Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

(16.05.18)

Phenomen.ru Философия online

Интерактивный философский проект, разрабатываемый профессиональным сообществом. В настоящее время портал Феномен.Ру включает в себя следующие основные разделы: Новости (знакомят общественность с событиями, которые происходят в официальных философских институциях); Философский журнал (включает статьи по всему спектру философских дисциплин и современных направлений); Справочный раздел портала (представлен словарями и каталогом веб-ресурсов). В настоящее время пользователям доступны следующие словари: Краткий философский словарь (около 1000 кратких статей); эксклюзивная «Русская Британника», включающая пересказ философских статей из краткой версии одной из самых авторитетных мировых энциклопедий - Британской энциклопедии (около 300 статей); Открытая философская энциклопедия, формируемая философским сообществом портала.

Василия Томсинского - Философия

Представлены материалы по философии, первоисточники.

PHILOSOFF

Информационно-образовательный проект «Философия: студенту, аспиранту, философу». Опубликованы статьи и лекции по истории и современному развитию философской науки. На страницах сайта вы найдете информацию библиотечного характера, рефераты по философии, ответы на экзаменационные вопросы для технических и гуманитарных ВУЗов, материалы для подготовки к вступительным экзаменам в аспирантуру и вопросы кандидатского минимума по философии, концептуальные подборки статей о современной философии и классической философии.

Философия

Разделы сайта: Что есть истина; История философии; Философия и наука; Теория познания; Философия религии; Философия истории; Политическая философия; Русская философия; Философы; Философия Америки.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Сайт содержит учебно-методические комплексы по философии, учебные пособия по истории философии, практикумы, программы курсов, планы семинарских занятий и др. материалы.

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного индустриального университета в г. Вязьме Смоленской области

Представлены лекции по истории философии, планы семинарских занятий и тесты.

Учреждения

Институт Философии Российской Академии Наук

Разделы сайта: Об институте; Ученые; Всемирный день философии; Образование; Конкурсы; Философские ресурсы; Периодические издания; Книги. Представлены полнотекстовые монографии, статьи.

Философский факультет НГУ (Новосибирского государственного университета)

Информация о научных школах философии в НГУ, научная работа факультета. Представлены полнотекстовые результаты исследований.

Философский факультет РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет)

Разделы сайта: Для абитуриента; Студентам; Структура факультета; Модель образования; Диссертационный совет; Учебные программы; Научная деятельность; Философский альманах; Аспиранты; Общество историков русской философии им. В.В. Зеньковского; Экспериментальная учебно-научная лаборатория «Диалог культур». Представлены полнотекстовые материалы в разделах: аспиранты, студенты, философских альманах.

Философский факультет МГУ (Московского государственного университета)

Представлены учебные программы, методические пособия, конспекты лекций по философии, этике.

Философский факультет Омского государственного педагогического университета.

Представлены полнотекстовые материалы по истории и основам философии в разделе библиотека - тексты.

Кафедра философии Ульяновского Государственного Технического университета

Ресурс посвящен философии и создан специально в помощь студентам, готовящимся к сдаче экзамена. Сайт «Философия» дает возможность получить быстрый доступ к значительному количеству информации:

· Книги и учебники по философии в электронном варианте;

· Информация о философах, их краткие биографии;

· Краткий обзор книг по философии;

Специализированные сайты

История философии

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ И КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Документы и исследования по истории философии античного периода. Представлены полнотекстовые материалы. Результаты исследования новосибирских ученых.

History of Philosophy (История философии)

Сайт посвящён истории философии, содержит материалы на англ. яз.

История философии и права

Автор Интернет-страницы Евгений Васильевич Афонасин док. филос. н. Новосибирского государственного университета. В разделе учебные материалы можно найти программы курсов и методические материалы по истории философии, истории политических и правовых учений, философии права, римскому праву, логике, и другие материалы к курсам, полезные ссылки. Кроме того, в разделе "Источники" помещены переводы основных источников по истории гностицизма и выдержки из Стромат Климента Александрийского, также страница, посвященная Дионисию Ареопагиту.

Наука молодая

Курс лекций по истории философии. Учебно-методическое пособие «История мировой литературы и искусства». Учебно-методическое пособие «Эстетика» Лекции и учебно-методические пособия Юлии Вадимовны Серебряковой, кандидата культурологии, доцента кафедры философии факультета экономики, права и гуманитарных наук Ижевского государственного технического университета.

Логика и философия науки

Логика Петербурга. Официальный сайт кафедры логики СПбГУ

Из материалов, размещенных на сайте, вы узнаете, как преподается логика в Санкт-Петербургском университете. Вы сможете познакомиться с аннотациями общих и специальных курсов, читаемых преподавателями нашей кафедры, с основными направлениями научной работы кафедры.

Русская логика

Электронные книги, статьи и лекции по русской лекции.

Сайт об аспирантуре и для аспирантов

В разделе «Философия науки для аспирантов» найдутся ответы на экзамены по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей, совершенно бесплатно и в свободном доступе, для сдачи кандидатского минимума.

Этика

Этика. Образовательный центр

Разделы сайта содержат статьи по ключевым этическим понятиям и проблемам, философские и этические тексты, разнообразные ресурсы (учебные программы, материалы, учебные пособия), информацию об этических организациях.

Сектор этики Института философии РАН

Программа по этике общего курса на философском факультете ГУГН Л. В. Максимова.

Философская антропология

Философская антропология

Интернет-проект «Философская антропология» представляет тексты, обрисовывающие круг проблем, рассматриваемых философской антропологией.

Библиотека для гуманитариев

Раздел «Антропология» содержит информацию посвящённую учению о человеке.

Библиотека философской антропологии

Сайт Курбанова Мусы Гасангусейновича. Представлены тексты философов посвящённые человеку и антропологии.

Электронная еврейская энциклопедия

Интернет-версия краткой еврейской энциклопедии на русском языке содержит статьи по антропологии и этнологии.

Персоны

The Galileo Project

Сайт посвящён Галилео Галилею – философу, астроному, учёному. Представлена биография, хронология жизни, портреты. Сайт на англ. яз.

Электронные библиотеки

Цифровая библиотека по философии

Здесь Вы найдёте книги по философии Древности, Средневековья, Философский словарь и библиотека по философии. Представлены полнотекстовые источники.

Философия.Ru

Электронная библиотека «философия.ру» посвящена философии и религии. Представлены полнотекстовые книги, статьи, учебники, методические работы и другие электронные тексты по философии, религии и непознанному.

Библиотека Максима Мошкова

Сайт содержит первоисточники по античной философии, произведения западных и русских философов, а также восточных религиозно-философских авторов.

Библиотека Гумер – Философия

Представлены книги, учебники и первоисточники по философии.

Советская философия

В библиотеке содержатся труды классиков марксизма, работы советских и зарубежных авторов по диалектическому и историческому материализму, философским вопросам естествознания, истории философии, научному атеизму и политической истории.

Библиотека «Полка букиниста»

Полнотекстовый ресурс В. Татаркевич «История философии. Античная и средневековая философия».

Словари и энциклопедии на Академике

Раздел «история философии» содержит историю отдельных философских дисциплин, периодизацию западной философии, литературу (список учебников, энциклопедий), ссылки, информацию по периодам развития философии, методам.

Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»

В электронной Библиотеке «ВЕХИ» осуществляется систематическая публикация сочинений русских религиозных мыслителей, философов и писателей, воспоминаний о них, а также заметок, обзоров и исследований их творчества, биографической и библиографической информации, других материалов. Библиотека состоит из разделов, посвященных творчеству как отдельных религиозных писателей, так и отдельным религиозно-философским, богословским или историческим темам.

Периодические издания

Эпистемология & философия науки

Научно-теоретический журнал Института философии Российской Академии наук. Его тематику составляют теория познания, общая методология науки и специальные науки о познании. Наряду с философскими статьями журнал публикует материалы по социологии научного знания, теоретической истории науки, когнитивной психологии, когнитивной лингвистике и ряду других дисциплин.

Философские науки

Публикуются статьи отечественных и зарубежных специалистов, в том числе на иностранных языках, по проблемам истории и философии науки, культурологии, религиоведения, политологии, глобализации, философии права, терроризма, философии непознанного, эзотерики, универсальной истории, философской эссеистики, философии образования, философии для детей.

Философско-литературный журнал Логос

Логос - один из старейших независимых гуманитарных журналов, возникших в постсоветский период (издается с 1991 года). Представлены полнотекстовые статьи. Раздел «personalia» содержит биографии и тексты современных философов.

Философия образования

На страницах журнала «Философия образования» предлагается анализ актуальных проблем развития общества и образования, обеспечения культуры и качества образования, правовой, социальной защищенности участников процесса образования. Архив номеров журнала. В свободном доступе вы можете получить содержание номеров, аннотации и библиографию к статьям. Для полнотекстового доступа необходимо зарегистрироваться на сайте.

Вопросы философии

Академическое научное издание, центральный философский журнал в России. На сайте журнала редакция публикуются содержание номеров, избранные статьи.

Философский факультет МГУ

Представлена журнал «Вестник Московского университета» серия 7 Философия. Раздел «номера журналов» публикует по годам выпуска содержание журналов (1988-1993) и полнотекстовые статьи (1994-2006).

Русское самопознание

Философско-исторический журнал издание Русского философского общества им. Н. Н. Страхова. Публикует статьи и аннотации номеров журнала с 1994-2000, 2005 гг. На страницах журнала затрагиваются различные области духовной жизни: культура, наука, богословие,политика, философия.

Universum: общественные науки

Журнал «Universum: общественные науки» является ежемесячным электронным изданием. В нем публикуются статьи, обладающие научной новизной, представляющие собой результаты завершенных исследований, проблемного или научно-практического характера. Содержание статей соответствует следующим отраслям науки (согласно Номенклатуре специальностей научных работников): исторические науки 07.00.00, философские науки 09.00.00, политические науки 23.00.00. Журнал ориентируется на профессиональных историков, философов, политологов, профессорско-преподавательский состав, научных сотрудников.

Существует множество определений философии . Например, философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Другой вариант: философия — форма общественного сознания , вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.

Термин "философия" состоит из двух греческих слов "philia" (любовь ) и "sophia" (мудрость ), т.е. переводится как любовь к мудрости. Считается, что это слово впервые употребил древнегреческий философ Пифагор в 6 веке до нашей эры.

Философ стремится найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия, которые остаются актуальными во все исторические эпохи: Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл жизни?

Чтобы проще разобраться, что представляет из себя философия, начнем с истории ее возникновения. Считается, что философия зародилась в 6-7 веках до нашей эры на территории Индии, Китая, Греции . Именно в то время человеческая цивилизация сделала мощный рывок в технологическом отношении (развитие металлургии, сельского хозяйства и т.д.), что привело к прорыву во всех видах деятельности. Как следствие, произошло изменение общественной структуры — возник элитарный слой людей, которые не участвовали в материальном производстве, посвящая себя исключительно управленческой и духовной деятельности . Это время характеризуется конфликтом между зарождающимся научным знанием и устоявшимся мифологическим комплексом идей. Данному процессу способствует и интенсификация внешней торговли , что привело к развитию духовных контактов между народами. Люди увидели, что их жизнеустройство не является абсолютным — что есть альтернативные общественные и религиозные системы. В этих условиях и возникает философия как особая сфера духовной культуры , призванная дать целостное (в отличие от частных научных знаний) и рационально обоснованное (в отличие от мифа) мировоззрение.

Уже в далекое время зарождения философии, ее западная и восточная ветви пошли по принципиально разным путям, определившим во многом отличия, характерные для мировоззрения западных и восточных людей. На Востоке философия никогда не удалялась от религиозных и мифологических истоков. Авторитет древних источников знания оставался незыблемым — Пятикнижие в Китае, Веды и Бхагаватгита в Индии. Кроме того, все великие философы Востока являлись и религиозными деятелями — Лао цзы и Конфуций в Китае; Нагарджуна и Шанкарачарья, Вивекананда и Шри Ауробиндо — в Индии. Конфликт между философией и религией, совершенно невозможный в условиях Китая или Индии, на Западе встречался достаточно часто. Достаточно вспомнить смертельный приговор, вынесенный Сократу за оскорбление греческих богов. Таким образом, западная философия, начиная еще с Древней Греции, пошла по своему особому пути, разрывая связи с религией, максимально сближаясь с наукой . На Западе большинство великих философов были одновременно и выдающимися учеными.

Но есть, конечно, и общие черты, которые роднят древние философские традиции Востока и Запада. Это упор на проблематику бытия, а не познания; внимание к логической аргументации своих идей; понимание человека как части живого Космоса (космоцентризм) и т.д.

Чтобы лучше понять — что такое философия — рассмотрим ее схожие и отличные черты от трех других сфер человеческой деятельности — науки, религии и искусства .

Философия и наука

Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть "форма согласования мысли с действительностью". Но есть, разумеется, и отличия. Во-первых, каждая отрасль науки концентрируется на своей узкой предметной области. Например, физика изучает физические законы, психология — психологическую реальность. Законы психологии в физике не действуют. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Во-вторых, наука в своей деятельности абстрагируется от проблемы ценностей. Она задает конкретные вопросы — "почему?", "как?", "откуда?". Но для философии ценностный аспект является краеугольным камнем, благодаря которому вектор развития направлен на поиск ответов к вопросам "зачем? " и "для чего? " .

Философия и религия

Религия, как и философия, дает человеку систему ценностей , в соответствии с которыми он может строить свою жизнь, совершать акты оценки и самооценки. Таким образом, ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией. Принципиальным отличием религии от философии является источник знания. Философ, в своей деятельности, как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести доказательную базу под свои утверждения. В противоположность этому, религиозное знание базируется на акте веры , личном, внерациональном опыте. Можно привести такую метафору: религия — это знание от сердца, а философия — от ума .

Философия и искусство

Между ними есть много общего. Достаточно вспомнить множество примеров, когда фундаментальные философские идеи высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Но есть один момент, который разъединяет философию и искусство. Философы говорят на языке философских категорий, строгих доказательств и однозначных толкований. В противоположность этому — стихией искусства являются личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Художественные образы и метафоры зачастую не несут в себе однозначного понимания и являются субъективными .

Выделяются следующие функции философии:

  • Мировоззренческая . Дает человеку цельное и рациональное мировоззрение, помогает ему критически оценивать самого себя и свое окружение.
  • Методологическая . Дает человеку знание и показывает пути, как получать новое знание. Одним из важнейших методов философии является диалектический. Диалектика — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его базовых противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами.
  • Прогностическая . Позволяет строить прогнозы о будущем. Есть множество примеров, когда идеи философов значительно опережали свое время. Например, идея древней китайской философии об универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла свое отражение в знаменитом "принципе дополнительности " Нильса Бора, легшего в основу квантово-механической картины мира.
  • Синтетическая . Данная функция заключается в установлении взаимосвязей между сферами духовного творчества человека.

Структура философского знания включает:

  • Онтологию , которая направлена на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.
  • Аксиологию , которая направлена на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения.
  • Теорию познания , которая образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом.

Существует огромное множество философских школ и течений , которые могут классифицироваться по различным признакам. Некоторые из них связаны с именами основателей, например, кантианство, гегельянство, лейбницеанство. Исторически магистральными направлениями философии являются материализм и идеализм , которые включают множество ответвлений и пересечений.

Неотомизм (букв, новый томизм) - обновленное учение средневеко­вого схоласта Фомы (Томаса) Аквин­ского. Фома Аквинский на основе "хри­стианизиро­ванного" аристотелизма создал теологическую систему, по мне­нию церковных иерархов, наилучшим обра­зом приспособленную к потреб­ностям католической церк­ви.

Значительными представителями философии не­отомизма являются Иоанн Павел II, Ж. Мари­тен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и др.

Рождение не­отомизма при­ходится на 70-е годы XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора (1869-1870 гг.) В 1879 году в энциклике папы Льва XIII (энциклика - посла­ние папы римского, адресо­ванное всем католикам), философия Фомы Аквин­ского была объявлена един­ственно истинной и "вековечной". В 1893 году был создан и Высший инсти­тут философии (Бельгия) - ве­дущий центр не­отомизма вплоть до нашего времени. В 1914 г. папа Пий X огласил программный документ неотомизма - "24 томистских тезиса", в которых излагались основные онтоло­гические, антропологические и другие положе­ния современной католической философии.

Основополагающий принцип неотомизма раскры­вается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме - не антиподы, а два по­тока, два способа достижения одной и той же цели - познания бога. Выс­шим актом веры является божественное от­кровение, которое является также и высшим способом познания мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквин­ского, что "Вера - это божественная подсказка", неото­мисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следствен­ные связи между ними. Философия - более высокая ступень рационального познания. Она является уче­нием о бытии, сущности каждой вещи. Главной задачей философии является познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Раз­вивая тезис Петра Дамиани о философии как служанке богословия, неотомисты уточ­няют: "Фидеизм (фидеизм - направление фи­лософской мысли, ставящее веру на место знания.) ослабляет богословие, увольняя эту служанку; рационализм освобож­дает эту служанку от крепост­ной зависимости. Одно непрактично, другое не­терпимо. Философия есть и должна быть служанкой веры. " Апеллируя к "свету разума", неотомисты обос­новывают догматы о существовании бога, бессмертии души. При этом некоторые догматы, например, бого­воплощения, воскресения, троичности бога, считаются принципиально непостижимыми средствами филосо­фии и науки. Они раскрываются только на основе тео­ло­гии .

Теология оказывается одновременно и вершиной рационального зна­ния, и знанием нерациональным, сверхразумным - верой. Получается, что вера не только расширяет границы разума, но и является окончатель­ным кри­терием истины в силу того, что, будучи носи­телем божественного открове­ния, непогрешима.

Таким образом, истины веры не могут противоречить ис­тинам разума, ибо бог есть творец и откровения, и разума, а противоречить же себе он в принципе не способен.

В неотомистском учении о бытии (онтологии) раз­личают бытие само по себе (бога) и бытие существую­щего. Бытие, по мнению неотомистов, - это "абсолютно новое понятие", о котором можно сказать то, что оно обладает су­ществованием.

"Бытие как таковое" - трансцендентно, является бытием бога. В нем выделя­ется потенция (или возможность, "чистое бытие") и акт, или действительность. Бытие как таковое, утвер­ждал Ж. Маритен, "не свя­зано с материальными осо­бенностями эмпирического существования, по­скольку акт существования осуществляется без материи". По­этому подлинно реальным миром для неотомистов яв­ляется лишь нематериальный мир, мир сущ­ностей. В акте творения возникают конечные вещи. Вещи, соз­данные богом, рассматриваются неотомистами как суб­станции, имеющие сущность и су­щест­вование. Не имеет сущности и существования только бог. Рассматривая вслед за Фомой Аквинским вещи как единство материи и формы, неото­мисты утверждают, что для превращения возможности в действительность пассив­ной материи требуется причина, находящаяся вне её. Такой причиной, формой является, в конечном счете, Бог. Все, сотворенное богом, образует иерархию бытия. Низшим ее уровнем являются минералы. Над их не­органи­ческим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров "чистых духов" - ангелов. Венчает иерархию бы­тия бытие Бога. Онтология неотомизма тесно связана с его логикой и ар­гументологией, предполагает построе­ние особых доказательств бытия Бога. В неотомист­ской антропология человек, как и всякое бытие, понимается как единство потенции и акта, материи и формы. Бессмертная душа человека - его форма, опре­деляющая человеческое бытие. Душа более совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. На­ходясь у человека, она на самом деле принадлежит богу. Деяния души направляются естественным за­ко­ном, который повелевает творить добро и избегать зла.

Гносеология не­отомизма, по мнению Ю. Бохенского, должна быть названа реализмом. Дело заключается в том, что в неотомизме признается существование ре­альности, не зависимой от человека, и критикуется субъективно-идеалистическое по­нимание процесса по­знания. Познание неотомисты правильно определяют как взаимоотношения субъекта и объ­екта. Однако для них субъект - это бессмертная человеческая душа, а объект - сущность вещи, т. е. ее форма, идея. Получает­ся, что человек познает не ма­териальные объекты, а содержа­щиеся в них идеальные сущности.

Познание "сущности" вещи восходит от ее чувст­венного восприятия через образование понятий о еди­ничных вещах к познанию "всеобщности" вещей с помощью откровения. Критерием истинности знания является его соответствие сотворенным богом вещам .

В конце XX века онтология, гносеология и антро­пология неотомизма обновляются и возникает "ассимилирующий неотомизм", в котором в состав неотомизма включаются идеи феноменологии, экзистенциализма, философ­ской антропологии и дру­гих современных философских течений. Особое ме­сто в развитии современного неотомизма занимает дея­тельность и творчество папы римского Иоанна Павла II, в миру Кароля Войтыллы. На папский пре­стол он избран в октябре 1978 года. В его ноябрьском 1994 года обращении к католикам прозвучало, что цер­ковь совершала "грехи" в прошлом и небез­грешна в настоящем. Он указал на четыре греха прошлого: разъ­единение христиан, религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на четыре греха настоящего: ненабожность, забвение моральных цен­ностей (как следствие распространения абортов и раз­водов), некритичность по отношению к тоталитаризму, терпимость по отношению к проявлениям несправед­ливости.

Следует подчеркнуть, что, осуждая грех рас­кола хри­стиан, Иоанн Павел II считает, что в нем со­держится и позитивный смысл, ибо "Вера в Христа - это вера в того, кто из человеческой слабости может из­влечь благо. Вера в Христа - одна, но это разделение позволило церкви вы­явить все богатства, содержащие­ся в Евангелии, которые иначе могли бы ос­таться не­известными".

Многочисленные энциклики и религиозно-фило­софские труды Иоанна Павла II посвящены не только проблемам церкви, но и человека, общества. Об этом свидетельствовали вопросы, обсуждаемые в его произ­ведениях. В частности, о том, как найти золотую сере­дину между издержками "реального социализма" и пороками "развитого капитализма"; является ли рынок глав­ным регулятором социальной жизни; что такое борьба за справедливость и чем она отличается от борьбы классов.

религия наука католический неотомизм

Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма Э. Жильсон, Ж. Маритен, Д. Мерсье, А. Дондейн, Й. Бохеньский, К. Фабро, К. Ранер, Г. Веттер.

Основная цель философских рассуждений Фомы Аквинского состояла в доказательстве принципиального согласия истин разума и веры при условии главенства последней. Не приемля теории двойственной истины, фактически признававшей иррациональный характер религиозной веры, Фома настаивал на том, что и разум, и вера имеют единый источник. Теология базируется на истинах, данных в откровении, но она использует философские доводы для раскрытия их сути. Божественное провидение обеспечивает красоту и упорядоченность сотворенного мира, и философствующий разум, отталкиваясь от данных чувственного опыта и осмысливая их, ищет, так сказать, рациональное обоснование сверхчувственного бытия. При этом он не может усмотреть в окружающем мире ничего, что противоречило бы религиозным истинам. Постижение природы способно лишь углубить понимание мудрости и всемогущества творца, выразившееся в установлении естественного порядка бытия.

Фома утверждал и доказывал, что прямого доступа нашего интеллекта к всеобщему как при познании Бога, так и при познании природы не существует. Будучи единством тела и души, человек в процессе познания мира использует обе эти свои стороны, причем чувственное восприятие материальных явлений является первичным источником познания, происходящего, однако, с помощью разума. Знание всегда исходит из чего-то чувственно конкретного; познание состоит в извлечении из него, посредством разума, общего. Восходя по ступеням общности получаемых познавательных результатов, разум приближается к Божественным идеям. Непосредственно созерцать эти идеи могут лишь бестелесные существа-ангелы. Познание человеком чувственного мира, по мнению Фомы, невозможно без помощи своеобразной интеллектуальной интуиции, задающей вечные типы бытия - подобно тому, как солнечный свет делает различимыми отдельные вещи. Эта интуиция, или активный разум, хотя и не содержит готовых врожденных понятий, однако позволяет человеку осознавать бытие собственной души и верховное бытие Бога .

Оживление неотомизма (с последней трети XIX в.) было обусловлено следующими предпосылками: 1) усилением революционной борьбы, надвигавшимися социальными потрясениями общества, чему церковь противопоставила духовные средства; 2) стремлением церкви приспособиться к революции в естественных науках на основе утверждения принципа гармонии веры и разума. По неотомизму, существуют два источника познания: знания, внушаемые божественным откровением через веру, и низшие знания, приобретенные средствами человеческого разума. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. В этой взаимосвязи разум подчиняется вере. Разум теоретически охраняет чистоту веры, защищает ее с помощью логических аргументов от неверия и заблуждения.

Программным документом неотомизма являются «24 тезиса», опубликованные в 1914 г. Пием X, где были изложены основные идеи-догматы по всем главным разделам философии (онтология, антропология, гносеология и др.). Это, во-первых, привело к неисторической абсолютизации учения св.Фомы, изначально аффектирующей несоответствие томизма и естественнонаучных данных, а, во-вторых, требуя обращения к классикам схоластики, не предполагало никаких содержательных инноваций в теологии. Но подобно тому, как некогда в христианской философии было переосмыслено наследие античности, так теперь была предпринята попытка переосмыслить с точки зрения учения церкви философию Нового времени и современности, а также модернизировать томизм в соответствии с изменениями типов философской рациональности и в связи с возникновением новой научной картины мира. Целью возврата к томизму явилась также попытка противодействия социальным беспорядкам, войнам и революциям, укорененным не только в социальных противоречиях, но в упадке духовности .

Одним из видных представителей неотомизма являлся Жак Маритен. В своем учении он опирался на актуализирующее прочтение трудов Фомы Аквинского и в то же время был не чужд принципиальному диалогу с современными науками - антропологией, психологией, социологией, биологией. Мироздание, с его точки зрения, состоит из единичных конкретных, бытийствующих вещей, своей причиной имеющих Бога - высшее бытие. Для Маритена свойственно экзистенциальное прочтение томистского учения о бытии: основой мира природы и истории является «мистическое фонтанирование» акта существования, исходящего от Бога. Уже чувственное постижение мира позволяет нам воспринимать вещи как сущее, хотя при этом еще не происходит понимания самого «акта существования». Только интеллект переживает тот самый акт бытия, которым бытийствует вещь. Кроме теоретического познания, необходимого для постижения бытия, Маритен указывает и на необходимость морального и поэтического опыта, в котором человек также имеет дело с бытием в качестве блага и красоты.

В отличие от теоретической философии, направленной на уже существующие вещи, моральный и поэтический опыт направлен на то, чтобы приводить вещи или поступки к существованию. Практическое нравственное действие в отличие от теоретического акта осуществляется в уникальных условиях «здесь и теперь» и требует напряжения всего человека, не только его интеллекта, но и воли. Нравственное действие порою выглядит иррациональным, нестандартным, что не отрицает тем не менее важность универсальных норм.

Кризис европейской цивилизации, с точки зрения Маритена, может быть преодолен только на путях «интегрального гуманизма», рассматривающего человека как наделенного свободной волей и разумного существа, осуществляющего свой выбор перед лицом Бога. Воплощение в социальной жизни христианско-либерального идеала «интегрального гуманизма», по Маритену, должно способствовать единение «града земного» и церковного сообщества - «града Божия» . Идеи христианизации всех областей духовной культуры, экзистентического сближения религий, солидарности, социального идеала получили после II Ватиканского собора официальное признание.

Особый вклад в развитие неотомизма внес польско-швейцарский философ Ю.М. Бохеньский. Он исследовал проблемы философии религии, современной логики, истории философии. В его работах содержится классическое изложение неотомистской онтологии, которая рассматривается им как функция метафизики. «Метафизика, образующая ядро томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта», - подчеркивал он. Основная проблема онтологии - соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенция к акту. Можно вывести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. Бохеньский выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия. Человек обладает бессмертной душой, схватывающей достоинства предшествующих форм бытия. Человек знает цели и способен выбирать, обладает максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Бохеньского исходит из двух томистских принципов: «интеллигибельности» и «соучастия». Акт сознания - это ассимиляция разумом заключенной в вещи идеи. Полагал, что неотомизм может привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической философии, развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто .

Идеи французского религиозного философа Э. Жильсона имели свою специфику. Этьен Жильсон опирался на идеи Фомы Аквинского о необходимости гармонии разума и веры, единства философии и богословия. Как и Маритен, он отстаивает экзистенциальное толкование божественного бытия, согласно которому оно выступает чистым актом существования, благодаря которому возникает все многообразие природного и социального мира. Вещи, состоящие из материальной и духовной формы, непосредственно постигаются на чувственной ступени познания. Констатирование существования вещи и одновременно выявление ее сущности констатируется в суждении, опирающемся на интуицию бытия. Учение Фомы Аквинского, считает Жильсон, явилось вершиной средневековой мысли, последующее же развитие философии в эпоху Возрождения и Нового времени привело к рассогласованию философско-теологической мудрости и науки и дало негативные последствия. Возрождение влияния томизма может послужить преодолению противопоставления между сциентистским поклонением науки и антисциентизмом, характерным для европейской философии XX в., и будет способствовать единению человечества .

В модернизированном томизме учение о Боге корректируется и разбавляется учением об основаниях и смысле человеческой жизни. Рисуется утопическая картина общества, в котором освящаются религиозным культом все сферы социальной, культурной и даже бытовой жизни человека. Если традиционная томистика ориентировалась на богопослушание, то современные религиозные авторы на первый план выдвигают поиски человеком своего неповторимого «я» .

Сейчас намечается определенный симбиоз католической философии и всего христианства с восточными религиями, активизируются усилия за добрые начала человека, за мир и выживание цивилизации. Современный неотомизм ориентирован на ассимиляцию католической теологией новейших философских идей экзистенциализма, герменевтики, феноменологии, лингвистической философии, неопозитивизма.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ