Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом своем романе "Бедные люди" затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей", "униженных и оскорбленных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании" Проблема преступления

Рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В "Неточке Незвановой" сказано: "Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство". В романе "Идиот" Ф.М. Достоевский утверждает: "Сказано "не убий!", так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя". Но роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман "Преступление и наказание".

В письме М.Н. Каткову Ф.М. Достоевский сообщал: "Пишу роман о современном преступлении". Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. Толкая своего героя на убийство, Ф.М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его "среда заела". Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования "сверхлюдей", то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, "дрожащей твари", о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

Раскольников нарушил одну из важнейших христианских заповедей "Не убий!" По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. "Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?" - спрашивает Россию Достоевский, и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Достоевский осветил больные сторон современного ему общества и нарисовал живые картины русский действительности. Созданные автором образы проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу "маленького человека" и открыл в нем залежи духовной щедрости.

Отчетливо понимая, что Раскольников – убийца, мы все же не перестаем ему сочувствовать. Понимаем, что наказание неизбежно, так что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянной нравственной неудовлетворенности своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и осознает нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.

Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным "теорией", Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он "вынужден" убить беременную Лизавету.

Читателя мучает вопрос: может ли преступник вернуться к нормальной жизни? Может, утверждает Достоевский, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех "теорий", которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.

На вопрос Раскаянье раскольникова, Преступление и наказание заданный автором J Dog лучший ответ это Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".)
Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман о современ-ной России, переживавшей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравствен-ных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все стра-дания, боли и раны времени. Передовая русская молодежь конца 50 – начала 60-х годов искала пути социального, духовного и нравственного обновления России. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник. Отсюда начинает движение и его мысль. Мир страшен, невозможно принять его, излечить его бо-лезни, изменить лик его тоже нельзя: «Так доселе велось и так всегда будет! » Ос-тается одно – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали, пере-ступить вечные нравственные законы. На такое «преступление» способны поис-тине необыкновенные люди, или, по Раскольникову, собственно люди. Или по-слушание, или бунт необыкновенной личности – третьего не дано.
Но Раскольникову надо было проверить свою идею, узнать, способен ли он на бунт – преступление. Убийство старухи – единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий. «Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь я дрожащая или право имею? »
Своим жестоким экспериментом Раскольников хотел достичь абсолютной для себя свободы. Но этого не произошло, наоборот, идея поработила его, превра-тила в пешку, лишенную воли.
Раскольников сам себя выдает, потому что более не в силах бороться с са-мим собой. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина – преступление было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг.
Перед признанием в убийстве Раскольников идет к Соне Мармеладовой. Он понимал, что ему не избежать надвигавшейся развязки, но пытался «хоть за что-нибудь зацепиться, помедлить» . А Соня представляла собой неумолимый приго-вор, решение без перемены. И это придает Раскольникову уверенности.
Он идет на перекресток, на Сенную, где решилось его преступление. Опять закатывается солнце, как тогда, в самом начале трагического пути, когда он вы-шел из своей убогой каморки делать «пробу» . Только теперь косые лучи заходя-щего солнца освещали его крестный путь. Дойдя до середины площади, Расколь-ников вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил и скажи всему миру вслух: «Я убий-ца! » И вдруг его охватило какое-то «цельное, новое ощущение» . Раскольникову открылся в полной мере глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. И он «с наслаждением и счастьем» поцеловал землю, которую осквернил своим преступлением. Счастье приходило к Раскольникову лишь изредка, каки-ми-то отдельными вспышками, «припадками» . И сейчас он понял, что сам своим преступлением лишил себя счастья, задавил в себе «ощущение полной и могучей жизниС этими мыслями Раскольников дошел до конторы. И тут его охватил страх, ноги онемели, но он все-таки шел. В конторе он столкнулся с Ильей Петровичем Порохом и подумал, что «это сама судьба» . Однако пока словоохотливый Илья Петрович занимал его разговорами, в душе Раскольникова что-то перевернулось, его как будто «придавило» . Он не смог произнести слов признания. Попрощав-шись с Порохом, он вышел во двор и тут увидел Соню. Все эти дни Соня страдает с Раскольниковым, живет им, проходит тот же крестный путь. Соня и Раскольни-ков – два полюса, но как всякие два полюса, они не существуют друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Расколь-никову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению. Раскольников возвраща-ется в контору и уже без колебаний дает показания. Свое признание Раскольников расценивает как признание собственной не-состоятельности, собственного ничтожества. Не так думает Достоевский.

Герой романа Федора Михайловича Достоевского - один из представителей, так называемых «лишних людей» в литературе того времени. Главное отличие Родиона Раскольникова заключается в его личности - стихийного бунтаря. Против чего бунтует герой? Какие способы избирает для того, чтобы выразить свой протест? И в чем, наконец, его покаяние?

Для того, чтобы разобраться в острой проблеме Родиона Раскольникова, нужно обратить внимание на его письмо. То самое, в котором герой выразил свои мысли, и приведшее, в конечном счете, его к разоблачению. Основная мысль письма - «Тварь и дрожащая или право имею? » может быть выражена следующим образом. Раскольников придерживается мысли, что каждый человек сам себе господин и соответственно, все ему позволено. Во имя и ради себя, можно таким образом совершить любое преступление, вплоть до самого страшного - человекоубийства.

Самое интересное то, что в романе присутствует еще одно преступление. Направленно оно, однако, не на физическое истребление, а на душевную гибель. И автор этого преступления - Сонечка Мармеладова. Прикрываясь христианским добродетельным веером и защитой семьи от голодной смерти, Сонечка идет на нравственное преступление. Разврат и греховное соблазнение, в конечном счете, должны погубить не только саму Сонечку, но и ее семью, которую она якобы защищает.

(Кадр из кинофильма "преступление и наказание", роли Георгий Тараторкин и Татьяна Бедова, СССР 1969 )

С другой стороны именно Сонечка, своим свободным выбором, толкает Родиона на убийство. Несмотря на смелые рассуждения, Раскольников никогда бы не решился не действие, если бы не пример Сонечки. Случайный разговор, подслушанный у пьяного в кабаке о юной проститутке - был тем толчком, который и стал решающим в преступлении героя.

Покаяние Родиона началось, пожалуй, практически сразу после убийства старухи процентщицы. Если смерть старой, мерзкой коммерсантки еще могло быть оправдано больной совестью Раскольникова, то вот убийство ее сестры нет. С христианской точки зрения Лизавета Ивановна - тот самый невинный агнец, которого принесли в жертву. Абсолютно не виновата ни в чем, всю жизнь, страдающая от козней старухи-процентщицы, Лизавета стала точкой отсчета нравственного и духовного очищения героя. Если бы Раскольников действительно «право имел » он бы оставил Лизавету в живых. Убийство старой девы мгновенно поставило Родиона в разряд «тварей дрожащих ».

(Спектакль "Преступление и наказание" в постановке Владимира Уварова )

Сказать, что покаяние Родиона Раскольникова возникло благодаря Соне Мармеладовой, пожалуй, необоснованно. Оно началось раньше и случилось бы и без нее. Но вот искупление, новая жизнь после совершенного стала возможна и Родиону, и Соне только друг с другом. Ведь и Соня Мармеладова благодаря Родиону нашла свое спасение.

Раскаяние Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Достоевский в своем романе раскрывает образ, доведенного до отчаяния человека, совершившего преступление, стремиться передать нам его мысли, переживания, чувства, муки совести, показать психологию убийцы, и, прежде всего, размышляет на тему раскаяния и искупления греха.

Раскольников Родион Романович – бывший студент, живущий в Петербурге, университет покинул из-за недостатка средств. Причин, заставивших его совершить убийство старухи-процентщицы, не мало: нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения, он вынужден скрываться от хозяйки дома, так как нечем платить за жилье, сестра Дуня, чтобы помочь брату и матери, решившаяся выйти замуж за развратного Лужина. Проходя по окраинам Петербурга, ему взору предстают картины нищеты и унижения, кто-то пытаемся совершить самоубийство, кто-то торгует своим телом, как дочь его друга Мармеладова Соня, а кто-то наживается на других людях, как, ненавидимая им, старуха. Все эти события проходят через душу Раскольникова, влияют на его психику. В его душе созревает бунт против всей этой несправедливости. Он решает совершить малое зло ради большого добра. Считает что, убив старушонку, он принесёт больше добра и справедливости этому миру, чем зла. Так же у него давно есть теория о двух видах людей. Убийством он решает проверить, кто он, «необыкновенный человек», которому позволено вершить зло ради благой цели, или же просто «тварь дрожащая» и «материал». С этими мыслями он решается на убийство.

Обстоятельства заставили Раскольникова убить не только процентщицу, он и её безобидную беременную сестру Лизавету. Совершив преступление, герой сомневается в том, что сможет хладнокровно выдержать тяжесть этого поступка, его начинают посещать тревожные сны мысли о самоубийстве, мучает совесть. Иногда же герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Не выдерживая, он рассказывает об убийстве Соне, которая, как он чувствует, может понять его, так как сама увязла в грехе. Она хочет спасти его душу, уговаривая раскаяться и сдаться властям. Через некоторое время он сдается полиции, он даже тогда он не расценивает это как покаяние, а лишь считает слабостью, он до сих пор не видит в содеянном большой вины. Первое время пребывания на каторге сильно укололи его гордость. Однако тягу с жизни ему вернула Соня, поехавшая за ним Сибирь.

Я считаю, Раскольников искупил свой грех тем, что раскаялся и впустил в свою душу любовь и Бога.

Другой путь искупления греха выбрал Свидригайлов. Он совершил за свою жизнь много грехов: Из-за его домогательств сестра Раскольникова потеряла место работы, он загубил несколько своих крепостных и жену. Осознав это, он пытается искупить вину перед Дуней, предлагая ей деньги и пытаясь предотвратить свадьбу с Луженым. Но, не получив прощения, накладывает на себя руки.

Раскаяние и искупление. До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступле­ния Родиона Раскольникова - главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в пер­вом своем романе «Бедные люди» затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей», «унижен­ных и оскорбленных», была продолжена автором в «Преступлении и наказании» Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступ­лении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различны­ми популярными в то время социальными теориями. В «Неточке Незва­новой» сказано: «Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось по­рочное чувство». В романе «Идиот» Ф. М. Достоевский утверждает: «Сказано «не убий!», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя». Но роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Эго роман «Преступление и наказание».

В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: «Пишу роман о современном преступлении». Действительно, преступление для писа­теля становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нрав­ственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирую­щие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского «Что делать?»). В сложив­шийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспрос­ветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его «среда заела». Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катери­ну Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глуб­же. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования «сверхлюдей», то есть таких людей, которым доз­волено больше, чем обыкновенному человеку, «дрожащей твари», о ко­торой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя че­ловеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

Раскольников нарушил одну из важнейших христианских заповедей «Не убий!» По мнению Достоевского, вершить людские судьбы спосо­бен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыбле­мы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих запо­ведей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все луч­шие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих лю­дей этой эпохи. «Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое пред­ставление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?» - спрашивает Россию Достоевский, и сам отвечает: теории, которые по­рождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к поте­ре нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Расколь­ников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевско­го, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Достоевский осветил больные сторон современного ему общества и нарисовал живые картины русский действительности. Созданные авто­ром образы проникнуты духом протеста против социальной несправед­ливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с пре­ступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения челове­ка. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу «ма­ленького человека» и открыл в нем залежи духовной щедрости.

Отчетливо понимая, что Раскольников - убийца, мы все же не пе­рестаем ему сочувствовать. Понимаем, что наказание неизбежно, так что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридичес­кое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянной нравственной неудовлетворенно­сти своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и осознает нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Рас­кольникова таким человеком становится Соня.

Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправ­данным «теорией», Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Поче­му? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, че­ловеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он «вы­нужден» убить беременную Лизавету.

Читателя мучает вопрос: может ли преступник вернуться к нормаль­ной жизни? .Может, утверждает Достоевский, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех «теорий», которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ