Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.

Доктор исторических наук, академик РАН Валентин Янин

Канонизация

Канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память (по юлианскому календарю): 23 ноября и 30 августа (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 - лавра) 30 августа 1724 года). Дни празднования Святого Александра Невского:

  • 23 мая (5 июня по новому стилю) - Собор Ростово-Ярославских святых
  • 30 августа (12 сентября по новому стилю) - день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) - главный
  • 9 (22) сентября - в соборе Тульских святых (с 1987 года)
  • 14 ноября (27 ноября по новому стилю) - день кончины в Городце (1263) - отменён
  • 23 ноября (6 декабря по новому стилю) - день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)

День рождения Александра Невского по дореволюционной и церковной традиции приходится на 30 мая (12 июня) и в настоящее время празднуется на местном уровне.

Мощи Св. Александра Невского

Александр Невский был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой». В 1380 году во Владимире открыты его мощи нетленными и положены в раке поверх земли. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згоре» (сгорело). В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан, и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара. В 1547 году на церковном соборе князь был причислен к лику святых, а в 1697 году суздальский митрополит Иларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (ныне Александро-Невская лавра) по повелению Петра Великого. При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной в 1753 году, на изготовление которой мастерами Сестрорецкого оружейного завода пошло около 90 пудов серебра. В 1790 году после завершения строительства собора Пресвятой Троицы гробница была перенесена в этот собор и размещена за правым клиросом.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время. Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.

В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии. 20 сентября святые мощи были принесены в московский храм Христа Спасителя, 27 сентября раку перевезли в Калининград (27-29 сентября) и далее - в Ригу (29 сентября - 3 октября), Псков (3-5 октября), Великий Новгород (5-7 октября), Ярославль (7-10 октября), Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. 20 октября мощи вернулись в Лавру.

Частичка мощей Александра Невского находится в Храме Александра Невского в Софии, Болгария. Часть мощей (мизинец) Александра Невского находится в Успенском соборе Владимира. Мощи были переданы указом патриарха Алексия II в октябре 1998 года в канун празднования 50-летия открытия подворья Болгарской православной церкви в Москве. 21 декабря 2011 года образ с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского были переданы Александро-Невскому храму уральского села Шурала.

Перенесение мощей
святого князя Александра Невского

12 сентября (30 августа по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург, которое произошло в 1724 году.

Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий), сын князя Ярослава Всеволодовича, князь новгородский, великий князь владимирский, известный своими победами над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242 г.) был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года по пути из Орды в Городце, на Волге, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира.

Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения.

Его нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

30 августа 1721 г. (12 сентября по новому стилю) Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу Санкт-Петербург.

"Перенесение мощей князя Александра Невского императором Петром I" Художник Филипп Москвитин 2001 год.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.

17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26-го в Твери, 28-го в Торжке, 31-го в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать "в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами" и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

Утром 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы и перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал небесным покровителем северной столицы России.

Указом Петра I от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено). Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне. В 1989 году мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро?Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса.

В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской - Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В 1790 году по окончании строительства главного соборного храма в честь Святой Троицы, мощи святого благоверного князя Александра Невского были торжественно перенесены в собор, в нишу за правым клиросом.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации. Но эвакуация не была осуществлена.

12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма. Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского».

В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году.

Князь Александр Ярославович, прозванный Невским, прожил всего сорок три года. Он стал новгородским князем в шестнадцать лет, в двадцать победил шведов в битве на реке Неве, в двадцать два года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Александр Невский был не только выдающийся полководец, но и умный политик, тонкий дипломат. Его деятельность пришлась на тяжелую для Руси пору: монгольские орды опустошили страну, с запада угрожало нашествие германских, скандинавских и литовских феодалов. В этих условиях Александр Невский вел сложную политическую борьбу за сохранение независимости русского народа; он вел переговоры с Папой римским, с Золотой Ордой, германскими государствами.

Александр Невский, фигура не ординарная для русской Истории. Церковь много веков почитает князя святым, но современные историки склонны обвинять его даже в предательстве интересах России. Герой Невской Битвы и Ледового побоища с немцами, шведами и литовцами. Вместе с тем князь выражал покорность Золотой Орде и князю Батыю. Почему?

Князь считал, что с врагами Запада можно воевать и их можно побеждать, но у разорённой и опустошённой в войнах России, нет средств воевать с Татарами, которые могут придти целым народом и вконец опустошить Россию. Александр Невский выбрал политику ожидания когда татары разделятся и перебьют друг друга, а до этого надо было смириться и признать верховную власть ханов, ездить к ним на поклон и платить дань.

В то время как два родных брата бросили вызов Орде, Александр Невский той же Ордой был поставлен Великим Князем Всея Руси. Князь должен был унижаться чтобы спасти родную землю от гибели и уговаривать русский народ не сопротивляться, а снести терпеливо иго и платить дань. В то время князю был только 31 год. Великим князем России Александр Невский пробыл 11 лет. Князь рано умер, в неполных 43 года. Уже тогда, его современники, политику князя по отношению к монголо-татарам считали малодушной. Но Русь была не способна оказать сопротивление ханам. В Орде любили князя Александра, доверяли ему и это были самые спокойные годы нашествия на Русь.

Князь 4 раза ездил на поклон хану в Орду и умер по дороге возвращаясь домой из четвёртой поездки. Князь заболел простудой. Перед смертью он принял монашество с именем Алексий и даже схиму (символ ангельского образа).

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды. Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской - Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. При Петре I указом Синода (от 15.06.1724 г.) было предписано изображать на иконах Св. Блгв. князя в великокняжеских, а не в монашеских одеждах. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает: Но духом от небес на град сей призирает, И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо ПЕТРУ способствовал. Являя дщерь Его усердие святое, Сему защитнику воздвигла раку в честь От первого сребра, что недро ей земное Открыло, как на трон благоволила сесть.

К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.

БОГУ

Всемогущему

И Его угоднику

Благоверному и Великому

Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Россов усердному, защитнику, презревшему прещение мучителя

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.

В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».

«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты...

Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.

Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского — вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

ОДНАКО ЕСТЬ И ДРУГАЯ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петербурге в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака - возможно, крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

В 1919 году по инициативе одного из главных борцов с религией П.А.Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.

Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 году весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому - это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги. («Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Вот как об этом рассказывает документальное повествование:

Когда в Петрограде шли аресты членов Правления Общества православных приходов, когда забирали самых близких и надежных людей, самого митрополита Вениамина не трогали.

Стремительно разрасталась пустота вокруг владыки…

Ну, а 12 мая, в тот самый день, когда обновленцами был предпринят первый штурм патриаршей резиденции, в Петрограде, состоялось вскрытие мощей святого Александра Невского.


В полдень, в соборе Александро-Невской лавры собрались представители Петроисполкома, губкома, агитотдела, печати, общества археологических памятников старины и медицинской экспертизы.

"По данному распоряжению мастера подходят к раке и отвинчивают винты. Несколько человек снимают крышку и относят в сторону. Под крышкой стекло, его тоже снимают.

Здесь темно, - говорит кто-то. - Надо выдвинуть к свету.

Именно к свету, - повторяет другой с ударением на последнем слове…

Настоятель поднимает крышку гроба.

Что же в нем?

Там пусто. На дне лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посреди небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера.

Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда куски какой-то старой материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц. Вот и все "мощи"…

Далее автор глумливого газетного отчета приводит смущенные объяснения пастырей, дескать, в 1491 году во Владимире был пожар, рака с мощами была в огне и удалось спасти только отдельные кости. Опять же и в 1723 году, когда Петр I приказал перенести мощи в Санкт-Петербург, их благополучно довезли до Шлиссельбурга и здесь оставили зимовать, но зимой павильон, где они хранились, сгорел, и мощи снова пострадали…

"Митрополит… - отмечает репортер, - как будто бы немного взволнован".

Собственно говоря, ради этой фразы мы и пересказывали издевательскую по своему тону статью.

Нет нужды доказывать здесь, что все произведенные в первые годы Советской власти вскрытия, ни в коей мере не опровергали святости мощей и их чудотворености. Церковь считает, что нетленность сохраняется в силу Господней воли ровно столько, сколько необходимо, чтобы засвидетельствовать святость Божьего угодника.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов так и не воссоздал облик Александра Ярославича - черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, после пожара вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.

Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей. Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку.

Самый грандиозный спектакль с псевдо-мощами разыгрался при Петре I, которому нужно было поднять статус новой столицы государства. Архимандрит Феодосий лично освидетельствует мощи. Больше года Петр раздумывает, как бы покрасивее обставить перенос раки, в которой вместо нетленных чудотворящих мощей - груда костей.

30 августа 1724 года раку с мощами перенесли на галеру, гребцами на которой были высшие государственные сановники. Петр занял место рулевого. На берегах Невы выстроились войска, столпился народ. Под артиллерийский салют и колокольный звон ковчег перенесли на берег. Петр открыл раку с мощами ключом, посмотрел на них, потом закрыл и выбросил ключ в реку - чтобы никто другой больше не мог ее открыть. Это был финальный аккорд грандиозной мистификации. После такого убедительного аргумента в подлинности мощей мог сомневаться только самоубийца. А чтобы не провоцировать слухи, церковь перестала объявлять о происходящих от мощей Александра Ярославича чудесах.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского возвращены в лаврский Троицкий собор в 1989 году. Вместо раки, экспонирующейся в Эрмитаже - скромный ящик, по виду из нержавейки. Народ подходит, преклоняется. Интересно, чему?

Сегодня части тела «Александра Невского» - одни из самых «популярных» реликвий РПЦ. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей и брендом «АН» поставлено РПЦ на поток. На сколько именно частей было расчленено прагматичными служителями культа тело покойного (или то, что выдают за его мощи), доподлинно неизвестно. Вполне возможно, что если бы удалось собрать все частицы мощей святого, то выяснилось, что они принадлежат даже не двум, а значительно большему количеству усопших. Впрочем, церковь такие условности никогда не смущали.

За кого же нас принимают господа из РПЦ и вступившие с ними в сговор представители власти?

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский — один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г. Владимира в Троицкий монастырь г. Санкт-Петербурга.

Край, где была основана новая столица Российской империи, г. Санкт-Петербург (1703), в XI веке находился под властью Новгорода Великого. Нева разделяла земли Карелии и Ингрии (Ижоры). С середины XII века за эту землю шла упорная борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями. В 1323 году новгородцами в истоке Невы была основана крепость Орешек, ныне Шлиссельбург. В Смутное время Карелия и Ингрия временно отпали от России, но в начале ХУШ века при Петре I были отвоеваны русскими.

В июле 1710 года, вскоре после взятия Выборга, Петр I осматривал окрестности города. По его указанию было выбрано место для будущего монастыря во Имя Живоначальной Троицы и святого благовернаго князя Александра Невского, на берегу Черной речки (впоследствии Монастырки). 20 февраля 1712 года года Петр I приказал объявить архимандриту Феодосию (Яновскому), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». 25 марта 1713 года в деревянном храме, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, была совершена Божественная литургия. Монастырь связывала с городом дорога, устроенная в 1712 году по распоряжению архимандрита Феодосия (будущий Невский проспект).

Когда новая столица обстроилась и основанная в ней обитель во имя святого Александра Невского обзавелась приличным храмом и достаточным составом братии, возникла мысль о перенесении в нее святых мощей Небесного ее покровителя.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосии был во Владимире, в Рождественском монастыре, где находились мощи святого князя Александра Невского. Вместе с архимандритом монастыря Сергием он произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице, в которую были переложены «из старой» в 1697 году митрополитом Суздальским Иларионом. 4 июня 1723 года архиепископ Феодосии объявил в Святейшем Синоде, что Петр I, будучи 29 мая в Александро-Невском монастыре, велел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного князя Александра Невского перенести в Александро-Невский монастырь.

Святейший Синод 30 июня 1723 года постановил: «Святые мощи в Александро-Невский монастырь перенести, по примеру перенесения из Соловецкого монастыря в Москву святых мощей Филиппа митрополита в 7160-м году... При перенесении святых мощей от стороны Святейшего Синода быть настоятелю Рождествена монастыря, в котором мощи почивают, и иметь ему при себе духовных персон и светских служителей умеренное по потребе число, а от стороны правительствующего Сената быть достойной из знатного офицерства персоне, с надлежащим драгун или солдат числом, по усмотрению Сената. И как все оное к перенесению потребно определено и приготовлено будет, тогда то перенесение без всякого умедления и действом производить...

После Литургии и молебного пения, совершенного архимандритом с священнослужителями, поставив раку и распростерши балдахин и распорядив по приличным местам определенных к провожательству духовных и военных, чиновно восприяв показанный путь, в который из града... проводить с обыкновенным церковным пением и колокольным звоном, как мощи святого провожать долженствует, и по том провождении, ехать оным путем умеренно, со усмотрением мест, дабы в удобных никакого свыше потребы медления, а в неудобных вредительной скорости не употреблять. При мощах как духовные персоны, так и охранительный от воинской караул всегда должен быть неотлучно для наблюдения, чтобы при святых мощах никаких сквернословии и непотребных действ отнюдь ни от кого не происходило. Сохранять от случайных вредительств всякими мерами, сколько крайний смысл и конечная сила возможет. Всему пути вести обстоятельный журнал, из которого выписывая присылать в Святейший Синод от каждого места на всякой почте рапорт, дабы в Синоде о том было ведомо. Назначенному для сопровождения мощей архимандриту предписывалось, дабы он имел в пути такое поспешение, чтобы мог со святыми мощами к Санкт-Петербургу прибыть приближающегося августа к двадесятому, а по всеконечной мере к двадесять пятому числу неотложно».

Для сопровождения святых мощей был назначен окольничий Михаил Васильевич Собакин, для караула и посылок выделены из московского гарнизона обер-офицер с унтер-офицером и двадцать драгун.

Ковчег с балдахином для мощей с «носилом» (шириной 7 аршин, длиной 11 аршин, высотой более 5 аршин) был доставлен из Москвы во Владимир 10 августа. Несли его около 150 человек, а иногда и более. Перенесение святых мощей началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Так как из ворот обители выйти было затруднительно, частично разобрали забор; при шествии через тесную торговую площадь города пришлось сломать несколько прилавков. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. Жители ближайших сел встречали и провожали святые мощи «со многими народными людьми».

17 августа подошли к Москве, а 18 состоялась торжественная встреча святых мощей архимандритом и братией Симоновского монастыря, архиепископом Сарским и По донским Леонидом, епископом Суздальским и Юрьевским Варлаамом, сонмом священнослужителей и множеством верующих. В Москву шли Мещанской улицей и по Сретенке, Введенской и Петровской улицами; не заходя в Кремль, по Тверской вынесли мощи за Ямскую Тверскую улицу и поставили в поле. При большом стечении верующих всю ночь совершались молебны святому Александру Невскому.

23 августа мощи были в Клину, 26 – в Твери, 28 – в Торжке, 31 – в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. У Софийского собора был совершен молебен. 10 сентября продолжили путь с мощами по Волхову с остановкой у Хутынского монастыря. 13 сентября их доставили в Старую Ладогу, 15 сентября – в Новую Ладогу. В Шлиссельбурге 19 сентября святые мощи встречали бригадир Шувалов и полковник Бухолц. Здесь мощи были поставлены в каменном храме и оставались до июля следующего, 1724 года. 24 июля Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлюшенбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

К тому времени был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». В Шлиссельбурге с раки святого был снят его образ (в монашеском одеянии, поскольку он преставился в схиме) и вместо него был помещен новый, писанный живописцем столичной типографии Иваном Одольским. Тогда же была выполнена медная доска знаменитым гравером Пикаром с видом Александро-Невского монастыря, для печатания гравюр. В титул святого князя Александра Невского было добавлено слово «великий».

В самом монастыре для встречи мощей была изготовлена особая лестница для внесения мощей в верхний храм во имя святого Александра Невского, запасены пушки и порох для салюта. Утром в воскресение 30 августа 1724 года тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день.

После окончания перенесения мощей святого князя Александра Невского Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23 числа службе, отныне праздновать 30 августа». Составление новой службы Синод поручил обериеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографий протектору, архимандриту Гавриилу (Бужинскому).

Сподвижник Петра I, знаменитый проповедник, писавший, по слову императора, «внятно и хорошим штилем», архимандрит Гавриил составил немало похвальных слов на победы русского оружия, в похвалу императора Петра и основанного им города на берегах Невы.

Кроме новой службы на перенесение мощей святого князя Александра Невского архимандрит Гавриил должен был «сочинить из обретающегося в Прологе жития его, приложив к тому из бывшей с шведами и окончившейся миром войны краткую историю и перенесение его святых мощей по приличию, а также к сочиненным стихирам и синаксарию сочинить седальны и канон и всю ту службу по обыкновению напечатать и разослать во все государство».


Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий

В 1725 году в типографии при Александро-Невском монастыре служба с благодарением о заключении вечного мира между Российской империей и Швецией была напечатана пятью изданиями по 1200 экземпляров каждое. В следующем году последовало еще несколько изданий и общее количество экземпляров составило 11 900; они были переданы Синоду для рассылки по епархиям.

Однако вскоре распространение новой службы прекратилось. В словах службы о внутрироссийских делах Петровых: «и внутрь многая злая обыдоша нас, смирения от всезлобных мятежников, многое кровопролитие простирающих. Подвижеся всему сопротивное сердце Авессаломле, не токмо дела отеческая тщащеся опровергати, но и здравия его ищущее» (стихиры на литии, глас 5), архимандритом Псково-Печерского монастыря Маркеллом (Радышевским) усмотрено поношение высокой чести блаженной памяти царевича Алексея Петровича, замученного Петром I в Петропавловской крепости в 1717 году. Указом императрицы Екатерины I от 18 сентября 1727 года велено: «Святого благоверного великого князя Александра службы, которые разосланы по всей Российской империи к церкви, от тех церквей все собрать по-прежнему... и хранить те службы до указа в целости, впредь же празднество великого князя Александра Невского отправлять по-прежнему по месячной Минее. Служба перенесению мощей и житие, составленное архимандритом Гавриилом (Бужинским) и правленные самим Петром I, стали уделом рукописной традиции до тех пор, пока не были внесены в книгу «Житий русских святых» в 60-е годы XVIII века.

В дальнейшем, когда утихли внутридворцовые страсти начала XVIII века, служба заняла свое место во всех изданиях синодальных Миней.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

К 30 августа 1750 года была изготовлена по повелению дочери Петра I Елизаветы серебряная гробница для мощей святого Александра Невского. На изготовление ее истрачено 90 пудов чистого серебра, первой продукции «Колыванских рудокопен». Работы производились мастерами петербургского Монетного двора.

По сторонам гробницы расположены тематические рельефы, изображающие деяния и события жизни святого Александра Невского. На переднем – прибытие его в Городецкий Богородицкий монастырь, где произошло преставление князя; на трех других барельефах – битва с ливонскими рыцарями, вступление во Псков, битва на Неве при устье Ижоры. Внизу изображено преставление и погребение святого; на противоположной стороне – эпитафия М.В. Ломоносова:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает;
Но духом от небес на град сей призирает
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо Петру споспешествовал.
Являя его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь,
От первого серебра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.

Над гробницей – серебряный балдахин, увенчанный великокняжеской короной, впереди в нише – серебряная пирамида с чеканным изображением святого князя Александра Невского со знаменем в руке и его супруги с крестом в руке. Выше – литые ангелы, держащие щиты с надписями, сочиненными Ломоносовым. На северном щите: «Богу Всемогущему и Его угоднику Благоверному и Великому князю Александру Невскому, Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя, тварь боготворить повелевавшего, укротившему варварство на Востоке, низложившему зависть на Западе, по земном княжении в вечное царство переселенному в лето 1263.

Усердием Петра Великого, на место древних и новых побед перенесенному 1724 года».

На южном щите: «Державнейшая Елизавета, отеческаго ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретеннаго при ея благословенной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750».

После завершения торжеств перенесения мощей святого князя Александра Невского императором Петром I было задумано учреждение первого военного ордена в России в честь святого Александра Невского. Орден был учрежден Екатериной I в 1725 году.

В 1916 году в связи с тревожной обстановкой на фронте предполагали эвакуировать городскую святыню – мощи святого Александра Невского. Комиссия Синода провела вскрытие гробницы и освидетельствование мощей, но эвакуация не была осуществлена. Впоследствии, через несколько лет, гробница – одно из крупных мемориальных сооружений, в котором искусство русского барокко достигло своего апогея, была вывезена из монастыря и с 1922 года расположена в экспозиции Государственного Эрмитажа.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В перенесении мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург Промысл Божий усматривал небесное покровительство городу и новой столице России. Традиционно русские города, а тем более столица хранили святые мощи угодников Божиих и другие святыни, которые были надеждой и духовным щитом от неприятелей и других бедствий. Господу Богу было угодно сохранить от немецких полчищ, по молитвам благоверного князя Александра, Петроград в годы первой мировой войны и город Ленинград во время Второй мировой войны от немецко-фашистских захватчиков. Так героизм русских людей, соединенный с молитвенным предстательством Небесного покровителя города на Неве, продолжают свидетельствовать о небесной помощи благоверного князя Александра Невского.


Тропарь благоверного князя Александра Невского, глас 4

П озна́й свою́ бра́тию, росси́йский Ио́сифе,/ не в Еги́пте, но на Небеси́ ца́рствующий,/ благове́рный кня́же Алекса́ндре,/ и приими́ моле́ния их,/ умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́,/ гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием// и правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя.

Кондак благоверного князя Александра Невского, глас 4

Я́ коже сро́дницы твои́ Бори́с и Глеб/ яви́шася тебе́ с Небесе́ в по́мощь,/ подвиза́ющемуся на Ве́лгера све́йскаго и во́ев его́,/ та́ко и ты ны́не,/ блаже́нне Алекса́ндре,/ прииди́ в по́мощь твои́м сро́дником// и побори́ борю́щия ны.

Молитва святому благоверному Александру Невскому

С корый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утвер­ди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низло­жи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетлен­ным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святы­ми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


12 Сентября 2018

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ