Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее - регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан")


- постановлении Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (далее - постановление N 891);


Ситуация потери работы негативно воздействует на человека.

Практическую помощь в адаптации на современном рынке труда государство реализует посредством оказания государственных услуг Центрами занятости населения на бесплатной основе.

При этом безработный гражданин получает и материальную поддержку в виде .

Законодательное регулирование

В понятие «безработный гражданин» вкладывается значительно больше, чем «оставшийся без работы».

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработный – это человек, который может трудиться (по возрасту и состоянию здоровья), готов приступить к работе, не имеет заработка, занимается поиском подходящего места трудоустройства и прошел регистрацию в органе службы занятости населения по месту постоянной регистрации.

Правила регистрации обратившихся в поисках работы и безработных граждан в государственных учреждениях занятости утверждает Правительство Российской Федерации .

Кто не может получить данный статус

При обращении на современную биржу труда не смогут получить статус безработного :

Пошаговая инструкция регистрации

С целью официальной регистрации безработным человек должен предпринять следующие шаги :

В процессе обращения в Службу занятости обязательным является предъявление следующих документов:

  • паспорта или заменяющего его документа;
  • индивидуальной программы реабилитации (для инвалидов).

Кроме того, гражданин может сразу предъявить документы , необходимые для регистрации безработным:

  • документы о квалификации, специальности (дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты);
  • трудовую книжку, гражданско-правовые договоры с актами об их исполнении, контракты и другие документы, подтверждающие периоды работы;
  • справку, содержащую информацию о среднем заработке за последние три месяца трудовой деятельности, выдаваемую работодателем;
  • документы, которые подтверждают прекращение трудовой или иной деятельности (например, свидетельство о завершении работы в качестве предпринимателя);
  • документы, позволяющие отнести человека к категории людей, испытывающих затруднения в поиске работы (статья 5 Закона о занятости):
    • кто освобожден из исправительных учреждений;
    • люди предпенсионного возраста (осталось 2 года до наступления права на получение пенсии);
    • одинокие и многодетные родители, имеющие на воспитании или несовершеннолетних;
    • беженцы и переселенцы;
    • граждане после военной службы и члены семьи бывших военнослужащих;
    • люди, подвергшиеся воздействию радиационных катастроф, а также несовершеннолетние граждане (14-18 лет) и молодые люди 18-20 лет со средним профессиональным образованием, ранее не приступавшие к труду.

Для постановки на регистрационный учет тех, кто не имеет квалификации, специальности и опыта работы, достаточно иметь паспорт и аттестат (или другой документ об окончании школы).

Молодые люди, закончившие учебные заведения с получением квалификации, специальности и не имеющие стажа трудовой деятельности, кроме паспорта должны представить документ о профессиональном образовании.

Если гражданин занимался самостоятельным поиском работы (факт увольнения зафиксирован более года тому назад), справка с места работы с указанием среднего заработка не требуется, она теряет свою актуальность.

Людям, уволенным в связи с сокращением либо по причине ликвидации организации, необходимо предъявлять на биржу труда стандартный перечень документов, однако необходимо помнить, что срок обращения в центр занятости не должен превышать 2 недели (14 календарных дней) с даты увольнения. Несоблюдение данного периода не позволит гражданину получить справку из центра занятости о своевременной регистрации, которая нужна для предъявления работодателю в случае отсутствия факта трудоустройства для начисления бывшему сотруднику среднемесячного заработка за третий после увольнения месяц. В случае превышения 14-дневного периода после увольнения право обращения на биржу труда для получения статуса безработного сохраняется.

Некоторые особенности процедуры

Обратившиеся в поисках работы инвалиды признаются безработными, при наличии в пакете документов индивидуальной программы реабилитации. ИПР должна иметь трудовую рекомендацию с заключением, в котором специалисты прописывают условия труда и характер деятельности. Учитывая рекомендации, работник центра занятости будет подбирать соответствующую состоянию здоровья и квалификации работу.

Статья 6 Закона о занятости позволяет признать безработными иностранного гражданина или человека, не имеющего гражданства, если вышеназванные граждане не являются занятыми в соответствии с действующим законодательством и проходят регистрацию в службе занятости в соответствии с утвержденным порядком.

Люди, получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет , нуждающиеся в трудоустройстве, могут обратиться на биржу труда с целью получения информационных и консультационных услуг, либо для получения документов справочного характера. Статус безработного пенсионерам не присваивается.

В течение десятидневного срока после регистрации в целях подбора работы человек официально не является безработным.

До дня получения такого статуса специалистами центра занятости используются все возможности для трудоустройства обратившегося. Если усилия не увенчались успехом, приказ о признании безработным издается вместе с приказом о назначении социальной выплаты (пособия по безработице) .

Регистрация на бирже труда с получением статуса безработного дает человеку возможность :

По мнению безработных, отрицательными моментами состояния на учете в центре занятости являются:

  • небольшой размер пособия по безработице;
  • необходимость явки на биржу труда в строго назначенные специалистом дни;
  • слишком суровое наказание в виде лишения пособия (до 3 месяцев) в случае фиксации нарушений;
  • обязательное личное посещение работодателя по каждому полученному направлению на работу.

Порядок регистрации безработных граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта или документа, его заменяющего, трудовой книжки или документов, их заменяющих; документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании .

Государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, представленных гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, для признания их безработными.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц с использованием программно-технических комплексов. Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Минтруда России.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором производятся соответствующие записи обо всех предложениях органов службы занятости. В том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (об отказе) граждан с предложениями указанных выше органов.

Тем, кому в установленном порядке отказано в регистрации безработными, предоставляется право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа, установленного органами службы занятости, для решения вопроса о регистрации их безработными.

Судебная практика

К. обратилась в суд с иском к государственному учреждению "Елецкий городской центр занятости населения". В обоснование иска она указала, что была уволена по сокращению численности и штата работников и обратилась в Елецкий городской центр занятости населения с целью признания ее безработной. Некоторое время заявительница являлась учредителем ООО "Все для дома", но продала принадлежащую ей долю в уставном капитале другому физическому лицу. Сделка оформлена договором купли-продажи доли в уставном капитале общества и заверена нотариально, а налоговая инспекция через нотариуса приняла документы для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Центр занятости населения своим приказом с формулировкой "за предоставление ложных сведений" отказал К. в признании ее безработной, ссылаясь, что на день подачи заявления последняя еще была учредителем и в соответствии со ст. 2 Закона о занятости не могла являться безработной.

Копию договора купли-продажи доли в уставном капитале общества и реестр о принятии его налоговой инспекцией К. предоставила в Елецкий городской центр занятости населения, но ответчик при определении статуса безработного руководствовался лишь выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Истец, в свою очередь, заявила следующие требования: 1) признать незаконным отказ в признании ее безработной; 2) обязать ответчика признать ее таковой.

Рассмотрев вопрос (до которого времени К. оставалась участником ООО "Все для дома"), суд исходил из того, что согласно п. 12 ст. 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверен и я сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов. Суд установил, что в случае с истицей сделка купли-продажи ее доли другому физическому лицу требовала нотариального удостоверения. Следовательно, доля в уставном капитале перешла к покупателю с момента нотариального удостоверения сделки, а не со времени внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц на основании правоустанавливающих документов, как ошибочно полагал ответчик.

Следовательно, в момент подачи заявления о признании безработной, К. уже не являлась владельцем доли в уставном капитале ООО "Все для дома" и уже не была участником этой организации.

В итоге суд удовлетворил исковые требования истицы.

Перерегистрация безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при условии предъявления паспорта, или документа его заменяющего, трудовой книжки, или документа, ее заменяющего, индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Безработные граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) предъявляют паспорт, или документ, его заменяющий, документ об образовании, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую рекомендации о противопоказанных и доступных условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов). Безработные проходят перерегистрацию в установленные государственными учреждениями службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Сведения о датах перерегистрации безработного гражданина вносятся в личное дело.

Безработные граждане, не явившиеся на перерегистрацию в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки, для подтверждения уважительных причин неявки могут предъявить следующие документы:

  • 1) листок временной нетрудоспособности;
  • 2) повестку о прохождении медицинской комиссии (при призыве на военную службу);
  • 3) повестку на военные сборы или мероприятия, связанные с подготовкой к военной службе;
  • 4) документы, подтверждающие участие в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
  • 5) повестку в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, в суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого;
  • 6) документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и других чрезвычайных обстоятельств;
  • 7) документы, подтверждающие противоправные действия третьих лиц, препятствующих явки гражданина в государственное учреждение службы занятости населения;
  • 8) иные документы, обосновывающие причины неявки гражданина.

Снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях:

  • – признания в соответствии с законодательством РФ граждан занятыми;
  • – прохождения профессиональной подготовки или получения дополнительного профессионального образования по направлению государственных учреждений службы занятости населения с выплатой стипендии;
  • – длительной (более месяца) неявки в государственные учреждения службы занятости населения без уважительных причин;
  • – переезда в другую местность;
  • – попытки получения либо получения пособия обманным путем;
  • – осуждения к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • – назначения пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 Закона о занятости, либо назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии но старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • – отказа от посредничества государственных учреждений службы занятости населения (по личному письменному заявлению гражданина);
  • – смерти.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения государственного учреждения службы занятости населения. Граждане, снятые с регистрационного учета в качестве безработных, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения об этом в письменной форме.

Судебная практика

25 июля 2012 г. в открытом судебном заседании городского суда г. Златоуста Челябинской области было рассмотрено дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах гражданки П. к государственному учреждению "Центр занятости г. Златоуста" (далее – ЦЗН г. Златоуста) о признании незаконным отказа в признании ее безработной. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки заявления истицы было установлено, что П. была уволена из войсковой части в связи с ликвидацией организации.

На основании приказа директора ЦЗН г. Златоуста II. была признана безработной, и ей было назначено пособие по безработице. Позднее приказом директора ЦЗН г. Златоуста П. была снята с регистрационного учета в качестве безработной в связи с трудоустройством.

В ходе проверки прокуратурой г. Златоуста было установлено, что запись о трудоустройстве П. была сделана инспектором ЦЗН г. Златоуста без подтверждения информации. Сама П. пояснила, что никакие предложения о работе ей от ЦЗН г. Златоуста не поступали, самостоятельно на работу она никуда не трудоустраивалась. Таким образом, у ЦЗН г. Златоуста оснований для снятия П. с учета в качестве безработной не имелось, приказ о снятии ее с учета в качестве безработной является незаконным.

В этом же году П. повторно обратилась в ЦЗН г. Златоуста с заявлением о содействии в поиске подходящей работы, предоставив паспорт, трудовую книжку, диплом об образовании. Однако в постановке на учет в качестве безработной ей было отказано. Отказ был мотивирован тем, что она не представила справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Данный отказ является необоснованным и незаконным, поскольку войсковая часть, где работала указанная гражданка, расформирована, в связи с чем, требуемая справка представлена быть не может.

Надень повторного обращения П. в орган занятости населения ей исполнилось 53 года, она не была трудоустроена, имела стаж работы более 20 лет, а также и право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Однако письмом директора ЦЗН г. Златоуста П. в связи с непредставлением ею справки о среднем заработке за последние три месяца работы по последнему месту работы было отказано в признании в качестве безработной. Основанием для отказа послужили:

  • – п. 2 ст. 3 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
  • – письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 июня 2011 г. № 23-5/1260:
  • – письмо Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 14 июля 2011 г. № 2105.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органом службы занятости по месту жительства не позднее 11 дней со дня предъявления органом службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих их профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 июня 2011 г. № 23-5/1260, на какое ссылался в своем отзыве представитель ответчика, перечень документов для принятия решения о признании гражданина безработным является исчерпывающим. При отсутствии одного из предусмотренных ст. 3 Закона о занятости населения документов органы службы занятости не рассматривают вопрос о признании гражданина безработным.

Но мнению суда, отказ ЦЗН г. Златоуста о признании безработной II., является незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг. Заявитель вправе предоставить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Из представленных материалов следует, что П., при обращении в ГУ ЦЗН г. Златоуста справка о среднем заработке не была представлена по объективной причине, ввиду того, что войсковая часть, где она работала, была ликвидирована. Вместе с тем сведения о среднем заработке за последние три месяца работы предоставлялись П. в ЦЗН г. Златоуста ранее и имеются в учетном деле учреждения.

Из пояснений истицы в судебном заседании, ее заявлении в прокуратуру г. Златоуста следует, что последним ее местом работы является войсковая часть, она была снята с регистрационного учета в качестве безработной незаконно, поскольку в действительности трудоустроена не была, информацию о своем трудоустройстве в ЦЗН г. Златоуста не предоставляла.

Представитель ответчика не представил суду доказательства трудоустройства П., на основании чего было принято решение о снятии ее с регистрационного учета в качестве безработной. Запись инспектора ЦЗН г. Златоуста в учетном деле о том, что данные о трудоустройстве поступили по телефону, без предоставления подтверждающих документов, таким доказательством быть не могут.

Таким образом, поскольку в ЦЗН г. Златоуста справка о среднем заработке за последние три месяца работы П. представлялась ранее, то она могла быть принята во внимание при признании П. безработной после ее повторного обращения.

Отказ в признании 11. безработной, содержащийся фактически в письме директора ЦЗН г. Златоуста, препятствует ей в реализации прав, предусмотренных Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Кроме того, в соответствии с н. 2 ст. 32 указанного выше Закона но предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, из числа лиц, указанных в п. 1 ст. 32, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия по старости на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. То есть в случае отсутствия возможности трудоустройства и наличия соответствующего стажа работы П., которой исполнилось 53 года, вправе рассчитывать на досрочную пенсию по старости.

В итоге суд исковые требования прокурора г. Златоуста удовлетворил, признав незаконным отказ государственного учреждения "Центр занятости населения г. Златоуста" признать П. безработной.

  • См.: ст. 3 Закона о занятости; Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

Занятость. Общая характеристика

Тема 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

В настоящее время основополагающим актом, регламентирующим права и обязанности безработных граждан, а также порядок признания граждан безработными является Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». В отличие от прежнего КЗоТ РФ, действующий Трудовой кодекс РФ не включает в себя ни такую главу, ни подобный раздел.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, включая сезонные, временные работы;

· зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» в ред. от 14 декабря 2006 г. № 768.

Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:



1. Первичная регистрация безработных граждан;

2. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

3. Регистрация граждан в качестве безработных;

4. Перерегистрация безработных граждан.

1. Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

При первичной регистрации учреждениями службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация о:

· состоянии рынка труда на соответствующей территории;

· наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

· возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

· порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;

· правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

2. Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют службы занятости справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, и предъявляют:

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

· трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

· документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Службы занятости в течение 10 дней должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера. Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

3. При невозможности подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными.

Безработными не могут быть признаны:

· лица, не достигшие 16-летнего возраста;

· граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости;

· лица, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы;

· лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

4. Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц.

В случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы:

· первые три месяца - в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

· следующие четыре месяца - в размере 60%;

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 888 от 03 ноября 2011 г. установлена на 2012 год минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.

Пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Тема 7. Понятие трудового договора, его содержание и срок.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Работником может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста. В случае получения основного общего образования или оставления общеобразовательного учреждения трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 15 лет.

При достижении 14 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, лица также могут быть приняты на работу в свободное от учебы время при наличии обязательного согласия родителей и органа опеки.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

В трудовом договоре указываются:

· фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (ФИО работодателя-физического лица), заключивших трудовой договор;

· сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя-физического лица;

· идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

· сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

· место и дата заключения трудового договора.

Все условия трудового договора можно подразделить на обязательные и дополнительные. При этом дополнительные условия приобретают статусное положение обязательных, если они включены в текст трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия.

· Место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

· Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с федеральным законом с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требовании к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

· Дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием дли заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом.

· Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

· Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

· Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

· Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иным федеральным законом.

Дополнительными условиями трудового договора признаются условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а именно:

· об испытании;

· о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

· об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

· о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

· об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

· об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен законом.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор заключается:

· на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативно-правовыми актами, трудовым договором, сохраняется место работы;

· на время выполнения временных (до 2 месяцев) работ;

· для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона) (обычно до 6 месяцев);

· лицами, направляемыми на работу за границу;

· для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

· с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период, или для выполнения заведомо определенной работы;

· с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

· для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;

· в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

· с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

· с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

· с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания 20 человек);

· с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, разрешена работа исключительно временного характера;

· с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

· для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

· лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

· с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

· с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

· с лицами, обучающимися по очной форме обучения;

· с лицами, поступающими на работу по совместительству.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в Центре занятости населения (далее - ЦЗ) в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок признания безработными

Решение о признании безработным принимается ЦЗ по месту жительства гражданина при отсутствии подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления им следующих документов:

  • паспорт или документ его заменяющий (временное удостоверение личности гражданина РФ);
  • трудовая книжка или документ её заменяющий (дубликат трудовой книжки, трудовой договор и др.);
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию (диплом, аттестат, сертификат, удостоверение и др.);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
  • Граждане, относящиеся к категории инвалидов, при признании их безработными, в дополнение вышеперечисленным документам, предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16 - летнего возраста;
  • не готовые приступить к работе и не стремящиеся её искать;
  • получающие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, либо пенсию по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в ЦЗ от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, также, в случае двух отказов от профобучения;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в ЦЗ для предложения подходящей работы, а также не явившиеся срок, установленный ЦЗ для регистрации в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания безработными;
  • являющиеся занятыми, в соответствии со статьёй 2 Закона о занятости.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в ЦЗ через один месяц со дня отказа.

Работа, которая по Закону о занятости считается подходящей

Подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности до рабочего места.

В основе оценки профессиональной пригодности лежит профессиональная подготовка, продолжительность и опыт работы по имеющейся профессии, специальности.

Не следует путать специальность с занимаемой по последнему месту работы должностью и нет оснований требовать должность не ниже той, которую работник занимал до увольнения.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая предварительной подготовки, соответствующая требованиям трудового законодательства считается подходящей для граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
  • уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • возобновляющих трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленных Ц3 на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в Ц3 более 18 месяцев, а также, более трех лет не работавших;
  • обратившихся в Ц3 после окончания сезонных работ.
  • связана с переменой места жительства без согласия работника;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам охраны труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка работника, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на тех, чей среднемесячный заработок превышал величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок, ниже величины прожиточного минимума.

Права граждан по Закону о занятости

Граждане имеют право:

  • на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости;
  • на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профориентацией в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и возможности профессионального обучения.

Безработные граждане имеют право на бесплатное получение услуг:

По психологической поддержке;

По профессиональной ориентации;

По профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации;

Гарантии социальной поддержки

Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • выплату стипендии на период обучения по направлению ЦЗ, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в общественных работах;

Время, в течение которого безработный, в установленном законом порядке получал пособие по безработице, стипендию, принимал участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению Ц3 в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Обязанности безработного

  • активно осуществлять самостоятельный поиск работы;
  • соблюдать условия и сроки перерегистрации, назначенные Ц3;

Перерегистрация проводится при предъявлении паспорта и трудовой книжки.

  • своевременно сообщать о трудоустройстве или любом изменении занятости (очное обучение, назначение пенсии, гражданско-правовой договор, предпринимательство и др.);
  • посещать мероприятия по содействию трудоустройству, проводимые Центром занятости.

Условия прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице, снижения этого размера

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

  • признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона о занятости;
  • прохождения профессионального обучения по направлению Ц3 с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в Ц3 без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность;
  • попытки получения, либо получения пособия по безработице обманным путем;
  • осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
  • назначения пенсии, предусмотренной законом о занятости, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно, назначения трудовой пенсии по старости, либо назначения пенсии по старости или пенсии по выслуге лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказа от посредничества Ц3 (по личному письменному заявлению гражданина);
  • смерти безработного.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

  • отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в общественных работах или от направления на обучение граждан, ищущих работу впервые, длительно неработающих и уволенных по собственному желанию без уважительных причин;
  • явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисление гражданина, направленного на обучение Ц3, из образовательного учреждения за виновные действия;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков перерегистрации. Приостановка выплаты пособия производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
  • самовольного прекращения гражданином обучения по направлению Ц3.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • призыва безработного на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

  • неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3-х дней со дня направления Ц3;
  • отказа без уважительных причин явиться в Ц3 для получения направления на работу (учебу).

Во всех случаях прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера принимается решение центра занятости, с которым безработный должен быть ознакомлен.

В случае трудоустройства безработный должен сняться с регистрационного учёта. Основанием для снятия с учёта по трудоустройству является: запись в трудовой книжке, копия приказа о приёме на работу, трудовой договор, договор подряда или личное заявление, в котором указывается место работы и дата приёма на работу. После снятия с регистрационного учёта необходимо получить справку о периоде выплаты пособия по безработице, которую нужно заказать у диспетчера ЦЗ.

Порядок работы с гражданами, уволенными по ликвидации или сокращению численности (штата) работников

Признание безработными указанной категории граждан осуществляется на общих основаниях, в соответствии со статьёй 3 Закона о занятости. Выплата пособия по безработице указанным гражданам назначается с первого дня после окончания периода сохранения среднего заработка. Граждане, уволенные в связи с ликвидацией или сокращением и являющиеся пенсионерами по старости или за выслугу лет, безработными не могут быть признаны и права на пособие по безработице не имеют.




Выплата сохраняемого среднего заработка производится по месту работы, как правило, в дни выплаты заработной платы. Порядок выплаты сохраняемого среднего заработка необходимо уточнить у работодателя при увольнении.

Сохранение среднего заработка в соответствии со ст. 178 ТК РФ и ст. 7 Закона о ЗАТО предусмотрено на период трудоустройства, поэтому все, уволенные из организаций по указанным основаниям, обязаны осуществлять активный поиск работы. Для подтверждения поиска работы при посредничестве службы занятости, по окончании 3,4,5,6 месяцев после даты увольнения, Центр занятости выдаёт зарегистрированным гражданам справки. Справка выдается не ранее первого дня после окончания соответствующего месяца и содержит информацию по предложениям подходящей работы. Если зарегистрированный с целью поиска работы гражданин трудоустраивается в период сохранения среднего заработка, то в справке указывается дата трудоустройства.

Порядок регистрации и признания граждан безработными

Граждане, которые не относятся в указанном выше порядке к числу занятых, могут быть признаны безработными, если они отвечают определенным Законом о занятости признакам.

Согласно п.1 ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые:

не имеют работы и заработка (К заработку не относятся выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы), независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.);

зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 указанной статьи не всех граждан, отвечающих этим условиям, органы службы занятости могут признать безработными. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, в также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Иногда граждане, обратившиеся в службу занятости с просьбой о признании их безработными, получают отказ. В таких случаях "граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обслуживание в организации занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными" (п. 4 ст. 3 Закона о занятости).

Что же касается порядка признания граждан безработными, то в самом общем виде он регламентируется положениями п. 2 ст. 3 Закона о занятости.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверя-ющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке (В случае представления гражданином справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.) за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - паспорта и документа об образовании.

В том случае, если орган службы занятости не в состоянии предоставить гражданину подходящую работу в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска работы, гражданин признается службой занятости безработным с первого дня предъявления указанных выше документов.

Если гражданин, обратившийся в службу занятости с заявлением о признании его безработным, является инвалидом, то решение о признании его безработным принимается службой занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Как было отмечено выше, гражданин может быть признан безработным после того, как он будет зарегистрирован службой занятости в целях поиска подходящей работы. В соответствии с упомянутым выше п. 1 ст. 3 Порядок регистрации безработных граждан установлен Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" (С учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1230 "О внесении изменений и дополнений в Порядок регистрации безработных граждан" (см. : Собрание законодательства РФ. 1997. N 17. Ст. 2009; 1999. N 46. Ст. 5573)).

Одной из особенностей постановления Правительства от 22 апреля 1997 г. является то обстоятельство, что оно регламентирует только Порядок регистрации в центрах занятости безработных граждан. Что касается условий назначения и выплаты пособий по безработице, то они определяются главой VI. "Социальные гарантии и компенсации" Закона о занятости.

Действующий Порядок регистрации безработных граждан четко и последовательно регламентирует процесс реализации возможности лиц, не имеющих работу, получить статус безработных и пособия.

Работа отделов занятости с обратившимися в них безработными гражданами разделена на четыре обязательных этапа их реализации.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые к ней приступить и обратившиеся в органы по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы, регистрируются в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации органами по вопросам занятости ведется регистрационный учет безработных граждан. Форму документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливает Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

1-й этап. Первичная регистрация безработных граждан (пункты 4-6 Порядка регистрации безработных граждан)
На этом этапе безработный обращается в службу занятости, не предъявляя никаких документов. Он заявляет о себе как о лице, не имеющем ни работы, ни заработка (дохода) и намеренном зарегистрироваться в качестве безработного.

При первичной регистрации в регистрационные документы службы занятости о гражданине заносятся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной гражданину информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.

При первичной регистрации гражданин вправе рассчитывать на получение следующей информации:

о состоянии рынка труда на соответствующей территории;

о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработного;

о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.
2-й этап. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы (пункты 7-13 Порядка регистрации безработных граждан)

Регистрация безработного гражданина в целях поиска подходящей работы осуществляется органом по вопросу занятости по месту его жительства со дня его личного обращения со всеми необходимыми документами. К этим документам относятся:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовая книжка или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

Кроме того, соискатель должен предоставить справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца работы (службы), выданную в установленном порядке.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке.

Органы по вопросам занятости в течение десяти дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При этом не допускаются:

направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

приглашение граждан в органы по вопросам занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое предложение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

Безработный гражданин должен иметь в виду, что предоставление ему подходящей для него работы не может быть гарантировано органом занятости.

Согласно п.10 Порядка, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов занятости вакантных рабочих мест (должностей).

В этой связи, при отсутствии таких данных в информационном банке, безработному в целях содействия в трудоустройстве может быть предложен план самостоятельного поиска работы (п.9 Порядка). Эта запись означает, что такой план ему может быть предложен, а может быть и не предложен, т.е. эта запись не носит для безработного и органа службы занятости обязательного характера. Поэтому безработный может, в принципе, отказаться от самостоятельного поиска работы, но его отказ должен быть обоснованным. Например, он может обосновать свой отказ от самостоятельного поиска работы, сославшись на то обстоятельство, что такой поиск он безуспешно осуществляет уже в течение длительного времени.

Именно поэтому он и обратился за помощью в трудоустройстве в орган службы занятости.

Согласно п.11 Порядка, безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. Говоря другими словами, участие в таких работах требует их согласия. Никаких отрицательных последствий отказ от участия в таких работах для безработного не имеет. Тем не менее отказ, поскольку он и все другие отказы фиксируются в его личном деле, должен быть по мере возможности аргументирован.

Дело в том, что, согласно п.17 Порядка, безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане, отказавшиеся в течение десяти дней со дня их регистрации в органах занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера.

С одной стороны, общественные работы, безусловно, носят временный характер. С другой - орган службы занятости может направить на них безработного по его желанию. Значит ли, что отказ безработного от участия в таких работах подпадает под действие п.17 Порядка, неясно. Поэтому в данном случае возможны различные толкования. Возможно также, что работники органа службы занятости будут исходить - по нашему мнению, необоснованно - из того положения, что безработный не может отказаться от участия в общественных работах, если они являются для него подходящими. Отсюда следует, что при получении предложения от органа занятости об участии в общественных работах заинтересованному лицу необходимо выяснить, является ли его отказ от участия в таких работах основанием для непризнания его безработным.

К сожалению - и это крайне затрудняет для безработных защиту их законных прав, - в Порядке не дается разъяснения того, какая работа является для них подходящей, а какая неподходящей. В этой связи им необходимо помнить, что определение подходящей и неподходящей работы дается в ст.4 "Подходящая и неподходящая работа" Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Комментарий к этой статье приводится в разделе "Что такое подходящая и неподходящая работа" настоящей консультации.

Как видим, для того чтобы знать и уметь защитить свои права, безработному необходимо ознакомиться не только с правилами регистрации безработных, изложенными в указанном выше Порядке регистрации, но и с рядом положений Закона о занятости. Это необходимо иметь в виду и профкомам, знакомящим лиц, подлежащих высвобождению с производства в связи с сокращением численности занятых, с правилами регистрации безработных.

В противном случае безработных может ожидать ущемление их законных прав со стороны местных органов занятости, как это имело место, например, в Республике Марий Эл. Там, по сведениям газеты профессиональных союзов "Солидарность" (N 10, май 1997 г.), безработных направляли - как правило, под видом привлечения к общественным работам - на благоустройство улиц и сельскохозяйственные работы, сортировку и доставку почты, мойку машин, ремонт дорог, привлекали к патрулированию в народных дружинах и т.п.

Все это делалось, естественно, вопреки желанию безработных с прямым нарушением Закона о занятости, поскольку за отказ от участия в таких общественных работах безработных могут лишить пособия по безработице. В то же время, согласно ст.3 Закона о занятости, безработными не могут быть признаны граждане, отказавшиеся при определенных обстоятельствах от двух вариантов подходящей работы, тогда как общественные работы, как это было отмечено выше, к подходящим работам не относятся.

Гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы, целесообразно учитывать и то обстоятельство, что, согласно п.13 Порядка, на него оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости. Соответственно фиксируются все действия или бездействие безработного, которые могут повлечь за собой снятие его с регистрационного учета в соответствии с п.23-24 Порядка, о чем речь пойдет ниже.

3-й этап. Регистрация граждан в качестве безработных (пункты 14-18 Порядка регистрации безработных граждан)
Согласно п.14, безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (Документами, заменяющими паспорт, являются удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства, а также справка, выданная органами внутренних дел по форме N 9.);
трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж (Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. В документе, представленном в подтверждение трудового стажа с последнего места работы, должны быть указаны период работы и причина прекращения отношений между работником и работодателем.);

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане предъявляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по по-следнему месту работы в установленном порядке.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.

Органы по вопросам занятости имеют право проверять подлинность предъявляемых документов.

Как видим, согласно п.14, безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в органы занятости соответствующие документы. Такая редакция не исключает возможности его различного толкования.

Во-первых, каждому конкретному гражданину может быть назначен определенный день, когда он должен явиться в орган занятости и представить требуемые от него документы.

Во-вторых, возможен такой вариант, когда безработный должен явиться в орган занятости в любой приемный день. Для безработного, которому орган занятости не смог подобрать подходящую работу или направить его на профессиональное обучение, регистрация в качестве безработного весьма актуальна: только зарегистрировавшись в качестве безработного, он получает право на пособие, иную материальную помощь.

Поэтому каждому безработному необходимо быть особенно внимательным, не стесняться обращаться, может быть неоднократно, к соответствующему инспектору с просьбой назвать день, когда он может представить соответствующие документы.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости и признании его безработным. Такое решение принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия органом по вопросам занятости решения о признании его безработным (п.15 и 16 Порядка).

Согласно п. 16, безработными признаются граждане, которые:

трудоспособны;

не имеют работы и заработка (дохода);

зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;

ищут работу и готовы приступить к ней;

не трудоустроены в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Здесь возникают вопросы по второй и четвертой позициям этого перечня условий, при соблюдении которых гражданин может быть признан органом службы занятости безработным. Как следует понимать фразу "не имеют работы и заработка (дохода)"? Обратимся к сегодняшней действительности.

Квалифицированный рабочий, инженер, учитель в течение многих месяцев не могут найти сколько-нибудь подходящую для них работу. Из-за сильной нужды, которую испытывают их семьи, они работают от случая к случаю, когда в них есть потребность, на разгрузке железнодорожных вагонов и т.п.

То есть они имеют работу и заработок. Поэтому они, исходя из вышеприведенной фразы, не будут зарегистрированы органом службы занятости в качестве безработных, хотя их работа носит случайный характер, а заработки мизерны.

Другой пример, весьма характерный для нашей действительности. Владелец садового или приусадебного участка выращивает на нем овощи, т.е. имеет в результате своей работы доход в натуральной форме. Исходя из буквы Порядка, этот гражданин также не может быть признан безработным.

Единственное, на что он может рассчитывать со стороны федеральных органов, - содействие в его трудоустройстве, которое весьма часто оказывается безрезультатным.

Таким образом, можно констатировать, что такая редакция указанного выше условия признания граждан безработными может крайне затруднить для них (особенно в сельской местности, поселках, маленьких городах, где о каждом жителе все известно) получение пособия по безработице, иной помощи со стороны органов власти. Что же следует делать безработному гражданину, как вести себя в подобной ситуации, если в службе занятости будут у него выяснять (а это весьма вероятно), имеет он или не имеет работу и заработок (доход)?

По нашему мнению, при защите своих прав на регистрацию в службе занятости в качестве безработного гражданину целесообразно исходить из того, что он не должен оказаться в глазах работников этого органа занятым гражданином.
Представляется, что иного пути в сложившейся ситуации для доказательства своего права на регистрацию в качестве безработного у него нет.

Как видим, безработному необходимо подготовиться соответствующим образом к посещению службы занятости, с тем чтобы многие вопросы, задаваемые ее работниками, не оказались для него неожиданными.

Например, некий гражданин является членом производственного кооператива, имеет в нем свой пай. Ранее этот гражданин работал в кооперативе по трудовому договору, но был уволен в связи с сокращением численности занятых, хотя и остался членом кооператива. Согласно ст.2 Закона о занятости, такой гражданин считается занятым и поэтому не может быть зарегистрирован в качестве безработного. Другой формальной причиной для отказа в регистрации в качестве безработного для него может служить тот факт, что он получает в кооперативе по итогам работы за определенный период пусть минимальной, чисто символический, доход (п.16 Порядка) (В этом пункте приведен перечень граждан, которые согласно п.3 ст.3 "Порядок и условия признания граждан безработными" Закона о занятости не могут быть признаны безработными.).

Как свидетельствует практика, у граждан при их попытке зарегистрироваться в качестве безработных нередко возникают (по инициативе работников службы занятости) и другие, самые неожиданные для граждан проблемы, связанные с пунктуальным соблюдением этими работниками положений Порядка. Это, в частности, относится к применению п.16, где записано, что безработными признаются граждане, которые ищут работу.

Какой смысл вложили разработчики Порядка в эту, казалось бы, простую фразу, зависит в каждом отдельном случае от мнения работников службы занятости. Поэтому они задают самые разные, часто неожиданные для гражданина вопросы, на которые тем не менее необходимо дать убедительный ответ. Такой ответ, чтобы у работников службы занятости не сложилось мнение, что гражданин не искал работу до своего обращения с просьбой о регистрации в качестве безработного. Вопросы могут быть самые различные.

Из них наиболее распространенными являются следующие: "Как долго вы ищите работу, в какие организации вы уже обращались, почему ни в одной из них вы не получили работу?", "Вы отказались от предлагаемой вам работы или же отказ дали организации, в силу каких причин вам было отказано в приеме на работу?" и т.п.

Мы привели лишь несколько примеров, свидетельствующих о глубине проблем, возникающих у граждан при их попытках зарегистрироваться в качестве безработных. Однако уже они подтверждают, что действующий Порядок регистрации для многих из них может стать непреодолимым препятствием для получения пособия по безработице, иных видов материальной помощи, предусмотренной действующим законодательством, решениями местных властей для лиц, признанных безработными.
Безусловно, разработчиков правовых нормативных актов, регламентирующих порядок регистрации безработных в органах службы занятости, беспокоило то обстоятельство, что слишком много граждан может зарегистрироваться в качестве безработных и получать пособия без достаточных на то оснований.

Однако при всех обстоятельствах по этой причине не должны страдать честные люди, для которых регистрация в качестве безработных крайне затруднена в связи с принятием указанного выше Порядка. В этой связи администрации предприятий (организаций) и их профкомам целесообразно обратить особое внимание на подготовку работников, подлежащих высвобождению, к их обращению в органы службы занятости.

Согласно п.18 Порядка, граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их в качестве безработных, имеют право на повторное обращение в органы по вопросам занятости через две недели со дня посещения этих органов в установленный день для регистрации их в качестве безработных. Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон о занятости населения" от 17 июля 1999 г. этот срок увеличен с двух недель до одного месяца со дня отказа.

В случае отказа гражданину в регистрации его в качестве безработного орган занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляет его о принятом решении и причинах отказа. В этой связи нельзя не отметить, что безработному необходимо заручиться письменным отказом. В противном случае он будет лишен возможности отстаивать свои права в других инстанциях - в вышестоящих органах занятости, суде.

4-й этап. Перерегистрация безработных граждан (пункты 19-21 Порядка регистрации безработных граждан)
Обратимся к тексту Порядка:

"19. Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию.

20. При перерегистрации безработные граждане обязаны предъявить паспорт и трудовую книжку или иные документы.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий их личность.

Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, следует иметь в виду, что они обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать органы службы занятости о свих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера".

При этом следует иметь в виду, что, согласно ст.2 Закона о занятости, лица, имеющие временную работу, относятся к категории занятых граждан.

Правда, согласно ст.3 этого Закона они, не отнесены к гражданам, которые не могут быть признаны безработными.
Тем не менее велика вероятность возникновения ситуации, в которой лицу, имеющему временную работу и сообщившему об этом, может быть отказано в регистрации в качестве безработного или его перерегистрации в этом качестве. Последнее означает для безработного лишение пособия по безработице. В этой связи нельзя не отметить, что, согласно п.22 Порядка, в случае признания граждан занятыми они снимаются с регистрационного учета.

5-й этап. Снятие безработных граждан с регистрационного учета (пункты 23-26 Порядка регистрации безработных граждан)
Безработные граждане снимаются органами по вопросу занятости с регистрационного учета в следующих случаях:
признание в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения граждан занятыми;
прохождение профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

неявка без уважительных причин в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
переезд в другую местность;



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ