захотите возвращаться к эти продуктам. Очистится восприятие вкуса и микрофлора кишечника. Удивитесь, но предпочтения в еде тоже могут измениться!
Что можно есть: каши на воде (гречневая, рисовая, пшеничная, овсяная, пшённая и подобные), варённые овощи (свекла, морковь, тыква и т.д.), запечённые овощи и фрукты (яблоки, напр.)
Для профилактики и поддержания здоровья ЖКТ достаточно 2 раза в год – весной и осенью.
При энергетических показаниях или с целью оздоровления, сроки подбираются индивидуально. Но частить с подобными вещами неразумно. Организм тратит много сил на восстановление. Взвешивайте за и против.
Можно попробовать все методы или их комбинацию по вашему усмотрению.
Если нет серьёзных противопоказаний, напр., непроходимости кишечника, и вы не пропустили подготовительный этап, то вода без труда пройдёт.
Лагху (санскр.) – короткий, шанкха (санскр.) – раковина, пракшалана (санскр.) – промывать.
Это простой «укороченный» вариант шанкха-пракшаланы, который не требует много времени. Его эффекты не так впечатляющи, как эффекты полной версии, но выполнять его можно чаще.
Разница с полной ШП состоит в количестве воды. Достаточно выпить 1-2 л подсоленной воды (можно добавить сок пол-лимона, если нет противопоказаний к употреблению кислого), и сделать 1 подход к упражнениям. Также позитивно при «коротком» варианте подключать агни-сару и наули.
Время выполнения: с 5 до 7 утра.
После выпитой воды в течение около часа произойдёт дефекация. Время выхода воды индивидуально!
Через 30-40 минут после можно позавтракать.
Кому может быть полезен этот вариант: если вы страдаете от запора (лучше 1л солёной воды выпить, чем слабительное), тем, кто проводит регулярные 1-2х дневные голодания (вместо клизмы). В отличие от полного варианта, здесь акцент на стимуляцию кишечника к опорожнению. И не вымывает микрофлору.
Диета до и после процедуры не так важна. Хотя облегчённый ужин перед выполнением будет кстати.
Обратите внимание, что время выхода воды у всех индивидуальное. Планируйте очищение так, чтобы вам не нужно было сразу бежать на работу/в университет или идти по делам. Избегайте лишнего стресса.
По необходимости можно выполнять даже каждый день (если страдаете от запоров). Но лучше не чаще 1-2 раз в неделю или по необходимости.
Ограничения:
Язвы желудка, 12-перстной кишки.
Джихва (санскр.) – язык, мула (санскр.) – корень, дхаути (санскр.) – очищение.
Наиболее простая для освоения шаткарма в данном списке, которая доступна всем и каждому, а польза от её выполнения невероятная.
Обратите внимание на свой язык по утрам. Есть налёт? Это свидетельствует о том, что в теле присутствуют токсины и пищеварительная система не справляется с накопленными ядами. Налёт на языке – самая важная причина неприятного запаха изо рта и идеальная среда для размножения массы бактерий. Микроорганизмы выделяют токсины (отходы жизнедеятельности), организм всё это всасывает в кровь и разносит по телу. Академик Петров считал, что гигиена полости рта – один из элементов профилактики рака!
Другой учёный подсчитал, что за 2 суток при несоблюдении гигиены ротовой полости там скапливается такое количество бактерий, которое способно убить лошадь!
Возьмите маленькую ложечку и очистите налёт на языке до полного его удаления. Прополоскайте рот водой.
Вместо ложки можно использовать специальные скребки из магазинов товаров для йоги. Но не надейтесь на свою зубную щётку: рифлёная поверхность специальных зубных щёток для чистки языка с этой функцией не справляются. Они скорее «размазывают» налёт по всему языку.
Йога «подсвечивает» наш внутренний мир со всеми его уродствами и красотой, чистотой и грязью. Задача йога – успешно справляться с грязью, культивируя чистоту. Практика йоги – это возделывание целины – нужно и камни убрать и сорняки искоренить. И только потом засеять зерновой культурой, овощами и пр. Шаткармы – помощник в культивировании внутренней и внешней чистоты: как тела, так и сознания.
Как нельзя накормить голодного картинками с едой, так и чтение описания шаткарм не принесёт должного результата. Необходима практика.
Для первого шага, заведите себе ложечку для чистки языка и заварник для промывания носа. Пусть они хранятся на видном места в ванной комнате. И начните их использовать. Это самые доступные и простые шаткармы.
Осваивайте остальные техники постепенно. Одна техника за другой, не спешите, но и не откладывайте в долгий ящик. Для освоения всех практик шаткарм может понадобиться 2-3 месяца.