гелюса шайхутдинова
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Волшебница вода»
МАДОУ «Детский сад №125 комбинированного вида» Кировского района г. Казани
Конспект интегрированной занятий (педагогический проект) в средней группе на тему :
«Волшебница вода » .
Цель : познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на о, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.
Материал : стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, аудио запись «шум воды» .
Словарь : обогатить словарный запас детей.
Предварительная работа : чтение книги М. Д. Перина «Живая вода » ; знакомство с учителем здоровья «Капелия» ; загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум воды» .
Ход занятия : Включается аудио запись «Ручеек» .
Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)
Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие . Проходите, ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Вы догадались, о чем будет наше занятие ? Отгадайте загадку :
Она и в озере, она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (вода ) .
О чем мы сегодня будем говорить на занятии ?
Да о воде. – Где можно встретить воду? (ответы детей)
Зачем нам нужна вода ? Кому еще нужна вода ? (ответы детей) .
Чтение детьми стихотворение о воде :
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане К. Вика
И водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае, Слава
Мы ее не замечаем.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться! Адель
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
А что такое вода ? (ответы детей) .
Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.
А для этого мы с вами отправимся на Нео остров, где мы с вами станем нео учеными согласны? (ответы детей) .
Мы с вами не пойдем, а поплывем. (Ах, ух, ах, ух
В нео остров мы плывем, о воде узнать хотим).
Но вот мы приплыли, а кто знает, что означает слово «НЕО» (ответы детей) .
Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчик с водой и вылейте в тазик. Что сделали сейчас с водой? (вылили, перелили) . Перельем воду в разные бутылочки.
Вывод : Вода – это жидкость . Она течет. Ее можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
Что вам, ребята это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепляю к доске)
Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории .
Как вы считаете, какого цвета вода ? (ответы детей) Давайте проверим.
Опыт 2. «Вода бесцветная » .
На столе у воспитателя стакан с водой и стакан с молоком. – Какого цвета молоко? (белого) .
А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей) .
Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода ? Почему через стакан с водой мы видим картинку?
Вывод : вода не имеет запаха , она бесцветная, прозрачная (ставится символ) .
Ребят, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет» .
На столе 2 стакана водой, зеленка, марганцовка.
Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет ? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчики с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках ?
Вывод : вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус» .
Давайте проведем небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (ответы детей) .
Вывод : оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Опыт 5. «Вода не имеет запаха » .
А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь ?
Вывод : вода ни чем не пахнет , у нее нет запаха. (Вывешивается этого свойства воды) .
Итог занятий .
Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии ? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
Понравилось вам наше занятие . Какое задание было самое интересное ? Какое самое трудное? Мы будем еще много говорить о воде и узнаем еще больше. А теперь мы на нашей лодке отправимся в нашу любимую группу .
Давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в нашу группу .
Конспект занятия в средней группе
МБДОУ № 136 г. Рязани
на тему: «Кому нужна вода».
Воспитатель: Демина О.И.
Программное содержание: дать представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). В городе вода приходит в дом по трубам водопровода из реки. В сельской местности воду берут из колодца. Чистую воду надо экономить - зря не лить, закрывать кран.
Активация словаря: трубы, горячая и холодная вода, колодец.
Ход занятия:
В гости приходит Лесовичок и загадывает загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …(воды).
Правильно, это вода. Давайте все вместе обойдем группу и выясним, кому и зачем нужна вода. (Дети останавливаются у комнатных растений, затем у аквариума, мойки, туалета, около игрового уголка и клетки с попугаем).
Зачем нужна вода растениям? (Их нужно поливать, иначе они засохнут).
Почему вы остановились у аквариума? (Рыбы и улитки живут в воде, им нужно много воды, чтобы рыбки могли плавать, без нее они погибнут.)
А мойку – это и есть мойка. Там моют руки дети, а помощник воспитателя здесь моет посуду; правильно я догадался? (Да).
Почему вы остановились у игрового уголка, я не понимаю, ведь игрушки не живые, они не моют руки и лицо, не пьют. (Дети объясняют, что вода нужна, чтобы помыть грязные игрушки и постирать бельё и одежду кукол.)
Лесовичок, а теперь ты ответь на вопрос: Зачем нужна вода попугаю? (Лесовичок долго думает: «Чтобы снимать перья и стирать их». Дети смеются).
Нет, попугай живой, поэтому ему нужна каждый день вода, чтобы пить, в ней он любит купаться.
Ребята, Лесовичок, а вы знаете, откуда берется вода, как она попадает в дома? (Нет).
В городе вода попадает в дома из реки. Течет она по трубам, ее очищают на очистных сооружениях. (Дети осматривают трубы, трогают их, определяют, какая холодная или горячая – течет по ним вода).
А в сельской местности выкапывают колодцы и оттуда черпают воду ведрами. (Показывают изображение колодца).
Вот так попадает вода в разные дома. (Рассказ о необходимости бережного отношения к чистой воде).
Лесовичок предлагает детям разделиться на группы и помыть мелкие игрушки, и полить растения.
В завершение Лесовичок дарит детям ароматное мыло и все идут мыть руки.
«Волшебница-Вода»
Цель : Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи :
воспитательная:
Развивающая :
образовательная:
Интеграция областей: познание, социализация, художественное творчество, здоровье.
Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Материал и оборудование : картинки с изображением воды, стаканчики с водой (по количеству детей), пустые стаканчики, стакан с молоком и стакан с водой, камешки, две чаши с холодной и теплой водой; клей-карандаш, заготовки капелек из цветной бумаги, нитки, тряпочки, лист белой бумаги ф-А3, влажные салфетки, компьютер, экран.
Под музыку падающих капель заходит воспитатель. Загадка о воде.
Здравствуйте мои друзья!
В гости к вам спешила я,
Все на свете я полью,
Всех от жажды я спасу
Пароходам без меня,
Ни туда и ни сюда
Угадайте, кто же я?
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (вода)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н.Рыжовой:
Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
— А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Игра «Вода хорошо – вода плохо»
1. Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?
2. Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь);
3. Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов, то это плохо для людей, вода может подтопить их дома.
4. Если ребенок испачкался, весь грязный, чумазый, и он умоется, помоется?
Ребята, а сейчас мы с вами вспомним и покажем, как надо умываться. Выполняется динамическая пауза :
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
Вот какие мы чистые и красивые.
Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, мне принесли телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте — Мойдодыр.
Зачитывает ребятам по фразам. Дети должны найти ошибки и исправить текст телеграммы.
«Полотенцем моют руки»
«Расчёской вытираются»
«Зубной щёткой намыливают тело»
«Мылом причёсываются».
Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
Полотенцем (что делают?)…
Расчёской…………….
Зубной щёткой……………
Мылом……………..
Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.
А ешё он вам даёт советы:
«Умыватесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею».
«Мойте руки и ноги перед сном каждый день».
«Мойте руки после игр, прогулки, туалета».
Будете выполнять советы Мойдодыра?…Хорошо
Надо, надо умываться
по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам
стыд и срам, стыд и срам!
Посмотрите, ребята, у вас на столах тоже стоит вода, подойдите каждый к своему столу.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.
Ребята, давайте попробуем воду на вкус?! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)
— Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
— Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
— Какого цвета молоко? (белого).
— Можно ли сказать, что вода белого цвета? (Ответы детей).
Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятала, а где не получилось. (Ответы детей). Вода бесцветная.
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной.
В. Вы, молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?
Д. -Ответы.
В-Вода волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
Подвижная игра «Капельки»
Все дети — капельки. Воспитатель – солнышко.
Когда воспитатель произносит «солнышко», дети разбегаются легко на носочках, «мороз», приседают и тихонько сидят, замёрзли. Когда опять говорит «солнышко», капельки растаяли, соединились в ручейки и побежали. Прибежали на свои места.
В. -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (Воспитатель показывает льдинки на тарелочке) почему они волшебные?
Д. -Ответы детей.
В. -Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.
Д. -Дети проводят опыт.
Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!
А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Где спряталась вода»
Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.), дети должны определить где именно на картинке можно найти воду.
В. — А теперь давайте вместе посмотрим презентацию «История капельки».
В. -Ребята, а из чего состоит вода?
Д. — Из капелек.
В- Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
А теперь мы с вами сделаем дождик из капелек.
Аппликация «Дождик» (дети приклеивают капельки к нитке, а потом эти ниточки приклеивают на большой лист, где уже наклеена тучка). Совместная деятельность с воспитателем.
В. — Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!
Дети подходят к центру воды и песка.
В. -Я полью из лейки воду, а вы мойте ручки лучше. Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?
Д.- (ответы)
В. Правильно, потому, что вода жидкая! Вытирайте ручки салфетками.
Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). Она не имеет цвета, запаха, вкуса. Вода жидкая и может литься.
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей 4-5 го года. Тема: Волшебница-вода
Цель: учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.Материал : вода, лед, стаканчики, камешки, салфетки, соль, сахар, формочки, жидкое мыло, трубочки.
Ход занятия.
1. Беседа.2. Словесная игра «Закончи предложение»
- Где можно встретить воду? (в реке, море, океане, в болоте)
В океане вода - океаническая.
В речке вода - речная.
В море вода - морская.
В болоте вода - болотная.
В море вода соленая, а в речке пресная, то есть не соленая.
3. Поговорим о пользе воды.
Зачем людям нужна вода? (ответы детей)
Животным нужна вода?
Где живут рыбы?
Для чего нужна растениям вода?
4. Я приглашаю вас в лабораторию чтобы узнать о воде и ее свойствах.
(Дети одевают фартуки, халаты и проходят за столы)
Опыт №1
Дети переливают воду из одного стакана в другой стакан.
Что делает вода? Почему?
Вывод:
вода льется, потому что она жидкая. Значит вода - жидкость.
Опыт №2
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Сравнивают с запахом чеснока.
Вывод:
чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3
Вода чистая и ее можно попробовать на вкус. Какая вода на вкус? Вода без вкуса.
Вывод
: вода не имеет вкуса.
Опыт №4
Если мы в стакан положим сахар (соль). Какая будет вода на вкус? Попробуйте.
Куда делась соль (сахар)? Соль (сахар) растворились в воде, поэтому вода соленая (сладкая).
Если мы положим в воду кислый лимон, какая на вкус будет вода?
А если горький перец?
Вывод:
соль и сахар растворяются в воде, а чистая вода не имеет вкуса.
5. Подвижная игра «Капелька и тучка»
Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они все вместе
И потекли веселыми ручейками (взявшись за руки, образуют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой).
Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла –текла речка и попала
В большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Плавали-плавали в океане, а потом вспомнили что тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло, стали капельки легкими (присевшие капельки поднимаются, а затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к тетушке тучке.
Сюрпризный момент – появление подарка от Снежной королевы.
Опыт №6
- Что это? (лед) Какой лед? (твердый, холодный)
Дети берут лед в руки.
- Что происходит со льдом? Во что он превращается? Какая стала салфетка?
Вывод:
вода на холоде превращается в лед, а лед в тепле превращается в воду.
Опыт №7
- У меня в чашке очень горячая вода. Я ее накрыла блюдцем. Сейчас посмотрим во что превратился пар.
Дети рассматривают капли воды на блюдце.
Вывод
: горячая вода превратилась в пар, а потом опять в воду.
Опыт №8
- Мы с Вами любим пускать мыльные пузыри. Сейчас мы их сделаем. В воду нужно добавить мыло и размешать, подуть в трубочку. Получились мыльные пузыри. Когда пойдем на улицу, возьмем их с собой.
Вывод:
в воде растворяется даже мыло.
Итог занятия.
- Мы с Вами ребята проводили… Что? (опыты)
- Мы узнали, что вода это… (жидкость), она не имеет вкуса, цвета и запаха. Она прозрачная.
- Мы вспомнили, кому нужна вода? Вода нужна всем людям, животным и растениям.
ГБДОУ детский сад №68 црр «Росток»
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Свойства воды»
Подготовили и провели: Захарова В.И.
Чувашова И.В.
Янсон Л.Е.
декабрь Санкт-Петербург
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Программные задачи:
Методы и приёмы:
Предварительная работа:
Материала и оборудование:
Ход занятия:
(Стук в дверь. Входит тренер) .
Воспитатель : Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Лада Евгеньевна, тренер в бассейне. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
Тренер: Здравствуйте, ребята,я подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы будем говорить.
Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
Тренер: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Тренер: Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделится своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей) .
Итак, представьте, что вы учёные.
Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.
Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.
У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .
Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.) .
Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
Воспитатель: Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Воспитатель : Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой) .
А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой)
Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
Тренер: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .
Воспитатель: Как много вы сегодня узнали о воде.
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
А вот эта папка поможет вам в свободное время поиграть с капелькой.
А сейчас давайте поблагодарим Ладу Евгеньевну за интересные опыты, рассказ, и попрощаемся. А вам я предлагаю подкрасить воду красками и сделать цветные льдинки, а что надо чтобы получился лед? Ответы детей.
Вот и еще одно свойство воды – она замерзает!