Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Цель – освоение учащимися по классу гитары практических навыков аккомпанирования
на гитаре в семейной и общественной жизни.

Задачи урока: познакомить учащихся с табулатурой и таблицей аккордов, обучить их на практике игре аккордов и подбору аккомпанемента для песни.

Методы обучения: словестный, объяснительно-демонстрационный, дидактический, игровой с элементами проблемности, творчества и сотворчества.

Оборудование, вспомогательный материал и нотно-методическая литература:

  • для каждого учащегосястул, подножная подставка, пульт для нот и гитара;
  • фортепиано;
  • дидактический материал для каждого учащегося (нотоносец, таблица гитарных аккордов, карточка с рисунком буквенных обозначений нот, ноты р.н.п. «Во поле береза стояла»);
  • Козлов В. «Маленькая страна» переложения для гитары. Изд. «Композитор». Санкт- Петербург.
  • Калин В. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Классика. Аккорды. Аккомпанемент. ЗАО «Бердская типография», г. Новосибирск, 2011г.

План урока:

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о таблице аккордов и системах их прочтения.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля – минор (T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике.
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента.

Время урока: 40 минут.

Количество учащихся: 6-8 человек.

ХОД УРОКА

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, системе ее прочтения.
Рассказ преподавателя Действия учащихся
Сегодня вы познакомитесь с табулатурой, научитесь ее прочтению, а так же, играя аккорды, обучитесь самостоятельно аккомпанировать под собственное пение.
Табулатура – это форма музыкальной нотации, в которой используются буквы, цифры и специальные символы.
Исторически наиболее ранний вид табулатуры (известный с конца XIV века) была органная табулатура.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь» новых понятий и терминов.
Я расскажу вам о «гитарной табулатуре» или лютневой, которая имеет свои корни с 1500 года. Рассмотрим рисунок (Рисунок 1). Что можно «прочитать» на данном изображении? Удобна ли такая запись? Учащиеся отвечают на вопросы и выдвигают свои предположения.
С течением времени данная запись перерабатывалась многократно, музыканты искали оптимально удобные записи. На сегодняшний день существует три основных вида записи музыки:
– ноты;
– буквенное обозначение;
– табулатура.
Учащиеся, используя карточку (Рисунок 2), повторяют буквенное обозначение нот и играют в игру «Проверь меня» (Приложение 1 ).
Давайте повторим, какими буквами обозначаются ноты, как обозначается минор и мажор (Рисунок 2) и поиграем в игру «Проверь меня».
Вы неплохо справились с заданием. А теперь вернемся к гитарной табулатуре и научимся ее читать. Итак, для прочтения необходимо знать следующее:
– читать необходимо слева на право;
– шесть линеек – это шесть гитарных струн и они обозначены буквенно согласно строю гитары;
– вертикальная черта – это тактовая черта;
– арабские цифры – номера ладов, которые необходимо прижать пальцами левой руки;
– короткие звуки изображены рядом друг с другом, а пробелы между ними указывают на более длительный звук.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию» (Рисунок 3 . Рисунок 4) и попрактиковаться в прочтении мелодий, записанных табулатурой. Учащиеся распределяются по парам и играют в игру «Угадай мелодию» (Приложение 2 ).
Теперь возьмем «песенник». Что вы видите?
Над нотной записью основной мелодии написаны буквенные обозначения аккордов. Далее и над словами следующих куплетов, над их ударными слогами то же написаны буквенные обозначения аккордов. Как их играть? В каком ритме? Каким приемом? Давайте попробуем проаккомпанировать песенку «Чунга-Чанга» (Козлов В. «Маленькая страна»):
– построим первый минорный аккорд от ноты ля, затем от ре и т.д.
– выстроим звуки аккорда на гитаре или «возьмем аккорд»;
– играем.
Учащиеся выдвигают свои предположения, демонстрируя на инструменты предложенные варианты.
Что вы можете сказать о происходящем процессе аккомпанирования? Поделитесь своими впечатлениями и сделайте вывод. Учащиеся делятся впечатлениями и делают следующий вывод: процесс построения аккорда по буквенному обозначению и исполнение его на инструменте – это процесс сложный и долгий.
Вы абсолютно правы – такой процесс довольно длительный, поэтому гитарные аккорды записываются графически – схематично, в наиболее удобном для их исполнения формате.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля-минор(T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры
Рассмотрим таблицу гитарных аккордов и научимся их читать (см. В. Калинин «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре») :
1) читать необходимо сверху вниз;
2) шесть линеек изображают струны гитары с 1-ой по 6-ую;
3) закрашенные кружочки указывают место прижима струны, а не закрашенные кружочки – это открытые струны;
4) номер лада указан римской цифрой, и счет ладов начинается с I-го лада (либо указан необходимый лад так же римской цифрой);
5) прием «барре» изображается соединяющей линией от 1-ой до 6-ой струны.
6) каждый аккорд обозначен буквенно.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь».
Давайте поупражняемся в игре аккордов и возьмем тональность ля – минор. Назовите, пожалуйста, T, S, D.
Я попрошу вас взять гитары и левой рукой поставить первый аккорд Am (тонику). Запоминайте расположение пальцев. Далее поставьте аккорд Dm (субдоминанту), E7 (доминанту) и тонику. Повторите эту последовательность ещё 2-3 раза.
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание на инструменте.
Теперь проиграем эти аккорды различными приемами. Я буду демонстрировать вам прием игры на аккорде Am, а вы повторяйте за мной. Итак, первый прием «арпеджиато», второй – «расгеадо» Учащиеся осваивают различные приемы игры аккордов.
Опробуйте эти приемы игры на аккордах Dm (где 6-ая струна «не используется») и E7.
Вам понравилось? Есть ли какие то сложности? Какой, по вашему мнению, прием наиболее удобен для аккомпанирования?
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями и приступают к выполнению задания.
Давайте, используя аккорды данной тональности, попробуем поиграть их различными ритмическими оформлениями. На рисунке № 5 приведены несколько примеров.
А теперь разбейтесь на пары и предложите мне свои варианты. Каждая пара учащихся придумывает свой вариант игры и демонстрирует его.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике на примере подбора аккомпанемента к р.н.п. «Во поле береза стояла»
Вы снова прекрасно справились с заданием, которое поможет подобрать аккомпанемент к песне. Я предлагаю вам русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Вначале давайте проиграем ее мелодию и просольфеджируем (Рисунок 6).
А теперь одна пара гитаристов играет мелодию, исполняя роль «музыкантов», а остальные, исполняя роль «вокалистов», поют эту песню со словами.
Меняемся ролями и повторяем задание, исполняя первый куплет и один припев.
Молодцы! Вы отлично запомнили мелодическую основу этой песни и теперь готовы подобрать к ней аккомпанемент.
Учащиеся разбиваются на пары и выполняют задание.
Итак, начнем. Я буду исполнять мелодию песни на фортепиано, а каждый из вас попробует подобрать аккомпанемент из аккордов освоенных вами в тональности ля – минор, в диапазоне одного такта. Остальные будут фиксировать запись аккордов буквенными обозначениями. За основу возьмем метрический пульс восьмушками, а прием игры – «расгеадо», поочередно вверх и вниз. Каждый из учащихся подбирает необходимый аккорд в диапазоне одного такта. Остальные записывают правильно подобранную последовательность аккордов над нотами песни.
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента
Прекрасно! Вы подобрали аккорды и к куплету, и к припеву. А теперь предлагаю вам спеть и сыграть эту песню со мною вместе. Учащиеся, используя сделанные записи, исполняют песню вместе с преподавателем все вместе под самоаккомпанемент.

Родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом уроке с уч-ся 1-ого класса Катмаковой Анной.

Тема нашего урока «Развитие слуха и работа над песенками с инструментом».

Цель урока: добиться образного, выразительного исполнения.

Наш урок начинается с выполнения доигровых упражнений. Внимательно следите за тем, чтобы мышцы ученика не напрягались. Помните, обучение - только в радость. Если ребенок устал или ему не интересно, переключите внимание на другое занятие.

«Потягушки» Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять обе руки вверх, крепко сжать пальцы в кулаки. Немного подтянуться и бросить их вниз, совершенно расслабив. Пусть болтаются как плети, не останавливать их. Повторить упражнение несколько раз.

С первых занятий необходимо приучить ученика внимательно контролировать качество звука, т. е. ясно представлять его характеристики: громкость, длительность, штрихи. Для этого необходимо ставить ученику конкретные задачи при извлечении звука.

Способ звукоизвлечения апояндо надо организовать следующим образом:

Определить силу, с которой требуется извлечь предполагаемый звук, допустим это будет mf.

Играть ритмически организованно: вось-

мая-звучание, восьмая –пауза.

Темп - медленный, достаточный для осмысления исполнительской цепочки «слух-движение».На данном этапе научить ученика «поймать звук»,- не только слышать уходящий звук, но и бережно относиться к тишине, звучащему молчанию. Во времени это выглядит так: на «раз»-i извлекает звук, на «и» палец m «ловит» звук и «прячет его в тишину».А в техническом плане в это же время ученик приучается к первоначальному чередованию пальцев i, m.

Теперь остановимся на работе с песенками. К этому времени ученик уже отличает восьмые и четверти, высокие и низкие звуки. Песенки должны быть очень простыми. и сопровождать их должна вторая гитара, на которой играет педагог.

«Небо синее» (Небо синее, роща в инее, утро раннее всё румянее).

Песенка исполняется на открытой струне «соль»(приём вижу-слышу). Сначала лучше пропеть её со словами. Доступно рассказать о характере песенки. Играть мягко, спокойно, таинственно. Описать образно картину, зимнего утра, синего неба, рощи, инея. Разучить песенку голосом и со словами. Обращаем внимание на выразительное интонирование мелодии.

Как только ребёнок правильно споёт, приступаем к игре на инструменте. Вот здесь-то и начинает действовать единая система, где всё подчинено основной цели - образному, выразительному исполнению . Следует следить за посадкой и положением рук, за звукоизвлечением и мелодией, ритмом и движениями пальцев.

Качество и характер звука, соответствие образному содержанию песенки зависят от контакта пальца со струной. В этой песенке кончики пальцев i, m поочерёдно НЕЖНО нажимают на струну. После звукоизвлечения палец расслабляется.

Сопровождение педагога воедино связано с образом мелодии. Аккомпанемент обогащает мелодию и помогает создать образ песенки.

«Смелый пилот»

Заостряем внимание ученика на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущая песенка. Чтобы добиться необходимого характера звучания песенки, ученика следует научить извлекать звук более интенсивно, уверенно . Надо дать понять ученику, что если первая песенка исполнялась ласково, таинственно, то теперь надо играть энергично, чётко. Активный контакт пальца со струной.

Динамические оттенки при исполнение муз. произведенийий на начальном этапе являются одними из главных выразительных средств. Постепенное введение названий различных оттенков и использование их на инструменте, умелое понимание значения динамики при исполнении песенок помогает более ясно и конкретно выражать характер музыки, особенности её эмоционального и образного содержания.

Задачи перед учеником надо ставить чётко и понятно, а выполнение их обязательно доводить до конца. Ничто не играется просто так, мимоходом--- всё проходит через контроль слуха, ума и чувств.

Самостоятельно проработать над художественным образом заданной пьесы « Про Сашу».Повторить и закрепить полученные знания.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

Открытое занятие по классу гитары

«Работа над звуком в классе гитары»

Выполнила: Михайлова Маргарита Павловна
Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Цель открытого занятия: развитие и формирование исполнительских навыков игры на гитаре

Задачи открытого занятия.
Обучающие:
- совершенствование и приобретение новых навыков игры на гитаре;
- обращать внимание на качество звучания инструмента;
- обучение учащегося навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;
- умение использовать современные технические средства и комъютерные технологии.

Развивающие:
- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности;
- развитие внутреннего слуха;
- развитие эмоционального отношения к исполнению произведений;
- развитие исполнительского мастерства.

Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитывать внимание, умение слушать музыку;
- воспитывать навыки художественного, образного восприятия и исполнения произведений.

Тип урока: обобщающий

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование и материалы, необходимые для урока:
- компьютер;
- подставка для ног;
- музыкальные инструменты: гитара;
- муз материал: 1. Гамма Соль-мажор
2. «Утушка луговая» обр. А Иванова-Крамского
3. «Позарастали стежки-дорожки» обр. А.Иванова-Крамского
4. Е.Шилин «Тарантелла»
5. Г.Купер «Тарантелла»

Ход открытого занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Гамма Соль-мажор в 2 октавы
Следить за постановкой рук. Игра в позициях.
Обратить внимание на звукоизвлечение.

Домашнее задание: Гамму Ми-мажор играть различными штрихами
Разобрать гамму ми-минор во II позиции

.
4. «Утушка луговая» Р.Н.П. в обр. А Иванова-Крамского
Просмотр презентации учащегося о творчестве А.Иванова-Крамского
Проигрывание пьесы. Работа над трудными местами.
Следить за тем, чтобы мелодия звучала ярче, добиваться лучшего звучания.
Работа над ритмом и темпом, динамическими оттенками

Домашнее задание: Выучить наизусть. Сложные места отрабатывать
в медленном темпе

5. «Позарастали стежки-дорожки» Р.Н.П. в обр. А.Иванова-Крамского
Разбор произведения: ознакомиться со словами песни и нотным текстом, узнать тональность, темп, размер
Обратить внимание на штрихи, аппликатуру
Шестнадцатые ноты играть мягче и ровнее
Анализ пьесы: пьеса гомофонного склада – мелодия и аккомпанемент с басом

Домашнее задание: Внимательнее следить за аппликатурой. Мелодию играть певуче, отдельно, со счетом

6. Е. Шилин «Тарантелла»
Понятие о «тарантелле» /музыкальный словарь/
Проигрывание 1 части в медленном темпе
Отработать штрих легато во 2 части
Обратить внимание на сильные и слабые доли

Домашнее задание: Играть медленно, верной аппликатурой. Следить за звуком.

7. Г.Купер «Тарантелла»
Игра в ансамбле.
Домашнее задание: повторение партии.

8. Обобщение.
Выставление оценки.

КГП «Гимназия № 21 акимата города Рудного»

РАЗРАБОТКА УРОКА

с учащейся 4 класса Власовой Алиной

Тема: «Развитие технических навыков

у учащихся младших классов»

Преподаватель по классу гитары

Гунько М.Ю.

2014 г .

Разработка урока с учащейся 4-го класса Власовой Алиной.

Тема урока : Развитие технических навыков у учащихся младших классов.

Цель урока : Воспитание творческого подхода к работе над произведениями.

Задачи урока : Образовательные, развивающие и воспитательные.

    Изучение технических особен6ностей исполнения приемов игры «апояндо» и «тирандо».

    Развитие навыков чтения нот с листа.

План урока:

    Работа над музыкальными произведениями (Аноним – «Старинный танец», О. Киселев «Добрая песенка из мультфильма»).

    Работа над чтением с листа (А. Виницкий «Учитель и ученик. 95 дуэтов»).

    Заключение. Домашнее задание.

Ход урока:

    Аноним «Старинный танец». Проверка домашней работы – ученица наизусть исполнила первую часть произведения. Преподаватель обратил внимание учащейся на то, что текст должен исполняться без единой запинки. Для этого, очень важно выработать умение мысленно немного опережать то, что исполняется в данный момент, например: ученица играет первый такт, а в мыслях она уже «сыграла» второй и т.д. Также обратили внимание на работу левой руки. Важный момент – пальцы левой руки должны как бы «висеть» над ладами, т.е. быть заранее подготовленными. Для этого нужно следить за правильной постановкой левой руки.

После этого был разобран текст второй части, определена точная аппликатура и учащейся было дано задание выучить её наизусть.

    О. Киселев «Добрая пе5сенка из мультфильма». Знакомство с произведением – определили размер и тональность. Преподаватель проиграл пьесу для ученицы от начала до конца. Затем произведение было разделено на три периода по 8 тактов. После чего ученица начала читать с листа в очень медленном темпе. На этом этапе особое внимание уделяется ровности исполнения, учащаяся уже при читке с листа должна стараться ритмически точно исполнять текст.

Так же нашли точную аппликатуру левой и правой руки. Ученице было дано задание выучить первую часть произведения.

    А. Виницкий «Учитель и ученик. 95 дуэтов». В завершение урока было уделено внимание развитию навыка чтения нот с листа. Ученица вместе с преподавателем прочитала с листа мелодии № 1,2,3 из сборника А. Виницкого.

Работа над произведениями завершена. Преподаватель дает домашнее задание.

Самоанализ :

Я, Гунько Максим Юрьевич, преподаватель по классу гитары, 2-ая категория, стаж работы 3 года 7 месяцев, 23.10.2014 года провел урок с учащейся 4-го класса Власовой Алиной на тему: «Развитие технических навыков у учащихся младших классов».

Цель урока : воспитание творческого подхода к работе над произведениями. На уроке решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи, а именно:

1) Изучение технических особен6ностей исполнения приемов игры «апояндо» и «тирандо».

2) Развитие навыков чтения нот с листа.

    Воспитание у учащегося творческого подхода при работе над произведениями.

Урок прошел в творческой атмосфере. Ученица работала на уроке очень старательно и с интересом.

На уроке я использовал словесные дидактические методы и метод показа на инструменте.

В дальнейшем я планирую продолжить работу с учащимися по развитию техники, чтению нот с листа, а так же большое внимание уделить игре в ансамбле, т.к. это развивает слух, чувство метра и повышает у учащегося мотивацию и интерес к занятиям.

Для совершенствования своего педагогического мастерства я планирую посетить уроки своих коллег, а также преподавателей музыкального колледжа.

Я считаю, что тема урока раскрыта, задачи урока решены, цель достигнута.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ