Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое - это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника. Именно так и ведет расследование Порфирий Петрович. Первая встреча преступника и следователя, изображенная в 5 главе 3 части романа, построена как идейный диспут и психологический поединок. Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознание точно фиксирует все то, что грозит ему опасностью. Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не «подловил» Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.

Но главная из этих «ловушек» - обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, - становится для героя полной неожиданностью. Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее. Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.

Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа - уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность. Он уверен, что убийство старухи - «идейное», и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории. Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.

В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное «излечение» - освобождение от «идеи» - произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович. На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира. Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Текст Порфирий Петрович – следователь, пристав следственных дел. «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами.» Разработка Котиной И.Н., учителя Гимназии 1358

3 слайд

Описание слайда:

Порфирий Петрович манипулирует Раскольниковым с помощью Разумихина, своего дальнего родственника и друга Раскольникова. Разумихин обсуждает с Раскольниковым все новости о расследовании убийства. При этом Порфирий Петрович знает о болтливости Разумихина и намеренно дает болтливому Разумихину нужную информацию. Порфирий Петрович подозревает Раскольникова еще тогда, когда тот падает в обморок в конторе. Коллеги рассказывают Порфирию Петровичу об этом обмороке, и он берет это на вооружение. Однако Порфирий выжидает нужного момента. Разработка Котиной И.Н., учителя Гимназии 1358

4 слайд

Описание слайда:

Встреча №1: на квартире Порфирия Петровича Следователь отмечает, что герой последним заявил о закладе вещей у старухи, познакомился с напечатанной статьёй, где речь идет о теории Раскольникова, которая и толкнула его на убийство. Внезапно эта статья становится еще одной причиной для подозрений. Порфирий в эту встречу не высказывает своих подозрений. Но Раскольников чувствует, что Порфирий Петрович догадывается, кто убийца. По словам, тону и мимике следователя видно, что он играет в психологическую игру "кошки-мышки". Разработка Котиной И.Н., учителя Гимназии 1358

5 слайд

Описание слайда:

Встреча №2: в отделении пристава следственных дел Разговор Раскольникова и Порфирия на этот раз проходит один на один и кажется более напряженным. В разговоре Раскольников теряет самообладание, но все-таки не сознается в преступлении. Порфирий Петрович продолжает намекать ему на то, что он, Раскольников – убийца. Неожиданно во время их разговора прибегает маляр Миколка и якобы сознается в убийстве старухи и ее сестры. Это шокирует всех и противоречит планам Порфирия. Порфирий прерывает беседу с Раскольниковым, практически выставляя его вон из конторы. Разработка Котиной И.Н., учителя Гимназии 1358

6 слайд

Описание слайда:

Встреча №3: в комнате Раскольникова Порфирий Петрович сам приходит к Раскольникову с визитом. Эта встреча происходит спустя примерно 4 дня после их второй встречи. Раскольников за эти 4 дня успокаивается. Порфирий Петрович снова играет с ним в психологические "кошки-мышки". Но в конце беседы Порфирий "открывает свои карты" Раскольникову и называет Раскольникова убийцей. Разработка Котиной И.Н., учителя Гимназии 1358

В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое - это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника. Именно так и ведет расследование Порфирий Петрович. Первая встреча преступника и следователя, изображенная в 5 главе 3 части романа, построена как идейный

Диспут и психологический поединок. Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознание точно фиксирует все то, что грозит ему опасностью. Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не «подловил» Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.

Но главная

Из этих «ловушек» - обсуждение статьи Раскольникова о преступлении, где он отчасти затронул основы своей теории, - становится для героя полной неожиданностью. Ведь статью Раскольников написал за полгода до всех событий, а о том, что два месяца назад она была опубликована, он узнал только из разговора со следователем, который уже прочитал ее. Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.

Интересно то, что читатель также знакомится с теорией Раскольникова в развернутом виде только в этой части романа - уже после того, как совершено преступление и стали ясны его ужасные последствия. Это создает особую напряженность в развитии интриги, и в то же время помогает постепенно углубляться в психологию героя, чтобы лучше понять подлинную мотивацию его поступков.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих», коих большинство, и «право имеющих», для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», правда, с одним уточнением: определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная.

Приятель Раскольникова Разумихин, присутствующий при этом разговоре, не верит, что можно всерьез обсуждать такую кошмарную теорию. Но Порфирий Петрович специально вызывает Раскольникова на откровенность. Он уверен, что убийство старухи - «идейное», и совершить его должен был тот, кто мог придумать такую извращенную теорию. Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории. Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.

В дальнейшем муки совести вынудят Раскольникова признаться в содеянном, но полное «излечение» - освобождение от «идеи» - произойдет только на каторге. Именно там Раскольников увидит кошмарный сон, который наглядно покажет ему то, о чем его спрашивал Порфирий Петрович. На этом и завершится спор двух оппонентов, Раскольников, пробужденной сострадательной любовью Сонечки Мармеладовой, откроет для себя путь к возрождению. Но вопрос, поставленный в этом споре, станет одной из главных проблем не только для России, но и для всего мира. Достоевский пророчески предчувствовал, что ответ на него и определит дальнейшие судьбы человечества.

Порфирий Петрович является одним из ключевых персонажей в романе метра русской классики Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Характеристика Порфирия Петровича

Герой исправно служит много лет закону и занимает должность пристава в следственном комитете города Петербурга, где и разворачивается история. Порфирий Петрович наделён интуицией настоящего сыскаря, он умён и прозорлив, умеет подметить детали и не жалуется на память. Сам себя он называет стариком, несмотря на средний возраст, и считает себя человеком «законченным». Во внешности его, особенно в телосложении, есть что-то «бабье» — пухлое лицо, с болезненным оттенком, белёсые ресницы. Как следователь, этот яркий персонаж весьма талантлив. Свободно может провести любого, но лишь с целью вывести на чистую воду. Где нужно — легко притворяется. Часто циничен и недоверчив. Но вместе с тем, он честен и умеет держать слово. Порфирий Петрович ещё до преступления Раскольникова наткнулся в газете на статью, в которой молодой студент рассуждал на тему дозволенности совершить убийство, если убитый человек из «низшего разряда», а убийца — представитель «высшей расы».

Роль в сюжете

Волей судьбы Порфирию Петровичу достаётся расследование убийства и её сестры. Не имея никаких улик, увлекающийся психологией следователь, догадывается, что преступление на совести . Важную роль тут сыграла, написанная ранее молодым преступником статья. Она хоть и была анонимна, но дотошный пристав выяснил авторство через редакцию. Вступая в споры на вечные темы нравственности, Порфирий Петрович почти вынуждает Раскольникова на пике нервного срыва признаться в содеянном преступлении. Планы разбиваются о признательные показания маляра Миколки, и настоящий преступник ускользает.

Неожиданно для самого себя следователь проникается сочувствием к Раскольникову. Добрым сердцем он понимает, что Родион неплохой человек, которого сломала бедность. И его главной задачей становится не просто довести оступившегося студента до явки с повинной, но и добиться его полного раскаяния. Только так, считает Порфирий Петрович, у молодого человека появится вновь смысл в жизни, и так он поймёт ошибку в своих философских изысканиях.

На протяжении всего романа бедный студент Раскольников и следователь Порфирий Петрович лично встречаются три раза:

Первая встреча - квартире Порфирия Петровича

Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу.

Вторая встреча - в конторе

В этом разговоре Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя "мучить". Раскольников требует допрашивать его "по форме", а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя). Это появление "кающегося" Миколки ломает планы Порфирия.

Третья встреча - в комнате Раскольникова

В эту встречу Порфирий Петрович и Раскольников беседуют наедине. Порфирий неожиданно заявляет Раскольникову, что знает о его преступлении. Следователь по-дружески советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово). Таким образом следователь подталкивает Раскольникова к единственно правильному шагу - к явке с повинной (что тот и сделал).

Стоит обратить внимание на то, что в святцах упоминается Порфирий Эфесский - лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен.

Вспомним в связи с этим, как во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман борьбы идей. Раскольникова, помимо всех прочих душевных испытаний, автор «подвергает» еще и нравственной пытке встреч со следователем Порфирием Петровичем. Весь мир души героя Достоевского, его нравственные принципы, основа его натуры – всё это явственно проявляется во время интеллектуального поединка двух сильных личностей: героев-идеологов Раскольникова и Порфирия Петровича.

Порфирия можно назвать одним из «двойников» Раскольникова: во время их последней встречи следователь признается: «Что вы смелы, заносчивы, серьёзны и…чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с. Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую». Чтобы всё это понять, это надо пережить самому, хотя бы отчасти, надо и самому когда-то думать о «высших» и «низших» разрядах.

Уже с первой встречи, а точнее даже до нее, следователь Порфирий Петрович определил для себя, что такой человек, как Раскольников (автор статьи «О преступлении», в которой доказывает право сильных на «кровь по совести»), мог бы совершить преступление, однако преступление особого рода – не ради спасения от голода и нищеты, а ради проверки идеи. Порфирий изначально предвидит, что Раскольников – человек, обладающий немалым умом и сильной волей, раздраженный несправедливостью мира и способный восстать против самого Бога с его древнейшим законом «не убий». В первую встречу с Раскольниковым Порфирий словно проводит психологический эксперимент, желая узнать о своем противнике как можно больше, а потому намеренно искажая отдельные идеи его статьи, разжигая огонь в душе Раскольникова – огонь не только раздражения, но и воодушевления от высказывания своих убеждений перед тем, кто может их понять.

Безумное напряжение испытывает во время этой встречи Раскольников: он чувствует, что Порфирий ведет с ним какую-то странную, а то и страшную игру. «Знает Порфирий или нет? Подозревает ли его? Есть ли доказательства?» - эти вопросы постоянно мучают Раскольникова, заставляя ненавидеть следователя, но при этом держаться так, словно их словесный поединок – всего лишь невинная беседа по поводу статьи. Всё это выматывает Раскольникова, он в постоянном, ни на секунду не отпускающем напряжении.

Вторая встреча – пик столкновения. Следователь всё более и более запутывает Раскольникова, постоянно провоцирует его, говорит в основном Порфирий Петрович, излагая свою манеру «психологического следствия», основанного на глубоком знании человеческой натуры. Словно паук, плетет он словесную сеть, в которой Раскольников всё больше тонет, теряется в муке собственных переживаний, запутывается в этой немилосердной паутине. Раскольников чувствует, что Порфирий всё знает, только мучает его неизвестностью и ожиданием, напрямую заявляя, что именно это и составляет его цель. О, можно себе представить, как ненавидел Раскольников этого человечка с круглым брюшком, чуть ли не сладострастно произносящего слово «жертвочка»! Раскольников не хочет быть «жертвочкой», что-то в нём восстает против права Порфирия видеть в нем, Раскольникове, преступника, а потому он в бессильной злобе бросается на следователя, защищая свое право оставаться человеком.

Третью встречу Порфирия Петровича и Раскольникова можно назвать парадоксальной, настолько она неожиданна для читателей, но оказывается ожидаемой для героев романа. Раскольников даже не удивился, увидев в своей каморке следователя. Порфирий не хитрит больше, не расставляет сети, не наслаждается своей победой, даже голос его меняется – становится теплее, тише, мягче. Перед Раскольниковым не столько следователь, сколько сочувствующий ему человек, который знает о его преступлении, но всё же видит и уважает в нем личность. «Вы», - говорит Порфирий открыто и просто в ответ на вопрос Раскольникова: «Да кто же убийца?» Однако говорит не с тем, чтобы укорить, заклеймить, а с тем, чтобы убедить ненавидящего себя и жизнь, уже ни во что не верящего Раскольникова принять страдание, очиститься, воскреснуть душой. Жизни впереди много, духовная сила у Раскольникова есть, Бог ждёт его воскресения – нужно лишь уверовать прежде всего в себя. Порфирий чувствует, что всё старое, на что до сих пор опирался Раскольников нравственно, уже сломлено в его душе, а нового еще нет. «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху», - в этих словах Порфирия – ориентир для Раскольникова. Обрести «воздух» новой веры, новой жизни, найти Бога и любовь – в этом спасение.

Раскольников был даже благодарен в душе Порфирию за его слова, за то, что прозвучало из его уст это «Вы». Раскольников боялся, но боялся иного: что Порфирий его за «невиновного почитает», ведь тогда ему до конца жизни придется нести тяжесть на сердце (а Раскольников не мог не мучиться, такая уж натура у него была, и эту натуру Порфирий разглядел, а потому и поверил в него).

Этот мучительный интеллектуальный поединок был выигран Порфирием Петровичем, но Раскольников и сам не желал бы оказаться в нем победителем. Ведь победить – значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой – победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ