Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Карл Маркс - основоположник марксизма: революционной идеи устройства общества. Философия марксизма базируется на принципах коллективного труда и отказа от иерархической системы общества. Мировая история марксизма неразрывно связана с ленинизмом - социально-политическим учением, направленным на борьбу с капитализмом.

Ключевые моменты биографии

Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев - приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.

Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж. Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету. Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.

Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд - «Капитал». В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией. Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.

Принципы марксизма

Главная идея марксистской философии - материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель - производство.

Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, - производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача - получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.

Основные принципы идеологии марксизма:

  • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
  • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
  • образ мышления людей определяется их материальными условиями.

Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого - искоренить буржуазию.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность - результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Практика в марксизме

По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика - это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.

Проблема отчуждения

Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения - разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.

Типы отчуждения:

  1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.
  2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.
  3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.
  4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.

Марксизм (marxism ) - это политическое, экономическое и филосовское учение, основателем которой является немецкий философ и экономист . Марксизм как учение общественной мысли в сформировался в 1840-1860-х гг. Учение Маркса оказало значительное влияние на обществознание, экономику, политику и, главным образом, на историю двадцатого века. До сих пор оно оценивается неоднозначно. "Учение Маркса всесильно, так как оно верно, - писал Ленин в своей статье "Три источника и три составные части марксизма". - Оно полно и стройно, давало всем людям цельное миросозерцание, которое было непримиримо ни с каким суеверием, а также ни с какой реакцией и ни с какой защитой и обереганием буржуазного гнета". Современные американские экономисты Р. Хейлбронер и Л. Туроу, давая характеристику Марксу как одному из трех великих экономистов (А. Смит , К. Маркс и Дж.М. Кейнс), называют его гением, человеком, изменившим характер нашего мышления об обществе, самым удачливым возмутителем умов, с которым могут конкурировать только Христос, Магомет и Будда. Но законное место Маркса в ряду великих мыслителей скорее среди историков, чем среди экономистов. Развивая этот вывод и детально анализируя экономическую теорию Маркса, М. Блауг приходит к выводу, что Маркс "допуская логические ошибки, все же искажал факты. Он делал необоснованные выводы из исторических фактов и практически умышленно закрывал глаза на явные слабые места в своем монументальном исследовании". Прежде всего, несостоятельна его теория прибавочной ценности, теория обнищания рабочего класса. А его модель межотраслевой конкуренции (и цены производства) и воспроизводства общественного капитала подчас рассматривались как "некий курьез в музее экономической мысли".

В.И. Ленин выделял три источника марксизма (немецкая философия - Гегель, Фейербах, английская политическая экономия - Рикардо , французский социализм - Сен-Симон, Фурье , Оуэн) и три его составные части: философия, политическая экономия , научный социализм. Главным в учении Маркса и его соратника Ф. Энгельса является вывод о неизбежности гибели капитализма и замены его социализмом, а затем коммунизмом. Этот вывод предшествует экономическому анализу капитализма. Наиболее четко суть марксизма как революционного учения изложена в "Манифесте коммунистической партии" (1848). Вскоре Маркс приходит к выводу о близости социалистической революции и приступает к большим экономическим исследованиям, ставя перед собой задачу дать пролетариату экономическое обоснование его борьбы. Так возник четырехтомный труд "Капитал. Критика политической экономии" объемом почти в четыре тысячи страниц.

Целью исследования Маркса является открытие экономического закона движения буржуазного общества. Экономической клеточкой этого общества является товар. Все товары есть продукты труда. Они обладают двумя свойствами: полезностью (потребительной ценностью), которая создается конкретным трудом, и ценностью (стоимостью), создающейся абстрактным трудом. Среди всех товаров капиталист находит на рынке один особый товар - рабочую силу. Только рабочая сила создает ценность (стоимость). Стоимость, созданная в единицу времени средним общественным трудом, всегда одинакова. Величина стоимости, созданной за рабочий день, определяется его продолжительностью и не зависит от стоимости или цены рабочей силы как товара. Цена рабочей силы есть его заработная плата , и определяется она стоимостью товаров, необходимых для существования рабочего. Разница между стоимостью, созданной рабочим, и его заработной платой - прибавочная стоимость (прибавочная ценность) - неоплаченный труд наемных рабочих. Отношение между прибавочной стоимостью и стоимостью рабочей силы есть норма прибавочной стоимости - точный показатель степени эксплуатации труда капиталом. Из теории прибавочной ценности Маркс делает ряд выводов-прогнозов относительно будущего капитализма.

  1. Производство прибавочной ценности или нажива - абсолютный закон капиталистического способа производства. Для ее увеличения капиталист сокращает необходимое рабочее время и увеличивает прибавочное. Противоречие между трудом и капиталом неизбежно обостряется.
  2. Для достижения своей цели капиталисты вводят машины. Машины вытесняют рабочих. Следствием этого является рост безработицы и падение нормы прибыли на вложенный капитал.
  3. Накопление капитала как подлинная цель капиталистического производства сопровождается ростом богатства на одном полюсе, его концентрацией в немногих руках и нищеты, мук труда - на другом. Это абсолютный, всеобщий закон капиталистического производства.
  4. Обнищание пролетариата с развитием капитализма не может быть отменено повышением заработной платы. Пролетариат может изменить свое положение только уничтожив капитализм, частную собственность и рынок вообще.
  5. Обострение противоречий капитализма неизбежно приводит к социальному взрыву. "Монополия капитала оборачивается оковами того способа производства, который образовался при ней и под ней, - говорит Маркс, - бьет час и заканчивается эра капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют".

Ошибочность теории Маркса обнаружилась довольно быстро, уже в конце прошлого века. Прежде всего, ошибочна сама трудовая теория ценности, так как она не учитывает научно-технический прогресс и роль капитала как фактора роста производительности труда и богатства общества. Во все времена труд имелся в достатке и был самым доступным хозяйственным ресурсом. Поэтому миром экономики управляли два основных (дефицитных) ресурса - земля и капитал. Теория прибавочной ценности культивирует простой малоквалифицированный труд, считая именно его главным фактором роста богатства. Она совершенно игнорирует проблему организации экономической жизни общества, проблему накопления, проблему реализации продукции. Тем не менее теория Маркса многими воспринималась как вполне убедительная. Причиной этого является скорее не научная аргументация, а талант Маркса как писателя. "В своем несомненном умении доводить экономическую аргументацию до ее логического завершения, - пишет М. Блауг, - Маркс не имел себе равных среди своих современников. Но ведь для того чтобы быть значительным экономистом, надо иметь нечто большее, чем только способность делать отвлеченные дедуктивные выводы". Ярким опровержением теории Маркса служат такие данные: в 1997 году доля США в мировом ВВП составила 20,4 %, доля в численности населения планеты - примерно 0,4 %. Доля же работников, занятых непосредственно в производственных операциях, - менее 10 % числа занятых в стране, то есть богатство страны создается не трудом, а наукой и капиталом. Ничего подобного не наблюдалось в СССР - стране "развитого социализма".

Еще менее научна теория "научного" социализма. Представление о будущем у марксистов туманно и расплывчато. Вся надежда возлагается на высочайшую сознательность пролетариата. Но если даже эту идеализацию принять за истину, то остается неясным, какие экономические механизмы будут стимулировать новаторство, творчество, бережливость, накопление, рационализацию, качество, эффективность и т.п., когда все будет общим и никто непосредственно не будет вознаграждаться за свои усилия и не будет наказываться за нерадивость, пассивность. В 1922 году русский экономист Б. Бруцкус писал: "Социалистическая организация хозяйства, если бы ей наконец удалось отлиться в устойчивые формы, отличалась бы грандиозным консерватизмом и инерцией. Ничего подобного вечно изменчивой хозяйственной жизни капиталистического общества социалистическое общество не представляло бы". Практика целиком и полностью подтвердила эти предсказания. К теории научного социализма вполне применимо высказывание самого Маркса в отношении трудов Мальтуса : "Человек, впервые открывший какую-нибудь идею, может добросовестно заблуждаясь доводить ее до крайности; плагиатор же, доводящий ее до крайности, всегда делает из этого "выгодное дельце". Думается, что и Маркс, и русские революционеры были скорее "добросовестно заблуждающимися", хотя и не лишенными личных амбиций. Но те, кто получил власть, сделали из социалистической идеи выгодное для себя дельце. Сказанное не означает, что Маркс не внес никакого позитивного вклада в экономическую теорию. Этот вклад существенен в анализе отдельных экономических проблем: теории рынка, теории денег, теории капитала (кругооборот и оборот капитала), деловых (средних) циклов и т.п.

Сомнения в созидательной силе социалистической идеи проникли достаточно давно (столетие назад) и в ряды самого социал-демократического движения. Во второй половине 90-х годов XIX столетия один из лидеров немецких социал-демократов и II Интернационала Эдуард Бернштейн опубликовал ряд статей с критикой основных положений марксизма. Он сформулировал два исходных положения: любая теория периодически нуждается в ревизии, то есть в проверке истинности ее основных положений с точки зрения практики жизни; "движение - все, конечная цель - ничто", так как то или иное представление о конечной цели есть лишь гипотеза, прогноз, истинность которого будет подтверждена или отвергнута будущей практикой. Бернштейн последовательно отказался от основных положений революционного марксизма: теории прибавочной стоимости (учения о капиталистической эксплуатации), вывода об обнищании пролетариата с развитием капитализма, о неизбежности пролетарской революции, о диктатуре пролетариата и т.д. Так называемый ревизионизм, возникший на базе идей Бернштейна, означал замену революционного фанатизма и прожектерства практическим здравомыслием, ориентацией пролетариата не на разрушение и жестокость, а на созидание и сотрудничество.

На основе "ревизионизма" Э. Бернштейна после Первой мировой войны возникла теория демократического социализма, ставшая официальной доктриной Социалистического Интернационала. В соответствии с ней пролетариат отказывается от революционной борьбы и от уничтожения частной собственности, добиваясь более справедливого распределения доходов парламентскими методами: "демократический социализм" есть не конечная цель, а непрерывное совершенствование. Социальные гарантии, защита населения от бедности, безработицы, доступность здравоохранения, образования, обеспеченность жильем - таковы цели государства. Социализм на практике выродился в азиатскую форму общества, тоталитарную систему, где нет ни подлинной демократии, ни свободы, ни прогресса. Повсеместный и быстрый крах социализма - подтверждение ненаучности этой идеальной модели общества.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Основателями марксизма были К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895). Их философия изложена в целом ряде трудов. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс "Немецкая идеология", "Манифест коммунистической партии"; К. Маркс "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "К критике политической экономии", "Предисловие", "Капитал". Т. 1", "Критика Готской программы"; Ф. Энгельс "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Карл Маркс", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".

Философия марсксизма возникла в 40-е гг. XIX в. Ее теоретическими источниками были самые значительные философские, экономические и социально-политические теории конца XVIII — начала XIX вв. и, в частности, немецкая классическая философия в лице таких мыслителей, как Гегель и Фейербах, классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо), работы социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и труды французских историков эпохи Реставрации (Тьери, Гизо, Минье). Возникновению марксистской философии способствовали великие достижения в области естественных наук: закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Дарвина и др. и их философское обобщение. Как видим, Маркс и Энгельс в своей творческой деятельности опирались на самые значительные идеи своего времени, которые они критически переработали, усвоив все наиболее ценное из созданного их предшественниками.

Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм , по мысли Энгельса, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.

Составной частью марксистской философии выступает исторический материализм, изучающий наиболее общие законы развития человеческого общества. Главное отличие философии марксизма от всех предыдущих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.

А теперь рассмотрим наиболее подробно суть диалектического материализма. Диалектический материализм изучает соотношение сознания и материи, мышления и бытия, законы, категории, в самой общей форме выражающие универсальные формы бытия и познания.

Диалектический материализм считает, что материя первична, а сознание вторично.

Фундаментальным принципом марксистской теории познания является диалектико-материалистическое решение вопроса о примате материальной действительности по отношению к мышлению, признания основой процесса познания человеческой практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающей его действительностью в конкретно-исторических условиях и одновременно выступающей в качестве критерия истинности или ложности результатов человеческой деятельности.

Согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, человек и природа тесно связаны друг с другом и одновременно представляют собой две разнокачественные материальные системы. Воздействуя всеми возможными способами, и, в первую очередь, орудиями труда на явления природы, человек преобразует природу и одновременно изменяется, развивается сам. Именно такая предметная материальная деятельность людей называется практикой. Практика, понимаемая в самом широком смысле, выступает стрежневым понятием, в первую очередь, в теории познания.

Важнейшая роль в философии, согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, принадлежит всеобщим диалектическим законам развития и категориям.

Ф. Энгельс полагал, что знание универсальных законов имеет определяющее значение в познании природы, общества и мышления, но конкретные формы их проявления возможно изучать только на основе и знании частных законов, т. е. законов, характерных только для отдельных конкретных сфер человеческой деятельности.

Важное значение в марксистской теории познания принадлежит категориям. Обобщенно они отражают универсальные формы бытия и познания.

Основные идеи исторического материализма были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом уже в своих первых работах, таких, как "Экономическо-философские рукописи 1884 года", "Святое семейство", "Немецкая идеология" и особенно в работах "Нищета философии" и "Манифест коммунистической партии". Дальнейшее развитие и углубление эта теория получила в последующих трудах основоположников этого учения.

Предметом исторического материализма выступает общественная жизнь во всем ее многообразии и сложности. В ней, по представлениям Маркса и Энгельса, действуют социальные законы, имеющие универсальный характер. К ним относятся: закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; определяющей роли производительных сил по отношению к экономическим отношениям; определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, а также относятся закон разделения общества на классы и классовой борьбе, характерный только для нескольких общественно-экономических формаций.

Особенность исторического материализма состоит в том, что общественное развитие он рассматривает как естественно-исторический процесс, т. е. такой же закономерный и объективный, как и природные явления, не только не зависящий от людей, но формирующий их волю и сознание.

Далее рассмотрим основополагающие идеи исторического материализма. При изучении человеческого общества основоположники марксизма исходят из того, что фундаментальной основой общественной жизни выступает материальное производство. Чтобы существовать, общество должно что-то производить.

Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе — трудовая деятельность людей.

Важную роль в материальном производстве основоположники марксистской философии отводят производительным силам общества и производственным отношениям и взаимоотношению между ними. Под производительными силами подразумеваются те, при помощи которых общество воздействует на природу и использует ее в своих целях.

Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ.

Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения — экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями.

Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.

Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.

Согласно представлениям основоположников марксистской философии, взаимодействие производительных сил и производственных отношений осуществляется в соответствии с законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это означает зависимость производственных отношений от производительных сил. Радикальные изменения в производительных силах требуют изменений в производственных отношениях. В свою очередь производственные отношения могут способствовать или же тормозить развитие производительных сил.

Одним из существенных компонентов исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Анализируя историю существования человеческого рода от глубокой древности до XIX в., основоположники марксизма выделили ряд периодов, имеющих много общего и одновременно отличающихся друг от друга. Исторический материализм выделяет пять основных общественно-экономических формаций, различающихся друг от друга формами собственности и базирующихся на ней производственных отношений: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

При анализе общественно-экономической формации наряду с использованием таких понятий, как материальные и идеологические отношения, марксизм использует также понятия "базис" и "надстройка". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис — это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение.

Поступательное развитие человеческой цивилизации, согласно марксизму, осуществляется благодаря смене общественно-экономических формаций. Преемственность истории определяется производительными силами, которые постоянно совершенствуются и развиваются. Что же касается производственных отношений, то для их развития характерна прерывность. Выполнившие и исчерпавшие свой ресурс производственные отношения отмирают или же ликвидируются, а на их месте возникают более современные и эффективные производственные отношения.

Значительное место в социальной философии марксизма отводится изучению социальной структуры общества, происхождению классов, классовой борьбе и социальной революции.

Кроме рассмотренных проблем, исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса уделяет внимание вопросам значения науки в истории человечества, роли народных масс и личности в истории общества, а также проблемам этики и эстетики.

Марксизм - это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология - вторичными, «надстройкой». Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом - целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность - обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма - социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества - вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, - коммунистической или социал-демократической.

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего - господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

В конце XIX века марксизм возобладал в социал-демократическом движении, но противоречия марксистской теории и решение практических политических задач привели к разделению его на ряд течений. Умеренные марксисты, прежде всего «ревизионисты» во главе с Э. Бернштейном, считали, что преодоление капитализма и замена его первой фазой коммунизма - социализмом - станет результатом эволюции капитализма и пролетарская революция не является необходимой. Марксисты-центристы (К. Каутский, Г. Плеханов) считали, что необходимо вести политическую борьбу за демократию, облегчение положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма, но не проводить пролетарскую революцию, пока они не вызрели. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством. Хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Радикальные марксисты (В. Ленин и другие) считали, что предпосылки пролетарской революции могут возникнуть раньше, чем предпосылки социализма, но все равно необходимо бороться за нее.

Организации марксистов

Первой организацией русских марксистов в эмиграции стала группа «Освобождение труда». Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 году разделилась на два основных течения: умеренное (социал-демократическое) - меньшевизм; радикальное (коммунистическое) - большевизм.

Марксисты внесли большой вклад в исследование экономики империализма. При этом радикальные марксисты преувеличивали готовность мировой экономики развиваться по единому плану, «по-социалистически». Захватив власть, сплоченная организация революционеров сможет, по мнению Ленина, подготовить предпосылки создания социалистического общества, развивая способности рабочего класса к управлению обществом и экономикой.

Победа марксизма

В ХХ веке марксисты-ленинцы победили в ряде стран, где капитализм не был развит. Надежды на мировую революцию не оправдались. В результате марксизм-ленинизм разделился на ряд направлений. Попытка приспособить марксизм к условиям этих стран привела к усилению авторитарных черт марксизма, созданию обществ, в которых установилось господство бюрократии. Правящие коммунистические партии официально заявили, что они построили социализм, хотя нигде общество не стало бесклассовым. Никакого отмирания государства не происходило, бюрократическое планирование экономики оказалось неэффективным, «социалистическая» экономика отставала от капиталистической, хотя коммунисты и способствовали ускорению индустриализации своих стран. В странах развитого капитализма, вопреки прогнозам Маркса, коммунисты не смогли победить.

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих. В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» - социализмом. Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.

Устали от переводных американских книжек как заработать миллион? Американцы тоже устали. Именно поэтому с 2008 года, когда по мировой экономике ударил очередной кризис, «Капитал» неожиданно стал бестселлером. Люди покупали эту книгу и искали в ней ответ на простые вопросы – почему дела идут так плохо и как найти своё место в экономической системе?

К сожалению, разобраться в философии марксизма неподготовленному человеку не так-то просто. В этой статье я кратко и понятно расскажу о том, к чему пришёл Карл Маркс и как эту информацию можно использовать каждому из нас. Не бойтесь, идти на баррикады и штурмовать Зимний не придётся!

С чего начинался марксизм

Марксу не повезло. Его теория слишком опередила своё время. В середине XIX века быть социалистом считалось модно и прогрессивно. Империи изнемогали под гнётом экономических кризисов, колонии жаждали независимости, континенты сотрясали революции. Рабочие боролись за восьмичасовой рабочий день и улучшение условий труда во Франции, Англии, Германии, России.

Правительства вяло огрызались, финансовые тузы, в руках которых была сосредоточена реальная власть, откровенно паниковали. В мире царила страшная нищета с одной стороны и панический страх потерять свои накопления с другой. На всё это накладывались национальные конфликты и войны глобальных игроков за ресурсы. Знакомая картина, не правда ли?

В обществе был огромный запрос на теорию, которая, в конце концов, объяснит, что, чёрт возьми, происходит, и куда мы все движемся. На роль такого универсального знания было много претендентов.

  • Немецкая классическая философия в трудах своих лучших представителей, Канта, Гегеля и Шопенгауэра.
  • Английская политэкономия, которую создавали Адам Смит и Риккардо.
  • Французский утопический социализм Сен-Симона и Фурье.

Тем человеком, который смог обобщить самые передовые учения своего времени и дать ответ на общий вопрос и стал Карл Маркс. Однако ответ этот многим не понравился.

Суть марксизма, вопреки тому, что о нём сейчас принято думать, вовсе не в том, чтобы всё разрушить до основанья, а затем… В «Капитале» вообще не даётся никаких рецептов, как строить коммунизм или предшествующий ему социализм. Изложение ограничивается детальным анализом процессов, происходящих при капитализме, или, говоря, современным языком, при рыночной экономике.

В итоге Маркс математически доказал, что кризисы не зависят от жадности или порядочности бизнесменов, гениальности или глупости правительств, перенаселения или развития технологий. Кризисы являются неотъемлемой частью самой системы , поэтому избавиться от них не получится. Точнее, получится, но только за счёт столь глубоких изменений в самой структуре общества и экономического уклада, что от капитализма в итоге остаются рожки да ножки.

Конец истории отменяется

Так почему же Марксу не повезло? Причина простая. Его последователи слишком поторопились и сочли что общие прогнозы, намеченные в философии марксизма, должны сбыться с минуты на минуту. Успехи становления СССР и его победы только подтверждали верность идей. Марксизм триумфально шагал по планете, завоевав страны Восточного блока, Китай, Корею, Вьетнам, Латинскую Америку.

Посмотрите, например, на карту, которой в годы холодной войны пугали американских школьников. Со всех сторон бедную-несчастную маленькую Америку окружают злые марксисты. Согласитесь, если взглянуть на дело с такой стороны, это впечатляет.


Америка в окружении злых марксистов

Однако в том-то и крылась проблема. Вместо того, чтобы развивать и изучать политэкономию, уже существующие работы возвели в ранг священного писания. В СССР диалектический материализм и научный коммунизм преподавали в каждом вузе, а книги классиков марксизма-ленинизма издавали миллионными тиражами. Однако всерьёз их никто не читал и не собирался.

С падением СССР марксизм нарекли «мраксизмом», книги классиков выкинули на помойки. Западные «партнёры» тоже решили, что с коммунизмом покончено и даже объявили о конце истории. Согласно теории Френсиса Фукуямы , американского политолога японского происхождения, больше в мире не будет ничего интересного, а власть США установилась до конца времён.

Однако череда кризисов мировой экономики, внутренние проблемы западной цивилизации и рост условно социалистического Китая до уровня первой экономики мира показали, что всё не так просто. В 2008 году, в разгар ипотечного кризиса, германские издатели отметили, что спрос на «Капитал» вырос в семь раз. В феврале 2017 года газета «Вашингтон Пост» опубликовала результаты исследования о десятке самых популярных книг среди американских студентов. Среди античных классиков и методических пособий на 4 месте, к откровенному удивлению самих исследований, утвердился «Манифест коммунистической партии» . Наконец, издательства начали ловить тренд и издавать тот же «Капитал» в виде комиксов и в кратком изложении.


Комиксы выглядят симпатично, но не слишком объясняют что к чему

Неожиданно выяснилось, что многие вещи, о которых говорил Маркс, очень даже работают, вот только результатов нужно ждать не со дня на день.

Почему это так сложно и как сделать просто?

Карл Маркс и его друг Фридрих Энгельс оставили богатое литературное наследие, из которых главными стали несколько книг.

  1. «Капитал» — критика политической экономии
  2. «Манифест коммунистической партии»
  3. «Анти-Дюринг»
  4. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
  5. «История рабочего класса в Англии»

Из них основным экономическим трудом по справедливости называют «Капитал». Строго говоря, это не экономика в чистом виде, как её сейчас преподают в западных (а с их подачи и в российских) институтах. Речь идёт о политэкономии, то есть о сложном взаимодействии производства, финансовых процессов и политики. То есть, то, чему сегодня учат экономистов – это шаг назад по сравнению с Марксом.

Однако попытки с наскоку одолеть «Капитал» самому могут разочаровать кого угодно. Изучение четырёх томов этой работы не просто сложно, а представляет серьёзное испытание даже для специалиста. Отчего так?

Высказывались теории, что это сознательное усложнение, вызванное некими чисто иудейскими традициями. На самом деле, конечно, причины другие.

  • Маркс лично подготовил для печати только 1 том. И это самая удобочитаемая часть работы. Остальные тома собирал Энгельс по оставшимся дневниковым записям и заметкам. И хотя сам он был неплохим публицистом, но предпочёл пожертвовать слогом, ради того, чтобы не пропала ни одна мысль его друга.
  • «Капитал» – это, всё-таки, научная работа, на которую ушло более 30 лет жизни очень образованного человека, знавшего несколько языков, собравшего и проанализировавшего огромный статистический материал. Книга изначально не предназначалась не столько для массовой аудитории, сколько для экономического научного сообщества. Излишние упрощения и популярный слог привели бы к тому, что работу просто проигнорировали бы те, кому она была адресована.
  • В то время такой формат подачи информации был принят. Я более чем уверен, что живи Карл и Фридрих в наши дни они вели бы динамичный канал на ютубе, лишь иногда предлагая своим фанатам аналитические статьи умеренной длины. Однако в середине XIX века информационный поток был не таким интенсивным . Люди спокойно могли посвятить месяц-другой своей жизни погружению в солидный том, с подробным анализом и многостраничными рассуждениями.

Сегодня, к сожалению, времени у каждого из нас всё меньше. В этих условиях разумной стратегией будет получить краткое и понятное изложение из философии Маркса. А книгу в бумажной версии приобрести уже потом, если очень захочется.

Прочесть «Капитал» онлайн можно здесь .

Прослушать аудиокнигу здесь .

Заказать для домашней библиотеки здесь .

А в этой статье мы вкратце рассмотрим три тома «Капитала» (четвёртый, незаконченный содержит историческую справку по экономическим теориям). И отметим те выводы, которые могут иметь практическую пользу для каждого из нас.

Что такое товар и почему из-за него все проблемы?

В первом томе речь идёт про капитализм в одной отдельно взятой фирме и про некоторые базовые представления, которые будут нужны в дальнейшем. Базовым элементом философии Маркса является товар. Это та самая клеточка, из которой выводится вся система мирового капитала. Товар – штука хитрая и противоречивая.

Ценность товара измеряется количеством труда, которое нужно приложить для его производства. Это называется «трудовая теория стоимости» и выглядит она довольно логично. Щебёнку добывать легче, чем алмазы, а потому и стоит она гораздо дешевле. Дорого стоит то, чего мало и что очень трудно добыть или изготовить.

Но как определить, сколько этого самого труда в каждом товаре? Люди привыкли свою работу ценить высоко, а работу другого не очень. Для этого и появился рынок с его невидимыми руками. Поторговавшись, парочка первобытных ребят могли прийти к соглашению, что для изготовления десятка глиняных горшков нужно столько же труда, сколько для вытёсывание одного каменного топора. Со временем этот первый примитивный рынок развился до современных бирж и брокерских контор.

На какой-то стадии для удобства обмена товаров были придуманы деньги. У большинства народов это был скот, потом оружие, потом золото.

Здесь появляется ещё два важных понятия марксизма.

  1. Производительные силы – проще говоря, это технологии, которые существуют в обществе. Сейчас их иногда называют ещё технологическими укладами
  2. Производственные отношения – система организации производства. Это как раз и есть те самые, известные со школы первобытный строй, рабовладение, феодализм, капитализм.

По Марксу главным законом является соответствие производственных отношении характеру и уровню производительных сил.

Это очень важно. Например, первобытному человеку не было смысла заводить рабов – их нужно кормить, охранять, а придумать им работу, выполняя которую они смогли бы обеспечить «и себя, и того парня» не получалось. Поэтому пленников либо принимали в племя, либо просто убивали.

На смену охоте и собирательству пришло земледелие и скотоводство – и появилось рабство. Раба можно заставить пасти стадо или махать мотыгой. При этом он добудет достаточно еды, чтобы досталось и хозяину, и охране и кое-что самому, чтобы не протянул ноги. Так постепенно с появлением новых технологий менялся общественный строй.

Если в государстве строят железные дороги и металлургические комбинаты, то держать крепостных крестьян невыгодно. Проще выгнать их в город и превратить в наёмных рабочих – как это произошло, например, во время промышленной революции в Англии, да и в любых других государствах. Некоторые «не вписывались в рынок», но это уже вопрос отдельный.

Итак, продолжим насчёт товара. У нас прокачались технологии, появился рынок и товар уже можно производить не для себя, а на продажу. И вот здесь Маркс выделяет так называемый товарный дуализм . Каждый товар имеет двойную ценность.

  1. Потребительная стоимость – его можно использовать по назначению.
  2. Меновая стоимость – его можно продать и получить деньги.

Именно от этого дуализма в дальнейшем и происходят все проблемы. Простой пример – уже упомянутый ипотечный кризис, когда дома строили и покупали не для того, чтобы в них жить, а для спекуляции. Рано или поздно покупателей не нашлось, отдать кредиты инвесторы не смогли и вся пирамида, с кучей вовлечённых структур и финансовых организаций, посыпалась вниз.

Так что все проблемы по Марксу, не из-за денег (как привыкли думать многие), а из-за товаров. Точнее, из-за их неправильного применения.

Кстати, в «Капитале» содержится точное определение богатства любой нации – это совокупность товаров, которыми та обладает. Под товарами понимается любая вещь, имеющая реальную ценность. Как видим, упор сделан не на денежки, расписки и кредиты, а именно на материальные ценности, которые можно потрогать и пустить в дело.

Деньги-товар-деньги

Есть товар, есть деньги. Как заставить эту систему работать на собственное благо? Здесь у предшественников Маркса возникала большая проблема. Никто не мог толком объяснить, откуда берётся богатство. Действительно, откуда?

  • Грабёж и насилие. Допустим, но при этом те, кого грабят, должны были бы откуда-то сами взять своё добро. Если все только разбойничают, то рано или поздно грабить будет попросту некого и некому.
  • Торговля. Чем-то похоже на прежний случай, но вместо старого доброго ультранасилия у нас мошенничество. Если богатство действительно появляется в ходе торговли, то купцы просто гоняют деньги и материальные ценности по кругу. Система замкнута и ничего нового в ней не появляется. Тем не менее, эта теория до сих пор имеет своих сторонников и называется «меркантилизм».
  • Земля и недра. Последователи этой теории назывались «физиократы». Они доказывали, что первоисточник любого богатства – это дары природы во всём их многообразии, начиная от полезных ископаемых и кончая обычным урожаем. Звучит логично, если забыть, что ценность земли равна нулю, когда ей никто не занимается. Продать-то её, конечно, можно, но вот пока она стоит непаханая, никакого дохода от неё не получишь. То же самое справедливо и по отношению к нефтеносным пластам и к залежам урановой руды.

В общем, Маркс подробно и со вкусом размазал по стенке всех своих оппонентов.

А потом доказал, что новая стоимость может взяться только из одного источника. Это производство.

Знаменитая формула оборота капитала выглядит так:

Д – Т…П…Т` – Д`

Д – это и есть капитал. Начальная сумма, которую вкладывает в дело предприниматель.

Т – это приобретённые средства производства (сырьё, станки) и рабочая сила.

П – процесс производства.

Т` – новый товар, который появляется в процессе работы и имеет большую ценность.

Д` – капитал вместе с прибавочной стоимостью, который получают после продажи конечной продукции.

И это единственный процесс, который генерирует прибавочную стоимость. Взял токарь стальную заготовку, на изготовление которой затрачено, например, 50 человеко-часов, поработал смену и наделал винтов, в которые заложено уже 58 человеко-часов. А уже потом эта стоимость реализуется на рынке, разделяется и превращается в зарплату токаря, доход бизнесмена, проценты, которые он платит банкиру по кредиту, налоги, которые получает государство и т.д.

Норма прибыли и норма прибавочной стоимости

Ещё два важных термина, которые ввёл Маркс, это норма прибыли и норма прибавочной стоимости . Норма прибыли равна:

где m – прибавочная стоимость,

с – постоянный капитал (то есть расходы на сырьё и оборудование),

v – переменный капитал.

Норма прибыли зависит от органического строения капитала . По мере развития технологий расходы на средства производства растут быстрее, чем расходы на рабочую силу. Одновременно растёт и минимальная сумма вхождения в отрасль. А развивать технологии и ставить новое оборудование приходится, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Кто не согласен, того ждёт банкротство, поэтому норма прибыли постоянно уменьшается.

Отсюда вытекает два важных следствия.

Во-первых, по мере развития каждой отрасли войти в нёё всё тяжелее. Вы можете открыть свою парикмахерскую, продав квартиру или накопив нужную сумму. Но вот запустить нефтяную компанию, банк или машиностроительный завод вы не сможете. А это значит, что всё больше людей оказываются отрезанными от возможности попасть в класс капиталистов.

Во-вторых, крупные компании получают возможность душить и вытеснять с рынка мелочёвку, причём без всяких бандитских разборок. Просто за счёт использования более дорогих технологий и получения более дешёвого продукта. Например, в большом городе вы и парикмахерскую открыть не сможете, потому что все потенциальные клиенты уже ходят в фирменный салон. В итоге мелкие производители разоряются, каждую отрасль делят несколько крупных корпораций. Результатом свободной торговли неизбежно становятся монополии.

Норма прибавочной стоимости вычисляется так:

Иными словами, это отношение вновь созданной стоимости, которую создаёт рабочий, к той зарплате, которую ему за это выдаёт капиталист. Можно также сказать, что это пропорция, в которой работник отрабатывает свою зарплату, и которую тратит на хозяина. В отличие от нормы прибыли, норма прибавочной стоимости всё время увеличивается.

Достигается это, опять-таки, за счёт технического прогресса – где раньше было нужно 10 человек, можно поставить одного. А также за счёт борьбы бизнесменов за свои права в рамках трудового законодательства. То есть, увеличение рабочего времени, сокращение социальных гарантий, перевод сотрудников на аутсорсинг, наём фрилансеров, внедрение различных средств эксплуатации рабочих, таких, как системы видеонаблюдения, CRM и тому подобное.

Например, в США норма прибавочной стоимости в обрабатывающей промышленности в 1909 году была равна 130%, в 1929 составляла 158-188%, в 1953 – 240%, а в 1966 – 314%. Практически любое «оздоровление» корпорации сегодня предполагает сокращение расходов на заработную плату, за увольнения сотрудников и увеличения интенсивности труда. Это, как правило, приводит к росту акций и радует инвесторов. Но не самих работников.

Оборот капитала и природа кризисов

Второй том «Капитала» самый сложный для восприятия, что признают даже завзятые марксисты. В нём рассказывается про борот денег, и, по идее, надо было бы использовать математический аппарат и обозначения из матана. Однако автор предпочёл писать всё текстом, ну, а когда цифры записывают буквами, понять это всегда оказывается непросто.

Почему он так поступил не очень ясно, поскольку Маркс отлично владел и дифференциальным, и интегральным исчислением и даже опубликовал несколько работ на эту тему, правда, малоизвестных. В них он пытался математическими методами рассчитать экономические циклы и научиться прогнозировать волны кризисов. Попытки эти к особому успеху не привели.

Тем не менее, Маркс сделал важный задел. Он разделил всю экономику отдельной страны на две большие сферы.

А – производство средств производства, то есть станков, руды, полуфабрикатов.

Б – производство средств потребления. Еды, посуды, одежды, жилых домов.

А. 4000 c + 1000 v + 1000 m = 6000 W

Б. 2000 c + 500 v + 500 m = 3000 W

Цифры могут означать, например, миллиарды долларов или рублей и они подобраны далеко не случайно. Деньги, которые тратят капиталисты из Б на заработную плату рабочим, должны вернуться им же при продаже предметов потребления. Расходы капиталистов из А на возобновления производственного цикла должны быть оплачены за счёт продажи их продукции.

Не будем вдаваться в детальный разбор, занимающий несколько сотен страниц, отметим только некоторые моменты, которые должны выполняться, чтобы экономика работала:

  1. В сфере Б должны произвести столько продукции, чтобы хватило для потребления рабочим и капиталистам и в Б, и в А (напомним, это товары потребления).
  2. В сфере А должны произвести столько продукции, чтобы хватило для самих А (то бишь, чтобы можно было продолжить производство), и для Б (чтобы они тоже могли производить потребительские товары).
  3. Зарплаты рабочих и прибыли капиталистов в А должны быть такие, чтобы им хватило закупить в Б всё, что нужно для жизни.

Если спрос и предложение в этой сложной схеме где-то не бьются, то отраслевые балансы перестают сходиться. И вот тогда-то и наступает кризис.

В итоге рынки оказываются забиты товарами, которые некому покупать. Заводы останавливаются, рабочие сидят без работы, а нет производства – без денег сидят все.

Если на этом месте вы скажете, что для решения проблемы нужно просто рассчитать межотраслевые балансы и начать планировать производство, спешу вас поздравить – вы только что заявили, что нужно уничтожить капитализм . Ведь главный догмат рыночной экономики – та самая невидимая рука рынка и свобода предпринимательства. Как только вы начинаете говорить деловым людям, что им выпускать и в каких количествах, вы заменяете рынок планом. И это уже не капитализм, а совершенно другая общественная формация.

Тем не менее, именно по такому пути и идут правительства, в тех или иных дозах вводя механизмы госрегулирования в экономику. Где-то ограничиваются налоговыми льготами и дотациями, как в США, а где-то напрямую вводят чиновников в состав правления корпораций, как, например, это до сих пор происходит в Южной Корее и Японии.

Или, как в современной России, сохранив за олигархами право формально владеть своей собственностью, заставляют их строить мосты, дотировать убыточные, но социально важные предприятия, либо вкладываться в невыгодные лично для них долгосрочные проекты. Это тоже регулирование межотраслевых балансов. Это марксизм.

Прибыль всегда уменьшается. Почему?

Третий том читать полегче. Как раз в нём-то и изложена одна из важнейших концепций Маркса – теория о постоянном снижении нормы прибыли . В «Капитале» причины этого расписаны на уровне математических выражений, причём, как ни странно, сделано это кратко и ясно, всего на несколько страниц.

Если оставить математику и объяснить то же самое простыми словами, то ситуация такова. Предположим, что у нас есть какая-то новая отрасль, где при небольших вложениях можно получить большие дивиденды. При условии свободного перемещения капиталов туда рано или поздно придёт огромная толпа бизнесменов, ищущих, куда бы вложить свободные средства. В итоге норма прибыли сократится и уменьшится до какого-то среднего по стране уровня.

Чтобы не ходить далеко, давайте посмотрим на рунет. Было время, когда приличные деньги можно было делать на интернет-магазинах, однако сейчас реклама съедает гораздо больше, чем приносят продажи. Причина? – бешеная конкуренция. Итог? – выживание нескольких десятков крупных проектов.

Те, кто занимается сайтами-статейниками, помнят, что на заре становления этого вида заработка можно было окупить вложения за 2-3 месяца. Сейчас хорошим сроком считается 1.5-2 года. В перспективе, по мнению специалистов, новые информационные сайты будут оправдывать себя за 8-10 лет.

Это относится не только к хайтеку, а и к любому бизнесу и любым инвестициям. Кстати, чтобы оценить уровень прибыльности, к которому стремится каждая отрасль, посмотрите на ставки по банковскому депозиту.

Маркс и банкиры

А ещё в третьем томе можно почитать про банковский капитал. Сегодня часто можно услышать мнение, что Маркса финансировали английские банкиры, и в своих работах он клеймил позором промышленников и хвалил банковских дельцов. Такая точка зрения стала популярна у наших соотечественников с лёгкой руки российских политологов Николая Старикова и Валентина Катасонова.

Мягко говоря, это не совсем так. Маркс банкиров не жаловал.

Вот вам прямая цитата про промышленников:

«Промышленный капитал есть единственный способ существования капитала, при котором функцией капитала является не только присвоение прибавочной стоимости, соответственно присвоение прибавочного продукта, но в то же время и ее создание ».

В общем, ребята молодцы, не только дерут три шкуры с работяги, но ещё и что-то полезное делают. А вот про банкиров:

Согласитесь, не очень похоже на защиту ротшильдов с рокфеллерами. Что Маркс действительно писал – так это то, что крупные банки забирают власть над экономикой благодаря контролю над информацией. Они имеют доступ ко всем транзакциям, они выдают кредиты, они владеют финансовой отчётностью каждого предприятия. А потому банк становится нервным узлом, который собирает все огромный массив информации о ситуации в экономике. И со временем он уже не оказывает сервисные функции, а напрямую контролирует производство.

Согласитесь, точка зрения довольно интересная, даже на современный взгляд.

Практические выводы

Итак, если вы осилили текст до этого места, то давайте подведём итоги. Что полезного может вынести каждый из нас из теории Маркса?

  1. Главное – это производство. Чем ближе к реальному сектору, тем надёжнее. Думая о том, куда вложит свои денежки, старайтесь избегать финансовых пузырей, пирамид, торговцев воздухом и виртуальных услуг. Старое доброе строительство и сельское хозяйство не принесёт тысячи процентов годовых, но выглядит куда солиднее.
  2. Норма прибыли всегда понижается. Ищите новые и перспективные отрасли. А если приходите туда, где всё уже занято, не рассчитывайте на быстрые деньги. Ориентируйтесь на обычный банковский процент.
  3. Монополизация. В каждой отрасли крупные корпорации рано или поздно захватят весь рынок. Не боритесь с ними. Не спешите открыть ИП и ставить ларёк, если рядом в перспективе появится гипермаркет. Подумайте, как вы сможете зарабатывать, не конкурируя, а сотрудничая с крупными корпорациями. Это может быть покупка акций, оказание смежных услуг, партнёрство или франшиза.
  4. Кризисы неизбежны. Они встроены в систему. От них не уйти. Всегда держите запас на чёрный день. При начале кризиса не паникуйте, не вкладывайтесь в авантюры. Сокращайте потребление, оптимизируйте все расходы и пережидайте. Когда-нибудь это кончится. А при грамотном подходе вы в итоге сможете ещё и заполучить за бесценок активы, что не смогли удержать ваши конкуренты.
  5. Противостояние хозяина и работника. Сотрудник всегда будет стремиться сделать поменьше и требовать побольше. Руководитель всегда считает, что работают мало, а платит он много. Если вы хозяин – сокращайте переменный капитал. Думайте о фрилансерах, о переводе сотрудников на аутсорсинг, об оплате в процентах от оклада. Если рабочий – учите назубок Трудовой кодекс, думайте о профсоюзах и коллективном трудовом договоре.
  6. Меняйте строение капитала. Экономьте на сотрудниках, но вкладывайте в технологии. Кто отстал от прогресса, тот вышел из игры.
  7. Настоящее богатство – средства производства. Это может быть не только завод, но и любой актив, который вы можете сдать в аренду и заставить приносить деньги. Начиная от квартиры и автомобиля и кончая строительным инструментом. Либо самому использовать для заработка. С этой точки зрения новая дрель куда полезнее, чем новый смартфон.
  8. Занимайтесь производством средств производства. Эта сфера самая богатая, перспективная и развивающаяся. На золотой лихорадке разбогатели не золотоискатели, а продавцы горного оборудования. Когда все бросаются делать интернет магазины, не открывайте интернет-магазин. Открывайте студию по созданию интернет-магазинов.

Полезное видео

А вот так вкратце трактуют марксизм сегодняшние поклонники немецкого экономиста. Ролик сделан убедительно и по делу.

Заключение

Конечно, во многом приведённые советы покажутся банальными. Однако присмотритесь к тому, как ведут себя люди вокруг вас – а многие ли следуют этим простым принципам? Теория Маркса не идеальна, но это одна из самых последовательных и грамотных концепций, которые стоит изучить, чтобы ориентироваться в экономических процессах.

А если вы хотите углубить свои познания, то советую приобрести «Капитал» в бумажном виде. Ведь даже если эта книга не пригодится вам лично, она станет отличным подарком для знакомого предпринимателя, и поможет при заведении деловых связей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ