Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Под формой государственного устройства принято.понимать административно-территориальную и национально-территориальную организацию, способ взаимоотношений, объем полномочий между центральной и региональной властями.

С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

По этому критерию государства подразделяются на федеративные., унитарные, а иногда и на конфедеративные.

Федеративное устройство в зарубежных странах (федерализм)

Федерация - это такая форма государственного устройства, при которой государственные образования обладают определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением, наличием двойного гражданства и законодательства, двухканальной системой налогов и т. п.

Республики могут иметь свои конституции, но те не должны противоречить федеральной.

Федерации делятся на национальные ц территориальные, симметричные и асимметричные!-

Признаки федеративных государств

1. К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. 2.

Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются единой конституцией. 3.

Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура парламента. 4.

В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. 5.

Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. 6.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях.

Виды зарубежных федераций

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Англия. ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Швейцария, Канада).

В теории конституционного права иногда проводится различие между так называемыми конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия) и договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты); между централизованными (например, Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария).

Распределение компетенции в отношениях между федерациями и их субъектами

Предметы ведения федерации и ее субъектов - круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым в зависимости от формы правления государства соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В федеративных государствах конституции обычно устанавливают три вида предметов ведения: 1) предметы исключительного ведения федерации; 2) предметы совместного ведения федерации и ее субъектов; 3) в конституциях ряда стран (США, Австрия) установлен так называемый принцип остаточной компетенции, в соответствии с которым все вопросы, не отнесенные конституцией к исключительному ведению федерации (или совместному ведению), составляют предмет ведения субъектов фе- дераци и.

Конституции ФРГ и США допускают возможность перераспределения предметов ведения путем обычного федерального закона.

Еще по теме Государственно-территориальное устройство:

  1. § 1. Понятие и предмет государственного права Российской Федерации как отрасли права
  2. Раздел VI ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  3. Тема 15. Конституционные основы государственно-территориального устройства зарубежных стран
  4. 5.4. Административно-территориальное устройство государства
  5. 18.5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР
  6. Глава 16. Организация государственной власти и управления БАССР
  7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.

Различают следующие формы территориального устройства:

1) унитарная (простая форма ) – единое госуд-во, составные части которого не обладают суверенитетом; в нем сущест­вует единая система высших органов и единая система законода­тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Особенности:

1. Все органы формируются по единой системе

2. Единая территория

3. Единое гражданство

4. Одноканальная налоговая система

5. Единые ВС

6. Единое законодательство

Унитарные государства бывают :

Строгоцентрализованные децентрализованные

По составу

Автономии бывают: территориальные (административные, политические), национально-территориальные (в состав Дании входит Гренландия), корпоративные, персональные (малая народность имеет право формировать законосовещательные органы), областные (в составе регионалистских гос-в) – гос-во, состоящие из одних автономий (Испания - каталонцы, баски, орагонцы, итальянцев нет как таковых)

2) федеративная (сложная ф.) - союзное государство, части которо­го (субъекты) обладают некоторыми признаками суверенитета, реализуемого при условии сохранения целостности страны. Особенности:

1. Двухуровневый гос. аппарат: федеральный и региональный

2. Территория складывается из ее субъектов

3. Двухуровневое законодательство



4. Единое гражданство

5. Двухканальная налоговая система (2 боюджета)

Виды Фед. по составу субъектов:

Национальные (субъект состоит из нац-х образований – Бельгия)

Территориальные (по географ. признаку – США)

Смешанные (террит. и нац-е субъекты – Россия)

В настоящее время в мире существуют 24 федеративных госу­дарства.

3) конфедерация (сложная ф.) – союз (как правило временный) суверенных гос-в, созданный на добровольной основе для достижения политических, экон-х и военных целей(форму объединения, государств, сохраняю­щих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения кото­рых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Особенности:

1. Отсутствует единый гос аппарат

2. Нет единой территории

3. Нет единой налог. системы

4. Нет единого гражданства

5. Нет единых ВС

Кон­федерация представляет собой непрочные государственные обра­зования и существует сравнительно недолго: они либо распадают­ся (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные го­сударства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815- 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения - содружество государств . Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.


Унитарное государство

Форма территориального (государственного) устройства - это элемент формы госу­дарства, характеризующий территориальную организацию власти (распределения власти в центре и на местах)

унитарная (простая форма ) самая распространенная – единое госуд-во, составные части которого (администр. единицы) не обладают суверенитетом, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Особенности:

2. Все органы формируются по единой системе

2 Единая территория

3 Единое гражданство

4 Одноканальная налоговая система

5 Единые ВС

6 Единое законодательство

Виды унитарных гос-в: по степени централизованности :

Строгоцентрализованные (нет местного самоуправления – Тайланд), децентрализованные (функции местного госуд. управления осущ. органы местного самоуправления, крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы – новая Зеландия), относительно децентрализованные (сочетание местного управления и местного самоуправления – Франция)

По составу : однородные (все админ. единицы обладают одинаковыми полномочиями) и неоднородные – единицы с привилегиями (автономии)

Автономии бывают:

административно-территориальные - может быть и так, когда автономные образования входят не напрямую в унитарное государство, а в состав административно-территориальных единиц, в наименовании административно-территориальной единицы отражаются чаще всего географический фактор, название главного города соответствующей территории. Административно-территориальные единицы не имеют признаков государства или государственного образования, хотя и могут обладать значительной самостоятельностью в решении вопросов жизни соответствующей территории.

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2734

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоёванные территории и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Так оно, собственно, и должно было быть при переходе человечества в IV - III тыс. до н.э. к государственной форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой деление государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

  • - из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
  • - как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
  • - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

В настоящее время выделяются следующие виды государственно-территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарным государством является государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. На данном этапе исторического развития большинство государств мира обладают именно этой формой государственного устройства.

Унитарное государство является централизованным, в нем законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет не подлежит разделу с какими-либо частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. Гражданство в таком государстве является единственным. Это, однако, не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно.

Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федерация в основном объединяет субъектов с одинаковым правовым статусом. Но в определенных случаях возможна и асимметричная федерация, когда приходится считаться с объективной реальностью. Например, когда субъекты федерации имеют принципиальные различия и их принудительное уравнивание может привести к обострению конфликтов и, следовательно, к сепаратизму, развалу федерации. К асимметричным федерациям западные ученые относят, Бельгию, Испанию и, конечно, Россию. Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации, но, главным образом, в договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

Разделение компетенций между федеральной властью и субъектами федерации является труднейшей проблемой федеративного устройства. Субъекты федерации как правило обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза.

Существует еще одна форма государственного устройства - конфедерация, которая предполагает собой объединение нескольких суверенных государств. Такая форма объединения носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Конфедерацию нельзя назвать устойчивой формой государственного устройства, так как со временем она, как правило, либо распадается на ряд суверенных государств, либо трансформируется в федерацию, которая даже при номинальном сохранении статуса конфедерации несет в себе все основные федеративные свойства и признаки.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ