Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Арбитражная практика показывает, что предприятия общественного питания часто привлекаются к административной ответственности за отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарных правил или осуществление его несвоевременно и не в полном объеме. Рассмотрим основные моменты, регламентирующие организацию такого контроля в заведениях общепита.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ <1>). Из содержания ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ также следует, что одной из обязанностей предпринимателей и юридических лиц является осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ такой контроль осуществляется в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности продукции, работ и услуг для человека и среды обитания.

<1> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ): предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6 <2> (далее - Санитарные правила для общепита) производственный контроль в предприятиях общепита осуществляется в соответствии с СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила" <3> (далее - СП 1.1.1058-01). Лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с Методическими указаниями по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами МУ 2657-82, утвержденными Минздравом СССР 31.12.1982 N 2657 (п. 14.2 Санитарных правил для общепита).

<2> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
<3> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 и действуют до 31.12.2011.

Порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований, устанавливаются предприятием по согласованию с Роспотребнадзором (п. 14.3 Санитарных правил для общепита). При этом номенклатура, объем и периодичность производственного контроля за качеством и безопасностью поступающего сырья и пищевых продуктов, технологическим процессом производства, а также условиями труда, соблюдением правил личной гигиены работниками должны соответствовать виду, типу и мощности организации и определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Программа производственного контроля

В силу п. 2.6 СП 1.1.1058-01 разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Требования к программе производственного контроля регламентированы разд. III СП 1.1.1058-01, в котором установлено, что она составляется в произвольной форме и должна включать следующие перечни:

  • официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. 3.1);
  • должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля (п. 3.2);
  • объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний (п. 3.3). Роспотребнадзор в п. 1.3 Письма от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 представил примерную типовую программу лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общепита (см. с. 74 - 76);
  • должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации (п. 3.4);
  • осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию (п. 3.5);
  • форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (п. 3.7);
  • возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых информируется население, органы местного самоуправления, органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 3.8);
  • мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 3.9).

В Москве производственный контроль на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли в соответствии с требованиями Федеральных законов N 52-ФЗ, N 29-ФЗ и СП 1.1.1058-01 организуется на основании Методических указаний МосМУ 5.1.008-01 <4>. Они являются обязательными для предприятий и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте пищевых продуктов и продовольственного сырья в Москве (при производстве, поставке, реализации и хранении). Для осуществления производственного контроля необходимо иметь в штате или привлекать на договорной основе специалистов, прошедших специальное гигиеническое обучение и аттестацию (п. 3.4 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). При отсутствии у юридического лица, предпринимателя условий для проведения производственного контроля эти работы могут выполняться по договорам с организациями, в том числе с испытательными лабораториями (лабораторными центрами), аккредитованными в установленном порядке (п. 3.9 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). Результаты проведения производственного контроля заносятся в контрольный журнал (п. 4.19 данных Указаний). Кроме того, оформляются журналы учета, предусмотренные санитарными нормами и правилами, например журналы учета использования фритюрных жиров (Таблица 5 Санитарных правил для общепита), органолептической оценки качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий (Приложение 9 к Санитарным правилам для общепита). Не позднее 10 января следующего года юридические лица и предприниматели представляют в Роспотребнадзор годовой отчет по схеме, указанной в данном документе (п. 4.17 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01).

<4> Утверждены Главным государственным санитарным врачом по г. Москве 21.12.2001.

Аналогичные рекомендации разработаны в Санкт-Петербурге <5> и других субъектах РФ, например в Ростовской области <6>. А на сайте Роспотребнадзора (www.61.rospotrebnadzor.ru) в разделе "Документы/Прочие документы" можно также ознакомиться с примерными программами производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для организаций общественного питания в Ростовской области.

<5> Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 16.01.2002 N 23 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов".
<6> Методические рекомендации для предпринимателей "Организация производственного контроля" (ред. от 15.06.2007).

Выявление нарушений санитарных правил

В соответствии с требованиями разд. V СП 1.1.1058-01 при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля предприятие общепита должно принять меры, направленные на устранение этих нарушений и недопущение их возникновения, а именно:

  • приостановить (прекратить) свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;
  • прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, представляющую опасность для человека, и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;
  • информировать Роспотребнадзор о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;
  • принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Ответственность

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение штрафа на должностных лиц и предпринимателей - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 6.3 КоАП РФ). В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Так, например, согласно Постановлению ФАС УО от 27.09.2010 N Ф09-7616/10-С1 предприятие было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, в том числе и за то, что производственный лабораторный контроль в пищеблоке осуществлялся несвоевременно и не в полном объеме.

Заметим, что встречаются случаи, когда предприятия общепита привлекались к административной ответственности на основании другой нормы КоАП РФ - ст. 6.6. В частности, согласно Постановлению Первореченского районного суда г. Владивостока от 12.11.2009 N 5-400/2009 в связи с тем, что в кафе не был организован производственный, в том числе лабораторный, контроль за соблюдением санитарных правил и норм, предприятие было привлечено к административной ответственности по указанной статье. В Постановлении ФАС ВСО от 18.08.2010 N А33-1306/2010 предприятие также было привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушения, выразившиеся:

  • в несоблюдении порядка и периодичности проведения производственного контроля в соответствии с объемом и кратностью программы, в том числе лабораторных исследований вырабатываемых пищевых продуктов на показатели безопасности (не представлены протоколы лабораторных исследований);
  • в непроведении производственного контроля за условиями труда работающих;
  • в непредставлении протоколов лабораторных испытаний параметров микроклимата, освещения, шума на рабочих местах в помещении кафе.

Напомним, ст. 6.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. В этом случае штраф должностным лицам и предпринимателям составляет от 2000 до 3000 руб., юридическим лицам - от 20 000 до 30 000 руб. В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам также является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Иначе говоря, данная статья затрагивает требования Федерального закона N 52-ФЗ. Статья 6.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.

Несмотря на противоречивые примеры арбитражной практики, приведенные выше, большинство арбитров считает, что ст. 6.3 КоАП РФ является общей нормой, а ст. 6.6 КоАП РФ - специальной по отношению к ст. 6.3 и применяется в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации питания населения. Соответственно, в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм, помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме (Постановления ФАС ЦО от 23.06.2010 N А14-13051/2009485/24, от 29.01.2010 N А48-1861/2009, ФАС СКО от 07.04.2010 N А53-18983/2009, от 13.03.2009 N А25-1306/2008-12, ФАС ВСО от 13.02.2008 N А33-10711/07-Ф02-142/08).

На то, что специальная норма права, предусматривающая состав административного правонарушения, применяется приоритетно по сравнению с аналогичной общей нормой, указывает и Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 N 01/5288-9-32, отмечая при этом, что должностные лица иногда подходят к применению норм КоАП РФ субъективно. Например , административное правонарушение необоснованно квалифицируется по ст. 6.3 КоАП РФ вместо того, чтобы квалифицировать его по статьям специальным, в частности по ст. 6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), которая предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, чем по ст. 6.3 КоАП РФ. Вместе с тем в данном Письме Роспотребнадзор отмечает, что в отношении предприятий общественного питания, для которых в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания предусматривается административная ответственность согласно ст. 6.6 (общая норма), отсутствие или невыполнение программы производственного контроля на таких предприятиях не должно квалифицироваться иначе как по ст. 6.3 КоАП, являющейся специальной в случаях обнаружения правонарушений, связанных с невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Почему в ситуации, связанной с производственным контролем, ст. ст. 6.3 и 6.6 КоАП РФ поменялись местами, объяснить сложно.

Примерная типовая программа лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общественного питания

N
п/п
Наименование
объекта
производственного
контроля
Объект
исследования
и (или)
исследуемый
материал
Определяемые
показатели
Периодичность
производственного
контроля
Нормативная,
нормативно-
техническая и
методическая
документация,
регламентирующая
проведение
исследований,
испытаний и т.п.
1 2 3 4 5 6
1 Входной контроль
показателей
качества и
безопасности
поступающего сырья
и пищевой
продукции
Сырье и
пищевая
продукция
- соответствие видов
и наименований
поступившей
продукции маркировке
на упаковке и
товарно-
сопроводительной
документации;
- соответствие
принадлежности
продукции к партии,
указанной в
сопроводительной
документации;
- соответствие
упаковки и
маркировки товара
требованиям
действующего
законодательства и
нормативов (объем
информации, наличие
текста на русском
языке и т.д.)
Каждая партия
поступающих сырья
и пищевых
продуктов
Технические
регламенты на
соответствующие виды
продукции;
Федеральный закон от
02.01.2000 N 29-ФЗ;
СП 2.3.6.1079-01;
ГОСТ Р 51074-2003;
СанПиН 2.3.2.1078-01
2 Контроль на этапе
технологических
процессов
Процессы
изготовления,
готовая
продукция
Лабораторный и
инструментальный
контроль:
- на этапах
технологического
процесса
(овоскопирование
яйца, контроль
качества фритюрных
жиров);
Ежедневно СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.3.2.1078-01;
нормативная и
техническая
документация
- готовой
продукции:
а) органолептические
показатели;
б) физико-химические
и микробиологические
показатели;
Ежедневно, каждый
вид блюда 1 раз в
6 месяцев, 30% от
каждого вида блюд
собственного
производства
- воды питьевой:
лабораторные
исследования воды
питьевой
(органолептические,
микробиологические
показатели)
2 раза в год СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.1.4.1074-01
3 Санитарно-
эпидемиологический
режим
Санитарная
обработка
помещений,
оборудования,
инвентаря
Смывы с объектов
производственного
оборудования,
инвентаря,
резервуаров, тары,
рук и спецодежды
персонала
1 раз (не менее
10 смывов) в
квартал
СП 2.3.6.1079-01
4 Производственная
среда
Условия труда
на рабочем
месте
Проведение
инструментальных
исследований и
измерений вредных и
опасных
производственных
факторов на рабочем
месте:
1) физические
факторы:
- микроклимат
(температура,
влажность и скорость
движения воздуха);
2 раза в год
(холодный и
теплый периоды
года)
СП 1.1.1058-01;
СП 1.1.2193-07;
СП 2.3.6.1079-01;
Руководство
Р 2.2.2006-05
(утв.
Роспотребнадзором
29.07.2005)
- температура
рабочих
поверхностей;
Один раз в год
- освещение,
тепловое излучение,
шум, вибрация;
При вводе в
эксплуатацию и
при вводе нового
оборудования
2) химические
факторы: физиолого-
эргономические
исследования
(физические,
динамические
нагрузки, масса
поднимаемого и
перемещаемого груза
вручную,
стереотипные рабочие
движения,
статические
нагрузки, рабочая
поза, перемещение в
пространстве,
интеллектуальные,
сенсорные,
эмоциональные
нагрузки,
монотонность
нагрузок, режим
работы)
При аттестации
рабочих мест

В.А.Кузнецова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

С какой целью проводится производственный контроль? Как выглядит образец программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил? Кто проводит производственный санитарный контроль?

Чтобы обезопасить здоровье трудящихся и всего населения в целом, государство обязывает руководителей предприятий и организаций контролировать санитарно-гигиеническое состояние производства.

Это не только уборка территории и мытьё полов, но и постоянный мониторинг уровня загрязнения воздуха, воды, грамотное обращение с производственными отходами и многое другое. Санитарный контроль - целый комплекс разнообразных мероприятий, регламентированный специальными правилами и стандартами.

Как это всё выполняется на практике, я, Денис Кудерин, автор и эксперт журнала «Хитёр-Бобёр», расскажу в новой публикации.

В конце статьи вас ждут советы, как организовать санитарный производственный контроль на предприятии самостоятельно и обезопасить свою компанию от претензий Роспотребнадзора.

Производственные факторы неизбежно влияют на самочувствие человека, его психику и жизненные показатели. Другое дело, какова степень такого влияния – допустима ли она согласно существующим нормативам или необходимы дополнительные меры защиты от вредных факторов.

Если вы проводите на работе 40 и более часов в неделю, хочется, чтобы это время не только было проведено с пользой для кошелька, но и без вреда для здоровья. Времена, когда люди работали на сталеплавильных заводах без специальных защитных средств и теряли к 40 годам зрение от ожогов сетчатки, безвозвратно прошли.

С целью минимизировать или полностью устранить влияние производственных факторов на здоровье людей, государство ввело обязательный производственный контроль (ПК) на предприятиях. Одно из направлений такого контроля – соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН).

Задача ПК за соблюдением санитарии и гигиены – не только сохранить здоровье трудящихся, но и обезопасить готовую продукцию от присутствия в них тех веществ, которых там быть не должно. Сюда же входит соблюдение правил обращения с сырьём, полуфабрикатами, отходами производства, профилактика профессиональных заболеваний и эпидемий.

Каждое предприятия обязано иметь план или . Без этого документа компаниям запрещено работать – производить товары и оказывать услуги населению. Периодически на производстве проводятся внутренние плановые проверки санитарного состояния. Руководство обязано утвердить график таких мероприятий и назначить ответственное лицо за их организацию и проведение.

Особенно важно соблюдать правила санитарии и технические стандарты на опасных предприятиях и объектах пищевой промышленности. Малейшее отклонение в минус чревато серьёзным воздействием на здоровье людей и на состояние природной среды.

Нарушение правил санитарии чревато также штрафами. За соблюдением ПК на объектах следят государственные структуры – в частности, Роспотребнадзор, Экологический надзор, Ветеринарный надзор.

Ранее за санитарным состоянием предприятий следила Санитарно-эпидемиологическая служба. Иногда санитарные инспекции Роспотребнадзора по привычке называют СЭС, но это устаревшее наименование.

Для каждой отрасли производства предусмотрены свои нормы и правила и рекомендации периодичности проведения замеров. Есть и общие требования, касающиеся, например, устройства освещения на предприятии и состава воздуха внутри помещений.

Пример

В рамках стандартных программ ПК на промпредприятиях рекомендуется проводить замеры по освещению, шумам, вибрации не реже одного раза в год. Состав атмосферы на опасных объектах следует проверять не реже 1 раза в месяц. Раз в полгода необходимо замерять параметры микроклимата на производстве.

3. Что дает проведение производственного контроля – 3 основных преимущества

Зачем нужен контроль на производстве? В первую очередь, конечно, для защиты здоровья сотрудников и населения от вредных факторов. Но бывают однозначно опасные производства, а бывают относительно безвредные.

Тем не менее, контролировать санитарно-гигиеническое состояние на таких объектах всё равно нужно. Другое дело, что не все руководители и частные предприниматели это понимают и нередко манкируют своими обязанностями.

В итоге при проверке выясняется, что санитарный контроль в компании организован неподобающим образом или вообще отсутствует. А это – верный штраф или даже закрытие компании, потери прибылей, а возможно, и полное банкротство.

Перечислю все преимущества ПК, организованного на предприятии должным образом.

Преимущество 1. Защита от штрафов

Грамотная организация ПК – гарантия протекции от санкций со стороны Роспотребнадзора. Если представитель санитарной инспекции найдёт несоответствие плана ПК требованиям СанПиН или обнаружит реальные нарушения норм санитарии на предприятии, он вправе наложить штраф в размере до 30 МРОТ.

Одновременно инспектор выдаёт предписание об устранении нарушений. Если этот документ оставить без внимания, дело передадут в суд. Если нарушение санитарного режима привело к заболеванию сотрудников, отравлению или к смерти, это грозит лишением свободы и штрафом до 200 МРОТ и выше.

Преимущество 2. Гарантирует получение заключения СЭС

Программа ПК в обязательном порядке согласуется в Роспотребнадзоре до начала производственной деятельности и после проверки. Срок действия документа не установлен, но любые изменения в работе компании нужно обязательно вносить в него.

Отчёты по проведению ПК заносят в специальный журнал. Только в этом случае у проверяющих органов не возникнет лишних вопросов. При условии, конечно, что никаких других нарушений на предприятии не выявлено.

Преимущество 3. Повышение доверия клиентов

И ещё один плюс – к предприятию, которое внимательно следит за соблюдением гигиены и санитарии, у клиентов и потребителей больше доверия.

Дополнительные сведения – в обзорной статье « ».

4. Как проводится производственный контроль за соблюдением санитарных правил – 5 основных этапов

Переходим к практике. Изучим алгоритм проведения ПК за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил на предприятии.

Поскольку лучше всего доверить контроль профессиональным организациям, мы рассмотрим именно такой вариант.

Этап 1. Выбор компании

Разработкой документации и непосредственной организацией санитарного ПК на предприятиях занимаются Центры Экспертиз и другие лицензированные компании. При необходимости они возьмут на себя весь комплекс мероприятий, начиная с составления плана ПК и заканчивая передачей отчёта в Роспотребнадзор.

Выбирая компанию, учитывайте следующие критерии:

  • период работы на рынке экспертизы;
  • наличие разрешительных документов на проведение необходимых процедур, включая медицинские осмотры;
  • наличие аккредитованной лаборатории для проведения исследований;
  • уровень специалистов – это должны быть дипломированные эксперты в своей области;
  • приемлемая стоимость услуг.

Почитайте отзывы реальных клиентов, проведите опрос среди коллег и знакомых предпринимателей, которые уже проводили ПК с привлечением специалистов со стороны.

Этап 2. Разработка плана производственного контроля

Эксперты изучают профиль работы компании и разрабатывают программу ПК, которая в точности соответствует специфике производства и требованиям законодательства. План утверждает руководитель предприятия.

В рамках комплексного ПК проверяют:

  • состояние здоровья персонала;
  • готовую продукцию на соответствие ГОСТам и ТУ;
  • сырьё и расходные материалы на присутствие вредных примесей;
  • производственные параметры на рабочих местах – шумы, вибрацию, радиацию, действие электромагнитных полей;
  • воздух внутри помещения и в границах санитарной зоны;
  • соблюдение технологической дисциплины;
  • спецодежду сотрудников;
  • оборудование на исправность;
  • транспорт, здания и сооружения.

Требования СанПиН определяют оптимальные и предельно допустимые производственные показатели, влияющие на здоровье работников предприятий и всего населения в целом.

Этап 3. Оценка санитарно-гигиенического состояния производства

Прежде чем приступить к оценке санитарного статуса предприятия, эксперты обязательно проверят документацию – если она не соответствует стандартам, её доработают.

Затем проводят визуальную оценку санитарно-гигиенического положения на производстве. Тут всё просто – эксперты проверяют помещения и оборудование на чистоту и соответствие рекомендуемым параметрам.

Этап 4. Проведение исследований

Специалисты:

  • замеряют уровень загрязнений;
  • исследуют химические и физические факторы;
  • проверяют состояние микроклимата;
  • собирают пробы воздуха, воды и других сред внутри помещения и на границе санитарных зон;
  • изучают образцы продукции, сырьё и полуфабрикаты на наличие патогенных микроорганизмов и токсинов;
  • изучают условия хранения продукции и порядок обращения с отходами.

Пример

Некоторые разновидности производственного мусора закон предписывает уничтожать исключительно огневым способом в специальных установках. Это касается биологических и медицинских отходов. Если на предприятии нет таких устройств – это нарушение, чреватое штрафами.

Оценивается также состояние здоровья сотрудников, если они работают в опасных и вредных условиях. Эксперты проверяют жизненные показатели работников, их общее физическое состояние.

Этап 5. Разработка необходимой документации и предоставление отчета

Работа с документами – важная стадия процесса. Проверяющие органы уделяют бумагам не менее пристальное внимание, чем собственно санитарному состоянию на предприятии.

Приглашенные эксперты составляют грамотный отчёт, основанный на результатах проверок и лабораторных исследований. Такой документ имеет юридическую силу в Роспотребнадзоре и других контролирующих органах.

5. Кто проводит производственный контроль – обзор ТОП-3 компаний

Чтобы облегчить руководителям предприятий и частным предпринимателям дело выбора сторонней организации, эксперты журнала «ХитёрБобёр» провели мониторинг таких компаний и выбрали три наиболее надёжных фирмы с выгодными условиями сотрудничества.

Изучайте, сравнивайте и делайте выбор.

1) Attek Group

Группа компаний «Аттек» трудится на рынке технологического консалтинга РФ уже больше 20 лет. Сейчас это официальный партнёр крупнейших промышленных предприятий страны. Attek Group занимается разработкой документации, получением разрешений в государственных органах, консультирует компании по вопросам ПК, организует соответствующие мероприятия непосредственно на объектах.

В рамках ПК компания проверяет санитарную и промышленную безопасность, составляет отчётные документы, взаимодействует с представителями Роспотребнадзора, организует . У «Аттек Груп» есть аккредитованные лаборатории в различных городах страны. В штате фирмы – только дипломированные и опытные специалисты.

10 лет на рынке санитарно-эпидемиологического аудита и экологического проектирования. Организация проводит комплексные экологические и санитарные проверки предприятий, выполняет работы «под ключ» и предлагает цены ниже среднерыночного уровня. Лабораторные исследования проводятся в аккредитованных лабораториях на современном оборудовании.

«ЭкоЦентрПроект» проводит обследование офисных и производственных помещений с оформлением санитарно-гигиенического паспорта и проведением всех необходимых замеров на рабочих местах.

Компания работает на экспертном рынке с 1997 года. Основное направление деятельности – экологические изыскания. В рамках комплексного ПК EcoStandard проверяет показатели загрязнения, физические и химические параметры, внедряет на предприятии безопасные «зелёные» технологии. Лабораторный центр компании включает в себя аккредитованные химические и радиологические лаборатории.

6. Как провести производственный контроль самостоятельно – 3 полезных совета

Раздел для тех, кто желает сэкономить на контролирующих мероприятиях.

Совет 1. Пройдите обучение по производственному контролю

Обучение стоит дешевле комплексной проверки – особенно, если учитывать дальнейшие перспективы. Пройдя обучение один раз, ответственные лица вашей компании смогут наладить эффективную систему санитарного контроля на предприятии и самостоятельно проводить регулярные проверки.

Производственный контроль это контроль работодателя (юридического лица или ИП) за соблюдением в организации санитарных правила и норм.

В соответствии со статьей 32 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» :

1) производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг;

2) производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Он включает в себя контроль за:

Наличием в организации всех санитарных правил и других нормативных документов, которые надо соблюдать данной организации;

Проведением лабораторных испытаний:

      производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация и т.п.);

      вредных факторов на границе санитарно - защитной зоны предприятия;

      выпускаемой продукции;

      прочие испытания;

Проведением медицинских осмотров;

Наличием сертификатов, медицинских книжек, санитарных паспортов и других документов;

Ведением учета и отчетности, которое требуется законодательством в рамках производственного контроля;

Информирование органов Роспотребнадзора и местных органов власти об авариях в организации, создающих угрозу жизни и здоровья граждан.

Не проведение производственного контроля или неполное его проведение является нарушением статьи 32 ФЗ РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (статья 6.3 КоАП РФ) .

Лабораторный контроль за условиями труда – это проведение лабораторных исследований и испытаний (шума, вибрации, вредных веществ и др.) на рабочих местах с установленной санитарными правилами периодичностью.

Лабораторные исследования на рабочих местах должны проводиться с периодичностью:

- параметры микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения) – 2 раза в год - в холодный и в теплый периоды года (п. 7.1 СанПиН 2.2.4.548-96) ;

- шум – не реже 1 раза в год (п. 3.3 ГОСТ 12.1.003-83) ;

Периодичность контроля для тяжести и напряженности труда в санитарных правилах не оговорена, но должна проводиться при специальной оценке условий труда не реже 1 раз в 5 лет ;

- вредные вещества в воздухе рабочей зоны – в зависимости от классов опасности (п. 4.2.5 ГОСТ 12.1.005-88) :

        для 1 класса – не реже 1 раза в 10 дней;

        для 2 класса – не реже 1 раза в месяц;

        для 3 и 4 классов – не реже 1 раза в квартал;

- электромагнитные поля (в том числе, гипогеомагнитные поля) в производственных условиях – 1 раз в 3 года (п. 4.1.11 СанПиН 2.2.4.1191-03) .

      В зависимости от конкретных условий производства периодичность контроля вредных веществ в воздухе рабочей зоны может быть изменена по согласованию с органами государственного санитарного надзора. При установленном соответствии содержания вредных веществ III, IV классов опасности уровню ПДК допускается проводить контроль не реже 1 раза в год.

Приветствую, уважаемые друзья! Томить не будем, здесь вас ждёт программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил 😉 Материалом поделился уже многим известный коллега Юдин Анатолий Константинович, работающий в должности ведущего инженера по ГО, ЧС, ПБ и охране труда в ФГУП «Петербургский спортивно-концертный комплекс».

Программа производственного контроля в действии

Анатолий Константинович даже сопроводительным сообщением снарядил свою программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил:

Программа производственного контроля разработана в строгом соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормативные требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Программа производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий устанавливает единую систему организации и осуществления производственного контроля с учётом функций управления должностных лиц ФГУП «ПСКК» и действует с 2015 года.

В оригинале программа называется — Программа производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Программа производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Если программа производственного контроля понравилась, то незабываем чуть ниже поставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

СанПин 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

II. Порядок организации и проведения производственного контроля

2.1. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

2.3. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

2.4. Производственный контроль включает:

а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

На границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

Сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

(пп. "б" в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13)

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

2.5. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

2.6. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13)

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13)

2.7. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

2.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

(п. 2.8 в ред. Изменений и дополнений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13)


оглавление | вперед >>


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ