Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .

2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение : -и , -ы .

2-е склонение : -а , -я .

3-е склонение : -и .

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -у , -ю .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение : -у , -ю .

2-е склонение : -а , -я .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение : -ой (-ей ).

2-е склонение : -ом (-ем ).

3-е склонение : -ю .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -е .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .

В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

Список падежей

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

Сказка про падежи

Жил был Падеж.
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Таблица падежей русского языка

Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

Родительный - родители
Дательный - дал
Винительный - вижу, виню
Творительный - творю

Предлоги падежей и смысловые вопросы

Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

Падежи подразделяются на прямой и косвенные

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж

Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

Русское

Название

Падежа

Латинское

Название

Падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

Число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

--- ---

А, -я

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Ы, -и

А, -я

Ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

Е, -и

У, -ю

Ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

У, -ю

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

Ой (-ою),

Ей (-ею)

Ом, -ем

Ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

Е, -и

Е, -и

Ах, -ях

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Стихи о падежах

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечта.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это падежи.

Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

Полак Фрида

Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный… Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!

Кирсанов Семён

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
- Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Тетивкин А.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Ключкина Н.

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
- «Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я… летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке…
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой (Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже …
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

Все существующие падежи русского языка

1) Именительный падеж - кто?, что?
2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

Русский язык один из самых сложных на планете. Его грамматика сложна даже для русских людей, не говоря об иностранцах. Но мы, носители языка, непременно должны с ней познакомиться, чтобы уметь правильно излагать свои мысли.

Определение склонения

Для того чтобы разобраться что такое склонение, нужно немного изучить падежи. В нашем языке их шесть:

  • именительный, отвечающий на вопросы "кто?", "что?";
  • родительный - "кого?", "чего?";
  • дательный - "кому?", "чему?";
  • винительный - "кого?", "что?";
  • творительный - "кем?", "чем?";
  • предложный - "о ком?", "о чем?".

Падеж показывает синтаксическую роль слова в предложении, другими словами, выделяет главные и второстепенные члены, а также связывает их между собой.

Склонение - понятие именных частей речи, ведь оно отвечает за словоизменение в предложении. Это изменение по числу, роду и падежу. Разберемся, как определить склонение различных частей речи.

Склонение имени существительного

Изменение имен существительных по падежам, а также по числам носит название склонения. А теперь стоит узнать подробнее о том, как определить склонение имен существительных.

В зависимости от окончания существительного в единственном числе и в именительном падеже такую часть речи относят к одному из 3 существующих склонений. По следующей таблице очень легко разобраться, как определить склонение существительного.

Не имеющие единственного числа существительные не могут быть отнесены ни к одному из 3-ех склонений. Также существует ряд исключений из правила. Например, 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на «-мя», и существительные «путь» и «дитя» относят к разносклоняемым.

В ответ на вопрос о том, как определить склонение, были созданы таблицы для наглядного изучения. Они показывают, как в зависимости от рода и падежа изменяется имя существительное того или иного склонения.

1-е склонение

Падеж

Единственное число

Множественное число

Теперь рассмотрим подробней, как определить склонение существительного, имеющего мужской род и нулевое окончание.

2-е склонение. Мужской род

Падеж

Ед. число

Мн. число

2-е склонение. Средний род

3-е склонение

Склонение имен числительных

На каждом шагу в повседневной речи нам приходится употреблять имена числительные в той или иной форме. Казалось бы, должны уже запомнить все правила наизусть, а не тут-то было. Ту ли форму вы используете в своей речи? Помогут разобраться следующие таблицы.

Так как имена числительные бывают количественными, порядковыми, собирательными и дробными, то и правил для определения склонения будет несколько. Кроме того, элементы одной группы также могут иметь свои особенности.

Количественные числительные склоняются в зависимости от числа и рода. Но и здесь свои особенности: например, числительное "один" может иметь форму единственного и множественного числа, и быть мужского, женского и среднего рода. Числительное "два" может иметь форму женского и мужского рода, а вот "три" и "четыре" склоняются в зависимости от того, о чем идет речь. Если говорим о неодушевленных предметах, мы описываем «три» предмета, если о живых - описываем «трех».

Как изменяются порядковые числительные? Они имеют окончания прилагательных: первый, первого, первому и т.д.

Спряжение глаголов

Очень часто задается вопрос о том, как определить склонение глагола? Однако такая форма вопроса не совсем корректна, ведь у глагола нет склонения. Изменение этой части речи называется спряжением, и их у глагола два.

В первую очередь глагол ставят в неопределенную форму: он должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?». Затем смотрят на окончание и сравнивают с таблицей:

Стоит отметить также глаголы, которые относят к разноспрягаемым, потому что они совмещают окончания и 1, и 2 спряжения: хотеть, бежать, чтить.

Склонение существительных в русском языке

Склонение — это изменение существительных по падежам. В зависимости от совокупности окончаний, которые присущи тем или иным существительным, различают три основных типа их склонения. К 1-му склонению принадлежат существительные м.р. с нулевым окончанием в начальной форме, т.е. в И.п. ед.ч. (химик , анализу исследователь ) и существительные ср.р. с окончаниями на , (вещество , поле ). Ко 2-му склонению принадлежат слова ж.р., м.р. и общего рода с окончаниями , (гипотеза , капля , операция , юноша , староста ).

Существительные 1-го и 2-го склонения имеют две разновидности основы — твердую, к которой относятся существительные с конечным согласным твердым (завод, заводу , заводом; игра , игры , игру ), и мягкую с конечным согласным мягким (писатель , писателя , писателем; песня , песни , песню , песней ).

К 3-му склонению существительных принадлежат слова ж.р. с нулевым окончанием в начальной форме, следовательно имеющие только мягкую разновидность (оттепель , ночь ). (В школьной практике другая нумерация типов склонения: к 1-му склонению существительных относят то, что в научной грамматике признается за 2-е, и наоборот.)

Кроме этих трех основных типов склонения имеется отдельное склонение существительных, образованных от прилагательных (больной , рабочий и др.). В табл. 14 приводятся образцы основных типов склонения существительных и комментарии к ним.

Комментарий. 1. У неодушевленных существительных м.р. совпадают окончания и И.п. и В.п. ед.ч. (компьютер , танец ). У одушевленных существительных м.р. (контрактник , представитель , врач ) совпадают окончания в Р.п. и В.п. ед.ч. (контрактника , представителя , врача ).

Первое склонение

Существительные мужского и среднего рода на твердый и мягкий согласный

Единственное число

Падеж

Мужской род

Средний род

Мужской род

Средний род

на твердый согласный

на мягкий согласный

контрактник

устройство

представитель

биополе

компьютер

юбилей

контрактника

устройства

представителя

биополя

компьютера

юбилея

контрактнику

устройству

представителю

биополю

компьютеру

юбилею

контрактника

устройство

представителя

биополе

компьютер

юбилей

контрактником

устройством

представителем

биополем

компьютером

юбилеем

(о ) контрактнике

(об ) устройстве

(о ) представителе

(о ) биополе

(о ) компьютере

(о ) юбилее

Падеж

Множественное число

контрактники

устройства

представители

биополя

компьютеры

юбилеи

контрактников

устройств

представителей

биополей

компьютеров

юбилеев

контрактникам

устройствам

представителям

биополям

компьютерам

юбилеям

контрактников

устройства

представителей

биополя

компьютеры

юбилеи

контрактниками

устройствами

представителями

биополями

компьютерами

юбилеями

(о ) контрактниках

(об ) устройствах

(о ) представителях

(о ) биополях

(о ) компьютерах

(о ) юбилеях

Существительные мужского рода с основой на ж, ч, ш, щ, ц и среднего рода на -ие

Падеж

Единственное число

Множественное число

Мужской род

Средний род

Мужской род

Средний род

врач

предприятие

врачи

предприятия

танец

танцы

врача

предприятия

врачей

предприятий

танца

танцев

врачу

предприятию

врачам

предприятиям

танцу

танцам

врача

предприятие

врачей

предприятия

танец

танцы

врачом

предприятием

врачами

предприятиями

танцем

танцами

(о ) враче

(о ) предприятии

(о ) врачах

(о ) предприятиях

(о ) танце

(о ) танцах

Существительные мужского рода типа домишко , домище

Падеж

Единственное число

Множественное число

домишко

домишки

домище

домища

домишка

домишек

домища

домищ

домишку

домишкам

домищу

домищам

домишко

домишки

домище

домища

домишком

домишками

домищем

домищами

(о ) домишке

о домишках

(о ) домище

(о ) домищах

2. Некоторые неодушевленные существительные м.р. могут иметь в Р.п. ед.ч. не только окончания (), но и (ю ). Например, вариантные окончания могут получать:

  • а) вещественные существительные, когда указывается количество чего-либо (тонна сахара сахару , много снега снегу ) или отсутствие какого-то количества (ни грамма сахара сахару , ни капли супа — супу); это особенно относится к вещественным существительным с уменьшительно-ласкательными суффиксами (возьмите медку у сахарку );
  • б) отвлеченные существительные в тех же случаях (сколько шума шуму ; ни крика крику , ни шума шуму );
  • в) слова, входящие в устойчивые сочетания (без году неделя , не до смеху ). Окончания , в целом характерны для разговорной речи: А эта марья корешка высока така... У ей цвет букетом... Святками малиновыми. Ее от раку пьют... (Е. Евтушенко); Сбили вас с толку этим учением вот и мотаетесь по белому свету (В. Шукшин).

3. Существительные м.р. основой на ж , ч , ш , щ в Т.п. ед.ч. могут иметь ударное окончание -ом (врачом ) и безударное -ем (товарищем ).

4. Существительные м.р. с основой на ц в Т.п. имеют ударное окончание -ом (концом ) и безударное -ем (.пальцем ), в Р.п. мн.ч. имеют ударное окончание -ов (концов ) и безударное -ев (танцев ).

5. Существительные ср.р. с основой на ц в И.п. и Т.п. ед.ч. имеют при ударении на окончании соответственно (кольцо ) и -ом (кольцом ), не на окончании (солнце ) и -ем (солнцем ).

6. Некоторые неодушевленные существительные м.р. в П.п. ед.ч. с предлогом в при указании на нахождение внутри чего-либо и с предлогом на при указании на нахождение на поверхности чего- либо могут иметь окончания (-ю ) (в лесу , в строю , на берегу ). Окончания (-ю ) всегда ударные.

Примечание. К наиболее употребительным существительным м.р., имеющим в П.п. ед.ч. окончания (-ю ) (их всего около 200), относятся: берег , борт (корабля), лес , мост , порт , ряд , сад ,угол (в углу комнаты , на углу улицы ), шкаф (в шкафу , на шкафу ). При наличии вариантов окончаний -е, у некоторых слов (" отпуске в отпуску , в цехе — в цеху , на холоде на холоду ) первое носит нейтральный характер, второе — разговорный.

7. Существительные м.р. с основой на -ий (санаторий ) в П.п. ед.ч. имеют окончание (в санатории , о гении ).

8. Существительные м.р. на г , к , х в И.п. мн.ч. оканчиваются на (механик , механики ).

Ряд существительных м.р. в И.п. мн.ч. имеет ударные окончания- а (): бок бока , адрес адреса , директор директора. К наиболее употребительным существительным, которые последовательно получают в И.п. мн.ч. окончание () относятся: адрес , берег , бок , лагерь , мастер , номер , орден , остров , паспорт , поезд , профессор , том , цвет. Есть случаи колебаний в выборе вариантных окончаний: годы года , инспекторы инспектора , прожекторы прожектора , секторы сектора , слесари слесаря , токари токаря , тополи тополя , тракторы трактора , якори якоря. При наличии колебаний в употреблении () — а () последние более свойственны бытовой или профессиональной речи. В то же время следует не смешивать вариантные формы, различающиеся значениями: образы (художественно-литературные) и образа (иконы), учители (идейные руководители) и учителя (преподаватели), цветы (растения) и цвета (окраска) и т.д.

9. Отдельные существительные имеют нестандартные формы И.п. мн.ч.: брат братья , англичанин англичане , котенок котята , человек люди , ребенок дети.

10. Некоторые группы существительных м.р. в Р.п. мн.ч. имеют форму И.п. ед.ч. (без окончания). Такие группы составляют: 1) отдельные названия лиц по национальной принадлежности Обурят , грузин ,лезгин , турок , цыган ; но арабов ,монголов ); 2) отдельные названия лиц, связанных с воинской службой (гусар , партизан , солдат; но капитанов , майоров ); 3) отдельные названия единиц измерения при указании на их количество (ампер , ватт , вольт , герц , ом , рентген ).

В случае колебаний форм с нулевым окончанием и с -ов первый свойствен разговорной речи, а последние — строго литературному языку (гектар , -ов; абрикос , -ов ).

Второе склонение

Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями ()

Падеж

Основные образцы

Существительные на -ия и с основой

на г, к, х, ц, ж, ч, их, щ

Единственное число

звезда

мужчина

староста

басня

компания

дискотека

птица

юноша

звезды

мужчины

старосты

басни

компании

дискотеки

птицы

юноши

звезде

мужчине

старосте

басне

компании

дискотеке

птице

юноше

звезду

мужчину

старосту

басню

компанию

дискотеку

птицу

юношу

звездой

мужчиной

старостой

басней

компанией

дискотекой

птицей

юношей

(о) звезде

(о) мужчине

(о) старосте

(о) басне

(о) компании

(о) дискотеке

(о) птице

(о) юноше

Множественное число

звезды

мужчины

старосты

басни

компании

дискотеки

птицы

юноши

звезд

мужчин

старост

басен

компаний

дискотек

птиц

юношей

звездам

мужчинам

старостам

басням

компаниям

дискотекам

птицам

юношам

звезды

мужчин

старост

басни

компании

дискотеки

птиц

юношей

звездами

мужчинами

старостами

баснями

компаниями

дискотеками

птицами

юношами

(о) звездах

(о) мужчинах

(о) старостах

(о) баснях

(о) компаниях

(о) дискотеках

(о) птицах

(о) юношах

Комментарий. У существительных в Т.п. ед.ч. варьируются окончания -ой (-ей ) и -ою (-ею ) (рукой , птицей рукою , птицею ). Последние формы встречаются обычно в стихах.

Третье склонение

Склонение существительных женского рода на

Падеж

Единственное число

Множественное число

модель

ночь

модели

ночи

модели

ночи

моделей

ночей

модели

ночи

моделям

ночам

модель

ночь

модели

ночи

моделью

ночью

моделями

ночами

(о) модели

(о) ночи

(о) моделях

(о) ночах

Комментарий (все типы склонения).

1. У неодушевленных существительных всех родов совпадают окончания в И.п. и В.п. мн.ч. (компьютеры , звезды , дискотеки , устройства , биополя , ночи ). У неодушевленных существительных м.р. и ж.р. совпадают окончания в Р.п. и В.п. мн.ч. (контрактников , представителей , врачей; юношей; птиц ).

2. При употреблении после переходных глаголов совершенного вида существительных в форме не В.п., а Р.п. указывается на использование не всего предмета (продукта), а только его части: купить сахар (весь) — сахару (какую-то часть); взять конфеты (все) — конфет (некоторую их часть).

3. При склонении существительных наблюдаются чередования звуков. К наиболее распространенным из них относятся: а) чередование гласного с нулем звука: о (ё ) нуль (лоб — лба , лбу , лбом; лёд — льда , льду , льдом ); е — нуль (перец — перца , перцу , перцем; парень — парня , парню , парнем ); нуль — о (ё ) (окно — окон , стекло — стёкол ); нуль — е (кольцо — колец , сердце — сердец , друзья — друзей , земля — земель , деревня — деревень ); б) чередование согласного с согласным (сук — сучья , друг — друзья ).

Существительные, имеющие падежные окончания, характерные для разных типов склонения, называют разносклоняемыми. К ним относятся 10 существительных ср.р. на -мя (бремя , время , вымя , знамя , имя , пламя , племя , семя , стремя и темя ) и существительное м.р. путь , имеющие в Р.п., Д.п. и П.п. ед.ч. окончания существительных 3-го склонения (нет времени , к знамени , в пламени; в пути ), а в Т.п. — существительных м.р. типа корабль , соболь (временем , знаменем; путем ). Существительные на -мя в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. в ед.ч. дополнительно получают суффикс -ен- (-ён- ) (знамя на знамени , на знамёнах ), существительные семя , стремя в Р.п. мн.ч. — суффикс -ян (семян ). Образцы склонения таких существительных приведены в табл. 17.

Неосновные типы склонения существительных

Существительные среднего рода типа знамя

Падеж

Единственное число

Множественное число

знамя

знамена

знамени

знамен

знамени

знаменам

знамя

знамена

знаменем

знаменами

(о) знамени

(о) знаменах

Существительные мужского рода путь

Падеж

Единственное число

Множественное число

путь

пути

пути

пути

пути

путям

путь

пути

путем

путями

(о) пути

(о) путях

россиянин , инопланетянин

Падеж

Единственное число

Множественное число

россиянин , инопланетянин

россияне , инопланетяне

россиянина , инопланетянина

россиян , инопланетян

россиянину , инопланетянину

россиянам , инопланетянам

россиянина , инопланетянина

россиян , инопланетян

россиянином , инопланетянином

россиянами , инопланетянами

(о ) россиянине , (об) инопланетянине

(о) россиянах , (об) инопланетянах

Существительные женского рода типа мать и дочь

Падеж

Единственное число

Множественное число

мать , дочь

матери , дочери

матери , дочери

матерей , дочерей

матери , дочери

матерям , дочерям

мать , дочь

матерей , дочерей

матерью , дочерью

матерями , дочерьми (-ями )

(о) матери , дочери

(о) матерях , дочерях

Существительные мужского рода типа волчонок, лисёнок

Падеж

Единственное число

Множественное число

волчонок , лисёнок

волчата , лисята

волчонка , лисёнка

волчат , лисят

волчонку , лисёнку

волчатам , лисятам

волчонка , лисёнка

волчат , лисят

волчонком , лисёнком

волчатами , лисятами

(о) волчонке , лисёнке

(о) волчатах , лисятах

Существительные типа полчаса

Падеж

Единственное число

полчаса

получаса

получасу

полчаса

получасом

(о) получасе

Существительные , имеющие окончания прилагательных и причастий

Мужской род

Падеж

Единственное число

Множественное число

новый русский , русскоговорящий

новые русские , русскоговорящие

нового русского , русскоговорящего

новых русских , русскоговорящих

новому русскому , русскоговорящему

новым русским , русскоговорящим

Как И.п. или Р.п.

новым русским , русскоговорящим

новыми русскими , русскоговорящими

(о) новом русском , (о) русскоговорящем

(о) новых русских , (о) русскоговорящих

Средний род

Падеж

Единственное число

Множественное число

сказуемое , подлежащее

сказуемые , подлежащие

сказуемого , подлежащего

сказуемых , подлежащих

сказуемому , подлежащему

сказуемым , подлежащим

сказуемое , подлежащее

сказуемые , подлежащие

сказуемым , подлежащим

сказуемыми , подлежащими

(о) сказуемом , (о) подлежащем

(о) сказуемых , (о) подлежащих

Женский род

Падеж

Единственное число

Множественное число

запятая , служащая

запятые , служащие

запятой , служащей

запятых , служащих

запятой , служащей

запятым , служащим

запятую , служащую

запятые , служащих

запятой , служащей

запятыми , служащими

(о) запятой , (о) служащей

(о ) запятых , (о) служащих

Склонение фамилий на -ин и -ев

Падеж

Единственное число

Множественное число

Юдин , Андреев

Юдины , Андреевы

Юдина , Андреева

Юдиных , Андреевых

Юдину , Андрееву

Юдиным , Андреевым

Юдина , Андреева

Юдиных , Андреевых

Юдиным , Андреевым

Юдиными , Андреевыми

(о) Юдине , (об) Андрееве

(о) Юдиных , (об) Андреевых



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ