Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Конспект индивидуального логопедического занятия

На тему: «Осень».

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;

Активизация словаря по теме;

Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными).

Коррекционные:

- развитие связной речи;

Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и

упражнений;

Развитие мышления, памяти, зрительного гнозиса;

Развитие артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование : д/и «Собери картинку», листья с разных деревьев, массажный мяч, чудесный мешочек, муляжи овощей, вырезанные детали: тучки,

деревья, желтые листья, грибы.

Ход занятия :

    ОРГ момент . Приветствие. Объявление темы занятия.

Педагог предлагает ребенку открыть конверт, в котором разрезная картинка «Осень».

После того как картинка собрана, задает вопросы:

Что ты видишь на картинке?

Как одеты дети?

Какие деревья?

Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?

Правильно. Сегодня мы продолжим говорить об осени.

II . Основная часть .

1. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом). Звучит музыка «Осень в лесу».

Давай представим, что мы оказались в лесу.

Упражнение для мышц шеи.

И.п.сидя на стуле, спина и шея прямые.

Давай, посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при

возвращении в исходное положение-выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек, языка .

Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть

рот и закрыть).

Мишка очень любит малину, давай покажем как он ее жует (имитация жевания).

Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизать

верхнюю губу).

Нам хорошо в осеннем лесу (упражнение «Улыбка»).

Вот мелькнул беличий хвостик (повороты языка влево-вправо).

Она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать

2. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и

«С-с-сс», все листья с липы сдул… подуть на них).

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)

Е. Карельская

3.Лексико-грамматические игры и упражнения:

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного.

Игра с мячом.

Педагог называет слово, бросает мяч ребенку, который должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.

Дождь-дождик

Лист-листик

Капля-капелька

Огурец-огурчик

Ветер-ветерок и т.д.

Образование притяжательных прилагательных «С какого дерева листок?».

Педагог разбрасывает листья по полу. Предлагает их собрать. Ребенок должен взять

листок и сказать, с какого дерева он упал.

Лист с березы-березовый

Лист с дуба-дубовый

Лист с осины-осиновый

Лист с клена-кленовый

Согласование числительных с существительными и прилагательными

Ребенок собирает листья в букет.

Скажи, каких листьев в букете по одному, по два…

4. Физминутка (Из архивов Осьмаковой М.В.)

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Педагог предлагает ребенку на ощупь угадать какой овощ спрятан в мешке.

6. Психогимнастика .

Логопед предлагает ребенку показать, как животные готовятся к зиме: белка

запасается орешками, мишка готовится спать, ежик забирается в норку.

7. Развитее связной речи.

«Лес осенью»

Летом лес был зеленым. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между

ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тхо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной.

Вопросы по тексту:

Какой лес был летом?

Какого цвета стали березки и клены?

Какого цвета стали осины осенью?

Что происходит с листьями, цветами, травами?

8. Пальчиковая игра.

Ребенок катает между ладошек массажный мяч, произнося стихотворный текст.

Следом за летом

Осень идет.

Желтые песни,

Ей ветер поет.

Красную под ноги

Стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

9. Картина «Осень».

Педагог предлагает ребенку собрать панно из заранее подготовленных деталей

(тучки, деревья, желтые листья, грибы) и рассказать о проделанной работе.

III . Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили?

Какое у тебя сейчас настроение?

Светлана Коваленко
Индивидуальные логопедические занятия по теме «Осень»

Коррекционно-образовательные задачи :

Упражнять детей в подборе признаков к слову «Осень » и согласовывать существительные с именем прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие задачи :

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.

Формирование длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи : формирование положительной установки на участие в занятии . Воспитание внимательного, бережного отношения к природе

Оборудование : картина «Ранняя осень » ,аудиокассета с записью «Осенней песни » П. И. Чайковского,зеркала, предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев,облаков, ветра, овощей, фруктов, пшеницы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие общей моторики»Осень »

Туча небо кроет, Взмахи руками над головой.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет, Изображают рупор.

Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели топают ногами на месте,

Быстрого ручья,

Птички улетели Изображают улетающих птичек.

В теплые края.

3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»

Кто там топает по крыше Беспорядочные удары по столу пальцами

обеих рук.

Топ –топ –топ. Удары по столу ладонями.

Топ –топ –топ.

Я теперь усну едва ли –

Топ –топ –топ.

Может, кошек подковали?

Топ –топ –топ.

4. Массаж лица

Дождик, дождик, веселей от середины лба к вискам.

Капай, капай не жалей! Вокруг круговых мышц глаз

(от переносицы к вискам) .

Только нас не замочи! По мышцам щек (от крыльев носа к вискам)

Зря в окошко не стучи! От середины подбородка к ушам.

5. Развитие артикуляционной моторики.

- «Окошко»

- «Улыбка» -«Трубочка»

«Лопатка»

«Иголка»

- «Накажем непослушный язычок» . Шлепать губами по языку с произнесением : па –па –па –па.

Дует осенний легкий ветерок : «У-у-у-у-у-у-у» . (Тихо)

Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер : «У-у-у-у-у-!»

(Громко)

7. Игра «Чего не бывает осенью

8. Физкульминутка»Дождик»

Капля раз,

Капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

10. Рассматривание картины «Ранняя осень » и беседа по ней

(Листопад, листочки, солнышко, осень , солнечный)

11. Окончание занятия . Кто к нам приходил в гости? Какая игра вам больше понравилась?

Тема : «Осень » (повторение)

Коррекционно -образовательные задачи :

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественного числе)

Коррекционно-развивающие задачи : Развивать длительного выхода, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формирование положительной установки на участие в занятии . Воспитание бережного отношения к природе

Оборудование : зеркала, предметные картинки, кукла -Королева Осень , игрушки, тетрадь, карандаши, мяч

Ход занятия

1. Организационный момент

Кукла -Королева Осень –игра с мячом «Когда это бывает?»

2. Развитие мелкой моторики

Ветер северный подул :

«С-с-с-«,все листья

С липы сдул…

Полетели,закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать :

«Кап-кап-кап,кап-кап-кап!»

3. Массаж лица

Если дождь стучит по крышам

Листья падают не слышно

Это к нам пришла осень

4. Развитие артикуляционной моторики.

- «Окошко»

Окошко закрывается и открывается»

- «Улыбка» -«Трубочка»

«Лопатка»

«Иголка»

- «Накажем непослушный язычок» . Шлепать губами по языку с произнесением : па –па –па –па.

Заблудились мы в лесу,закричали мы :»Ау!» (Сначала громко, потом тихо) .

6. Игра «Что перепутал художник?» рассмотреть картинку,которую принесла Королева Осень .

7. Физкультминутка «Осень »

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарке

Бусы красные рябине, фартук розовый осине, зонтик желтый тополям,

Фрукты осень дарит нам

8. Игра «Скажи наоборот»

9. Работа в тетради (раскрасить зонтик и сапоги)

10. Итог занятия . Кто к нам приходил в гости? Какие игры мы играли?

Литература :

1. О. С. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет

2. Е. А. Пожиленко Артикуляционная гимнастика

Публикации по теме:

Бесспорно,что осень самая щедрая и благодатная пора для творчества. Благодаря вашим материалам на сайте я,конечно, почерпнула для себя нового,хотя.

Индивидуальные консультации по запросам родителей Здравствуйте уважаемые коллеги! Во всех детских садах воспитатели проводят индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей. Я.

Индивидуальные маршруты развития воспитанников ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА (ЦЫ) ___ ГРУППЫ «Семицветик» 2016 - 2017 учебный год ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет. Тема: Осень. Цели занятия: - учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 242 «Садко» Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в средней группе обобщение и закрепления знаний по теме «Осень» Цель. Знакомство с характерными.

Лексическая тема: Осень.

Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень».

Задачи:

  1. Уточнение представления об осени и ее приметах.
  2. Актуализация знаний об изменениях в природе осенью.
  3. Закрепление и активизация словаря по теме.
  4. Совершенствование навыка словообразования.
  5. Совершенствование грамматического строя речи.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие речевого слуха.
  8. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.
  9. Развитие навыка ориентировки в пространстве.
  10. Укрепление и сохранение здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутка с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание».
  11. Развитие общей и мелкой моторики рук, умения согласовывать речь с движением.
  12. Развитие навыка работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок.
  13. Формирование личностных качеств ребёнка: доброжелательность, активность, самостоятельность.
  14. Воспитание чувства любви к природе, развитие наблюдательности.

Оборудование: компьютер, компьютерная программа БОС «Здоровое дыхание», картинки с изображением осени, картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины; картинки деревьев, индивидуальные карточки для раскрашивания, мяч, цветные карандаши.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Отгадайте загадку.
- Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но всё же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
- Что за пора к нам пришла?
- Осень.

2. Сообщение темы занятия.

Правильно. Сегодня мы будем говорить об осени.

3. Активизация внимания.

О каких признаках осени говорилось в загадке? (Листья желтеют, опадают с деревьев, холод, дождик, солнце не греет, трава не зеленеет, птицы улетают на юг…)

4. Уточнение последовательности смены времен года.

Какое время года будет после осени? (зима)
- Какое время года было перед осенью? (лето)

5. Актуализация речевого опыта. Игра «Договори словечко».

1) - Небо осенью какое?
- Хмурое, серое, унылое…
- Солнце осенью какое?
- Ветер осенью какой?
- Дождь осенью какой?
- Листья осенью какие?
- Трава осенью какая?

2) - Осенью листья что делают?
- Краснеют, желтеют, опадают, шуршат, вянут…
- Осенью дождь что делает?
- Осенью солнце что делает?
- Осенью трава что делает?
- Осенью птицы что делают?
- Осенью звери что делают?

6. Развитие пространственной ориентации. Игра «Что где находится?»

Логопед раскладывает в ряд картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины.
- Какой листик лежит справа от кленового? А слева? Какой лист между осиновым и рябиновым? Где расположен дубовый лист? Какой по счету осиновый лист? Какой третий лист?…

7. Игра «С какого дерева детки?»

Детям раздаются картинки.
- Рассмотрите внимательно осенний букет, который собрала белочка.
- Проведите стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали.
Дети выполняют задание.
- Назовите эти деревья.
- Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад)

8. Игра «Назови лист»

Лист берёзы какой? (берёзовый); рябины - рябиновый,…

9. Дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание» (Урок 8. Осень.)

Вы очень хорошо потрудились. А теперь пора немного отдохнуть. Для этого мы выполним упражнение на дыхание.
- Сядьте удобно. Ноги поставьте на пол, руки положите на колени. На вдохе - «надуваем» животик, как шарик, при выдохе - медленно сдуваем шарик. Вдох делаем через нос, выдох - через слегка сомкнутые губы.



10. Игра «Назови цвет».

Листья осенью становятся разноцветными.
- Как назовём лист, если он и красного и жёлтого цвета?
- Красно-жёлтый.
- На листе есть и желтый и красный цвет. Какой цвет листа? (желто-зелёный)
- Красный и оранжевый, желтый и оранжевый… .
Раскрасьте листья в букете у белочки.
- Дубовые листья коричневым карандашом, кленовые - оранжевым, рябиновые - красным, берёзовые - жёлтым, каштановые - зелёным.

11. Согласование числительных с существительными и прилагательными.

Назовите каких листьев в букете по одному?
- Один кленовый лист,…
- Назовите каких листьев в букете по два?
- Два каштановых листа,…

12. Физкультминутка. Упражнение на координацию речи и движений.

13. Игра «Лишнее слово».

Зима, осень, лето, сентябрь;
дуб, одуванчик, клён, осина;
туча, дождь, лужа, солнце;
грибы, ель, каштан, берёза;
зонт, сапоги, купальник, куртка;
урожай, листопад, подснежник, грибы.

III. Итог занятия.

О чем говорили?
- Чем занимались?
-Что нового узнали?
- Что понравилось?

IV. Оценка работы детей.

Психолого-медико-педагогический Центр сопровождения развития детей
«Развитие» Центрального района
Учитель-логопед:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

"Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья № 18" г Ульяновск

Конспект

группового логопедического занятия во 2 классе

тема: «Осень в гости к нам пришла»

Подготовила: учитель-логопед

Еремина И.П.

Цель:

уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.

Задачи:

образовательные-

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать навыки словообразования;

коррекционно-развивающие-

активизировать речевое подражание слову педагога в любых речезвуковых выражениях;

развивать фонематическое восприятие;

вырабатывать правильное речевое дыхание, голос, чувство ритма;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

активизировать словарь по темам «Осень», "Овощи";

развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.

воспитательные-

воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;

воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе;

формировать усидчивость, самоконтроль.

Формирование БУД:

личностные -

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее восприятию;

коммуникативные -

умение всту-пать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному за-да-нию в разных видах деятельности;

регулятивные -

произвольно включаться в деятельность, сле-до-вать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои дей-с-т-вия;

познавательные -

делать простейшие обобщения, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, работать с несложной по содержанию и структуре информацией

Оборудование: компьютер, презентация к занятию,осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, салфетки, фольги, игрушка Лесовик, зеркала, мультимедийная запись «Осенний вальс», "Твой мир" (минус), разрезные осенние картинки.

План занятия:

I . Организационная часть: приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности

II .Основная часть: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Артикуляционная гимнастика

3. Развитие фонематического восприятия

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

5. Физминутка

6. Образование относительных прилагательных.

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания - игра «Осенние слова».

8. Развитие глагольного словаря - игра «Подбери действие».

III .Заключительная часть: итог и анализ занятия, оценка деятельности учащихся.

Ход занятия:

I . Организационная часть:

Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.

Послушайте загадку: Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ... (Осень) (слайд 1)

Чему посвящено сегодня наше занятие? (осени)

Что такое осень? (время года)

Какое время года было до осени? (лето)

Какое время года будет после осени? (зима)

"Осень в гости к нам пришла" - так называется наше занятие. (слайд 2)

Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать, правильно говорить).

Желаю всем успеха на занятии!

II . Основная часть:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук (слайд 3)

Как солнце светило летом? Широко расставить пальцы рук в стороны.

Как светит осенью? Напряжённые пальцы рук чуть согнуты.

Как будут светить зимой? Напряжённые пальцы рук собрать в щепотку.

Что происходит с листьями осенью? (листья опадают)

Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Пошли пальчики гулять, пробегают указательным и средним пальцами по столу

Стали листья собирать:

красный листик, желтый листик, поочередно прикасаются подушечками пальцев,

начиная с указательного пальца к большому пальцу

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? протягивают вперед ладонями

Пять! поднимают вверх одну руку, широко раздвинув

2. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке) (слайд 4)

Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно"),

посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики"),

посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели"),

услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер"),

испугался и спрятался ("Прятки"),

потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),

Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)

Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик),

Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки"),

потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.

3. Развитие фонематического восприятия (слайд 5)

Как шуршат осенние листочки?

(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги).

Учащиеся угадывают, какой листочек шуршит.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 6)

Какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой первый звук в слове С ентябрь?

О ктябрь?

Н оябрь?

Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, какое слово у нас получится? (на слух слово «СОН»).

Значит, что происходит с природой осенью? (она засыпает).

5. Физминутка (слайд 7)

«Дерево» (под музыку)

Ученики стоят, руки вытянуты вверх.

Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук

Потом веточки, опустить кисти рук

Затем ветки, опустить предплечья

Потом уснуло всё дерево. опустить руки

«Дождик» (слайд 8)

Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе

Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе

А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны

От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом

6. Образование относительных прилагательных: (слайд 9)

В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:

С какого дерева твой листок? С берёзы - берёзовый листок

Какой листок? С рябины - рябиновый листок

С дуба - дубовый листок

С клёна - кленовый листок

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания

Игра «Осенние приметы». (слайд 10)

У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слова, которые относятся к осени, поднимите листочек вверх.

ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ УРОЖАЙ ПОСПЕВАЕТ

ДЕРЕВЬЯ РАСЦВЕТАЮТ ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ

НА УЛИЦЕ ЖАРКО ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ

ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ ДОЖДЛИВАЯ И ХМУРАЯ

ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ СНЕГ ТАЕТ

8. Развитие глагольного словаря

Игра «Подбери действие» (слайд 11)

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:

Листья осенью(что делают?) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…

Урожай осенью - Урожай осенью убирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью - Ветер дует, …

III . Заключительная часть:

Итог и анализ занятия.

Ребята, ветер так сильно подул, что картинки рассыпались. Давайте их

соберем. Каждому из детей логопед дает часть общей осенней картинки.

(слайд 12 )

О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)

Что такое осень? … (время года)

Логопедическое занятие в начальной школе. Тема: "Прощание с осенью"

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Описание: Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка направлены на социализацию детей с нарушением речи, на защиту и сохранение здоровья, регулируют нервно - психические процессы, стимулируют работу мозга, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Использование единого игрового сюжета, красочного демонстрационного материала, доступная и привлекательная игровая ситуация делают познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка с СНР. Всё это поддерживает у детей стойкий интерес к теме и позволяет избежать переутомления. Речевой материал доступен в произносительном плане, прост по звуковому составу слова, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием.
Материал может быть полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям, воспитателям.
Цель: повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме «Осень», совершенствование речевых возможностей обучающихся.
Задачи
Образовательные:
Уточнить, расширить словарь по теме «Осень».
Совершенствовать грамматический строй речи.
Учить отвечать на вопросы по теме; составлять описательный рассказ.
Развивающие:
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Совершенствовать слуховое внимание и воображение, желание высказаться об услышанном, инициативность, самостоятельность, активность.
Воспитательные:
Создавать условия для развития доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками; выражения различных эмоциональных состояний.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме «Осень», составление словосочетаний и предложений. Работа над сложноподчинёнными предложениями на индивидуальных занятиях. Разучивание физминуток, стихотворений по теме «Осень», экскурсия в осенний парк, подбор иллюстраций.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем занятие. Наше занятие будет проходить празднично, интересно.

2. Объявление темы занятия. Целеполагание.

Логопед: А вы смогли бы отгадать время года по звукам природы?
(Ответы детей) .
Послушайте, в какое время года звуки природы помогут нам перенестись.
«Шуршание осенних листьев», фонограмма «Звуки окружающего мира»
(Ответы детей).

Тема занятия – «Прощание с осенью». Сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном и волшебном времени года осени. Что бы вы хотели узнать?

(Ответы детей)
*Будем говорить правильно и красиво.
*Повторим приметы осени, узнаем, что бывает только осенью, составим рассказ про осень.
Обо всём этом мы поговорим на занятие и сделаем маленькие открытия.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику.

«Сказка о веселом язычке»


Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика. Зубы – это вторые дверки у домика.
Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»


И потолок в этом домике есть, он называется небо.
«Подними свой язычок вверх, найди потолок».


Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, вот так: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так громко он это делает, что все слышат, вот так: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! И стенки домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка.


Пошел язычок в осенний парк прогуляться. Любуется красивым нарядом Осени:
«О-о-о, о-о-о, о-о-о!» (повторяем),


увидел осенний гриб под деревом и удивился:
«О-о-о, о-о-о!».


Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.)

Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер
«У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки
с нами говорят: «А-о-у-и».
Вернулся язычок домой, а на улице в это время по крыше домика забарабанил осенний дождик
(д -д -д -д –д).

4.Развитие мелкой и общей моторики.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и
«С-с-с-с», все листья с липы сдул… подуть на них).
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)
Е. Карельская

5. Сообщение нового материала.

Работа по плану.
Логопед: После лета наступает (что?) (После лета наступает осень.)
Назовите осенние месяцы (Осенние месяцы - это сентябрь, октябрь, ноябрь)


Как можно назвать осень в сентябре? (Осень в сентябре - ранняя, золотая)
Как можно назвать осень в октябре? (Осень в октябре – дождливая осень)


Как можно назвать осень в ноябре? (Осень в ноябре – поздняя осень, часто выпадает первый снег)


Стихи об осени.
Ребенок:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.

Логопед: Что вы можете сказать про солнце осенью? (Солнце осенью греет плохо, солнечных дней стало меньше).
А какое небо осенью? (Небо осенью хмурое, тяжелое, пасмурное, серое).


Что происходит осенью с деревьями? (На деревьях листья желтеют, краснеют, засыхают, падают).
Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Это осеннее явление называется листопад)
Ребенок: Листопад, листопад, листья желтые летят.
Под напором злого ветра скоро голым станет сад.


Ребенок:
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».


Ребенок:
Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.
По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!» - вышли.
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот!

Логопед: Возьмите по платочку – листочку. Соберем букет в ладошку.
Упражнение «Комканье платка» (собрать платок в ладонь, перебирая пальчиками, правой и левой рукой)

Логопед: А теперь устроим разноцветный листопад. Под какую музыку будут кружиться листочки? (Ответы детей)
Танец – импровизация, Р. Паулс «Вальс»

Логопед: Украсим нашу осень яркими красками. (Дети дую на платочки и они «летят» на осеннюю полянку).
Логопед: Посмотрите, с разных деревьев листья на нашей полянке: есть кленовые, есть дубовые. А эти листья, с каких деревьев?


(логопед показывает березовые и осиновые листочки)


Поиграем с ними?

6. Физминутка

Дети выполняют движения с листочками импровизируя под музыку «Листики дубовые..».
Итак, мы сделали первое маленькое открытие: осенью бывает листопад.

7. Творческое задание.

Используется прием: "Написание синквейна"

8.Обогащение словарного запаса.

Логопед: Продолжаем нашу беседу, что делают птицы осенью? (Осенью птицы улетают в теплые края)
Как называют этих птиц? (Это перелетные птицы).
Что делают насекомые осенью? (Насекомые осенью прячутся)
Что делают животные осенью? (Животные готовятся к зиме, впадают в спячку, меняют шубку, делают запасы).
Мы с вами сделали второе открытие осенью перелетные птицы улетают в теплые края, многие животные и насекомые готовятся к зимней спячке.
Логопед: Каким трудом занимаются люди осенью? (В садах и огородах поспевает весь урожай, собирают урожай, делают из овощей и фруктов зимние заготовки).
Еще одно открытие: Осенью бывает заключительный сбор урожая.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ