Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Пристав займется исполнением судебного или иного акта после возбуждения производства. Для этого взыскатель должен подать заявление, представить исполнительный документ. Порядок возбуждения производства регламентирован ст. 30 Закона № 229-ФЗ. Подробнее о начальной стадии исполнительного дела расскажем ниже.

Как возбуждается исполнительное производство

По ст. 30 Закона № 229-ФЗ, производство возбуждается по заявлению взыскателя. В отдельных случаях приставы могут открыть дело без заявления взыскателя (например, если в ФССП направляется постановление по административному делу). Процедура возбуждения производства предусматривает следующие этапы:

  • взыскатель должен получить исполнительный документ в суде или ином органе;
  • заполняется заявление в адрес ФССП (о правилах его оформления расскажем ниже);
  • заявление и исполнительный документ направляется в подразделение ФССП по почте, через представителя, либо на личном приеме у пристава;
  • заявление и приложенные документы регистрируются под входящий номер, после чего передаются приставу (на это дается не более 3 дней с момента регистрации);
  • на принятие решения о возбуждении производства у пристава есть 3 рабочих дня;
  • если исполнительные документы позволяют возбудить дело, пристав издает постановление, направляет копию этого документа взыскателю и должнику.

Таким образом, исполнительное производство должно быть возбуждено не позднее 6 рабочих дней после регистрации заявления (не более 3 дней на передачу документов приставу + еще до 3 дней на вынесение постановления). Естественно, такие сроки действуют только в случае, если нет оснований для отказа в возбуждении производства.

Обратиться с заявлением о возбуждении производства можно в течение 3 лет после вступления исполнительного документа в силу. Этот срок может приостанавливаться, если документ был сразу направлен приставам, однако дело было прекращено без фактического исполнения.

При получении заявления от взыскателя приставы проверяют:

  • обязательные реквизиты исполнительного документа (номер и дату выдачи исполнительного листа, печать суда, подпись уполномоченного лица и т.д.);
  • сведения о взыскателе и должнике;
  • характер и размер требований, так как от этого зависит перечень исполнительных действий;
  • полномочия представителя.

При вынесении постановления о возбуждении дела, пристав должен предоставить должнику время для добровольного исполнения. Этот срок не может превышать 5 дней, отсчитывается со дня получения должником копии постановления. Даже в эти 5 дней пристав может наложить арест на имущество и счета должника, так как он относится к обеспечительным мерам. При отказе в возбуждении производства можно подать жалобу вышестоящему приставу, либо в суд.

Как заполнить заявление о возбуждении производства

Законом не предусмотрена единая форма заявления о возбуждении исполнительного производства. Помимо стандартных требований к оформлению документов, в заявлении можно сразу указать:

  • реквизиты счета, на который будут перечисляться взысканные деньги (пока таких данных у пристава нет, деньги будут лежать на депозите ФССП);
  • ходатайство о наложении ареста на активы должника, введении запретов и ограничений;
  • сведения о местонахождении должника и его имущества, места работы и иных данных, имеющих отношение к исполнительному производству.

Образец заявления в ФССП о возбуждении производства можно скачать на нашем сайте. Заявление можно заполнить дома, направить его по почте или вручить на приеме у приставов. Оформить документ можно и в подразделении ФССП.

Куда подавать заявление о возбуждение ИП

Если должником является физическое лицо, заявление подается в подразделение ФССП:

  • по месту постоянного проживания должника;
  • по месту его временного пребывания;
  • по адресу нахождения имущественных активов.

Если долг или иные требования предъявлены к юридическому лицу, документы подаются в отдел ФССП по адресу регистрации предприятия, местонахождению имущества. Выбрать надлежащий орган ФССП для подачи документов можно по справочнику на нашем сайте.

Если взыскатель не может точно определить, в какое подразделение нужно отправлять заявление и исполнительный лист, можно обратиться к Главному приставу ФССП по субъекту РФ. В этом случае документы будут направлены по нужному адресу не позднее 5 дней после их поступления .

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Как только заявление и исполнительный документ передаются приставу, он должен принять процессуальное решение - возбудить производство, либо вынести отказ. Основания для вынесения отказа должны соответствовать ст. 31 Закона №229-ФЗ:

  • если исполнительный лист поступил без заявления, либо оно не подписано;
  • если документы поданы в ненадлежащее подразделение ФССП (кроме случаев, когда заявление подается в адрес Главного пристава субъекта РФ);
  • если истек срок (3 года) на предъявление документа к исполнению, а заявитель не обращался за его восстановлением;
  • если документ уже подавался в ФССП, но дело было прекращено по основаниям, указанным в ст. ст. 43 и 103 Закона № 229-ФЗ (например, по факту смерти должника, после которого не осталось правопреемником или наследников);
  • если по тому же документу ранее было окончено производство;
  • если акт суда или иного ведомства, по которому был выдан исполнительный лист, не вступило в силу (например. если решение суда было обжаловано и дело возвращено на новое рассмотрение);
  • иные основания, перечисленные в ст. 31 Закона № 229-ФЗ.

Установив хотя бы одно из указанных обстоятельств, пристав обязан вынести постановление об отказе в возбуждении производства. Копия постановления направляется взыскателю не позднее следующего дня. Заявитель может оспорить постановление, либо устранить основания для отказа и повторно подать документы в ФССП.

Обжалование отказа в возбуждении ИП

Если заявитель не согласен с постановлением об отказе в возбуждении ИП, он может подать жалобу . Порядок обжалования предусмотрен главой 18 Закона № 229-ФЗ:

  • жалобу нужно подать не позднее 10 дней после вынесения постановления;
  • обратиться с жалобой можно в порядке подчиненности, т.е. через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в суд;
  • жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена не позднее 10 дней;
  • жалоба, поступившая в суд, рассматривается в течение 10 дней по правилам Закона № 229-ФЗ, ГПК РФ или АПК РФ.

Если доводы жалобы будут подтверждены, постановление об отказе отменяется. Пристав, вынесший отказ, будет обязан заново рассмотреть заявление в срок, не превышающий 10 дней.

Как эффективно следить за ходом дела

Направив заявление и исполнительный лист в ФССП, взыскатель может контролировать ход дела, обжаловать действия и бездействия приставов. Для этого нужно получить копию постановления о возбуждении дела, в котором будет указан номер. Контролировать ход дела можно следующими способами:

  • знакомиться с материалами дела, так как такое право предоставлено каждому участнику производства;
  • направлять в адрес ФССП письменные запросы о получении информации по исполнительным действиям;
  • проверять информацию по базе данных на сайте ФССП;
  • подавать жалобы на действия и бездействия приставов;
  • участвовать в исполнительных действиях;
  • подавать заявления и ходатайства (например, об объявлении розыска должника и его активов).

Банки выдают кредитные средства с целью вернуть сумму с процентами. Если возврат не осуществляется добровольно, то в ход идут меры, направленные на принудительное взыскание. Сначала взыскателю нужно пройти судебную стадию и получить исполнительный документ, после чего можно переходить дальше. Если возбуждено исполнительное производство по кредиту, к должнику могут применяться различные способы, направленные на удовлетворение потребностей банка, в том числе арест счетов, опись имущества и списание заработной платы.

Начало исполнительного производства

Для возбуждения исполнительного производства необходимо наличие специального документа. Процедура реализуется по заявлению взыскателя, к которому прикладывается такой документ ( № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

  1. Не оплачивать долг.

Это приведёт к тому, что средства будут получены через использование методов принудительного взыскания, в том числе – опись и реализацию имущества.

Подведём итоги

Исполнительное производство – это комплекс мер, направленных на взыскание с должника его задолженности перед кредитором (и совершению иных действий, если они оговорены судебным актом).

Банк вправе требовать от ФССП использования различных методов воздействия на должника, в том числе описи его имущества, ареста счётов и объектов, их реализации и так далее.

Процедура регулируется действующим законодательством, в частности – № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При нарушении прав должника рекомендуется обратиться за соответствующей защитой.

Основания для возбуждения производства

Процесс возбуждения исполнительного производства регламентируется ст. 30 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — закон № 229).

По общему правилу основанием для возбуждения производства в ФССП являются поступившие приставу-исполнителю (в совокупности):

  1. Исполнительный лист, судебный приказ или другой исполнительный документ (далее также — ИД). Он принимается, если соответствует всем требованиям ст. 13 закона 229-ФЗ и не истек срок его предъявления.
  2. Заявление взыскателя (его представителя) с просьбой принять ИД на исполнение в ФССП.

Предъявление в ФССП исполнительного документа без заявления либо с неподписанным заявлением является основанием для отказа в возбуждении производства (п. 1 ч. 1 ст. 31 закона № 229).

При этом закон № 229 предусматривает и случаи, когда производство можно возбуждать без заявления взыскателя (ч. 5 ст. 30):

  1. При поступлении ИД от выдавшего его органа. Например, суд по просьбе взыскателя может самостоятельно направить ИД приставам.
  2. При вынесении определенных постановлений в ходе принудительного исполнения. Речь может идти, например, о постановлении о взыскании исполнительского сбора — воля взыскателя по первоначальному производству здесь не требуется, так как сбор взыскивается в доход федерального бюджета.

В какой срок пристав обязан возбудить производство?

Закон устанавливает прежде всего сроки передачи ИД, поступивших в ФССП, на исполнение конкретному приставу:

  • 3 дня — по общему правилу;
  • в день поступления в ФССП — если документ подлежит немедленному исполнению (например, ИД об обеспечении иска, согласно ст. 142 ГПК РФ).

Время течения сроков в исполнительном производстве, исчисляемых в днях, не включает нерабочие дни (ч. 2 ст. 15 закона 229-ФЗ).

По общему правилу срок возбуждения исполнительного производства судебным приставом начинает исчисляться именно с момента поступления к нему ИД. Производство заводится по окончании 3 дней с этого момента.

В случае с ИД, подлежащими немедленному исполнению, пристав должен завести производство в течение суток. Однако срок в этом случае исчисляется не с момента поступления документа конкретно к нему, а с момента поступления в ФССП. Слишком долгое пребывание ИД у пристава и несвоевременное возбуждение производства может быть обжаловано взыскателем как незаконное бездействие.

Не знаете свои права?

Вынесение постановления

До того как возбудить производство, пристав должен совершить определенную последовательность действий, а именно проверить, нет ли оснований для отказа в его возбуждении, согласно ст. 31 закона № 229:

  • соответствует ли ИД требованиям закона;
  • предъявлен ли он надлежащим субъектом;
  • соблюдены ли правила территориальной компетенции и т. д.

По результатам проверки выносится соответствующее постановление. В любом случае оно должно соответствовать общим требованиям ст. 14 закона № 229, однако в постановлении о возбуждении производства пристав дополнительно (ч. 11, 14.1, 14.2, 18 ст. 30 закона № 229):

  • определяет срок для добровольного исполнения (понять, что это такое, поможет статья);
  • обязывает должника предъявить документы со сведениями об имеющемся у него имуществе;
  • предупреждает о возможности наложения на должника временных ограничений;
  • извещает об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (за исключением должников — физических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Повторное обращение взыскателя в ФССП становится возможным после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возбуждении ИП.

Как стороны уведомляются о начале исполнительных действий?

В соответствии с порядком возбуждения исполнительного производства судебный пристав направляет копию постановления всем заинтересованным лицам:

  • должнику;
  • взыскателю;
  • суду, другому органу (должностному лицу), от которого исходит ИД.

Сообщить указанным лицам о начале производства пристав обязан максимум в течение дня, следующего за днем вынесения постановления. Если в возбуждении производства было отказано, копия соответствующего постановления направляется взыскателю и субъекту, выдавшему ИД, в тот же срок.

Уведомление о начале исполнительного производства должно осуществляться в полном соответствии с гл. 4 закона № 229. В частности, должник уведомляется по месту жительства (нахождения), указанному в ИД.

При этом важно помнить, что только надлежащее извещение его о начале производства делает правомерным последующие меры принудительного исполнения. Не уведомленный должным образом должник вправе подать жалобу в порядке подчиненности или в суд. Суды находят такие нарушения существенными и признают бездействие приставов незаконным.

В завершение резюмируем сказанное выше. Итак, производство возбуждается приставами только при наличии ИД и заявления взыскателя. Заявление не нужно лишь в том случае, если исполнительный документ поступил от органа, его выдавшего. Длительность возбуждения производства для ИД, подлежащих исполнению немедленно, — до истечения 1 суток с момента поступления их в ФССП; для остальных процедура займет максимум 6 дней. Решение пристава о возбуждении производства или отказе в этом означает прекращение рассмотренной стадии производства, оформляемое соответствующим постановлением. Копию этого документа пристав обязан направить заинтересованным лицам в течение суток со дня, зафиксированного как дата его вынесения.

Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой уполномоченные органы и должностные лица производят исполнение актов судов общей юрисдикции.

Различают:

  • добровольное исполнение решения суда, инициируемое соответствующим предложением, вручаемым должнику;
  • принудительное исполнение решения суда, которое производится по истечении срока для добровольного исполнения решения.

Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя и прокурора. Контроль за правильным и своевременным исполнением решения суда осуществляется судьей. Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ осуществляют руководство и контроль за работой по исполнению судебных решений. К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, относятся, прежде всего, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ, Федеральный закон "О судебных приставах"№ 118-ФЗ, принятые 21 июля 1997 года и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Исполнительное производство является установленным законом порядком принудительной реализацией постановлений судов (либо других юрисдикционных органов). Исполнительное производство может быть возбуждено как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, оно может быть возбуждено судебным приставом-исполнителем на стадии принудительного исполнения исполнительных документов.


Заказать услугу

Стадии исполнительного производства:

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства - первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 - 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. Таким образом, в силу диспозитивного характера гражданских правоотношений, для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходимо волеизъявление взыскателя в форме подачи им соответствующего заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно. Предъявление исполнительного листа к взысканию - право, а не обязанность взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства. Предполагается, что заявление о возбуждении исполнительного производства может быть подано и подписано лично взыскателем либо его представителем, имеющим соответствующую доверенность на право предъявления исполнительного документа к взысканию. Доверенность должна быть приложена к заявлению. От имени взыскателя - юридического лица заявление может быть подписано руководителем данного юридического лица или представителем юридического лица, имеющим соответствующую доверенность, которая также прикладывается к заявлению.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители также обладают правом приостановления исполнительного производства, но только в одном случае - поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов.

Прекращение исполнительного производства.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

  • оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;
  • после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При отказе взыскателя в указанных случаях от дальнейшего взыскания алиментов исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ". Действующее законодательство об исполнительном производстве, в отличие от первой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ, предоставило право самому судебному приставу-исполнителю решать вопросы прекращения исполнительного производства, но по большей мере это фактическое дублирование определений соответствующих судов о прекращении исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  • прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, с вынесением постановления о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об исполнительном производстве" правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему:

  • прекращенное исполнительное производство в соответствии с вступившим в законную силу судебным определением или постановлением судебного пристава-исполнителя не может быть возобновлено вновь;
  • после разрешения вопросов о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
  • в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, по ним возбуждается отдельное исполнительное производство. В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства;
  • исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Возвращение исполнительного документа.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства - взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве", то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.

Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В соответствии со ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.

Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Окончание исполнительного производства.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства - не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:

1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства - реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.

2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.

5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В соответствии со ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве).

8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве") независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

Есть дела, где за исполнением вынесенного решения должны следить судебные приставы. Для этого открывается исполнительное производство. Все действия должны отвечать действующему законодательству.

Для того, чтобы пристав открыл производство, нужны основания, которые содержаться в законе. Ниже приведен список того, что может стать основанием:

  1. В службу судебных приставов сдается специальный документ, где прописано обязательное возбуждение производства. В данном случае это может быть исполнительный лист, приказ суда;
  2. Также побудить открыть исполнительное производство может письменное заявление, поступившее е приставу;
  3. Сами приставы могут стать инициаторами, опираясь на документы, указанные выше.

Следует отметить, что исполнительное производство, как и все, что касается суда, имеет строгие рамки по срокам. Это значит, что дело, поступившее к приставу, будет рассматриваться на протяжении определенного времени. При этом каждая стадия должна фиксироваться в исполнительном листке. Все сроки пописаны в действующем законодательстве.

Порядок исполнительного производства

Также не стоит забывать, что открытие производства выполняется в несколько этапов:

  1. На первом этапе заявитель может потребовать, чтобы в судебной инстанции составили специальную бумагу, которая станет достаточным основанием для начало работы над делом.
  2. Далее гражданин должен подать требование в этот же суд, где будет указано том, что необходимо судебно разбирательства.
  3. Как только нужный пакет бумаг собран, истец предает их в управление судебных приставов, которые работают на указанной территории. Здесь следует обратить внимание, что документы передаются в то отделение приставов, которое расположено на территории отвечающей стороны иска. Не обязательно лично посещать службу, можно отправить письмо с уведомлением и с собранным пакетом. Если нужные документы есть, то это поможет приставу быстрее принять в работу иск;
  4. У пристава есть три рабочих дня, чтобы принять решение, продолжить работу и возбудить исполнительное производство;
  5. После того, как решение принято, пристав обязан письменно известить все стороны искового дела;
  6. Согласно законодательству у ответчика есть время, после открытия дела у приставов, на самостоятельное исполнение обязательств. На это ему дается не больше 5 суток. Если этого не происходит тогда выставляются штрафы. Как правило, размер санкций составляет 7 процентов от размера погашаемого долга.

Основные принципы

В исполнительном производстве существую принципы, которые разделяются на несколько групп:

  • Конституционные. Здесь рассматриваются все сферы жизнедеятельности гражданина. В группе конституционных принципов можно выделить три подгруппы: 1 все равны в рамках гражданского кодекса. 2. У каждого есть право и свобода. Этот пункт означает, что, прежде всего, государство должно защищать права человека и стараться сохранять его свободу, в случаях, когда действия самого человека не нарушают закон. 3. Каждый гражданин имеет право на юридическую защиту. Это становится особенно актуальным, когда дело касается суда и отсутствие возможности самостоятельно нанять адвоката;
  • Межотраслевые. В этом принципе задействованы сами правовые отрасли. В частности иностранный гражданин имеет право потребовать, чтобы судопроизводство велось на родном для него языке;
  • Имеющие непосредственное влияние на производство. Здесь в основном имеет смысл упомянуть о правиле диспозитивности. Это значит, что гражданин, владея имуществом, может им распоряжаться самостоятельно, несмотря на мнение третьих лиц. Если же на имущество наложен арест, то в этом случае у человека должно остаться минимальный размер средств для обеспечения семьи.

Заявление о возбуждении исполнительного производства, требования


Какие документы понадобятся, чтобы исполнительное производство вступило в силу? Список, того, что необходимо указан в федеральном законе под номером 7. Однако этот перечень велик, большинство документов используются редко. Но можно выделить несколько, которые участвуют в производстве чаще:

  1. Исполнительные листы, выписанные в суде или приказы;
  2. Согласие на выплату алиментов. Документ заверяется нотариусом;
  3. Решения, полученные от должностных лиц или органов, занимающихся делами о нарушениях административного характера;
  4. Бумаги, выданные государственными учреждениями. Это может быть налоговая инспекция, пенсионный фонд или комиссии, разбирающая трудовые споры;
  5. Распоряжения, которые выдают судебные взыскатели.

Следует обратить внимание, что не каждое заявление может стать причиной для возбуждения исполнительного производства. Предоставленное заявление должно соответствовать требованиям:

  • В тексте заявления должна быть просьба о том, чтобы производство открыли;
  • Обязательно расшифровать, какие именно действия ожидаются от пристава;
  • Также понадобятся данные должника. Здесь нужно указать его материальное положение и ситуацию с финансами;
  • Указать в заявлении сведение об открытом счете в банке, куда должник должен перечислить деньги;
  • В конце обращения обязательно ставится подпись заявителя. Если действия производятся доверенным лицом, тогда нужно его подпись. При этом к заявлению нужно прикрепить бумаги, подтверждающие право представлять интересы истца.

На портале федеральной службы судебных приставов можно найти пример того, как должно быть заполнен бланк обращения.

Скачать образец заявления

Срок подачи исполнительного листа


Следует помнить, что у каждого документа есть определенный период, когда обращение по нему является законным. После истечения этого срока, гражданину придется собрать дополнительные документы, объяснительные и восстанавливать срок. Это не всегда возможно, а иногда и запрещено законом. Потому нужно знать сроки, когда можно подать на исполнительное производство соответствующие бумаги:

  1. Исполнительный лист можно предоставить в течение 3 лет, после дня вступления в силу решения суда или наступление условий, прописанных в решении;
  2. Исполнительный лист от арбитражного суда, который восстановил пропущенный срок, действителен на протяжении 3 месяцев, после вступления в силу решения;
  3. Судебный приказы должны быть переданы приставу в трехлетний период, после того, как они были выданы на руки;
  4. Исполнительные листы, где прописаны регулярные взыскания, имеющие определенный срок. В этом случае документы действительны весь срок, в течение которого взыскивают средства и еще 3 года, после того, как период закончился;
  5. Постановления, которые выдает комиссия, решающая трудовые споры, действительны не больше 3 месяцев, отсчитывающиеся с момента получения документов на руки;
  6. Акты, полученные от контролирующих органов по взысканию задолженности через счета в банках, на протяжении 6 месяцев должны быть предоставлены в службу приставов. В данном случае имеется ввиду наличие у должника открытых счетов в кредитных организациях. Однако денежных средств не достаточно, чтобы покрыть весь долг или даже его часть;
  7. Акты, составленные должностными лицами, о нарушениях административного характера, передаются приставам не позже года с момента, когда указанные документы вступили в силу;
  8. Исполнительная надпись имеет срок взыскания в зависимости от того, кто является должником и взыскателем. В случае, когда это физическое лицо, то дается три года на исполнение, следующие после е совершения. Если же юридическое лицо указано в документах, то только 12 месяцев на исполнение.

Существует и общее правило для всех документов. При попадании к приставу, последнему дается три дня на то, чтобы возбудить производство.

Существуют документы, которые должны немедленно исполняться и тогда сотрудник ФССП открывает исполнительное производство в день получения таких бумаг. Как правило, это документы по которым нужно обеспечить иск. Нормы указаны в Гражданско-правовом кодексе РФ статья 142.

Следует обратить внимание, что при исчислении сроков открытия ИП не учитываются праздничные и выходные дни. Об этом можно прочитать в федеральном законе под номером 229 в статье 15 часть 2.

Постановление о возбуждении

Исполнительное производство не может быть открыто сразу, предварительно пристав удостоверяется в том, что дело можно принимать. Это значит, проверяются следующие сведения:

  1. Принимаемое к исполнению дело соответствует закону;
  2. Заявление оформлено правильно;
  3. Правильно выбран территориальный орган.

После того, как проверка закончена, оформляется постановление, в котором соблюдены требования ФЗ № 229, указанные в статье 14.

Сроки возбуждения исполнительного производства судебными приставами и извещения сторон

Согласно установленному порядку пристав обязан направить копии постановления всем участникам процесса. В список заинтересованных лиц входит должник, заявитель или истец, судебная инстанция, которая выписала исполнительный лист.

При этом у пристава есть только сутки на то, чтобы уведомить стороны. В случае, когда в возбуждении исполнительного производства отказывают, то соответствующий акт также направляется всем сторонам и на это должно произойти на следующий день после вынесения такого решения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ