Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УДК 343.137.5:343.8

А. И. Бельский, Р. С. Ягодин, П. А. Волков

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и работников правоохранительных органов по многим причинам. Главное - это то, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

The minors" criminality traditionally draws scientific and practical law enforcement officers" attention for many reasons. The main thing is that the persons committing illegal actions at early age after, as a rule, much more difficultly are given in to correction and as a result they constitute the basic reserve for adult and recidivist"s criminality.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, предупреждение преступлений совершаемыми несовершеннолетними, профилактика преступности несовершеннолетних.

Key words: minors" criminality, prevention of crimes committed by minors, prevention of minors" criminality.

В условиях многих перемен устоявшихся сфер общественной жизни, развития демократии и гласности, построения правового государства особую актуальность сохраняют вопросы укрепления законности и правопорядка, неукоснительного обеспечения прав и законных интересов граждан, реализации принципа социальной справедливости. В этой связи преступность несовершеннолетних становится определенной составляющей, отображающей социальное настроение граждан, совершенство законодательных инициатив и проводимой перспективной политики государства. Участие государства в жизни молодежи есть основная цель государственной политики, которая направлена в сторону развития в ней социальной составляющей, в частности в области укрепления семьи, материнства и детства, молодежной политики и т. д.

© Бельский А. И., Ягодин Р. С., Волков П. А., 2016

Уголовный кодекс Российской Федерации закрепил особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установил возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу. Все это делает не только возможным, но и необходимым криминологическое изучение преступности несовершеннолетних, ее основных характеристик, причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами в возрасте от 14 до 18 лет включительно, разработку мер по их предупреждению.

Статистический анализ современной преступности несовершеннолетних в России позволяет выделить и обобщить причины подростковой преступности: это, как правило, негативные процессы в жизни подростка. Несовершеннолетними (а также при их участии) совершено каждое десятое преступление. В качестве одной из тенденций, характеризующей состояние преступности среди несовершеннолетних на современном этапе, следует назвать рост корыстно-насильственных преступлений, которые представляют собой повышенную общественную опасность.

В России динамику и структуру преступности наряду с традиционными причинами и условиями продолжают определять негативные обстоятельства, следующие из трудностей сегодняшнего социального и экономического развития. Материальные потребности стали главными в жизни современного общества, а материально-экономические ценности, в том числе образованность, культура, оказались отодвинутыми на задний план. В последнее время стал виден увеличивающийся с каждым годом разрыв между людьми бедными и «новыми русскими» - очень состоятельными людьми .

В основе профилактической деятельности в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лежат основные принципы, характерные для предупреждения преступности в целом. Однако наряду с этим следует отметить, что в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, которые имеют свои отличия от возрастных правонарушителей, а также совершенствования ими преступлений и административных правонарушений.

Необходимо обратить внимание, что в предупреждении преступности несовершеннолетних участвует несколько субъектов, представляющих собой особую единую систему, которая связывает общие цели и задачи. И одно из главных мест в этой системе отводится органам внутренних дел.

Многообразие социальных мер профилактики преступности предполагает перевоспитание несовершеннолетних через формирование нравственных качеств и моральных взглядов, правовое воспитание, разъяснение смысла и назначения российских законов, привитие уважения к

закону, государству, правоохранительным органам, морально-этическим устоям, выработку привычки соблюдать закон, воспитание убежденности в необходимости и целесообразности следовать нормам права .

Среди вопросов организационного характера необходимо решить и проблему подготовки кадров, специализирующихся на работе с подростками, знающих особенности психологии и физиологии детского и подросткового возраста, умеющих применять педагогические знания при защите прав и законных интересов ребенка при осуществлении мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних; изыскания новых, более эффективных форм взаимодействия с населением и использования его профилактических возможностей; обеспечения подростков различными средствами защиты. Необходимо выделение в учебных заведениях МВД России специализации, предусматривающей изучение психологических и возрастных особенностей подростков и специфику работы с ними .

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности несовершеннолетних можно разделить на два основных направления -общую и индивидуальную профилактику.

К основным направлениям в предупреждении преступности несовершеннолетних можно отнести следующие мероприятия:

Ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

Воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

Непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

Воздействие на группы с антиобщественной направленностью, которые подвергают предупредительному воздействию несовершеннолетних.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел направляют свои усилия на выявление причин и условий, которые способствуют совершению преступлений, а также на их устранение. В этих целях осуществляется взаимодействие с другими государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, которые принимают непосредственное участие в предупредительной деятельности, проводят ряд профилактических мероприятий.

Большое значение в практической деятельности органов внутренних дел имеет воздействие на личность несовершеннолетнего преступника, и такая работа проводится в рамках индивидуальной профилактики.

К основным элементам индивидуальной профилактики системы предупредительного воздействия можно отметить следующие: изучение несовершеннолетних, которые способны совершить преступления; определение основных профилактических мер и мероприятий, которые могли бы выполнить задачи и цели предупреждения преступлений несовершеннолетних.

Одной из основных целей индивидуальной профилактики является исправление и перевоспитание подростка. В этой связи сотрудникам полиции необходимо решать следующие задачи:

Выявлять несовершеннолетних, которые могут совершить преступления;

Изучать личность несовершеннолетних;

Определять и устранять источники отрицательного влияния на них;

Исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем, чтобы не допустить реализации преступных намерений;

Осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;

Периодически анализировать полученные результаты и вносят соответствующие коррективы в свою профилактическую работу.

Следует отметить, что в настоящее время, преступления, совершаемые несовершеннолетними, все чаще совершаются в вечернее и ночное время, когда они распивают спиртные напитки, употребляют психотропные и наркотические средства. В связи с этим регионам России следует активно внедрять передовой опыт субъектов Российской Федерации, принявших законы, запрещающие нахождение несовершеннолетних в ночное время в определенных местах.

Необходимо обозначить, что сотрудникам органов внутренних дел в целях профилактики следует выявлять и ставить на учет тех несовершеннолетних, которые способны к совершению преступлений: ведущих антиобщественный образ жизни; группирующихся на антиобщественной основе; вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ; осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора; освобожденных из воспитательных колоний.

Следует отметить, что личность несовершеннолетнего преступника формируется не сразу, это довольно сложный процесс, который охватывает деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка. В процессе предупреждения преступлений и административных правонарушений возникает необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях

могут детерминировать преступное поведение. Все эти вопросы могут быть прояснены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данной проблемы - создание психолого-педагогических центров, что позволит, с одной стороны, обеспечить психолого-педагогическую диагностику личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а с другой стороны, даст работникам полиции конкретные рекомендации по проведению профилактической работы с такими подростками.

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, тяготеющего к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел и другими субъектами профилактики, а также вовлечение подростков в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера, которые могут значительно повлиять на их подсознание и формирование здорового мышления.

Профилактика преступности несовершеннолетних состоит из комплекса таких общегосударственных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им. На общесоциальном уровне большое значение в профилактике насильственных преступлений, совершенных группами несовершеннолетних, имеет прекращение средствами массовой информации пропаганды культа насилия . Огромное значение имеют молодежный досуг и занятия спортом, которые в настоящее время по разным причинам для большей части несовершеннолетних стали недоступными, и таким образом, они выброшены на улицу без контроля, в результате подростки попадают под влияние профессиональных преступников. Поэтому сотрудники органов внутренних дел должны проводить профилактические мероприятия, которые направлены на профилактику предупреждения преступности несовершеннолетних.

В Белгородской области, а также на территории Белгорода проводится ежегодная межведомственная комплексная профилактическая операция

«Подросток» в целях обеспечения координации действий органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в комплексном решении проблем негативных явлений в подростковой среде в период летних каникул, создания оптимальных условий для отдыха и оздоровления, самореализации в трудовой и досу-говой занятости детей и подростков, оказания всех видов помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, недопущения гибели и травматизма несовершеннолетних) .

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних правоохранительным органам и другим учреждениям, организациям, которые осуществляют профилактическую деятельность, необходимо оказывать воздействие и на их семьи, так как семейное неблагополучие во многих случаях влияет на антиобщественное поведение подростка. Для того чтобы профилактическая работа сотрудниками полиции в семье несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений, имела успех, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важный момент в индивидуальной профилактической работе: сотрудники полиции должны владеть современными методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах, а также с участием взрослых. Последнее обстоятельство требует от сотрудников полиции усиливать меры по выявлению взрослых лиц, которые вовлекают подростков в совершения преступлений.

Также особое место в предупреждении преступлений несовершеннолетних занимают воспитательные колонии, которые данную задачу предупреждения преступности решают посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних.

Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному ошибочному мнению, основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на понимание причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, его цель - попытаться избежать в дальнейшем криминализации личности и способствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества .

В любом случае эффективность деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних в значительной степени зависит от того,

насколько меры профилактики базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

Список литературы

1. Давыденко А.В. Уголовное наказание и предупреждение преступности несовершеннолетних // Консультант Плюс: справ. правовая система, 2011.

2. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Консультант Плюс: справ. правовая система, 2010.

3. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 17.01.2006 № 19.

4. О проведении ежегодной межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток» на территории города Белгорода» (вместе с «Положением о проведении ежегодной межведомственной комплексной профилактической операции "Подросток" на территории города Белгорода»): распоряжение администрации города Белгорода от 21.08.2014 № 1486.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

6. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15.10.2013 № 845.

7. Пегова Ю.А. Перспективы ювенальной юстиции в предупреждении преступлений несовершеннолетних // Следователь. - 2009. - № 11. - С. 44.

8. Щеглова А.Н. Особенности ранней профилактики преступности несовершеннолетних // Науч. портал МВД России. - 2009. - № 3. - С. 82.

Вопросам предупреждения преступности несовершеннолет­них посвящены минимальные стандартные правила ООН (1985 г.), касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные под названием «Пекинские правила», и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы (1990 г.), а также Правила ООН, касающиеся защиты несовер­шеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).

Среди множества российских законодательных актов необ­ходимо прежде всего сказать о Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних ».

Профилактика преступности несовершеннолетних -сис­тема социальных, правовых, педагогических и иных мер, на­правленных на выявление и устранение причин и условий, спо­собствующих безнадзорности, беспризорности, правонаруше­ниям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилак­тической работой с несовершеннолетними и семьями, находя­щимися в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, представляющая опасность для жизни несовершеннолетних, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, либо способствующая совершению правонарушения или иного ан­тиобщественного действия.

Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две особенности : 1) большая роль общественной системы про­филактики; 2) исключительно важное значение специальных мер (раннее предупреждение правонарушений).

Общественная система профилактики включает : а) приня­тие и исполнение законодательства о молодежи: б) решение семейных проблем; в) сокращение подростковой и молодеж­ной преступности; г) материальное обеспечение детского спорта; д) нравственно-духовную работу с подростками; е) усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические аномалии; ж) прекращение пропаганды культа насилия.

Основными направлениями совершенствования профилакти­ки преступности несовершеннолетних являются:

1)гуманизация превентивной практики, преобладание за­щитных мер над мерами наказаний;

2)введение ювенальной юстиции (специального правосудия для несовершеннолетних);

3)подготовка специальных кадров социальных работников, педагогов для работы с трудными подростками, профессиона­лизация работников специальных правоохранительных струк­тур;

4)усиление роли медико-психологической помощи и под­держки, а также коррекции отклоняющегося поведения подро­стков, реабилитация несовершеннолетних с различными фор­мами социальной дезадаптации;

5) признание семьи в качестве ведущего института социали­зации детей, осуществление социальных мер социально-право­вой, социально-педагогической и медико-психологической по­мощи, прежде всего семьям из группы риска;


6) строгое разграничение воспитательной и профилактиче­ской компетенции между государственными социальными служ­бами, правоохранительными органами, общественными объеди­нениями при их тесном взаимодействии и максимальном уча­стии в реализации государственной молодежной политики.

Таким образом, в программе борьбы с преступностью несо­вершеннолетних должно быть предусмотрено : разработка юве- нальной юстиции; нормативные документы, запрещающие пе­редачу коммерческим структурам помещений для обучения не­совершеннолетних; разработка и внедрение спецкурса по методике работы с детьми, входящими в группу риска; методи­ка выхода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи, употребление наркотиков, любовные неудачи).

Субъекты предупредительной деятельности представляют со­бой единую, связанную общностью целей и задач систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защи­те их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы управления здраво­охранением, органы опеки и попечительства, органы службы занятости, органы внутренних дел.

К сожалению, положение о комиссиях по делам несовер­шеннолетних не пересматривалось более 20 лет, и в современ­ных условиях оно явно устарело и трудно применимо.

Координацию действий осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительст­ве РФ. Впрочем, взаимодействие продолжается и на конкрет­ном, более низком уровне. Так, на практике действует приказ Минздрава России и МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи не­совершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».

Специализированные субъекты призваны целенаправленно противодействовать преступности несовершеннолетних.

Специализированными учреждениями для несовершенно­летних являются:

Социально-реабилитационные центры, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию;

Социальные приюты для детей, обеспечивающие времен­ное проживание и социальную реабилитацию нуждающимся в экстренной социальной помощи;

Центры помощи детям, оставшимся без попечения роди­телей;

Специальные учебно-воспитательные учреждения откры­того и закрытого типа органов управления образованием;

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

К другим органам и учреждениям, осуществляющим профи­лактику преступности несовершеннолетних, относятся:

Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма;

Уголовно-исполнительные инспекции;

Федеральные органы исполнительной власти.

Неспециализированными субъектами предупреждения преступ­ности несовершеннолетних являются: общественные и религи­озные организации, политические партии и движения, уличные домовые комитеты, товарищества собственников жилья и т. п. Главное направление деятельности таких субъектов - это орга­низация досуга несовершеннолетних. Например, религиозные организации активно создают воскресные школы.

Необходимо разумно сокращать формальные правила пове­дения и развивать позитивную инициативу у несовершеннолет­них, поскольку обилие жестких правил лишь увеличивает веро­ятность их нарушения и способствует эскалации насилия. Законодательством, например, предусматривается более 130 ви­дов преступлений, за которые несовершеннолетние могут нести уголовную ответственность. Из них подростками совершается примерно 23-25 составов преступлений.

Особую роль играют подразделения по делам несовершенно­летних органов внутренних дел. Их работа проводится по сле­дующим направлениям:

1)ограничение влияния негативных социальных факторов;

2)позитивное воздействие на причины и условия преступ­ности несовершеннолетних;

3)непосредственное воздействие на несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;

4) воздействие на группы антиобщественной направленно­сти.

В последнем случае методами воздействия на антиобщест­венные группы несовершеннолетних являются: расформирова­ние группы, изоляция группы, переориентация группы. Ре­шающее значение при этом принимает выявление взрослых участников группы и привлечение их к ответственности.

Органы внутренних дел организуют взаимодействие с госу­дарственными, общественными и иными организациями и уч­реждениями, проводят комплексные проверки, рейды и другие мероприятия.

Меры индивидуальной профилактики должны воздейст­вовать как на саму личность несовершеннолетнего правонару­шителя, так и на окружающую его среду. Индивидуальная профилактика включает : выявление потен­циально неустойчивых несовершеннолетних, изучение и устра­нение источников негативного влияния на них, включая преж­де всего семью, находящуюся в социально опасном положении, исследование возможностей создания благоприятной обстанов­ки, осуществление контроля, анализ полученных результатов и коррекцию методов и способов проведения работы по преду­преждению совершения преступлений. Особое внимание уде­ляется несовершеннолетним: ведущим антиобщественный об­раз жизни, входящим в группировки криминальной направлен­ности, вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ, осужденным условно или к наказаниям, не связанным с лише­нием свободы, освобожденным из мест лишения свободы.

В каждом конкретном случае индивидуальной профилактики должна предшествовать психолого-педагогическая экспертиза.

Прямое отношение к предупреждению имеет быстрое и ка­чественное расследование преступлений, совершенных несовер­шеннолетними, и соразмерное, справедливое наказание, пра­вильное в тактическом отношении применение мер пресечения на стадии расследования уголовного дела в отношении несо­вершеннолетнего.

Использовать наказание в виде лишения свободы следует в минимальной степени. При этом о каждом таком случае необ­ходимо широко оповещать несовершеннолетних, вовлеченных в антиобщественную деятельность, в целях их устрашения и удержания от совершения преступлений.

Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за профилактику преступности несо­вершеннолетних. Необходима ротация сотрудников, примене­ние современных обучающих методик.

Криминология. Избранные лекции Антонян Юрий Миранович

3. Предупреждение преступности несовершеннолетних

Среди мер борьбы с преступностью несовершеннолетних первоочередная – это улучшение социально-экономической обстановки в стране, которое скажется на положении семьи и семейном воспитании, открывая возможности оказания помощи и всесторонней поддержки семье. Если повысится уровень материального благосостояния населения, то, естественно, улучшится и социально-экономическое положение наиболее бедных слоев населения. Государство должно уделять особое внимание укреплению семьи, нейтрализации кризисных брачно-семейных процессов и в первую очередь внутрисемейных конфликтов, особенно возникающих из-за материальной необеспеченности.

Необходимо поощрять семейный уклад жизни и ослаблять внешние неблагоприятные влияния, в том числе связанные с экономическими трудностями. Это потребует укрепления места семьи в обществе и бесперебойного осуществления семейных функций как важнейшего способа социализации подрастающего поколения. В то же время должно быть расширено сотрудничество семьи со всеми институтами государства и общества. В данном случае имеется в виду не только и не столько помощь семье: нужно, чтобы родители зарабатывали больше, чтобы семья, так сказать, сама по себе развивалась и материально, и духовно. Но некоторым семьям необходима и прямая помощь, особенно тем, которые нуждаются в ней, хотя я отнюдь не сторонник раздачи бедным имущества. Раздавать деньги или имущество нужно только тем, кто не в состоянии сам работать по причине младости, старости или болезни либо попал в особые экстремальные условия, например вышел на свободу после длительного тюремного заключения. Остальные должны работать и сами зарабатывать. Но вот детям, конечно, нужно помогать, и в том объеме, в котором это требуется, но все зависит от повышения материального благосостояния нашего общества в целом.

Важны меры по совершенствованию школьного обучения и воспитания, а также профессионального образования. Многие преступления совершаются подростками, которые не работают и не учатся. Естественно, что они должны быть вовлечены в общественно полезную деятельность. Отсутствие обязательного среднего образования не означает, что подростки могут выталкиваться из школы или училища, должно выйти на первый план улучшение профессионального и школьного образования. В связи с этим хотелось бы сказать, что упреки в адрес школ, училищ и техникумов раздавались и раньше, это, в общем-то, дежурная проблема. Но новое, что сейчас появилось, вселяет определенное беспокойство, о чем уже говорилось. Понятно, что далеко не все люди обладают равными способности. Одни могут продолжать учиться после школы, другим лучше начать работать. Но все-таки представляется, что подобный дифференцированный подход к обучению в школе или училище ни в коем случае не должен унижать достоинство подростка. При этом следует помнить, что для него престиж профессии гораздо важнее, чем для взрослого, даже если последнему нужно прокормить семью. Поэтому молодого человека надо обучать такой профессии, которая ему не просто пригодится потом в жизни, но и он не пожалеет о том, что получил именно эту профессию, а не какую-нибудь другую.

Одаренных детей необходимо поощрять, поскольку они – достояние нашей страны, но это следует делать так, чтобы не унижать человеческое достоинство других детей и не отбивать у них охоту учиться. Вообще для нашего общества весьма актуальна проблема утверждения уважительного отношения к детям и подросткам. Эта проблема досталась нам от тоталитарных времен и крайне болезненно проявляется, например, в том, что мы называем дедовщиной в армии. Это пережиток традиционного общества, извращений, отголосок древнейших обрядов инициации – посвящения во взрослые. Уважение к личности подростка должно лежать в основе профилактики преступности несовершеннолетних.

Еще одна группа мер профилактики преступности несовершеннолетних связана с активизацией работы общественных организаций и церкви. Сегодня общественные организации в России действуют в совсем других условиях, чем раньше. Значительно изменились требования к законности проведения профилактических мероприятий. Охрана прав личности приобрела первостепенное значение. Я, наверно, повторяю прописную истину. Но тем ни менее должен сказать, что по настоящему профилактика преступности несовершеннолетних, как и любая другая, возможна только при строжайшем соблюдении прав человека. А это очень трудно, особенно если вспомнить, что в советское время права подростков, в общем, практически не учитывались.

Следует иметь в виду, что подросткам даны очень большие права, и их всегда надо спрашивать, знакомы ли они с этими правами, находятся ли их пожелания или намерения в рамках закона. В новых социальных условиях должна быть перестроена работа общественных организаций, разумеется, не без ведома и сотрудников правоохранительных органов, особенно милиции.

Отдельно о церкви. Я не отношу себя к тем, кто полагает, что религиозное воспитание равнозначно нравственному. Хотя, конечно, известно, что религия сыграла исключительную роль в формировании нравственности. Изначально она сформировала у людей чувство вины, которое является первым шагом к формированию нравственности, поскольку вызывает у человека сомнения в правомерности его поступков. И тем не менее есть основания полагать, что в современном обществе, как и ранее, на церковь нельзя возлагать все надежды по предупреждению аморального, и тем более уголовно-наказуемого, поведения. Именем бога совершались и совершаются самые гнусные и кровавые преступления. В священных текстах любой религии, например в Коране и Библии, можно найти утверждения, призывающие и к насилию, и к добру и любви. И Христос, и Аллах нередко совершали кровавые и несправедливые деяния. Поэтому не следует возлагать надежды по воспитанию подростков только на религию и церковь, хотя она может многое здесь сделать, особенно для подростков-девочек, потому что женская психология в большей степени подвержена влиянию веры в бога.

Обеспечение разумного досуга подростков – весьма важный аспект работы по их моральному воспитанию. В определенной мере эта проблема смыкается с проблемой активизации работы общественных организаций и церкви. Мы прекрасно знаем, что большая часть свободного времени подростков уходит впустую. Грубо говоря, они просто бездельничают. Разумный подход заключается в том, чтобы подростки проводили время как хотят, но чтобы их досуг не граничил с совершением правонарушений и аморальных поступков. Для этого его надо наполнить разумным содержанием: спорт, художественное творчество, самодеятельность и т. д. Столь же важно осуществлять ненавязчивый и тактичный общественный контроль за досугом молодежи. Разумеется, это трудно, особенно в условиях крупных городов, таких мегаполисов как Москва. Крайне сложно проследить за действиями мальчишки или девчонки 16–17 лет, если он сел на электричку в Мытищах и через 20–25 мин оказался в Москве. Но тем не менее контроль за досугом подростков необходим.

Неотвратимость наказания как мера профилактики правонарушений несовершеннолетних не праздный вопрос. И раньше, и сейчас у нас стране и в других странах, прежде чем посадить постоянно совершающего правонарушения подростка в тюрьму, его многократно пытаются убедить в необходимости не совершать подобных действий. Нередко подросткам назначают условное наказание с отсрочкой исполнения. Их досрочно освобождают из мест лишения свободы, но, как ни печально, многие из них воспринимают это снисходительность, как признание, что ничего особенного они не совершили, и чуть ли ни как прощение и даже поощрение. При освобождении из мест лишения свободы зачастую имеют место грубые ошибки, например преступников освобождают от наказания только потому, что они в период его отбывания не нарушали режим. Так, Х. 16 лет был осужден на 10 лет лишения свободы за изнасилование и убийство пятерых пожилых женщин, причем четверых он убил на кладбищах, куда они приходили на могилы своих близких. По прошествии семи лет Х. был условно-досрочно освобожден. Через три месяца после освобождения он вновь стал насиловать и убивать пожилых женщин, причем опять на кладбищах. Судебно-психиатрическая экспертиза обнаружила у него шизофрению, он был признан невменяемым. Таким образом, в отношении Х. была допущена грубая ошибка: несмотря на всю необычность его преступных и крайне опасных действий, он при освобождении не был освидетельствован психиатрами. На свободу вышел человек, которого следовало держать в строгой изоляции.

Здесь необходимо сказать и о другом. Многие подростки, побывавшие в местах лишения свободы, становятся «героями» в глазах ближайшего окружения. И даже просто посидевшие на скамье подсудимых тоже считают себя выдающимися людьми. И этот героизм надо развенчивать всегда и везде. Однажды, когда я еще преподавал в академии МВД, один бывший начальник колонии рассказал на семинаре, что освобождаемых из его колонии подростков провожали с цветами. А вот это чревато, поскольку они могут утвердиться в правильности содеянного ими и никогда не исправятся.

В воспитательных колониях, где отбывают наказание подростки, еще не сложилась действенная система исправления, при которой во избежание преступлений выявляют причины их совершения. Ведь это самое главное. Административный надзор в наше время фактически не осуществляется, поднадзорных контролируют от случая к случаю. В общем, они предоставлены сами себе, и последствия такого отношения к ним часто бывают самыми печальными.

Особого внимания заслуживают сироты и дети тех, кто лишен родительских прав. Здесь можно выделить несколько проблем, в том числе: постоянный надзор и контроль за такими подростками, шефство над ними; создание в учреждениях, где они живут, максимально теплой эмоциональной обстановки; оказание им медицинской, если нужно, психотерапевтической и психиатрической помощи; обеспечение образования и профессии; ограждение от антиобщественного влияния преступников; предупреждение побегов и бродяжничества.

В последние годы в России возникла относительно новая проблема – широкомасштабная детская беспризорность. Несмотря на принимаемые меры, вокзалы и рынки крупных городов остаются пристанищем тысяч беспризорников. При таком образе жизни эти дети и подростки обречены на негативные изменения психики, остановку в культурном и интеллектуальном развитии, утрату имеющихся знаний и навыков, дальнейшее отчуждение от позитивных социальных групп, в первую очередь от семьи и школы и их ценностей. Такие несовершеннолетние уже не стремятся к возвращению в семью, а формируют замкнутые сообщества, нацеленные на выживание в экстремальных социальных условиях. Ценой этого является их вовлечение в совершение преступлений, алкоголизация и наркотизация. В крупных городах проблема стоит особенно остро. Москве принадлежит печальный рекорд по количеству беспризорников, большая часть которых приезжает в столицу из других регионов.

Основная мера профилактики беспризорности – укрепление семьи и оздоровление ее нравственно-психологической обстановки, потому что дети бегут от психотравмирующих семейных условий, от семейных конфликтов, от нелюбящих и непонимающих родителей, от их жестокости или равнодушия. Однако необходимо учитывать, что некоторые семьи, особенно неполные, просто не способны обеспечить подростку необходимые условия. Кроме того, часто бегут из семьи и подростки, страдающие расстройствами психической деятельности и столь неадекватным способом реагирующие даже на мелкие семейные конфликты или школьные неудачи.

Важной задачей является учет беспризорных детей и подростков, сбор как можно более подробных сведений об их здоровье, и в том числе психическом, и здоровье их родственников. Такие сведения могут оказаться вопросом жизни и смерти для тех, кто серьезно болен. Сейчас учет беспризорников ведется только в регионах, да и то не во всех, а должен быть централизованным, не распыленным в органах внутренних дел, здравоохранения или социального обеспечения.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 5. 35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних

Из книги Криминология. Избранные лекции автора Антонян Юрий Миранович

Глава VI. Предупреждение преступности 1. Понятие предупреждения преступности Предупреждение преступности – это прежде всего воздействие на ее причины, выявление преступников и предупредительные меры, направленные на их исправление. Мы должны исходить из того, что

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних Прежде всего надо пояснить, что представляет собой особенная часть криминологии. В отличие от общей части, содержащей методологические основы науки криминологии и посвященной общим проблемам преступности,

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

2. Причины преступности несовершеннолетних Причины преступности несовершеннолетних являются составной частью общих причин преступности в стране, при этом надо учитывать, что сама преступность несовершеннолетних активно способствует преступности в целом, о чем

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 2. Общая часть: Учение о наказании автора Коллектив авторов

3. Предупреждение рецидивной преступности Прежде всего, необходимо заметить, что успехи в борьбе с рецидивной преступностью зависят от того, насколько успешно мы будем бороться с преступностью в целом, с преступностью несовершеннолетних, с пьянством, алкоголизмом,

Из книги автора

3. Предупреждение насильственной преступности Основой предупреждения насильственной преступности является решение глобальных экономических, социальных, политических, нравственных, правовых и прочих проблем, в первую очередь, конечно, тех, которые непосредственно

Из книги автора

3. Предупреждение корыстной преступности В последние годы несмотря на все неблагоприятные тенденции все-таки наметилась некоторая стабильность в экономике и экономической политике, что не может не сказаться на состоянии и результатах борьбы с корыстной преступностью.

Из книги автора

3. Предупреждение коррупционной преступности До сих пор борьба с коррупцией в России носит бессистемный характер, чувствуется отсутствие продуманной программы борьбы с этим злом. Поэтому нет ясных представлений о наиболее перспективных направлениях предупредительной

Из книги автора

3. Предупреждение сексуальной преступности Предупреждение половых преступлений по сравнению с предупреждением преступлений других видов отличается существенной спецификой и повышенной трудностью. Обуславливается это прежде всего тем, что причины половых

Из книги автора

3. Предупреждение организованной преступности Стратегические направления борьбы с организованной преступностью на уровне ООН в первый раз были сформулированы на VIII Конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.). После этого

Из книги автора

3. Предупреждение женской преступности Проблемы предупреждения женской преступности должны решаться в рамках борьбы с преступностью в целом. Обязательной предпосылкой успешности специальных мер (программ) по предупреждению женской преступности является достижение

Из книги автора

2. Причины и предупреждение преступности в местах лишения свободы Причины преступности осужденных в местах лишения свободы связаны прежде всего с природой такого уголовного наказания, как лишение свободы, принудительным помещением в однополые коллективы самых

Из книги автора

3. Предупреждение преступности военнослужащих Применительно к преступности военнослужащих теория предупреждения обладает определенными особенностями, поскольку: личность преступника-военнослужащего существенно отличается от личности обычного преступника;

Из книги автора

Из книги автора

102. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В задачи органов прокуратуры входит надзор за безусловным соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, являющихся объектами

Из книги автора

§ 1. Развитие законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних и характеристика преступности несовершеннолетних Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних предусматривались еще российским уголовным законодательством XIX в. В Уложении

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УДК 343.137.5:343.8

А. И. Бельский, Р. С. Ягодин, П. А. Волков

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и работников правоохранительных органов по многим причинам. Главное - это то, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

The minors" criminality traditionally draws scientific and practical law enforcement officers" attention for many reasons. The main thing is that the persons committing illegal actions at early age after, as a rule, much more difficultly are given in to correction and as a result they constitute the basic reserve for adult and recidivist"s criminality.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, предупреждение преступлений совершаемыми несовершеннолетними, профилактика преступности несовершеннолетних.

Key words: minors" criminality, prevention of crimes committed by minors, prevention of minors" criminality.

В условиях многих перемен устоявшихся сфер общественной жизни, развития демократии и гласности, построения правового государства особую актуальность сохраняют вопросы укрепления законности и правопорядка, неукоснительного обеспечения прав и законных интересов граждан, реализации принципа социальной справедливости. В этой связи преступность несовершеннолетних становится определенной составляющей, отображающей социальное настроение граждан, совершенство законодательных инициатив и проводимой перспективной политики государства. Участие государства в жизни молодежи есть основная цель государственной политики, которая направлена в сторону развития в ней социальной составляющей, в частности в области укрепления семьи, материнства и детства, молодежной политики и т. д.

© Бельский А. И., Ягодин Р. С., Волков П. А., 2016

Уголовный кодекс Российской Федерации закрепил особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установил возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу. Все это делает не только возможным, но и необходимым криминологическое изучение преступности несовершеннолетних, ее основных характеристик, причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами в возрасте от 14 до 18 лет включительно, разработку мер по их предупреждению.

Статистический анализ современной преступности несовершеннолетних в России позволяет выделить и обобщить причины подростковой преступности: это, как правило, негативные процессы в жизни подростка. Несовершеннолетними (а также при их участии) совершено каждое десятое преступление. В качестве одной из тенденций, характеризующей состояние преступности среди несовершеннолетних на современном этапе, следует назвать рост корыстно-насильственных преступлений, которые представляют собой повышенную общественную опасность.

В России динамику и структуру преступности наряду с традиционными причинами и условиями продолжают определять негативные обстоятельства, следующие из трудностей сегодняшнего социального и экономического развития. Материальные потребности стали главными в жизни современного общества, а материально-экономические ценности, в том числе образованность, культура, оказались отодвинутыми на задний план. В последнее время стал виден увеличивающийся с каждым годом разрыв между людьми бедными и «новыми русскими» - очень состоятельными людьми .

В основе профилактической деятельности в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лежат основные принципы, характерные для предупреждения преступности в целом. Однако наряду с этим следует отметить, что в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, которые имеют свои отличия от возрастных правонарушителей, а также совершенствования ими преступлений и административных правонарушений.

Необходимо обратить внимание, что в предупреждении преступности несовершеннолетних участвует несколько субъектов, представляющих собой особую единую систему, которая связывает общие цели и задачи. И одно из главных мест в этой системе отводится органам внутренних дел.

Многообразие социальных мер профилактики преступности предполагает перевоспитание несовершеннолетних через формирование нравственных качеств и моральных взглядов, правовое воспитание, разъяснение смысла и назначения российских законов, привитие уважения к

закону, государству, правоохранительным органам, морально-этическим устоям, выработку привычки соблюдать закон, воспитание убежденности в необходимости и целесообразности следовать нормам права .

Среди вопросов организационного характера необходимо решить и проблему подготовки кадров, специализирующихся на работе с подростками, знающих особенности психологии и физиологии детского и подросткового возраста, умеющих применять педагогические знания при защите прав и законных интересов ребенка при осуществлении мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних; изыскания новых, более эффективных форм взаимодействия с населением и использования его профилактических возможностей; обеспечения подростков различными средствами защиты. Необходимо выделение в учебных заведениях МВД России специализации, предусматривающей изучение психологических и возрастных особенностей подростков и специфику работы с ними .

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности несовершеннолетних можно разделить на два основных направления -общую и индивидуальную профилактику.

К основным направлениям в предупреждении преступности несовершеннолетних можно отнести следующие мероприятия:

Ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

Воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

Непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

Воздействие на группы с антиобщественной направленностью, которые подвергают предупредительному воздействию несовершеннолетних.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел направляют свои усилия на выявление причин и условий, которые способствуют совершению преступлений, а также на их устранение. В этих целях осуществляется взаимодействие с другими государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, которые принимают непосредственное участие в предупредительной деятельности, проводят ряд профилактических мероприятий.

Большое значение в практической деятельности органов внутренних дел имеет воздействие на личность несовершеннолетнего преступника, и такая работа проводится в рамках индивидуальной профилактики.

К основным элементам индивидуальной профилактики системы предупредительного воздействия можно отметить следующие: изучение несовершеннолетних, которые способны совершить преступления; определение основных профилактических мер и мероприятий, которые могли бы выполнить задачи и цели предупреждения преступлений несовершеннолетних.

Одной из основных целей индивидуальной профилактики является исправление и перевоспитание подростка. В этой связи сотрудникам полиции необходимо решать следующие задачи:

Выявлять несовершеннолетних, которые могут совершить преступления;

Изучать личность несовершеннолетних;

Определять и устранять источники отрицательного влияния на них;

Исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем, чтобы не допустить реализации преступных намерений;

Осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;

Периодически анализировать полученные результаты и вносят соответствующие коррективы в свою профилактическую работу.

Следует отметить, что в настоящее время, преступления, совершаемые несовершеннолетними, все чаще совершаются в вечернее и ночное время, когда они распивают спиртные напитки, употребляют психотропные и наркотические средства. В связи с этим регионам России следует активно внедрять передовой опыт субъектов Российской Федерации, принявших законы, запрещающие нахождение несовершеннолетних в ночное время в определенных местах.

Необходимо обозначить, что сотрудникам органов внутренних дел в целях профилактики следует выявлять и ставить на учет тех несовершеннолетних, которые способны к совершению преступлений: ведущих антиобщественный образ жизни; группирующихся на антиобщественной основе; вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ; осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора; освобожденных из воспитательных колоний.

Следует отметить, что личность несовершеннолетнего преступника формируется не сразу, это довольно сложный процесс, который охватывает деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка. В процессе предупреждения преступлений и административных правонарушений возникает необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях

могут детерминировать преступное поведение. Все эти вопросы могут быть прояснены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный путь решения данной проблемы - создание психолого-педагогических центров, что позволит, с одной стороны, обеспечить психолого-педагогическую диагностику личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а с другой стороны, даст работникам полиции конкретные рекомендации по проведению профилактической работы с такими подростками.

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, тяготеющего к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел и другими субъектами профилактики, а также вовлечение подростков в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера, которые могут значительно повлиять на их подсознание и формирование здорового мышления.

Профилактика преступности несовершеннолетних состоит из комплекса таких общегосударственных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им. На общесоциальном уровне большое значение в профилактике насильственных преступлений, совершенных группами несовершеннолетних, имеет прекращение средствами массовой информации пропаганды культа насилия . Огромное значение имеют молодежный досуг и занятия спортом, которые в настоящее время по разным причинам для большей части несовершеннолетних стали недоступными, и таким образом, они выброшены на улицу без контроля, в результате подростки попадают под влияние профессиональных преступников. Поэтому сотрудники органов внутренних дел должны проводить профилактические мероприятия, которые направлены на профилактику предупреждения преступности несовершеннолетних.

В Белгородской области, а также на территории Белгорода проводится ежегодная межведомственная комплексная профилактическая операция

«Подросток» в целях обеспечения координации действий органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в комплексном решении проблем негативных явлений в подростковой среде в период летних каникул, создания оптимальных условий для отдыха и оздоровления, самореализации в трудовой и досу-говой занятости детей и подростков, оказания всех видов помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, недопущения гибели и травматизма несовершеннолетних) .

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних правоохранительным органам и другим учреждениям, организациям, которые осуществляют профилактическую деятельность, необходимо оказывать воздействие и на их семьи, так как семейное неблагополучие во многих случаях влияет на антиобщественное поведение подростка. Для того чтобы профилактическая работа сотрудниками полиции в семье несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений, имела успех, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важный момент в индивидуальной профилактической работе: сотрудники полиции должны владеть современными методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах, а также с участием взрослых. Последнее обстоятельство требует от сотрудников полиции усиливать меры по выявлению взрослых лиц, которые вовлекают подростков в совершения преступлений.

Также особое место в предупреждении преступлений несовершеннолетних занимают воспитательные колонии, которые данную задачу предупреждения преступности решают посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних.

Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному ошибочному мнению, основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на понимание причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, его цель - попытаться избежать в дальнейшем криминализации личности и способствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества .

В любом случае эффективность деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних в значительной степени зависит от того,

насколько меры профилактики базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.

Список литературы

1. Давыденко А.В. Уголовное наказание и предупреждение преступности несовершеннолетних // Консультант Плюс: справ. правовая система, 2011.

2. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Консультант Плюс: справ. правовая система, 2010.

3. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 17.01.2006 № 19.

4. О проведении ежегодной межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток» на территории города Белгорода» (вместе с «Положением о проведении ежегодной межведомственной комплексной профилактической операции "Подросток" на территории города Белгорода»): распоряжение администрации города Белгорода от 21.08.2014 № 1486.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

6. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15.10.2013 № 845.

7. Пегова Ю.А. Перспективы ювенальной юстиции в предупреждении преступлений несовершеннолетних // Следователь. - 2009. - № 11. - С. 44.

8. Щеглова А.Н. Особенности ранней профилактики преступности несовершеннолетних // Науч. портал МВД России. - 2009. - № 3. - С. 82.


Система профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в течение последних лет функционировала достаточно успешно, несмотря на трудности переходного периода. Однако существуют объективные причины снижения профилактического воздействия и борьбы с подростковой преступностью.

Это связано с:

  • преждевременным свертыванием ряда профилактических программ без создания новых;
  • возрастающим несоответствием ее потребностей правовому и ресурсному обеспечению;
  • трудностями использования требуемых алгоритмов деятельности в условиях социальной нестабильности.

Система профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества.

Профилактика преступности должна включать обязательные компоненты:

  • сочетание государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;
  • сочетание четырех задач (воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение);
  • специализацию информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;
  • распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, широких прав органов местного самоуправления;
  • распределение функций между отдельными участниками профилактической деятельности с тем, чтобы исключить дублирование, попытки делать «все за всех»;
  • определением сферы применения мер воспитания, обеспечение нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;
  • переход в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных мер воздействия к правовым, обеспечение достаточности и своевременности этих мер. В основе системы профилактики должны быть законность, справедливость, демократизм (в том числе контроль общественности за профилактической деятельностью правоохранительных органов, а не только помощь в ней), взаимодействие на уровне страны, субъекта Федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.

Такая характеристика системы профилактики преступности и Преступлений несовершеннолетних в некоторой степени расходится с ее реальной картиной, но фиксирует оптимальную модель, на реализацию которой должны направляться усилия науки и практики. Именно в этом заключается функция криминологии по научному обеспечению борьбы с преступностью. И именно невостребованность многих научных рекомендаций, а не их отсутствие в значительной степени объясняет трудности борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Общесоциальный уровень профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних можно определить как комплекс крупномасштабных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга (в том числе в рамках определенного контингента, территории ит. д.). Цель таких мероприятий -ориентация на устранение, нейтрализацию тех недостатков в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления и способствуют им в среде подрастающего поколения.

Кроме того, они являются в определенном смысле базой для специальной профилактики, расширяя ее возможности. Например, мероприятия по социальной помощи семьям с низкой педагогической культурой и недостаточным материальным уровнем; мероприятия социальной защиты и помощи детям и подросткам из так называемых групп риска. К этому же уровню относится организация педагогического и правового всеобуча, имеющего прямые выходы на целенаправленную профилактику.

Участники (субъекты) профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних:

  • органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
  • институты социального воспитания - семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику искаженной позиции личности детей и подростков, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;
  • органы социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой защиты, оказывающие помощь детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях, в том числе в зоне интенсивных негативных влияний, либо попавшим в экстремальные неблагоприятные обстоятельства;
  • правоохранительные органы в целом и их специализированные подразделения и службы.

Обеспечение эффективного участия семьи в профилактике правонарушений связано с целенаправленной помощью семьям, воспитывающим детей в условиях ниже прожиточного минимума, при отсутствии одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защитой семей от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены места работы.

В условиях, когда многие семьи растерялись, потеряли четкие представления о месте и задачах семьи в воспитании детей, необходимо помочь взрослым получить знания о правах и обязанностях в этой сфере, о способах их реализации. Семья должна получать помощь от государственных органов, органов местного самоуправления и общественности в случаях, когда надо защитить права детей или пресечь негативное на них влияние.

Семья должна осознавать себя (и это одна из главных задач педагогического и правового всеобуча) полноправным субъектом взаимодействия с государственными и общественными институтами социального воспитания, субъектом контроля за их деятельностью.

Профилактический аспект современных мероприятий по совершенствованию деятельности образовательных учреждений во многом связан с предложениями по восстановлению роли школы в жизни детей и подростков. Это должно происходить на основе педагогики диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей, качественного повышения квалификации, культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них материальных условий и психологической атмосферы, которые стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения.

Непосредственно профилактическую направленность имеют (хотя и не сводятся к ней, а являются более социально масштабными) положения законодательства об образовании. Речь идет о контроле за исключением учащихся и другими случаями досрочного ухода из образовательного учреждения; о специальных коррекционных учреждениях для лечения, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков с отклонениями в развитии, а также с правонарушающим или иным устойчивым антиобщественным поведением.

Очень важными направлениями (хотя и частными) профилактической деятельности образовательных учреждений являются комплексные меры, предупреждающие развитие жестокости у детей и подростков или устранение ее начальных проявлений; аналогичные меры профилактики развития корысти, эгоцентризма, вызывающего пренебрежительное отношение к общественным нормам поведения.

Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебы, и их трудовой адаптации также имеет профилактическое значение. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение приоритета в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения наставничества. Необходимо сохранить в документах, определяющих перспективы социального развития трудового коллектива, разделов, посвященных адаптации несовершеннолетних и молодых рабочих и служащих, профилактику криминогенных влияний и правонарушений в их среде.

На общесоциальном и специальном уровнях в систему участников профилактики входят учреждения, организующие досуг несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении детей и подростков из неблагополучных семей, других групп риска. В настоящее время наиболее актуальны мероприятия, которые должны приостановить сокращение сети клубных (культурно-воспитательных, спортивных) учреждений для несовершеннолетних и молодежи.

С учетом того, что места формирования группировок и банд несовершеннолетних по месту жительства - это микрорайоны с особо низким уровнем культуры и возможностей досуга молодежи, перечисленные выше мероприятия еще более актуализируются в качестве социальной основы профилактики.

Интенсивное развитие в системе участников профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях получает служба социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Эта служба, будучи составной частью (подсистемой) системы социального обслуживания страны, республик, областей, городов, районов и т. д., имеет и автономные задачи, структуру, информационно-методическое, ресурсное, правовое обеспечение.

В 1991-1992 гг. была разработана новая концепция социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Ее организационные центры и система функционирования переносятся на места; предусмотрены подготовка специализированных кадров, ресурсное обеспечение, четкое разграничение компетенции с правоохранительными органами и вместе с тем взаимодействие в «пограничных» ситуациях и преемственность. Служба строится как комплексная, охватывающая социальные, психологические, педагогические, медицинские и правовые аспекты.

Она должна охранять и защищать права семьи и несовершеннолетних; оказывать содействие семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовершеннолетних; помогать семьям и несовершеннолетним из групп риска, а равно детям и подросткам, оставшимся без родителей или ставшим жертвами преступлений; проводить реадаптацию несовершеннолетних, утративших нормальный социальный статус или нуждающихся в помощи в связи с применением к ним мер правового воздействия.

В структуру службы включаются подразделения по оказанию неотложной помощи (телефоны доверия, кабинеты анонимного приема, дома-убежища и т. д.); диагностики и оказания длительной социальной, психологической, медицинской поддержки и помощи; правовой защиты семьи и несовершеннолетних.

Согласно закону «Об основах социального обслуживания» одним из приоритетных направлений деятельности социальной службы является помощь, поддержка, защита несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанной с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье, отсутствием постоянного места жительства.

В этой связи в перечне учреждений социального обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты, детские дома-интернаты для детей с физическими и умственными недостатками и т. д. Сеть этих учреждений в последние годы заметно расширяется в соответствии с законодательством субъектов Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления на основе единых государственных стандартов, утверждаемых Правительством РФ.

Предстоит дальнейшее развитие законодательной базы социальной защиты семьи и несовершеннолетних в соответствии с Конституцией РФ; вводится специальность «социальный работник» с подготовкой в зависимости от профиля на базе педагогических, психологических, медицинских, правовых учебных заведений.

В последние годы актуализировались проблемы, связанные с участием в профилактике добровольных фондов, религиозных организаций, общественных объединений и движений. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, поддержка и помощь детям из групп риска в значительной степени может происходить (включая подготовку и оплату кадров социальных работников) на базе этих организаций и объединений.

Требуют правового регулирования теоретические и практические проблемы сохранения в новых условиях таких положительно зарекомендовавших себя субъектов профилактики, как общественные воспитатели, специализированные формирования общественности по месту жительства и т. д., либо создания новых субъектов, которые приняли бы на себя аналогичные функции.

Профилактика преступности и преступлений несовершеннолетних как непрерывно действующая система имеет следующие основные этапы:

  • ранняя профилактика оздоровляет среду и помогает несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц;
  • непосредственная профилактика не допускает переход на преступный путь и обеспечивает исправление лиц со значительной уже степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера;
  • профилактика предпреступного поведения не допускает переход на преступный путь и создает условие для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем;
  • профилактика рецидива предупреждает рецидив подростков, ранее совершивших преступления.

Меры раннего предупреждения содержат:

  • предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи, поддержки, защиты в различных формах, своевременных для их восстановления;
  • устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних (в том числе компенсация «теневых сторон» некоторых социальных явлений и процессов);
  • целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий (оздоровление) среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп (контингентов).

К числу мер ранней профилактики относятся: вовлечение родителей в педагогический всеобуч, устройство детей в интернат, группу продленного дня, назначение шефа; материальная помощь из средств социальной службы; беседы о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на лечение и т. д.

Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия для создания нормальной обстановки, осуществляют органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными учреждениями и общественными объединениями. При невыполнении родителями воспитательных обязанностей к ним могут быть приняты меры разъяснения, общественного, семейно-правового, административно-правового, уголовно-правового воздействия.

В отношении злостных нарушителей родительских обязанностей можно ходатайствовать в суд об ограничении их дееспособности, изъятии детей или о лишении родительских прав. Суд вправе выселять лиц, создающих невозможные условия для совместного проживания с детьми. Взрослые, пытающиеся вовлечь несовершеннолетних в преступления, иные формы антиобщественного поведения, привлекаются к уголовной ответственности.

Раннее предупреждение преступлений несовершеннолетних проводится и при помощи некоторых запретительных и ограничительных мер (например, запрет порнографических фильмов и печатных произведений, продажи алкогольных напитков детям и подросткам), а также при помощи правовой и педагогической пропаганды.

Меры непосредственного предупреждения необходимы, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данной ступени также происходит нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости и меры правового характера.

Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел и специализированные формирования общественности выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные подростки нарушают общественный порядок, совершают мелкие кражи, принимают участие в попойках, азартных играх и т. д. И конечно, ведут работу по исправлению самих несовершеннолетних нарушителей. Привлекаются к ответственности (административной, уголовной и др.) лица, оказывающие на этих несовершеннолетних отрицательное влияние.

К общественной, семейно-правовой, гражданско-правовой (возмещение ущерба), административной ответственности могут быть привлечены и родители либо лица, их заменяющие, если будет установлена их вина в безнадзорности.

Меры устройства и воздействия сочетаются с мерами социальной помощи. В том числе выявляются несовершеннолетние, оставившие учебу и не работающие, а также устраняются причины, по которым они находились без определенных занятий. Обеспечивается возврат в семью, либо устройство в интернатное учреждение несовершеннолетних, которые бежали из дома из-за ссор с родителями, в поисках приключений и т. д. и стали беспризорными (ежегодно эти меры применяются к 100-150 тыс. детей и подростков).

Следующий этап профилактики включает специальные меры в отношении несовершеннолетних, которые находятся на грани совершения преступления. В принципе, здесь используются те же меры, что и во второй группе, но реализуются они в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями, времяпрепровождением подростка; интенсивного воздействия на источники отрицательного влияния. Эти меры неотложны и призваны удержать от перехода на преступный путь, после чего возобновляется решение задач предшествующей ступени.

Меры предупреждения рецидива включают:

  • деятельность специализированных подразделений по делам несовершеннолетних, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними (например, внесение представлений, частных определений); использование воспитательно-профилактического воздействия самого судопроизводства;
  • своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков;
  • правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы либо осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, и контроль за их поведением. В этих целях работа ведется сотрудниками мест лишения свободы, работниками органов внутренних дел, общественными воспитателями; организуются проверки прокуратурой и органами социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним, принимаются меры оздоровления среды и т. д.

Надо отметить значительное расширение правовой базы и основанных на ней возможностей профилактики преступлений несовершеннолетних в связи с принятием Уголовного кодекса РФ в 1996 г. Глава 20 Кодекса «Преступления против семьи и несовершеннолетних» в соответствии с международно-правовыми обязательствами России усилила уголовно-правовую защиту интересов правильного воспитания подрастающего поколения. Повышена ответственность за вовлечение в преступления и иные антиобщественные действия лиц, на которых возложены воспитательные обязанности.

Вовлечение несовершеннолетних в преступную группу закон рассматривает как деяние, совершенное при квалифицирующих обстоятельствах. Строгие наказания предусмотрены за торговлю несовершеннолетними, особенно для использования в преступных или иных противоправных целях. Впервые установлена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением.

Преступность несовершеннолетних, ее причины и меры предупреждения должны рассматриваться во взаимосвязи с преступностью лиц молодого возраста (от 18 до 25 или 29 лет). Во многом соответствующие им характеристики совпадают или бывают сходными. Особенности психологии несовершеннолетних в той или иной степени продолжают проявляться в течение нескольких лет и после достижения лицом совершеннолетия. Отсюда относительная распространенность «смешанных» преступлений, в которых участвуют и несовершеннолетние, и люди молодого возраста.

Молодые люди составляют более значительную долю как в преступности в целом, так и в отдельных видах преступлений по сравнению с несовершеннолетними. В расчете на один возрастной год доля участия в преступности 18-25-летних лиц почти в 1,5 раза превышает долю 26-29-летних и почти в два раза - долю 14-17-летних лиц. Такое распределение совершающих преступления по возрастному признаку соответствует их статусу, условиям жизнедеятельности, личностным особенностям.

При анализе криминологической характеристики преступности молодежи и сравнении ее с преступностью несовершеннолетних надо отметить, что:

  • распределение тяжких и иных преступлений в структуре преступности молодежи сходно с распределением соответствующих показателей преступности несовершеннолетних;
  • как и в преступности несовершеннолетних, в молодежной преступности преобладают кражи, грабежи, хулиганство (до 60% всех преступлений), но доля тяжких преступлений выше и интенсивно распространяются организованные формы совершения преступлений;
  • при сравнении данных о зарегистрированной преступности несовершеннолетних и молодежи надо учитывать, что период несовершеннолетия охватывает четыре возраста (14-17 лет), а период 18-29 лет - двенадцать возрастов;
  • более высокий показатель доли зарегистрированной преступности молодежи во всей преступности по отдельным видам, нежели доля преступности несовершеннолетних (например, в изнасилованиях, хулиганстве, разбоях и т. д.);
  • доля преступности молодежи во всей зарегистрированной преступности уменьшилась за последние годы незначительно.

Для групповой преступности молодежи существенно то, что доля смешанных групп (с участием подростков и лиц молодого возраста) все время увеличивается, а значит, увеличивается активизирующее влияние молодых преступников на преступность несовершеннолетних.

Культурно-образовательная характеристика лиц молодого возраста, совершающих преступления, и несовершеннолетних преступников сходна. Еще более выражена общность в отставании образовательного уровня: по выборочным данным, более половины из них не имеют среднего образования, тогда как по возрасту должны были его иметь.

А те, кто формально его получили, чаще всего учились плохо и не стремились к получению знаний. Соответственно низок и их культурный уровень. Таким образом, криминогенное действие отсева из школ, отставания в учебе, второгодничества, как и формализма в учебной и культурно-воспитательной работе образовательных учреждений, сказывается и на преступности лиц молодого возраста.

Среди преступников в возрасте от 18 до 24 лет преобладает доля работающих и уменьшается доля учащихся по сравнению со структурой преступности несовершеннолетних. В структуре преступности лиц в возрасте 18-29 лет растет доля студентов, как и доля лиц, не учившихся и не работавших. Среди лиц, не учившихся и не работавших к моменту совершения преступления, каждый третий был уволен за нарушение дисциплины и каждый второй злоупотреблял спиртными напитками.

Причины и условия преступности лиц молодого возраста во многом связаны с явлениями и процессами, детерминирующими преступность несовершеннолетних. Мотивация преступлений лиц молодого возраста более отягощенная по сравнению с несовершеннолетними. Например, возрастает доля убийств, совершенных в пьяной ссоре, драке из хулиганских побуждений.

По сравнению с преступлениями несовершеннолетних вдвое возрастает мотивация, связанная с местью, озлоблением, на одну треть - связанной с корыстью. В то же время снижается мотивация, связанная с подражанием, поиском приключений, озорством и т. д. Среди молодежной преступности более значительны показатели, характеризующие рецидив.

В формировании криминогенной мотивации существенную роль продолжает играть семейно-бытовая среда. Конечно, в возрасте 18-25 лет, а тем более 26-29 лет молодые люди проводят в родительской семье гораздо меньше времени, чем несовершеннолетние. Влияние и контроль семьи, как правило, ослабевают при сохранении заботы о материально-бытовых нуждах молодых людей. В то же время у них гораздо больше свободного времени и личных денег (заработки, стипендия).

В этих же условиях проявляются и получают дальнейшее развитие усвоенные в несовершеннолетнем возрасте негативные взгляды и привычки: потребительское отношение к жизни («мне нужно»); представление о том, что требования и запреты общества имеют лишь формальный характер («законы пишутся для других»); стремление к примитивным удовольствиям как главному содержанию жизни; искаженное представление о своих обязанностях перед обществом и близкими людьми; корысть, несформированность чувств справедливости, доброты; правовая невоспитанность, жестокость, агрессивность, эгоцентризм («я хочу, значит, так и должно быть»).

В целом эта позиция сформировалась в родительской семье в 55-60% изученных случаев преступлений лиц в возрасте 18-25 лет. Например, в несовершеннолетнем возрасте человек попал в криминогенную ситуацию пьяной ссоры в родительской семье. Чаще всего вовлекают в такую ситуацию сами взрослые. Что же касается людей молодого возраста, то инициатива пребывания в криминогенной ситуации исходит уже от них самих.

Причем не только при посещении родителей или проживании у них, но и в собственной семье, куда переносятся ранее сформированные стереотипы поведения. Для лиц молодого возраста, впоследствии совершивших преступления, вообще характерны непрочность семьи или форма фактического сожительства. По выборочным данным, на момент совершения преступления у большинства имелись сожительницы или сожители с существенными искажениями личностной позиции и негативным поведением.

Значимы и отрицательные влияния в несемейном бытовом окружении, поскольку улиц, достигших 18-летнего возраста, расширяется возможность устанавливать и поддерживать различные знакомства. В то же время еще сохраняется стремление подражать другим (старшим) и тем самым доказать свою взрослость.

Сказанное относится и к отрицательным воздействиям среды по месту работы (особенно в сфере частной торговли), где молодые рабочие часто попадают под влияние лиц, занимающихся вымогательством, другими видами криминального «бизнеса» (в том числе распространителей наркотических средств), а также пьяниц и других отрицательно характеризующихся лиц.

В последние годы возросло криминогенное влияние на молодежную преступность идеологических и социально-психологических процессов, связанных с дезориентацией значительной части молодых людей в отношении социальных ценностей и жизненных планов; давлением распространяющихся в обществе, в том числе в молодежной среде, представлений о возможностях легкого обогащения, о преимуществах агрессивного поведения и т. п. Эти процессы поддерживаются информацией, циркулирующей в СМИ, в семейно-бытовой, профессиональной и досуговой среде.

Молодежной преступности способствуют организация досуга молодежи, не отвечающая потребностям общества, и неудовлетворительная работа по повышению ее общеобразовательного, культурного, профессионального уровня. В данном случае речь идет о непосредственном влиянии на состояние преступности молодежи процессов общесоциального уровня.

Ведь контингент молодых преступников выделяется из всей популяции путем «отбора» лиц со сниженным образовательно-культурным уровнем. Криминальный риск у таких людей значительно выше, чем у сверстников, в силу ограниченности и примитивизации потребностей и интересов. В частности, резко увеличивается опасность формирования криминогенной мотивации в ситуациях бытового пьянства, характерного для этой среды.

Среди лиц в возрасте от 18 до 25 лет, совершивших преступления, в 3-4 раза меньше тех, кто совмещает работу с учебой, в 2 раза меньше систематически читающих книги, чем среди сверстников, не совершающих преступлений. Характерны и данные об обстоятельствах знакомства будущих преступников и потерпевших в тех случаях, когда преступления совершались в случайно возникших пьяных компаниях (например, нанесение телесных повреждений в драке, ограбление пьяного, изнасилование).

В большинстве случаев речь идет о случайной встрече на улице, в парке, закусочной и т. п. Многие потерпевшие сами проявляли инициативу в правонарушениях или аморальных действиях в компании человека, который затем совершил в отношении них преступление. Увеличивается доля ситуаций совершения преступлений, связанных с нахождением в среде «фанатов» и экстремистов.

Для лиц молодого возраста, совершивших преступления, типичны частые смены места работы, отсутствие интереса к перспективам профессионального роста. Из числа обследованных лиц в возрасте от 18 до 25 лет каждый второй являлся малоквалифицированным рабочим, служащим или работал вне стабильного коллектива (водитель, строительный рабочий, киоскер). Доля проживающих в общежитиях или в снимаемом жилье среди этого контингента в 6 раз выше, чем среди несовершеннолетних, совершивших преступления.

Общее и специальное предупреждение преступлений лиц молодого возраста базируется на нравственном воспитании и формировании культуры и закалки против негативных явлений. Существенное значение имеют, в частности, мероприятия государственных органов местного самоуправления и общественности, в том числе молодежных организаций, по социальной и психологической помощи в выборе профессии, по организации досуга, формированию чувства гражданственности, социальной ответственности и сознательности, позитивных интересов.

В отношении конкретных лиц молодого возраста, чье поведение, времяпрепровождение и связи создают реальную возможность совершения ими преступления, практикуются разъяснительная работа, а также применение (в зависимости от характера проступков) общественных или административных мер воздействия, чтобы у них не создавалась иллюзия безнаказанности за содеянное.

В ходе расследования уголовных дел по обвинению лиц молодого возраста изучаются недостатки семейного воспитания и деятельности других социальных институтов, организации досуга; выявляются конкретные источники вредных воздействий и лица, попавшие в их сферу. Эта работа проводится в том же объеме, что и по делам несовершеннолетних. Сходны и меры по предупреждению рецидива.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ