Всем хорошо известно, что передвигаться можно не только по суше, но и по воде и воздуху. Во втором случае осуществить это простому обывателю достаточно трудно, а вот прокатиться по водным просторам вполне доступно. Но для этого нужно получить права на управление маломерными судами. Ведь и на воде бывают проверки документов.
Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ под маломерным судном понимается судно, длина которого не превышает 20 метров, а общее количество возможных людей на борту не превышает 12 человек.
К экзамену на получение права управления маломерными судами допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие подготовительные курсы. Сами курсы длятся от 1 до 3 месяцев. В зависимости от того, где данные права будут разрешать управлять судном, срок обучения может меняться. Стоят такие курсы в среднем 9000 рублей. Практические занятия в общий курс не входят, но по желанию обучаемого можно взять практические уроки у опытных преподавателей за отдельную плату. Формы обучения: очная, заочная, корпор`ативная или индивидуальная.
Государственный экзамен на право управления маломерным судном нужно сдавать в подразделении Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС РФ).
Удостоверение на право управления маломерными судами дает право управлять:
Стоит так же отметить, что за управление судном без специальных прав, предусмотрено наказание по статье 11.8.1 КоАП: управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, - влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей, а судно подлежит задержанию и помещению на специализированную стоянку.
А за пьяное вождение маломерного судна штраф 1500-2000 рублей или лишение права управления судном на срок от 1 года до 2 лет.
Так же как и для водителей автомобилей предусмотрена ответственность за отказ от медосвидетельствования: штраф 1000-1500 рублей или лишение права управления судном на 1-2 года.
Если же Вы покатали кого-то на маломерном судне с нарушением правил безопасности, то это может повлечь наложение штрафа в размере 300-500 рублей, а для должностных лиц - 500-1000 рублей.
Штрафы смешные, поэтому многие даже не парятся по поводу безопасности пассажиров, получения прав на управление. Но государство обещает навести в этой сфере порядок, чтобы во время летних водных «аттракционов» как можно меньше было пострадавших.
Получение прав на катер или иное маломерное судно называется аттестацией. В аттестацию входят:
Результаты каждой проверки действительны 6 месяцев. Не явка в срок на следующий этап проверки без уважительной причины приведет все старания к нулю. Все нужно будет делать заново.
Для проверки теоретических знаний нужно ответить на вопросы двух билетов. Один билет по теоретическим знаниям управления определенным типом маломерного судна, а второй - для проверки правил плавания в определенных водах.
Экзамен сдается на компьютере. В билеты входят следующие тематические блоки:
1. Тематические блоки для проверки знаний по вопросам управления маломерным судном определенного типа:
2. Тематические блоки проверки теоретических знаний по правилам плавания и организации судоходства в определенном районе:
Состав практического экзамена на право управления любым моторным маломерным судном, кроме гидроцикла:
Состав практического экзамена на право управления любым парусным маломерным судном:
Состав практического экзамена на право управления гидроциклом:
Государственная пошлина за выдачу удостоверения на право управления маломерными судами (спортивное судно) составляет 800 рублей, а за замену - 650 рублей. За регистрацию права собственности на маломерное судно - 800 рублей. За регистрацию в Государственном реестре судов - 1600 рублей.
Удачного Вам плавания!Управление зарегистрированными маломерными судами требует обязательного наличия специального удостоверения, оформленного в определенном законом порядке. В нашей статье мы расскажем, как получить права на маломерные суда и какая ответственность предусмотрена за управление плавучим устройством без соответствующего удостоверения.
Важно! Получение прав на маломерные суда является обязательным условием для граждан, желающих управлять официально зарегистрированным судом в законном порядке (Приказ МЧС РФ от 27.05.2014 г. № 262).
В соответствии с частью 3 ст.7 Кодекса торгового мореплавания РФ маломерными являются прогулочные судна, длина которых составляет до 20 метров при мощности мотора не более 55кВт и вмещающие не более 12 пассажиров, водные мотоциклы с подвесным мотором мощностью свыше 3,68 кВт.
Владельцы плавучих средств, вес которых составляет не более 200 кг при мощности мотора не более 8 кВт, вправе не регистрировать свои маломерные судна.
Удостоверение, дающее право на управление маломерными суднами, можно получить только по итогам прохождения аттестации и сдачи экзаменов (Приказ МЧС России №262 от 27 мая 2014 г. об утверждении Правил аттестации на управление маломерными суднами).
Действующее законодательство РФ предусматривает определенный порядок для оформления прав на маломерные судна.
Требования к кандидатам:
Аттестация кандидатов:
Экзаменационные испытания претендентов на получение прав на маломерные суда проводятся аттестационной комиссией, находящиеся в ведомстве региональных инспекций по маломерным суднам при МЧС РФ. В состав комиссии должны быть включены не менее 3-х человек, обладающих высшим или средне-специальным образованием, а также иметь статус аттестованных специалистов водного транспорта.
Допуск к экзаменам:
Для того, чтобы получить допуск к аттестационным испытаниям, претенденту необходимо предоставить:
Уполномоченные органы принимают решение о допуске кандидата в судоводители и назначают: время заседания комиссии, дату проведения и место сдачи экзаменационных испытаний.
Важно! Решение об отказе в допуске к аттестационным экзаменам на права на управление маломерными судами должно иметь письменные основания, указанные в личной карточке кандидата.
Несогласие претендента на получение прав на маломерные суда может быть оспорено путем подачи соответствующего заявления, по результатам рассмотрения которого принимается решение в течение 5 дней.
Проведение аттестационных испытаний.
Порядок проведения экзаменов на получение прав на маломерные суда соответствует зачетной системе. Претендент, не ответивший правильно на 2 и более вопросов в билете, считается не прошедшим аттестацию. Пересдача экзамена возможна не ранее, чем через 7 дней.
Кандидатам, успешно прошедшим испытания и предоставившим все необходимые документы, выдается на руки судоводительское удостоверение соответствующего образца.
Важно! Срок действия судоводительского удостоверения, подтверждающего право на управление маломерным судном составляет 10 лет.
Действующее законодательство предусматривает административную ответственность за следующие виды нарушений:
В соответствии со ст. 28.3 КоАП составление протокола об административном нарушении и вынесение штрафа за вышеназванные нарушения возложены на должностные лица органов государственной инспекции по маломерным судам, в частности:
За вышеназванные нарушения маломерное судно не может быть изъято или отправлено на штрафстоянку. Законодательство предусматривает только составление протокола и административный штраф.
В случае установления факта управления маломерным судном в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, водное транспортное средство может быть задержано, его эксплуатация запрещена. Административное наказание в этом случае предусматривает (ст. 11.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях):
В случаях, если по вине судоводителя, находящегося в состоянии опьянения, пострадали люди, предусмотрена уголовная ответственность.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 498 судоводительские удостоверения, выданные после 1 января 1999 г., имеют срок действия 10 лет, по истечении которого права на маломерные судна должны быть заменены.
Замена прав на маломерное судно осуществляется органами ГИМС, без сдачи аттестационных экзаменов и проверки практических навыков (п. 3.13 Правил аттестации на управление маломерными суднами). Взамен удостоверения в связи с окончанием срока действия судоводителю выдаются права нового образца, в которых также отмечены типы судов, которыми разрешено управлять судоводителю, а также разрешенные районы плавания.
Уплата госпошлины за получение нового судоводительского удостоверения в связи с окончанием срока действия или выдачи дубликата в связи с утерей данного документа, производится в размере, установленном ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п 3.14 Правил замена прав на маломерное судно производится при предоставлении следующих документов:
Замена прав на маломерное судно в связи с утратой документа или приходом его в негодное состояние осуществляется на основе изъятия остатков непригодного удостоверения (п. 3.15 Правил).
Важно
Удостоверение на право управления маломерным судном (права ГИМС) требуются для того, чтобы законно, то есть на основании действующего законодательства РФ, управлять судном в наших российских и международных водах. Положение в этой сфере почти такое же, как и в случае прав для управлением автомобилем.
Удостоверение (права) подтверждают, что Государственная Инспекция по Маломерным Судам считает, что на момент выдачи удостоверения соискатель обладал навыками и знаниями, позволяющим ему полноценно управлять судном на акваториях и на том типе судне, которое описано в удостоверении.
Судоводитель обладает (на борту судна) правами капитана (начальника) и несёт ответственность за своё судно и экипаж, за соблюдением на борту законодательства РФ в полном объеме.
Маломерное судно, согласно законодательству Российской Федерации, - это судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12-ти человек.
Для получения международно распознаваемого сертификата на управление парусным судном Вам стоит обратить внимание на программы утвержденные ВФПС .
«Права» ГИМС делятся по типу маломерных судов и по району их плавания.
Бланк, с 2016 года выглядит следующим образом (приведена случайная комбинация судов и категорий акваторий):
Подготовка судоводителей к плаванию на различных акваториях разбивается на следующие части:
Курс для тех, кто планирует ходить по озёрам, рекам, водохранилищам, без выхода в море. После успешной сдачи экзамена у Вас будут открыты категории судов: катер/мотолодка, гидроцикл.
Районы плавания: ВП/ВВП.
Курс включает в себя шесть 2-х часовых занятий в аудитории, домашние задания, тренировку на экзаменаторах, зачеты. Возможны индивидуальные и онлайн занятия.
Курс для тех, кто планирует выходить и на внутренних путях и в море. После успешной сдачи экзамена у Вас будут открыты категории: Катер/мотолодка, гидроцикл, морское прогулочное судно.
Районы плавания: ВП/ВВП, МП.
Курс включает в себя восемь 2-х часовых занятий в аудитории, домашние задания, тренировку на экзаменаторах, зачеты. Возможны индивидуальные и онлайн занятия.
В нашем яхт клубе мы предоставим вам следующий перечень курсов, полученный путем сочетания интересующих типов судов и акваторий:
Практические занятия (на воде) проводятся на том типе судна, которое и интересует соискателя.
Эти занятия проводятся либо индивидуально, либо в группе 2-3 человека. Задача курса – обучение практическому судовождению, пилотированию, маневрированию. Практика может проводиться как на наших судах, таки на судах студентов и включает в себя отработку или закрепление навыков, если учащийся имеет опыт. На занятиях отрабатываются такие действия, как:
После успешного прохождения того или иного курса наша школа может направить вас на экзамен в ГИМС.
А вот обоснование такой точки зрения:
Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 502 (ред. от 21.07.2009) "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации"
п. 5 Приказа:
По смыслу этого пункта получается, что права нужны только тем, кто должен регистрировать маломерное судно.
Кодекс об административных правонарушениях
ст. 11.8 КоАП:
КоАП разделяет понятие «судно» и «маломерное судно». Это и по другим его статьям видно.
Следовательно, п. 2 ст. 11.8 КоАП на маломерные суда – не распространяется. А значит, управление нерегистрируемым маломерным судном без права управления, – правонарушением не является.
Вот, например, с одной стороны мое мнение подтверждает замначальника Управления ГИМС МЧС России Н.А. Крючек:
С другой стороны, есть еще так называемое "Разъяснение МЧС" , в котором сказано:
Выходит, что это Разъяснение вступает в противоречие с Письмом замначальника Управления ГИМС МЧС России Н.А. Крючек от 23.05.2012. То есть, МЧСовцы противоречат друг другу.
Однако, надо отметить, что Приказ МЧС России № 498 (на который ссылается Разъяснение) изначально создавался в полном соответствии со старым понятием "маломерного судна".
Ранее под маломерным судном понимали:
Соответственно, в Приказе № 498 было написано:
"Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 кВт, или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 кВт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах
Сейчас, после принятия закона от 2012 года, понятие маломерного судна изменилось. То есть, Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 498 "Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами ..." перестал в принципе соответствовать понятию "маломерного судна". А значит, применяться не может.
Или вот еще, забавное:
В этом самом "Разъяснении МЧС" пишут:
"В отношении судов, не подлежащих государственной регистрации ... не применяются статьи 11.8 ч.1, и 11.13 ч.2 КоАП, до дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей – без изменений."
Смотрим статью 11.13.ч.2 КоАП:
2. Выпуск в плавание маломерного судна, подлежащего государственной регистрации , но не зарегистрированного в установленном порядке, или не прошедшего технического осмотра (освидетельствования), или имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или не укомплектованного снаряжением, или переоборудованного без соответствующего разрешения, а равно допуск к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов, в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Т.е. получается, что в Разъяснении пишут, что статья о штрафах за выпуск на воду нерегистрируемой маломерки без прав - на самом деле временно не применяется. А значит, выходит, что Разъяснение вступает в противоречие с самим собой.
Существует еще одно разъяснение Управления ГИМС МЧС России, распостраняемое по инициативе начальника Управления Государственной инспекции по маломерным судам В.В. Серегина (исх. от 24.05.2012 № 29/1-6-538).
12. Все нормативные правовые акты, действующие в отношении маломерных судов, поднадзорных ГИМС, сохраняют свою силу и применяются, в части не противоречащей Закону.
Именно отсюда растут ноги у всех других "Разъяснений".
Так вот, на основании исх. от 12.07.2012 № 29/1-6-724 начальника Управления Государственной инспекции по маломерным судам В.В. Серегина:
То есть, выходит, что в одном месте МЧС Разъясняет "В отношении судов, не подлежащих государственной регистрации... не применяются статьи 11.8 ч.1, и 11.13 ч.2 КоАП , до дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей – без изменений."
В другом "Разъяснении" тоже вроде как пишет, что статьи 11.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации, не применяются до их дальнейшего уточнения.
А затем вдруг спохватывается - батюшки, что-то мы не то ляпнули. И спешно поясняют " Все нормативные правовые акты, действующие в отношении маломерных судов, поднадзорных ГИМС, сохраняют свою силу и применяются, в части не противоречащей Закону".
А вообще, заметили, что в Разъяснениях МЧС фигурируют еще и немного разные части? В одном 11.8 и 11.13 КоАП, а в другом уже "уточнили" про 11.8 ч.1 , и 11.13 ч.2 КоАП. То есть они сами с собой разобраться не могут и привести все к общему знаменателю.
Поэтому, я предпочитаю ссылаться только на Закон "О маломерных судах" и КоАП, которые разделяют понятие "маломерное судно" и "судно".
Статья 11.8 ч.2 КоАП к маломерным судам - не применяется в принципе.
А значит - штрафовать водителя нерегистрируемой маломерки за отсутствие прав нельзя, потому что нет в КоАП такой статьи. То есть выходит, что если маломерка не подлежит регистрации, то и права на ее управление - тоже не нужны.
Маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Регистрации (а, значит, и получению прав на управление данными судами) не подлежат:
1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
Ну и отсюда вывод: если у вас маломерное судно с мотором менее 8 киловатт (т.е. 10 лс), и вес судна менее 200 кг, то по смыслу вышеперечисленных норм получается, что права на управление судном – не нужны. И регистрация тоже.
Многие пользователи маломерных судов, в том числе и надувных лодок ПВХ часто задают такой вопрос: Нужна регистрация лодки и лодочного мотора? Нужны ли права на управление лодкой и лодочным мотором? Особенно часто я слышу такие вопросы от новичков, которые собираются купить надувную лодку ПВХ и подвесной лодочный мотор к ней.
На эти вопросы я сейчас и постараюсь ответить, как говорится пролить луч света в эти тёмные дебри сводов, правил, постановлений, и законов. В своей статье буду применять материалы взятые из своей переписки с нашим ГИМС, которое мне отвечало на именно эти два вопроса. А также достоверных материалов, взятых из надёжных источников в интернете.
Читаем статью внимательно и вдумчево, чтобы было всё досконально понятно, и не было каши в голове. Улавливаем только важные моменты, которые снимут все ваши вопросы.
24 мая 2012 года вступил в силу новый федеральный закон № 36- ФЗ , который вносит серьезные изменения в порядок эксплуатации маломерных судов и, следовательно, затрагивает интересы многих наших читателей, являющихся владельцами таких плавсредств. Из писем и звонков в редакцию видно, что текст закона оставляет непонятными многие практические вопросы, касающиеся регистрации и снятия с учета плавсредств, правил их эксплуатации и т. п. Мы собрали наиболее частые вопросы наших читателей и постарались найти на них ответы. В этом нам помогли консультации с работниками ГИМС, а также специальная инструкция с разъяснениями нового закона, которая была разослана во все региональные центры МЧС главным государственным инспектором по маломерным судам ГИМС МЧС России В.В. Серегиным.
Какие лодки и моторы больше не подлежат государственной регистрации?
С момента вступления в силу закона № 36-ФЗ госрегистрацию не должны
проходить лодки массой до 200 кг включительно
и моторы мощностью до 8 кВт включительно
. То есть даже такие лодки, как, например, «Крым», «Южанка» или «Обь», регистрации теперь не подлежат.
Правда, тут есть одно но: каким образом определяется масса судна? В разъяснениях к закону В.В. Серегина сказано, что «масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356- 79 “Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний”». Посмотрим, что на этот счет говорит этот самый ГОСТ: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием». То есть масса определяется не по паспорту лодки, а взвешиванием судна, причем полностью укомплектованного. Вопрос: если лодка укомплектована подвесным мотором мощностью до 8 кВт и ее масса в такой комплектации превышает 200 кг, она подлежит регистрации или нет? Все специалисты ГИМС, которым мы задавали этот вопрос, были единодушны: масса лодки оценивается вместе с мотором. То есть, к примеру, если вы идете на лодке «Крым», который сам по себе весит 190 кг, под 10-сильным Suzuki весом 20 кг, то такое плавсредство должно быть зарегистрированным.
Нужно ли проходить техническое освидетельствование плавсредств, которые не подлежат регистрации?
Об этом в разъяснениях ГИМС сказано однозначно: нет, не нужно
. Следует только иметь в виду, что если у вас на лодке массой менее 200 кг стоит двигатель мощнее 8 кВт, то такое плавсредство придется регистрировать в установленном порядке и, соответственно, проходить техосмотр.
Кроме того, по новому порядку от освидетельствования освобождается и одна категория зарегистрированных маломерных судов. Это «гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используемые во внутренних водах». Другими словами, если у вас есть, к примеру, деревянная гребная лодка весом больше 200 кг, то ее придется зарегистрировать, но возить на ежегодный
техосмотр ее не надо.
Как быть владельцам ранее зарегистрированных плавсредств, которые, согласно новому порядку, регистрации не требуют?
Во-первых, принудительному снятию с учета такие плавсредства не подлежат. То есть вы можете спокойно пользоваться своей лодкой и забыть о необходимости техосмотра. Но при этом о двух вещах забывать не стоит. Первая – транспортный налог. Пока лодка числится в судовой книге, как зарегистрированное плавсредство, вы будете получать извещения из налоговой инспекции о необходимости уплатить налог. Второе, о чем не стоит забывать, это риск различных неприятностей в том случае, если лодку у вас украдут, а потом совершат с ее помощью какое-нибудь злодеяние. Придется долго доказывать, что вы тут ни при чем.
Чтобы снять лодку с учета, владельцу необходимо с соответствующим заявлением обратиться в ГИМС по месту регистрации плавсредства.
Если плавсредство, подлежащее госрегистрации, уже было зарегистрировано, нужно ли его снова перерегистрировать в соответствие с новым законом?
Нет, не нужно. До 27 мая суда регистрировались по прежнему порядку в судовых книгах. С 28 мая началась регистрация маломерных судов в соответствии с новым законом в реестре маломерных судов. При этом присвоение бортовых номеров, следующих за последним номером, зарегистрированным в судовой книге, продолжается в реестре. То есть прежняя регистрация сохраняется, как и бортовые номера.
Нужно ли на подлежащем госрегистрации маломерном плавсредстве иметь должным образом оформленную судовую роль?
Действительно, новый закон требует, чтобы в числе документов на борту зарегистрированного маломерного судна имелась судовая роль. Однако в разъяснениях ГИМС на этот счет имеется специальный параграф: «При осуществлении надзорной деятельности за маломерными судами судовую роль в составе судовых документов не требовать до особого указания».
Таким образом, «до особого указания» об оформлении судовой роли можно не беспокоиться.
Нужно ли проходить аттестацию на право управления маломерным судном с двигателем меньше 10 сил?
До вступления в силу закона № 36-ФЗ можно было управлять моторной лодкой, не имея водительских прав только в том случае, если мощность мотора не превышала 5 л.с. В разъяснениях ГИМС к новому закону на этот счет говорится следующее:
В соответствии с требованиями Закона статьи 11.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации, не применяются до их дальнейшего уточнения.
Указанные статьи КоАП как раз и регламентируют наличие удостоверения на право управления судном и санкции за его отсутствие. То есть если у вас мотор мощностью до 8 кВт включительно
и лодка массой до 200 кг
(не путаем с грузоподъёмностью), то водительские права не требуются
.
Не менее определенно ответил на вопрос о водительских правах и замначальника Управления ГИМС МЧС России Н.А. Крючек в своем письме от 23.05.2012: с вступлением в силу федерального закона № 36-ФЗ «оснований для предъявления к владельцам маломерных судов массой (не грузоподъемностью) менее 200 килограмм с установленным мотором мощностью менее 8 киловатт требований об их регистрации и наличии удостоверения на право управления маломерным судном не будет
».
Мы намеренно более подробно остановились на вопросе о водительских правах и привели соответствующие выдержки из официальных документов, чтобы у рыбаков имелись твердые аргументы на случай возможного конфликта на воде с инспектором ГИМС.
Как изменятся размеры госпошлины за регистрацию маломерного судна и за прохождение его технического освидетельствования?
Госпошлина за регистрацию маломерного плавсредства будет составлять 1000 рублей. А вот что касается технического освидетельствования, то в разъяснениях ГИМС говорится следующее: «С момента вступления Закона в силу при проведении освидетельствования маломерного судна оплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию не осуществляется, выдача талона технического освидетельствования прекращается».
Теперь можно смело сделать выводы на следующем примере:
Если вы взяли лодку ПВХ длинной 420, весом 98 кг. + подвесной лодочный мотор мощностью 9.9 л.с., весом 40 кг., то на такую лодку и такой лодочный мотор регистрация не нужна
, и права
на управления тоже не нужны
.
Так как общий вес вашей лодки с мотором меньше 200 кг
., а мощность
вашего подвесного мотора меньше 10 л.с.
Ну вот пожалуй и всё. Все точки по этим вопросам раставлены на "ТЫ". Осталось только пожелать всем удачи при эксплуатации своих лодок и моторов на открытой воде.
И не забываем, что спасательные жилеты, концы Александрова, фанарик, свисток, и черпак для воды (если нет электронасоса для откачки) ещё никто не отменял, даже ГИМС.