Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом .

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Ополчения Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes , обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Облачение (хабит) - белая туника, кожаный пояс с чётками, белый скапулярий, белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Святые и блаженные доминиканцы

  • Св. Доминик (1170-1221) - основатель ордена проповедников
  • Св. Раймунд де Пеньяфорт (1175-1275) - богослов и канонист
  • Св. Яцек (Гиацинт) Одровонж (1183/1185-1257) - миссионер, согласно преданию, достигавший в ходе миссии берегов Днепра (г. Киева)
  • Св. Альберт Великий (ок. 1193-1280) - философ -схоласт , богослов
  • Св. Фома Аквинский (1225/1226-1274) - средневековый философ и богослов
  • Бл. Иннокентий V (ок. 1225-1276) - папа римский
  • Св. Маргарита Венгерская (1242-1270) - принцесса из династии Арпадов
  • Бл. Бенедикт XI (1240-1304) - папа римский
  • Бл. Генрих Сузо (1295/1297-1366) - поэт и философ-мистик
  • Св. Екатерина Сиенская (1347-1398) - Учитель Церкви , терциарка
  • Св. Викентий Феррер (1350-1419) - философ, богослов и проповедник
  • Бл. Фра Анджелико (1400-1455) - выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения
  • Св. Пий V (папа римский) (1504-1572) - папа римский
  • Св. Мартин де Поррес (1579-1639) - врач, первый темнокожий американец, канонизированный католической церковью (в 1962г).

Известные доминиканцы

  • Аудифреди, Джиамбаттиста (1714 −1794) - астроном и библиограф
  • Винсент из Бове (1190-1264) - теолог, энциклопедист, философ и педагог
  • Маргарета Эбнер - (ок. 1291-1351) - визионерка и мистическая писательница
  • Майстер Экхарт (1260-1328) - теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
  • Иаков Ворагинский (1230-1298) - духовный писатель
  • Петрус де Дация (1235-1289)- первый шведский писатель
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат
  • Иоганн Таулер (1300-1361) - мистик и проповедник
  • Томас Торквемада (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании
  • Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги «Молот ведьм »
  • Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк
  • Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор
  • Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - приобрел известность распространением индульгенций , выступил с опровержением 95 тезисов Лютера
  • Антонио де Монтесинос (англ. Antonio de Montesinos (Dominican friar) ) - монах, который был первым из духовенства, публично осудившим все формы порабощения коренных народов Америки.
  • Педро де Кордова (англ. Pedro de Cordova ) (1460-1525) - приор доминиканского монастыря, который поддерживал деятельность Лас Касаса и Монтесиноса
  • Фра Бартоломео (1469-1517) - художник, один из представителей флорентийской школы живописи
  • Бартоломе де Лас Касас (1484-1566) - защитник прав индейцев, противник рабства; епископ
  • Себастьян де Фуэнлеаль (ок. 1490-1547) - епископ Санто-Доминго , исполнял обязанности председателя Второй Аудиенсии
  • Луис де Гранада (1504-1588) - богослов и один из великих мистиков Испании
  • Гашпар да Круш (ок. 1520-1570) - миссионер, автор первой европейской книги о Китае
  • Луис де Леон (1528-1591) - поэт-мистик, религиозный писатель, переводчик священных текстов и литературных сочинений
  • Джордано Бруно (1548-1600) - учёный и поэт, позднее ушёл из ордена
  • Жак Клеман (1565-1589) - убийца французского короля Генриха III Валуа
  • Томазо Кампанелла (1568-1639) - философ, писатель-утопист
  • Бенедикт XIII (1649-1730) - папа римский
  • Жан Батист Лаба (1663-1738) - миссионер и путешественник
  • Анри-Доминик Лакордер (1802-1861) - писатель и богослов, много сделавший для возрождения Ордена в 19 веке
  • Мари-Жозе Лагранж (1855-1938) - богослов
  • Анна Ивановна Абрикосова (1882-1936) - активистка русского католического движения, настоятельница московской общины доминиканцев-терциариев
  • Конгар, Ив (Congar, Yves) (1904-1995) - французский католический теолог, представитель «новой теологии» (Nouvelle théologie); один из экспертов Второго Ватиканского собора .
  • Жорж-Доминик Пир (1910-1969) - лауреат Нобелевской премии мира ()
  • Бруно Хуссар (1911-1996) - основатель Неве-Шалом (Оазис Мира)
  • Луго, Бернардо де - лингвист, составитель первой грамматики языка чибча -муисков.
  • Марсель Дюбуа (1920-2006) - богослов, преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме , настоятель ивритоязычной католической общины.
  • Жорж Коттье (1922) - кардинал, теолог и философ
  • Наталья Леонидовна Трауберг (1928-2009) - терциарка, переводчик и публицист
  • Кристоф Шёнборн (1945) - кардинал, архиепископ Венский, теолог

См. также

  • Папский университет святого Фомы Аквинского (Ангеликум)

Напишите отзыв о статье "Доминиканцы"

Примечания

Литература

  • Анри Лакордер.
  • Lacordaire. Memoire pour le retablissement de l’ordre des Freres precheurs. 1840.
  • Danzas. Etude sur les temps primitifs de l’ordre de St. Dominique. Пар., 1874-1875.
  • Douais. Essai sur l’organisation des etudes dans lordre des Freres precheurs etc. 1884.

Ссылки

  • (англ.) (исп.) (фр.)
  • (укр.)
  • (рус.) на hrono.info

Отрывок, характеризующий Доминиканцы

– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.

Доминик (де Гусман)_

Доминиканцы

Доминиканцы - орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный св.Домиником в Тулузе. В 1216 орден был утверждён папой Гонорием III, предоставившим новому ордену ряд привилегий. Быстро распространился во Франции, Испании и Италии. Во Франции доминиканцы нередко назывались якобитами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви св.Иакова. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углублённое изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы. Карсавин Л.П. отмечал: "Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали др. В этом первом монастыре (ок.Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же "уставными католиками".

Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности , и орден вошёл в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не м.б. доведена до таких пределов, как у ранних миноритов. Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних.


Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения . Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введённые с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 , на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский.


Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию , церковной истории и праву. Последние два - углублённому изучению богословия, руководством для чего служила "Теологическая сумма" Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан "общего проповедника", получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности" (Карсавин Л.П. Монашество в средние века. СПб, 1912). На первом генеральном капитуле в Болонье в 1220 доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 было отменено папой Мартином V. Когда в 1221 Доминик, в качестве генерала, председательствовал на втором общем собрании ордена в Болонье, орден уже насчитывал 60 монастырей и был разделён на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.


Третий великий магистр ордена, св.Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 собрание его статутов . Во главе ордена стоял избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр . В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности. Членами ордена были Альберт Великий, Фома Аквинский, Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский. При самом основании своём обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев , доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведовал высшей цензурой . В 1233 папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах , а отчасти и от миссионерской деятельности. В к.XIX в. они существовали в Италии, Испании, Австрии , миссии их были в Америке и Ост-Индии. Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху чёрную мантию с чёрным капюшоном.


Герб ордена изображает собаку, которая несёт во рту горящий факел (отсюда и название их "Псы Господни"), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины . Женские доминиканские монастыри, числом до 300, в к.XIX в. существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с чёрным плащом и вуалью. Значительнейшая из сестёр этого ордена - св.Екатерина Сиенская. Доминиканский орден имеет и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем "Милиции Иисуса Христа" союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сёстрами "Покаяния святого Доминика". Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена.

Доминиканцы (Dominicans), члены ордена монашеского братства проповедников. Основан св. Домиником, в 1216г. получил благословение папы. Орден возглавлял генерал-магистр, монахи носили черную мантию с белым подрясником, из-за чего их и прозвали "Черным братством". Это был нищенствующий орден, стремившейся проповедовать слово Божье среди народа, не замыкаясь в стенах монастырей. Особое внимание Д. уделяли спец. системе просвещения в "дрмах всеобщего обучения". Членом этого ордена были философ и теолог св. Фома Аквинский, а также четыре папы. Орден приобрел большую популярность в 13 в.; папы использовали Д. для своей борьбы с инакомыслящими (в т.ч. в орг-ции крестовых походов) и в инквизицией. С появлением новых орденов во время Контрреформации влияние Д. ослабло.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Доминиканцы

Доминиканцы, Доминиканский орден, орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, OP), неофициально Псы Господни, - католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.

Организация

В 2004 г. орден насчитывал 6109 монахов (из них 4488 священников). Они служат в 622 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины. Женская ветвь ордена (второй орден) - 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев, людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare).

В 1214 г. вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы. В 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 г. в ордене было 7 000 монахов.

Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кельне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 г. доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепископство.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский - замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.

Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов.

Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся - что объясняется составом ордена - более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою.

В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении. Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена. В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена - святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII - XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения - изгнание в 1910 г. из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes, обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Облачение - белая ряса с белым капюшоном и черной пелериной.

Святыe и блаженные доминиканцы

* Блаженный Фра Анджелико (1400-1455) - итальянский художник эпохи Раннего Возрождения

* Св. Альберт Великий (ок. 1193-1280) - немецкий философ-схоласт, богослов

* Блаженный Бенедикт XI (1240-1304) - папа римский

* Св. Доминик (1170-1221 - основатель ордена

* Св. Екатерина Сиенская (1347-1398) - Учитель церкви

* Блаженный Иннокентий V (ок. 1225-1276) - папа римский

* Св. Пий V (папа римский) (1504-1572) - папа римский

* Блаженный Генрих Сузо (1295/1297-1366) - немецкий поэт и философ-мистик

* Св. Фома Аквинский (1225/1226-1274) - великий средневековый философ и теолог

* Св. Яцек (1183-1257)

Известные доминиканцы

* Бенедикт XIII (папа римский) (1649-1730) - папа римский

* Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский ученый и поэт, позднее ушел из ордена

* Винсент из Бове (1190-1264) - теолог, энциклопедист, философ и педагог

* Томазо Кампанелла (1568-1639) - итальянский философ, писатель-утопист

* Жорж Коттье (род. 1922) - кардинал, крупный католический теолог и философ

* Бартоломе де Лас Касас (1484-1566) - защитник прав индейцев, противник рабства

* Жак Клеман (1565-1589) - убийца французского короля Генриха III Валуа

* Жан Батист Лаба (1663-1738) - миссионер и путешественник

* Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат

* Жорж Пир (1910-1969) - лауреат Нобелевскoй премии мира (1958)

* Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор

* Иоганн Таулер (1300-1361) - немецкий мистик и проповедник

* Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - cоставил себе известность распространением индульгенций, выступил с опровержением 95 тезисов

* Томас Торквемада (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании

* Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк

* Кристоф Шенборн (род. 1945) - кардинал, архиепископ Венский, теолог

* Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги «Молот ведьм»

* Мейстер Экхарт (1260-1328) - немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков

* Яков Ворагинский (1230-1298) - духовный писатель

Литература

* Lacordaire, «Memoire pour le retablissement de l’ordre des Freres precheurs» (1840);

* Danzas, «Etude sur les temps primitifs de l’ordre de St. Dominique» (Пар., 1874 - 75);

* Douais, «Essai sur l’organisation des etudes dans lordre des Freres precheurs etc.» (1884).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

Доминиканец в облачении

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты . Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов.

Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса , Болонье для Италии , Кельне для Германии и Оксфорде для Англии . Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года , на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский . Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

Ссылки

  • Генеральный викариат Украины и России ордена доминиканцев св. Михаила Архангела (англ.) (польск.) (рус.) (укр.)
  • Официальная страница Ордена доминиканцев (англ.) (исп.) (фр.)
  • (рус.)

ДОМИНИКАНЦЫ, в широком смысле - общее наименование трёх ветвей Ордена святого Доминика, живущих согласно традициям доминиканской духовности, - Ордена проповедников, Второго ордена сестёр-монахинь, движения доминиканцев-мирян, исторически восходящего к Третьему ордену (так называемым терциариям).

Орден проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum), монашеский нищенствующий орден (собственно доминиканцев), основанный в 1-й четверти 13 века святым Домиником де Гусманом для проповеди Евангелия «словом и примером» и действующий на основе Устава святого Августина.

Возникновение Ордена доминиканцев тесно связано с проповеднической деятельностью, осуществлявшейся в Южной Франции в 1206-17 годах группой священников из епархии Осма (Кастилия) с целью противодействовать распространению учения катаров. Формирование первой монашеской общины, сложившейся в Тулузе вокруг святого Доминика, традиционно датируется 1214-15; буллами «Religiosam vitam eligentibus» и «Gratiarum omnium» папы Римского Гонория III (1216-27) соответственно от декабря 1216 и января 1217 было дано официальное утверждение ордена. На первых генеральных капитулах в Болонье (1220, 1221) была окончательно определена организационно-правовая база ордена, установлены его главные задачи. Отличительной особенностью организационных принципов доминиканцев стала большая, нежели в других монашеских орденах, централизация власти: избиравшиеся настоятели (приор, провинциал, генеральный магистр) несли ответственность перед конвентом (монашеской общиной), провинциальным или генеральным капитулом; каждый монах приносил присягу генеральному магистру. В 1221 году доминиканцам принадлежали уже около 70 монастырей; впоследствии возникло 12 орденских провинций (испанская, провансальская, французская, ломбардская, римская, венгерская, немецкая, английская, иерусалимская, греческая, польская, датская). В 1256 число монахов-доминиканцев приблизилось к 7 тысячам, к концу 13 века оно составляло около 10 тысяч. Доминиканские богословы осуществляли преподавательскую деятельность в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи, Флоренции, Кёльна и других городов. К числу крупнейших богословов-доминиканцев принадлежали Альберт Beликий, архиепископ Кентерберийский Роберт Килуордби (1272-79), Фома Аквинский; из среды доминиканского монашества вышел папа Римский Иннокентий V (1276). Существенным был вклад доминиканского монашества в различные области культуры и знания классического Средневековья: Вильему из Мербеке (умер после 1281) принадлежат переводы сочинений Аристотеля, Архимеда, Герона Александрийского и других древнегреческих авторов; архиепископу Генуи Якопо да Вараццо (умер 1298) - агиографические и так называемые исторические произведения (среди основных - «Золотая легенда», «История Генуи от основания города до 1297»); Винсенту из Бове - сочинение энциклопедического характера «Великое Зерцало». Представителями мистической традиции, зародившейся в доминиканской среде в 13-14 века, были Мейстер Экхарт (около 1260 - около 1328), Екатерина Сиенская, Джованни Доминичи (конец 14 - начало 15 века), Роза Лимская (1586-1617) и др. В период до начала 14 века миссионерская деятельность доминиканцев охватила территорию от Балтики до Причерноморья. Около 1221 венгерскими доминиканцами была организована миссия в Поволжье, в районе расселения тюркоязычных куманов (просуществовала вплоть до монгольского вторжения в 1240). В 1300-1450 в Кафе (Каффе; Северное Причерноморье), Пере (в непосредственной близости от Константинополя), а также в Грузии, Персии, Туркестане и Индии действовали доминиканские миссии. Одним из наиболее значительных миссионерских достижений доминиканцев стало основание в 1318 архиепископии Султания (Персия) с 6 суффраганатами. В 14 - начале 15 века епископы-доминиканцы, чередуясь с францисканцами, возглавляли кафедры крупнейших итальянских факторий в Северном Причерноморье - Чембало, Солдайи, Таны, окормляли также Тебризское, Мешхедское, Тифлисское католические епископства. Постоянная доминиканская миссия в Кафе (турецкий Кефе) продолжала действовать и в 1-й половине 17 века, уже после завоевания фактории Османской империей.

В 14-15 веках в общинной жизни доминиканцев наметился кризис, что привело к возникновению внутри ордена движения обсерванции (за возвращение к аскетическим идеалам и за строгое соблюдение устава). Возникшие в различных орденских провинциях обсервантские конгрегации обладали правом автономии, однако находились в подчинении генеральному магистру ордена. Одним из наиболее значительных представителей доминиканской обсерванции был Дж. Савонарола.

16 век был отмечен расширением миссионерской деятельности доминиканцев. В 1510 доминиканцы прибыли на остров Гаити, в 1512 возник доминиканский монастырь на острове Доминика. Опорой для миссионерской деятельности доминиканцев в Китае, Корее и Японии стала основанная в 1592 орденская провинция на Филиппинах. В тот же период в Англии, Швеции, Германии, охваченных Реформацией, многие доминиканские монастыри, а также провинции были ликвидированы. Процесс ослабления доминиканского влияния, обусловленный в немалой степени возникновением новых монашеских орденов, прежде всего, ордена иезуитов, не затронул в 16 - начале 17 века польские и литовско-русские земли; в 1-й половине 17 века на этой территории значитительно увеличилось число доминиканцев, усилилось их культурное влияние (краковская и вроцлавская доминиканские библиотеки принадлежали к числу крупнейших в Польше). В 17-18 веках в Европе в жизни ордена наметились новые кризисные явления, обусловленные ограничением его независимости со стороны светских властей, введением в 1804 на всех территориях французской империи единого гражданского кодекса (Кодекса Наполеона); в период 1777-1832 не состоялось ни одного генерального капитула доминиканцев. В 1804-1805 в ордене произошёл раскол - 16 испаноязычных провинций добились права автономии (действовала до 1872).

Кризисные явления в жизни ордена и необходимость их преодоления стали причиной возникновения внутри ордена и усиления на протяжении 1-й половины 19 века нового реформаторского течения, базой распространения которого послужили орденские провинции Франции. Оно было возглавлено доминиканцем Ж. Б. Анри Лакордером (1802-61), а после его смерти - В. Жанделем, генеральным магистром ордена (1850-72), стремившимся, опираясь на духовное наследие святого Доминика, вернуть ордену духовное и организационное единство. Особое внимание уделялось при этом улучшению доминиканского образования и развитию богословской традиции. К концу 19 века положение ордена в Европе (особенно в Германии, Бельгии, Нидерландах, Испании) значительно укрепилось. Его быстрое развитие происходило и в США, куда доминиканцы впервые прибыли в 1804; в начале 20 века там насчитывалось около 200 монахов, к 1940 - три орденские провинции; в 1911 орденская провинция была также учреждена в Канаде.

Несмотря на трагические события 1-й половины 20 века (Первая мировая война 1914-18, Гражданская война в Испании 1936-39, Вторая мировая война 1939-45), особенно отразившиеся на европейских орденских провинциях, к 1967 году орден насчитывал 10 085 монахов.

В начале 21 века основными сферами деятельности доминиканцев остаются проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность. Во главе ордена стоит генеральный магистр.

Каждую орденскую провинцию возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом. В ведении доминиканцев - римский университет «Ангеликум» (1909; с 1963 Папский университет Святого Фомы Аквинского), Французская библейско-археологическая школа в Иерусалиме; доминиканцы преподают во многих католических университетах Европы и Америки, ведут широкую издательскую деятельность (около 160 периодических изданий), среди которых наиболее крупными являются «Revue biblique» (с 1892), «Revue thomiste» (с 1893), «Analecta Sacri Ordinis Fratrum Praedicatorum» (с 1893), «Archivum Fratrum Praedicatorum» (с 1931). В начале 21 века орден насчитывает около 7000 монахов и более 600 монашеских обителей; генеральная курия ордена находится в монастыре Святой Сабины (Рим).

Второй орден сестёр-монахинь (Moniales Ordinis Praedicatorum), доминиканки. Наряду с мужской (Первый орден) имеется также женская ветвь Ордена святого Доминика, состоящая из созерцательных либо деятельно-созерцательных монастырей, а также монашеских конгрегаций и общин.

Первые женские монастыри были основаны самим святым Домиником в Пруйе (1206-07), Тулузе (1215), Мадриде (1220), Риме (1221). Доминиканками также был принят Устав святого Августина, а в 1259 - монашеская конституция, установившая полное воздержание от мясной пищи, продолжительные посты, строгий затвор. К началу 14 века в Европе насчитывалось около 150 монастырей и 7500 сестёр, находившихся в юрисдикционной зависимости от доминиканских настоятелей. Начиная с 14 века, под влиянием идей Екатерины Сиенской и движения терциариев, во Втором ордене сформировались тенденции к преобразованиям, направленным на более активное участие монахинь в жизни общества. В 1-й половине 19 века затворнические монастыри доминиканок часто принимали статус общин Третьего регулярного ордена святого Доминика и размещали в своих стенах организованные сёстрами школы. Постановления Ватиканского II собора, касающиеся монашеских орденов, привели к созданию 12 федераций доминиканцев Второго ордена. В начале 21 века более чем в 220 монастырях насчитывается около 4000 монахинь. Второй орден святого Доминика представлен также более чем 90 монашескими конгрегациями, занимающимися преимущественно религиозным воспитанием и образованием, уходом за больными и миссионерской работой. К числу наиболее значительных конгрегаций относятся: Благовещения (доминиканки-аннунциатки) - основана в 1856 блаженным Франциском Колем в Испании для осуществления религиозно-воспитательной деятельности в сельских районах (в начале 21 века - около 1400 сестёр более чем в 150 обителях); святого Розария - основана в США в конце 19 века для работы в сфере религиозного образования, утверждена в 1944 (в начале 21 века - около 1200 сестёр более чем в 260 обителях); сестёр святого Доминика из Мэринолла - основана в 1914 в США для миссионерской и благотворительной деятельности среди приверженцев нехристианских исповеданий (в начале 21 века - более 700 сестёр более чем в 150 обителях); Введения Пресвятой Богородицы во храм - основана в 1696 во Франции, сёстры посвятили себя медицинскому, образовательному и социальному служению (в начале 21 века - около 3000 сестёр более чем в 400 обителях); святого Сикста - основана в 1891 в Риме при монастыре Святого Сикста (в начале 21 века - около 500 сестёр приблизительно в 50 обителях).

Движение доминиканцев-мирян. В 13 веке из «братств покаяния» сформировался Третий орден святого Доминика (так называемые терциарии) - доминиканцы, посвятившие себя жизни и служению в миру согласно принципам доминиканской духовности (орденский устав утверждён в 1285). В 1974 было принято решение о преобразовании Третьего ордена святого Доминика в движение доминиканцев-мирян (устав движения принят в 1987).

Доминиканская миссия на Руси. Начало миссии относится к 1228-32 годам, когда в Киеве был основан первый доминиканский монастырь. В 1320 в Киеве учреждена католическая епархия, также возглавленная представителем Ордена святого Доминика. Центром доминиканской миссии в Юго-Западной Руси был монастырь во Львове; в конце 15 века известно о присутствии доминиканцев в Новгороде. В 1612 была учреждена особая русская доминиканская провинция святого Гиацинта (святого Яцека Одровонжа). В 1626, решением Конгрегации по распространению веры, русская доминиканская провинция получила статус апостолической миссии, а главной целью избранного тогда же провинциалом русской доминиканской провинции Яна Соколовского стало осуществление посредничества в восстановлении единства между частью Киевской митрополии, не принявшей Брестскую унию 1596, и Римом (проект, позднее отвергнутый Римом, был предложен митрополитом Петром Могилой и епископом Луцким и Острожским Александром Пузыной). К концу 18 века русская доминиканская провинция насчитывала 62 монастыря с 565 монахами. В начале 16 века доминиканские миссии распространились на прибалтийские ливонские и прусские земли: в 1500 доминиканская миссия была учреждена в Вильно, в 1644 - основана литовская доминиканская провинция, насчитывавшая к концу 18 века 43 монастыря с 679 монахами. В 1772, после первого раздела Речи Посполитой, к Российской империи отошли земли, на которых располагались 7 монастырей литовской доминиканской провинции и 9 монастырей русской доминиканской провинции. После второго (1793) и третьего (1795) разделов Речи Посполитой число доминиканцев на территории Российской империи возросло. В 1799 император Павел I поручил литовским доминиканцам пастырскую деятельность в Выборгской губернии с окормлением Южной Финляндии, Ингрии и Карелии (миссия существовала вплоть до 1866). В 1799 была учреждена доминиканская миссия в Ревеле с окормлением всей территории Эстонии (просуществовала до 1860). Значительное укрепление позиций доминиканцев на территории Российской империи произошло в начале 19 века, после изгнания из Санкт-Петербурга (1815), а потом и из Российской империи (1820) иезуитов. Доминиканцам были поручены многие бывшие иезуитские приходы, наиболее значительным из которых был приход святой Екатерины в Санкт-Петербурге. В 1820-30-е годы доминиканцы получают приходы в Гатчине, Колпине, Дружноселье, Кронштадте, ведут миссионерскую деятельность в Саратовской, Оренбургской, Уфимской, Астраханской губерниях. Доминиканские миссии существовали в Одессе (1826-42), на Кавказе (1817-30), в Вятской губернии (1837-38), в Кишинёве (с 1824), в Севастополе и Симферополе (1830-40-е годы). Положение доминиканцев на территории Российской империи кардинально изменилось в правление императора Николая I, в особенности после подавления Польского восстания 1830-31. В 1839-м была начата реорганизация административно-территориальной системы присутствия доминиканцев на территории Российской империи: тогда же были объединены литовские и русские доминиканские провинции. С 1842 начались упразднение и конфискация доминиканских монастырских владений, монашеских школ и типографий. С 1860-х по 1880-е годы число доминиканцев на территории Российской империи неуклонно снижалось - к 1881 осталось лишь 48 доминиканских монахов, осуществлявших миссионерско-пастырскую деятельность в Санкт-Петербурге, 6 внутренних и 28 западных губерниях. После 1917 года деятельность доминиканцев, продолженная терциариями, сосредоточилась преимущественно в Москве и Ленинграде. В 1992 на пространстве бывшего СССР был воссоздан провинциальный доминиканский викариат, подчинённый польской орденской провинции. В 1993 на его основе были образованы Генеральный викариат Прибалтики и Белоруссии святых Ангелов-Хранителей и Генеральный викариат России и Украины святого Михаила Архангела.

В начале 21 века (данные на 2002) в России, в Санкт-Петербурге, - 1 доминиканская монашеская обитель святой Екатерины, 1 община доминиканок конгрегации святого Сикста; в Москве - 1 доминиканский священник; на территории России действуют около 30 членов движения доминиканцев-мирян.

Доминиканская музыкальная традиция. Доминиканцы придают особое значение музыке в богослужении с середины 13 века (певческий кодекс Гумберта Романского, 1256). Специфично использование большого антифона «Salve Regina» («Радуйся, Царица»; авторы распева и текста неизвестны; введён в обиход в 1230), который исполняется ежедневно по завершении суточного цикла (оффиция). Консерватизм доминиканцев проявляется в сохранении запрета на многоголосные обработки григорианского хорала (капитулы 1242 и 1250), в резком сокращении мелизматики, существенной для жанра аллилуйи.

Поныне используются в католическом богослужении секвенция «Lauda Sion Salvatorem» («Хвали, Сион, Спасителя») и гимн «Pange lingua» («Воспойте, уста, [таинство достославного Тела]»), автор текстов которых - Фома Аквинский. К ордену доминиканцев принадлежали: Иероним Моравский - теоретик и историк музыки, автор «Трактата о музыке» (около 1272); архиепископ Кентерберийский Роберт Килуордби - богослов и философ, посвятивший часть своего популярного учебника «De ortu scientiarum» («О происхождении наук», около 1250) философскому обоснованию музыки и гармонии.

Лит.: Loenertz R. J. Les missions dominicaines en Orient au XIVe siècle et la société des Frères Рérégrinants pour le Christ // Archivum Fratrum Praedicatorum. 1932-1934, 1949. Vol. 2-4, 19; idem. La société des Frères Рérégrinants. Rome, 1937; Davy М.-М. Les dominicaines. Р., 1934; Vesely J. Secondo ordine del San Domenico. Bologna, 1943; Reeves J. В. The Dominicans. Dubuque, 1959; Bennet R. F. The early Dominicans. N. Y., 1971; Redigonda L. А. Secoli dominicani. Bologna, 1972; Щавелева Н. И. Киевская миссия польских доминиканцев // Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М., 1984; Hinnebusch W. А. Brève histoire l’Ordre dominicain. Р., 1990.

И. В. Баранов, Я. Спеж, Э. Орман, С. Н. Лебедев (доминиканская музыкальная традиция).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ