Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ Х V П-Х V Ш ВЕКОВ

2004 г.

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ЗАСЕЛЕНИЯ ФИННАМИ ИЖОРСКОЙ ЗЕМЛИ В ХVП ВЕКЕ.. 5

§ 1.Переселение финнов на территорию Ингерманландии после заключения Столбовского мирного договора 5

§ 2. Управление территорией Ингерманландии в период шведского господства.. 11

ГЛАВА 2. ИНГЕРМАНЛАНДИЯ В ХVШ ВЕКЕ.. 15

§1.Переход Ингерманландских земель под власть России.. 15

§ 2.Влияние новой столицы России – Санкт-Петербурга на Ингерманландию... 16

§ 3.Взаимодействие финнов и других народов (культурная, бытовая сфера) 17

Заключение.. 20

Список литературы... 23

Приложение 1. 25

Приложение 2. 26

Первый историк берегов Невы А.И.Гиппинг не был знаком с основными архивными материалами и писал свой труд по истории Ижорской земли на основе опубликованных источников и ограниченных данных Выборгского архива, поэтому в его книге содержатся лишь отдельные сведения по истории края в ХУП веке.

В 1940-е годы историей Ижорской земли занимались С.С.Гадзяцкий и И.В.Саверкина.

Среди шведских и финляндских историков, занимавшихся историей Ижорской земли, широко известны имена К.Эландера, Й.Альмквиста, О.Форсстрема, Х.Сеппа, Э.Кууйо, С.Шартау и др.

В ХШ веке финно-угорские поселения были маленькими и были разбросаны по всему региону. Однако по сравнению с крупными, но немногочисленными славянскими городами их было намного больше. До сегодняшнего дня сохранились многие из древних названий. Наименования районов Петербурга Автово, Охта, городов Парголово, Кузьмолово являются ничем иным, как русифицированными финскими названиями древних сел Auttava, Aukta, Parkola, Kusmola и так далее. Многие до сих пор называют Заячий остров Emisaari.

К XIV веку начали появляться смешанные новгородско-ингерманландские города и поселения. (Так как Новгород был по существу федерацией, у коренного населения Водской пятины было почти столько же прав, сколько и у новгородцев.)

Не исключено, что среди первых жителей Орехова были не только русские, но и финны. Об этом, возможно, свидетельствуют найденные В.И.Кильдюшевскимв слоях ХIV-XV вв. популярные у карел и ижоры бронзовые украшения: два цепедержателя с симметричными стреловидными завитками, и скорлупообразные фибулы с деградировавшим звериным орнаментом и так называемым ракообразным (целая и два обломка).

Привлечение в состав «городчан» местных финнов, наблюдаемое так же и в других северных форпостах - Кореле и Копорье, было очевидно, вызвано заинтересованностью Новгорода в расширении рядов пограничных городовых ополчений.»

Таким образом, раз новгородцы хотели с помощью финнов, или инкери, увеличить свои гарнизоны, Водскую пятину (и названную так от названия народа водь-ижора) населяли наравне со славянами и финно-угорцы (инкери). И, соответственно, раз инкери привлекали к обороне границы, они лояльно относились к Новгородской Республике.

В результате разорения Новгородских земель Иваном Грозным, опустошительной эпидемии чумы и последовавшей затем 25-летней непрерывной войны между Россией и Швецией 1570 - 1595 годов край подвергается невиданному ранее опустошению, 95 % крестьянских хозяйств разорены. В начале XVII века, в годы так называемого «Смутного времени» по условиям Столбовского мирного договора 1617 года Ингерманландия оказывается под властью Швеции.

Первое заседание по Столбовскому договору было проведено в доме английского посла в поместье Репьеве, расположенном в сельце Столбово, находящемся на р. Сясь, на 54-м км от устья этой реки, впадающей в Ладожское озеро, недалеко от Юхорских порогов Сяси.

В XVII в. Столбово входило в новгородскую землю, а с XVIII в. вошло в Петербургскую губернию. Новоладожский уезд.

Среди народов, подвергшихся при власти коммунистов тотальной депортации, были и ингерманландцы, на упоминание которых в СССР был наложен запрет до начала 1990-х годов. Другие репрессированные при Сталине народы были в своё время реабилитированы. Факт этнического геноцида ингерманландцев не признан государством до сих пор.

Ингерманландцы и ижорцы: в чём различия

С ингерманландцами часто путают народ, известный ещё по древнерусским летописям: ижору или ижорцев. Тождество между ними лишь в том, что название области Ингерманландия, как её прозвали шведы, действительно происходит от народа ижоры, точнее – Ingeri.

Ижорцы достоверно известны с конца XII века. Тогда они входили в состав Новгородского государства. Жили ижорцы между Финским заливом и Ладожским озером по обе стороны Невы. В конце XV века Ижорская земля вместе со всей Новгородской державой была присоединена к Московскому государству. Ижорцы сохраняли свой язык, родственный финскому, но в религиозном плане за века стали близки к русским, исповедовали православие.

После Смутного времени разорённая и обезлюдевшая Ижорская земля досталась Швеции. Шведские власти в XVII веке активно заселяли её финнами двух этнических групп – эвремейсы и савакоты. Они и стали основой народа, который назвали ингерманландцами. Между потомками эвремейсов и савакотов в Ингерманландии вплоть до начала ХХ века существовали диалектные различия. Слиянию ижорцев с ингерманландцами препятствовали различия не столько в языке, сколько в вероисповедании: переселённые были лютеранами. Ингерманландцы сохраняли также свои отличия и от большинства финнов.

Перед революцией в Санкт-Петербургской губернии проживало примерно 16 тысяч ижорцев и около 160 тысяч ингерманландцев. В Сибири насчитывалось около тысячи ингерманландцев. Это были потомки сосланных за бунт 1804 года.

Попытка национального самоопределения

Всплеск национального самосознания, охвативший подавляющее большинство народов Российской империи в момент её распада, не обошёл стороной и ингерманландцев. К тому же они вдохновлялись примером провозглашения независимости Финляндии.

Во время гражданской войны в Финляндии (январь-май 1918 г.), закончившейся победой местных белогвардейцев над красными, вождь белофиннов Маннергейм рассматривал вопрос о захвате Петрограда и провозглашении там «вольного города». Но узнав, что правительство кайзеровской Германии, помогавшее ему свергнуть финских большевиков, не собирается враждовать с большевиками российскими, оставил эту затею. Однако Ленину со товарищи были подозрительны настроения ингерманландцев, компактной массой живших совсем рядом с Петроградом. Советские правители решили провести против этого народа превентивные карательные мероприятия.

В мае 1919 года началась насильственная мобилизация ингерманландцев в Красную армию. В качестве меры принуждения большевики стали широко применять конфискацию имущества. Руководил расправой «красный латыш» Яков Петерс. В ответ жители нескольких волостей, расположенных по соседству с финской границей, восстали с оружием в руках. В июле 1919 года они провозгласили Республику Северная Ингрия. Братская Финляндия оказывала ей посильную помощь, не ввязываясь в открытое военное столкновение с советской Россией. Но в октябре 1920 года Финляндия заключила с РСФСР мирный договор в Тарту. Территория Северной Ингрии оставалась в составе РСФСР. Жители самопровозглашённой республики оставили родные дома и ушли в Финляндию.

Часть ингерманландцев, живших к югу от Петрограда, примкнула к белогвардейской армии Юденича и, после её поражения, вместе с ней ушла в Эстонию (таких беженцев насчитывалось больше тысячи). Общие демографические потери ингерманландцев окрестностей Петербурга за годы гражданской войны составили около 50 тысяч человек.

Геноцид ингерманландцев в 1930-40-е годы

В 1928 году по всей стране коммунисты начали политику раскулачивания. Среди ингерманландцев, большинство которых были зажиточными хозяевами, благодаря своей рачительности и трудолюбию, «раскулачивание» проводилось особенно свирепо.

В первой волне депортаций, в 1929-1931 гг., в различные районы Сибири, а также на Кольский полуостров, было выселено больше 18 тысяч ингерманландцев. Всё имущество конфисковалось, депортируемым разрешали брать с собой только то, что те могли унести в руках. О выселении объявлялось меньше чем за сутки. Так же происходили и все последующие депортации.

Во второй волне, проводившейся в 1935-1936 гг. примерно 41 тысяча «кулаков» с детьми была выселена в те же районы Севера и Сибири, а также в Казахстан и Среднюю Азию. Не поддающееся учёту количество населения было изгнано из мест проживания в связи со строительством линии укреплений вдоль границы с Финляндией.

В 1937-1938 гг. власти приступили к окончательной зачистке Ингерманландии от «антисоветских элементов». Этнос перестал признаваться как таковой, финские школы, газеты и театры в Ленинградской области были закрыты, ингерманландская интеллигенция подверглась тотальным репрессиям. Как «финские шпионы» были осуждены 10,6 тысяч жителей Ленинградской области, причём 80% из них были расстреляны.

С началом Великой Отечественной войны Военный Совет Ленинградского фронта во главе с К.Е. Ворошиловым и А.А. Ждановым принял решение о сплошной депортации всех оставшихся ингерманландцев в Архангельскую область. Однако из-за быстрого продвижения немецких войск это постановление удалось выполнить лишь частично. Значительная часть ингерманландцев оказалась на оккупированной территории.

Финляндия с 1942 года стала проводить политику возвращения ингерманландцев на историческую родину предков. Выехали с оккупированных территорий СССР в Финляндию почти все ингерманландцы – свыше 63 тысяч.

Осенью 1944 года, на переговорах о перемирии с Финляндией, Советский Союз выдвинул условием принудительное возвращение ингерманландских беженцев в СССР, по версии советской стороны – «насильственно угнанных в Финляндию». Хотя финские власти пытались спасти, кого было возможно, записывая их в финны, всё-таки больше, чем 43 тысячам ингерманландцев пришлось возвратиться в СССР. Большинство их было поселено в различных областях Северо-Запада европейской части РСФСР. В течение 40-х годов в Карелии были поселены и многие из депортированных ранее вглубь СССР ингерманландцев.

Многочисленные переселения способствовали растворению ингерманландского этноса. Тем не менее, сейчас их численность в России составляет более 20 тысяч человек.

Коллизии ингерманландцев не могли не коснуться ижорцев, которых зачастую тоже записывали как финнов и подвергали репрессиям на этом основании. В настоящее время ижорцев в Российской Федерации чуть более 200 человек.

И др.). Единственная карта, на которой показано его расположение, приписывается Беренгейму и датируется 1676г. Точность прорисовки деталей (прежде всего, гидрографии) подразумевает невозможность значительных ошибок в расположении основных объектов на карте. Именно она и привела меня несколько лет назад к выводу, что Йоханнесдаль нужно искать возле Русско-Высоцкого. Увы, указанное на карте место оказалось в последние десятилетия под толщей куриного помёта, произведённого местной птицефабрикой.
Но всмотревшись в очередной раз в этот фрагмент карты, я усомнился в её подлинности. Поводом для сомнений послужила как раз излишняя точность некоторых деталей. На карте показаны несколько водохранилищ на небольших речках, впадающих в Финский залив от Автова до Мартышкина. Мне казалось, что возраст Орловского пруда в Стрельне не превышает трёхсот лет, а все остальные должны быть гораздо моложе.
Что скажут знатоки-краеведы? Неужели гидротехника в окраинной шведской провинции XVII века почти не уступала современным стандартам?

Оригинал взят у ros_lagen в

Оригинал взят у club_ingria в Ещё раз о загадочном Йоханнесдале

Оригинал взят у ingriamuseum в Барон Дудергофский Юхан Бенгтсон Шютте. Красносельский край под властью Швеции.

Древнейшая история Дудоровского погоста.


История Красносельского района богата яркими историческими страницами. Будучи одним из центром исторической Ингрии, этот край издревле привлекал различные народы и племена. Чаще всего люди селились в окрестностях Дудергофских высот, а так же на южном побережье Финского залива. Через наши земли прошли финно-угорские племена, такие как водь и ижора, с юга в XI веке приходят славяне-новгородцы. В то время Ингрия входила в Водскую пятину Великого Новгорода, которая в свою очередь делилась на погосты (аналог современных районов). Одним из таких единиц был Дудоровский погост. Центром погоста являлось старинное селение Ижорского плато – Дудорово (будущий Дудергоф, ныне пос. Можайский). Оно существовало с XV в. и находилось у южного склона Вороньей горы, вблизи Ореховой горы – самой высокой точки Ижорской возвышенности (176 м). Его название, очевидно, восходит к лопарскому (саамскому) слову «дуддар» и финскому «тунтури» - «горная местность» .
Во второй половине XV века поселение Дудорово принадлежало новгородскому боярину Богдану Есипову. Этот новгородский боярин владел у нас многими деревнями, составлявшими т.н. Есиповскую волостку. Однако близился закат Новгородской вольницы, усиливалось влияние московского князя Ивана III. Пользуясь недовольством новгородских жителей своим боярством, князь приезжает в Новгород чтобы «судить» по вечевым традициям (которые через год он уничтожит) неугодных ему бояр. Среди прочих, был вызван в Новгород и боярин Есипов. На суде против Есипова свидетельствовали собственные крестьяне. Обвинялся он в чрезмерном налогообложении, а так же в грабежах, которые будто бы совершали дворовые люди боярина. Были ли эти обвинения правомерными, мы уже не узнаем, но князь московский посчитал их весомыми. Есипова и нескольких других бояр одели в кандалы и увезли в Москву, где он и сгинул. Территория же Дудергофского погоста была отдана в кормление московским наместникам. Таким образом, наша земля перешла под управление государства Московского.

Шведское вторжение.

Всего сто с небольшим лет владела Ингрией Москва, уже со второй половины XVI века на арену выходит главный соперник русских в этом регионе – Шведское королевство. Этот северный сосед России достаточно долго находился вне большой политики. Лишь в начале XVI века Швеция получила независимость от Дании, разорвав Кальмарскую унию. Во внешней политике шведы стремились наверстать упущенное - территория Ингрии всегда входила в сферу их интересов. В результате нескольких разрушительных войн Швеции удаётся к 1617 году покорить всю территорию Ингерманландии. Московское государство тогда всё ещё не могло оправиться от последствий Смуты, вело войну на два фронта – со Швецией и с Польшей. Не имея военных ресурсов, Москва соглашается передать северному соседу свои Балтийские земли. Так и был заключён Столбовский мирный договор, по которому шведы «навечно» закреплялись на территории Ижорской земли. На деле же, немногим менее века будет существовать шведская провинция Ингерманланд, после чего будет завоёвана армией Петра.
В то же время, за тот небольшой срок, который довелось шведам властвовать над нашим краем, им удалось здесь кое-что обустроить, создав тем самым предпосылки для процветания Ингрии в последующие века. Одним из самых выдающихся правителей новой провинции стал Юхан Бенгтсон Шютте (1577-1645 гг.), личность для Швеции весьма примечательная. Будучи представителем бедного дворянского рода, Шютте сделал в начале XVII века головокружительную политическую карьеру, став высшим советником короля и генерал-губернатором Ингерманландии. Он обладал не дюжим умом и сумел закончить ряд немецких университетов, знал несколько иностранных языков. Вернувшись в Швецию, Юхан был нанят в качестве наставника молодого принца Густава, будущего короля. С тех пор дела Юхана Шютте пошли в гору, и вскоре после того, как ГуставII Адольф становится шведским королём, Шютте получил должность генерал-губернатора новых недавно завоёванных земель - Ингерманландии, Эстляндии и Ливонии. А чтобы закрепить губернатора в новоприобретённых провинциях, ему был пожалован титул барона и предан в личное владение Дудергофский погост (в 1624 году). Так начинается история Юхана Шютте как владетеля наших земель.

Шютте - Барон Дудергофский.

В наши дни следы шведского влияния в Ингрии обнаружить весьма затруднительно, однако, они прослеживаются как по сохранившимся памятникам, так и по названиям населённых пунктов. В этом смысле Дудергофский погост был при шведах достаточно обжитой территорией. Стоит отметить, что транспортная сеть нашего района начала складываться ещё в XVI веке. Две важные магистрали (тогда – небольшие, но проторенные дороги) становятся основой для расселения жителей – это Нарвский тракт (ныне Таллиннское шоссе) и Королевская дорога (ныне Петергофское шоссе). Не последнюю роль в дорожном строительстве сыграл Юхан Шютте, ибо ему приписывается создание транспортных артерий в Ингерманландии и даже первых почтовых станций.
Большое внимание новый владелец уделял вопросам религии. Будучи лютеранином, Шютте начинает внедрять в собственных владениях протестантскую веру. Неизвестно, была ли в новгородский период в Дудоровском погосте православная церковь, но ко времени Шютте, шведы столкнулись не только с православной верой, но и с языческими пережитками, носителями которых был ижорский народ. До сих пор на горе Кирхгоф (недалеко от пос. Можайский) можно увидеть два культовых камня, которым финно-угорское население поклонялось на протяжении сотен лет. Кроме того, гора Кирхгоф – лысая и, следовательно, может быть напрямую связана с шабашами, магией и языческими игрищами местного населения. Вероятно, для подавления языческого влияния Шютте заложил на вершине горы деревянную часовню, ставшую позднее кирхой святой Троицы. Другая кирха при Шютте находилась на территории нынешнего Красного Села, на том месте, где в 1828 году был построен Императорский дворец.Прихожанами были в основном финны-ингерманландцы, которых шведская администрация переселяла на наши земли взамен бежавших на юг и запад ижорян. Таким образом, при непосредственном участии барона был образован лютеранский приход Туутари, существующий по сей день.
Но не только религиозной деятельностью занимался Шютте. Будучи учёным, Шютте в то же время был хорошим администратором. Барон построил в нашем районе сразу две мызы, усадьбу Дудергоф (пос. Можайский) и усадьбу Стрелингоф(ныне - Стрельна).
Дудергофская мыза была вероятно совсем небольшой и служила второстепенным пунктом, в котором мог останавливаться барон. На шведском плане из атласа Дудергофского погоста, датируемого 1670-ми гг., обозначена усадьба с небольшим домом, скотным двором, лугами и пахотными землями. Располагалась мыза у подножья Вороней горы, у Нарвского тракта.
Совсем другой статус имела мыза Стрелингоф. Территория современной Стрельны в тот период относилась к Дудергофскому погосту, и в устье реки Стрелки барон выстроил свою основную резиденцию. Вокруг усадьбы был разбит сад и оранжереи, стояла домовая церковь. К реке Стрелке вёл искусственный пруд, на котором стояла водяная мельница. В устье реки была оборудована пристань.
А отличие от других памятников старины, мыза Стрелингоф вероятно не бесследно канула в лету. По мнению множества исследователей и краеведов, именно эту усадьбу Пётр решил переоборудовать в свой Путевой дворец. Если современную карту Стрельны наложить на шведскую 1670-х годов, то нарисованный на ней дом Иоганна Шютте совпадает с современным положением Деревянного дворца Петра Великого в Стрельне. На шведской карте хорошо виден всем известный пруд под названием "стометровка", бывший Карпиев пруд.
Интересную легенду рассказал генеральный директор ГМЗ "Петергоф" В.Знаменов. Когда после войны ремонтировали стрельнинский Деревянный дворец Петра, то под полом нашли старинный саркофаг с изображением гербов, в котором обнаружили находящееся в жидкости тело в старинной воинской форме. Вполне возможно, что это был один из потомков основателя Стрелингофа. В настоящее время Общество ревнителей истории Стрельны собирает сведения об этой легенде.

Загадочный Йоханнесдаль.

"Йоханнесдаль. Ингерманландия." Картина Эдуарда Якушина

С Дудергофским баронством Шютте связана ещё одна, пожалуй самая загадочная история. Речь идёт о легендарном городе Йоханнесдаль. На картах XVII века этот город указан к Западу от современного Красного села, на границе Ломоносовского и Красносельского районов. Легенда подтверждается германским путешественником Адамом Олеарием, который проезжал через этот город в 1634 году. Олеарий описывает строящийся город и сообщает, что городская церковь была почти достроена. Исследователи спорят, где мог находиться этот легендарный город. Одни утверждают, что Йоханнесдаль врос в Красное село, другие выводят его под Стрельну. В любом случае, это детище барона Шютте нуждается в серьёзном и планомерном расследовании.
Сам барон вероятно не успел достроить город, в 1632 в бою под Лейпцигом погиб его ученик, шведский король Густав II Адольф и карьера Шютте подошла к закату. Новая дворцовая партия во главе с Акселем Оксеншерной сумела добиться снятия Шютте с поста генерал-губернатора. Барон так же покинул и своё поместье. Последние годы он провёл в Швеции, способствуя развитию наук, и преподавал юриспруденцию в Уппсальском университете. Умер Юхан Шютте в своём доме в Уппсале 25 марта 1645 года, при этом оставаясь бароном Дудергофским.
Юхан Шютте сделал весомый вклад в развитие нашего района. Будучи, по сути, шведским завоевателем, он стал первым, кто начал облагораживать дудергофские владения. Достижения Шютте как генерал-губернатора (в особенности в области строительства усадеб и дорожных магистралей) были использованы впоследствии в петровскую эпоху, когда Ингерманландия вернулась в состав Российского государства. Так, сам того не желая, шведский наместник упростил нам освоение этой непростой территории с капризной и своенравной природой, и создал предпосылки для процветания Ингрии в последующие века.

Литература:

1. Александрова Е.Л. Санкт-Петербургская губерния. Историческое прошлое. Спб.: «Гийоль», - 2011, 790 с.
2. Вячеслава Мизин. Забытые священные и мифологические места Ингерманландии. Спб., - 2012, 216 с.
3. Андрей Сыров. Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Спб., - 2011, 319 с.



- 1471

Еще сравнительно недавно упоминание об ингерманландских финнах, как и само слово «Ингерманландия», практически не допускалось – и территории с таким названием этого народа как будто бы не существовало. По словам историка Вадима Мусаева, «подавляющее большинство нынешних жителей Петербурга и Ленинградской области даже и не знает, что живет в Ингерманландии, и имеет самое смутное понятие об обитавших здесь ранее финнах».

Поскольку ингерманландцы стали жертвой сталинских репрессий и лишились исторической родины, все, что с ними связано, вычеркивалось из истории. После войны ингерманландским финнам приходилось скрывать национальность – к ним с предубеждением относились как к бывшим врагам, пособникам оккупантов, а само слово «финн» нередко ассоциировалось с понятием «враг».

Считается, что западная граница Ингерманландии проходит по реке Нарове, затем по рекам Луге, Оредежу, Тосне, Мге и Лаве. Северная граница – по реке Сестре, от Ладожского озера до Финского залива. Как отмечает этнограф Наталья Юхнева, на территории Северо-Запада, еще до прихода туда славян, жило «аборигенное финно-язычное православное население»: водь, ижоры, вепсы и карелы. В западноевропейских источниках ижор называли инграми, а место их расселения – Ингерманландией.

В XVII веке, во время шведского владычества, Ингерманландия, пустовавшая после массового исхода жителей, стала заселяться финнами-лютеранами. Именно их сейчас называют финнами-ингерманландцами, а в XIX веке говорили – «петербургские финны». К концу XVII века финны составляли 80% обитателей приневских земель. Даже после основания Петербурга, когда сюда со всех краев России стали переселять русских крестьян, финны-ингерманландцы продолжали составлять значительную часть населения многих районов Петербургской губернии, поначалу она даже называлась Ингерманландской. В числе первых жителей Петербурга имелось немало ингерманландцев, выходцев из этих краев.

По данным земской статистики, по состоянию на 1897 год население Петербургской губернии составляло 690280 человек, из них – 107006 финнов и 13692 – ижорцев. В центральной части Петербургской губернии, состоявшей из пяти уездов – С.-Петербургского, Шлиссельбургского, Царскосельского, Петергофского и частью Ямбургского, – преобладало финское население. Вместе с тем «финский элемент» заметно ослабевал «по мере удаления от южного конца перешейка между Финским заливом и Ладожским озером, так что наиболее западный из этих пяти уездов – Ямбургский – менее всего сохранил у себя финские национальные черты». Три «периферические» уезда, Гдовский, Лужский и Новоладожский, составлявшие, однако, больше половины территории губернии, почти совсем не имели финского населения.

«Таким образом, оказывается, что в трех наибольших по площади уездах, с половиной всего населения, – отмечалось в отчетах земской статистики на 1897 год, – проживает ничтожное количество финнов (1343 чел.), тогда как в остальных пяти уездах, в которых числилось 335050 человек населения, финнов в том числе было 105663, или 31,53%; если к этому прибавить 13 057 ижорцев, проживавших в двух из тех же пяти уездов, то процентное соотношение финского населения ко всему населению губернии в той ее части, где оно вообще встречается, выразится в среднем в 35,43%». Больше всего финского населения регистрировалось в Петергофском, С.-Петербургском, Царскосельском и Шлиссельбургском уездах Петербургской губернии.

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (Ингрия, Ижорская земля), одна из территорий Русского государства. Область, недостаточно четко ограниченная, прилегала к р. Неве и побережью Финского залива до р. Наровы (Нарвы); входила в состав Водской пятины Новгородской (в летописях упоминается с XIII в.). Была населена различными финскими народностями, среди которых выделялись водь и ингрикоты (ингры, ижора), а также новгородскими выходцами, образовавшими два погоста, Ижорский и Спасский. В XVI в. Ингерманландия переходила из рук в руки, от русских к шведам и обратно. В 1617 отошла по Столбовскому миру к шведам; в 1702 была снова завоевана Петром I. Влияние шведов сказалось на обращении в лютеранство значительной части местного финского населения. С 1706 составила вместе с С.-Петербургом ядро Ингерманландской губ., занимавшей первоначально площади будущих губерний: Петербургской, Эстляндской, Новгородской, Псковской, Тверской, Олонецкой и Ярославской. В 1719, при новом разделе на губернии, вошла в состав С.-Петербургской губ.

Известный русский историк В. Н. Татищев связывал это название с именем князя Игоря (скандинавский вариант – Ingor, в женском варианте – Inger). Исследователь А. Шёгрен пытался лингвистически обосновать связь названия с именем Ингегерд. Финское же название «Инкери» (Inkeri) возможно намного древнее и, может быть, получило своё название от реки Инкери йоки (Inkerijoki), так называется по фински река Ижора, которая течёт по территории средней Ингерманландии. Ещё в начале ХХ века здесь проживали финны, ижора, водь, эстонцы, карелы, русские и немцы. Различные группы населения могли проживать на одной и той же территории, и даже в одной и той же деревне. Считается, что изначальным населением Ингерманландии были Водь и Ижора. Самые ранние археологические свидетельства, говорящие в пользу води, относятся к началу нашей эры. На основании некоторых захоронений можно утверждать, что на территорию Ингерманландии в IV – VII веках пришли новые поселенцы из Восточной Эстонии.

В старых русских источниках водь впервые упоминается в 1069 году. Так под этим годом есть известие, что при сражении новгородцев с полоцким князем Всеславом «велика бяще сеця Вожанам ипаде ихъ бесчисленное число». А под 1149 годом сообщается, что емь, напавшая на водь, была разбита при помощи новгородцев. Правда, упоминаемая в летописи Нестора чудь, которая, как утверждается, в IX веке приняла участие в создании Русского государства, вполне могла быть именно водью. Происхождение ижоры столь же загадочно, как и води. Очевидно, что ижора и карелы имели общие корни. Ранее считалось, что предки ижор переселились в Ингерманландию из Древней Карелии, с западного побережья Ладожского озера, где-то в начале II-го тысячелетия.

В русских летописях ижора впервые упоминается под 1228 годом, когда она, как свидетельствует источник, вместе с новгородцами отражала нападение хяме. После этого ижора, равно как и корела, неоднократно упоминается в летописях в связи с военными предприятиями Новгорода, направленными против Запада. Славянские племена, кривичи и словене, появились в южной Ингерманландии в районе Чудского и Ильменского озёр, примерно, в VI – VIII веках. Через два века славяне начали проникать уже на собственно Ингерманландскую возвышенность. Об этом свидетельствуют тысячи курганов, из которых самые древние относятся именно к Х веку. С этого времени начались взаимные контакты славянских и финских племён в Ингерманландии. Можно считать, что с самого начала эти контакты носили оживлённый характер, поскольку в курганах и захоронениях соседствуют как древнерусские, так и прибалтийско-финские черты. В последующие столетия влияние славян постоянно возрастало. На то были две основные причины: к XIV столетию вся Ингерманландия уже вошла в орбиту новгородского влияния, и её жителей обратили в православие. После Ореховского мира 1323 года Новгород, а затем Москва закрепляют приобретённые территории. В те времена на Ижорской земле находилось несколько укреплённых крепостей: центральная старая крепость Орешек, Копорье (Kaprio), Ям (Jam, Jama), Ивангород.

С XII века Ижорская земля входила в состав Новгородской земли. В этот период Новгородская республика постоянно вела войны со шведами («Невская битва» 1240 года), датчанами, а также с Тевтонским орденом («Ледовое побоище» 1242 года). В 1280 году великим князем Дмитрием Александровичем заложена первая каменная крепость на территории Приневского края - Копорье. В ареале племени емь в западной Ингрии была основана крепость Ям (позднее Ямбург, Кингисепп). В XV веке Ижора, как и вся Новгородская земля, была завоёвана и присоединена к Московскому Великому княжеству. Для охраны западных рубежей в 1492 году по приказу великого князя Ивана III была построена крепость Ивангород. В мае 1583 по итогам неудачной для Ивана Грозного войны Русское царство заключило Плюсское перемирие со Швецией, по которому лишалось почти всей Ижорской земли. Восточные уезды Водской пятины стали владением Швеции (швед. Svenska besittningar), то есть, в отличие от провинций, обладали статусом завоёванной территории и находились под властью генерал-губернатора, который подчинялся напрямую королю. В составе Русского царства остался только Ореховский уезд с рекой Невой. В 1595 году захваченная часть Водской пятины была возвращена Русскому царству по Тявзинскому договору.

Границы Ингерманландии ограниченны Финским заливом, рекой Нарва, Чудским озером и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Границей с Финской Карелией считается река Сестра. Южная часть не имеет четких географических ориентиров и соответствует границе между Россией и Швецией установленной в 1617 году. В 1708 году эти земли вошли в состав Ингерманландской губернии, с 1710 - Санкт-Петербургской Губернии, а с 1927 года - Ленинградской области. Границы этих образований значительно менялись с течением времени. С 1803 по 1926 года историческая Ингерманландия включала в себя город Санкт-Петербург и 5 уездов Санкт-Петербургской губернии: Петербургского (Петроградского), Петергофского, Царскосельского (Детскосельского), Шлиссельбургского и Ямбургского. В настоящее время это территории Кингисеппского, Волосовского, Гатчинского, Ломоносовского, Тосненского, Всеволожского и западная часть Кировского (до реки Лавы, ранее Лавуя) районов Ленинградской области. После Октябрьской революции 1917 года северная часть Ингерманландии при поддержке независимой Финляндии, провозгласила государственный суверенитет - была образована республика Северная Ингрия со столицей в деревне Кирьясало Всеволожского района, просуществовавшая с 1918 по 1920 гг. В 1920 по условиям Тартуского договора между РСФСР и Эстонией небольшая часть западной Ингрии была включена в состав Эстонской республики.

Русское население не могло понять смысла старых названий сел, островов, рек, и переиначивало их «на русский лад», к примеру село Ауттава было переназвано в Автово, а село Кеттеле - в более понятное «Котлы», и так далее. С приходом русских автохтонное население испытало серьёзное влияние русской культуры, которое, в частности, сказалось на языке, что привело к его полному вытеснению.

March 4th, 2009

Обнаружил недавно, что флаг Инкерии стал значит стремление к воссоединению Питера и ЛенОбласти. Всё бы ничего, но почему-то мне это вообще не нравится.

Ингерманла́ндия

Взято из вики.

(вед. Ingermanland, финск. Inkeri или Inkerinmaa, эст. Ingeri или Ingerimaa; Ингрия, Ижора, Ижорская земля, Приневский край) — этнокультурный и исторический регион, расположенный по берегам Невы, ограниченный Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Границей с Финской Карелией считается река Сестра.

В 1708 году эти земли вошли в состав обширной Ингерманландской губернии, с 1710 — Санкт-Петербургской Губернии, а с 1927 года — Ленинградской области (следует отметить, что границы этих образований не совпадают друг с другом и значительно менялись с течением времени). Историческая Ингерманландия включает в себя город Санкт-Петербург, а также районы Ленинградской области: Волосовский, Всеволожский, Гатчинский, Кингисеппский, Ломоносовский, Тосненский, а также запад Кировского района до реки Лава.

История
Первые следы обитания человека на территории современной Ленинградской области относятся к эпохе мезолита (VIII— VII тысячелетие. до н. э.). С III тысячелетия до н. э. с двух направлений— с Урала и из Прибалтики — сюда начинают проникать финно-угорские и прибалтийско-финские племена.

Во времена викингов через территорию Ингрии проходил торговый путь «Из варяг в греки», что делало регион привлекательным для скандинавской аристократии.

Существует несколько версий происхождения названия региона. По одной из них, шведский король Олафа Шётконунга, когда его дочь Ингегерда выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, внёс в качестве приданного город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды). Согласно другой точке зрения, название региона происходит от ингерманландского слова — финск. Inkerimaa, означающего «земля инкери» (земля ижорцев). В любом случае, большинство исследователей сходится в том, что «Ингерманландия» представляет собой топоним-гибрид, где к финскому корню присоединено шведское «ланд».

С XII века Ижорская земля входила в состав Новгородской земли. Этот период Новгород постоянно вёл войны со шведами («Невская битва» 1240 года), датчанами, а также с Тевтонским орденом («Ледовое побоище» 1242 года).

В 1280 году заложена первая каменная крепость на территории Приневского края — Копорье. В 1300 шведами была построена крепость Ландскрона, однако спустя год она была взята соединённой дружиной из новгородцев и местных карел и срыта до основания. На месте бывшей Ландскроны долгое время существовало «Невское устье» — новгородское торжище, то есть, рынок.

Новгородское влияние в Ингерманландии достигло своего пика после заключения первого мирного договора со Швецией — «Ореховского мира», подписанного в специально заложенной крепости Орешек в 1323 году.

В XV веке Ижора, как и вся Новгородская земля была присоединена к себе Московским Великим княжеством. Для охраны своих западных рубежей в 1492 году по приказу князя Ивана III была построена крепость Ивангород.

В результате опричнины, а также из-за тягот начавшейся Ливонской войны, многие города и сёла Ингерманландии подверглись разгрому и вновь опустели. В деревнях Водской пятины осталось всего 6 % населенных дворов.

В мае 1583 по итогам неудачной для Ивана Грозного войны Московское царство заключило Плюсское перемирие со Швецией, по которому лишалась почти всей территории Ингерманландии.

В 1583 Ингрия стала владением (доминионом) Швеции (швед. Svenska besittningar), то есть в отличие от провинции, обладала статусом завоёванной территории и находилась под властью генерал-губернатора, который подчинялся напрямую королю.

В 1595 году Ингрия была возвращена Московскому государству по Тявзинскому договору.

В начале XVII века во время Смутного времени шведские войска сражались на стороне царя Василия Шуйского, который при заключении Выборгского договора 1609 пообещал за военную помощь Кексгольмскую волость. Поскольку московское правительство затянуло с исполнением обязательств, шведы оккупировали Ижорскую землю и Новгород. Новый царь Михаил Фёдорович вынужден был по Столбовскому миру 1617 года уступить Ингерманландию Швеции. Ингрия стала препятствием для проникновения русских на Карельский перешеек. Швеция взяла под свой контроль всю торговлю через Балтийское море.

Города Ивангород, Ям (ныне Кингисепп), Копорье и Нотебург (сейчас Шлиссельбург) стали центрами шведских ленов. Такое административное деление по сути в точности повторяло русское деление на уезды. Торговым и административным центром Шведской Ингрии стал город Ниеншанц (с 1642), а с 1656 местом пребывания генерал-губернатора стала Нарва.

Территория Ижорской земли оставалась малозаселённой. Из-за повинностей и начавшихся религиозных притеснений православное население покидало пределы шведской Ингрии. Уже к началу 1620-х годов в Ивангородском, Копорском, Ямском ленах опустело 60 % деревень. В 1664 году в регионе проживало около 15 тыс. человек. В опустошённой войной Ингерманландии шведы проводили активную переселенческую политику. Началась переселение на свободные земли крестьян с Карельского перешейка, из привыборгских уездов и провинции Саво. Часть ингерманландских земель была разделена между представителями знати и приближёнными короля, на чьи новые поместья началась активная высылка провинившихся шведских подданных. Ям, Копорье и Ивангород с уездами были отданы в аренду бывшему ревельскому купцу Богиславу Розену.

Освободившиеся земли начали также заселяться колонистами из Северной Германии: в крупных городах Копорье и Выборге поселились немецкие дворяне, купцы, ремесленники. Помимо этого, после заключения в 1661 Кардисского мира усилился процесс миграции финнов-лютеран (инкери) из центральных областей Финляндии и Карелии.

Шведские попытки распространения лютеранства встречали сопротивление православного населения. Несмотря на то, что принятие лютеранства освобождало новообращённых от податей, число перешедших в новую веру было невелико. В шведский период в Ингерманландии было основано 25 лютеранских приходов.

После почти ста лет пребывания в составе Шведского королевства Ингерманландия стала частью Российской империи по результатам Северной войны 1700—1721 (положение официально закреплено Ништадским миром). В 1703 в устье Невы на побережье Финского залива был заложен город Санкт-Петербург, ставший в 1712 столицей.

Пётр I основал на территории Ингерманландии «герцогство Ижорское». Первым (и последним) герцогом Ижорским стал Александр Меншиков. В 1708 территория была преобразована в Ингерманландскую губернию (с 1710 — Санкт-Петербургская, в 1914—1924 Петроградская губерния).

На территории региона был сформировано несколько новых полков русской армии, в том числе Ингерманландский пехотный полк Меншикова.

В 1715 г. в Санкт-Петербурге спущен спроектированный Петром I линейный корабль «Ингерманланд», бывший флагманом императора.

Советская власть в Ингрии

Сразу же после Октябрьской революции 1917 года северная часть Ингерманландии при поддержке независимой Финляндии, провозгласила государственный суверенитет (республика Северная Ингрия со столицей в деревне Кирьясало во Всеволожском районе Ленинградской области). Государственность Северной Ингрии существовала в 1918—1920 гг. Для советской власти эти события послужили поводом воспринимать ингерманландцев как неблагонадёжный элемент.

В 1920 по условиям Тартуского договора между РСФСР и Эстонией небольшая часть западной Ингрии была включена в состав Эстонской республики.

С 1927 года территория Ингерманландии входит в состав Ленинградской области. После выселения из области, а особенно из приграничных районов, людей, которых советская власть считала неблагонадёжными элементами, в частности, основной части прибалтийско-финского населения в 1936-ом, 1942-ом, 1943-ем годах и в ходе послевоенных репрессий, национальный состав Ингерманландии коренным образом изменился.

Герб Ингерманландии известен с 1581 как герб шведского «Ивангородского герцогства». Поле герба было синего цвета, крепостные стены — красными, а поток — серебряным. При Карле XII герб приобретает современную гамму (на золотом поле изображён речной поток, по обеим сторонам которого расположены крас-ные крепостные стены), и увенчивается короной.

В российский период использовался вариант герба, официально утверждённый в 1730: стены белые, с зубцами, на голубом или лазоревом поле. Этот герб, в качестве полковой эмблемы размещался на амуниции (до 1775 г.) и знамёнах (до 1797 г.) Ингерманландских мушкетёрского и драгунского полков. Герб Ингерманландии окончательно замещается гербом Санкт-Петербурга после ареста Христофора Миниха (в 1728—1742 генерал-губернатор Ингерманландии).

В период существования республики Северная Ингерманландия первоначальный вариант герба печатался на почтовых марках и газетах.

Флаг

В ноябре 1918 при самопровозглашении республики Северная Ингрия (в деревне Кирьясало), капитан Северо-Ингерманландского полка Е. И. Хаапакоски предложил проект знамени: на жёлтом поле синий скандинавский крест с красной каймой. Ныне он находится в Музее военной истории в Хельсинки.

В настоящее время этот флаг используется организациями ингерманландских финнов в России (Инкерин Лийтто и другими), Финляндии, Эстонии, Швеции, а также краеведческими клубами и сторонниками автономии края.

Народы
В разное время на территории Ингерманландии проживали следующие народы:

* Ижора
* Водь
* Русские
* Шведы
* Немцы
* Ингерманландские финны
* Вепсы
* Карелы

Этническая история

Самым древнейшим населением Ингерманландии, вероятно были лопари (саамы) — древний оленный народ финно-угорского происхождения, некогда населявший всю Карелию, в том числе — Карельский перешеек. О его древнем присутствии на территории Ингерманландии остались в основном, свидетельства в топонимике края, в частности, в Ореховецком уезде Водской пятины, в XV-XVII века занимавшем восточную часть Ингрии, существовал Егорьевский Лопский погост (лопь — летописное название лопарей).

В первом тысячилетии нашей эры на территории Ингерманландии появляются Корела и Ижора — близкородственные финно-угорские племена, вероятно некогда бывшие единым народом. Существуют версии, что они оттеснили из Приневья Емь, в летописное время обитавшую в центральной Финляндии. В западной части Ингерманландии с древнейших времён обитало племя Водь. На рубеже тысячилетий уже заметны торговые контакты населения будущих ижорских земель с одной стороны с варягами, а с другой — со славянами (приильменскими словенами Новгородской земли). В русских летописях финно-угорское население края получает название чудь.

С приходом русских автохтонное население испытало серьёзное влияние русской культуры, которое, в частности, сказалось на языке — почти все они двуязычны. И водь, и ижора приняли православие при активном участии русских миссионеров.

Ингерманландские финны
Субэтническая группа ингерманландских финнов являются потомками эмигрантов-лютеран, переселённых шведским правительством в XVII веке с запада Карельского перешейка и из центральных районов Финляндии. В настоящее время в Ингерманландии проживает около 20 тыс. ингерманландских финнов. Раньше из среды ингерманландских финнов особо выделялись две группы: эурямёйсет и савакот. Они отличались друг от друга по происхождению, говору, обычаям и одежде.

Ингерманландские финны всегда были тесно связаны с городской культурой. Во время репрессий по этническому признаку в 1930-е годы, а также во время Советско-финской войны 1939—1940 годов и Второй мировой войны численность резко сократилась. Так, наиболее массовые депортации финского населения в Сибирь и на Дальний Восток происходили в конце марта 1942 года.

В течение 1990-х гг. многие из оставшихся в Ингерманландии финнов получили право на репатриацию, и эмигрировали в соседнюю Финляндию. С ингерманландскими финнами исторически связана деятельность лютеранской Церкви Ингрии.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ