Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

добровольности;

открытости и доступности правил аккредитации;

компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

3. Порядок и критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, определяются Правительством Российской Федерации на основании национальных стандартов, принятых с учетом международных норм. Правительство Российской Федерации определяет органы по аккредитации.

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Законом о техническом регулировании в Российской Федерации установлена единая система и правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Цели аккредитации:

  • - подтверждение компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • - обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов но сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • - создание условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Для проведения единой государственной политики в области аккредитации создается Межведомственная комиссия, в состав которой входят представители федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций. В единой системе аккредитации предусмотрено создание Бюро по аккредитации как неправительственной и некоммерческой организации, работающей на принципах самофинансирования. Основными задачами Бюро по аккредитации являются:

  • o организация и проведение разработки нормативных документов, устанавливающих единые правила по аккредитации, для утверждения их Правительством РФ;
  • o предоставление заинтересованным сторонам информации в области аккредитации, в том числе об аккредитованных объектах;
  • o обобщение опыта работы по аккредитации в Российской Федерации и подготовка предложений по совершенствованию системы и правил аккредитации.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе следующих принципов:

  • o добровольности;
  • o открытости и доступности правил аккредитации;
  • o компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
  • o недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • o обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
  • o недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
  • o недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Принципы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Российской Федерации соответствуют международным требованиям, что обеспечивает в дальнейшем возможность признания результатов сертификации в разных странах.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Работы но аккредитации осуществляют эксперты, прошедшие подготовку и аттестацию по правилам единой системы аккредитации и занесенные в Единый реестр экспертов по аккредитации системы.

При аккредитации органов по сертификации необходимыми условиями являются:

подтверждение установленной квалификации персонала органа;

  • - наличие приспособленных для деятельности органа помещений и их оснащение;
  • - наличие документированных инструкций, методик и процедур в отношении деятельности органа;
  • - гарантия того, что орган будет в состоянии возместить ущерб, нанесенный в результате его деятельности.

В мире применяется несколько моделей систем аккредитации. Например, во Франции и Англии созданы единые национальные органы по аккредитации.

В Италии действует несколько органов по аккредитации в различных, не пересекающихся областях деятельности. В Германии работу нескольких органов по аккредитации, сферы деятельности которых могут пересекаться, контролирует Немецкий совет по аккредитации (DAR). В США деятельность в этой области организована на принципах свободной конкуренции.

В странах ЕС наряду с аккредитацией уже более 20 лет действует специальная процедура уполномочивания (нотификация), применяемая для выполнения работ в рамках конкретной директивы ЕС. Уполномочивание предполагает включение в специальный список названий и адресов органов с указанием вида продукции и процедур оценки соответствия, для проведения которых уполномочивается орган, а также срока уполномочивания. Европейской комиссией присваивается идентификационный номер, список уполномоченных органов публикуется в Бюллетене Европейской комиссии. При этом государство не обязано уполномочивать все органы, обладающие технической компетентностью, т.е. прошедшие процедуру аккредитации. Отсюда автоматически следует, что в ЕС уполномочивание не рассматривается как процедура, адекватная аккредитации. Уполномоченные органы принимают на себя ответственность в сфере общественных интересов в рамках конкретной директивы и несут ответственность перед органами власти.

На международном уровне взаимное признание результатов сертификации продукции и услуг в разных странах обеспечивается участием стран в Международном форуме но аккредитации (МФА, IAF), который является всемирной ассоциацией аккредитующих органов и других учреждений, заинтересованных в оценке соответствия продукции, услуг, персонала и систем менеджмента. В состав IAF входят 80 членов, из них 59 - национальные организации по аккредитации, 17 - ассоциативные члены (11 - члены ассоциаций органов по сертификации/ регистрации/ инспекции и 6 - промышленные ассоциации / ассоциации-пользователи); 4 региональные группы, имеющие специальное признание, так как являются членами ЕА, IAAC (Межамериканское сотрудничество в области аккредитации), РАС (Сотрудничество по аккредитации в Тихоокеанском регионе) и SADCA (Южноафриканское сообщество по разработкам в области аккредитации); ISO и А члена-наблюдателя.

Главная задача IAF - разработка единой международной процедуры оценки соответствия, позволяющей снизить риск для бизнеса организаций и их клиентов на основе выдаваемых аккредитованных сертификатов, которые были бы гарантией доверия.

Участники IAF аккредитуют органы по сертификации, которые выдают сертификаты, подтверждающие, что менеджмент организации, ее персонал или продукция соответствуют установленному стандарту (оценка соответствия). В Европе аналогичные задачи решает Европейская организация по аккредитации (ЕА), которая входит в состав IAF.

IAF преследует две цели:

  • 1) обеспечение компетентности персонала органов но аккредитации IAF;
  • 2) установление Многостороннего соглашения по взаимному признанию (MLА) между органами по аккредитации - членами IAF, что позволяет снизить риск для бизнеса организаций и их клиентов путем гарантирования при помощи аккредитованного сертификата уверенности в его соответствии в любой точке мира, где он может быть предъявлен.

Членство аккредитующего органа в IAF открыто для организаций, которые аккредитуют органы по сертификации/регистрации систем качества, продукции, услуг, персонала, систем экологического менеджмента и других программ оценки соответствия.

Участники IAF могут предоставить статус Особого признания организациям, которые разделяют общую цель с Форумом. Организации, наделенные статусом Особого признания, могут быть представлены в IAFn могут принять участие в любом собрании участников IAF, но без права голоса.

IAF проводит следующие программы: - разработку руководства, правил и процедур для работы по аккредитации, сертификации/регистрации, а также разработку программ взаимного соглашения, которые в конечном счете приводят к ситуации "сертифицированы однажды - приняты везде";

  • - обеспечение того, что члены аккредитующего органа работают с учетом высочайших стандартов компетентности и неподкупности и аккредитуют только те организации, которые продемонстрировали, что они компетентны и беспристрастны;
  • - гармонизацию процедур выполнения аккредитации и их выполнения, основанную на международных стандартах и руководствах и руководстве IAF по их применению;
  • - разработку руководства, правил и процедур для работы с особыми схемами сертификации соответствия для удовлетворения требований особых отраслей промышленности;
  • - разработку руководства, правил и процедур для оценки соответствия, которые удовлетворяли бы законодательным и государственным требованиям;
  • - обмен информацией между органами по аккредитации;
  • - сотрудничество в обучении аудиторов и другого персонала;
  • - содействие работе ISO и других международных организаций;
  • - поддержание связи с региональными группами аккредитующих органов;
  • - поддержание связи с другими организациями и промышленными группами;
  • - помощь аккредитующим органам в странах с отсталой экономикой.

Устав Международного форума по аккредитации (IAF)

Международный форум по аккредитации, Inc. (IAF) является международной ассоциацией организаций, которые заключили соглашение о совместной работе для достижения общих целей в области облегчения торговли.

Мы являемся главным всемирным форумом по разработке принципов и практики проведения оценки соответствия, которая будет давать необходимую уверенность в признании на рынке. Мы работаем через аккредитацию тех органов, которые сертифицируют или регистрируют системы менеджмента, продукцию, персонал и/или проводят инспектирование.

Мы способствуем всемирному признанию сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, регистрации или инспектированию, аккредитованными Аккредитующим органом - участником IAF MLA, и стремимся принести пользу всем заинтересованным сторонам через нашу работу и при помощи наших программ.

Мы сводим вместе на международной основе партнерские аккредитующие органы и представителей заинтересованных групп, которые стремятся при помощи признания аккредитованных сертификатов соответствия облегчить мировую торговлю.

Мы разрабатываем и/или признаем соответствующие процессы и инструкции по проведению сертификации соответствия но всему миру и ручаемся за их глобальное применение Аккредитующими органами - участниками IAF и аккредитованными ими органами по сертификации, регистрации и/или инспектированию.

Мы широко консультируемся с заинтересованными сторонами по вопросам разработки наших программ и работаем для создания наилучшего возможного стандарта оценки соответствия с тем, чтобы обеспечить для заинтересованных сторон результативный, полезный итог.

Мы оказываем влияние на мировую торговлю путем совместной работы с другими ключевыми международными организациями и промышленными группами.

Утверждено членами IAF в декабре 2009 г.

Успешное подтверждение соответствия возможно только при высокой компетенции участников процедуры в проведении испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Заявитель должен доверять органу по сертификации и испытательной лаборатории, которые дают заключение на его продукцию, испытательная лаборатория - органу по сертификации, и наоборот. Для определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации необходим соответствующий механизм. Таким механизмом является аккредитация.

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)

1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

Подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

Обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей, в том числе потребителей, к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

Создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

Добровольности;

Открытости и доступности информации о процедурах, правилах и результатах осуществления аккредитации;

Компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

Недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

Обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

Недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

Недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях;

Недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с полномочиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц;

Обеспечения конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аккредитации;

Недопустимости предоставления органом по аккредитации платных консультационных услуг.

Развитие процесса аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации в России началось с введения системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система охватывала вопросы не только сертификации, но и аккредитации. Однако это противоречило международной практике, где сертификация и аккредитация не существуют в рамках одной системы. С 1995 г. ведется работа по созданию самостоятельной Российской системы аккредитации.

Аккредитация, как и сертификация, проводится в законодательно регулируемой и нерегулируемой областях.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, работающих в системах обязательной сертификации, относится к регулируемой законом области. Это связано с обеспечением требований законодательства по безопасности товаров и услуг и их влиянию на окружающую среду. Аккредитация в нерегулируемой области координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий в системах добровольной сертификации.

Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия проходит в четыре этапа: подача заявки, проведение экспертизы, решение по аккредитации, инспекционный контроль.

Организация, претендующая на право стать органом по аккредитации, должна иметь: определенный юридический статус; финансовую стабильность; организационную структуру, соответствующую обеспечению компетентности, беспристрастности и независимости при аккредитациях; площади и оборудование; квалифицированный персонал; необходимые нормативные документы на критерии и процессы аккредитации; систему обеспечения качества аккредитации.

В настоящее время аккредитацию испытательных лабораторий и органов по сертификации в России осуществляют подразделения Росстандарта в обязательной области и центральные органы систем сертификации в добровольной области. В связи с тенденцией разделения сертификации и аккредитации и созданием Российской системы аккредитации функции органов по аккредитации постепенно переходят к другим структурам.

Структура российской системы аккредитации

В соответствии с законом «О техническом регулировании» Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий в РФ предназначена для официального признания органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Она осуществляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.

Данные цели предполагают решение следующих задач в области аккредитации:

установление единых требований к органам по сертификации и испытательным лабораториям;

установление общих правил аккредитации и требований к объектам аккредитации;

создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;

сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе следующих принципов:

1. Добровольности.

Испытательные лаборатории и органы по сертификации могут не проходить процедуру аккредитации, при этом не допустима любая форма принуждения со стороны органов государственной или местной власти. Вместе с тем, отсутствие официального признания способности выполнять заявленные работы может вызвать недоверие со стороны заявителей, что приведет к экономической несостоятельности;

2. Открытости и доступности правил аккредитации .

Правила аккредитации должны публиковаться и распространяться свободно и быть доступными для изучения заинтересованным лицам;

3. Компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию. Любая работа по аккредитации в установленной системе аккредитации должна выполняться персоналом, обладающим необходимым опытом и с применением соответствующих технических средств. Органы по аккредитации не должны находиться в заинтересованных отношения с органами, проходящими аккредитацию;

4. Недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Мало понятный принцип, из него следует, что аккредитации подлежат испытательные лаборатории, возможно в которых используются сложные оборудование и измерительная техника. Можно предположить, что органам по сертификации в системе оценки соответствия определена особая роль, или их значение принижается. Поэтому для предотвращения многовариантного понимания принципа необходимо создать Единую систему аккредитации с учетом исторического опыта европейских стран, в которых после аккредитации складываются доверительные отношения между заинтересованными сторонами;

5. Обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации.

Процедура и требования должны быть едиными для разных органов по сертификации и испытательных лабораторий, вне зависимости от их принадлежности или объема выполняемых работ;

6. Недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия.

Этот принцип может быть реализован только при условии выделения аккредитации в самостоятельную систему без права проведения подтверждения соответствия.

7. Недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Аккредитация деятельности организаций должна производиться по единым правилам, прописанным в единых документах. Внесение изменений в документы аккредитации на региональном уровне (с учетом особенностей региона) не допустимо.

Современная практика аккредитации в РФ не позволяет в полной мере достигать заявленных целей из-за ряда негативных моментов, к которым могут быть отнесены:

1. Множество аккредитующих органов, и их ведомственная разобщенность при проведении работ по аккредитации;

2. Пересечение областей деятельности аккредитующих органов и отсутствие механизма их координации;

3. Применение различных критериев и процедур в действующих аккредитующих органах;

4. Несоответствие организации работ по аккредитации международным требованиям;

5. Совмещение работ по аккредитации и сертификации.

Некоторые отставания РФ в организации проведения аккредитации вызваны двумя объективными причинами:

1. Мировые тенденции совершенствования аккредитации проявились, когда в России законодательная база аккредитации была уже сформирована и требуется время для адаптации в условиях РФ накопленного зарубежного опыта;

2. Медленным совершенствованием действующего законодательства, предусматривающего проведение аккредитации разными федеральными органами исполнительной власти и нормативной базы аккредитации;

Аккредитация есть официальное признание того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочны осуществлять конкретные испытания (сертификацию) или типы испытаний.

Аккредитацию проводят в четыре этапа: подача заявки в орган по аккредитации (образует ФАТР и М) и заключение договора, проведение экспертизы (эксперт, экспертная комиссия), решение по аккредитации (на 5 лет), инспекционный контроль.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, являющиеся участниками процесса сертификации, должны быть аккредитованы на право проведения работ в определенной области, что обеспечивает доверие к результатам испытаний и сертификации.

Аккредитация - процедура, посредством которой авторитетный орган официально признает правомочность лица или органа выполнять конкретные работы в определенной области деятельности.

В России работы по аккредитации возложены на Госстандарт РФ. Принципы действующей в РФ нашли отражение в основополагающих стандартах ГОСТ Р серии 51000. Они гармонизованы с руководствами ИСО/МЭК, европейскими стандартами серии EN 45000, положениями Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Общее руководство и координацию деятельности по аккредитации осуществляет специально созданное самостоятельное подразделение Госстандарта - Отдел по аккредитации, который сертификацией не занимается.

Главные цели аккредитации - обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.

Система аккредитации - это совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, других субъектов, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы*.

Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы.

Объектами аккредитации являются:

испытательные лаборатории,

органы по сертификации,

контролирующие организации,

метрологические службы юридических лиц;

организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.

Участниками российской системы аккредитации являются: Совет по аккредитации в РФ (Совет), аккредитующие органы и технические центры по видам деятельности, объекты аккредитации и аккредитованные организации, эксперты по аккредитации. Рассмотрим их функции.

Аккредитующий орган управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию.

*В США системы аккредитации испытательных лабораторий существуют с 1976 г., во Франции - с 1979 г., в Великобритании - с 1981 г., в Дании - с 1973 г. По одной национальной системе аккредитации действует лишь в Дании, Швейцарии, Японии, Австралии, Норвегии и Финляндии. В других государствах существует по несколько систем, особенно многочисленны они в США.

Аккредитующий орган устанавливает специальные правила процедуры и управления, по которым действует аккредитация; устанавливает специальные требования к объектам аккредитации, аккредитует их и выдает аттестат аккредитации, проводит регистрацию аккредитованных объектов и экспертов, а также публикует информацию о них, рассматривает апелляции и разрабатывает правила по признанию других систем аккредитации, в том числе зарубежных. Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация

Требования, которым должен отвечать аккредитующий орган регламентируются ГОСТ Р 51000.2-95 Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу.

Процедура аккредитации состоит из следующих последовательно выполняемых действий (ГОСТ Р 51000.1-95):

представление заявителем заявки на аккредитацию;

экспертиза документов по аккредитации;

аттестация заявителя;

анализ всех материалов и принятие решений об аккредитации;

выдача аттестата об аккредитации;

проведение инспекционного контроля аккредитованной организации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже, чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация - это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности.

Доаккредитация проводится по полной или сокращенной процедуре, что определяется аккредитующим органом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ