Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывания.

Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, поездок и пребываний (принцип VI). Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают: заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

В международном туризме принято различать полицейские и санитарные формальности.

При этом под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной пограничной службой).

Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для выезда и въезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Таможня является государственным органом, осуществляющим в соответствии с национальным законодательством контроль за прохождением через государственную границу грузов, багажа, пассажиров, почтовых отправлений, денежных средств и драгоценностей, взимание установленных пошлин и других сборов, а также задержание грузов, которые не отвечают установленным законодательством условиям.

Таможенные формальности представляют процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны (аэропорты, железнодорожные, морские и речные вокзалы, пункты пересечения границы на автодорогах). Таможенные формальности для туристов и путешественников обычно состоят из письменного или устного декларирования перечня и количества перевозимых вещей, товаров и денег (валюты), разрешенных к перевозке. Если турист проходит по так называемому красному коридору, то заполнение таможенной декларации является обязательным условием (Приложение 18). Если же турист не перевозит товаров и ценностей сверх установленных таможенными правилами норм, он может проследовать по «зеленому коридору», где заполнение таможенной декларации необязательно.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации письмом от 9 июля 1997 г. № 02-07/12925 установил порядок применения и оформления таможенной декларации единой формы, утвержденной Советом руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. Таможенная декларация единой формы действует с 1 января 1998 г. Таможенная декларация применяется при таможенном контроле за товарами и предметами, принадлежащими физическим лицам. Заполнение декларации предусмотрено для лиц, достигших 16-летнего возраста. При временном въезде заверенная сотрудником таможенная декларация остается на руках владельца и при утере не возобновляется. При необходимости багаж и валютные средства могут быть проверены таможенниками. Провоз вещей и товаров сверх установленной нормы облагается специальным налогом.

Таким образом, таможенные формальности связаны с выполнением установленных государством таможенных правил и уплатой туристом налогов, пошлин, сборов и других начислений. Как представляется, основной проблемой при этом является большой разброс в разрешениях различных стран на беспошлинный ввоз и вывоз вещей и товаров: то, что пропущено на законных основаниях в стране выезда, может быть запрещено таможней в стране пребывания.

Перечень товаров и порядок их провоза-ввоза определяется соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Общие правила перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации утверждаются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Он же определяет и перечень товаров, которые могут быть ввезены и вывезены (перемещены) в ограниченном количестве, как облагаемых, так и освобождаемых от уплаты таможенных пошлин. Таможенные декларации и досмотры могут выступать в качестве факторов, сдерживающих туристские расходы.

В ряде регионов России местные власти устанавливают дополнительные туристские сборы, которые отрицательно сказываются на туристских посещениях. Причем в ряде случаев взимаются чуть ли не одновременно «зональный сбор», «курортный сбор», «районный сбор», «местный сбор» и иные сборы, не способствующие развитию туризма и увеличению потока посетителей в данный регион и страну в целом. Туристы, как правило, болезненно относятся к местным туристским сборам, поэтому турагентам рекомендуется заранее, зная размеры сборов, включать их в стоимость реализуемого тура. Наличная валюта и российские рубли также указываются туристом в таможенной декларации. Вывоз иностранной валюты регламентируется соответствующими инструкциями Центрального Банка России и » Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Вывоз и ввоз в Россию валюты РФ разрешены резидентам и нерезидентам. Сумма валюты на одно физическое лицо установлена в пределах пятисот минимальных размеров оплаты труда в Российской Федерации.

Отечественному туристу в настоящее время разрешается вывоз валюты в определенном размере, превышение этой суммы должно быть подтверждено именным разрешением уполномоченного на обмен валюты банка или таможенной декларацией предыдущей поездки. Дорожные чеки и кредитные карточки не декларируются. В случае обнаружения у туриста валюты, не записанной в декларации, она изымается. Поскольку валютные формальности меняются достаточно часто, турфирмы обязаны информировать об этом туристов, отправляющихся в зарубежную поездку.

Разрешить ввоз валюты при внесении ее суммы в таможенную декларацию;
- предоставлять полную информацию потенциальным посетителям и туристам, чтобы свести к минимуму их неудобства и финансовые затруднения при пересечении границы;
- предоставлять туристам возможности обратного обмена валюты при выезде;
- обмен ввозимой валюты на национальные деньги производится по желанию туриста;
- на КПП при въезде должны быть вывешены правила, регулирующие обмен валюты и текущий курс обмена;
- при выезде туристов из своей страны разрешить иметь им достаточные суммы денег для обратной поездки по стране.

Паспорт является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина. В нем содержатся сведения о поле, возрасте, месте рождения и жительства, гражданстве. Заграничный паспорт выдается в ряде государств, в том числе и в России. Помимо заграничных паспортов в отдельных случаях могут использоваться: дипломатические, служебные, консульские паспорта; паспорт (удостоверение личности) иностранца или лица без гражданства, выдаваемый иностранному гражданину, постоянно проживающему в государстве; семейные паспорта на мужа и жену (с детьми или без детей); паспорт (удостоверение личности) ребенка, паспорт моряка и ряд других.

По Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» при утрате туристом за границей своего загранпаспорта ему выдается временный документ, удостоверяющий личность и дающий право туристу на возвращение на родину. Этот документ выдается российским консульством в стране пребывания.

Во многих странах при прохождении паспортного контроля требуется заполнение специальной карточки прибытия. Это делается в целях контроля за въездом-выездом граждан, а также сбора статистических данных.

Как правило, въезд в страну пребывания требует получения визы. Виза (лат visa, мн. ч. от visum - просмотренное) - это специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию. Разрешение может быть проставлено в паспорте или представлять собой отдельный документ, например, групповая туристская виза (Приложение 16). Основанием для выдачи туристской визы является согласие принимающей туристской фирмы предоставить туристу обслуживание по согласованному маршруту и в подтвержденные сроки, а также вызовы-приглашения для посещения родственников и знакомых или поездок с деловыми целями. Визы бывают: одноразовые и многоразовые, индивидуальные и групповые: студенческие, въездные; транзитные; выездные, шенгенские и др . Для получения визы, как правило, заполняются визовые анкеты (с фотографией) и платятся консульские сборы. В некоторых случаях (например, при поездке в Англию, США) заявитель может быть приглашен в консульство на собеседование.

Минимальный срок обращения за визой зависит от межгосударственных соглашений, сложившейся практики, вида паспорта, целей поездки и ее продолжительности. Ряд туристских фирм имеет разрешение (референс) на консульское обслуживание туристов. Однако наличие визы не дает гарантии совершения поездки. Ряд государств (США, Швеции и др.) требует от иностранных туристов иметь при себе обратный билет и финансовые средства, достаточные для пребывания в стране в течение указанного срока. В соответствии с российским законодательством контроль за наличием виз на въезд в иностранное государство возлагается на транспортные компании (компании-перевозчики).

В семи европейских странах с 26 марта 1995 г. вступило в действие Шенгенское соглашение , упраздняющее пограничный контроль на внутренних границах Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Германии, Франции, Испании и Португалии. Впоследствии, к Шенгенскому соглашению присоединилась Греция и ряд других стран. Введены два типа виз:

- единая шенгенская виза , выдается на срок до трех месяцев и дает право беспрепятственно передвигаться по территории стран, заключивших Шенгенское соглашение;
- национальная въездная виза на срок свыше трех месяцев, выдача которой остается прерогативой государства, входящего в Шенгенское соглашение.

Групповых шенгенских виз нет. Для туристов из стран, не входящих в Европейский союз, в том числе и России, сохранен визовый порядок въезда. Льготный порядок въезда распространен на граждан Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Латвии, Литвы и Эстонии.

Требования консульских служб иностранных государств для получения выездных-въездных виз и перечень стран, въезд в которые осуществляется без виз, постоянно меняются.

Турфирмы при оформлении виз для своих клиентов сталкиваются с широким кругом проблем, которые условно можно разделить на три группы. Первая связана с организацией работы зарубежных консульств и их сотрудников, вторая - с требованиями к процедуре оформления виз, устанавливаемыми министерствами иностранных и внутренних дел соответствующих стран и являющимися нормативами для консульств. К ним в первую очередь относятся список необходимых документов, порядок их приема и рассмотрения, сроки оформления виз, порядок аккредитации турфирм, виды выдаваемых виз и т. д. Третья группа проблем - государственное регулирование вопросов, связанных с получением выездных виз с российской стороны. Восточно-Европейский институт социальных технологий и туризма в середине 1998 г. провел экспертный опрос 151 московской турфирмы (из постоянно работающих с консульскими отделами посольств) по проблемам, возникающим при оформлении виз. Рейтинг (оценка по 10-балльной шкале) консульских отделов 30 посольств по оформлению виз представлен в табл. 7.1.

Таблица 7.1.

Место Консульство Рейтинг
1 Дания 9,67
2 Таиланд 9,65
3 Малайзия 9,44
4 Сингапур 9,30
5 Тунис 9,30
6 Индонезия 9,22
7 Филиппины 8,80
8 Швейцария 8,76
9 Финляндия 8,64
10 Бразилия 8,33
11 Литва 8,07
12 Южная Корея 8,00
13 Мексика 7,79
14 Испания 7,69
15 Израиль 7,45
16 США 7,42
17 Латвия 7,42
18 Китай (КНР) 7,40
19 ЮАР 7,17
20 Франция 7,04
21 Австрия 6,63
22 Швеция 6,61
23 Португалия 6,50
24 Нидерланды 6,47
25 Австралия 6,20
26 Япония 6,13
27 Германия 6,04
28 Великобритания 6,03
29 Греция 4,98
30 Италия 4,55

Тарифные сборы, связанные с оказанием визовых услуг при оформлении приглашений для въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию, приведены в Приложении 26 .

Ввоз и вывоз из России культурных ценностей определены Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4806-1. К категории предметов, подпадающих под его действие, отнесены исторические и художественные ценности, старинные книги, редкие рукописи, уникальные и редкие музыкальные инструменты, старинные монеты, ордена и медали, редкие коллекции и др. Культурные ценности, заявленные к вывозу из России, подлежат обязательной экспертизе.

Под действие Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» подпадают также редкие коллекции и образцы флоры и фауны. Многие из них защищены Конвенцией по международной торговле видами флоры и фауны, которым грозит исчезновение, подписанной практически всеми странами мира.

Ограничения, как правило, связаны с редкими растениями, например орхидеями, кактусами; животными - обезьянами, попугаями, тиграми, леопардами, бегемотами, крокодилами и т. п., а также изделиями из этих животных. Образцы флоры и фауны, защищенные к вывозу, могут быть конфискованы на таможне.

Определенные ограничения существуют для ввоза и вывоза мелких домашних животных, таких, как собаки, кошки. Особенно это относится к элитным домашним животным. Как правило, для ввоза-вывоза домашних животных требуется иметь документальное подтверждение о сделанных им прививках в виде ветеринарного сертификата и справок о прививке против бешенства. Следует иметь в виду, что указанные документы имеют установленный срок действия.

Медицинские формальности относятся к санитарным формальностям. Соблюдение установленных медицинских правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туриста.

На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет добиваться поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу , которые являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе через туризм. ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствии с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением санитарного контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО «Зарубежный туризм - пограничные формальности».

Международные медико-санитарные правила Всемирной организации здравоохранения действуют с 1951 г.

К числу карантинных заболеваний международной значимости относятся: чума, оспа, холера, желтая лихорадка. Публикуются списки стран, для поездки в которые необходимы прививки, подтверждаемые сертификатами установленного международного образца.

Существуют определенные медико-санитарные правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться турфирмами до сведения клиентов до начала поездки в виде информационного листка, как этого требует соответствующий российский стандарт по туристско-экскурсионному обслуживанию. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что подтверждается его подписью.

Под страхованием понимается система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.

В России приняты и действуют следующие основные законодательные нормативные документы по страхованию:

Указ Президента России «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 г. № 750 (в редакции от 6 апреля 1994 г. № 667);
- Указ Президента России «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1992 г. № 667»,
- Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в редакции Закона от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ);
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ и ряд других документов.

Государственным органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью является департамент страхового надзора Минфина России.

Страхование бывает обязательное или добровольное, групповое или индивидуальное и осуществляется на основании соответствующих правил. В правилах страхования приводятся порядок заключения, изменения, прекращения и срок действия договора страхования, рассматриваются страховые риски и случаи, а также страховая сумма, страховой взнос и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.

Виды страхования в сфере туризма включают страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинское страхование), страхование риска турфирм и ряд других видов.

Специфическими видами страхования являются страхование на случай задержки транспорта, плохой погоды во время нахождения застрахованных лиц на отдыхе, а также непредоставление или ненадлежащее предоставление туристских услуг, указанных в путевке или ваучере.

Законодательства большинства стран мира предусматривают обязательное страхование гражданской ответственности водителей и владельцев автотранспорта (автотуристов), поэтому автотурист обязан оформить страховой полис при пересечении границы.

В Европейском союзе для автотуристов обязательно получение такой страховки в виде зеленой карты , при этом размер страховой выплаты зависит от класса автомобиля и продолжительности поездки.

Иностранные туристы, прибывающие в Россию из дальнего зарубежья, как правило, имеют обязательную по законодательству страны проживания медицинскую страховку или специально приобретенный по случаю туристской поездки страховой полис.

Существуют разновидности международного страхового полиса, позволяющего получать и оплачивать страховые услуги в любой стране мира. Так, обладателям международного страхового полиса французской страховой компании «Gesa Assistance» на весь период пребывания за границей без дополнительной оплаты могут быть предоставлены:

Необходимая экстренная медицинская помощь;
- экстренная стоматологическая помощь;
- услуги по медицинской транспортировке всеми видами транспорта;
- доставка родственников к месту происшествия и обратно;
- квалифицированная юридическая помощь и защита.

В зависимости от пребывания туриста за границей и страны выезда страховка будет стоить в пределах от 6 до 40 долл.

Указом Президента России «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» установлено, что сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа или путевки и взимается с пассажира, туриста, экскурсанта при продаже проездного документа или путевки. Размер страховой суммы по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) установлен в размере 120 минимальных размеров оплаты труда (п. 4 Указа).

По Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию » оплата медицинской помощи туристу за границей осуществляется в соответствии с полисом добровольного медицинского страхования за рубежом. В случае отсутствия страховых документов расходы на медицинское обслуживание несет сам турист, если страховка не включена в стоимость путевки.

Договоры добровольного медицинского страхования заключаются в соответствии с утвержденными правлением компании правилами. Компания выступает в качестве страховщика, а туристы или туристские фирмы - в качестве страхователя (застрахованного).

Факт заключения договора страхования удостоверяется передаваемым страховщиком страхователю полисом. Договор страхования может быть заключен на любой срок. Дети моложе 2 лет и лица старше 75 лет не страхуются. При этом под страховым полисом понимается предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Под страховым случаем понимается свершившееся событие, предусмотренное договором, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового обеспечения по одному или нескольким страховым случаям, произошедшим в период действия договора страхования. Выплата не может превышать установленной в договоре страховой суммы, исходя из которой устанавливается размер страхового взноса и страховой выплаты. Страховая сумма является максимальной суммой, которую страховщик выплатит в целом при наступлении всех страховых случаев, а страховой взнос является платой за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику. Сумма выплат страхового обеспечения по одному или нескольким страховым случаям не может превышать установленной в договоре страховой суммы.

Страховыми рисками являются следующие предполагаемые события: «внезапное заболевание», «несчастный случай», «экстренные услуги».

Таким образом, по договору добровольного медицинского страхования, как правило, предоставляются и оплачиваются следующие услуги:

Медицинские услуги, включающие госпитализацию, амбулаторное лечение, а также лечение и уход на дому, предписанные врачом;
- медицинская транспортировка в ближайшую больницу, а также транспортировка в страну постоянного проживания с медицинским сопровождением;
- репатриация останков в аэропорт, наиболее близкий к предполагаемому месту захоронения;
- экстренная стоматологическая помощь.

В табл. 7.2 представлены страховые взносы страховой компании «Успех» по добровольному медицинскому страхованию граждан, выезжающих за рубеж, в зависимости от продолжительности поездки и страховой суммы.

Таблица 7.2.

Продолжительность поездки Страховая сумма, долл.
10000 15000 30000 50000
1-15 дней 0,68 0,72 0,85 1,25
16-22 дня 0,65 0,70 0,81 1,10
23-31 день 0,60 0,68 0,78 1,10
До 3 месяцев 0,58 0,60 0,76 0,90
До 6 месяцев 0,55 0,57 0,73 0,85
До одного года - 0,50 0,67 0,80
Экстренная стоматологическая помощь (лечение в месте пребывания) 150 200 200 200
Страхование всех поездок в течение года (при продолжительности каждой не более 61 дня) 150 за год 180 за год 280 за год

Таким образом, если турист заключил договор на страховую сумму 15000 долл. при поездке продолжительностью 10 дней, его страховой взнос составит 7,2 долл. (10x0,72). При этом ему может быть оказана экстренная стоматологическая помощь (или помощь на дому) в сумме, не превышающей 200 долл.

Следует иметь в виду, что при страховании туристов, приезжающих в США, Канаду, Австралию, Японию, Израиль, Новую Зеландию, страны Центральной и Южной Америки, на острова Тихого и Индийского океанов по индивидуальным турам, сумма страхового взноса увеличивается в 2 раза. При страховании туристов, выезжающих в страны Юго-Восточной и Южной Азии, Экваториальной и Южной Африки, сумма страхового взноса увеличивается в 1,5 раза. Дополнительно оплачиваются риски, связанные с возрастом туриста. Так, для лиц старше 65 лет страховой взнос увеличивается в 2 раза, старше 70 лет - в 3 раза. Дети моложе 2 лет и лица старше 75 лет не страхуются.

Следует иметь в виду, что занятия профессиональным и любительским спортом при совершении туристской поездки также сказываются на сумме страхового сбора: зимние виды спорта (кроме горнолыжного) - коэффициент 1,8; горные лыжи - 2,8; плавание - 1,2; прыжки в воду - 2,0; подводная охота -1,8; велосипед - 2,0; альпинизм - 3,0.

Страховая компания, кроме полиса, выдает каждому туристу специальную памятку, в которой указано, что необходимо делать при несчастном случае или внезапном заболевании, а также адреса и телефоны врачей или центров по оказанию помощи в ряде стран мира.

В последнее время получили распространение программы страхования страховой группы «Спасские ворота» для страхования граждан при осуществлении туристских поездок за рубеж и по России.

Под безопасностью путешествия понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. Таким образом, страхование туриста является частью мер по обеспечению его безопасности.

Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, от мер, принимаемых фирмами - турагентами и туроператорами, а также от действий самого туриста.

Права и обязанности туриста при подготовке и совершении путешествия определены Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» . В частности, в соответствии с законом турист имеет право на обеспечение личной безопасности, сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи, а также на получение достоверной информации о правилах въезда в страну пребывания и особенностях поведения в ней, включая обычаи, различные обряды местного населения, санитарно-эпидемиологическую обстановку и т. д. Естественно, что во время совершения путешествия турист обязан соблюдать не только законодательство страны пребывания, уважать ее обычаи, традиции, религиозные верования и социальное устройство, но и правила личной безопасности.

Информация об угрозе безопасности туристов в стране пребывания должна исходить от национальной туристской администрации, турагентов и туроператоров.

Международная практика показывает, что ряд государств издает соответствующие рекомендации по посещению тех или иных стран и регионов мира. Так, Госдепартамент США регулярно публикует список стран, в которые поездки не рекомендуются, а в ряде случаев и запрещаются. МИД Германии в 1996 г. опубликовало список 80 стран мира, куда немецким туристам не рекомендуется ездить, и запретило поездки в Афганистан, Анголу, Бурунди, Заир, Ливию, Руанду, Сомали и Судан. По ряду других стран даны сведения о степени угрозы туристам и специфике их поведения.

Безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касаются широкого круга проблем, в том числе создания специальной полицейской службы в целях защиты посетителей и местного населения, проверки безопасности туристских заведений и наличия у них лицензий и сертификатов, организации работы линий связи срочной помощи, приема жалоб туристов, охраны памятников, окружающей среды, борьбы с наркотиками и проституцией.

Международный опыт по разработке мер безопасности туризма исследуется и обобщается Всемирной туристской организацией.

Безопасность путешествий декларировалась в Хартии туризма и Кодексе туриста (VI сессия Генеральной ассамблеи ВТО, 1985 г.), Гаагской парламентской конференцией по туризму (1989 г.). При Исполнительном Совете ВТО в 1994 г. создан Комитет по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности путешествий. В том же году ВТО провела обследование 73 стран мира, включая Россию, на тему «Безопасность и защита путешественников, туристов, туристских объектов». По инициативе ВТО летом 1995 г. в Эстерунде (Швеция) проведена 1 международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. Выводы обследования свидетельствуют: в 71% стран объекты и достопримечательности, посещаемые туристами, обеспечиваются охраной со стороны специальной туристской полиции или службы безопасности. В более чем половине стран такая служба является частью государственной или муниципальной полиции. В 21% стран имеется специальная туристская полицейская служба, в половине стран эта служба помогает туристам решать их проблемы, а в 40% стран полиция информирует соответствующие консульства и туристов. На туристскую полицию возлагаются также охрана памятников культуры, окружающей среды, борьба с наркотиками, предоставление информации туристам и охрана местных этнических групп. Однако лишь в 9 странах имеются законы, на основании которых создана туристская полиция. Сотрудники туристской полиции в 41% стран обучаются иностранным языкам, а в 26% проходят подготовку по специальным туристским дисциплинам. В 37% стран они поддерживают регулярную связь с туристскими ведомствами, фирмами и обычной полицией.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое туристские формальности? На что они направлены?
2. Какие разделы туристских формальностей вам известны? Назовите их.
3. Что такое таможенные правила и формальности, таможенная декларация?
4. Что такое виза? Назовите ее разновидности.
5. Какие типы шенгенских виз вы знаете?
6. Что входит в понятие «медицинские формальности»?
7. Что такое безопасность поездки, в чем она заключается?
8. Что такое страхование при поездках? Какие специфические виды страхования вы знаете?
9. Назовите основные нормативные документы по страхованию поездок.
10. Что входит в понятие «страховые риски»?
11. Расскажите о международном опыте по разработке мер безопасности при совершении путешествий.
12. Расскажите о проблемах, которые могут возникнуть у туристских фирм при оформлении виз в консульствах.

Медицинские формальности

Санитарные (медицинские) формальности -- это процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках).

Контроль над соблюдением формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных медицинских правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туриста.

Основные цели и задачи медицинских формальностей

Для предотвращения распространения опасных заболеваний органами здравоохранения могут вводиться особые меры санитарного контроля. Они регламентируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Федеральной целевой программой по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ» (Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 624).

Такие меры осуществляются санитарно-эпидемиологическими службами Российской Федерации в пунктах пересечения границы.

Для этого специально оборудованы санитарно-контрольные и карантинные пункты в аэропортах, морских и речных портах, вокзалах, автовокзалах, где осуществляются международные перевозки. Санитарные формальности проводятся с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), правилакоторой действуют с 1951 г., и Всемирной туристской организацией (ВТО).

По данным ВОЗ,последние 4 года в мире сохраняется опасность инфекционных заболеваний, относящихся к карантинным. Ежегодно регистрируются вспышки холеры, чумы, лихорадки JIaccaи Эбола, желтой лихорадки, малярии и других опасных заболеваний.

ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствии с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением санитарного контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО «Зарубежный туризм и пограничные формальности».

Таможенные формальности - процедуры, связанные с необ­ходимостью соблюдения лицами, пересекающими государствен­ную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей и товаров.

Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах.

Таможенные формальности для туристов обычно состоят из заполнения таможенной декларации и, при необходимости, дос­мотра багажа.

Таможенная декларация - письменное заявление, предостав­ляемое при пресечении государственной границы пассажирами, туристами органам таможенного контроля о провозимых с собой или отдельным грузом вещах и товарах. Таможенная декларация обычно составляется по установленной форме на специальных бланках. Лица, проходящие таможенный контроль, обязаны за­полнить таможенные декларации лично.

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения тамо­женного законодательства страны. Таможенный контроль про­изводится должностными лицами таможенных органов путем:

♦ проверки документов и сведений, необходимых дтя тамо­женных целей;

♦ таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенно­го контроля;

♦ учета товаров и транспортных средств;

♦ устного опроса физических и должностных лиц;

♦ проверки системы учета и отчетности и т.п.

Досмотр багажа - проверочный осмотр представителями та­моженного контроля содержимого багажа пассажиров, Пересекающих государственную границу, а также обложение провози­мого багажа установленными таможенными пошлинами.

Таможенная пошлина - денежный сбор, взимаемый государст­вом за товары, пропускаемые через государственную границу под контролем таможенных органов по установленным тарифам.

Существует следующий порядок таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами.

Физические лица вправе перемещать товары, не предназна­ченные для производственной иди иной коммерческой деятель­ности, в упрошенном, льготном порядке. Льготы для физиче­ских лиц включают полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов и исключение из числа лиц, в от­ношении которых применяются меры экономической политики. Для отдельных категорий товаров могу! применяться стоимост­ные и количественные ограничения.

При заявлении товаров для таможенного оформления и кон­троля применяются упрошенные формы декларирования: спе­циальный бланк для декларирования в письменной форме, уст­ная форма, иные формы, например, проход пассажиров через «красный» и «зеленый- коридоры.

Упрощения при взимании таможенных платежей выражают­ся в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве тамо­женного оформления.

Единые ставки таможенных платежей представляют собой платежи, подлежащие взиманию с определенной физической единицы измерения, присущей конкретному товару, или выра­женную в процентах долю от таможенной стоимости товаров, подлежащую обязательной уплате. Например, для автомобилей такой единицей может являться единица измерения объема дви­гателя, для товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже. - единица веса и т.д.

Платеж по единым ставкам обычно не включает в себя тамо­женные сборы за хранение товаров, а также за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне вре­мени работы таможенных органов.

Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением грузовой таможенной дек­ларации, общей системы таможенных платежей, мер экономи­ческой политики и т.д.

При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая руч­ную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведе­ния о перечисленных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля.

Правильность сообщаемых сведений контролируется в ходе та­моженного оформления. По окончании таможенного контроля и оформления таможенные декларации заверяются сотрудниками таможни, после чего возвращаются пассажиру и служат основани­ем для беспрепятственно ввоза (вывоза за границу) предметов, валюты и ценностей, указанных в таможенной декларации и пропущенных для ввоза/вывоза.

Таможенные декларации, заполненные лицами, следующи­ми транзитом, заверяются таможней в пункте въезда и сдаются указанными лицами таможне в пункте выезда.

Таможенная декларация при утере не возобновляется, а лицо следующее через границу, лишается права беспрепятственного вывоза за границу имеющихся у него предметов и валюты, пере­мещение которых через таможенную границу регулируется специ­альными правилами.

Поскольку в таможенной декларации указываются сведения о предметах, валюте и ценностях, имеющихся в ручной клади и багаже, предъявляемых для контроля, то при наличии багажа, отправленного из-за границы или отправляемого за границу от­дельно от пассажира и провозимого по специальному товаро-транспортному документу, владелец обязан сделать заявление об этом в таможенной декларации, заполняемой при въезде или вы­езде из страны. После досмотра багажа со грудник таможни делает в декларации отметки о предметах, валюте и ценностях, пропу­щенных в багаже, заверяет их и оставляет декларацию у владельца, который обязан предъявить ее на таможне во время выезда за гра­ницу. Эта декларация остается в делах пограничной таможни.

При пересечении таможенной границы физическими лица­ми таможенному оформлению подлежат: принадлежащие им предметы, для которых предусмотрено обязательное письменное декларирование; товары, облагаемые таможенными платежами или ввоз либо вывоз которых регулируется специальными пра­вилами; товары, перемещаемые в отдельно следующем багаже.

Досмотр одежды и тела человека называется личным досмотром и является исключительной формой таможенного контроля. Лич­ный досмотр производится только в особых случаях на основании постановления начальника таможенного органа. При организации и проведении досмотра должностные лица таможенных органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности.

Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасны для жизни и не причинять ущерба товарам и транспортным средствам.

Санитарные (медицинские) формальности - процедуры, свя­занные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими госу­дарственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и вы­езда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путеше­ственников международного сертификата о вакцинации.

Сертификат о вакцинации - удостоверение, подтверждаю­щее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемиче­ских заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и тд.). Сертификат выдается официальными медицинскими органа­ми страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа.

В необходимых случаях санитарные (медицинские) формаль­ности предусматривают вакцинацию туристов и путешественни­ков на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перево­зимых туристами и путешественниками животных требуются со­ответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных санитарных (медицинских) пра­вил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов.

На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет добиваться под­держки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасно­сти поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.

В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу. Эти требования являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, признанные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе через туризм. ВO3 имеет рабочие соглашения с ВТО, в соот­ветствии с которыми текущая информация о санитарных (меди­цинских) формальностях публикуется в ежегодном издании ВТО -Зарубежный туризм тираничные формальности»

Международные санитарные (медицинские) правила Все­мирной организации здравоохранения действуют с 1951 г.

Существуют определенные санитарные (медицинские) прави­ла, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том. что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешест­вия, что подтверждается его подписью.

В заключение необходимо отмстить, что туристские фор­мальности являются неотъемлемым элементом международ­ных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории.

13. Международные туристские организации

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих повышению эффективности этой сферы международных экономических отношений. В общей сложности около 70 международных организаций различного профиля и статуса занимаются проблемами развития междуна­родного туризма. В их число входят:

специализированные организации в системе ООН;

организации в системе ООН, занимающиеся вопросами ме­ждународного туризма эпизодически;

неправительственные специализированные организации по международному туризму;

региональные и национальные организации по туризму.

Самой известной специализированной организацией в системе ООН является Всемирная туристская организация (World Tourism Organisation, UNWTO), основанная в 1975 г. Ее особый статус в систе­ме ООН основывается на Соглашении о сотрудничестве и взаимо­отношениях между Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и Ассамблеей Объединенных Наций, одобренном Экономиче­ским и Социальным Советом (ЭКОСОС) в 1977 г. В соответствии с этим документом на ЮНВТО возлагаются ответственность и функ­ции центрального руководящего органа в сфере туризма. UN в начале названия - сокращение ООН (Организация Объединённых Наций) –United Nations.

ЮНВТО по сути дела является единственной межправительст­венной организацией, чья деятельность охватывает все аспекты туризма. Ее создание означало признание не только экономиче­ского, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Официальными языками ЮНВТО явля­ются английский, испанский, русский и французский.

Цели, характер, организационная структура и функции ЮНВТО определены ее Уставом, который был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день ту­ризма, ежегодно проводимый под определенным девизом.

Основными целями ЮНВТО являются:


  • поощрение и развитие туризма как средства, содействующего экономическому развитию, укреплению мира, процвета­нию, повышению взаимопонимания между народами, все­общему уважению и соблюдению прав человека и фундамен­тальных свобод без различия расы, пола, языка и религии;

  • соблюдение интересов развивающихся стран в области ту­ризма.
Устав ЮНВТО предусматривает три уровня членства:

  • действительные (полноправные) члены;

  • ассоциированные члены;

  • присоединившиеся члены.
Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств, которые ратифицировали или согласились с уставом ЮНВТО. Ассоциированными членами могут быть любые террито­риальные формирования, не несущие самостоятельной ответст­венности за свою внешнюю политику. Статус присоединивших­ся членов предоставляется международным организациям (как межправительственным, так и неправительственным), имею­щим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и объединениям, деятельность которых связана с задачами и полномочиями ЮНВТО (например, авиакомпаниям, турагентствам, гостиничным и ресторанным цепям, банкам, исследовательским институтам, учебным заведениям и др.). Эти учреждения объединены в Комитет присоединившихся членов. Его функционирование обеспечивается деятельностью рабочих групп по следующим направлениям: молодежный туризм, выбор потребителей и их поведение, инвестиции в туризм, туризм и здравоохранение, туризм и информационные средства. В на­стоящее время в ЮНВТО входит более 140 действительных, 4 ассо­циированных (Аруба, Макао, Нидерландские Антильские Ост­рова, Пуэрто-Рико) и свыше 350 присоединившихся членов. Кроме того, статус постоянного наблюдателя имеет Ватикан.

С момента основания ЮНВТО ее членом являлся СССР, который неоднократно избирался в ее руководящий орган (Исполнитель­ный совет). С 1992 г. членство в ЮНВТО стала осуществлять Россий­ская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г. на X Генеральной ассамблее ЮНВТО (о. Бали, Индонезия) в действи­тельные члены организации были приняты Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. на XII сессии (г. Стамбул) -- Армения и Украина, в 2001 г. на XIV сессии (Сеул, Осака - Южная Корея и Япония) - Азербай­джан. Интерес к вступлению в ЮНВТО проявляют также Республика Беларусь и Таджикистан. В качестве присоединившихся членов в ЮНВТО входят ряд крупнейших компаний и учебных заведений стран СНГ. Среди них ВАО «Интурист» (Россия), НК «Шелковый путь» (Казахстан), гостиничный комплекс «Анипро» (Украина), НТК «Белинтурист» (Беларусь) и др. ЮНВТО имеет следующую структуру:


  • Генеральная ассамблея, региональные комиссии;

  • Исполнительный совет, комитеты;

  • Секретариат.
Генеральная ассамблея, состоящая из представителей госу­дарств - действительных членов ЮНВТО, является высшим орга­ном организации. Каждый действительный или ассоциирован­ный член может назначать в Генеральную ассамблею до пяти делегатов, присоединившиеся члены - по одному наблюдателю, а Комитет присоединившихся членов - не более трех наблюда­телей. Ассоциированные и присоединившиеся члены не имеют права голоса. Решения принимаются простым большинством голосов, если иные процедуры не предусмотрены уставом. Оче­редные сессии Ассамблеи проходят раз в два года. Генеральной ассамблеей созданы шесть региональных комиссий (для Африки, Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Южной Азии, Европы, Ближнего Востока), которые призваны прово­дить ее рекомендации в подответственные им регионы и поощ­рять внутрирегиональный туризм.

Исполнительный совет состоит из 25 членов (24 из них изби­раются на основе географического распределения на четыре года - по одному на каждые пять действительных членов; пред­ставитель Испании как страны пребывания ЮНВТО входит в состав Исполнительного совета постоянно). В состав Совета входят также без права голоса один ассоциированный член, избирае­мый ассоциированными членами ЮНВТО, и один представитель присоединившихся членов. Из стран СНГ в состав Исполни­тельного совета входят Российская Федерация и Украина.

Исполнительный совет собирается не менее двух раз в год. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов (действительных членов). Совет выполняет функции, которые могут быть возложены на него Ассамблеей, представля­ет ей свои предложения, анализирует общую программу работы, подготавливаемую генеральным секретарем, до ее представле­ния на рассмотрение Генеральной ассамблеи. В своей работе Совет опирается на комитеты: технический комитет по програм­мам и координации (ТКПК), бюджетно-финансовый комитет (БФК), комитет содействия, статистический комитет, комитет экспертов по вопросам безопасности и охране туристов.

Секретариат возглавляет генеральный секретарь, назначае­мый Генеральной ассамблеей на четыре года по рекомендации Исполнительного совета (возможно повторное назначение) и яв­ляющийся законным представителем ЮНВТО. Свои функции он выполняет при помощи заместителя генерального секретаря и генерального координатора. Генеральный секретарь подотче­тен Генеральной ассамблее и Исполнительному совету. Он руко­водит работой по исполнению и применению резолюций и ре­шений, принимаемых руководящими органами, представляет Совету доклады о деятельности ЮНВТО, документы о финансовой отчетности, проекты программ и бюджета.

Заместитель генерального секретаря помимо выполнения дру­гих задач осуществляет контроль за работой региональных пред­ставителей, назначаемых для каждого из шести регионов гене­ральным секретарем. Региональные представители при помощи региональных опорных отделений обеспечивают поддержание связей между ЮНВТО и ее ассоциированными и присоединивши­мися членами. Генеральный координатор координирует работу различных подразделений Секретариата.

Бюджет ЮНВТО формируется за счет взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся членов. Шкала взносов определяется на основе уровня экономического развития каж­дой страны и значения для нее туризма.

Деятельность ЮНВТО охватывает следующие направления:


  • сотрудничество и развитие: консультации и помощь прави­тельствам по широкому кругу вопросов туризма (базисные планы, технико-экономическое обоснование, определение потребностей в инвестициях, передача технологий, инфор­мационное продвижение национального туристского про­дукта и т.д.). ЮНВТО создает условия для упорядочения дейст­вий различных стран (регионов) в туризме путем разработки и введения определенных принципов в области междуна­родного туризма. ЮНВТО не только разрабатывает эти доку­менты (акты), но и следит за их исполнением, поощряя разрешение международных туристских разногласий. Кро­ме того, организация выступает в роли международного центра по координации сотрудничества в области развития международного туризма, расширяя возможности отдель­ных стран участвовать в международном рынке туристских услуг, и тем самым вносит вклад в экономику каждой из них;

  • развитие человеческих ресурсов: разработка международных стандартов и методик образования и профессиональной подготовки в области туризма, организация курсов повы­шения квалификации для преподавателей и инструкторов, краткосрочных заочных курсов, расширение сети центров образования и подготовки кадров;

  • окружающая среда и планирование: экологически устойчивое развитие туризма, перевод экологических проблем в плос­кость их практического решения, участие в научных форумах и семинарах. ЮНВТО содействует обеспечению устойчивого развития туризма, а 2002 г. был объявлен годом экологиче­ского туризма;

  • качество развития туризма: содействие решению комплек­са взаимосвязанных вопросов (либерализация, здравоохра­нение и безопасность), касающихся услуг в сфере туризма, устранение барьеров, либерализация торговли услугами в сфере туризма, стандартизация требований к визовым, пограничным, таможенным и другим формальностям;

  • статистика и макроэкономический анализ: ЮНВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий.
Исследования, которые включают в себя изучение стати­стики в области транснационального туризма, разработку новых методов оценки и прогнозирования, направлены на повышение объективности измерения экономического зна­чения туризма. Исследовательская деятельность ведет к уве­личению методов статистики. Одной из последних разрабо­ток в этом направлении является введение вспомогательного счета в туризме - универсальной методологии, рекомен­дованной для внедрения во всех странах. ЮНВТО обеспечива­ет выпуск следующих изданий: «WTO Basic Documents», «Yearbook of Tourism Statistics», «Travel and Tourism Baro­meter», «World Directory of Tourism Education», «Directory of Multilateral Sources of Financing for Tourism Develop­ment» и др., а также публикует серии технических спра­вочников «WTO News and Information Bulletin» и предлага­ет базы данных по туризму.

Периодически проводится анализ развития международного туризма в 6 регионах. При этом выявляются факторы как спо­собствующие ускоренному развитию туризма, так и препятст­вующие этому; определяются пути решения вопросов о юриди­ческой защите прав иностранных туристов и их безопасности; обобщаются основные формы межгосударственных контактов в сфере диверсификации туристских услуг в мировом масштабе и определяются направления правовой регламентации связей между туроператорами и их партнерами в странах, принимаю­щих туристов, а также между потребителями и производителями тур. услуг.

Под эгидой ЮНВТО разработана методология подготовки планов туристского развития как на национальном, так и на межрегиональном уровнях. На ее основе предложена методика, используемая в различных странах при разработке программ развития туризма.

Учитывая чрезвычайно большую роль в развитии туризма национальных туристских администраций (НТА), ЮНВТО разработа­ла следующие рекомендации по их функциям:


  • представление правительственных интересов по туризму в ме­ждународном масштабе: заключение двусторонних и много­сторонних соглашений с целью увеличения туристских пото­ков между странами-участницами; организация совместных маркетинговых исследований туристского рынка; оптимиза­ция туристских национальных ресурсов; привлечение техни­ческого и финансового сотрудничества; обеспечение взаимного упрощения таможенного контроля; полицейское и денежное регулирование;

  • организация туристских услуг в национальном и междуна­родном масштабах;

  • планирование и развитие туризма (составление планов и программ развития туризма);

  • регулирование и контроль предприятий, включенных в си­стему туризма (регулирование и правовое обеспечение в гос­тиничном хозяйстве, классификация гостиниц и ресторанов, инспекция и изучение лицензий на право деятельности);

  • публикация статистики и обзоров исследования рынка (изу­чение мнений, исследование поведения потребителей);

  • сбыт туристских продуктов в других странах (создание ту­ристских агентств за рубежом для обеспечения информа­цией и сбыта; публикация брошюр, листовок, путеводите­лей и специальной туристской информации);

  • деятельность по облегчению, унификации или устранению таможенного и пограничного контроля;

  • создание структур по приему гостей и обеспечению их ту­ристской информацией;

  • обеспечение профессиональной подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации кадров в туризме (курсы, семинары, учебные программы);

  • защита и сохранение туристских ресурсов и эксклюзивного наследия страны (монументов, исторических мест), кампа­нии по защите культуры и искусства;

  • охрана окружающей среды (проведение кампаний по охра­не природы, парков отдыха, естественных ресурсов).
Для исполнения этих обязанностей ЮНВТО определила ключевые правительственные функции управления и контроля за развитием туризма: маркетинг; координация туристский деятельности и раз­вития; планирование; финансирование; правовые вопросы.

В рамках Программы развития ООН Всемирной туристской организацией осуществляется финансирование различных про­ектов помощи развивающимся странам по следующим направ­лениям:


  • оценка туристских возможностей для реализации в буду­щем;

  • подготовка персонала по туристскому и гостиничному об­служиванию;

  • планирование развития туризма;

  • исследование туристского рынка;

  • реклама и содействие туризму;

  • технико-экономическое обоснование строительства гости­ниц;

  • развитие зимних видов спорта и культурного туризма;

  • сохранение исторических памятников;

  • молодежный туризм;

  • социальное влияние туризма;

  • развитие и управление центрами отдыха для групп населе­ния с низким и средним уровнем доходов.
Большую роль в развитии международного туризма играют неправительственные специализированные организации.

Прежде всего необходимо отметить Всемирную федерацию ассоциаций туристских агентств, объединяющую около 80 национальных ассоциаций и более 1400 индивидуальных членов. Она создана в 1966 г. с целью защиты профессиональ­ных интересов туристских агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.

Деятельностью в области делового туризма занимается Между­народная ассоциация делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA), основанная в 1974 г. Она объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии. При этом ее членами являются не только сами на­циональные ассоциации делового туризма Австрии, Австралии, Великобритании, Дании, Франции, Финляндии, Испании, Кана­ды, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и США, но и их члены. Помимо национальных ассоциаций членство в IBTA открыто и для поставщиков услуг делового туризма: авиа- и желез­нодорожных перевозчиков, гостиниц, автотранспортных компа­ний, туроператоров, карточных платежных систем, глобальных систем бронирования, специализированной прессы, обладающих высокой профессиональной репутацией. Благодаря этому была создана инфраструктура, насчитывающая более 4000 организа­ций - как поставщиков, так и потребителей услуг сферы делового туризма во всем мире.

Санитарные (медицинские) формальности – процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации.

Сертификат о вакцинации – удостоверение, подтверждающее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемических заболеваний (чумы, оспы, холеры, лихорадки и т.д.). Сертификат выдается официальными медицинскими органами страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа.

В необходимых случаях санитарные (медицинские) формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Дл перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных санитарных (медицинских) правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни м здоровью туристов.

На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 года было заявлено, что ВТО будет добиваться поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.

Международные санитарные (медицинские) правила Всемирной организации здравоохранения действуют с 1951 года.

Существуют определенные санитарные (медицинские) правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что подтверждается его подписью.

В заключение необходимо отметить, что туристские формальности являются неотъемлемым элементом международных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории. Интересы развития международного туризма в различных государствах определяют необходимость разработки национальной политики в этой сфере с учетом максимально возможного «упрощения» туристских формальностей, так как их чрезмерный характер ограничивает туристские потоки и отрицательно сказывается на доходах стран пребывания. Туристские предприятия в своей деятельности должны организованно способствовать разрешению всех формальностей путем своевременного информирования клиентов и обеспечения визовой и другой поддержки.



Санитарно – эпидемиологические правила в международных путешествиях

Вопрос о соблюдении в турпоездках предписанных медициной правил весьма важен, и сама жизнь это ежегодно наглядно доказывает. По данным ВОЗ, каждый год в мире регистрируется более 1000 случаев чумы, 100000 случаев холеры и намного больше случаев тропической малярии. В России количество заболевших малярией ежегодно увеличивается, в том числе с летальным исходом. Резко возросло число случаев завоза туристами тропических гельминтозов. Ежегодно серьезные инфекционные заболевания в России регистрируются у нескольких миллионов человек, из них порядка 10 тысяч умирает. Значительная часть оапсных инфекций ввозится из-за границы.

Как свидетельствует международная практика, путешествия за границу становятся делом все более рискованным. По материалам лондонской печати, каждый пятый турист, выезжающий из стран Европы за границу, либо заболевает, либо оказывается в ситуации, из которой выходит не без ущерба для своего здоровья. Журналом «Холидей уик» был проведен опрос 16 тыс. человек, совершивших заграничные турпоездки, и выяснилось, что туристов, получивших во время поездки какие-либо травмы, стало в два раза больше, около 15% туристов в процессе поездки заболевают, причем наибольшую зону риска составляют тропические страны, например 60% туристов во время посещения Индии заболели, и в первую очередь кишечными расстройствами.

В таблице приводятся данные по количеству заболевших при посещении стран с жарким климатом.

Подготовка туристов к путешествию и их поведение в ходе поездки должно соответствовать рекомендациям ВОЗ и ВТО. В документе № А/7/13 седьмой сессии Генеральной ассамблеи ВТО в разделе «Безопасность и защита туристов и туристских объектов» говорится, что «параграфы данного документа пересмотрены в соответствии с новой информацией ВОЗ. Профилактика заразных болезней должна включать образование туристов (например, в случае со СПИДом), вакцинацию (например, против «желтой лихорадки»), и профилактическое лечение (например в случае с малярией)».

Десятая ассамблея ВТО указала на необходимость добиваться всяческой поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок и санитарного контроля за пищевыми продуктами. Участники ассамблеи призвали национальные туристские администрации тесно сотрудничать с органами здравоохранения своих стран в деле предоставления туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам и турфирмам. Для информирования туристов и защиты потребителей ассамблея рекомендовала государственным органам и оперативному сектору туризма унифицировать свои правила с учетом документа «Медицинская информация и формальности при международных путешествиях».

В этих целях ВОЗ публикует следующие документы:

- «Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу», которые являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов;

ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствии с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО «Зарубежный туризм – пограничные формальности».

Международные медико-санитарные правила ВОЗ действуют с 1951 г., периодически в них вносятся необходимые изменения и поправки.

В документах ВОЗ и Международном сертификате о прививках (International Certificates of Vaccination) даты обязательно указываются в следующем порядке: день, месяц, год, причем название месяца должно быть указано только буквами.

Крайне важно иметь ввиду, что если турист по предписанию врача регулярно употребляет какие-либо специфические лекарства, тем более наркотические вещества, то в целях исключения недоразумений с таможней и властями на границе иностранного государства необходимо иметь при себе подробное медицинское предписание и рецепт на данный препарат с указанием торгового и латинского названий. В оптимальном варианте российскому туристу следует иметь названные документы и на английском языке.

Санитарные (медицинские) формальности - процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации.
Сертификат о вакцинации - удостоверение, подтверждающее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемических заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и т.д.). Сертификат выдается официальными медицинскими органами страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа.
В необходимых случаях санитарные (медицинские) формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.
Соблюдение установленных санитарных (медицинских) правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов.
На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет добиваться поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.
В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу. Эти требования являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе через туризм. ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствии с которыми текущая информация о санитарных (медицинских) формальностях публикуется в ежегодном издании ВТО «Зарубежный туризм - пограничные формальности».
Международные санитарные (медицинские) правила Все-мирной организации здравоохранения действуют с 1951 г.
Существуют определенные санитарные (медицинские) правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что подтверждается его подписью.
В заключение необходимо отметить, что туристские формальности являются неотъемлемым элементом международных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории. Интересы развития международного туризма в различных государствах определяют необходимость разработки национальной политики в этой сфере с учетом максимально возможного «упрощения» туристских формальностей, так как их чрезмерный характер ограничивает туристские потоки и отрицательно сказывается на доходах стран пребывания. Туристские предприятия в своей деятельности должны организационно способствовать разрешению всех формальностей путем своевременного информирования клиентов и обеспечения визовой и другой поддержки.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ