Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ


Различают внешнюю и внутреннюю артикуляцию. Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления как одного, так и другого ее вида. Внешнюю артикуляцию подавить сравнительно легко, если создавать механические преграды для работы речедвигательных органов.

Для подавления внутренней артикуляции во время чтения существует несколько подходов. Один из них - создание самим читателем для своего чтения речевых помех (вслух или про себя во время чтения произносятся какие-либо звукословосочетания типа «ла-ла-ла», «но-но-но» и т. п. или же отдельные слова). Есть и такой подход: во время чтения обучающийся произносит короткий текст или его фрагменты, поговорку, скороговорку или легко запоминающуюся стихотворную фразу; ведет счет, например от 1 до 20, подсчитывает количество слов в тексте или же определенных букв. С этой же целью можно, читая, слушать спокойную музыку и следить за развитием мелодии. Она отвлекает внимание читающего от звуковой формы слов, а следовательно, от их произношения.

Упражнение в подобном чтении во всех случаях не предполагает досконального понимания текста и его усвоения. Здесь преследуется только одна цель - читать в таком режиме, чтобы постоянно создавалось препятствие для артикулирования.

Одним из самых эффективных методов борьбы с инерционной артикуляцией признается метод аритмического постукивания рукой в ходе чтения. В его основе - торможение речедвигательных анализаторов через центральные отделы коры головного мозга. Это можно объяснить тем, что центр управления рукой и центр речи в коре головного мозга находятся рядом. И если чтение сопровождается выстукиванием рукой, то в зоне коры больших полушарий возникает эффект индуктивного торможения работы речедвигательных органов и проговаривание слов во время чтения становится невозможным.

Показательным является следующее обстоятельство. Если попробовать читать текст вслух и одновременно выстукивать ритм, даже самый элементарный, можно убедиться, что совместить два таких действия не удастся. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается, и наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое слово невозможно. Небезынтересным в этой связи оказывается также тот факт, что артикуляция почти угасает при списывании текста - в коре головного мозга, когда пишет рука, также вызывается индуктивное торможение в зоне артикуляции.

Метод выстукивания ритма в процессе чтения с целью

подавления артикуляции разработан советским психологом Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. К этому приему и прибегают при обучении БИИЧ. Суть его заключается в следующем. Читая про себя, обучаемый выстукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Ритм включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта (рис. 1, 2).


Рис. 1. Нотная запись ритма.


Рис. 2. Пособие для проверки правильности выстукивания ритма. Стучать следует в среднем темпе.

Этот постоянно слышимый при чтении аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений русской речи и тем самым становится надежным тормозом как для внешнего, так и внутреннего проговаривания. Помехи в данном случае возникают в силу того, что слова русского языка в речевом потоке имеют разноместное, перемежное ударение. И аритмическое равномерное постукивание в ходе чтения оказывается весьма серьезным препятствием для проговаривания слов в нужном ритме, темпе и интонации.

Тот факт, что аритмическое постукивание эффективно способствует артикуляции, находит еще и следующее объяснение. Ученые установили, что движение пальцев рук в ходе развития человечества оказалось тесно связанным с речью. В результате между движением руки и произнесением слов существует прямая и естественная связь. Здесь имеет место постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Тренировочные упражнения в чтении с одновременным выстукиванием по рекомендации Н. И. Жинкина дают гораздо больший эффект, если тренирующийся придерживается следующих правил:

1. Ритм выстукивается тупой стороной карандаша или ручки, зажатых собранными вместе пальцами правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку.

Читатель, у которого более активно работает всегда левая рука, должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга.

2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное- обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

4. Читать следует ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа. Если устали - делайте перерыв. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное - сочетать процесс чтения с правильным выстукиванием ритма.

6. После усвоения этого упражнения первые 2-3 месяца при режиме быстрого чтения целесообразно выстукивать ритм один раз в неделю также по полчаса, чтобы упрочить и закрепить навык чтения в коде наглядных образов, без инерционной артикуляции.

Следует помнить, что в ходе подобной тренировки по освоению чтения с одновременным выстукиванием каждый обучающийся проходит качественно разные этапы по результативности данного упражнения.

Вначале большинство тренирующихся уже с первых минут чтения с одновременным выстукиванием ритма убеждается в возможностях реализации этих двух действий.

На втором этапе обучающийся приходит к выводу, что чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное невозможно.

На третьем этапе чтение с одновременным выстукиванием ритма у обучающегося получается, он понимает прочитанное, но запомнить его не удается. Это объясняется тем, что разрушается прежний стереотип чтения и сигналы из блока оперативной памяти направляются в долговременную память по иным, непривычным путям, сформированным многолетним опытом читателя.

Дальнейшая тренировка формирует новый нагляднообразный код и новые пути обработки текста на всем ее протяжении - от поступления информации в мозг и до закрепления в блоке долговременной памяти. Наконец наступает момент, когда чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритм вообще не замечается, как будто он вообще не существует. Текст понимается без труда, легко вспоминается прочитанное. Более того, прочитав текст и продолжая выстукивать ритм с закрытыми глазами, свободно можно изложить содержание прочитанного.

Данный этап свидетельствует уже о том, что у читающего сформировывается и закрепляется новый способ восприятия и обработки информации текста, развивается наглядно-образное представление без внутреннего прого-варивания. Обучающемуся необходимо и далее работать в данном направлении, чтобы код наглядных образов в механизме мышления стал преобладающим, сформировалась доминанта, обеспечивающая устои нового стереотипа чтения - без артикуляции. Это очень важное условие на пути освоения БИИЧ.

Тренируясь в подавлении артикуляции, читатель должен сам контролировать уровень своих достижений. При этом следует помнить, что постепенное повышение скорости будет доказывать понижение уровня артикуляции.

Показательно, что само по себе увеличение скорости чтения также способствует подавлению артикуляции. Поэтому эффективным упражнением для торможения артикуляции может быть такое чтение, когда читающий быстро ведет указательный палец вдоль газетной колонки текста и старается в таком же ритме прочитывать текст. Задача глубокого его понимания в этом случае также не преследуется, главное - осуществлять процесс чтения со скоростью, которую задает палец.

При тренировочном чтении с выстукиванием ритма рекомендуется работать с несложными текстами газетнопублицистического, общенаучного и научно-популярного стилей речи.

Не так давно на нашем ресурсе был опубликован очень , посвящённый скорочтению и различным его аспектам. Однако, несмотря на то, что тренинг вполне самодостаточен и продолжает пользоваться успехом у наших читателей, мы всё же решили в качестве дополнения к нему опубликовать отдельную статью, посвящённую именно теме подавления артикуляции во время чтения, ведь этот вопрос волнует огромное количество людей, любящих книги и увлекающихся чтением. Итак, приступим.

Немного о чтении и артикуляции

Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения:

  • Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью)
  • Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость)
  • Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения)

Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь — это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы.

Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Но т.к. статья посвящена именно артикуляции, мы не будем касаться методик быстрого чтения, а разберём несколько основных способов подавления внутренней речи.

Подавление артикуляции

Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция — это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами.

Первый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми.

Второй способ подавления артикуляции

Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста.

Третий способ подавления артикуляции

Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.

Четвёртый способ подавления артикуляции

Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:

  • Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек

Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции.

Пятый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп.

Шестой способ подавления артикуляции

Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки.

Седьмой способ подавления артикуляции

Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём.

Восьмой способ подавления артикуляции

Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.

И ещё один способ , направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости.

Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их — и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники.

Если вы не знакомы с нашим основным тренингом по скорочтению, то можете перейти по ссылке, а также можете изучить интересные и , посвящённые данной теме.

Вы знали, что 99% людей читают точно так же, как читали в шестом классе? Метод, скорость чтения и процент понимания прочитанного остались неизменными с тех времен. Дело в том, что в школе не учат читать правильно. Хотите в новом году научиться усваивать информацию в десять раз быстрее? Советы из книги «Развитие мозга» вам помогут.

Вредные читательские привычки

1. Отвлечение внимания (блуждание мысли)

Хоть раз вы в конце страницы или главы вдруг понимали, что ничего не помните из прочитанного? Причина в том, что вы отвлеклись. Странно: глаза двигались по странице, но мозг был занят… чем? Кто знает! Проблема в том, что понимание прочитанного оказалось нулевым, и вам пришлось читать заново! В некоторых случаях эта привычка полезна. Когда ваш ум находит в прочитанном связь с другой темой, к которой и переходит, это на самом деле очень хорошо. Когда же при чтении мысли просто блуждают где-то далеко, ничего хорошего нет.

Главное «лекарство» от этой привычки простое: двигайтесь быстрее! Ваш ум отвлекается в основном из-за скуки. Если он способен легко воспринять, скажем, в два раза больше, чем сейчас (а это правда), то он найдет дополнительное применение этим резервам. Мозгу очень понравится, если вы поставите перед ним задачу увеличить скорость, и он будет внимательнее. Это резко повысит понимание материала.

2. Регрессия (возврат)

При чтении любых материалов почти все регулярно возвращаются и перечитывают только что изученное. Это можно увидеть, проследив за глазами читающего. Чаще всего мы даже не отдаем себе в этом отчета!

Естественно, процесс регрессии сильно замедляет чтение и обычно не нужен. Эта привычка иногда полезна. Если вы вернетесь к прочитанному, чтобы найти пропущенное, то регрессия поможет вам прочнее усвоить нужную информацию. Но обычно это или результат отвлечения внимания, или просто привычка. И тогда вы тратите на чтение в два раза больше времени, чем нужно.

3. Субвокализация (мысленное проговаривание)

Третья привычка, которую лучше скорректировать, называется субвокализацией. Это проговаривание каждого слова в уме. Скорость чтения при этом не превышает скорости устной речи: около 150 слов/мин. Вообще-то субвокализация удобна при чтении произведений в жанре, где «слышать» слова необходимо. В эту категорию входят Священное Писание, диалоги и поэзия. В иных случаях субвокализация замедляет чтение, и вы тратите много лишних усилий.

Лучший способ устранить эту привычку (да и все три) - активнее использовать свои глаза и/или руки, научиться больше задействовать зрительные центры мозга, а не слуховые.

Как научиться читать быстрее

Прежде чем приступить к упражнениям, запомните два важных термина, связанных с движением глаз:

  • Фиксация. При чтении мышцы останавливают глаза четыре раза в секунду. Каждая такая остановка называется фиксацией. Информация воспринимается и поступает в мозг только во время остановок. В промежутках между ними глаза движутся так быстро, что ничего не воспринимается. Итак, во время чтения информация поступает к вам через глаза четыре раза в секунду. Эта особенность заложена природой, и переучивать бесполезно: у вас не получится повлиять на частоту остановок глаз. Но вы можете повлиять на то, сколько слов воспринимаете при каждой остановке.
  • Поле зрения. Ширина текста, который воспринимают ваши глаза при каждой остановке. У большинства людей при чтении поле зрения максимально узкое: одно слово на остановку. Статистика это подтверждает: если читать пословно, то получается четыре слова в секунду и ровно 240 слов/мин - средняя скорость чтения шестиклассника! Чтобы повысить ее, достаточно расширить свое поле зрения и воспринимать больше слов при каждой остановке.

Представьте, что вы пытаетесь перейти поле, но не можете делать более четырех шагов в секунду. Если они будут короткими, то на пересечение поля уйдет много времени. Но если шагать шире, не увеличивая числа шагов, вы перейдете его гораздо быстрее и с меньшими усилиями. На самом деле расширить поле зрения несложно; нужно только немного натренировать глазные мышцы и недолго попрактиковаться.

Улучшаем движения глаз

Начнем с мышц, которые отвечают за движение глаз. Выполните упражнение. Встаньте прямо и смотрите вперед. Не поворачивая головы, посмотрите как можно дальше влево. Затем как можно дальше вправо. Потом как можно быстрее пять раз подвигайте глазами налево-направо и обратно в горизонтальной плоскости. Теперь сядьте.

У вас закружилась голова или заболели глаза? Это случается с большинством людей и означает, что у них слабые, нетренированные глазные мышцы. Чтобы укрепить и натренировать их, попробуйте выполнять это же упражнение пару раз в день. Очень скоро (в большинстве случаев всего через пару дней), по мере укрепления глазных мышц, упражнение становится гораздо менее утомительным. А теперь начнем приучать ваши глаза ритмичнее двигаться при чтении. Смысл в том, что вам нужно ощутить, как глаза «скачут» по странице. Прочтите приведенный ниже текст, а потом перечитайте, следуя указаниям.

Как результаты? Чтобы приучить свои глаза двигаться ритмично, перечитывайте эту страницу с применением «скачков» пару раз в день. Не вникайте в текст; смысл упражнения в том, чтобы приучить глаза к ритмичным движениям. При этом засекайте время. Если у вас ушло больше минуты, попытайтесь выполнить его менее чем за минуту. Продолжайте работать над ним, пока время выполнения не станет меньше 30 сек., потом - меньше 20 сек., потом - меньше 15 сек. При таком темпе ваши глаза должны двигаться со скоростью свыше 1000 слов/мин.

Используем руки

При чтении ведите пальцем вертикально по странице вниз с постоянной скоростью - немного быстрее темпа, в котором способны двигаться ваши глаза. Нужно соблюдать постоянный темп, не останавливаясь и не возвращая палец вверх. Вы можете вести им вниз по левому полю, по правому полю или по центру текста. Не нажимайте слишком сильно; ведите вниз по странице непринужденно и легко. А если вы хотите еще активнее участвовать в чтении, примените метод двойной указки: ведите правым и левым указательными пальцами одновременно вниз по правому и левому полю.

Метод карточки-разделителя

Вам понадобится карточка (размер примерно 13×7,5 см) или чистый лист бумаги, сложенный вдвое. Или даже визитка, хотя она маловата. Единственный критерий отбора карточки - чтобы ее легко было держать одной рукой. Главное - правильно разместить карточку во время чтения. Возьмите ее и положите над строкой, которую читаете.

Да, именно так - над строкой. «Подождите-ка! - воскликнете вы. - Мне же не видно, что я только что прочел!» Вот именно. Этот метод сразу же повышает скорость и внимательность, потому что исключает возможность регрессии, и ваш мозг это понимает.

Отрезав себе путь к отступлению, вы даете подсознанию понять: надо быть внимательным, так как есть только один шанс. Так что по мере чтения просто перемещайте карточку по странице вниз в равномерном, постоянном темпе, чтобы ваши глаза продвигались вперед. В идеале карточка не должна останавливаться, и, конечно, ее нельзя передвигать вверх.

Подавление проговаривания текста является одним из наиболее действенных методов . Проблема проговаривания, или артикуляции, заключается в том, что она очень замедляет чтение, и при этом мешает быстро выделить нужную информацию из текста.

Есть у артикуляции и плюсы — она позволяет совершенствовать речь, и лучше понимать, как звучат те или иные слова. Данное полезное свойство помогает, например, при изучении , или при чтении поэзии.

Но для информационного чтения артикуляция мало подходит. Гораздо лучше и быстрее не проговаривать текст про себя, а создавать мысленные образы.

Вспомните, как Вы читали интересную художественную книгу с захватывающими сюжетами и красочными описаниями. В этом случае Вы, скорее всего, представляли себе все образно, не обращая внимания на слова. Чтение таким образом превращается как бы в создание фильма, который Вы мысленно просматриваете. При таком образном чтении скорость значительно увеличивается.

Для подавления артикуляции можно использовать метод речевых помех. Суть этого метода заключается в выстукивании пальцами ритмической дроби.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что ученые выяснили одну интересную вещь — речь человека и его способности к чтению очень сильно связаны с развитием пальцев. В Японии, к примеру, тренировку пальцев у детей начинают с двух лет. Ученые считают, что упражнения с пальцами стимулируют умственное развитие. Чем больше развиты движения пальцев, тем больше развита у них речь.

В древности, в первобытные времена, люди общались исключительно при помощи жестов — развитие речи произошло позже, или по меньшей мере шло одновременно. Ребенок также повторяет этот путь — сначала совершенствуются движения пальцев, а уже затем ребенок начинает выговаривать первые слова.

У человека центры, отвечающие за движения пальцев, и за восприятие речи, находятся рядом. Таким образом выстукивание пальцами определенного ритма блокирует речевой центр, и человек перестает проговаривать слова про себя.

Кроме того, на подавление мысленного проговаривания слов влияет и скорость чтения. При большой скорости мозг просто не успевает это делать.

Таким образом, чтобы подавить артикуляцию, и развить свои навыки скорочтения, следует читать текст определенным образом:

  • Начинайте отбивать ритм пальцами , например, указательным и средним попеременно, и одновременно читать текст. При ударе указательным пальцем фиксируйте взгляд на начале строки, при ударе средним пальцем фиксируйте взгляд на окончание строки. Следующий удар — начало новой строки, и так далее. Темп подберите максимально быстрый, но такой, чтобы Вы понимали и усваивали прочитанный материал. Также следите, чтобы темп был равномерным.
  • Занимайтесь регулярно , постоянно увеличивая скорость. Через некоторое время Вы, возможно, заметите, что фиксировать взгляд на начале и конце строки Вам неудобно. Взгляд начинает скользить как бы сам по себе, волнообразно. Позвольте взгляду скользить по тексту так, как Вам удобнее, при этом не сбавляя скорости скольжения. Если скорость чтения при этом снижается — вернитесь к первоначальной жесткой фиксации взгляда.
  • Не забывайте также и про другие способы развития скорочтения. Например, для улучшения периферийного зрения работайте с .
  • Читайте таким образом как можно больше и чаще. Во время занятий следите за движениями губ и языка — они не должны двигаться. Обычно для закрепления навыка ускоренного чтения без проговаривания текста требуется примерно 20 часов занятий по этой методике. После того, как Вы научитесь читать без проговаривания, можете перестать отбивать ритм пальцами — этот вспомогательный инструмент Вам уже больше не будет нужен.

В завершении — замечательная программа для развития скорочтения, в которой применены все принципы, изложенные выше. Скачать эту программу можно по ссылке:

Ритм в ней отбивает метроном, скорость которого Вы можете изменять. В программу загружается текст, который Вы затем читаете, фиксируя взгляд на начале и конце строк в соответствии с ударами метронома, при этом нужные точки фиксации взгляда будут подсвечиваться.

Программа эта бесплатная, легкая, не требующая установки, и не делающая никаких записей в реестре.

Текст можно загружать из файла, а можно из буфера обмена. Чтобы загрузить текст из файла, нужно зайти в пункт Файл — Открыть , а чтобы загрузить в программу скопированный текст, нужно сначала его скопировать, а затем выбрать пункт Файл — Читать из буфера . После этого нажимаете на кнопку Start , или выбираете пункт меню Старт .

Изменение скорости метронома достигается путем перемещения грузика на его маятнике, или путем изменения параметров в пункте Режим — Скорость .

Приятных Вам тренировок!

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ