Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Порядок представления регулируется:
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон);
- Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и Порядка регистрации декларации пожарной безопасности";
- Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272) (далее - Правила расчетов).
Блок схема предоставления декларации пожарной безопасности в МЧС

Кто имеет право составлять пожарную декларацию ?
Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.
В ходе селекторного совещания, проведенного МЧС 07.02.2010, было отмечено, что руководитель учреждения (объекта защиты) имеет право привлечь к составлению ДПБ любого технического работника (специалиста) или организацию . При этом наличие у исполнителей каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС и др.) и т.п. не требуется (Письмо Рособразования от 27.02.2010 N 16-486/07-03 "О декларациях пожарной безопасности").
Декларация подписывается руководителем объекта защиты, заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС лично руководителем либо уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.

Декларация пожарной безопасности должна составляться в отношении каких объектов
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Регламента ДПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности (ч.1 ст.49 ГрК РФ) предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных). К объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
При этом в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ установлены исключения - виды объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза проектной документации не проводится;
2) зданий (их частей) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
К ним относятся:
- здания дошкольных образовательных организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные) (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.3 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (далее - Порядок));
- больницы (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.4 Порядка);
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Декларация может составляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию (п. 5 Порядка).

Случаи, в которых не требуется составление декларации пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности не составляется в отношении зданий следующих классов функциональной пожарной опасности (ч. 1 ст. 64 Закона):
- Ф1.3 - многоквартирные жилые дома (пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Также декларация пожарной безопасности не должна составляться в отношении объектов капитального строительства, по которым не проводится экспертиза проектной документации (ч. 1 ст. 64 Закона). Данные объекты перечислены в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и п. 1.1 Порядка. Некоторые из них (п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ) относятся к зданиям указанных выше классов Ф1.3 и Ф1.4. Однако в отдельных случаях, если при строительстве (реконструкции) используются бюджетные средства, экспертиза обязательна. Это правило предусмотрено для следующих объектов (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ):
- жилые дома блокированной застройки;
- многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из блок-секций (от одной до четырех), каждая из которых включает несколько квартир, помещения общего пользования и имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Соответственно, при строительстве или реконструкции указанных объектов с привлечением бюджетных средств необходимо составить .
В ч. 2 ст. 49 ГрК РФ также названы:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м, предназначенные для осуществления производственной деятельности и не требующие установления санитарно-защитных зон (либо если такие зоны для них установлены или должны быть установлены в пределах границ земельных участков, на которых расположены эти объекты) (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов) (п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- буровые скважины, предусмотренные техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или другой проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Такой технический проект (проектная документация) должен быть подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством РФ о недрах (п. 6 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).
В отношении объекта, имеющего не более двух этажей и общую площадь не более 1500 кв. м (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), владелец может добровольно составить декларацию пожарной безопасности (ч. 2 ст. 64 Закона).

Кто обязан представлять декларацию пожарной безопасности ?
Декларация пожарной безопасности должна разрабатываться и представляться собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (например, на праве аренды) (ч. 5 ст. 6 Закона).
Арендатор помещения также обязан подавать декларацию о пожарной безопасности, если согласно договору аренды, он несет ответственность за противопожарное состояние помещения и арендуемое помещение является отдельно стоящим зданием высотой более двух этажей и общей площадью более чем 1500 квадратных метров или отдельным пожарным отсеком в составе такого здания, к которому установлены требования пожарной безопасности. В иных случаях декларация пожарной безопасности подается в добровольном порядке.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - № 123-ФЗ) декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий и сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
Согласно ч. 5 ст. 6 № 123-ФЗ, п. 3 Порядка декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.
Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав части здания к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Также арендодателями могут быть лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
Таким образом, декларацию пожарной безопасности должны разрабатывать и составлять собственники объекта (или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании), в котором расположено арендуемое помещение. Подавать декларацию можно как для здания в целом так и для его части.
В договоре аренды можно указать, что ответственность за противопожарное состояние арендуемого помещения лежит на арендаторе: в этом случае декларацию должен подавать арендатор.

Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения
В КоАП РФ ответственность за непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями напрямую не установлена. Исходя, в частности, из судебной практики непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями может повлечь за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность установлена в виде предупреждения или штрафа в размере:
- для граждан (если есть доверенность от собственникика на право ведения документации) - от 2000 до 3000 руб.;
- для должностных лиц (если есть доверенность от собственникика на право ведения документации) - от 6000 до 15 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 руб.;
- для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Если декларация пожарной безопасности не представлена (либо представлена с неполными или недостоверными сведениями) в условиях введенного особого противопожарного режима, ответственность в виде штрафа наступает в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- для граждан - от 2000 до 4000 руб.;
- для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 40 000 руб.;
- для юридических лиц - от 200 000 до 400 000 руб.

Как правильно составлять декларацию пожарной безопасности в 2018 году
Декларация пожарной безопасности должна быть составлена согласно установленной форме, при ее составлении в бумажном виде необходимо заполнить два экземпляра (п. 10 Порядка). Форма декларации утверждена Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (Приложение N 1 к Приказу).
В декларации отражаются следующие сведения:
- данные об объекте защиты и лице, которому он принадлежит.
В отношении юридического лица, которому принадлежит объект защиты, указываются его организационно-правовая форма и наименование - полное, сокращенное (при наличии) и фирменное. Если объект защиты принадлежит физическому лицу, в декларации приводятся его фамилия, имя и отчество. Необходимо также указать функциональное назначение объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта). Кроме того, рекомендуем привести класс функциональной пожарной опасности объекта защиты;
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН).
Если объект защиты принадлежит физическому лицу, данную строку декларации можно не заполнять;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- место нахождения объекта защиты.
Указывается адрес фактического места нахождения объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта);
- контактная информация лица, которому принадлежит объект защиты.
Указываются почтовый адрес и адрес электронной почты, телефон, факс юридического или физического лица, которому принадлежит объект защиты.
Далее в декларации последовательно заполняются три раздела:

Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.
В форме декларации указано, что данный раздел должен заполняться в том случае, если проводился расчет пожарного риска. Такой расчет не требуется, если выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности (ч. 3 ст. 6 Закона).
Также расчет пожарного риска не требуется по объектам, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу Закона (ч. 3 ст. 6 Закона).
В разделе указываются:
- расчетные значения уровня пожарного риска;
- допустимые значения уровня пожарного риска;
- комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272. Расчеты проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Законом (п. 2 Правил расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются на основании (п. 3 Правил расчетов):



г) оценки последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России (п. 5 Правил расчетов). На данный момент утверждены:
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (утв. Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382);
- Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (утв. Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета (п. 7 Правил расчетов), который, как указано в форме декларации, должен прилагаться к ней.

Какой порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска при составлении декларации пожарной безопасности ?
Из ч. 7 ст. 6 Федерального закона следует, что порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 утверждены Правила, устанавливающие порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом, при составлении декларации пожарной безопасности.
Согласно п. 2 Правил расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом.
На основании ст. 79 Федерального закона индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.
Согласно п. 3 Правил определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности утверждена Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382.
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах утверждена Приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.
Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.

Раздел II. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.
Данный раздел, согласно форме декларации, может быть заполнен одним из двух способов:
- исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. В таком случае сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно (абз. 9 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности");
- путем приведения реквизитов документов страхования (страхового полиса, прилагаемого к декларации при его наличии).
К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.
При заполнении раздела об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В разделе могут быть указаны стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара.

Раздел III. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.
В данном разделе, как указано в форме декларации, должен приводиться перечень статей (частей, пунктов) федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов для конкретного объекта защиты (ч. 4 ст. 64 Закона).
Перечислим эти Законы и документы:
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия»;
- Приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
В перечне должны быть указаны не просто документы, а конкретные пункты, которые выполняются декларантом на своем объекте . Для этого необходимо изучить документацию, требования которой распространяются на объект. На сайтах различных организаций размещены примеры заполнения ДПБ для объектов защиты различного функционального назначения.
их называют образцами пожарной декларации и предлогают скачать примеры..
декларации пожарной безопасности на детский сад

автошколу
декларации пожарной безопасности на автомастерскую
декларации пожарной безопасности на торговый ценктр
декларации пожарной безопасности на больницу
декларации пожарной безопасности на доу
декларации пожарной безопасности на школу
декларации пожарной безопасности на магазин
декларации пожарной безопасности на поликлинику
декларации пожарной безопасности на производство
Однако все они заполнены по устаревшей форме, в них не указаны последние нормы, в декларации должен быть только перечень пунктов и как можно меньше текста.
В декларации указываются должность, фамилия и инициалы разработавшего ее лица (которое должно заверить декларацию своей подписью), проставляется дата заполнения. Декларант - юридическое или физическое лицо также проставляет на ней оттиск печати.

Основание для отказа в регистрации декларации пожарной безопасности
Основанием для отказа в регистрации декларации может послужить только ее несоответствие установленной форме. В таком случае должностные лица органа МЧС возвращают декларацию ее составителю с письменным указанием причин отказа (п. 13 Порядка, абз. 10 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности").
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС только при дальнейшем проведении мероприятий по контролю (абз. 2 п. 12 Порядка).

В каких случаях нужно вносить изменения в существующую ДПБ или разрабатывать новую?
Данный документ уточняется или разрабатывается вновь, если произошли изменения, затрагивающие содержащиеся в ДПБ сведения (например, смена собственника объекта защиты, изменение функционального назначения объекта либо сферы деятельности организации, проведение капремонта, реконструкции или технического перевооружения, появление новых нормативов) (ч. 6 ст. 64 Регламента). Поправки, вносимые в декларацию, регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ.
Декларация уточняется путем внесения изменений, которые прилагаются к ней и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации (п. 8 Порядка). Уточненная декларация должна быть представлена в течение одного года со дня изменения сведений (ч. 3 ст. 64 Закона).
Первый вариант - если требования пожарной безопасности или сведения в декларации изменились, компания должна будет подать в территориальный орган МЧС заявление о внесении изменений в реестр. Оно будет составляться в произвольной форме. К заявлению нужно будет приложить копии документов, подтверждающих наличие изменений.
Второй вариант - разработать новую пожарную декларацию с учетом всех поправок.
Сейчас * в случае изменений декларация уточняется или разрабатывается вновь. При этом уточнение ** происходит путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации.
*7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
**8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.
Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".

РЕКЛАМА В БЛОГЕ
Разработка декларации пожарной безопасности и регистрация в МЧС, сроки и гарантии на сайте https://dekpb.ru

Что такое декларация пожарной безопасности?

Какую информацию включают в декларацию?

Кто оформляет декларацию?

Что будет, если не оформить декларацию?

Что такое декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности (далее - декларация) - это документ, который подтверждает соблюдение норм пожарной безопасности на объекте. Ее составляют как на предприятие в целом, так и на его отдельные части: здания, сооружения, помещения.

Декларация обязательно нужна для ввода в эксплуатацию всех объектов капитального строительства, кроме:

  • зданий детских дошкольных образовательных учреждений и их спальных корпусов;
  • больниц, домов престарелых и инвалидов;
  • жилых домов высотой до трех этажей;
  • нежилых объектов высотой до трех этажей и площадью до 1500 кв. метров, которые не относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Объект капитального строительства

Это любое недостроенное здание, сооружение, объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.

Какую информацию включают в декларацию

Декларация состоит из титульного листа, на котором указывают информацию о декларируемой организации, и трех разделов:

Раздел 1. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:

  • рассчитать вероятность пожара;
  • рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
  • оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
  • оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.

Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год (Статья 79 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:

  • объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
  • на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании») и другими нормативными документами, о которых будет сказано ниже.

Советует

Александр МАКУШКИН,

начальник отдела независимой оценки риска и экспертизы пожарной безопасности ООО «Серконс» (Москва)

В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.

Раздел 2. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.

Раздел 3. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Это самый объемный и самый полезный раздел, в котором собраны все требования по пожарной безопасности к конкретному объекту. Их выбирают из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
  • свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (Утвержден приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/14);
  • СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Утверждены постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78);
  • СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений (Приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. № 18-7);
  • СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (Введены в действие постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78.);
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 115.);
  • ГОСТ 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст.);
  • Правил устройства электроустановок;
  • свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171.);
  • свода правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (Утвержден приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. № 693);
  • свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173);
  • свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (Утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288);
  • свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175);
  • свода правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 115);
  • свода правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 116);
  • свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178);
  • свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179);
  • свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный трубопровод. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 180);

Окончательный перечень документов будет зависеть от многих факторов, таких как характер деятельности декларируемой организации, количество людей на территории, архитектурные и территориальные особенности объекта.

Кто оформляет декларацию

Обычно декларацию составляет застройщик, если это проектируемый объект, или собственник, если это существующий объект. Самой трудной будет процедура оценки пожарных рисков. Чтобы ее провести, нужно иметь довольно глубокие знания по пожарной безопасности.

Есть две методики, по которым определяют пожарный риск:

  • для производственных объектов используют методику, утвержденную приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404;
  • для остальных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности применяют методику, утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.

Функциональная пожарная опасность

По пожарной опасности здания разделяют на следующие классы:

Ф1 - здания для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

  • Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;
  • Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
  • Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
  • Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным числом посадочных мест в закрытых помещениях;
  • Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
  • Ф2.3 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест на открытом воздухе;
  • Ф2.4 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
  • Ф3 - здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
  • Ф3.1 - здания организаций торговли;
  • Ф3.2 - здания организаций общественного питания;
  • Ф3.3 - вокзалы;
  • Ф3.4 - поликлиники и амбулатории;
  • Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
  • Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
  • Ф4 - здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления, в том числе:
  • Ф4.1 - здания общеобразовательных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • Ф4.2 - здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
  • Ф4.4 - здания пожарных депо;
  • Ф5 - пожарные отсеки производственного или складского назначения, входящие в состав зданий с классами Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе:
  • - Ф5.1 - производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
  • Ф5.2 - стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта;
  • Ф5.3 - сельскохозяйственные здания.

Оценкой пожарных рисков занимаются специализированные организации. Стоимость такой услуги начинается от 50 000 рублей по московским расценкам и зависит от площади предприятия.

Предупреждает

Алексей АНДРЕЕВ,

генеральный директор ООО «ЭАЦ «Технологии труда» (Москва)

При подаче декларации не забудьте приложить к ней расчеты по оценке пожарного риска (если он проводился) и копию страхового полиса (если объект застрахован). Иначе в пожарном надзоре МЧС России откажутся регистрировать документ.

Как самостоятельно оформить декларацию

Если оценивать пожарные риски не требуется (Для предприятий, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), то декларацию вполне можно разработать самостоятельно. В организации этим может заняться специалист по пожарной безопасности или сотрудник, ответственный за пожарную безопасность. Для этого не нужно никаких лицензий или аккредитаций. Главное - соблюдать форму документа, которая установлена приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91.

Что будет, если не оформить декларацию

Если при проверке обнаруживается отсутствие декларации пожарной безопасности, то владелец объекта может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20.4 КоАП РФ. За это и иные нарушения должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 6 до 15 тысяч рублей, юридическому лицу придется заплатить от 150 до 200 тысяч рублей. Разумеется, документ составляется в том случае, если категория помещения по взрывопожарной опасности того требует.

В случае отсутствия декларации при проверке на объекте в рамках особого противопожарного режима виновные могут быть подвержены административному штрафу в следующих размерах: должностные лица от 15 до 30 тысяч рублей; юридические лица — от 400 до 500 тысяч рублей.

Если из-за этого человек получит тяжелое повреждение здоровья, нарушителю грозит:

  • штраф до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за шесть месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
  • Если человек погибнет, нарушителю грозит:
  • ограничение свободы на срок до пяти лет;
  • или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

Ответы на ваши вопросы

На какой срок разрабатывается декларация?

Правда ли, что декларация имеет ограниченный срок действия? Тогда как часто нужно ее сдавать?

Нет, это неправда. У декларации нет срока действия, ее нужно сдать один раз за все время существования объекта. Переработать документ и сдать повторно придется, если:

  • изменятся сведения об объекте, в том числе его функция (например, магазин решат переоборудовать под ресторан);
  • изменятся требования пожарной безопасности.

Нужно ли согласовывать декларацию?

С кем нужно согласовать декларацию и где ее зарегистрировать? Могут ли отказать в регистрации? Что делать в такой ситуации?

Декларацию не нужно согласовывать, а только зарегистрировать в территориальном органе государственного пожарного надзора МЧС России. Есть несколько основных причин для отказа в регистрации декларации:

  • документ не соответствует форме, установленной приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91;
  • не заполнен первый раздел декларации без обоснования причины;
  • не приложен отчет по оценке пожарного риска (в случае указания величины риска) или копия договора страхования (в случае если объект застрахован);
  • декларация не подписана разработчиком;
  • некорректные сведения на титульном листе;
  • документ не прошит и не скреплен печатью.

При отказе вам вернут декларацию с письменным перечнем ее недостатков. Документ нужно будет переделать и подать на регистрацию повторно.

Кто проверяет наличие декларации?

Кто может проверить наличие у организации декларации пожарной безопасности?

Проверить наличие зарегистрированной декларации, а также правильность ее заполнения мож ет только сотрудник государственного пожарного надзора МЧС России во время плановой или внеплановой инспекции.

В обязанность владельцев жилых, нежилых, хозяйственных, личных или общественных помещений входит необходимость уведомления ответственных за противопожарный мониторинг государственных органов о том уровне пожарной безопасности, который имеется на вверенном владельцу объекте.

Для этого составляется документ – Декларация пожарной безопасности. В декларации пожарной безопасности юридического лица – собственника объекта содержится перечень нормативных документов, являющихся основанием для осуществления мер пожарной безопасности на объекте.

Образцы деклараций 2017 года

Декларация пожарной безопасности, являясь официальным документом должна составляться и оформляться в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 24.02.09 года на основе данного регламента был разработан приказ МЧС РФ № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности». Он так же влияет на факт вступления декларации в силу. После этого прекращается влияние на пожарную безопасность объекта правил, действовавших на нее ранее.

Как минимум, четыре темы должны быть отражены в пожарной декларации. Первая тема – это способы, обеспечивающие удобство и отсутствие загроможденностей на путях . Характеристика мер, направленных на предотвращение пожара отражена во второй теме.

В третьей теме описываются действия и меры, препятствующие распространению очага пожара и, как следствие способствующие быстрому и эффективному тушению огня. Четвертая тема раскрывает способы обеспечения порядка оказания помощи при проведении неотложных спасательных работ.

Заполняя форму пожарной декларации, учитывается факт возможного нанесения ущерба третьим лицам в случае пожара. При этом предъявление в какие-либо организации методичек, согласно которым рассчитывается нанесенный ущерб – не обязательное условие.

Собственнику дается право самостоятельно определять, на основании каких характеристик оценивается пожарный риск на вверенном ему объекте. Также и органам Госпожнадзора не разрешается требовать от собственника какие-либо дополнительные документы, кроме тех, что предусмотрены установленным пакетом.

Декларация пожарной безопасности является уведомительным документом, поэтому декларанту необходимо уведомить соответствующие государственные структуры, что на его предприятии нет расхождений в придерживании правил пожарной безопасности с тем, как это засвидетельствовано в декларации. За это владелец несет полную ответственность.

Следует также помнить, что введение в эксплуатацию каждого вновь построенного промышленного, общественного или административного здания без пожарной декларации не допустимо. Декларация является основным документом, который свидетельствует, что объект соответствует необходимым требованиям пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Составление декларации в кратчайшие сроки. Сдача в ОНД МЧС.

ДЕКЛАРАЦИЯ СОСТАВЛЯЕТСЯ:

в соответствии с ФЗ №123 статьей 6 ("Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности ") Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона.

Декларация утверждается уполномоченным органом - МЧС России. В обязанности собственника здания, сооружения, строения или производственного объекта входит заполнение декларации в рамках реализации мер пожарной безопасности. Декларация в уведомительном порядке подается в уполномоченный орган. Важно помнить, что декларацию представляют до ввода в эксплуатацию объекта защиты.

Не всем предпринимателям необходима Декларация пожарной безопасности. Только те здания, сооружения и производственные объекты, для которых законодательством предусмотрено проведение экспертизы проектной документации, должны иметь соответствующую декларацию. О форме Декларации и порядке ее подачи можно узнать из утвержденного приказа МЧС РФ «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

Заполняется Декларация в двух экземплярах, после чего ее с подписями направляют в территориальный отдел МЧС России. На проверку сведений, указанных в декларации у сотрудников МЧС России уходит 5 рабочих дней. Если нормативно-правовой акт заполнен правильно, то осуществляют его регистрацию. С момента присвоения декларации регистрационного номера в течение трех рабочих дней один экземпляр Декларации направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй хранится в органе МЧС России.

Декларация пожарной безопасности – важный документ, гарантирующий, что объект капитального строительства или его часть соответствуют нормам ПБ. Рассмотрим правила ее составления и предоставления в Госпожнадзор.

Из этой статьи вы узнаете:

Зачем нужна декларация пожарной безопасности, и что это такое

Определение

Всё необходимое – в подготовленном экспертами

ДПБ, как форма отчетности, была введена в 2008 году, однако за минувшее десятилетие еще не стала привычной формой, ведь на практике она требуется не всегда.

Кому и в каких случаях нужно разрабатывать декларацию

Объектом декларирования является объект капитального строительства или его отдельная часть (сооружение, помещение и т.д.). Однако не на каждое здание необходимо подавать ДПБ.

Исключения составляют:

  • Временные постройки и сооружения типа гаражей, навесов и киосков.
  • Детские сады, больницы, учреждения для престарелых граждан и инвалидов.
  • Малоэтажные (до 3 этажей) дома, а также нежилые здания той же высоты и общей площадью до 1500 кв.м, за исключением .

Впрочем, и в этих ситуациях может потребоваться ДПБ, если будут рассчитываться пожарные риски или здание страхуется от пожара.

Декларация предоставляется в территориальный орган Государственного пожарного надзора и проверяется им.

Обязанность организовать процедуру оформления декларации пожарной безопасности лежит на собственнике объекта.

Что ДПБ должна содержать

Форма заполнения ДПБ дана в Приложении к (ред. от 21.06.2012) «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

О том, как правильно рассчитываются все пожарные риски,

Заполнять данный раздел следует не каждой организации: в этом нет необходимости, если здание стало эксплуатироваться до начала действия Федерального закона от 22 июля 2008 г. или в том случае, если исполнены требования технических регламентов и других нормативных документов по пожарной безопасности.

Обратите внимание: если ДПБ не содержит расчет пожарного риска, составить декларацию можно силами предприятия. Обычно руководитель поручает это сделать специалисту по пожарной безопасности или ответственному сотруднику. Заполнение ДПБ в таком объеме не требует услуг аккредитованной организации, достаточно четко соблюдать форму.

Раздел 2 , в котором собственник здания оценивает возможный ущерб от пожара имуществу, принадлежащему третьим лицам.

Сумма проставляется в рублях. Если в здании нет арендаторов и выполнены все требования по расстояниям между рядом стоящими сооружениями, её можно оценить как «ноль». Если здание застраховано, то необходимо привести полные реквизиты подтверждающих документов.

Раздел 3 , предназначенный для перечня нормативной документации и федеральных законов, требования которых обеспечены на данном объекте.

Куда и как нужно представить ДПБ

ДПБ заполняется по форме и направляется в территориальный орган Госпожнадзора . Если выбран бумажный носитель – отправляется по почте, если электронный – через соответствущие сайты МЧС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг , на которых предусмотрен вариант пошагового заполнения декларации.

После этого в течение трех дней данный документ проверяется, вносится в перечень, ему присваивается соответствующий регистрационный номер, о чем сообщается декларанту.

Отказ в регистрации ДПД может последовать в случаях, если указанные сведения не подтвердились, у объекта сменился собственник или изменилась техническая часть объекта.

Ответственность за отсутствие декларации

ДПБ необходимо предоставлять всем организациям, владеющим зданиями либо вводящим в эксплуатацию объекты капитального строительства (кроме указанных выше исключений). Если это не будет сделано вовремя или выполнено с нарушениями, то повлечет, как минимум, административную ответственность согласно .

Внимание, штраф!

Штрафы за отсутствие либо ложную информацию в ДПБ:

    Для ИП – от 1000 до 1500 р.

    Для должностных лиц – от 6000 до 15 000 р.

    Для организаций сумма штрафа еще выше – от 150 000 до 200 000 р.

Однако это еще не все. Если на объекте случится возгорание и пострадают люди, за неправильную или несданную ДПД наступает уголовная ответственность ().

За тяжелые повреждения здоровья лицо, нарушившее пожарную безопасность, будет наказано штрафом до 80 000 руб. либо на сумму полугодового дохода, или будет лишено свободы на срок до 3 лет, причем этому сопутствует дальнейшие ограничения по работе на определенных должностях.

В случае гибели при пожаре третьих лиц ответственный сотрудник будет отправлен в «места не столь отдаленные» на срок до 5 лет с тем же запретом на некоторые должности или деятельность.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ