Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Как легче всего ослабить, обескровить народ? Ответ прост и проверен веками. Чтобы ослабить народ — его надо раздробить, раскроить на части и убедить образовавшиеся части, что они есть отдельные, самостийные, сами по себе, даже враждебные народы.

В истории известные разделение сербов — на сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев; дробление немцев — на австрийцев и немцев… Эти разделения сопровождались государственным дроблением и ослаблением мощи великих европейских народов. Горький опыт разделения нации имеем и мы, русские. В середине XIX века мы беспечно приняли так выгодную полякам, немцам, евреям идею дробления русских на три самостоятельных «народа» — русских, украинцев и белорусов. Новоиспеченным народам — украинцам и белорусам — стали спешно создавать отдельную от русского народа историю. В самостийных украинских учебниках 20-х годов XX века украинцы повели свое происхождение от «древних укров». Украинцам и белорусам изготовили собственные литературные языки — украинский и белорусский, которые подражали польским литературным моделям, хотя в ту пору малорусское и белорусское наречия русского языка, именно так они именуются в словаре. В И. Даля, отличались от русского литературного языка, как диалекты Смоленщины или Вологодчины, и языковеды по сию пору не находят на картах четких границ между говорами русских, белорусских и украинских народов. Народная языковая стихия доказывает их родство, однако ж украинский литературный язык, напротив, стремится отсечь украинцев от русского корня. Исследования выдающегося слависта академика Н.И. Толстого убедительно доказывают что литературный украинский — искусственное новообразование, на треть состоит из германизмов, немецких слов, на треть — из полонизмов, слов польского языка, и на треть — из варваризмов, наречия поселян Украины.

Зачем же было дробить единый русский народ, рушить его целость? На территории Австрии в XIX веке жило много православных славян, именовавших себя русскими или русинами. Будучи подданными австрийского императора, они сознавали свою причастность к русскому народу, что очень беспокоило австрийскую власть. Ну, как можно было австрийским властям мириться с положением в Галиции, где в русских избах на стенах висели непременно два портрета — австрийского императора и русского Царя, и на вопрос о значении портретов, крестьянин-русин обычно отвечал: «Это его величество австрийский император, а это наш русский батюшка Царь». Австрийцам на своих землях да и полякам, чьи территории входили в то время в состав Российской империи и тоже были густо населены русскими, нужно было избавиться от русской «пятой колонны» в собственных пределах. И работа закипела. Идея переделывания русских в «щирых украинцев» была щедро профинансирована австрийским правительством. В городе Львове, входившем тогда в состав Австрии, историк М.С. Грушевский сочинил «Историю Украины-Руси», где князей русских Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха поименовали украинскими князьями, писателей Николая Гоголя и Николая Костомарова принялись именовать великими украинскими писателями и переводить их труды на украинский язык, который, в свою очередь, был сотворен из тех самых полонизмов, германизмов и варваризмов так, чтобы ни в коем случае не походил на русский литературный язык. Переводы эти выглядели довольно дикими. К примеру, шекспировская фраза Гамлета: «Быть или не быть: вот в чем вопрос?» в так называемом литературном украинском переводе Старицкого получила несвойственную благородному принцу датскому базарную развязность: «Буты чи не буты: ось-то заковыка?»

Поначалу царские власти в России не отнеслись всерьез к этим, казалось, невинным забавам либеральной украинской интеллигенции, подстрекаемой австрийцами и поляками к самостийности, власти сквозь пальцы смотрели на намеренное раздувание обиды малорусов на великорусов за то, что называют себя великими русами, а их малорусов — малыми. Но эта обида, как заразная болезнь, прочно укоренялась в сознании многих украинцев, с готовностью отвергавших свое русское имя в силу того что оно МАЛО-русское, и принявших себе национальное имя в честь Украины — окраины Руси.

Вот так вредоносная идея, всего-навсего словесная игра, затеянная с национальным именем русский, смогла расчленить и ослабить единый народ, породить взаимную непрязнь у единокровных братьев. И сколько теперь нужно усилий, какую громадную гору непрязни и лжи нужно ниспровергнуть, чтобы побороть эту вредоносную идею, а вместе с ней и искусственное разделение русских на три «восточнославянских народа» — русских, украинцев и белорусов.

Ныне, наконец, получило здравое научное объяснение именование Руси — Великой, Малой и Белой. Согласно исследованиям академика О.Н. Трубачева, название Великороссия никакого самовозвеличивания перед другими странами, другими народами не выражает. Как слово Великобритания образует пару с материковой Бретанью — древнейшая колонизация острова шла оттуда, так имя Великороссия образует пару с именем Русь, прежде в глубокой древности обозначавшим область Киева, откуда шло освоение русскими земель к северу и востоку. Это типичный случай называния колонизированных земель термином Великий, так в истории известны не только Великобритания, но и Великая Греция, Великопольша и Великая Моравия, все эти территории когда-то были освоены из материнских очагов — Бретани, Греции, Польши и Моравии. Вот почему рядом с Русью Великой появилась Русь Малая — Малороссия, название малая, подобно нынешнему малая Родина, всегда имело смысл Руси изначальной, материнского очага, вокруг которого образовалась Великая Русь. И никакого унижения малороссов в этом названии нет, так же как нет никакого шовинизма великороссов в именовании великорусский. Долго сохранялись следы прозывания нынешних украинцев русскими, до сих пор на крайнем западе Украины существует область, которая по-прежнему зовется Подкарпатская Русь, а поляки, немало усилия приложившие, чтобы малорусы звались украинцами, в своей среде до недавнего времени словом Русь обозначали Украину. Так что наши названия Великая и Малая Русь есть объективные указатели широких миграций народа русского, свидетельство освоения русскими огромных пространств, а вовсе не знак столь не свойственных нашему народу кичливости и хвастовства.

Не таит мнимых обид, напротив, указывает на древнее единение русского народа и название Белая Русь — Белоруссия. Это имя, как показали новейшие исследования академика О.Н. Трубачева, является частью древней системы цветообозначения сторон света. В этой системе северная часть страны обычно именовалась черной (и в истории сохранилось именование северо-западной части Руси Черная Русь), красным цветом (по-древнерусски червонным) обозначалась южная часть страны (в летописях известна Червонная Русь), а белой именовалась западная часть Руси. В системе древнего цветообозначения сторон света, согласно реконструкции, было и название для восточной стороны — Синяя или Голубая Русь. Но ее следов в письменной истории не обнаружено. А вот сохранившееся до сего дня имя Белая Русь показывает, что это всего лишь западная часть великой Русской земли, — часть, а не нечто обособленное и независимое.

Даже самое малое внимание к этим вопросам развеивает взаимные обиды и разногласия. Но кому-то очень хочется, чтобы мы, русские братья, по-прежнему вели свары между собой. Скажем добродушные взаимные прозвища, которые давались украинцами русским, а русскими украинцам, как давались они вятским, пошехонцам, пермякам, да кому только не давались. Русских украинцы звали москалями и кацапами. Ну и что тут обидного? Как говорится, назови хоть горшком, только в печь не сажай! Москаль — всего-навсего москвич. На Украине так называли всех, кто вышел не с Дона и не с Украины. А в Сибири москалями и москвичами величали всех русских, включая украинцев, кто жил за Уральским хребтом, то есть в Европе. Кацап — вообще загадочное слово, оно не имеет однозназного истолкования, и именно потому, что его происхождение не понятно, нет причин считать его обидным для русских. Точно так же нет причин для обид при назывании украинцев хохлами, это лишь образное подчеркивание особого, свойственного запорожским казакам чуба — клока волос на бритой голове — символа казачьей чести. Только чужак, человек чужой крови и не нашего воспитания, может счесть такие прозвища обидными. Ведь никто не стесняется этих именований в русских и украинских фамилиях и не считает собственные фамилии — Хохлов, Москалев, Кацапенко — неприличными, обидными.

Итак, принцииальное:
РУССКИЕ - НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДВИГА.
УКРАИНЦЫ - НАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА.
БЕЛОРУСЫ - НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА.

Три государствообразующих народа. Чтобы не было замечаний, претензий и обид, перечислять их будем в порядке уменьшения количественных параметров - численности населения и размера территории страны.

Народ - Население государства, жители страны. Нация, национальность или народность . (словарь Ожегова)

Будем использовать преимущественно слово “народ” и только в заголовках “нация”, которое является практически синонимом слова “народ”, но лучше звучит в выражениях “нация коллективного/индивидуального подвига/труда” (см. ниже по тексту).


ПРЕДЫСТОРИЯ
Мои размышления и выводы из них - обобщающий взгляд, основанный на имеющемся опыте родственных, дружеских, товарищеских, деловых и случайно-неслучайно бытовых встреч и отношений в течение уже не малых лет жизни программиста и руководителя советской и постсоветской эпохи.

Приводимые примеры и словесные иллюстрации кратки и неполны, поскольку не ставилась задача однозначно доказать с их помощью обобщения. Да к тому же, выбрав некую систему координат, можно доказать в этой системе практически любое утверждение. Равно как и опровергнуть в выбранной системе можно любой тезис. Вопрос в корректности, правильности самой системы координат и логики доказательства. То есть, “имеющий глаза да увидит”.

Родители. Отец уроженец Запада Минской области (была под Польшей до 1939-го года), мать уроженка Востока Минской области (входила в состав СССР всю его историю), срединной области Беларуси. Будучи белорусом по отцовской и материнской линиям в известных мне 3-х поколениях, то есть, «типичным», о 3-х народах речь веду только в позитивном ключе. В принципе не люблю давать людям отрицательных оценок. Всякое бывало, но в крайнем случае - встанешь и уйдёшь. В прямом и переносном смысле. Уйдёшь из сферы взаимодействия с человеком или хозяйствующим субъектом. К счастью, в подавляющем большинстве случаев было конструктивное, продуктивное взаимодействие. Как и должно быть.

Пишу не про экономику, а о том, что думаю про русский, украинский и белорусский народы. Личное отношение - люблю их всех, русских, украинцев и (всяк кулик своё болото хвалит) белорусов. Искренне уважаю и ценю каждый из трёх народов и их типовых представителей. А они, типовые представители, - позитивные люди.

ЛОГИКА РАЗМЫШЛЕНИЙ
Рассуждаем ретроспективно с проекцией на настоящее время, поскольку характер народа формируется не за настоящий небольшой временной промежуток. Не за годы и десятилетия. Характер народа, как и сам народ, - текущий итог его жизни, провалов и свершений за многие столетия и даже тысячелетия.

В историческом процессе формирования трёх народов, как и любой крупной общности людей, огромное значение имели факторы духовно-нравственные, природно-климатические, политические и социо-культурные. Кратко упомянём о них, но не будем подробно рассматривать их влияние на становление русских, украинцев и белорусов. Эти процессы хорошо описаны историками и политологами, имеющими признанный авторитет в научном мире.

После развала Советского Союза, в напряжённых условиях вплоть до ведения военных действий на приграничных территориях, говорить только о хорошем будет странно для многих сторонников крайних точек зрения. И у каждого в его системе координат есть своя правда, против которой трудно возражать, которую «не переиначишь». Но то в частной системе координат. А надо бы для объективности подняться над ситуацией, над географией и временем. Потому, повторяюсь, будем о позитивном. Ведь, как известно, наши негативные стороны и недостатки - продолжение наших же достоинств и наоборот. Всё перемелется - мука будет.

Хороший пример эволюционного преодоления разногласий между народами - ситуация на столетиями передвигавшейся границе Франции и Германии. А границы практически всех стран на протяжении истории двигались постоянно. Германо-французские военные конфликты приводили к напряжённым отношением и вражде между странами и людьми, особенно в приграничной зоне. Области Эльзас и Лотарингия переходили «из рук в руки» французов и немцев многократно. Последний раз - в 1944 году, когда Эльзас и Лотарингия переданы Франции. Сейчас это французские департаменты Верхний Рейн, Нижний Рейн и Мозель. А все споры о том, чья это территория, окончены либо перенесены в маргинальную зону, и по большому счёту конфликтов и дискуссий между французами и немцами нет.

Исходим из постулата, что у каждой большой группы населения, у каждого народа есть свои уникальные положительные качества. Которые особенно хорошо раскрываются в большом, национальном масштабе. На работе ли, отдыхе ли, в бою ли. Каждый народ вносит свой нужный и уникальный вклад в мозаику мира.

С учётом перекрёстных генетических связей за многие столетия в чистом виде русского, украинца, белоруса вряд ли найдёшь. Поскреби любого жителя этой части Восточной Европы - увидишь в 3-м, 5-м или 10-м колене то ли венгра, то ли китайца, то ли француза. Не говоря уж о булгарине, еврее, кавказце, поляке, прибалте или татарине (опять же, в алфавитном порядке, чтобы без намёков). Так что, под русским/украинцем/белорусом будем понимать человека, живущего на территории России, Украины, Беларуси во многих поколениях и имеющего соответствующие народные черты характера и поведение.

ОБЩАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ ТРЁХ НАРОДОВ
Пять сильных факторов легли в основу характеров русских, украинцев и белорусов:


  1. Генетическая близость русских, украинцев и белорусов. К примеру, специфическая восточнославянская гаплогруппа R1a1, передающаяся только по мужской линии с Y-хромосомой, есть у большей части мужского населения России, Украины и Беларуси. А в городах и сёлах глубинки доходит до трёх четвертей. Близкородственная генетика позволяет рассматривать три народа в их единстве со своими характерными особенностями.

  2. Религия . Большое влияние на формирование народного характера оказало христианство, преимущественно к православной ветви которого три народа принадлежат уже более тысячи лет.

  3. Природные условия . Климат, баланс тепла и холода, в течение календарного года, характер и плодородность почвы, наличие рек, озёр и морей в значительной степени определяли образ жизни людей.

  4. Оседлый образ жизни . Все три народа не кочевые, тысячелетиями жили на практически одной территории. Границы территории проживания изменялись, но сердцевина, центр проживания и формирования народа размещался в одном регионе. Соответственно, огромное значение в формировании народного характера имело ведение хозяйства, по большей части, хозяйства сельского.

  5. Оборона своего народа, страны . Задачи отражения внешней агрессии, практическое решение военных вопросов в большой степени формировали характер трёх народов, живших в разное время как в единой стране, так и по отдельности.

Не стоит рассуждать о банальностях, лучше выделять типовые, принципиальные качества. Чтобы понять архетипические черты 3-х народов, рассмотрим две важнейшие дихотомии:

1. Дихотомия “Индивидуализм / Коллективизм”

Индивидуальное творчество

Индивидуализм - Склонность вести деятельность индивидуально и в составе маленькой ячейки общества. В основном, в составе семьи либо круга близких родственников.

Коллективное творчество

Коллективизм - Склонность преимущественно к общественной деятельности, когда в состав неким образом организованной массы людей входят не только родные и хорошо знающие друг друга люди, но и не близко знакомые и не знакомые между собой.

Классические определения:

Индивидуализм - Принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности. (словарь Ожегова)

Коллективизм - Принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в труде, в какой-нибудь деятельности. (словарь Ожегова)

2. Дихотомия “Труд / Подвиг”

Труд и подвиг составляют дихотомию, поскольку эти два явления противоположны по своей сущности. Труд - достаточно равномерный процесс, растянутый в продолжительном времени. Подвиг - резкий рывок, решение нерешаемой в режиме размеренного процесса (например, процесса трудового) задачи и/или рывок с выходом на новый уровень системы.

Летняя страда

Труд - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. (словарь Ожегова).

Два вида труда:


  1. Производственный труд. Деятельность человека, непосредственно связанная с созданием материального и интеллектуального продукта собственными силами, а также с помощью технических и интеллектуальных средств производства

  2. Управленческий труд. Деятельность человека, направленная на управление коллективом.

Труд ратный - труд во время военной кампании либо при подготовке к ней, когда планово и непланово проводятся соответствующие мероприятия и работа. Ратный труд нельзя считать отдельным видом труда, поскольку его можно разложить на производственный и управленческий. Производственный - непосредственное использование военным человеком себя, технических средств и вооружений для достижения военно-оборонного результата. Управленческий - руководство воинским подразделением, группой военнослужащих.

Героиня

Подвиг - Героический, самоотверженный поступок. Совершить подвиг. Воинский подвиг. Трудовой. Подвиг во славу Родины. (словарь Ожегова)

Два вида подвига:


  1. Боевой подвиг. Совершается ради своего боевого подразделения, ради группы незнакомых людей, ради народа, ради Родины.

  2. Трудовой подвиг. Трудовое свершение, сверхрезультат, достигаемый не за зарплату и премии, но для достижения принципиально новых результатов труда, для прорыва на качественно новый производственный уровень.

Подвиг совершается не ради себя любимого. И не ради своих близких родственников - детей, родителей, супруга. Совершить героический поступок для сохранения собственной жизни, жизни своей семьи вполне естественно и диктуется нашими природными склонностями. Подвиг в полном смысле этого слова совершается ради кого-то вне семейного ареала.

В настоящей статье не рассматривается духовно-религиозный опыт подвижников, а в социальном, житейском смысле подвиг ради себя - полная бессмыслица.

Две приведённых дихотомии составляют важную систему координат , в которой будем рассматривать русский, украинский и белорусский народы, характеризовать их. Не оценивать, а именно характеризовать. Образуется своеобразное двухмерное пространство дихотомий.

Пространство характеров трёх славянских народов

Соответственно, есть четыре сочетания из вышеприведённых дихотомий:


  1. Индивидуализм + подвиг.

  2. Коллективизм + подвиг.

  3. Индивидуализм + труд.

  4. Коллективизм + труд.

Первый вариант (индивидуализм + подвиг), невозможен, как это следует из приведённого выше рассуждения о подвиге. Подвиг ради себя и своих близких - не подвиг, а естественный поступок психически нормального человека.

Каждому из трёх народов свойственны все четыре качества рассматриваемых дихотомий . Их представители в истории добротно трудились и проявляли чудеса боевого и трудового подвига. Граждане каждого из них проявляют и индивидуалистические, и коллективистские качества. Но есть превалирующие качества, которые характеризуют большинство людей соответствующего этноса.

Хорошей иллюстрацией, подтверждением характера любого народа являются детали быта. К примеру, кухня, и фольклор - сказки, сказания, былины, пословицы. Чем мы и воспользуемся в дальнейших рассуждениях. Например, кочевые народы, соответственно их образу жизни, имеют фольклор (сказания, былины и притчи) о пространствах и странах, по которым им приходилось перемещаться. Чего практически нет у оседлых земледельческих народов.

РУССКИЕ. НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДВИГА


“Утро на Куликовском поле” (А.П.Бубнов)

Суровые и неровные в пространстве и времени природно-климатические условия жизни формировали русский народ. Постоянным, неспешным и размеренным темпом не проживёшь в таких в условиях.

Русскому человеку свойственен коллективизм в значительно большей степени, чем человеку из Западной Европы. Само слово «соборность» - русского происхождения, отражает реалии душевного склада и жизни русского народа.

Известно, что русскому человеку свойственно предельно мобилизоваться для выполнения серьёзной задачи.

Хозяйственная жизнь.

Практически вся территория исторической России, на которой происходило формирование русского этноса, - зона рискованного земледелия. Лето короткое, вегетативный сезон длится недолго, и сельскохозяйственная работа в этот короткий тёплый период предельно мобилизовывала людей. Работали все на то способные участники хозяйства. От посевной до сбора урожая - максимальный режим отдачи сил и энергии. Не будешь участвовать в коллективном труде в таком мобилизационном режиме - физически не переживёшь длинную холодную зиму. В средних широтах России сельскохозяйственные работы велись чуть более полугода, а на Севере и того меньше. Далее наступала зима, во время которой кроме поддержки в рабочем состоянии скота, да обеспечения текущей жизни семьи, пропитания да сугреву, серьёзных забот не было. По большому счёту, можно было просто «на печи лежать».

Часто возникающие войны на большой негустонаселённой территории также требовали нечеловеческих усилий всех, мужчин и женщин, стариков и детей. Соседство с этнически разнородными кочевыми народами на Востоке и хорошо вооружёнными и организованными на Западе определяло готовность к обороне страны, города, семьи. Участие в военных действиях боеспособной части мужского населения и дальние военные походы требовали предельной мобилизации. Даже большей, чем в хозяйственной деятельности русского народа.

Соответственно, когда тепла, времени и вооружений было маловато, сама жизнь заставляла русского человека решать хозяйские и житейские задачи в режиме подвига. Подвига в смысле социальном, соборном. Когда человек совершает поступок, проявляет чудеса героизма ради близких и далёких от него людей. Ради общины, ради народа, ради страны.

Русская кухня

Русская кухня проще, чем кухни южных народов, например, чем кухня украинская. На характер русской кухни накладывали отпечаток два обстоятельства - регулярные посты, достаточно широко практиковавшиеся в народе, и северное короткое лето, не позволяющее выращивать в изобилии различные виды растений, плодов, овощей и злаков, разводить большое количество скота. Сказывалось и не очень многочисленная и разнообразная фауна лесов и полей северных широт.

Преимущественно ржаная мука и выпечка из неё - хлеб, оладьи, блины. Супы - щи, расольники, уха, окрошка. Творог, сырники. Репа и разнообразные каши в докартофельную эпоху. Не часто приготовляемые мясные блюда до 18 века также формировали характер народной кухни.

Русские сказки

Бросается в глаза, что очень многие герои русских сказок - герои в полном смысле этого слова. Персонажи совершают выдающиеся боевые и трудовые подвиги, терпят суровые лишения и невзгоды, готовы на всё ради блага народа, Родины.

Русские пословицы

Собором и чёрта поборем.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Дружный табун и волков не боится.
Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле.
Двух смертей не видать (дум смертям не бывать), а одной не миновать.
Суп да каша - пища наша.
Доброе братство — дороже богатства.
Днём раньше посеешь - неделей раньше соберёшь.
Кончил дело - гуляй смело.
Один в поле не воин.

УКРАИНЦЫ. НАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА.

Семейное хозяйство

Около половины нынешней территории Украины находится в тёплых широтах вне зоны рискованного земледелия. Тёплый и более благоприятный климат по сравнению с ареалом проживания белорусов и русских исторически позволял украинскому народу получать больший урожай и меньше беспокоиться о холодной зиме.

Длинное лето, высокая продуктивность сельского хозяйства давали возможность трудиться на земле большую часть года. Соответственно, можно было постоянно и размеренно, не легко, но не форсируя, работать, чтобы обеспечить себя и близких пропитанием. Индивидуально, со своими ближайшими родственниками можно было обеспечить себе достаточно сытную жизнь.

Показательны украинские частные хозяйства. Ухоженная добротная хата с подворьем, чистые цветущие сад и поле, урожайная плодородная практически идеально присмотренная земля.

Оборона, ведение военных действий

Вместе с тем, воевать приходилось украинскому народу также немало. Более индивидуальный характер украинца проявлялся и в ведении военных действия. Быт и боевой характер «городка» вольных казаков Запорожской Сечи - тому пример.

Украинская кухня

Украинская кухня, без сомнения, лучшая среди кухонь восточных славянских народов. Самые вкусные борщи - украинские, вареники - известный воспетый в литературе украинский бренд. Более вкусной солянки, чем в недорогом придорожном кафе городка Умань мне за пределами Украины не доводилось пробовать. Топлёное или просто подогретое молоко в конце 80-х годов в кафе на киевском Крещатике имело неповторимый вкус, какого не припомню в Минске и городах России. Великолепные мясные блюда из свинины и говядины, уток и кур. Много вкусных овощных блюд и гарниров. Правда, по вопросу первенства украинского сала среди гурманов могу поспорить - белорусское в его разнообразных формах приготовления не хуже.

Украинские сказки

Многие герои украинских сказок - смекалистые люди, умно разрешающие встающие разнообразные и непростые житейские проблемы.

Украинские пословицы

Силою не хвались - краще трудись.
Маленька праця краща за велике безділля.
Без діла сидіти, то можна одубіти.
Праця людину годуэ, а лінь марнуэ.
Хату руки держать.
Гірко поробиш — солодко з’їси.
Де два українці, там три гетьмани.
Чужа хата гірше ката.
Хто дбає, той і має.
Роби на дворі - буде й в коморі.

БЕЛОРУСЫ. НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА


Труженники БелАЗа

Хозяйствование, оборона и военные действия

Территорию проживания белорусского этноса нельзя назвать очень благоприятной для ведения сельского хозяйства. Беларусь, как и Россия, находится в зоне рискованного земледелия. Лето не длинное, вегетативный период не очень продолжительный. Да ещё «дрыгва» (бел.) - трясина и болота, коими богата была белорусская земля до тотальной мелиорации середины ХХ века. Соответственно, на большей части Беларуси требовались мобилизация и сильное коллективное начало для ведения сельского хозяйства.

Плотность населения выше, чем в России, но территория постоянно на протяжении веков была ареной сражений и войн. Бывали войны, в которых погибало более половины населения. Сама жизнь диктовала необходимость обороняться вместе, работать вместе. Выработался своеобразный белорусский характер. «Упёртый» (“упарты”, бел.) белорус упорно работает в летний, без избытка тепла, сельскохозяйственный период. Работает в значительной степени коллективно, потому как условия жизни требуют опоры на соседей и односельчан. Защищался во время военных действий тоже коллективно.

Простые условия жизни, простая пища, забота о выживании близких требовали общественного организационного начала, которое стало основой характера белорусского народа.

Белорусская кухня

Белорусская кухня проста и вполне сытна. Попроще украинской, но тоже интересна. Много мясных, мучных и картофельных (бульбяных) блюд. Мачанка, сало, полендвица, зразы известны за пределами Беларуси и любимы в народе. Драники, клёцки, колдуны, запеканки, бабки. Достаточно долгий холодный период приучил белоруса готовить соления и варенья “на зиму”. Квашеная капуста и огурцы - прекрасные источники витаминов, распространённые и любимые блюда белорусского народа. Свежие овощи и фрукты в основном употреблялись в пищу в тёплый сезон и несколько месяцев осени-зимы.

Белорусские сказки

Белорусские сказки, как и украинские, широко представляют народных героев, смекалистых умных мужиков и баб.

Белорусские пословицы

Адклад не ідзе ў лад.
Лепшая радня - свая раўня.
Без працы няма чаго хлеба шукаці.
Дружная праца - крыніца багацця.
Праца з балота робіць залота.
Хто працуе, таму і шанцуе.
Ад ляноты чакай бядоты.
Хоть ручки черны, да работа бела.
Чужое добро вылезет сквозь ребро.
Молчанка не пушит, а ссору потушит.

ИТОГ
Настоящее.

Русские, украинцы и белорусы обладают уникальными наборами качеств. Рассмотренные склонность к труду и подвигу, индивидуализм и коллективизм в разной степени проявляются, но присущи каждому из трёх народов. Дополняют три славянских народа друг друга своими характером и колоритом, и это важно. Полностью “покрывают” приведённую выше систему координат, где заполняются все возможные варианты национального характера. Образуют многоцветную и завершённую мозаику восточнославянских народов. Которая в свою очередь полноценно вписывается в общечеловеческую мозаику.

Будущее.

Возникающие вопросы и проблемы на постсоветском, большом евразийском пространстве и являющиеся серьёзным испытание для нас всех, разрешатся. Конструктивное сотрудничество и добрососедский спокойный мир наступят, как это было совсем недавно. Каким будет этот мир, какие формы и названия будут, - жизнь покажет. С учётом того, что глобализация - объективный процесс. Вопрос лишь в сущности и формах глобализации.


Мір и мир

——————————————————————————————-

Восточные славяне с самого появления Киевской Руси составляли единую этническую общность. Этот факт, конечно, сейчас часто ставится под сомнение. Как и том, что наименование «Русь» относилось к небольшой территории Среднего Приднепровья. А затем, постепенно оно начало расползаться по землям, населенным восточными славянами. И получилось, что в Киеве и Новгороде, Полоцке и Смоленске, Владимире-Волынс ком и Суздале жил один, русский народ. Причем народное единство не ставилось под сомнение даже тогда, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. И сомневались в этом и жители юго-западной части некогда Киевской Руси, попавшие под польско-литовску ю власть.

В начале 60-х годов XVI-го века монах Исайя Камянчанин из Литовской земли отправился в Московскую. Он хотел попросить рукописный экземпляр Библии, чтобы издать ее на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианом».

В 1621 году Киевский митрополит Иов Борецкий составил антиуниатское произведение «Протестация». В нем он писал следующее: «Естественнее было и патриаху, и нам, и казакам действовать на стороне Москвы, с которой у нас одна вера и служба Божия, один род, один язык и общие обычаи».

Спустя несколько лет он разработал план воссоединения Юго-Западной и Северо-Восточной Руси. Причем ему очень активно помогали в этом запорожские казаки. Предложение было отправлено в Москву. Но время было неспокойное, а Русское государство – слишком слабое. Поэтому план Борецкого воплотить в жизнь тогда не удалось.

Если покопаться в воспоминаниях Брацлавского воеводы Адама Кисиля, который воевал на стороне поляков во время восстания Богдана Хмельницкого, то можно обнаружить интересную запись. В письме архиепископу Гнезненскому он написал: «Кто может поручиться за них? Одна кровь, одна религия. Боже сохрани, чтоб они не замыслили чего-нибудь противного нашему отечеству». Таким образом, он выражал свое опасение, что Хмельницкому помогут московиты.

После тех событий полностью воссоединить Русское государство не удалось. К нему примкнули Левобережье, Смоленщина и Киев. А под поляками осталась Правобережная Украина и Белоруссия. Но местное население тяготело к России. Вот тогда-то, по мнению многих историков, и началось насильное формирование украинской этничности. В общем, в ход пошла политика.

Чтобы удержать подконтрольные земли и обезопасить себя от возможных бунтов, польские магнаты решили искоренить русское население. Коренному населению запрещалось занимать государственные должности, а также сильно ограничивалась их свобода. Получилось просто: поляки – господа, русские – рабы. Этот проект был обнародован в 1717 году. Шляхта и католическое духовенство приняло его на «ура». Но это официально. На деле же, этот процесс был запущен давным-давно, еще в 16-м веке. Искусственно формировались понятия «Украина» и «украинцы». Их же противопоставляли России и русским (московитам).

Коренным жителям западной Украины устраивали промывку мозгов, доказывая, что они «недочеловеки». И изменить эту ситуацию можно было лишь двумя способами. Первый – отказаться от своих корней и «памяти предков». Так сказать, очиститься и стать поляком, принявшим католичество. Второй – смерть. Выбор не велик.

Из года в год, из десятилетия в десятилетия шла эта «работа». Ее результаты очевидны.

Что при Хмельницком, что сейчас активно поднимается вопрос о древности украинского языка. Мол, ему много столетий и раньше, во времена Киевской Руси, славяне говорили исключительно на нем. Да и вообще, это были даже не славяне, а некие «укры» - творцы никому не известной, но «великой» державы.

Сторонники данной версии почему-то умалчивают про один любопытный факт. Давно доказано (причем в тихие и спокойные времена), что украинский язык начал свое формирование ориентировочно во второй половине XVI-го века. В аккурат после знаменитой Люблянской унии (собственно, тогда же поляки и начали формировать самих украинцев, отделяя их от русских). Ведь именно тогда западно-русский диалект затрещал по швам. Белоруссия осталась принадлежать Литве, которая и повлияла на формирование современного белорусского языка. А малороссы (украинцы) попали под воздействие польского.

Собственно, именно польско-русский суржик и родил украинский язык, который, как губка, впитывал в себя новые слова. Поэтому-то в украинском так много именно польских слов. Например, «знов» - «опять», «зникать» - «исчезать», «уряд» - «правительство» и многие, многие другие. Под влиянием польского говора русские слова начали менять свой «окрас», становясь более полонизированным и. Но, так уж получилось, что полностью изменить язык не удалось. И имеем то, что имеем. И не польский, и не русский. Украинский. Даже «мова» и та досталась от ляхов. И звучала она вот так: «Жолнире до Кыева прыихалы с тым интентом, аби впрод козаков, а за тым во вшисткой Украини русь выстынаты аж до Москвы». Эта фраза из «Львовской летописи» 1630 года.

Но вместе с этим именно литературный русский язык не исчез. Его удалось сохранить церкви вплоть до Переяславской рады. Затем, пройдя тернистый путь становления, на свет появился Николай Гоголь – полтавчанин, который оформил классическую украинскую прозу.

А никакого «древнеукраиског о», на котором, якобы, говорили жители Руси, не было. Иначе «Слово о полку Игореве» выглядело несколько иначе, а не так: Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославлича? Начати же ся той песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню». Это самое начало «Слова».

А в Киеве на рубеже II-XII веков была написана «Повесть временных лет»: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Написано-то на древнерусском, а не каком-либо другом языке.

Но все это оспаривается. Некоторые «историки» утверждают, что вся история была сфальсифицирован а по приказу сначала Петра Первого, а затем и Екатерины Второй. Тогда исчез древнеукраинский язык, «Слово» и «Повесть» были переписаны, старинные документы поделаны, а и все археологические находки. Мол, искореняли москали как могли всю память о великих украх и их могучем государстве.

Знаменитый чешский славяновед Любора Нидерле в 1924 году опубликовал монографию. Он застал гибель Российской империи, видел, как в очередной раз соседние народы пытаются вбить клин между великорусами и малорусами (кое-что напоминает, правда?). И Нидерле написал следующее: «И Белоруссия, и Украина, и Великороссия - даже если каждая из них получит свою политическую самостоятельност ь, все же останутся частями единого народа... Слишком много общего еще и до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века».

Соглашаться с этим или нет – выбор каждого личного характера. Как и с тем, что украинская народность была сформирована искусственно польскими захватчиками, а русские объединились вокруг Москвы при попытках сбросить татаро-монгольск ое иго.

28.05.2016 - 11:32

Наверное, ни один народ на Земле не имеет такого числа мифов о своей истории, как русский. Одни говорят, что «русских нет», другие - что русские - это угро-фины, а не славяне, третьи - что все мы в глубине татары, если нас поскрести, четвертые повторяют мантру, что Русь вообще основали варяги…

Профессор МГУ и Гарварда Анатолий Клёсов опроверг большинство этих мифов. В этом ему помогла новая наука ДНК-генеалогия и её исследования на основании анализа генетических данных, пишет КП.ру .

Сколько ни скреби - татарина не найдешь

- Анатолий Алексеевич, хочется уже получить ответ: «так откуда взялись русские?» Чтобы собрались историки, генетики, этнографы и выложили нам правду. Наука это сделать в силах?

Откуда есть пошли русские? - точного ответа на этот вопрос быть не может, так как русские - это большая семья, с общей историей, но отдельными корнями. Но вот вопрос об общем славянском происхождении русских, украинцев и белорусов ДНК-генеалогией закрыт. Ответ получен. У русских, украинцев и белорусов корни одни - славянские.

- Что же это за корни?

У славян есть три главных рода, или гаплогруппы (научный синоним понятия «род»). Если судить по данным ДНК-генеалогии: доминирующий род славян - это носители гаплогруппы R1a - их около половины от всех славян России, Беларуси, Украины, Польши.

Второй род по численности - это носители гаплогруппы I2a - южные славяне Сербии, Хорватии, Боснии, Словении, Черногории, Македонии, их до 15–20% в России, Украине, Беларуси.

И третий русский род - гаплогруппа N1c1 - потомки южных балтов, которых в современной Литве, Латвии, Эстонии около половины, а в России в среднем 14%, в Беларуси 10%, на Украине 7%, поскольку она подальше от Балтики.

Последних часто называют угро-финами, но это неверно. Финская компонента там минимальна.

- А как быть с поговоркой: «Поскреби русского - найдешь татарина»?

ДНК-генеалогия ее также не подтверждает. Доля «татарских» гаплогрупп у русских очень мала. Скорее наоборот - у татар намного больше славянских гаплогрупп.

Практически нет и монгольского следа, максимум четыре человека на тысячу. Ни монголы, ни татары на русский и славянский генофонд не оказали никакого влияния.

Восточные славяне, то есть члены рода R1, - a на Русской равнине, включающие русских, украинцев, белорусов - это потомки ариев, то есть древних племён, говоривших на языках арийской группы, живших от Балкан до Зауралья, и частью перешедших в Индию, Иран, Сирию и Малую Азию. В Европейской части Росии от них примерно 4500 лет назад отделились предки славян и этнических русских.

- Русские в Россию откуда пришли?

Предположительно восточные славяне пришли на Русскую равнину с Балкан. Хотя точно их путей никто не знает. И заложили тут последовательно Трипольскую и остальные археологические культуры. Все эти культуры, по сути, культуры русов, потому что их обитатели - прямые предки современных этнических русских.

Национальности разные, а народ - один

- А какие у генетики данные по Украине?

Если сравнить русских и украинцев по «мужской» Y-хромосоме, то они практически идентичны. Да и по женской митохондриальной ДНК тоже. Данные по Восточной Украине просто идентичны, без всяких «практически».

Во Львове есть небольшие отличия, там меньше носителей «балтийского» рода N1c1, но они есть и там. Никакого различия в происхождении современных украинцев, белорусов и русских нет, это исторически одни и те же народы.

- А украинские ученые что об этом думают?

К сожалению, те «научные» исторические материалы, которые мне присылают с Украины можно описать одним словом: ужас. То Адам у них родом с Украины, то Ноев ковчег туда причалил, к горе Говерла в Карпатах видимо, то ещё какая-нибудь «научная новость». И везде стараются подчеркнуть отличие украинцев от русских.

- Иногда еще доминирующий в России и на Украине род R1a называют «украинским». Это так?

Скорее, называли еще несколько лет назад. Сейчас под давлением данных ДНК-генеалогии уже поняли ошибку, и те, кто называл, потихоньку «замели это под ковер». Мы показали, что род R1a появился примерно 20 тысяч лет назад, причем в Южной Сибири. А потом и родительскую гаплогруппу нашли на Байкале, с датировкой 24 тысячи лет назад.

Так что род R1a - не украинский и не русский. Он общий для многих народов, но в численном отношении наиболее выражен у славян. После своего появления в Южной Сибири, носители R1a проделали огромный миграционный путь до Европы. Но частью остались и на Алтае, и сейчас там много племен, которые продолжают относиться к роду R1a, но говорят на тюркских языках.

- Так все же русские - это отдельная от остальных славян нация? И украинцы - это «придуманная» национальность или реальная?

Славяне и этнические русские - это просто разные понятия. Этнические русские - это те, для кого русский язык родной, кто считает себя русским, и предки которых по меньшей мере три-четыре поколения жили на территории России. А славяне - это те, кто говорят на языках славянской группы, это и поляки, и украинцы, и белорусы, и сербы, и хорваты, и чехи со словаками, и болгары. Они - не русские.

И украинцы в этом смысле - отдельная нация. У них своя страна, свой язык, гражданство. Есть отличия в культуре.

Но вот что касается народа, этноса, их генома - то тут отличий от русских вы не найдёте. Политические границы часто разделяют родственные народы. А иногда и, по сути, один народ.

Варяги не оставили у нас следов

- Есть общепринятая «норманская» теория, которую мы все проходили еще в школе. Она утверждает, что Русь основали варяги-скандинавы. Есть их ДНК-след в крови у русских?

Можно назвать имена множества ученых, начиная с Михаила Ломоносова, которые эту «норманскую» теорию отвергали. И ДНК-генеалогия ее опровергла окончательно. Я исследовал тысячи образцов ДНК со всей России и с Украины, Беларуси, Литвы, и нигде не нашел сколько-нибудь заметного присутствия скандинавов. Из тысяч образцов нашлись всего четыре человека, в числе предков которых был скандинав по ДНК.

А куда же делись тогда эти скандинавы? Ведь некоторые учёные пишут что их численность на Руси составляла десятки, а то и сотни тысяч. Когда сообщаешь эти данные сторонникам «норманской» теории, они, говоря по-русски, «прикидываются ветошью». Или просто заявляют, что «данным ДНК-генеалогии верить нельзя». «Норманская» теория - это понятие больше из идеологии, а не науки.

- А откуда вообще пошла эта версия про варягов - основателях Руси?

Российскую академию наук изначально создавали немецкие учёные. И в их исторический теориях места для славян практически не было. Ломоносов бился с ними, писал императрице Екатерине Второй, указывал, что немец Миллер написал такую русскую историю, где не было ни одного хорошего слова про Русь, а все подвиги приписаны скандинавам. Но в итоге это теория «норманизма» все равно вошла в плоть и кровь российской исторической науки.

Причина проста - «западничество» многих историков, и страх, что их посчитают «националистами», если они будут честно изучать историю славян. А тогда - прощай западные гранты.

Так же некоторые ученые говорят о неком угро-финской субстрате в русском народе. Но ДНК-генеалогия не находит этого субстрата! Тем не менее, это повторяют и повторяют.

«Белой расы» нет

- То, что русская культура - часть европейской - сомнений, вроде, нет. Но вот генетически русские - это европейская, «белая раса»? Или, как писал Блок, «да, скифы мы, да, азиаты мы»? Есть ли граница между русскими и Европой?

Во первых, «белой расы» нет. Есть европеоиды. Употреблять термин «белая раса» в науке - это моветон.

Скифы обладали гаплогруппой R1a, но большинство, как считается, имели монголоидную внешность. Так что Блок отчасти был прав, только в отношении скифов, а вот «мы» у него - поэтическая фантазия. Определить границы рас трудно, особенно в современном мире, где идет активное смешение народов. А вот славян от остальных европейцев отделить проще. Заметьте, не только русских, а в целом славян.

Есть довольно четкая граница между преобладанием гаплогруппы R1a и R1b - от бывшей Югославии до Балтики. К Западу преобладает R1b, а к востоку - R1a. Это граница не символическая, а вполне реальная. Так, Древний Рим, который на юге дошел до Ирана, на севере не смог её преодолеть.

Например, недавно к северу от Берлина, на территории раннеславянской Лужицкой археологической культуры, где почти все населенные пункты до сих пор имеют славянские названия, нашли свидетельства грандиозной битвы, которая произошла 3200 лет назад. В ней по разным данным участвовали тысячи человек.

Мировая пресса уже прозвала это «Первой мировой войной цивилизации», но никто не знает, кем были те воины. А ДНК-генеалогия по миграционным маршрутам показывает, что это, видимо была битва ранних славян гаплогруппы R1a против носителей гаплогруппы R1b, которую сейчас носят 60% мужчин Центральной и Западной Европы. То есть, древние славяне отстояли свои территории еще 3200 лет назад.

- Может ли генетика смотреть не только назад, но и вперед? Что ожидает генофонд Европы, генофонд русских в ближайшие 100 лет, ваш прогноз?

Что касается Европы, то можно сделать вывод, что её генофонд будет меняться под давлением мигрантов. Но там статью об этом никто не опубликует, она будет считаться политически некорректной. Скажем, пресса в США о новогодних событиях в Кёльне не сказала ни единого слова, потому что по их понятиям такие новости разжигают ненависть к мигрантам.

В России гораздо больше свободы в науке, в России свободно обсуждают многие вопросы и критикуют начальство. В США это почти невозможно. Я работал и в Гарварде профессором биохимии, и в крупных американских компаниях биомедицинских, и знаю как обстоит дело. Если какие-то выводы науки окажутся идущими против политики США, - такие вещи на Западе не будут печатать. Даже научные журналы.

А что касается России - ничего драматического не ожидайте. Русский генофонд сохранится, и всё с ним будет в порядке. А если мы будем помнить, что наша история - она не черная или белая, а вся - без исключения - наша, то и со страной всё будет хорошо.

Беседовала Юлия Алехина

РУССКИЕ, УКРАИНЦЫ, БЕЛОРУСЫ - ОДИН НАРОД

«Мы тогда победим Россию, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские» Адольф Гитлер

Как легче всего ослабить, обескровить народ? Ответ прост и проверен веками. Чтобы ослабить народ - его надо раздробить, раскроить на части и убедить образовавшиеся части, что они есть отдельные, самостийные, сами по себе, даже враждебные народы. В истории известные разделение сербов - на сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев; дробление немцев - на австрийцев и немцев... Эти разделения сопровождались государственным дроблением и ослаблением мощи великих европейских народов. Горький опыт разделения нации имеем и мы, русские. В середине XIX века мы беспечно приняли так выгодную полякам, немцам, евреям идею дробления русских на три самостоятельных «народа» - русских, украинцев и белорусов. Новоиспеченным народам - украинцам и белорусам - стали спешно создавать отдельную от русского народа историю. В самостийных украинских учебниках 20-х годов XX века украинцы повели свое происхождение от «древних укров». Украинцам и белорусам изготовили собственные литературные языки - украинский и белорусский, которые подражали польским литературным моделям, хотя в ту пору малорусское и белорусское наречия русского языка, именно так они именуются в словаре. В И. Даля, отличались от русского литературного языка, как диалекты Смоленщины или Вологодчины, и языковеды по сию пору не находят на картах четких границ между говорами русских, белорусских и украинских народов. Народная языковая стихия доказывает их родство, однако ж украинский литературный язык, напротив, стремится отсечь украинцев от русского корня. Исследования выдающегося слависта академика Н.И. Толстого убедительно доказывают что литературный украинский - искусственное новообразование, на треть состоит из германизмов, немецких слов, на треть - из полонизмов, слов польского языка, и на треть - из варваризмов, наречия поселян Украины.

Зачем же было дробить единый русский народ, рушить его целость? На территории Австрии в XIX веке жило много православных славян, именовавших себя русскими или русинами. Будучи подданными австрийского императора, они сознавали свою причастность к русскому народу, что очень беспокоило австрийскую власть. Ну, как можно было австрийским властям мириться с положением в Галиции, где в русских избах на стенах висели непременно два портрета - австрийского императора и русского Царя, и на вопрос о значении портретов, крестьянин-русин обычно отвечал: «Это его величество австрийский император, а это наш русский батюшка Царь». Австрийцам на своих землях да и полякам, чьи территории входили в то время в состав Российской империи и тоже были густо населены русскими, нужно было избавиться от русской «пятой колонны» в собственных пределах. И работа закипела. Идея переделывания русских в «щирых украинцев» была щедро профинансирована австрийским правительством. В городе Львове, входившем тогда в состав Австрии, историк М.С. Грушевский сочинил «Историю Украины-Руси», где князей русских Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха поименовали украинскими князьями, писателей Николая Гоголя и Николая Костомарова принялись именовать великими украинскими писателями и переводить их труды на украинский язык, который, в свою очередь, был сотворен из тех самых полонизмов, германизмов и варваризмов так, чтобы ни в коем случае не походил на русский литературный язык. Переводы эти выглядели довольно дикими. К примеру, шекспировская фраза Гамлета: «Быть или не быть: вот в чем вопрос?» в так называемом литературном украинском переводе Старицкого получила несвойственную благородному принцу датскому базарную развязность: «Буты чи не буты: ось-то заковыка?»

Поначалу царские власти в России не отнеслись всерьез к этим, казалось, невинным забавам либеральной украинской интеллигенции, подстрекаемой австрийцами и поляками к самостийности, власти сквозь пальцы смотрели на намеренное раздувание обиды малорусов на великорусов за то, что называют себя великими русами, а их малорусов - малыми. Но эта обида, как заразная болезнь, прочно укоренялась в сознании многих украинцев, с готовностью отвергавших свое русское имя в силу того что оно МАЛО-русское, и принявших себе национальное имя в честь Украины - окраины Руси.

Вот так вредоносная идея, всего-навсего словесная игра, затеянная с национальным именем русский, смогла расчленить и ослабить единый народ, породить взаимную непрязнь у единокровных братьев. И сколько теперь нужно усилий, какую громадную гору непрязни и лжи нужно ниспровергнуть, чтобы побороть эту вредоносную идею, а вместе с ней и искусственное разделение русских на три «восточнославянских народа» - русских, украинцев и белорусов.

Ныне, наконец, получило здравое научное объяснение именование Руси - Великой, Малой и Белой. Согласно исследованиям академика О.Н. Трубачева, название Великороссия никакого самовозвеличивания перед другими странами, другими народами не выражает. Как слово Великобритания образует пару с материковой Бретанью - древнейшая колонизация острова шла оттуда, так имя Великороссия образует пару с именем Русь, прежде в глубокой древности обозначавшим область Киева, откуда шло освоение русскими земель к северу и востоку. Это типичный случай называния колонизированных земель термином Великий, так в истории известны не только Великобритания, но и Великая Греция, Великопольша и Великая Моравия, все эти территории когда-то были освоены из материнских очагов - Бретани, Греции, Польши и Моравии. Вот почему рядом с Русью Великой появилась Русь Малая - Малороссия, название малая, подобно нынешнему малая Родина, всегда имело смысл Руси изначальной, материнского очага, вокруг которого образовалась Великая Русь. И никакого унижения малороссов в этом названии нет, так же как нет никакого шовинизма великороссов в именовании великорусский. Долго сохранялись следы прозывания нынешних украинцев русскими, до сих пор на крайнем западе Украины существует область, которая по-прежнему зовется Подкарпатская Русь, а поляки, немало усилия приложившие, чтобы малорусы звались украинцами, в своей среде до недавнего времени словом Русь обозначали Украину. Так что наши названия Великая и Малая Русь есть объективные указатели широких миграций народа русского, свидетельство освоения русскими огромных пространств, а вовсе не знак столь не свойственных нашему народу кичливости и хвастовства.

Не таит мнимых обид, напротив, указывает на древнее единение русского народа и название Белая Русь - Белоруссия. Это имя, как показали новейшие исследования академика О.Н. Трубачева, является частью древней системы цветообозначения сторон света. В этой системе северная часть страны обычно именовалась черной (и в истории сохранилось именование северо-западной части Руси Черная Русь), красным цветом (по-древнерусски червонным) обозначалась южная часть страны (в летописях известна Червонная Русь), а белой именовалась западная часть Руси. В системе древнего цветообозначения сторон света, согласно реконструкции, было и название для восточной стороны - Синяя или Голубая Русь. Но ее следов в письменной истории не обнаружено. А вот сохранившееся до сего дня имя Белая Русь показывает, что это всего лишь западная часть великой Русской земли, - часть, а не нечто обособленное и независимое.

Даже самое малое внимание к этим вопросам развеивает взаимные обиды и разногласия. Но кому-то очень хочется, чтобы мы, русские братья, по-прежнему вели свары между собой. Скажем добродушные взаимные прозвища, которые давались украинцами русским, а русскими украинцам, как давались они вятским, пошехонцам, пермякам, да кому только не давались. Русских украинцы звали москалями и кацапами. Ну и что тут обидного? Как говорится, назови хоть горшком, только в печь не сажай! Москаль - всего-навсего москвич. На Украине так называли всех, кто вышел не с Дона и не с Украины. А в Сибири москалями и москвичами величали всех русских, включая украинцев, кто жил за Уральским хребтом, то есть в Европе. Кацап - вообще загадочное слово, оно не имеет однозназного истолкования, и именно потому, что его происхождение не понятно, нет причин считать его обидным для русских. Точно так же нет причин для обид при назывании украинцев хохлами, это лишь образное подчеркивание особого, свойственного запорожским казакам чуба - клока волос на бритой голове - символа казачьей чести. Только чужак, человек чужой крови и не нашего воспитания, может счесть такие прозвища обидными. Ведь никто не стесняется этих именований в русских и украинских фамилиях и не считает собственные фамилии - Хохлов, Москалев, Кацапенко - неприличными, обидными.

Русские, украинцы, белорусы - суть один народ, ибо рождены из одного русского корня, единокровные братья и братья по Вере. Наречия украинское (малорусское), белорусское и великорусское отличаются друг от друга меньше, чем немецкие диалекты между собой. Потому и русским, и украинцам, и белорусам, помня наше родство, надо уметь пренебрегать ухищрениями врагом русского единства и русской силы, пытающихся нас разделять и ссорить. Формула нашего национального разделения, универсально высказанная в завещании польского русофоба Мерошевского, должна стучать в наши сердца, не давая забывать о том, что русские, украинцы и белорусы есть один язык, один род и одна кровь. Вот что Мерошевский завещал всем вековечным недругам народа русского: «Бросим огня и бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце Руси, возбудим ссоры в самом русском народе, пусть он разрывает себя собственными ногтями. По мере того, как он ослабляется, мы крепнем и растем».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ