Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Второй тайм финала чемпионата мира по футболу 1966 года на стадионе Уэмбли между командами Англии и ФРГ закончился со счетом 2:2, и судья назначил дополнительное время. И вот на 101-й минуте номер 10 английской сборной, Джофф Херст, пробил в ворота сборной Германии. Мяч попал в верхнюю штангу, срикошетил от нее вниз, отскочил от линии ворот и улетел в штрафную площадку. По правилам гол засчитывается, когда мяч полностью пересек линию ворот. Но произошло ли это в данном случае? Судья, швейцарец Готтфрид Динст, после короткой консультации с помощником, лайнсменом из СССР Тофиком Бахрамовым, уверенно указал на центр поля, засчитав гол. Сборная Англии выиграла, а немецкий язык обогатился выражением Wembley Tor, «Гол Уэмбли», то есть фантомный гол. В английском языке тоже появилось новое выражение — «русский лайнсмен», а Бахрамов стал в Великобритании настоящим национальным героем. Легенда гласит, что, когда незадолго до смерти его в очередной (наверное, тысячный) спросили: «А был ли гол?», он произнес лишь одно слово: «Сталинград».

Большинство систем автоматического определения голов, установленных на крупных футбольных стадионах, основаны на триангуляции изображений с высокоскоростных камер (Hawk-Eye и GoalControl 4D). Эти системы недешевы и требуют значительной вычислительной мощности, однако способны сильно расширить возможности не только судей, но и зрителей: от повтора наиболее интересных моментов до визуализации траектории мяча.

Консервативный спорт

Несмотря на многочисленные повторения подобных ситуаций в матчах как клубного, так и международного уровня, футбол, в отличие от других видов спорта, до 2000-х годов оставался очень консервативным. Хотя уже в начале 2000-х некоторые компании предлагали различные технические решения, как уже опробованные в других видах спорта, так и разработанные с нуля именно для футбола, FIFA не спешила с их внедрением. Бывший президент FIFA Йозеф Блаттер был категорически против внедрения технологии GLT: он считал, что это убьет всю интригу, а спорные ситуации — обязательная часть футбола. Ему вторил бывший президент UEFA Мишель Платини: «Я не против технологии GLT, я против внедрения технологий вообще. Потому что если вы однажды внедрите GLT, за ней последует какая-нибудь технология для офсайда, потом для углового, потом для 11-метрового. И все, вы проиграли». Однако новое руководство FIFA и UEFA после длительного изучения опыта других видов спорта и экспериментальных результатов все же решило дать технологиям GLT зеленый свет.


Необходимость таких систем стала очевидной довольно давно. В некоторых ситуациях мяч находится за голевой линией очень короткое время, прежде чем отскакивает или выбивается голкипером. В таких случаях судья способен достоверно определить пересечение линии только при скорости мяча до 12 км/ч, поскольку человеческий глаз не видит объекты, находящиеся в поле зрения менее 60 мс. А скорость полета мяча в реальных матчах может достигать 120 км/ч, что далеко за пределами человеческого зрения. В 2012 году Международный совет футбольных ассоциаций (куда входит и FIFA) внес в правила игры соответствующие изменения, и FIFA официально сертифицировало несколько подобных систем, базирующихся на двух основных принципах.


Система GoalRef, разработанная Фраунгоферовским институтом интегральных схем (IIS) и датской компанией Select Sport, основана на взаимодействии низкочастотного магнитного поля ворот с катушками и пассивной микросхемой внутри мяча. При пересечении мячом линии ворот микросхема генерирует ответный сигнал воротам — примерно так же, как это происходит при краже товара, снабженного RFID-ярлыком в магазине.

Магнитные ворота

С начала 2000-х годов компания adidas, производитель официальных мячей для чемпионатов мира и Европы, совместно с немецкой Cairos Technologies разрабатывала собственную систему GLT для футбола. В штрафной площадке и воротах прокладывались кабели, а в центре мяча подвешивался на специальных эластичных тягах датчик магнитного поля. При пересечении линии ворот сенсор подавал сигнал, который поступал на наручные дисплеи судей. Система испытывалась в матчах юношеской лиги FIFA, но не показала достаточной точности.


Однако принцип детектирования магнитного поля не был забыт. Он используется в системах GoalRef, разработанных (изначально для гандбола) совместно датской компанией Select Sport и немецким Фраунгоферовским институтом интегральных схем (IIS). GoalRef использует конфигурацию, несколько отличную от системы Cairos. В мяче расположен не сенсор, а три ортогональные катушки (по его окружности, между камерой и внешним покрытием) и маленькая пассивная микросхема. «В штангах ворот расположены катушки, генерирующие низкочастотное магнитное поле, при попадании в которое в катушках мяча возникает электрический ток, — говорит Ингмар Бретц, руководитель проекта GoalRef во Фраунгоферовском институте. — Он слабый, но его достаточно для того, чтобы запитать микросхему, которая при пересечении голевой линии подает ответный сигнал катушкам ворот, — примерно так, как это происходит в современных магазинах, когда воришка пытается вынести товар, снабженный RFID-ярлыком». Система уже была проверена в матчах датской суперлиги и официально одобрена FIFA, хотя пока не используется ни на одном из крупных футбольных стадионов. Основные достоинства такой системы — это быстродействие (порядка 0,1 с — в десять раз быстрее, чем требует FIFA), и относительно скромные аппаратные требования и цена.

Ястребиный глаз

Системы, предлагаемые британской компанией Hawk-Eye Innovations (в 2011 году приобретена Sony) и немецкой GoalControl 4D, основаны на совершенно другом принципе. Семь высокоскоростных (500 кадров в секунду) камер высокого разрешения следят за воротами с различных ракурсов, а специальное программное обеспечение отслеживает мяч на изображениях и с помощью триангуляции практически в режиме реального времени (менее 0,5 с) пересчитывает эти данные в трехмерные координаты с точностью менее 5 мм (FIFA требует точность в 1,5 см). Системы Hawk-Eye, основанные на анализе изображений, используются в крикете, теннисе и снукере с 2001 года.


Согласно требованиям FIFA, информация о пересечении мячом линии ворот должна быть передана на наручные дисплеи всех судей в течение менее чем 1 с. На самом деле и магнитные, и видеосистемы автоматического определения голов обеспечивают более быструю (и более точную, чем требования FIFA) реакцию.

Эти системы недешевы, для них нужны мощные компьютеры, и, кроме того, системе требуется видеть в любой момент хотя бы четверть мяча, что в некоторые напряженные моменты проблематично — ведь мяч может быть закрыт ногами или телами игроков. С другой стороны, эти системы имеют множество достоинств: они позволяют визуализировать реальную траекторию мяча в любой момент матча или посмотреть особенно напряженные моменты, что сильно повышает интерес зрителей, а тренеры и игроки оценят такие возможности, как анализ траекторий и скоростей мяча. Вероятно, именно по этой причине уже 80 крупных футбольных стадионов оборудованы системами Hawk-Eye и GoalControl 4D. Все для зрителя!


Вспоминая минувшие дни

Так не убьет ли внедрение систем GLT интерес болельщиков? Скорее всего, нет. Кроме того, у болельщиков всегда останется возможность пересматривать видеозапись финала чемпионата мира 1966 года и спорить о том, был ли гол. Ведь за 50 лет, прошедших с того момента, несмотря на неоднократные исследования фотографий, киносъемки, построения 3D-моделей в Университете Оксфорда и мемуары Тофика Бахрамова с его признанием возможности собственной ошибки, ни болельщики, ни судьи так и не смогли прийти к однозначному выводу.

Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB), отвечающий за правила игры, принял решение о введении системы автоматического определения голов (goal-line technology - GLT). Одобрение получили две системы определения взятия ворот, которые будут проходить испытание.

Очередной виток споров вокруг того, что определять взятие ворот следует с помощью высоких технологий, возник после матча группового турнира чемпионата Европы 2012 года между Украиной и Англией. Во втором тайме мяч после удара украинского форварда Марка Девича пересек линию английских ворот , но ни главный арбитр, ни дополнительный судья, ни боковой гола не увидели. Уже после игры венгерский арбитр Виктор Кашшаи, судивший тот матч, свою ошибку признал, однако вряд ли от этого стало легче всем поклонникам украинской сборной.

Впервые разговоры о том, что ФИФА следует идти в ногу со временем, начались во время чемпионата мира 2010 года в ЮАР. В матче 1/8 финала между командами Англии и Германии мяч после дальнего удара полузащитника англичан Фрэнка Лэмпарда рикошетом от перекладины пересек линию ворот и выскочил обратно в поле. Однако арбитр гол не засчитал, а матч завершился победой немецких футболистов (4:1).

Ошибку арбитра видел весь мир, признал ее и глава ФИФА Зепп Блаттер, которому затем пришлось оправдываться и объяснять, почему его организация противится приходу высоких технологий. В пример приводили теннис, гандбол, крикет или регби, где в спорных моментах помогают разбираться новейшие научные достижения. Тогда президент ФИФА заявлял, что все это приведет к длительным остановкам и в итоге отрицательно скажется на зрелищности матчей.

Против высказывался и глава УЕФА Мишель Платини, по словам которого судейские ошибки являются неотъемлемой частью футбола и без них не обойтись. К тому же новые технологии, отметил глава УЕФА, наверняка убьют "человечность" футбола, которая и привлекает к нему болельщиков. Однако Платини решился на введение дополнительных арбитров, которые находятся возле ворот. Но даже это не спасло. Пример незасчитанного гола Девича в ворота сборной Англии показателен. Мяч пересек линию ворот прямо на глазах у дополнительного судьи, но он гола не зафиксировал.

Однако ФИФА все же пришлось прислушаться к критикам и начать подготовку к постепенному внедрению GLT. Были определены критерии, которым должны соответствовать эти самые системы. Во-первых, система должна быть стопроцентно точной, во-вторых, она должна оповестить арбитра о взятии ворот в течение секунды (по мнению ФИФА, длительные остановки погубят игру). В третьих, система определения голов должна работать при любых погодных условиях и при любом освещении (дневном или искусственном).

Еще в августе 2011 года началось тестирование десятка подобных устройств, которое в итоге и завершилось историческим решением IFAB. Чиновники ФИФА остановили свой выбор на двух системах: британской Hawk-Eye и датско-германской GoalRef.

Система Hawk-Eye (что можно перевести как "ястребиный глаз") знакома всем любителям тенниса или крикета. Конечно, в футболе своя специфика, но предполагается, что в разных точках ворот установят шесть камер. Снятое ими изображение автоматически соединяется, чтобы определить точное место попадания мяча. Затем судья получает сигнал, было ли взятие ворот.

Система GoalRef не так известна в мире спортивных технологий, но с 2009 года она используется для определения взятия ворот в гандболе. В площади ворот создается магнитное поле, а внутрь мяча устанавливается специальный датчик. В случае если мяч полностью пересечет линию ворот, арбитр с помощью специального сигнала узнает об этом и сможет зафиксировать гол.

У каждой из двух систем есть свои плюсы и минусы. Неизвестно, как поведет себя "ястребиный глаз" при большом скоплении футболистов в штрафной, смогут ли все шесть камер увидеть мяч. Однако Hawk-Eye должна прийтись по душе всем болельщикам, поскольку предполагается, что кадры с взятием или невзятием ворот будет показываться на самом стадионе и в телевизионной трансляции.

Достоинством GoalRef является простота и низкая стоимость. Почти не нужно никакого дополнительного оборудования, система будет работать в любых условиях, даже если в ворота забегут все футболисты двух команд вместе с арбитрами.

При этом ФИФА может и не отказываться от одной из систем. Вполне вероятно, что внедряться будут сразу обе. Если у клуба есть свободные средства, то он может потратить их на установку "ястребиного глаза" на своем стадионе. Клубы победнее остановят свой выбор на GoalRef.

Предполагается, что первым крупным турниром, на котором будет опробована одна из этих систем, станет клубный чемпионат, который пройдет в декабре 2012 года в Японии. Затем нововведения будут использованы на Кубке Конфедераций 2013 года и на чемпионате мира 2014 года, который пройдет в Бразилии. В дальнейшем планируется внедрение на уровне национальных первенств.

Новые технологии могли быть приняты на вооружение и раньше сроков, намеченных в ФИФА. Руководство английской премьер-лиги намеревалось использовать "ястребиный глаз" с сезона-2012/13. Однако не все стадионы успели оборудовать необходимым оборудованием. И теперь в Англии Hawk-Eye начнут использовать с середины ближайшего первенства или начиная с сезона-2013/14. Но точно определить, был гол или нет, уже сегодня можно на главном британском стадионе - "Уэмбли", где совсем недавно завершилась установка камер на ворота. Также в самое ближайшее время новые технологии должны быть внедрены в североамериканской Высшей лиге футбола (MLS).

Очевидно, что ничего подобного в ближайшее время не появится в самом престижном клубном турнире Европы - в Лиге чемпионов. Глава УЕФА пессимистически смотрит на футбол будущего, в котором человека заменит бездушная машина.

Но при этом ФИФА поддержала практику введения дополнительных арбитров, которые использовались на играх Лиги чемпионов, Лиги Европы и чемпионата Европы 2012 года, а также на различных соревнованиях в Бразилии, Франции, Катаре и Марокко.

Также на заседании IFAB было принято решение разрешить ношение головных платков, или хиджабов, в женском футболе. К следующему заседанию совета, которое пройдет в октябре 2012 года, должны быть выбраны два вида платков, которые затем будут использоваться во время игр. Запрет на ношение платков был введен в 2007 году в соответствии с правилом футбола, не разрешающим использования как потенциально опасной экипировки, так и экипировки с религиозным содержанием. В решении IFAB говорится, что до сих пор нет ни одного медицинского доказательства того, что кто-то пострадал от хиджаба.

Из-за запрета на хиджабы многие команды из мусульманских стран отказывались выходить на поле. Самым известным случаем стала история со сборной Ирана. В 2011 году иранские футболистки отказались выходить на игру отборочного турнира Олимпиады с Иорданией с непокрытыми головами, за что были дисквалифицированы. Свою обеспокоенность в связи с тем, что футболисткам не разрешают играть в платках, выражала даже Организация Объединенных наций.

Нет сомнения, что внедрение новых технологий пойдет на пользу футболу. Прежде всего, снизится количество судейских скандалов, которые вредят репутации ФИФА. Теперь вряд ли можно будет называть чиновников от мирового футбола "ретроградами".

Но самое главное, что целью игры является все-таки именно гол в ворота соперника. В настоящее время команды столько усилий уделяют обороне собственных ворот, что судьбу важного матча порой может решить всего один эпизод. Даже небольшая остановка в игре заведомо лучше, чем ситуация, когда все усилия атакующей команды сводятся на нет неверным судейским решением.

Сегодня английская премьер-лига официально выберет систему определения гола и станет первым национальным чемпионатом, который внедрит высокие технологии в помощь арбитрам. Выбирать придется из четырех технологий, получивших лицензию ФИФА. Рассказываем о преимуществах и недостатках каждой из четырех систем.

GOALCONTROL («КОНТРОЛЬ МЯЧА»)

Производитель : Германия

Суть : 14 камер высокого качества устанавливаются под крышей по всему периметру стадиона. По 7 камер Изображение проецируется на 3D-картинку. Когда мяч пересекает линию ворот, арбитры в течение одной секунды получают вибрирующий сигнал и надписью «Гол» на специальные часы.

Преимущества : Возможность отображать виртуальную 3D-траекторию мяча на табло стадионов и телевидении. Высокое качество камер. Уже выбрана ФИФА как основная технология для Кубка конфедераций-2013 в Бразилии.

Недостатки : Дорогая технология. Не подходит для некоторых устаревших стадионов. Не ясно, как поведет себя система, если обзор мяча будет закрыт телами футболистов.

Как это выглядит:

HAWK-EYE («Ястребиный глаз»)

Производитель : Великобритания

Суть : Работает примерно так же, как GoalControl. За воротами и напротив боковых линий штрафной площади располагаются 6 камер высокого разрешения, фиксирующих происходящее на поле с частотой 500 кадров в секунду. С задержкой в 0,5 секунды на центральный компьютер передается 3D-изображение, на котором отслеживается полет мяча, фиксируется точка его соприкосновения с поверхностью. Моментально становится понятно, пересек мяч линию или нет. Затем сигнал поступает на наручный датчик или в наушник арбитра. Система работает безукоризненно при условии, что камеры видят хотя бы 25 процентов мяча.

Преимущества : Широко известный брэнд, технология применяется в теннисе. Система разработана еще в 2001 году и с тех пор неоднократно тестировалась и совершенствовалась. По мнению британской прессы, будет фаворитом в голосовании.

Недостатки : Дорогая технология. Не подходит для устаревших стадионов. Система может не сработать, если мяч закрыт от камер телами игроков.

Как это выглядит:

GOALREF («Гол-судья»)

Производитель : Германия

Суть : На штангах и перекладине устанавливаются специальные датчики, создающие магнитное поле на линии ворот. Когда мяч, в который вмонтированы 3 небольших датчика, пересекает линию ворот, на наручные часы арбитра поступает сигнал о взятии ворот.

Преимущества : Дешевая технология. Подходит для любого стадиона. Эффективность системы не зависит от того, закрывают ли игроки мяч от обзора.

Недостатки : Требуются специальные мячи с датчиками. От игроков на клубном чемпионате мира, где эта система тестировалась, поступали жалобы, что мячи для них непривычны. Отсутствие визуальной составляющей, которая дала бы зрителям возможность разобраться в спорном эпизоде.

Теннис (большой теннис) - вид спорта, в котором два игрока или две команды по два человека соперничают между собой. Цель каждого из игроков/команд - перекинуть ракеткой мяч на сторону соперника таким образом, чтобы соперник не смог его отразить. При этом мяч должен коснуться половины поля соперника не меньше одного раза.

История возникновения и развития большого тенниса

Предшественником тенниса принято считать французскую игру «жё-де-пом» (фр. jeu de paume, дословно игра ладонью). В отличие от современного тенниса в жё-де-пом играли в закрытых помещениях и ладонью. Позже ладонь сменили перчатки, на смену перчаткам пришли специальные биты, а уже потом появились ракетки.

Одним из наиболее известных упоминаний тенниса в средневековой литературе является эпизод в исторической хронике Шекспира «Генрих V», где французский дофин в насмешку присылает молодому английскому королю бочонок теннисных мячей.

В теннис играли практически все французские короли, Карл IX называл теннис “ одним из самых благородных, достойных и полезных для здоровья упражнений, которыми могут заниматься принцы, пэры и другие знатные особы”.

В 1900 году студенты Гарвардского университете решили организовать турнир для национальных команд. Один из студентов, Дуайн Дэвис, за собственные средства купил серебряный кубок для победителя, а что самое главное, составил правила турнира. Дэвис и двое его друзей выступали за сборную США, которая выиграла в этом турнире, а затем и в следующем в 1902 году. Кубок проводился каждый год и впоследствии был назван «Кубком Дэвиса», который и сейчас является популярным событие в мире тенниса.

Начиная с 1920-х годов, профессиональные теннисисты начали зарабатывать деньги, выступая в показательных матчах. Первый профессиональный теннисный матч в истории состоялся 9 октября 1926 года в Нью-Йорке на крытой арене «Медисон-сквер-гарден», в присутствии 13 тысяч зрителей.

Правила игры в большой теннис

Игроки или команды должны находиться по разные стороны сетки. Один из игроков является подающим, второй, соответственно, принимающим подачу. Подающий игрок должен отправить мяч таким образом, чтобы он попал в зону корта на половине соперника. Принимающий игрок должен успеть перенаправить (отбить) мяч на сторону соперника до его падения на корт или до того, как он коснется корта во второй раз. Если один из теннисистов пропустил мяч, то его соперник получает очко.

Теннисный матч состоит из «сетов», а они в свою очередь из «геймов», для выигрыша которых необходимо забивать мячи (минимум 4 мяча: 15-30-40-гейм, но с разницей не менее, чем два мяча). При подаче у игрока есть две попытки, в которые он попеременно подает мяч в левый и правый квадраты. После розыгрыша гейма подача переходит к сопернику. После розыгрыша нечётного числа геймов игрокам даётся минутный перерыв и производится смена сторон. Игрок, первым выигравший 6 геймов (при условии, что его соперник выиграл не более 4 геймов), считается выигравшим сет. Для выигрыша матча необходимо выиграть 2 из 3 либо 3 из 5 сетов. Набравший необходимое количество выигранных сетов, выигрывает матч.

Правила парной игры в тениис немного отличаются от одиночной, а именно:

  • матч проходит на корте большего размера;
  • мяч отбивает тот, кто находится в лучшей позиции;
  • игроки каждой команды подают по очереди;
  • игроки принимаю подачи только со своей стороны на протяжении всего сета.

На официальных матчах присутствует судья, он находится на вышке. Кроме судьи на вышке не матче могут присутствовать судьи на линии, которые фиксируют попадание мяча в зону корта. С 2006 года в теннисе эра систем электронного судейства (Глаз ястреба), которые с высокой точностью определяют место падения мяча.

Теннисный корт

Стандартный размер теннисного корта составляет 23,77 метра в длину и 8,23 метра в ширину (10,97 м для парной игры). Площадь теннисного корта составляет порядка 196 м2. Для устройства теннисных кортов, предназначенных для проведения соревнований необходима площадь равная 668 м2. Корт имеет прямоугольную форму с ровной поверхностью с нанесенной на неё разметкой:

  • Линии вдоль коротких сторон корта называются задними линиями, а вдоль длинных сторон — коридорами.
  • На корте обозначены зоны подачи при помощи линий подачи, параллельных задним линиям и сетке, на расстоянии 6,40 м от сетки и проведённых только между боковыми линиями для одиночной игры, а также центральной линии подачи, проведённой посередине корта параллельно боковым линиям и между линиями подачи. Центральная линия подачи отображается также на сетке при помощи вертикальной белой полосы, натянутой от поверхности корта до верхнего края сетки.
  • На задних линиях наносится короткая отметка, обозначающая их середину.

Посередине корта натянута сетка, которая проходит по всей ширине и разделяет его на две равные части. Стандартный размер сетки для большого тенниса составляет 1,07 метра на 12,8 метра, и имеет квадратные ячейки со стороной 4 сантиметра.

Виды покрытий для теннисного корта:

  • травяные (grass),
  • грунтовые (clay),
  • твёрдые (hard),
  • синтетические ковровые (искусственная трава, акриловые покрытия).

Существуют и другие виды поверхностей теннисных кортов, например асфальтные, деревянные или резиновые покрытия, но они не применяются на официальных матчах. Теннисные корты бывают открытыми и крытыми.

Инвентарь для большого тенниса

Инвентарь теннисиста: теннисная ракетка и мяч. Ракетка состоит из рукоятки и округлого обода с натянутыми струнами. Обод ракетки изготавливается из сложных композитных материалов (керамика, углеволокно, металл). Струны для теннисных ракеток могут быть как натуральными, так и синтетическими. Ранее считалось, что натуральные струны обладают лучшими характеристиками, но на сегодняшний день искусственные струны догнали натуральные по характеристикам. Что интересно, сила натяжения горизонтальных и вертикальных струн, как правило, разная. Обычно теннисная ракетка подбирается индивидуально под каждого игрока.

Существуют специальные требования к ракеткам от Международной Федерации Тенниса (ITF):

  • Длина ракетки не должна превышать 73,66 см.
  • Ширина ракетки не должна превышать 31,75 см.
  • Размер струнной поверхности ракетки, то есть внутренний размер (до обода) —29,21 см в ширину и 39,37 см в длину.

Для игры используется полый резиновый мяч желто-белого цвета. Снаружи мяч покрыт пушистым войлоком для придания определённых аэродинамических свойств.

Технология была разработана в 2001 году (прим.авт.‒ Разработки начались в 1999г. ) британскими инженерами-исследователями фирмы «Airplane-RADAR» Полом Хоккинс (Paul Hawkins ) и Дэвидом Шерри (David Sherry ) (прим.авт.‒ Как правило, разработчиком системы упоминается только Хоккинс ), но вскоре была приобретена телекомпанией «Sunset + Vine » и названа "Hawk-Eye " ("Ястребиный глаз"). Первоначально система предназначалась для крикета (прим.авт.‒ Полом Хоккинс является страстным игроком в крикет ).

В январе 2006 года ITF опробовала электронную систему определения места приземления мяча в районе линий на Кубке Хопмана (Hopman Cup ). За шесть лет она прошла многочисленное количество тестов и отладок, в том числе и при разной скорости ветра, освещении корта и температуры. После чего, ITF , АТР и WTA разрешили её использование на своих турнирах. Официально "Hawk-Eye " была внедрена в том же году на турнире «NASDAQ-100 Open » (Ки-Бискейн, США), проводимом ATP и WTA (прим.авт.‒ Первым, кто на этом турнире воспользовался системой стала американка Джейми Джексон, которая 22 марта 2006г. в 1-м круге, играя против соотечественницы Эшли Харклроуд, в первом розыгрыше 2-го сета оспорила попадание мяча в аут после своего удара. Видеоповтор подтвердил правоту арбитра. "Я просто хотела стать первой", – на конференции пояснила теннисистка ).

Система "Ястребиный глаз" практически обеспечила безошибочность судейства при определении места приземления мяча и позволила снять психологическое напряжение во взаимоотношениях между игроками и судьями (вспомните инцидент между Сереной Уильямс и линейным судьёй на полуфинале «US Open-2009» ). Безусловно, ошибки судей неизбежны, так как человеческий глаз не всегда в состоянии воспринять, приземлился ли мяч близко к линии, или же задел её.

Подавляющее большинство теннисистов поддержало "Hawk-Eye ", понравилась она и зрителям – красивая компьютерная модель полёта мяча привлекала и стала своеобразным шоу для болельщиков.

Хочу вспомнить случай, произошедший в финале «Уимблдона-2007» между Роджером Федерером и Рафаэлем Надалем. В 4-м сете после удара Надаля судья на задней линии не зафиксировал "Аут". Федерер не согласился с решением судьи и попросил "челлендж" (прим.авт.‒ Challenge – с англ. оспаривание, что предполагает электронный просмотр следа мяча ). "Hawk-Eye ", которая впервые использовалась на «Уимблдоне», показала касание мяча линии в 1 мм (прим.авт.‒ Разработчики заявили о погрешности измерения ±3 мм. Реальное тестирование на «Уимблдоне-2007» установило ошибку ±3,6 мм и 100 процентную правильность установления аута ).

Обычно выдержанный, швейцарец долго возмущался, а на послематчевой конференции заявил о недоверии к "компьютерному арбитру".

Предлагаю просмотреть этот спорный игровой эпизод, снятый с экрана телевизора.

Казалось бы, что был аут, однако дело в том, что, во-первых телевизионная камера не под правильным углом производила трансляцию (не вдоль линии) и определить полный контакт мяча с поверхностью корта невозможно, во-вторых, мяч, в результате движения, на экране размыт (прим.авт.‒ Телевизионная частота кадров недостаточна для чёткого отображения летящего мяча ), что, также не позволяет установить точное место приземления мяча.

Этого недостатка лишена система "Hawk-Eye ", так как она воспроизводит на экране не "стоп-кадр", а компьютерную симуляцию следа мяча.

На следующем видео представлена подборка эпизодов в ATP-туре, когда миллиметры отделяли теннисистов от выигрыша или проигрыша очка.

Установка "Hawk-Eye" на одном корте стоит примерно 100 тысяч долларов плюс затраты на эксплуатацию. Пока только на одном турнире в Индиан-Уэллсе система установлена на всех кортах.

Принцип функционирования системы

  • Вокруг игровой площадки размещены цифровые камеры (6-10 шт.), отслеживая движения мяча со скоростью 60 кадров в секунду (стандарт телевизионного сигнала 24 кадр./сек). Их месторасположение позволяет фиксировать положение мяча под разными углами. Одни камеры отслеживают положение мяча в горизонтальной плоскости 2D (X, Y) : по длине и ширине, другие 2D (X, Z) – в горизонтальной (по длине) и вертикальной (по высоте) плоскостях.
  • Камеры передают двухмерное изображение на центральный компьютер, который способен в режиме "on-line" проводить до 1-го миллиарда математических операций.
  • Специализированная компьютерная программа синтезирует полученную информацию, моделируя вначале трёхмерное положение мяча 3D (X, Y, Z) , а затем и траекторию полёта мяча 4D (X, Y, Z, t) с учётом времени его перемещения. После чего, определяется место приземления мяча и рассчитывается деформация мяча (с учетом его упругости и жёсткости покрытия корта). Система принимает решение, попал мяч в игровое поле или нет. Графическое изображение выводится на большой плазменный экран, установленный на трибунах.

  • Систему обслуживают три технических специалиста, постоянно находящихся у компьютеров в специальном помещении. Вместе с ними в помещении находится судья, назначенный ITF , АТР или WTA (в зависимости от того в чей Календарь включён турнир). В его обязанности входит контролировать корректность работы системы и определение, какой именно отскок нужно проверить. Если компьютерная система правильно определила место и время отскока, то он даёт разрешение на посылку сигнала на экран, установленный на трибунах.

В 2007 году в матче 2-го круга «Australian Open» между Амели Моресмо и Ольгой Пучковой система дала сбой. После атаки российской теннисистки попадание мяча в корт было сомнительным и француженка решила взять "челлендж". На изображении, которое вывела "Hawk-eye", было видно, что мяч приземлился за линию. При этом система сделала вывод, что он попал в корт. Арбитру Керрилину Крамеру ничего не оставалось как повторить розыгрыш.

Процедура электронного просмотра

Если на турнирах используется система электронного просмотра, то во время матчей на кортах, где она установлена, должен применяться следующий порядок:

  • Игрок может попросить "челлендж" только после удара, завершившего розыгрыш очка, либо когда игрок (пара) прерывает розыгрыш очка (ответный рефлекторный удар допускается, но после него игрок должен немедленно остановиться). Это должно быть выполнено сразу же после удара (прим.авт.‒ Правила не регламентируют время, в течение которого игрок имеет возможность использовать своё право ). Однако, иногда можно наблюдать, как в спорных ситуациях некоторые игроки начинают умышленно затягивать принятие своего решения по поводу видеопросмотра. А иногда они визуально пытаются получить нелегальный совет у тренера. И этот процесс может занять не несколько секунд, а несколько минут. В таких случаях судье на вышке целесообразно предупредить игрока о его наказании в дальнейшем за затяжку времени и/или за подсказку тренера.
  • Судье на вышке принимает решение об использовании электронного просмотра, если существуют сомнения в правильности решения по попаданию или непопаданию мяча. В этом случае он объявляет: "Надаль оспаривает решение на правой задней линии. Был объявлен "Аут" " (Mr. Nadal is challenging the call on the right base line. The ball was called "out"). Если игрок неправ, судья объявляет: "Решение остается в силе. У Надаля осталось два запроса " (The call stands. Mr. Nadal has two challenges remaining).
    Судья на вышке может и отказать игроку в использовании "челленджера", если посчитает, что просьба игрока необоснованна или несвоевременна.
  • В парной игре игрок должен попросить об электронном просмотре таким образом, чтобы игра остановилась, либо так, чтобы судья на вышке остановил игру. Если к судье на вышке обращаются с просьбой проверить след, то он сначала должен установить, правильно ли был соблюдён порядок обращения. Если просьба была неоправданной или несвоевременной, то судья на вышке может квалифицировать её как умышленную помеху соперникам. В таком случае апеллирующая пара проигрывает очко.
  • Первоначальное решение или отмена решения (последнее решение, принятое до проверки) остаются в силе, если электронный просмотр не позволяет по какой-либо причине принять решение в этом случае.
  • Результат электронного просмотра будет являться окончательным решением судьи на вышке и обжалованию не подлежит.

Правилами число запросов неограниченно. Однако игрок имеет право только на три неверных запроса в течение сета. Во время тай-брейка каждый игрок получает одну дополнительную возможность. Неиспользованные попытки не переносятся на следующий сет.

Помимо тенниса и крикета система "Hawk-Eye " используется в снукерсе. Рассматривается вопрос её внедрения в футболе.

В 2011 году корпорация «Sony » купила английскую компанию «Hawk-Eye Innovations », занимающегося производством системы "Hawk-Eye ". Вице-президент «Sony Europe» Наоми Клаймер отметела, что "Ястребиный глаз" заслужила мировую репутацию. Один из изобретателей системы и исполнительный директор «Hawk-Eye Innovations » Пол Хоукинс заявил, что поглощение «Hawk-Eye Innovations » корпорацией «Sony » создаст "огромные возможности для всемирной спортивной индустрии".

Другие материалы по этой теме:


"Умный корт" – софт-продукт для игроков и тренеров

Электронное устройство «In / Out» – теннисный судья и статист


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ