Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы в написании сочинения в виде рассуждения.
Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.
Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль .
Шаг первый . Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:
Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Пример . Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис .
При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».
Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события . В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение , но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
Пример . Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше ». Почему?
Аргументом может служить и личный опыт , но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
Шаг второй . Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный» .
Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
Как писать сочинение-рассуждение
Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
Итак, рассуждение - это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
Схема сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.
Вступление в сочинении-рассуждении - это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация - не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения - три.
В роли аргументов могут выступать:
Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом...
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, ...
В этом легко убедиться, обратившись к…
Например...
Допустим…
По свидетельству (кого-либо)…
Предположим…
Так как; потому что…
Во-первых, во-вторых и т.д.
В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.
Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно ...
Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
Материалы, использованные при подготовке рубрики:
Теоретические сведения "Типы речи"
РАССУЖДЕНИЕ
1. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы.
2. Признаки рассуждения:
Построение (тезис – высказывается какая-то мысль; доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами; вывод, или заключение). Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.
Между тезисами и аргументами в тексте, между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое.
Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом.
В рассуждении используются сложные предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как
Рассуждение может выступать разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.
В сочинениях-рассуждениях публицистического стиля речи полезно употреблять побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи. Обращения, повторы, пословицы, поговорки – все это также помогает яркости и выразительности языка.
Рассуждение
(почему? зачем? что это значит?)
-воздействие на ум и чувства(д.б. логически стройная система аргументов)
1. Стили: худ.,публиц., научный, в форме письма, статьи, рецензии, доклада, полемического выступления
2. Медитативный текст (внутренний диалог), слова, обозначающие отвлеченные понятия.
3. Слова: конечно, разумеется, самое главное, во-первых, наконец, итак, следовательно и др.
4. Полезно использовать побуд., вопр., воскл. предложения, риторические вопросы, обращения, повторы, пословицы, поговорки.
5. Части рассуждения м.б. связаны по смыслу и интонационно.
6. Схема построения:
1. тезис
2. док-во
3. вывод
не всегда есть все 3 части.
7. Худ средства как в повествовании и описании.
8. Синтаксис:
Энтимема, неполные прерванные пр-ния, с/п пр-ния (потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что)
Нередко школьники получают в качестве домашнего задания написание сочинения. Это может быть рассуждение, описание, а иногда и повествование. Такое задание не является сложным, однако требует соблюдения некоторых правил.
Текст-рассуждение - одна из наиболее трудных форм текстов, с которыми приходится сталкиваться школьникам. Ведь работа над таким сочинением основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический (примеры текста-повествования, рассуждения будут рассмотрены ниже).
Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса.
Текст-рассуждение обязательно должен содержать в себе следующие структурные элементы:
Каковы же правила написания текста-рассуждения? На уроке нередко учителя обращают внимание школьников на следующие моменты:
Рассмотрим небольшой пример текста-рассуждения на тему «Вред курения».
«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.
Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».
Иногда школьникам нужно написать художественный текст-рассуждение. В таком случае работа должна содержать в себе как элементы рассуждения, так и аспекты художественного текста. О последнем необходимо помнить, что подобный текст должен содержать в себе различные языковые средства - сравнения, эпитеты, метонимию, метафоры.
Для того чтобы написать хороший художественный текст, от автора потребуется хорошее воображение, грамотность. Не обойтись и без личных идей, багажа личного опыта. Если все эти пункты присутствуют, можно перейти к рассмотрению следующих правил, придерживаясь которых, можно написать красивый художественный текст.
Текст-повествование отличается тем, что в нем события или же явления описываются одно за другим. Схема построения такого сочинения следующая:
Рассмотрим Рассуждения можно также включать в данный однако они не должны занимать в нем центральное место. Сочинение расскажет о фрагменте жизни вымышленного персонажа - пенсионерки Маргариты Николаевны.
«Весенним утром 25-го апреля в городе... стояла хорошая погода. Маргарита Николаевна, одинокая пенсионерка, жившая в одном из старых домов по улице..., вышла погулять. Она прошла пару остановок и повернула за угол. Внезапно Маргарита Николаевна поняла, что на улице ей не встретилось ни одного человека. Она продолжала свой путь, и внезапно из-за угла показалась фигура человека в полицейской форме, шарфе и фуражке. Испуганная отсутствием людей на улицах, Маргарита Николаевна стала звать полицейского: «Товарищ милиционер! Будьте добры, объясните, что здесь происходит?». Однако страж закона, не оборачиваясь, шел вперед.
Маргарита Николаевна из последних сил ускорила шаг, и стала его догонять. Пожилая женщина почти выбилась из сил, но все-таки догнала странного прохожего. Но когда она обернулась, удивлению ее не было предела: в форме полицейского оказался огромный пес, смотревший на женщину умными глазами. «Сударыня, вынужден вам сообщить, что этой ночью власть в Каменске захватили собаки. Все люди переселены в специальные вольеры. Вас не подвергли данным санкциям за исключительно доброе отношение к представителям нашего рода в течение всей жизни. Если вы хотите навестить кого-либо из родственников, вам необходимо получить специальное удостоверение».
Школьное сочинение написать несложно. Придерживаясь простых правил, можно получить хорошую оценку в школе, а также набраться необходимого опыта. Знание необходимых правил, описанных в данной статье, поможет справиться с таким заданием.