Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Николай Семёнович Лесков

«Очарованный странник»

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», — говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Несколько путников следуют по дороге в Валаам и ведут беседу. Среди них есть один человек в монашеской рясе по физическому виду не очень напоминающий монаха. Его зовут Иван Северьяныч. По дороге он рассказывает свою жизненную историю, как всю жизнь ему предречено умирать, но не погибнуть.

Однажды в детстве он, принадлежащий к дворовым людям графа К, ради смеха забил до смерти ехавшего на возу монаха. Ночью во сне убиенный напророчил Ивану, что тот будет много раз погибать и не погибнет. А в конце станет монахом. Как не странно, но пророчества начали сбываться. Сначала он спас своих хозяев и был ими поощрен. Но после того, как он отрубил хозяйской кошке хвост, его сильно выпороли и отправили тяжело работать. Иван хотел повеситься, но не получилось, его спас цыган, и они вместе убежали.

Вскоре Иван Северьяныч опять попадает в немилость, отдав дочь барина, которую нянчил, ее матери. Он убегает в степь и устраивается на службу к татарам, так как очень любит лошадей. Через некоторое время его берет тоска по родине, и Иван ищет возможность вернуться домой. По дороге он встречает много путников, но никто не хочет иметь дело вместе с беспаспортным Иваном. Придя домой Ивана, отец Илья отлучает от причастия на три года, но впоследствии покаяния Северьяныч получает разрешение от графа устроиться на службу по конской части.

Во время службы у графа Иван часто пьянствует и, чтобы собрать хоть какие-то деньги, отдает каждый раз их хозяину на сбережение. Последней каплей терпения становится продажа князем любимого коня Ивана Дидоны. Он идет в трактир, где беспробудно пьет с новым знакомым, а после тратит все деньги на цыганку Грушеньку. Вернувшись домой, Иван рассказывает графу о цыганке и узнает, что хозяин тоже не раз к ней заглядывал, потом выкупил и поселил в их доме.

В городе Иван подслушивает, как князь разговаривает с бывшей любовницей о женитьбе Ивана и Груши. Груша же, услышав все это, просит Ивана ее утопить. Не в силах ей отказать, он берет сей грех на душу, а потом уходит от князя в поисках своей смерти. Но, как назло, ни земля, ни вода его не принимают, и тогда Иван отправляется на войну. Там он также не только не умирает, но еще и отличается в военном деле. После отставки Иван работает в справочном бюро и артистом, но нигде не находит себе места и отправляется в монастырь. Там он занимается любимым делом и работает при лошадях и ждет прихода смерти.

Сочинения

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя

Путешественники встретили монаха, рассказывающего о пережитых им приключениях, муках и испытаниях перед отправлением в монастырь.

Глава первая

Во время путешествия на пароходе по Ладожскому озеру путешественники вместе с рассказчиком оказались в поселке Корела. При продолжении путешествия спутники стали говорить об этом старом и весьма бедном русском городке.

Один собеседник, любивший философствовать, отметил, что плохих людей необходимо направлять не в Сибирь, а в этот городок. Это станет выгоднее для государства в финансовом плане. Другой заявил, что проживающий в этом месте дьяк быстро устал от царящих в этом городе апатии и скуки. Он повесился. Философ сказал, что он правильно поступил. Однако его собеседник, приверженец религии, заявил, что самоубийца будет мучиться на том свете, так как тут за него никто не будет молиться.

За дьяка, покончившего жизнь самоубийством, заступился пассажир. Он был молчаливым, могучим, с сединой человеком пятидесяти лет. Он носил одежду послушника.

Он оказался богатырем, который напоминал Илью Муромца с картины Верещагина.

Он поведал о попе московской епархии, молившемся за покончивших жизнь самоубийством. Этим он содействует улучшению их положения в аду. За пьянство патриарх собирался изгнать попа. Однако его заступником стал преподобный Сергий, который два раза приснился владыке.

Потом пассажиры стали спросили у нового собеседника про его жизнь. В ходе его рассказа им стало известно, что их собеседник служил конэсером. Он отбирал и занимался укрощением лошадей для армии. к ним у них был особый подход. Стало очевидным, что он провел длительную и интересную жизнь. Пассажиры уговорили его поведать им собственную историю жизни.

Главы вторая - пятая

Иван Северьяныч Флягин появился на свет крепостным в Орловской губернии в поместье состоятельного графа. Этот граф занимался разведением лошадей. Родитель Ивана работал у него кучером. Иван был единственным ребенком, вымоленным матерью у Бога, которая умерла после его рождения. Мальчик появился на свет с очень большой головой. Из-за этого во дворе его прозвали Голованом.

В раннем детстве Иван находился в конюшне и поэтому очень любил лошадей. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, он стал форейтором на шестерке, которой управлял его отец. В обязанности мальчика входило кричать, чтобы прогонять людей с дороги. Тех, кто зазевался, он бил кнутом.

Как-то отец с сыном везли хозяина в гости и проезжали монастырь. Иван ударил кнутом монаха, который заснул на возу. Монах испугался, выпал из телеги. Лошади понесли, и монах погиб под колесами. Той же ночью мальчику приснился монах и сообщил, что его мать, вымолив его у Бога, дала обещание отдать сына ему. Поэтому он приказал Ивану отправляться в монастырь.

Мальчик не поверил словам монаха. Однако в скором времени наступила его первая погибель. По пути в Воронеж кони и экипаж графа едва не упала в бездонную пропасть. Ивану удалось удержать лошадей. Сам он оказался под обрывом, но он выжил.

За то, что мальчик спас его, граф захотел дать ему награду. Иван не попросился в монастырь, а выбрал гармошку, на которой не научился играть.

В скором времени у Ивана появилось два голубя. У этих голубей были птенцы, которых стала таскать кошка. Мальчик отловил кошку, высек ее, обрубил ей хвост, который повесил над собственным окном. Хозяйкой кошки оказалась любимая горничная графини. Эта горничная пришла к Ивану и стала ругаться. Тот ударил ее метлой. За это его выпороли на конюшне и сослали дробить камень, используемый для садовых дорожек.

Иван занимался дроблением камня столько, что на коленях у него появились наросты. Парню надоели насмешки по поводу его осуждения за кошкин хвост. Он принял решение повеситься в находящемся рядом осиновом лесу. Но не успел он повиснуть в петле, как появившийся откуда-то цыган перерезал веревку. Цыган сделал предложение Ивану стать вором вместе с ним. Парень согласился.

Чтобы парень не передумал, цыган велел ему похитить лошадей из конюшни графа. За коней получили много денег. Однако Ивану достался лишь серебряный рубль. Из-за этого он поссорился с цыганом и принял решение сдаться властям. Он обратился к хитрому писарю. Он выправил парню пропуск и дал совет отправляться в Николаев, в котором было большое количество работы. За это Иван заплатил ему один рубль и отдал нательный крест из серебра.

Прибыв в Николаев, парень оказался у барина-поляка. Его супруга убежала с военным, оставив дочь грудного возраста. Именно за этой дочерью Иван должен был ухаживать. За двенадцать месяцев парень полюбил ребенка. Как-то он заметил, что у ребенка ноги колесом. Врач сказал, что необходимо зарывать девочку в теплый песок.

Парень стал носить девочку на берег. На берегу ему вновь явился монах, позвал куда-то, стал показывать огромный монастырь, степь, диких людей. Он ласково проговорил, что Ивану надо будет еще многое вынести. Придя в себя, парень обнаружил, что неизвестная женщина целовала девочку. Эта дама была ее матерью. Иван не дал ей забрать ребенка, но позволил им тайно видеться.

Женщина поведала, что мачеха силой отдала ее замуж. Первого супруга дама не любила, а второго любит, так как он ласков с ней. Когда пришла пора отъезда женщины, она предлагала парню за ребенка много денег. Но Иван отказался.

Тут появился сожитель женщины. Парню захотелось его ударить. Он снова отказался от предлагаемых денег. Сожитель сделал попытку забрать ребенка. Сначала Иван не позволил этого сделать. Но потом сжалился. Тут же явился барин, в руках у которого был пистолет. Иван был вынужден отбыть вместе с женщиной и ее сожителем, отдав барину собственный паспорт.

В Пензе сожитель сообщил, что является военным, поэтому беглый крепостной жить у него не мог. Он дал парню денег и тот ушел. Иван принял решение сдаться властям. Но для начала посетил трактир, попил чаю. Потом он оказался на берегу Суры. Здесь торговали превосходными лошадьми. За одну из кобыл решили драться два состоятельных татарина.

Знакомый разъяснил Ивану особенности татарской борьбы. У парня появилось желание принять участие в борьбе.

Главы шестая - девятая

За очередного коня решил поспорить сожитель. Иван бился вместо него и до смерти забил татарина плетью. За это русские собирались бросить его в тюрьму. Однако татары увезли парня в степь.

Иван жил там на протяжении десяти лет, был лекарем для людей и лошадей. Заскучав по родной стороне, парень пожелал уйти. Но его отловили, за надрезанную кожу на ступнях набили конского волоса и зашили. После того, как зажило, парень не мог хорошо ходить. Он вынужден был оставаться в степи.

Сначала парень жил в одной орде. Там он обзавелся собственной юртой, двумя женами и детьми. Затем он лечил жену хана по соседству и остался у него. Здесь у него было еще две жены. К собственному многочисленному потомству Иван не питал отеческих чувств, так как их вера отличалась от его веры. За прожитое время в степях он испытывал сильную тоску по дому.

Спустя время Иван потерял надежду вернуться домой. Как-то в степи появились два священника. Они собирались обращать татарское население в христианство. Иван обратился к ним за помощью, но они не захотели лезть в дела татар. Позднее Иван обнаружил мертвое тело одного из священников и похоронил его. Другого священника никто больше не видел.

Через год в орду пришли два человека, одетые в чалмы и яркие халаты. Они явились из Хивы, собирались покупать лошадей и настроить татар против русского народа. Во избежание ограбления и убийства они стали пугать татар богом Талафой, давшим им огонь.

Как-то ночью эти люди устроили представление с использованием огня. Это испугало коней, которые разбежались. Татарские мужчины кинулись ловить лошадей. В стане оставались лишь дети, старики и женщины. Иван вышел из юрты и увидел, что людей пугали фейерверками. Он отыскал солидный запас фейерверков, стал запускать их. Это так сильно напугало татар, что они дали согласие на крещение.

Тут же Иван нашел особую землю, которая помогла вылечить ему ноги. Он запустил для страха фейерверк и отправился в сторону дома.

Через три дня он оказался у Каспийского моря. Оттуда он перебрался в Астрахань, нанялся на работу, получил рубль и стал сильно пить. В себя он пришел в тюрьме. Из нее его отослали в родное имение. Отец Илья не захотел проводить исповедь и причастие Ивана, потому что тот жил в степи во грехе. Граф, который после кончины супруги стал богомольным, не желал иметь при себе не причащённого человека. Он дважды выпорол Ивана, вернул ему паспорт, потом отпустил.

Главы десятая - четырнадцатая

Иван покинул имение и оказался на ярмарке. Там он увидел, что цыган хочет продать плохую лошадь крестьянину. Иван был обижен на цыган, поэтому оказал помощь мужику. С данного момента он ходил по ярмарке, помогал бедным людям и со временем стал угрозой для всех цыган и барышников.

Ивана один князь просил рассказать секрет, как он проводил отбор лошадей. Иван стал рассказывать ему, чем отличается хорошая лошадь. Однако князь ничего не мог запомнить и уяснить. Поэтому позвал Ивана работать к себе конэсером.

Иван на протяжении трех лет прожил у него, отбирая лошадей для армии. Когда князь проигрывал деньги и просил казенные средства у Ивана, чтобы отыграться, тот ему не давал. Князь поначалу сердился, но спустя время благодарил служащего за верность. Когда Иван уходил в загул сам, он передавал средства на сохранение князю.

Как-то раз князь отбыл на ярмарку и в скором времени приказал отправить туда кобылу, весьма понравившуюся Ивану. Служащий так огорчился, что решил запить. Но не было никого, кому можно было оставить казенные средства. На протяжении нескольких дней Иван маялся, пока не сходил на обедню и не помолился. После этого ему стало легче, и он пошел в трактир пить чай. Там он встретил нищего. Нищий выпрашивал водку и для потехи в качестве закуски использовал рюмку.

Ивану стало жалко его, он купил ему графин водки и дал совет бросить пьянствовать. Нищий заявил, что он не может бросить пить из-за своих христианских чувств.

Нищий продемонстрировал Ивану свою способность трезветь мгновенно и пообещал избавить его от запойной страсти. Он заставлял Ивана выпивать одну рюмку за другой, совершая над каждой определенные движения руками.

Таким образом лечил он Ивана до самого вечера. Иван сохранял при этом здравый ум и регулярно проверял сохранность казенных средств, которые находились у него за пазухой. В итоге собутыльники поругались. Для нищего любовь являлась священным чувством, а для Ивана это был пустяк. Их выгнали из кабака, и они оказались в месте, где присутствовало большое количество цыган.

Здесь Ивану приглянулась цыганка Груша. Поэтому он кинул к ее ногам все деньги, что у него были.

Главы пятнадцатая - восемнадцатая

Когда Иван протрезвел, он узнал, что его собутыльник скончался из-за пьянства. А сам Иван с того времени больше водку не пил. Хозяину он рассказал правду, что отдал казну цыганке. После этого у него началась белая горячка.

Придя в себя, Ивану стало известно, что его хозяин заложил все собственное имущество для выкупа из табора цыганки Груши.

Цыганка очень скоро полюбила князя. Однако хозяин Ивана, получив, что хотел, стал тяготиться обществом цыганки. Он больше не замечал ее красоты. Иван сдружился с девушкой и испытывал к ней сильную жалость.

С того времени, как Груша забеременела, князь стал раздражаться по поводу собственной бедности. Он принимался то за одно, то за другое дело. Однако терпел одни убытки. Через некоторое время цыганка стала подозревать, что князь имеет любовницу. Она отправила Ивана узнать правду в город.

Иван приехал к прежней графской любовнице, которая родила графу ребенка, и оказался нечаянным свидетелем их беседы. Князь просил у любовницы денег взаймы, чтобы арендовать фабрику сукна, стать фабрикантом и взять в жены богатую наследницу. Цыганку он хотел отдать в жены Ивану.

Женщина до сих пор любила князя. Поэтому, заложив подаренный им дом, дала ему деньги. В скором времени хозяин Ивана посватался к дочери предводителя. Иван вернулся с ярмарки, увидел, что в доме готовились к свадьбе. А цыганка пропала.

Иван подумал, что хозяин убил Грушу и закопал в лесу. Он стал искать тело девушки. И как-то раз увидел у реки живую цыганку. Она поведала, что князь закрыл ее в доме в лесу. Ее охраняли три огромные девицы. Однако Груша сбежала от них. Иван сделал предложение девушке жить совместно в качестве брата и сестры. Но цыганка не согласилась.

Цыганка переживала, что не сможет сдержаться и погубит невесту князя. Поэтому она вынудила Ивана дать клятву, что убьет ее. Она угрожала, что будет самой стыдной женщиной. Иван не выдержал и столкнул Грушу с обрыва.

Главы девятнадцатая - двадцатая

Иван сбежал и долгое время скитался. До того времени, когда цыганка явилась к нему в образе девочки с крылышками. Она указала ему дорогу. На данной дороге Ивану повстречались два старика. У них забирали единственного сына в солдаты. Иван дал согласие отправиться служить вместо их сына. Старики сделали Ивану новый паспорт, и его теперь звали Петр Сердюков.

Оказавшись в армии, по просьбе Ивана, он отправился на Кавказ. Там он отслужил свыше пятнадцати лет. Иван поведал полковнику о собственной жизни. Тот отправил запрос, чтобы узнать правду об убийстве цыганки Груши. В ответе значилось, что никакого убийства не было, а Иван Флягин умер.

Полковник подумал, что Иван помутился разумом, повысил его до офицера и дал отставку. Приложив письмо для большого человека в Петербурге. Там Иван выдавал справки в адресном столе. Однако его карьера не удалась.

Пошел Иван артистом. Он изображал демона, но заступившись за молодую актрису, был выгнан оттуда. Ему некуда было податься, и он отправился в монастырь. Там он получил имя отец Измаил и ухаживал за лошадьми.

Путешественники стали задавать вопрос. Искушает ли Ивана бес. Тот ответил, что существовал бес, который прикидывался цыганкой Грушей. Старец обучил его, как прогонять беса при помощи молитвы.

Ивану удалось избавиться от беса, однако стали являться мелкие бесенята. По этой причине Иван нечаянно убил корову, которая принадлежала монастырю. Он принял ее в темноте за черта. За все его прегрешения он был заперт игуменом в погребе и молол соль все лето.

Там он прочитал большое количество газет, стал пророчествовать и предрек скорую войну. Его перевели в пустую избу. Там Иван провел зиму. К нему вызвали врача, но он не понял, являлся тот пророком или сумасшедшим. Поэтому дал совет отпустить его пробегаться.

На пароход Иван попал. Добираясь на богомолье. Он поверил в возможную войну и хотел отправиться в армию, дабы умереть за народ. Поведав свою историю, странник стал задумчивым. Пассажиры не решались более задавать ему вопросы.

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования – Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

Главные герои

Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.

Другие герои

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева , у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки , которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

Глава первая

Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму» с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец» – бывший конэсер, который был «в лошадях знаток» и имел дар «бешеного укротителя» .

Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию» – «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть» .

Глава вторая

«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин» в сокращении рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании» и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии» . Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован» . Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми.

Со временем Ивана «подсадили форейтором» в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради» , засек на смерть монаха. В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан» , а после пересказал ему «знамение»: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы» .

Через время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.

Глава третья

Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост. Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить» . Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.

Глава четвертая

По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый» . Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.

В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.

Глава пятая

В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп. Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он безпаспортный, и герой угодит в степь.

На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль – стегали друг друга плетьми.

Глава шестая

Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку» , «запорол» Савакирея до смерти. Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили» – подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.

Глава седьмая

Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи» , от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.

Глава восьмая

Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров» . «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают» . «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет» .

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы, подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк» .

Глава десятая

Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела» , пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы» – мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.

Глава одиннадцатая

Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести» . Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.

Глава двенадцатая

От действий «магнетизера» Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках» , а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.

Глава тринадцатая

Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку, и спускает на нее все деньги князя.

Глава четырнадцатая

После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал» , лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.

Глава пятнадцатая

Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома, с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван как мог ее развлекал и утешал. Всем кроме Груши было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна» , у которой от князя была дочь Людочка.

Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.

Глава шестнадцатая

Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.

Головин занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.

Глава семнадцатая

Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь» , но она сбежала.

Глава восемнадцатая

Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок» , следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то, играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть – так она и вернулась.

Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя – будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: “Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”. И Головин, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.

Глава девятнадцатая

Головин, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок – его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Головин пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали, за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Глава двадцатая

В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел. Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества. На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию» , чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.

«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом» .

Заключение

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем – то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести Лескова «Очарованный странник» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 4604.

Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) - самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.

История создания

Повесть была написана в 1872 - 1873 годах.

В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.

Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

Краткое содержание. Знакомство с главным героем

Место действия - Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.

Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова - это рассказ в рассказе.

Главный герой родился в в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.

Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.

Татарский плен

Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.

Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.

К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.

Должность конэсера

Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.

Грушенька

Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.

В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.

Развязка

Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) - произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье. За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.

Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.

Анализ Лескова: «Очарованный странник»

Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.

Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.

Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) - история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.

Краткое содержание Очарованный странник

По дороге к Валааму по Ладожскому озеру на корабле встретились несколько путников. Когда судно причалило у Корелы, пассажиры поехали на лошадях, рассуждая о том, зачем неугодных людей так далеко ссылать, если есть такие пустынные места, где апатия одолевает всякое свободомыслие. Одного из них звали Флягин Иван Сверьяныч . Одет он был в послушничий подрясник и с виду был похож на настоящего богатыря. Он уверял своих спутников, что является знатоком всех лошадей и всю жизнь погибал, но по воле Божьей никак не мог погибнуть. Затем он стал рассказывать историю своей жизни.

Был Иван Северьяныч родом из Орловской губернии. Он с детства жил на кучерском дворе и рано пристрастился к лошадям. В одиннадцать лет он уже стал форейтором, хотя физически был пока слаб. Как и любой форейтор, он стегал по дороге кнутом тех, кто становился у него на пути. Однажды по дороге в монастырь он так убил старика-монаха, спавшего с возу. Граф, у которого он служил, уладил это дело, но ночью Ивану во сне явился этот старик и корил его. При этом он сказал Флягину, что тот «обещанный» Богу сын, оттого будет много раз погибать, но так ни разу не погибнет, пока не придет настоящая погибель. Вот тогда он и пойдет в чернецы. С этими словами монах и исчез.

Вскоре граф со всей семьей поехали в Воронеж. В селе Крутом ему опять привиделся этот монах, но Иван слушать его не стал. Когда они проезжали через опасный обрыв, где погибло немало людей, с ними приключилась беда. Лопнул тормоз, а лошади понеслись к обрыву. Иван спрыгнул с козел и всеми силами затормозил экипаж. Граф с графиней и их дочерью чудом остались живых. Ивану, которого прозвали Голован, они обещали подарить все, что он захочет. Но он дурак попросил только гармошку. С тех пор он был в милости господ. Однажды он отрубил хозяйской кошке хвост за то, что она таскала у него голубей. За это его приказали сечь, а затем отправили в сад бить камешки молотком.

Это его так расстроило, что он хотел было покончить с жизнью. Но и тут ему не повезло. Веревку, которую он приготовил для смерти, обрезал цыган. С ним он и ушел от графа, но по дороге расстался и пошел в «няньки» к маленькой дочке одного барина. Там он тоже долго не задержался. Вышло так, что он подрался с офицером-уланом и разгневанный хозяин погнался за ним. Отослали его без паспорта прочь, и пришлось ему идти по степи, где проходят татарские торги коней. Там ему понравился один красавец-конь, из-за которого он не выдержал и запорол одного татарина до смерти. Как и полагается его отвели в полицию, но он и оттуда сбежал. Тогда татары поймали его и оставили у себя лекарем.

Много лет он прожил у татар, даже женился несколько раз и имел много детей. Но он своих жен «Наташ» и детей «Колек» не любил, так как были они «некрещеными». Иван уже совсем потерял веру попасть домой. Через некоторое время в степи появились русские миссионеры, но Ивана с собой брать не хотели. Когда одного из них убили, Иван похоронил его по православным обычаям и сказал, что «азият» надо насильно превращать в христиан. Сам он переоделся в огненного бога Талафу и крестил татар. Далее, по дороге ему встретились русские, пьющие водку, но они его «беспаспартного» прогнали. Побывав в Астрахани в остроге, он вернулся, наконец, домой.

Там он устроился по конской части, помогал выбирать хороших лошадей. Его взял к себе на работу один князь. Иван Северьяныч периодически напивался, перед этим оставляя деньги у князя. После продажи красивой лошади Дидоны он отправился в трактир, где встретил человека, которому «бросить пить христианские чувства не позволяли». Пытаясь освободить Ивана от пьянства, он чрезвычайно споил его. За ночь он перемещался из одного трактира в другой и случайно познакомился с прекрасной цыганкой Грушенькой . Все деньги он спустил на то, чтобы послушать ее пение. Хозяин Ивана и сам немало денег потратил, чтобы выкупить ее из табора.

Поначалу она ему нравилась, а потом у него остыли чувства, а Груша теперь мучилась ревностью. Князь вскоре собрался жениться, а несчастную Грушеньку хотел выдать за нелюбимого Ивана Северьяныча. Более того, он хотел ее отправить в изгнание. От всего этого у Груши сил больше не было жить дальше. Она стала просить Ивана убить ее одним ударом в сердце, иначе она сама хотела на себя руки наложить. При этом добавила, что если не умрет, то станет «самою стыдной женщиной». Иван Северьяныч колоть ее не стал, а велел молиться и потом спихнул с крутого обрыва в реку.

По дороге обратно он узнал, что крестьянских сыновей забирали в армию. Прикинувшись крестьянским сыном, он попросился на войну, хотел найти быструю погибель. Перед отъездом он отдал все свои деньги в монастырь, как вклад за Грушину душу. На войне он мечтал погибнуть, но остался невредим. Тогда рассказал он про Грушину убийство, но доказательств нет, оттого никто ему не поверил. Вскоре его отправили домой с орденом святого Георгия и рекомендательным письмом. Сначла он недолго работал в адресном столе, потом подался в актеры. Но и там он долго не задержался. Ему выпала роль демона, а как раз была Страстная неделя. Играть такую роль было грех, тогда ушел он в монастырь.

Монастырская жизнь ему была по душе. Там и лошади были, и жизнь в послушании. Однажды ему явился бес в женском образе. После этого он стал усердно молиться, остались только маленькие бесы. Одного беса он зарубил топором. Как потом оказалось, это была корова. После очередной такой выходки посадили его в погреб, где у него открылся дар пророчества. Но и монастырь не стал для него последним пристанищем. Теперь на корабле он отправлялся молиться в Соловки. Внутренний голос предвещал ему скорую смерть и отправлял на войну, а за свой народ и умереть было не жаль.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ