Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вопросы для участников открытого конкурса «Мудрецы» 2016

І этап конкурса (заочный)

Инструкция по выполнению заданий І этапа конкурса

1. Все ответы на вопросы заданий следует вносить в Бланк ответов.

2. Порядок последовательности ответов на Задания должен быть сохранен. Ответы нумеруются в соответствии с нумерацией вопросов.

3. В Задании А следует давать один правильный ответ* из возможных вариантов. Каждый вопрос оценивается в один балл

*Все задания предполагают выбор только одного из предложенных вариантов ответов, но наличие верного ответа не означает, что другие варианты ответов обязательно неправильны, – они просто могут касаться частностей, содержать неточности и т. д. В качестве верного предполагается ответ:

а) правильный по существу;

б) наиболее точный из предложенных;

в) наиболее полный;

г) лучше сформулированный.

4. В Задании Б необходимо найти соответствия между предложенными понятиями. Каждый вопрос оценивается в два балла.

5. В Задания В необходимо установить соотношение между предложенными понятиями. Каждый вопрос оценивается в три балла, а за все правильно выполненные задания – участник получает десять баллов.

Задание А

1. Метод психологии, который позволяет по особенностям авторского текста определить некоторые личностные особенности, называется:

А) графология Б) контент-анализ В) тестирование

2. Слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную (например, цветной слух), называется:

А) соместезией Б) кинестезией В) синестезией

3. Привыкание к повторяющимся стимулам, происходящее, предположительно, на уровне ретикулярной формации:

А) сенсорная адаптация Б) сенсибилизация В) габитуация

4. Память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, называется:

А) иконическая Б) оперативная В) эпизодическая

5. Решение задач с помощью имеющихся в наличии предметов называется:

А) теоретическим мышлением

Б) наглядно-образным мышлением

В) наглядно-действенным мышлением

6. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный врожденный признак:

А) непроизвольного внимания В) послепроизвольного внимания

Б) произвольного внимания Г) все ответы верны

7. Способность удерживать в сфере повышенного внимания определенное количество объектов (обычно 5-7) называется:

А) предметность внимания В) зона внимания

Б) объем внимания Г) качество внимания

8. Фактором влияющим на возникновение непроизвольного внимания является:



А) неожиданность раздражителя В) интересы-влечения человека

Б) новизна раздражителя Г) все ответы верны

9. Внимание, которое вызывается и удерживается каким-либо определенным объектом, называется:

А) опосредованное внимание В) непосредственное внимание

Б) природное внимание Г) социально-обусловленное внимание

10. В случае, если понятие определяется двумя атрибутами, то это

А) конъюнктивное понятие; В) формирующееся понятие;

Б) простое понятие; Г) все ответы неверны.

11. Когда мы находим решение “наугад”, то это

А) результат случайного перебора; В) часто приводит к неприятным последствиям;

Б) стратегия проб и ошибок; Г) все ответы верны.

12. Наглядно-образное мышление связано с оперированием

А) понятиями В) суждениями

Б) представлениями Г) образами

13. Способ формирования образов воображения, при котором изменяется число отдельных частей предмета, или изменяются его размеры называется:

А) заострение Б) гиперболизация В) агглютинация

14. Тип высшей нервной деятельности, характеризующийся такими свойствами нервной системы как «сильный», «неуравновешенный» соответствует типу темперамента:

А) меланхолик В) холерик

Б) сангвиник Г) флегматик

15. «Опредмеченная» и осознанная потребность называется

А) мотив Б) желание В) цель

16. При решении проблемы этап подготовки

А) это первый этап в процессе решения В) позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме

Б) может занимать несколько дней Г) все ответы верны

17. Из всех стратегий мышления систематический перебор

А) наиболее утомителен В) реже всего используется

Б) является наиболее строгим методом Г) все ответы верны.

18. Понятие, определяемое одним признаком, или другим признаком, или двумя признаками одновременно, называется:

А) конъюнктивным В) дизъюнктивным

Б) соотносительным Г) все ответы неверны

19. Тип высшей нервной деятельности, характеризующийся такими свойствами нервной системы как «сильный», «уравновешенный», «подвижный» соответствует типу темперамента:

А) меланхолик В) холерик

Б) сангвиник Г) флегматик

20. Эмоциональное состояние, которое характеризуется видимыми изменениями в поведении и возникает в случае, когда у человека нет возможности обдумать свою реакцию, называется:

А) стресс Б) эмоция В) аффект

Задание Б

РАЗДЕЛИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ПОНЯТИЯ НА ГРУППЫ

1. Группы: 1 - психические процессы, 2 - психические состояния, 3 - психические свойства

Наряду с обобщением и ограничением широко используется и такая операция над понятиями, как деление, разбиение понятия на классы, такие, что объемы составляющих их понятий находятся в отношении подчинения к объему исходного понятия. В этом случае происходит переход от некоторого непустого понятия к системе непустых видовых по отношению к исходному понятий, выделяемых с точки зрения определенной характеристики.

Исходное понятие называют делимым понятием , классы, полученные в результате деления – членами деления . Признак, исходя из которого производится разбиение делимого понятия на классы, называется основанием деления .

Различают два вида деления: 1) по изменению видообразующего признака и 2) дихотомическое.

В делении по изменению видообразующего признака члены деления выделяются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания деления. Например, на основании признака года обучения студентов можно делить на студентов первого курса, второго курса, студентов третьего курса, студентов четвертого курса и студентов пятого курса.

Делимое понятие здесь является родовым по отношению к членам деления - видовым понятиям.

Дихотомическое деление - это деление объема понятия на два класса, где основанием деления является признак, присущий только одному из этих классов, иными словами, деление осуществляется по наличию или отсутствию этого признака. Слово «дихотомия» имеет греческое происхождение и может быть переведено как «деление на две части», а буквально означает «сечение на две части».

Как уже отмечалось, при процедуре деления между делимым понятием и членами деления (их объемами) должно иметь место отношение «род - вид». Поэтому деление называют также таксономическим делением, заимствуя термин «таксономия» из биологии, где классификация объектов по типу «род - вид» широко распространена, что означает расположение в закономерном порядке.

В отличие от таксономического деления, мереологическое деление – это операция членения понятия о предмете на части, не связанные с этим понятием родо-видовыми отношениями, исходя из определенной характеристики частей. Мереология – это раздел логики, описывающий отношение «целое – часть». При этом делении осуществляется переход от понятия о предмете (делимого понятия) к понятиям о частях этого предмета (к членам деления). Например, «неделя делится на понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье».

Мереологическое деление легко отличить от таксономического по следующему признаку: в этом случае элемент, принадлежащий члену деления, не является элементом объема делимого понятия, но является лишь частью делимого понятия как целого. Например, в случае мереологического деления «Год делится на зиму, весну, лето и осень», член деления «зима» не есть одновременно «год», но лишь «часть года», член деления «весна» также не есть одновременно «год», но лишь «часть года» и т.п.


Классификация - это особого вида деление в виде системы таксономических либо мереологических делений. Оно обычно осуществляется в виде многоступенчатого деления: сначала делится исходное понятие, затем производится деление полученных членов деления и так далее, пока не будут получены наиболее точные, конкретные разновидности изучаемого объекта.

Классификации отличаются следующими отличительными признаками:

· во-первых, классификация - это система, являющаяся результатом последовательных делений;

· во-вторых, результаты классификации представляются или, по крайней мере, могут быть представлены в виде таблиц или схем;

· в-третьих, в процессе классификации предметы должны быть определены таким образом, чтобы можно было судить об их свойствах исходя из места в классификации. Известнейшим образцом классификации является таблица химических элементов Д.И.Менделеева.

В процессе создания классификации необходимо учитывать тот факт, что она является известным упрощением действительности, так, например, в классификациях не учитываются переходные формы, а также то, что любой классифицируемый объект с течением времени изменяется, развивается, поэтому возможно наступление момента времени, когда классификация будет нуждаться в уточнении.

Если классификация является результатом последовательных делений, которые осуществляются исходя из признаков, существенных для решения той или иной теоретической или практической задачи, то она называется научной . Примером такой классификации, в том числе, является план любой научной работы, том числе, курсовой и дипломной работ. Классификация, в которой в качестве основания деления используются несущественные признаки, называется искусственной . Примером такой классификации могут служить алфавитный каталог книг в библиотеке либо алфавитный список студентов группы. Несмотря на то, что в подобных классификациях рассматриваются несущественные признаки, они также являются весьма важными.

Для того, чтобы деление было правильным, необходимо выполнять следующие требования.

Правило 1. Деление должно быть соразмерным, то есть в случае таксономического деления объединение членов деления должно совпадать с объемом делимого понятия, а в случае мереологическоro деления мысленное соединение значений членов деления (частей предмета) должно составить делимый предмет.

При нарушении этого правила могут возникать следующие ошибки:

(1) Неполное деление. Эта ошибка возникает, если при делении пропущены какие-то классы и объединение объемов членов деления в случае таксономического деления составляет лишь часть объема делимого понятия (не совпадающую с объемом), а в случае мереологического мысленное соединение частей составляет лишь часть делимого предмета (несовпадающую с предметом). Например, при таксономическом делении «классовые государства делятся феодальные и капиталистические» (пропущен класс «рабовладельческие»), при мереологическом – «год делится на весну, лето и осень» (пропущена зима).

(2) «Деление с излишними членами». Эта ошибка совершается в тех случаях, когда в число членов деления включают понятия, объемы которых не входят в объем делимого понятия в случае таксономического деления, а также когда к членам деления относят понятия, значения которых не являются частями делимого предмета в случае мереологического деления. Например, в случае таксономического деления «философы делятся на материалистов, идеалистов и сентименталистов» (сентиментализм не является философским направлением), в случае мереологического - «реферат делится на оглавление, введение, главную часть, заключение, список литературы и главу, посвященную апробации работы» (в реферате нет главы, посвященной апробации работы).

Правило 2 . Деление должно производиться по одному основанию, то есть характеристика, выбираемая в качестве основания деления, в ходе деления не должна подменяться другой.

При нарушении этого правила возникает ошибка, которая называется «сбивчивое деление» . Например, «треугольники делятся на остроугольные, тупоугольные и нарисованные в тетради». Члены деления «остроугольные треугольники» и «тупоугольные треугольники» выделены по одному основанию, а член деления «нарисованные в тетради» по другому.

При мереологическом делении, если одна часть его членов выделяется исходя из одних характеристик, а другая исходя из других, также возникает ошибка сбивчивого основания. Например, «год делится на зиму, весну, третий квартал и четвертый квартал».

Правило 3 . Члены деления должны исключать друг друга, то есть их объемы не должны иметь общих элементов в случае таксономического деления и их значения не должны иметь общих частей в случае мереологического деления. Если это правило не соблюдается, возникает ошибка – «перекрещивающееся деление». Например, при таксономическом делении «треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние» (есть общие элементы в классах), при мереологическом – «коллектив МФПА делится на администрацию, преподавателей, студентов и технический персонал» (есть студенты, одновременно работающие в деканатах).

Правило 4 . Деление должно быть непрерывным, то есть в случае таксономического деления от родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня, а в случае мереологического - от целого к его частям, а от частей - к частям частей и т. д.

Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название «скачок в делении». Например, в случае таксономического деления по признаку «прочитать роман «Евгений Онегин», скачком в делении будет деление «люди, прочитавшие роман» и «женщины, не прочитавшие роман». В случае мереологического деления – «сутки делятся на 11 часов и 60 минут».

Для изучения темы:

· Прочитайте:

1. М.И. Ивлева Логика. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2009. Глава №3. Понятие. Параграфы: 1. Учение о понятии. 2. Виды понятий и отношения между ними. 3. Операции с объемами понятия. 4. Деление понятий.

· Обратите внимание на:

Специфику понятия – существенного элемента языка, такие его характеристики, как объем и содержание, как эти характеристики соотносятся. Необходимо усвоить, каковы виды понятий, что такое совместимые и несовместимые по объему понятия, каковы отношения между объемами понятий. Важной логической операцией, используемой и в научной деятельности, и в повседневной жизни, является деление. Необходимо усвоить правила деления.

· Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Асмус В.Ф. Логика. М., УРСС, 2001.

2. Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., изд-во МГУ, 2000.

3. Ивин А.А. Логика. Учебник для гуманитарных вузов. М., 2003.

· Обратите внимание на:

Дополнительную информацию по изучаемой теме.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое понятие?

2. Что такое содержание и объем понятия? В каком отношении друг к другу они находятся?

3. Какие виды понятий Вы знаете?

4. Что означает дать логическую характеристику понятию?

5. на каких примерах можно продемонстрировать отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями?

6. В каких отношениях могут находиться совместимые понятия?

7. Какова специфика логических операций обобщения и ограничения понятий?

8. Что означает деление понятий?

9. Какие виды и правила деления, а также ошибки, возможные при их нарушении Вы знаете?

Помогите пожалуйста!!! 1) Все моносахара можно разделить на группы: триозы, тетрозы, пентозы,гексозы. В чем принцип этого деления?

2)Органические вещества, с общей формулой С (Н О) , называют: A)белки Б)жиры В)углеводы 3)Какие особенности строения молекулы АТФ позволяют ей выполнить энергетическую функцию? ______ Пожалуйста не надо копирывать и вставлять с инета(((

1. Вычеркните "белую ворону" (лишнее понятие) в ряду, почему "белая ворона" не обладает таким свойством, как и остальные? Определите

общий признак для пяти понятий
болото, лес, луг, озеро, поле, степь

2 . Определите закономерность в последовательности и впишите недостающий элемент: промутаген - ... повреждение ДНК - мутация

3. Найдите признак, по которому предлагаемый список можно разделить на две разные группы. Распределить понятия в 2 группы и указать, что объединяет каждую группу
генотипическая, модификационная, мутационная, неопределенная, неприспособленная, определенная, приспособительная, фенотипическая. (первая группа начинается с генотипической, а вторая с фенотипической)

в классе млекопитающие подкласс настоящие,или живородящие,звери разделяют на две группы.назовите эти группы и перечислите признаки,которые легли в основу

деления.назовите несколько представителей обеих групп.

Можно провести на крысе такой опыт. Дать животному наркоз, а затем кратковременно на 5-10 сек пережать сонную артерию. Это часто приводит к изменению

артериального давления, а также частоты сердечных сокращений.Все приведённые ниже высказывания разделите на три группы:
1 – относятся к проведенному опыту;
2 – в принципе верны, но не относятся к поставленному опыту;
3 – не верны и не имеют отношения к указанному опыту.
Напротив каждого из высказываний ПОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЦИФРУ.

А1. В чем состоит сходство животных с другими организмами? 1) состоят из клеток; 2) имеют системы органов; 3) активно передвигаются; 4) на свету создают

Когда мы имеем дело с понятиями, то нас интересует не только их содержание, но и объем. Например, изучая государство, мы интересуемся не только тем, что такое государство, каковы ее признаки, но и тем, которые бывают государства, их виды, то есть объемом данного понятия.

Подол - это деление на виды (группы) предметов, входящих в объем данного понятия.

С помощью разделения мы определяем виды, из которых состоит род. Например, разделяя юридические факты в "события" и "действия", мы раскрываем объем понятия "юридический факт". Говоря о том, что договоры бывают "возмездия" и "бесплатные", мы устанавливаем объем понятия «договор».

В разделения различают разделяемое, члены деления и основа разделения.

Понятие, объем которого подвергается разделения, называется разделяемым.

Виды предметов, которые распределяется род, называются членами деления.

Признак, по которому мы распределяем понятия на виды, называется основой деления.

Наибольшее затруднение и ответственность при разделении составляет выбор признака, по которому понятие делятся на виды. В принципе (формально) понятие можно делить на виды по какому-либо признаку. Договоры, например, можно делить на виды в зависимости от того, предпринимаются они знакомыми или незнакомыми людьми, при или после работы, в помещении или на улице и т. Но такое разделение договоров не имеет интереса для науки и судебной практике, он является надуманным.

Выбирая основу деления, следует руководствоваться определенной научной или практической целью. Деление должно быть таким, чтобы имел определенное значение и для науки, и для практики.

Разделение понятий нельзя смешивать с мысленным расчленением целого на части. Так, когда мы выражаем мнение о том, что "Акт экспертизы состоит из 1) введения, 2) исследования и 3) заключения", то мы разделяем, расчленяем предмет на его составные части.

Разделяя понятия, мы распределяем предметы класса на виды (группы), а с помощью расчленения устанавливаем структуру или строение предмета, его составляющие. Например: "Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции".

Деление понятия отличается от расчленения предмета на части так. К каждому члену деления применима название, которым обозначается разделяемое понятия. Например, когда мы разделяем юридические факты в "события" и "действия", то и "события", и "действия" можно назвать юридическим фактом. При расчленении же предмета на части каждую часть или сторону нельзя назвать по имени, которое обозначает расчлененный предмет. Так, нельзя сказать, что "гипотеза" или "диспозиция" - это "норма права", как нельзя сказать, что "норма права" является "гипотеза". Такие суждения будут неправильными.

Правила разделения

В процессе разделения следует соблюдать следующие правила:

1. Деление должно быть соразмерным

Это означает, что объем членов деления, вместе взятых, имел равен объему разделяемого понятия. Если же объем членов деления не исчерпывает объема разделяемой понятия, то есть при разделении перечисленные не все виды разделяемой и какой-либо член разделения пропущен, то такое разделение является неполным.

Примером неполного разделения является разделение юридических фактов в правотвирни и правоприпинни, поскольку, кроме названных видов, существуют и правомерные юридические факты.

Правило соизмеримости нарушается и тогда, когда указываются только члены деления, то есть такие, которые не являются видами разделяемого понятия. Например, "Сделки бывают односторонние, взаимные и соглашения, заключенные в пользу третьего лица".

2. Деление должно происходить на одной основе

При разделе нельзя одну основу подменять второй, то есть разделять понятия таким образом, чтобы одни члены деления были выделены по одному признаку, а вторые - за второй.

Пример разделения не на одной основе: "Студенты бывают отличники, те, что хорошо успевают, и спортсмены". Здесь разделение происходит по двум основаниям: по успеваемости ("отличники" и "те, что хорошо успевают") и относительно спорта ("спортсмены").

3. Члены деления должны исключать друг друга.

Деление должно быть таким, чтобы каждый отдельный предмет, мыслимый в родовом понятии, входил к объему только одного члена деления. Это правило вытекает из второго. Если основа разделения одна, то члены деления исключают друг друга, если же разделение проведено не по одной основой, то члены деления будут пересекаться.

Например: "Студенты бывают отличники, заочники и спортсмены". Здесь разделение проведено по трем основами сразу 1) успеваемостью, 2) форме обучения и 3) по спорту. Члены деления не исключают друг друга потому, что одни и те же студенты могут одновременно входить в объем всех членов деления.

4. Деление должно быть непрерывным

Это означает, что в процессе разделения необходимо переходить к ближайшим видам, а не перескакивая через них. Нарушение этого правила приводит к ошибке, которая называется скачком в делении.

Так, если мы соглашения разделяем на "устные" и "письменные", а затем каждый из этих видов, в свою очередь, - на ближайшие виды ("письменные", например, на "простые" и "нотариально заверенные"), то такой разделение будет непрерывным. Если же соглашения мы будем делить на "устные", "простые" и "нотариально заверенные", то мы допустим названной ошибки - прыжок в разделении.

5. Основа разделения должна быть отчетливой

Признак, по которому понятие подразделяется на виды, должно быть достаточно точной и выразительной (ясного), чтобы ее нельзя было понимать по-разному. Если признак, взятая за основу разделения, является неопределенной, такой, что каждый может толковать ее по-своему, то разделение будет невыразительным. Таким, например, масс быть разделение наук на сложные и несложные, интересные и неинтересные и т. Д.

Понятия. Если А - делимое понятие, то членами деления будут

Два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно

Разделить на демократические и недемократические, всех граждан -

на совершеннолетних и несовершеннолетних (схема 12).

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением

Двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь

Делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга

Предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.

В этом случае дихотомическое деление может быть представлено

Схемой 13.

Сх ема 12 Схема 13

Например, при определении меры наказания важно установить

Возраст обвиняемых. С этой целью лица, совершившие преступление,

Могут быть разделены на совершеннолетних (В) и несовершеннолетних

(не-В). В отношении последних закон устанавливает дополни55

Тельные гарантии прав и законных интересов. Несовершеннолетних,

В свою очередь, можно разделить на лиц, достигших 16 лет (С) и не достигших

Этого возраста (не-С). Известно, что лица, совершившие

Преступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности

Лишь за некоторые виды преступлений. В отношении

Лиц моложе 16 лет следует установить, исполнилось или не исполнилось

Им 14 лет (D и не-D), так как лица, не достигшие этого возраста,

К уголовной ответственности не привлекаются.

Однако такое «многоступенчатое» деление имеет недостатки. Во-

Первых, отрицательное понятие оказывается слишком широким по

Объему и неопределенным по содержанию (например, при делении

Юристов на судей и несудей). Во-вторых, строгим и последовательным

Является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих

Понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность

Нарушаются. Так, продолжив деление, мы делим несудей



На адвокатов и неадвокатов, но в этом случае в последнюю группу

Попадают, за исключением адвокатов, все юристы, в том числе -

Судьи. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению

Первого понятия. Рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие

Общества - на классовые и бесклассовые, общественно опасные

Деяния - на действия и бездействия.

Правила деления

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре основных

Правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Соразмерность деления. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды

Делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен

В своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении

Преступлений в зависимости от характера и степени общественной

Опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней

Тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления

Будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяжкие

Преступления.

Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут

Указаны лишние члены деления, т. е. понятия, не являющиеся видами

Данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, например, при

Делении понятия «уголовное наказание», кроме всех видов наказания,

Указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания

В уголовном законодательстве, а является видом административного

Взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

2. Единство основания. Деление должно производиться только по одному

основанию;

В процессе деления избранный признак должен оставаться одним

И тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан

России в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их

Социальному положению или национальности, профессии или полу.

Но нельзя смешивать эти признаки и делить граждан России на рабочих,

Русских, шахтеров и женщин.

Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно

Основание, то члены деления - видовые понятия - будут находиться

В отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.

Подобный же результат получим при делении преступлений на

Умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов института

На заочников, первокурсников и спортсменов также приведет

К нарушению данного правила.

Непрерывность деления. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим

Видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление»

Можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Российской

Федерации на преступления против личности, в сфере экономики,

Против общественной безопасности и общественного порядка, против

Военной службы и др. Каждый из этих видов, в свою очередь, может

Быть разделен на виды. Но нельзя переходить от деления на виды

Одного порядка к делению на виды другого порядка, например,

Делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики

И утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности,

Оно называется скачком в делении.

Что касается дихотомического деления, то по сравнению с делением

По видоизменению признака оно имеет ряд преимуществ. В дихотомии

Не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем

Один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются

Все другие виды. Членами дихотомического деления являются

Два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого

Понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится

Только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия

У предметов некоторого признака. Члены дихотомического

Деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться

Только в одном из противоречащих понятий.

Классификация

Особым видом деления является классификация, представляющая

Собой распределение предметов по группам (классам), при котором

Каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому

От деления она отличается относительно устойчивым характером

И сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация

Образует развернутую систему, где каждый член деления

Вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов,

закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.

Такова, например, классификация животных в биологии, охватывающая

До 1,5 млн. различных видов, растений в ботанике, включающая

Тыс. видов. Классификация дает возможность рассмотреть

Это многообразие в определенной системе, выделить интересующие

Нас виды растений или животных.

Широко применяется классификация в правовых науках. Примером



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ