Практически любое коммерческое предприятие в определенные моменты своей деятельности сталкивается с наличием непогашенной задолженности. Зачастую ее возникновение может быть связано с техническими вопросами: например, для того чтобы денежные средства поступили со счета организации на счет поставщика или партнера, необходимо несколько дней, в течение которых имеющаяся задолженность формально будет считаться непогашенной. Однако с такими аспектами бизнеса сталкиваются практически все компании, а потому их возникновение редко вызывает у кого-либо вопросы или претензии.
Совершенно иначе складывается ситуация, если причины возникновения непогашенной задолженности носят иной характер. Например, они могут быть связаны с наличием финансовых трудностей у компании, объем денежных обязательств которой на настоящий момент превышает ее возможности. В этом случае за несколько дней возникшая проблема не решается, для этого требуется более серьезный срок.
Тем не менее, даже в данном случае у коммерческой организации, которая обнаружила недостаток денежных средств на своих счетах, есть возможность исправить положение. Например, она может в срочном порядке взять крупный заказ, условия договора по которому подразумевают внесение предоплаты, и тем самым получить необходимые средства, позволяющие ей рассчитаться с другими партнерами. Принимая эту возможность во внимание, действующее законодательство предоставляет коммерческим компаниям, столкнувшимся с финансовыми трудностями, достаточный срок для того, чтобы использовать экстренные пути решения такой проблемы. В этом случае она может избежать неприятных последствий в виде процедуры признания ее несостоятельной, в ходе которой может быть назначен конкурсный управляющий или применены другие меры.
В частности, статья 3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что продолжительность такого срока составляет 3 месяца с того момента, когда компания должна была погасить имеющуюся задолженность перед партнером, поставщиком или другим контрагентом в соответствии с условиями договора с ним. По истечении этого срока кредитор, так и не получивший причитающихся ему денежных средств, имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании организации-неплательщика банкротом. К такому заявлению специалисты рекомендуют приложить все имеющиеся в наличии документы, которые, во-первых, подтвердят факт наличия задолженности перед кредитором, а во-вторых, засвидетельствуют тот факт, что отпущенный действующим законодательством срок для ее погашения уже истек.
Рассмотрев все представленные документы, арбитражный суд должен будет вынести решение о правомочности требований заявителя. В случае, если они будут признаны таковыми, в отношении компании-неплательщика будет инициирована процедура банкротства. Это, в свою очередь, подразумевает выбор судебной инстанцией мер, которые призваны обеспечить соответствие законным правам и интересам кредиторов.
Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает перечень таких мер, в число которых входят наблюдение, финансовое оздоровление, и . Кроме того, в случае, если между должником и его кредиторами достигнута договоренность об удовлетворяющем все стороны порядке погашения имеющейся задолженности и сроках такого погашения, они могут заключить мировое соглашение.
Решение о применении той или иной меры по отношению к должнику принимается арбитражным судом с учетом всех обстоятельств ситуации. В частности, он анализирует, насколько компания, проявившая признаки несостоятельности, может восстановить свою платежеспособность и рассчитаться с кредиторами. Если арбитражный суд признает такую возможность маловероятной, он может прибегнуть к на предприятии как к наиболее эффективному инструменту удовлетворения законных прав и интересов кредиторов в данных обстоятельствах.
Конкурсное производство предполагает , принадлежащего должнику на момент инициации процедуры банкротства, и его последующую продажу на торгах. Средства, вырученные от этой продажи, должны быть переданы кредиторам в счет удовлетворения их требований.
При этом введение конкурсного производства на предприятии подразумевает вовлечение в процедуру компетентного специалиста – конкурсного управляющего.
Статья 2 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что конкурсный управляющий – это специалист, который будет ответственным за осуществление всех необходимых процедур в рамках конкурсного производства. При этом назначение и утверждение на должность конкурсного управляющего производится арбитражным судом, который занимается ведением конкретного дела. В случае, если должником, проявившим признаки несостоятельности, является банковское учреждение, назначение управляющего исполнит Агентство по страхованию вкладов.
Кандидатуру конкурсного управляющего арбитражный суд назначает самостоятельно, однако может предложить ему свою кандидатуру. Назначение той или иной кандидатуры конкурсного управляющего арбитражный суд должен зафиксировать изданием соответствующего определения. В случае, если кто-либо из участников процедуры банкротства не согласен с тем, кто именно получил назначение на эту должность, он может обжаловать соответствующее определение.
Если же заявления об обжаловании определения в установленный законом срок не поступило, специалист считается утвержденным на этой должности, а его полномочия действуют вплоть до окончания конкурсного производства или собственно процедуры банкротства.
Функции конкурсного управляющего включают в себя достаточно широкий спектр полномочий, которые должны быть осуществлены им в ходе конкурсного производства. Так, в качестве одного из первых шагов на своей должности он обязан организовать публикацию сведений об инициации процедуры банкротства в отношении компании-должника и об . При этом такие сведения должны быть опубликованы не только в специализированном печатном издании, но и в .
Дальнейшая деятельность, которую осуществляет конкурсный управляющий на своей должности, фактически представляет собой реализацию полномочий руководства компании, проявившей признаки несостоятельности, поскольку статья 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что с момента его утверждения на свою должность руководство организации отстраняется от своей работы, а управляющий имеет право реализовывать все его функции.
Однако, поскольку компания уже находится в стадии банкротства и в отношении нее арбитражным судом принято решение о введении конкурсного производства, содержание работы такого специалиста будет существенно отличаться от обычной повседневной работы руководства организации. В частности, его основной функцией в течение всего срока полномочий будет являться подготовка и проведение торгов с целью получения денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, зафиксированных в списке получателей задолженностей.
Список функций, которые должен осуществить специалист на своей позиции, зафиксирован в пункте 2 статьи 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”. Обязанности, включенные в этот список, можно разделить на несколько крупных групп:
После того как все необходимые действия им произведены, в течение 1 месяца с момента получения компетентной оценки стоимости списка вещей и предметов, принадлежащих компании-банкроту, конкурсный управляющий должен обратиться к собранию кредиторов с предложением, содержащим описание конкурсной массы и условия ее реализации на торгах.
Если кредиторы выражают согласие с предложенными условиями, конкурсный управляющий должен организовать и провести такие торги, а затем осуществить окончательный расчет с кредиторами в рамках их требований. Если же они выражают несогласие с предложением конкурсного управляющего, он может обратиться в арбитражный суд, занимающийся ведением данного дела, который обладает полномочиями по утверждению условий проведения торгов.
В ходе осуществления своих полномочий конкурсный управляющий должен регулярно отчитываться о результатах своей работы перед собранием кредиторов. В частности, статья 143 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” предусматривает, что такая отчетность должна предоставляться им с регулярностью, согласованной с общим собранием кредиторов. Однако при этом срок между двумя отчетами не должен превышать 3 месяцев. Кроме того, все необходимые сведения конкурсный управляющий должен будет предоставить также арбитражному суду в случае, если последний запросит у него такую информацию.
Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего
1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
2. Конкурсный управляющий обязан:
принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;
включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;
привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;
исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
3. Конкурсный управляющий вправе:
распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;
заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;
подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;
осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.
6. Собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее - социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.
Добрый день.
Статья 129. Закона о банкротстве
Полномочия конкурсного управляющего[Закон «О банкротстве»] [Глава VII] [Статья 129]
1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
2. Конкурсный управляющий обязан:
принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;
включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;
привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;
исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
3. Конкурсный управляющий вправе:
распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;
заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;
абзац утратил силу;
подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;
осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.
4. Утратил силу.
5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Абзац утратил силу.
Если Вы кредитор, он обязан Вам предоставить отчет, в котором будут отражены все его действия.
Обновлено 03.09.2019
2019-04-22T16:38:16+03:00
Конкурсный управляющий по банкротству физичеcких и юридических лиц. Где его найти, кем назначается, каковы права и обязанности, как отчитывается перед арбитражным судом? Чем отличается от финансового управляющего при несостоятельности физических лиц? За что привлекается к административной и уголовной ответственности? Отчет за конкурсное производство.
При любом банкротстве главным действующим лицом является арбитражный управляющий, посредник между должником, кредиторами и судьей. Именно от его профессиональной компетентности в значительной степени зависит, насколько полно будут удовлетворены требования кредиторов. Кто такой конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц, где его найти, во сколько обойдутся его услуги, – подробности читаем в нашем материале.
Банкротство организации признается только решением арбитражного суда. Основными признаками банкротства компании, когда руководство обязано подавать иск о банкротстве, являются:
Есть и прочие признаки банкротства, говорящие о неизбежной несостоятельности фирмы, когда лучше не тянуть резину, а сразу идти писать заявление о банкротстве:
Банкротство юрлица по стандартной схеме насчитывает четыре последовательных стадии, или этапа:
Каждый из этих этапов банкротства должен сопровождаться и вестись арбитражным менеджером. Кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве? Судья может утверждать на все этапы одного и того же “менеджера по банкротству”, либо на каждый этап – отдельного специалиста.
В зависимости от этапа процедуры банкротства, управляющий именуется либо:
Управляющий на этап конкурсного производства при банкротстве юрлица назначается так же, как и финансовый управляющий при банкротстве физ лиц. После оглашения отчета финуправляющего о завершении предшествующего этапа банкротства (санации или внешнего управления) судья объявляет о переходе к последнему этапу банкротства – конкурсному производству.
Важно
Если кандидатура управляющего не вызвала нареканий за период предыдущего этапа, его полномочия судья вправе продлить и на последний этап. Конечно, если стороны дела о банкротстве не возражают. Собрание кредиторов может ходатайствовать о смене финуправляющего и назначении новой кандидатуры, причем даже из другой СРО.
Обычно поиск конкурсного менеджера при банкротстве юридического лица быстро заканчивается успехом, так как желающих получить свои 7% от стоимости распроданного имущества банкрота будет немало. Но если фирма промотала все свое добро, “конкурсника” станет искать затруднительно. Привлечь-то его нечем, кроме стандартных, фиксированных сумм (25000 рублей при банкротстве физлиц и 30000р при банкротстве юрлиц) за все несколько месяцев торгов после признания банкротства.
Нередко причиной банкротства компании являются не сложные экономические условия, а именно управленческая некомпетентность топ-менеджеров. В процессе банкротства, особенно на стадии внешнего управления, ведется активная работа по исправлению допущенных прежним руководством ошибок. Поэтому назначенный судом специалист по банкротству просто обязан быть классным топ-менеджером компании, на голову выше прежних управленцев.
Несколько месяцев он осуществляет руководство компанией, пытаясь вернуть ее в нормальный ритм работы. Но нередко все усилия становятся бесплодными.
В дело о банкротстве предприятия конкурсного управляющего вводят, когда уже все попытки спасти тонущий корабль ни к чему не привели.
Роль этого специалиста по банкротству – выгодно продать имущество обанкроченной фирмы, тем самым максимально полно удовлетворив требования из реестра кредиторов. Без высшего юридического или экономического образования в должности специалиста по банкротству делать нечего. Он обязательно должен являться действующим членом СРО финуправляющих.
Управляющий по банкротству обязан:
Права конкурсного управляющего при банкротстве:
Несмотря на практически полную власть конкурсного менеджера по банкротству, его действия могут быть оспорены в суде как банкротом, так и собранием кредиторов. В этом случае его судьбу будет решать суд.
Они предельно полно отражены в 20 новелле закона 127-ФЗ (О банкротстве). Здесь же содержится перечень требований, которым должен соответствовать финуправ, для принятия в члены Саморегулируемой организации (СРО)арбитражных управляющих:
Кто такой конкурсный управляющий при банкротстве и когда его назначают? В процедуру менеджера по банкротству вводят в порядке, предписанном 45-ой статьей 127-ФЗ.
Кандидатуру финуправляющего предлагают:
Судья направляет в указанную кредиторами СРО запрос о том, соответствует ли выбранная кандидатура требованиям закона о банкротстве. Судья даже может затребовать документы, подтверждающие компетентность члена СРО.
Если кредиторы назвали только организацию, а конкретного специалиста не указали, руководство СРО само предлагает на выбор суда кандидатуры своих членов, согласившихся поучаствовать в данном банкротстве. Суд утверждает назначение конкурсного управленца отдельным решением.
find_in_page Статьи по теме
(кликните, чтобы открыть)
Финансовый управляющий при банкротстве физических лиц, найти его или конкретную СРО менеджеров по банкротству заявителю нужно перед тем, как подавать заявление. Отыскать специалиста можно на сайте Федресурса . Иначе судья даже не станет рассматривать заявление.
Далее судья, как и в случае с банкротством компании, делает аналогичный запрос к руководству СРО.
В случае с банкротством фирмы СРО сразу присылает фамилии желающих вести банкротство. А в деле о банкротстве рядового гражданина здесь может желающих не оказаться вовсе. Дело в том, что у физлица, как правило, нет никакого ценного имущества, на продаже которого с аукциона финуправ смог бы получить свои семь процентов. Согласившийся вести дело за 25000р (при банкротстве рядовых граждан и ИП) или 30000р (при банкротстве ООО) – обязательная такса финуправов за один этап банкротства – рискует работать практически задарма. Ведь этап конкурсного производства длится полгода, кроме того, его могут еще и продлить на 6 месяцев. Получается, за 12 месяцев работы специалисту по банкротству физлиц светит заработок в 25 тысяч. Дураков нет. Поэтому просто так указать в заявлении на банкротство конкретную СРО или первую попавшуюся фамилию финуправа нельзя. Надо выбрать специалиста, связаться с человеком и выяснить, на каких условиях он согласится участвовать в банкротстве.
Не случайно на выбор финуправляющего закон выделят до девяноста дней. Если должник не найдет специалиста, делу о банкротстве не бывать.
Должник нашел финуправа и убедил его вести банкротство? Суд утвердит его и процедура банкротства продолжит свое течение.
Конкурсный управляющий по банкротству физических лиц, ИП или компаний быстрее всего может быть найден на сайте местного арбитражного суда. Каждый региональный арбитраж по закону обязан иметь свой сайт, на котором есть и раздел, посвященный банкротствам и саморегулируемым организациям управляющих.
Найденные здесь фамилии следует пробить на сайте федресурса (Единого федерального реестра сведений о банкротствах – ЕФРСБ). Здесь есть реестр всех зарегистрированных на территории нашей страны СРО и арбитражных управляющих. В разделе “Реестры” выбираем либо то, либо это и ищем по названию организации, регномеру или фамилии финуправа.
Во-первых, здесь есть сведения о том, членом какого СРО является каждый финуправляющий. Если напротив искомой фамилии написано, что “не состоит в СРО”, значит, такой специалист не имеет право вести банкротство.
Если искомый специалист есть в списке, жмем по его фамилии и читаем подробные сведения о нем и его послужной список – его профессиональную карточку. Он провел массу дел по банкротствам, не имеет самоотводов и отводов от ведения банкротства – такой специалист нужен, но вряд ли будет по карману. Выбирать лучше тех, кто провел успешно несколько банкротств. Он еще не болеет “звездизмом”, но уже доказал, что является профи. С ним будет проще договориться по финансам, которых у попавшего под банкротство должника и без того в обрез.
Затем стоит зайти на этом же портале в Реестр дисквалифицированных лиц и тоже поискать фамилию финуправа. Если его дисквалифицировали хоть раз, он будет в этом списке.
Централизованного официального сервиса по выбору финуправляющих на банкротство согласно их профессиональному рейтингу нет. Некоторые юридические конторы на своих сайтах предлагают некие сервисы, однако где взять гарантии объективности таких сервисов? Понятное дело, что юридическая контора заинтересована в продвижении своих кандидатов и будет завышать их оценку. Поэтому такими сервисами пользоваться не имеет смысла.
Важно
К сожалению, при поиске финуправа для банкротства придется включить аналитические способности и выбирать самому по тем сведениям, что можно найти на портале Федресурса.
Конкурсное управление при банкротстве не преследует цели спасти компанию от разорения, так как официально банкротство предприятия уже утверждено судьей.
Конкурсному менеджеру нужно продать имущество банкрота и расплатиться вырученной суммой по его долгам (ст.129 ФЗ №127).
Он должен отчитываться о ходе работы не реже раза в три месяца. Речь идет об отчетах. Однако если кредиторов взволнует какой-либо конкретный вопрос, например, какие расходы несет управляющий во время банкротства, он обязан удовлетворить их любопытство, сразу, как только арбитражный судья потребует этого.
Управляющего можно привлечь к ответственности за неправомерные действия в рамках банкротства.
Виды наказания:
Сразу не наказывают. Дают время исправить допущенные ошибки. Не исправил? Извольте получить наказание.
Жалоба – достаточно серьезный документ, который надо уметь писать. По статистике, только одну из пяти поступивших жалоб на действия менеджера по банкротству судья рассматривает как существенную. Все остальные – попытка бездоказательно подпортить человеку нервы.
Важно
Жалоба строится по формуле: детальное описание совершенного проступка – доказательства – требование наказать. Нет доказательств – нет жалобы.
Обязательно стоит пригласить к рассмотрению жалобы руководство СРО. Оно в курсе мелких косяков за конкретным менеджером по банкротству, в отличие от судьи и кредиторов, и чаша терпения может переполниться: его накажут, даже если суд не найдет ничего криминального.
Жалобы прежде всего.
Их бывает так много, что управляющий только и знает, что оправдывается. Рассмотрим примеры типичных жалоб:
Разборки с трудовой инспекцией. Трудящемуся не выдали зарплату, и он жалуется трудинспектору. Последний начинает требовать с конкурсного управляющего. Но, позвольте, по какому праву? Работник и менеджер по банкротству трудовыми отношениями не связаны, и предъявлять ему нет никаких оснований.
“Разборки” с прокуратурой. Фирма не работает, обанкротилась. Работники уволены. Все в рамках закона. Однако находятся граждане, что жалуются на управляющего в прокуратуру. И прокурорские, вместо того, чтобы объяснить жалобщикам, что банкротство не компетенция прокуратуры, вызывают повесткой управляющего, отрывая его от дел.
“Разборки” с ФНС. Налоговики постоянно требуют с управляющего предоставить им массу документов, фигурирующих в конкретном деле о банкротстве. Ладно если одна бумажка, и ее написать – пару минут. А если это тома отчетности? Управляющий не должен поддаваться на провокации. Дело в том, что налоговики должны по этим вопросам обращаться непосредственно к судье, так как он решает все вопросы. Суд, если сочтет нужным, предоставит им доступ к материалам дела о банкротстве и налоговики удовлетворят свое любопытство.
“Разборки” с полицейскими. Жалобщики строчат бумажонки и сюда. Хотя полиция имеет отношение к банкротству, только если речь идет о фиктивном или преднамеренном банкротстве. Все это понимают, но все равно менеджеру приходится тратить на объяснения с полицией свое драгоценное время.
Проблемы с публикацией сведений о банкротстве в ЕГРЮЛ. Сразу после назначения арбитражным судьей управляющего и отстранения от руководства предприятием прежних начальников появляется необходимость внести изменения в ЕГРЮЛ. Сделать это требуется в течение пяти дней. Не успели? Финуправа штрафуют. Но дело в том, что успеть физически невозможно: слишком много формальностей нужно соблюсти. Поэтому избежать штрафа можно, написав сразу же заявление в ФНС, в котором попросить внести соответствующие изменения в Единый реестр юрлиц. Налоговики обязаны выполнить эту просьбу немедленно.
“Разборки с судебными приставами. Эти персонажи постоянно мешают работать финуправу. Они могут наложить арест на счета банкрота и никому не давать доступа к деньгам, которые по закону принадлежат кредиторам, а не банкроту. Им нередко параллельно, что финуправа назначает не кто-нибудь, а судья. Что финуправляющий вправе отчитываться только перед судом, а уж никак не перед приставами. Управляющему предстоит воевать долго и утомительно, отстаивая свои права перед этими функционерами.
Конкурсный управляющий обязан принести полное возмещение по ущербу, который он вольно или невольно нанес своими действиями, занимаясь делом о банкротстве (п.4 ст.20.4 закона №127-ФЗ).
Важно
Если за управляющего убытки покрыла его СРО, в будущем он обязан компенсировать своей организации эти деньги.
На финуправа наложили судом взыскание? Информация об этом подлежит публикации на сайте Федресурса в течение трех дней.
Чаще всего финуправа привлекают по статьям КоАП РФ за:
Наказание – штрафы до пятидесяти тысяч рублей. Кодекс предполагает еще дисквалификацию на сроки от шести до тридцати шести месяцев, но на практике эта норма применяется редко. Бывают случаи, когда суд ограничивается устным предупреждением и порицанием. Но это если убытки минимальны.
Под УК РФ подпадают такие преступления управляющего по банкротству:
УК РФ начинает действовать, если ущерб, причиненный действиями управляющего, превысил четверть миллиона рублей.
Дисциплинарный комитет Саморегулируемой организации арбитражных управляющих тоже не дремлет. Получив жалобу на действия финуправа, он немедленно реагирует на сигнал. Комитет охраняет чистоту имени СРО и наказывает ее участников за косяки в работе так:
Арбитражный менеджер обязан, кроме всего прочего, вовремя выдавать достоверные сведения:
Например, выписки из реестра требований по запросу любого кредитора, если сумма, которую банкрот ему задолжал, превышает один процент от общей суммы задолженности. Выписку надо успеть предоставить за пять дней после получения письменного запроса.
Также финуправ должен сразу же донести обо всех правонарушениях, которые он обнаружил, занимаясь делом о банкротстве. Ведь выявлять признаки фиктивного или преднамеренного банкротства – сфера его профессиональной компетенции.
Он также обязан поставить в известность собрание кредиторов о возможных последствиях сделок с третьими лицами, осуществляемых в рамках конкурсного производства.
Если из-за несвоевременно поданных сведений или неподанных вовсе стороны понесли убытки, финуправу придется держать ответ.
Как и каждый гражданин или юрлицо менеджер по банкротству должен исполнять решения, принятые судом.
Не выполнил? Оштрафуют на символическую сумму до пяти тысяч. Повторно проигнорировал? Здесь уже штрафы кратно увеличиваются – до двухсот тысяч. И даже можно отправиться в лагеря на срок до двух лет.
Если деятельность управляющего причинила убытки сторонам дела о банкротстве, его призывают к ответственности. Но сделать это можно только при наличии неоспоримых доказательств вины последнего.
Пострадавшие пишут ходатайство судье, в котором излагают суть претензии, указывают размеры убытков и прилагают к иску подтверждающие неправомерность поступков финуправа документы. Однако до окончания дела о банкротстве судья не станет рассматривать никаких исков. Потому что еще не ясно, куда выведет политика конкурсного управляющего, вдруг эти убытки мотивированы тем, что последует их компенсация в гораздо более крупных размерах и это будет выгодно всем сторонам дела о банкротстве.
Когда же дело закрыто, станут очевидными все промахи управляющего. И если они подсудны, их рассмотрят и виновного накажут.
Предъявить иск в отношении проступков конкурсного управляющего можно в течение трех лет, хотя до 2015 года срок исковой давности составлял всего один год.
Без страховки менеджера по банкротству не примут в члены СРО. Страховка необходима на случай ущерба, который могут принести действия арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Договор со страховщиком арбитражник заключает ровно на один год. А затем периодически его продлевает. Стоимость страховки составляет от трех миллионов рублей. Если у банкрота денег и имущества больше чем на сто миллионов, заключаются дополнительные страховые договора.
СРО управляющих материально отвечает за действия своих членов в рамках банкротства. Здесь существует компенсационный фонд, и он должен быть наполнен на сумму не менее пятидесяти миллионов рублей. Именно из этого фонда будет покрываться ущерб, причиненный конкурсным управляющим участникам дела о банкротстве.
После реализации имущества банкрота на электронных торгах конкурсный управляющий начинает погашать долги перед кредиторами. Существует строгая очередность погашения:
Важно
Без очереди оплачиваются судебные издержки и вознаграждение финансовому управляющему фондам и управляющему.
Длится до шести месяцев. Но если возникли проблемы с аукционом или с расчетами по долгам, суд может продлить срок еще на полгода. То есть, максимально возможный период для этого завершающего этапа банкротства – двенадцать месяцев.
Сегодня банкротство по упрощенной схеме применяется только к юридическим лицам. Непременные условия для этого:
В таком случае судья принимает решение объявить о банкротстве юрлица и переходе сразу к конкурсному производству, не тратя зря время на санацию и внешнее управление.
При “упрощенке” есть свои плюсы:
Упрощенный сценарий банкротства наряду с плюсами имеет и негативные последствия:
Зарплата финуправа, согласно п.3 ст.20.6 закона о банкротстве, состоит из двух частей:
Разрешено ли конкурсному управляющему заключать договора без доверенности?
Поскольку конкурсный управляющий на заключительном этапе банкротства становится фактически полноправным руководителем фирмы-банкрота, то ему не нужны никакие доверенности, чтобы подписывать договора с контрагентами.
Однако если предстоящая сделка стоит дороже двадцати процентов от всех активов компании, требуется одобрение собрания кредиторов. Еще один момент, когда следует заручиться их согласием, когда сделка заключается с аффилированными фирмами, принадлежащими родне банкрота или самого конкурсного управляющего.
Можно ли конкурсному управляющему подавать судебные иски?
Разумеется. Иначе как он может оспорить сделки должника, совершенные в течение трех лет до даты банкротства?
Может ли управляющий уволить с работы?
Ему в любом случае придется всех уволить, так как в результате банкротства произойдет ликвидация компании. О грядущем увольнении он уведомляет всех трудящихся письменно за два месяца. Рассчитывает всех, делает соответствующие записи в трудовых. Выдает все необходимые по случаю увольнения справки и трудовые книжки.
Вправе ли управляющий продать имущество без торгов?
Закон о банкротстве позволяет обойтись без торгов, если:
Чтобы впоследствии финуправу не предъявили самоуправство, он должен сохранять все документы, позволившие ему продать часть имущества банкрота без торгов:
Можно ли заявить о банкротстве без финуправляющего?
Пока нет. Законопроект о возможности применения упрощенного сценария банкротства к обычным гражданам уже давно обсуждается в госдуме. Но до сих пор документ не принят. Как раз при упрощенном банкротстве и предлагается убрать финуправа из процедуры. То есть все административные вопросы будет решать сам должник. Мотивируют депутаты эту идею экономией для банкрота в размере фиксированной зарплаты менеджера по банкротству.
Подпишитесь на свежие новости