Понятие, форма и приказ об утверждании реестра договоров (контактов) по 44-ФЗ: законодательная база
Из этой статьи вы узнаете:
Реестр договоров в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года (с последними изменениями) № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона № 44-ФЗ) – это, скорее, разговорное или логически-смысловое понятие, чем официально принятый термин.
На самом деле, в тексте Закона № 44-ФЗ используется термин « реестр контрактов ». Так, согласно части первой статьи 4 Закона № 44-ФЗ, органом исполнительной власти федерального уровня, выполняющим функции по кассовому обслуживанию различных бюджетов бюджетной системы России, осуществляется получение от заказчиков сведений о заключаемых ими контрактах и, собственно, ведение реестра этих контрактов. Фактически, таких реестров два: в части семь той же статьи 44-ФЗ указывается, что данные о проведении закупок товаров, работ, услуг, о подписании сторонами контрактов, представляющие гостайну, входят в отдельный, специальный, реестр контрактов, особенности ведения которого регламентируются Правительством России.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Такие данные, и это прямо обозначено в законе, не подлежат по понятной причине опубликованию в любых СМИ и выставлению на обозрение в Интернете. Особо надо учитывать то, что в оба реестра контрактов не посылаются данные о договорах, подписанных на основании пунктов четвертого, пятого, двадцать третьего, сорок второго, сорок четвертого, сорок пятого, а также и сорок шестого (в части контрактов, заключаемых с физлицами) части первой статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В качестве органа, который ведет, поддерживает реестр договоров (контрактов), выступает Федеральное казначейство (Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2004 года (с посл. изм.) № 703 «О Федеральном казначействе»).
Федеральное казначейство проверяет наличие установленных законом данных и документов, их соответствие определенному минимуму требований, предусмотренному порядком ведения реестра контрактов, и, если все правильно, представляет для публичного обозрения в указанные данные и документы - в течение трех рабочих дней со дня их получения. В случае несоблюдения лицом, направившим сведения о контракте, установленных требований информация и документы не могут быть опубликованы в реестре договоров (контрактов). Контракты, сведения о которых не внесены в реестр контрактов, даже не подлежат оплате - за исключением, разумеется, договоров, информацию о которых не включают в реестр договоров (контрактов) на законном основании.
Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.
Форма реестра договоров (контрактов) по Закону № 44-ФЗ во многом обусловлена предписанным рассматриваемому реестру содержанием. Так, согласно части второй статьи 4 Закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов вносятся следующие данные:
В течение трех рабочих дней с даты подписания контракта заказчик должен направить указанную в рассмотренных выше пунктах первом – седьмом, девятом, двенадцатом и четырнадцатом информацию в Федеральное казначейство. В случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ были внесены изменения в текст контракта, заказчики обязаны направить в вышеуказанный орган информацию, которая предусмотрена частью второй статьи четвертой Закона № 44-ФЗ и в отношении которой вносились изменения в условия контракта, - в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.
Информация, указанная в приведенных выше пунктах восьмом, десятом, одиннадцатом и тринадцатом, посылается заказчиками в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, либо приемки поставленного товара, результатов выполненной работы, результатов оказанной услуги.
Документы и данные, содержащиеся в реестре договоров (контрактов), должны оказаться быть доступны для просмотра (по умолчанию – неограниченному кругу лиц) без получения за это какой-либо платы.
Внешний вид формы реестра договоров (контрактов) определяется устанавливаемым Правительством РФ , точнее порядками, т.к. сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении контрактов, составляющих государственную тайну, включаются в отдельный реестр договоров (контрактов).
Приказом об утверждении форм реестров договоров (контрактов) фактически оказываются нормативно-правовые акты о порядках ведения указанного реестра - Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года (с посл. изм.) № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения составляющие государственную тайну» (вместе с «Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками» и «Правилами ведения реестра контрактов, содержащего сведения составляющие государственную тайну») - и о порядке формирования сведений, а также обмена данными и документами между заказчиком и Федеральным казначейством - Приказ Минфина России от 24 ноября 2014 года (с посл. изм.) № 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».
Формирование заказчиком информации, направляемой им в реестр контрактов, производится с применением государственной интегрированной информационной системы (ИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет», доступ к которой осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации в Интернете, после прохождения процедуры регистрации в ИС в соответствии с частью шестой статьи четвертой Закона № 44-ФЗ.
Реестр – друг и помощник договора
Функция учёта и регистрации договоров является неотъемлемой стадией договорного процесса любого предприятия. Любая организация должна вести реестр заключенных и подписанных договоров .
Для осуществления этой функции обычно выделяется отдельный сотрудник в секретариате, юридическом отделе или бухгалтерии, либо эта работа поручается ему время от времени (ответственный сотрудник). Этот сотрудник ведет журнал учета договоров , в котором учитывает базу заключенных и согласованных документов. Следует различать роли ответственного за регистрацию и за согласование документа. Ответственный за согласование обходит с листом согласования , приложенного к проекту, согласующих лиц, при этом документ еще не утвержден и не подписан. В то же время ответственный за регистрацию сотрудник учитывает, как правило, уже подписанные и отраженные в учетной системе (в большинстве своем, 1С), экономически работающие договоры.
Реестр договоров зачастую ведется в Excel, бланк этого реестра, как правило, не утерждается, а представляет собой произвольную сводную таблицу, которая обычно содержит следующие колонки:
Образец реестра договоров с примером его заполнения Вы можете скачать по ссылке .
Используя привычные офисные приложения, такие как MS Excel и MS Access, задачи по ведению учета и регистрации договоров в целом решить можно. Однако при большом количестве согласовываемых документов этот инструмент может не справиться с возрастающими вызовами:
Функцию ведения реестра лучше доверить не Excel, а специализированным программам учета договоров. В частности, таким софтом является разработанная на современной платформе 1С Предприятие 8.3 «Юрайт: Согласования и договоры»
В программе для учета договоров «Юрайт» предусмотрен широкий набор опций, используемых ответственным сотрудником в своей работе по учету и регистрации документов.
Договоры, как и любые документы, должны быть зарегистрированы. Учет соглашений ведется в специальной регистрационной форме отдельно от других внутренних документов. В этой статье вы найдете журнал регистрации договоров в формате.xlsx, который сможете скачать бесплатно, а также описание порядка регистрации договоров в организации. Речь пойдет об обычных гражданско-правовых соглашениях, вопрос государственной регистрации договоров в статье не поднимается.
Договор должен быть зарегистрирован во всех организациях, которые его заключили. Очевидно, что каждая из них ведет собственный учет по собственной форме, поэтому присвоенные конкретному соглашению номера вряд ли совпадут.
Как уже говорилось, один договор будет зарегистрирован в каждой из организаций, которая является его стороной. Та компания, которая будет регистрировать первой, напишет свой номер рядом со словом «Договор» на первой странице документа:
ДОГОВОР №1234
возмездного оказания услуг
Вторая организация может пойти двумя путями.
ДОГОВОР №1234/4321
возмездного оказания услуг
В этом случае договор будет фигурировать везде и всегда под тем номером, который указан на первой странице («Договор возмездного оказания услуг №1234» в случае в нашим примером), а номер из штампа будет использоваться только внутри той компании, которая его поставила.
Договоры регистрируются в специальной учетной форме – Журнале регистрации договоров.
Рассмотрим, какую информацию нужно вносить в каждую из граф журнала.
По гражданскому законодательству России (ст. 425 ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. А когда наступает этот момент – давайте разбираться.
Вариант первый, самый простой: представители сторон соглашения собрались вместе, подписали договор в необходимом количестве экземпляров и, довольные, пожали друг другу руки. Тогда дата договора не вызывает никаких вопросов. Номера у документа будут разные, а дата одна.
Вариант второй, сложный и самый распространенный. Стороны соглашения могут находиться в разных городах, а как минимум — в разных частях одного города. Одна из сторон, принципиально согласная на подписание контракта, может проводить процедуру его внутреннего согласования в течение месяца. И мало ли какие еще сложности возникнут, но суть одна: первая сторона уже зарегистрировала документ, присвоив ему номер и дату, а вторая еще нет, и когда это произойдет – неизвестно.
В этом случае вновь открываем Гражданский кодекс и читаем статью 433 (пункт 1): «договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта». Проще говоря, если стороны решили заключить договор, то одна из сторон готовит его в письменной форме, регистрирует и отправляет второй стороне. Это оферта. Очень важно направить оферту с сопроводительным письмом, по почте заказным с уведомлением о вручении! Вторая сторона принимает (акцептирует) оферту, и тогда датой договора будет считаться день, когда акцепт произошел. Подтверждается дата одновременно двумя способами: 1) получает входящий номер и дату регистрации, 2) на уведомлении ставится дата получения письма и карточка возвращается отправителю.
Журналы регистрации │5 л. │ │ │ │представителей организаций, │ │ │ │ │подавших заявки, прибывших на │ │ │ │ │процедуру вскрытия конвертов с │ │ │ │ │заявками на участие в конкурсе │ │ │ │ │на поставку товаров, выполнения │ │ │ │ │работ, оказания услуг │ │ │ ├─────┼────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────────┤ │ 278 │Журналы регистрации заявок на │5 л. │ │ │ │участие в конкурсе, аукционе, │ │ │ │ │запросах котировок цен │ │ │ ├─────┼────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────────┤ │ 279 │Реестры государственных, │Пост. (1) │(1) Состав │ │ │муниципальных контрактов, │ │документов и │ │ │заключенных по итогам размещения│ │сведений, │ │ │заказов │ │содержащихся в │ │ │ │ │реестрах, │ │ │ │ │определяется │ │ │ │ │законами и │ │ │ │ │нормативными │ │ │ │ │правовыми актами │ │ │ │ │Российской │ │ │ │ │Федерации.
Вопросы хранения документов регламентируются также Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 № 105, Основными правилами работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.) и Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 (далее – Перечень).
По крупным поставкам и наиболее важным работам, услугам установлен постоянный срок хранения, однако критерии отнесения договоров к «крупным поставкам и наиболее важным работам, услугам» Перечнем не установлены. Полагаем, что каждая организация определяет их самостоятельно, возможно, по согласованию с государственным (муниципальным) заказчиком. Срок хранения договоров подряда с юридическими лицами составляет 5 лет после истечения срока действия договора (п.
440
Перечня). В п. 439–451 Перечня перечислены также ряд иных видов договоров с определенными сроками хранения. Договоры, соглашения, не указанные в отдельных статьях Перечня, хранятся 5 лет после истечения срока их действия (п. 436 Перечня). При этом экспертно-проверочными комиссиями государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти некоторые договоры могут быть отнесены к сроку хранения «постоянно».
Хранятся в │ │ │ │ │организации, │ │ │ │ │исполняющей │ │ │ │ │функцию ведения │ │ │ │ │реестра, │ │ │ │ │передаются на │ │ │ │ │постоянное │ │ │ │ │хранение после │ │ │ │ │завершения ведения│ ├─────┼────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────────┤ │ 280 │Документы (извещения о │Пост. <** (1) │(1) По отклоненным│ │ │конкурсах, заявки на участие в │ │заявкам — 5 л. ЭПК│ │ │конкурсах, протоколы, │ │ │ │ │уведомления, договоры │ │ │ │ │(соглашения), заключения, │ │ │ │ │отчеты) о проведении конкурсов │ │ │ │ │на право получения грантов │ │ │ ├─────┼────────────────────────────────┼───────────────┼──────────── Звездочки <** означают, что при ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, документы принимаются на постоянное хранение по принципу выборки организаций и документов. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ: г. — год л.
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает. Срок хранения государственных, муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также документов (конкурсной документации, протоколов, аудиозаписей, запросов, извещений, уведомлений, заявок, сводных заявок, технических заданий, графиков - календарных планов, доверенностей, информационных карт, копий договоров (контрактов) и др.) о проведении открытых конкурсов, конкурсов котировочных заявок (котировок), аукционов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд организации установлен приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г.
Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 года № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2010 года № 18380) установлены следующие сроки хранения документов по закупкам: │ 270 │Планы экономического и │ │ │ │ │социального развития │ │ │ │ │организации: │ │ │ │ │а) по месту разработки и/или │Пост. │ │ │ │утверждения │ │ │ │ │б) в других организациях │До минования │ │ │ │ │надобности │ │ ├─────┼────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────────┤ │ 271 │Бизнес-планы; документы │Пост.
N 44-ФЗ) протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в конкурсную документацию, разъяснения положений конкурсной документации и аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе хранятся заказчиком не менее чем три года. При других способах закупки к сроку хранения документов, сформированных заказчиком в процессе проведения закупки, применяются положения ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ, определяющие, что общий срок исковой давности составляет три года. Между тем Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не предусматривает порядок и место хранения указанных выше документов.
Как правило, они хранятся у контрактного управляющего (контрактной службы).
ЭПК │(1) По крупным │ │ │контракты на поставку товаров, │ │поставкам и │ │ │выполнение работ, оказание услуг│ │наиболее важным │ │ │ │ │работам, услугам -│ │ │ │ │пост. <** │ ├─────┼────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────────┤ │ 273 │Документы (конкурсная │ │(1) По крупным │ │ │документация, протоколы, │ │поставкам и │ │ │аудиозаписи, запросы, извещения,│ │наиболее важным │ │ │уведомления, заявки, сводные │ │работам, услугам -│ │ │заявки, технические задания, │ │пост. <** │ │ │графики — календарные планы, │ │ │ │ │доверенности, информационные │ │ │ │ │карты, копии договоров │ │ │ │ │(контрактов) и др.) о проведении│ │ │ │ │открытых конкурсов, конкурсов │ │ │ │ │котировочных заявок (котировок),│ │ │ │ │аукционов на поставку товаров, │ │ │ │ │выполнение работ, оказание услуг│ │ │ │ │для нужд организации: │ │ │ │ │а) в организации — заказчике │5 л.
Внимание
Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлен четырехлетний срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. При этом п. 4 ст. 283 НК РФ, являющийся специальной нормой, обязывает налогоплательщиков хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего периода его погашения. Переносить убыток на будущие периоды организации могут в течение 10 лет после его получения (п.