Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами - гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

Услышав колокольный звон, нужно перекреститься и помолиться

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца . В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление - при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения , но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек , обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты , чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный - для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост - постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Интересно о православии:

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

Ветхозаветные времена колоколов не знали. В первые века христианской Церкви колоколов также не было. В Западной Церкви они появились и распространились в IV-IХ веках, в Восточной – в IХ-ХII веках. На Руси они зазвучали вскоре же после принятия христианства, но широко распространились с конца ХVI века, а в ХVII-ХX веках они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

В молитвах на освящение «кампана, си есть колокола или звона», в части II Требника упоминаются семь серебряных труб, которые Господь повелел создать Моисею для созывания народа к жертвоприношению и молитве, для укрепления мужества войска во время войн. Эти серебряные трубы, в которые трубили израильские жрецы, потрясли стены враждебного Иерихона, так что не только «умными и одушевленными созданиями», но и бездушными, «якоже Моисеевым жезлом и медяною змиею в пустыне», Господь Бог властен творить преславные дела и чудеса «в спасение и пользу верных». На этом основании освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем или ночью возбуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь; чтобы самый звон колокола воздавал славу Богу; чтобы звоном колокола освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы; чтобы этим звоном утишались и прекращались бури ветряные, грады же и вихри и громы страшные, и молнии; чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божии укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли «всем диавольским наветам», побеждая их молитвой и славословием.

Сам Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Апостол Павел говорит о последней трубе, которая вострубит, о трубе Божией, при которой совершится изменение живущих людей в бессмертные существа и воскресение умерших (1 Кор. 15, 52; 1 Фес. 4, 16-17).

Знаменательно, что в раннехристианские времена, в IV веке, в египетских и некоторых палестинских монастырях употреблялись именно трубы для тех же целей, для каких впоследствии стали употребляться колокола. В древние времена в монастырях для созыва братии на молитву и при богослужении для сугубого возбуждения внимания молящихся широко употреблялись деревянные, железные, медные, даже каменные била и клепала. Такие била и клепала перешли и в русские обители. Древние Уставы, которыми и ныне пользуется Церковь, составлялись до распространения колоколов. Поэтому все, что сказано в уставных текстах о биле, клепале, древе великом, следует относить к колокольному звону. Иногда даже происхождение слова «колокол» связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук – сигнал. И в деревянном биле, и в колоколе из сложного сплава, и в серебряной трубе тем важнейшим общим, что их объединяет и уравнивает, является самый звук как сигнал, соответствующий таинственному воплю в полуночи: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25:6), которым прикровенно изображается Второе Пришествие Христово. Такой сигнал есть не что иное, как благовестие о Пришествии Судии и Избавителя. Звук труб, бил, клепал и колоколов – это тоже благовестие о богослужении. Поэтому колокольный звон получил в России замечательно точное название – благовест. С этой точки зрения колокольный звон для храма и прихода или для братии монастыря подобен тому, чем является для всей вселенной Евангелие, что в переводе – кальке на русский язык – значит «благовестие».

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля – campi и с названием растущего на полях цветка колокольчика – campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

По своей внешней форме колокол – не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

В восточных православных странах в ХI-ХII веках было немало противников колоколов как принадлежности латинской Церкви, но в ХII веке последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С ХIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов. Но в московской архитектуре ХVI-ХVII веков, а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале Вечной жизни.

В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона. Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово «звон» также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрене и Литургии, точнее, к часам перед Литургией. К самой Литургии бывает трезвон. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон (перебор), а за ним следует трезвон.

Звон во время Литургии и утрени призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на богослужении. Во время Литургии благовест в один колокол бывает к пению «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу» и продолжается до пения «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». Это правило применяется при поздних Литургиях и когда служится одна Литургия; за ранними обеднями этого звона не положено. На утрене бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Перед ранней Литургией благовест бывает в один колокол, нечастый, перебора и трезвона нет. Перед поздней литургией благовест частый, а затем – трезвон. После окончания праздничной и воскресной Литургии положен трезвон. Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы.

Звоны меняются в зависимости от характера служб. Одни звоны – Великим постом, иные – в прочие дни года, одни – в праздники, другие – в будни; особые звоны – к заупокойным службам. При многих колоколах в храмах различают праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (будничный), малый колокола. При этом может быть несколько небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Названия колоколов показывают и случаи, в которых каждый из них участвует в благовесте или звоне. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё в Древнем Египте. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. Правда в те времена колокола были совсем небольших размеров и клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы.

Первое применение колоколов в христианском богослужении церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353–431).

Откуда форма?

Легенда гласит, что во сне епископ Ноланский Павлин видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали ему форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении.

Первые на Руси

Первые колокола на Руси появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть во времена Крещения Руси. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. В начале XII века русские литейщики имели свои мастерские в Киеве. Как правило, древнейшие русские колокола лились небольшими и совершенно гладкими.

Колокол как необходимость

В отличие от городов Западной Европы, в которых существовала большая концентрация жителей, и потому часто издавались запреты звонить в часы отдыха, а также регламентировалось количество колоколов при каждой церкви, в России с ее необъятными просторами и значительной удаленностью селений друг от друга была острая необходимость в таком инструменте, который мог бы быстро оповестить большое количество людей в широкой округе. Поэтому‐то на Руси и стремились отливать крупные колокола с низким сильным звуком, который был бы слышен очень далеко.

Протоиерей Константин Харитошкин. Зачем нужен колокольный звон?

«Колокольный звон, несомненно, появился как практическая вещь. Не у всех были часы, а колокольный звон в монастырях, и храмах, в нужное время, созывал на общую молитву людей, чтобы вся округа слышала. Не мог крестьянин бросить свое дело, но он останавливался, молился, вспоминал о Святой Троице, восславлял Господа и дальше работал. Колокольный звон нужен для созидания».

Колокола как история

После нашествия татаро‐монголов колокольное дело в Древней Руси сошло на нет, и возобновилось только в XIV веке, когда Москва стала центром литейного дела. Тогда мастера отливали совсем небольшие колокола, которые по весу не превышали нескольких пудов.

Новая страница в истории колокольного дела в России началась во второй половине XV века, когда в Москву прибыл итальянский инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. В начале XVI века русские мастера с успехом хорошо освоили литейное дело и даже превзошли во многом своих иноземных учителей. В это время сформировался особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.

При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре колокольное дело в Москве быстро развивалось. Здесь отливали колокола чуть ли не для всей Руси. Продолжало развиваться это ремесло и при Борисе Годунове.

Из воспоминаний путешественников, посещавших Москву: «Шум поднимался такой, что друг друга нельзя расслышать».

Смута начала XVII века притормозила на некоторое время литейное дело, но при первых Романовых это искусство вновь возродилось. Мастерство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно обогнав в этом Западную Европу. Для литья колоколов уже не приглашали иностранцев. Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Андрей Данилов и Алексей Якимов. В это время русские мастера отливают огромные по размерам колокола, поражающие своими размерами даже известных иностранных мастеров.

Колокол как величина

В начале XV века появилась возможность отливать колокола большого размера в достаточном количестве. Самым ранним из сохранившихся колоколов этого времени принято считать колокол 1420 года. Он находится на колокольне Свято‐Троицкой Сергиевой Лавры. Колокол называют «Никоновский» или «Чудотворцев». Он имеет довольно необычную форму, однако до сих пор участвует в звонах. До начала XVII века московские мастера подписываются на колоколах, как «пушечный литец» или «пушечник». Именно такая надпись сохранилась на колоколе 1488 года из Пафнутьево‐Боровского монастыря.

Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой «Сысой» весил 2000 пудов; «Полиелейный» 1000 пудов, затем колокол «Лебедь» весом 500 пудов, отлитый в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13.

В 1622 г. был отлит колокол «Реут» весом в 2000 пудов, «Царь колокол» и колокол Савино‐Сторожевского монастыря весом 2125 пудов. А один из предшественников «Царя‐колокола », отлитый в 1654 г. при царе Алексее Михайловиче, весил около130 тонн и был слышен за 7 верст.

В первые годы царствования Петра I колокольное дело отошло на дальний план. Более того, по указу царя, из церквей изымались колокола для нужд армии. Из колоколов были отлиты две сотни пушек. Позже колокольное дело успешно возобновилось. Русские мастера продолжили лить колокола больших размеров.

Один из таких - «Царь колокол». Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. Подготовительные работы затянулись надолго. Но когда всё было готово к отливке, в Москве случился пожар, который охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней.

Священник Владимир Зинчик о значении колокольного звона:

Не случайно богослужение начинается с колокольного звона, сопровождает ход богослужения и заканчивает богослужение. И тем самым, подчеркивается вся важность колокольного звона. В колокольном звоне присутствует особое миссионерское значение, а звонари, которые и обучаются и которые звонят на колокольне, они как раз непосредственно являются участниками этого миссионерского служения нашей Церкви.

Колокола как традиция (виды колокольного звона)

Колокола были единственным музыкальным инструментом, используемым в православном богослужении. К тому же они были вообще единственным на Руси монументальным инструментом, а потому использовались очень разнообразно.

Становление и развитие колокольного звона, как музыкального искусства неотрывно от древнерусской певческой традиции. Ранний ее опыт — знаменный распев — был одноголосным.

Но позже выделились группы колоколов, которые выполняли самые разные функции в «колокольном оркестре» (такое деление сохраняется до сих пор). Самые маленькие колокола именуют дискантами или зазвонными. На них исполняют мелкие ритмические фигуры. Самые крупные - басовые колокола - задают темп звону и создают его основу, средние колокола или альты ведут мелодию.

На основе канонических традиций, на Руси сложилась разветвленная жанровая система звонов: будничные, постные, водосвятные, свадебные (или разгонные), встречные и, конечно, праздничные, среди которых великие, средние, красные. Красные звоны требуют большого состава колоколов, которыми располагают, в основном, кафедральные соборы, Лавры и крупные монастыри.

Колокольный звон в России всегда имел местные особенности. По‐разному звучали звонницы на Севере и в Поволжье.

Удивительные по красоте звоны были рождены местными традициями: в XVII‐XVIII веках в Ростове Великом сложились Ионинский, Егорьевский, Акимовский звоны, несколько позже - Ионафановский, в Суздале - Ефимьевский, на Валдае - рябиновый. Колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития, вобрав в себя весь опыт народного творчества. К началу ХХ столетия каждый регион России, каждая епархия имели свою сложившуюся каноническую систему звонов в рамках общерусской традиции.

Илья Дроздихин, руководитель Московской Школы Церковных Звонарей. Из интервью порталу www. Колокола. com :

Пасха - самый большой праздник в православной Церкви. У этого праздника существует специальный пасхальный звон. По традиции, на Пасху и на светлой седмице, неделе, которая следует после Праздника, любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.

Колокола как искусство

Как и народная песня, колокольные звоны всегда создавались в устной традиции, в процессе коллективной работы. В устном исполнительстве они развивались и видоизменялись. Талантливых звонарей у нас было много, русское искусство колокольного звона передавалось из поколения в поколение. Народ был творцом звонов, поэтому мы с полным правом можем говорить, что колокольные звоны — музыкальный эпос народа.

Именно поэтому колокольный звон и стал основой для величайших музыкальных эпосов, написанных русскими композиторами от Мусоргского до Бородина, и главным героем в памятниках исторической литературы.

Из былины о Василии Буслаеве:

Как тут старчище Андронище

Навалил на плечи на могучие

Монастырский медный колокол,

На велик колокол — в девяносто пуд,

Да идет на речку Волхов, на тот Волхов мост,

Колокольным языком сам подпирается,

Ин Калинов мост да подгибается…

Колокольный звон для поэтов и композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» — той музыкальной атмосферы, которая когда‐то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство». Колокольный звон — это буквально музыкальное оформление России.

Протоиерей Алексей Ладыгин о колокольном звоне:

Возрождаются и храмы Божии, а паче всего возрождается колокольный звон. Потому что мы не можем себе представить нашу Православную Церковь без колоколов. Которые своим мелодичным звоном, переливанием не только призывают верующего к богослужению, к началу молитвы, но, конечно, которые внутренне вдохновляют человека, потому что связывают его с небом, открывают ему многообразие христианской православной жизни.

О самых красивых и совершенных по архитектуре колокольнях, непревзойденных по мастерству звонарях и отличающихся особым звоном колоколах написано несколько превосходных работ, от исследования Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» (1912) до современной книги «Повседневной жизни России под звон колоколов» Владислава Горохова.

Первоначально колокола принимали в штыки. В силу традиции или по суеверию наши предки с недоверием отнеслись к появлению новшества. А до этого били в некий эрзац, называемый било или ласково бильцо. Заменитель колокола представлял собой деревянную, медную или железную доску, по которой ударяли молотком или пестиком. Еще и сегодня можно порой увидеть болтающийся кусок рельса. Это потомок била. Изначально, уже в 11-м веке, колокола так и называли - «колоколы». Позднее их стали именовать на латинский лад кампанами. По одной из версий слово «колокол» происходит от старинного славянского слова «коло», что означает круг.

Колокола появились на русских храмах более тысячи лет назад. Размер колоколов Древней Руси домонгольского времени соответствовал западноевропейским стандартам романского периода. Примерный вес колокола конца 11-го - начала 12-го века, фрагменты которого найдены при раскопках в Переяславле-Хмельницком, составлял приблизительно 5 пудов (180 кг). Только в 13-м столетии удалось создать колокол, который совмещал в себе три гармоничных тона. В нижнем крае - основной тон, в верхней части колокола выше на октаву, а в средней части делали большую или малую терцию, а иногда и кварту. В западноевропейских странах звук каждого колокола должен четко соответствовать определенной ноте.

Набор колоколов на колокольне называли «звоном». Наименьшее количество колоколов в звоне - три: один большой, называемый благовестником, и два поменьше. Второй колокол именуют полиелейным, а третий - славословным. Для хорошего звона нужно 9-16 колоколов. Звонарей для храмов в России не готовили специально, не было ни школ, ни курсов обучения. Из-за того, что раз в году, в Пасхальную неделю - Светлую седмицу, любой прихожанин мог сам выбрать любой из колоколов и позвонить.

Колокольные звоны вошли в классические произведения. Они звучат в опере Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), Бородина «Князь Игорь», Чайковского «Опричник», в сюите Глазунова «Кремль», в кантате Прокофьева «Александр Невский», в поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина». Традиционно колокола окропляли святой водой, давали им имена и прозвища. Им посвящены частушки, загадки, пословицы и поговорки. «Хоть при колокольном звоне под присягу пойду», божились наши предки, считая, что присяга под колоколами - самая надежная. В европейских странах в этом случае традиционно клали руку на Библию.

Среди простого народа бытовало поверье: чтобы уберечься от ненастья, надо очень быстро бить по колоколу - его звон разгоняет грозовые облака с градом. Для сравнения на Западе существовали, например, «колокол чудаков», который напоминал об опасностях подстерегающих запоздалых гуляк на узких улочках. Любители выпить в Данциге ждали сигнала «Пивного колокола», когда открывались двери питейных заведений. В Париже их как раз закрывали под гул «Колокола пьяниц». По городам и весям католической Европы звонил «смертный» колокол, возвещая пол, возраст и статус умершего.

Грандиозный сбор молодежи, который нынче называют залетным словечком «флэш моб», издавна практиковался на Руси. «Вестовые» колокола выполняли функцию Интернета, созывая людей на заранее определенное место сбора. «Позвонки» повелевали слугам предстать перед барином, о бедствии сообщал тревожный гул набатного колокола. В 1668 году существовал указ, как звонить в кремлевские набаты, которых было всего три.

«Если загорится в Кремле - бить во все три набата, в оба края, поскору (быстро), - писал историк Забелин. - Если загорится в Китай-городе - бить в один Спасский набат (Спасских ворот), в один край, скоро. Для Белого города - бить в Спасский набат в оба края и в набат, что на Троицком мосту (у Троицких ворот), в оба же края. Для Земляного города бить в набат на Тайницкой башне тихим обычаем, бить развалом с расстановкой».

Многие верующие, пришедшие на берега святых озер, к святым источникам, слышат колокольный звон. По преданию такие водоемы возникали в тех местах, где раньше стоял православные храмы. С внешней стороны московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД) расположены три озера: Белое, Черное и Святое.

На месте Святого озера давным-давно стояла церковь, которая ушла под землю. Православные считают, что озеро находится под покровительством Николая Чудотворца и Богородицы. Подобных озер в одной только Московской области немало. Сказанное никак не относится к храму Христа Спасителя, на месте которого соорудили бассейн. Впрочем, это уже другая история.

В православной прессе уже поднимался вопрос об обновленческом движении в области церковных звонов нашей Церкви, где говорилось о нарастающей угрозе подмены церковных колоколов металлическими пластинами, называемыми "плоские колокола" или "била", которые имитируют, а вернее пародируют звук настоящих колоколов . Хотелось бы вернуться к этой теме и более подробно рассмотреть все аспекты этой далеко не безобидной проблемы.

В первую очередь необходимо выяснить главные вопросы: кому и для чего это нужно? Кто хочет исказить колокольный звон фальшивыми звуками? Кому звон колоколов мешает и не дает покоя? Ответ очевиден: враг рода человеческого ненавидит все Церковное. Все, что в Церкви исполняется по Уставу с благоговением и усердием, разжигает в нем нестерпимую злобу и ненависть. Он не переносит ни Богослужения, ни молитвы верующих, ни святые иконы, ни колокольный звон. А потому, он всеми силами стремится все стороны Церковной жизни осквернить, исказить и сделать фальшивыми, чтобы их святость не мешала ему губить души человеческие и готовить свое воцарение. Вот он, отец лжи, и хочет вместо ненавистных ему колоколов, которым при освящении дается сила против духов злобы поднебесной, развесить на колокольнях металлофоны с целью искажения колокольного звона.

Но просто так люди менять колокола на пластины не будут , для этого их надо какимто образом обмануть и убедить, что это полезное и нужное дело. Вот тут враг начинает действовать уже через людей, своими давно испытанными средствами. Одним из видов этих средств являются деньги, этот идол, который ныне правит миром и все глубже с разных сторон влезает в церковную жизнь.

Слишком много посторонних и случайных людей, зачастую совсем неверующих, почувствовав безнаказанность своих действий, доброту и терпимость верующих людей, пользуются Церковью, как прикрытием для достижения своих ненасытных финансовых планов.

Создаются различные общества, центры и тому подобные структуры, под видом которых идет бойкая финансовая деятельность отдельных лиц, которые вполне серьезно считают себя большими столпами церковной жизни, будучи на самом деле обыкновенными перекупщиками, спекулянтами или бездарными плагиаторами. Именно таких коммерсантов и использует враг для претворения в жизнь своих разрушительных идей.

И вот уже этими бизнесменами налажено массовое производство "плоских колоколов", которые при поддержке лукавой рекламы потихоньку распространяются по нашим храмам и монастырям, заменяя своим гулом колокольный звон. А людей убеждают, показывая им всяческие графики и таблицы, что эти пластины звучат лучше настоящих колоколов, что все нормально, бояться нечего - это просто возрождение старинных бил.

Расчет очень прост. Эти металлофоны и назвали "билами" специально для того, чтобы в случае возмущения людей таким беззаконием, можно было бы этих же людей обвинить в выступлении против традиций Церкви , прикрываясь этим названием - чисто иудейский прием.

Била, используемые на Афоне и в Греции
(в т.ч. на Афонском Подворье в Москве, м.Таганская)

Ведь понятие "било" очень неопределенное и расплывчатое, потому что билом при желании можно назвать практически любую доску, бревно, железку и даже камень абсолютно любой формы и размера, по которым можно производить удары чем-либо для созыва или оповещения людей. Называя свои металлофоны "билами", коммерсанты тем самым убивают сразу двух зайцев. Во-первых, этим названием они усыпляют бдительность людей, потому что настоящие била в Церкви существуют (Афон, Синай, Иерусалим) и всегда можно на это сослаться, а во-вторых, они оставляют себе возможность для оправдания, так как по отдельности эти пластины (опять же при желании) можно назвать билом.

Но в наборе из нескольких штук, подобранных по звукоряду, наподобие металлофона, эти пластины церковными билами не являются , как не являются они и никакими "плоскими колоколами", потому что колокол бывает только настоящий, а плоскую железку как колоколом не называй, она им не станет! Это все равно, что сказать "плоский шар". Абсурд!

До появления этих металлофонов таких понятий, как "звонница из бил" или "плоские колокола" в нашей Русской Церкви вообще никогда не было . Все это сейчас насаждается искусственно, с целью искажения одной из сторон церковной жизни.

Вот и спрашивается, зачем нам что-то менять, и вводить какие-то новые инструменты вместо колоколов? Зачем нам "плоские колокола"? Тем более, что люди, которые нам их навязывают, только для обмана называют их билами, чтобы их покупали. Но настоящие, старинные церковные била не такие.

Во-первых, старинные церковные била никогда не имели своей целью имитировать звук колоколов. Это был абсолютно самостоятельный, и к тому же очень примитивный инструмент. От него не требовалось высокой красоты звука, ни тем более какой-то определенной ноты. Главное условие - это чтобы его было слышно.

Во-вторых, било использовали всегда только одно - или малое, или большое, как и читаем у Н. Оловянишникова в его книге " История колоколов и колокололитейное искусство" , где он дает определение церковному билу: "Било или билцо - металлическая или деревянная доска, около сажени длиной, в которую бьют особой колотушкой. Различали два била - великое и малое, малое носили в руке, большое вешали на столбах".

Но русский человек любит во всем простор и красоту! И когда приходилось выбирать: звонить в колокола или стучать колотушкой по доске, всегда выбирали первое. Колокольный звон своей красотой и мелодичностью пленил душу русского человека. И звон колоколов стал постепенно распространяться по Русской земле, вытесняя примитивные била. Русские мастера научились отливать колокола, и с течением времени лучше русских колоколов не было нигде. Колокольный звон по праву стал одной из святынь и неотъемлемой частью Русской Православной Церкви! А била со временем и вовсе прекратили использовать за ненадобностью, хотя кое-где они еще оставались, но в основном, как дань старине.

Так, что если возрождать старинные церковные била в их настоящем виде, то они сейчас мало кому понадобятся, так как колокола имеют явное преимущество.

Дело в том, что колокольный звон универсален в своем роде. Он в полной мере соответствует всем требованием Церкви. Колоколами можно благовестить, трезвонить бесконечно разнообразно, исполнять Пасхальные, водосвятные, встречные, погребальные и другие звоны. Можно вызванивать молитвы, различные перезвоны, переборы и многое другое. Колокольный звон предусмотрен церковным уставом в особые моменты Божественной Литургии. А било очень ограничено в своих возможностях, им не исполнить и десятой доли того, на что способны колокола. Это была одна из причин, по которой отказались от примитивных бил. И если нам говорят, что новоявленные пластины - это возрожденные старинные била, то возникает вопрос: почему же они во всем абсолютно другие? Если уж возрождать, то в том виде, как и было, а если нам предлагают совершенно другое, то это уже не возрождение, а что-то новое.

Чтобы это понять, достаточно посмотреть, что пишет один из лидеров и главный идеолог этого обновленческого движения, самый крупный перекупщик колоколов, атеист господин Шариков В.Г., который, является руково-дителем Колокольного центра при храме Николая Чудотворца в Заяицком, цитирую: "Вот почему у нас в России (а на Западе уже давно) все больше и больше стали применять "плоские колокола" в оркестрах, театрах и т.д. для воспроизведения колокольных звонов. Почему же храмам и монастырям не иметь такие била для православного звона, они ведь легче и дешевле бронзовых классических колоколов в десятки и сотни раз!"

Ну, вот пусть в театрах на этих пластинах и играют! А наши колокольни не концертные площадки, на которых можно играть, на чем попало. В Церкви существуют определенные уставы, и есть вещи, которые никто не в праве менять по своим прихотям или из-за личной коммерческой выгоды. Так, что в этом высказывании г. Шарикова ясно проглядывается его мирская, финансовая заинтересованность в этом деле. Тем более, что Колокольный центр создан им для одной единственной цели - перекупки и перепродажи колоколов, А курсы звонарей служат как прикрытие, или по современному «крыша» для его бурной коммерческой деятельности. Кстати ребята, которые там занимаются ничего и не подозревают, а после окончания курсов невольно становятся рекламными агентами г. Шарикова. Безотходное производство! Так, что организованная им реклама и продажа металлофонов, которые он называет «плоские колокола» или «била», является всего лишь дополнительным финансовым потоком в карман, лично Шарикову. А к возрождению старинных церковных бил это не имеет, ни какого отношения.

От него, как от заразного корня, стали появляться и другие любители легкой наживы и авангардной музыки. Уже сочиняются целые симфонии для игры на этих металлофонах. А главная концертная площадка - это колокольня старообрядческого храма на Рогожском кладбище, где джазовый музыкант Паша Маркелов, в свободное время, исполняет на колоколах и "билах" свои астральные мелодии, которым дает пафосные названия типа "Апокалипсис". Но, и художники-модернисты своим абстрактным картинам тоже дают названия на Евангельские темы, но от этого их кривизна не исправляется.

Все-таки очень странно, что старообрядцы, которые ратуют за строгое сохранение и соблюдение традиций, позволяют такое безобразие у себя в храме.

В общем-то, все эти оркестры вместо звонниц, и концерты на них дело caмиx старообрядцев, но дело в том, что этот Паша Маркелов, будучи старовером, очень активно занимается распространением металлофонов (плоских колоколов) по приходам нашей Русской Православной Церкви, вероятно имея свой процент дохода с этого темного бизнеса. И здесь уже приходится защищать свои родные храмы от этого обновленчества..

Возможно на концертах и уместны звоны колоколов в сочетании с другими музыкальными инструментами, и даже с целыми оркестрами, но это совсем другое дело, это не церковные звоны. В церкви же все должно быть благочинно. Ведь когда поет хор на клиросе, ему не нужны никакие музыканты. Так же и колокольный звон, как и церковный хор, не нуждается ни в каких дополнительных музыкальных инструментах. Зачем же к звону церковных колоколов добавлять звук металлических пластин? Для чего искажать колокольный звон? Зачем вешать в окнах наших колоколен какие-то квадратные железки, похожие на мишени в тире? Ведь даже вид колокольни с плоскими досками, висящими в окнах вместо колоколов, выглядят довольно странно.

"Плоские колокола"

Сравните - металлофон

При покупке людям говорят, что эти "била" (плоские колокола) гораздо дешевле настоящих колоколов. И что плоское "било", при сравнительно небольших размерах, дает ноту большого колокола, но при этом умалчивают о том, что новоявленные "плоские колокола" звучат более-менее прилично только при условии слабых ударов молотка , потому, что при усилении удара происходит очень сильное искажение звука, похожее на звук крышки от кастрюли. Поэтому, показывая покупателю эти «била», бьют по ним тихонько, чтобы человек не понял главного, что для колокольни они не годятся.Купят такой "плоский колокол" для храма на последние деньги и думают, что купили недорого мощный благовест, но потом выясняется, что их просто обманули . Потому что, чтобы давать мощный, красивый, благозвучный, низкий по тону звук нужна соответственно большая масса, и объемная форма, которая бы этот мощный звук держала. А это может обеспечить только колокол, который эти параметры (масса, объем и определенный профиль) имеет.

А что касается ноты, то ноту любого колокола, пускай и самого большого можно воспроизвести на многих музыкальных инструментах. И все дело не в ноте, а в звуке, который будет давать эту ноту. Можно с колокольни ударить в настоящий колокол, а потом в "плоский" и сразу станет понятно, что это абсолютно разные звуки, хотя нота у них будет одинаковая.

Но все равно несмотря ни на что людей стараются убедить, что между колоколами и пластинами разницы никакой нет, всеми силами пытаются стереть грань различия, чтобы народ постепенно привыкал к этому новшеству.

Вот еще одно откровение господина Шарикова по этому поводу: "Специалистами давно доказано, что спектры их звучания аналогичны. Так как они оба относятся к ударным идиофонам, т.е. ударным музыкальным инструментам с самозвучащим телом, и колокол рассматривается как то же било, но только более сложной формы". Ну, что же, если господин Шариков со своими специалистами не видят разницу между колоколом и пластиной, очень жаль, а для верующего человека церковный колокол был, есть и будет неотъемлемой частью церковной жизни и сравнивать спектр его звучания с различными железками нет никакой необходимости. Это во-первых, а во-вторых, инструментов с самозвучащим телом довольно много - это колокол, рында, било, гонг, металлофон, ксилофон, литавры, различные тарелки, колокольчики и многое другое (кстати, колокол из них является самым совершенным и благозвучным.). Но это еще не значит, что они похожи и взаимозаменяемы. Все они относятся к ударным идиофонам и на графиках спектры их звучания будут отчасти похожи, так как у каждого из них есть свои обертона и своя продолжительность звука. Но это относительное подобие будет только на бумаге, на практике же все выглядит по-другому.

Так же, как на балалайке нельзя исполнить скрипичную партию, хотя оба эти инструмента струнные, так же и инструменты с самозвучащим телом - каждый имеет свой звук и свое назначение. Тем более, что звон колоколов - это чисто церковный звук, который нельзя заменить ничем. Он совершенно индивидуален и неповторим, и менять его на разные фальшивые звуки крайне неразумно. Еще можно понять храмы, где вообще нет колоколов, а с деньгами довольно туго. Там покупают такие металлофоны на срок, пока не найдут деньги для покупки настоящих колоколов. Хотя и в таких случаях многие батюшки предпочитают купить небольшую звонницу вместо пластин.Но к большому сожалению бывает так, что хотя в храме есть колокола, все равно покупают еще такие "била" для разнообразия, превращают колокольню в оркестровую яму и получается не церковный звон с молитвой, а один соблазн для себя и для людей. Потому, что в подавляющем большинстве храмов, где во время звона колоколов используют такие "плоские колокола", никому из верующих людей это не нравится, так, как звук "била" только портит колокольный звон.

Но у господина Шарикова на этот счет свое мнение. Читаем: "Била могут использоваться как с обычными колоколами, так и самостоятельно без них. Нарушается ли при этом Устав Богослужения? Думается, нисколько!". Может быть господин Шариков расскажет нам, когда это на Святой Руси было, чтобы во время колокольного звона играли на металлофонах? Ему видите ли думается, что он может решать, что и как должно звучать с наших колоколен. За годы своей коммерческой деятельности Шариков наверное забыл, о том, что он обыкновенный перекупщик, который просто арендует в храме помещение, к тому же даже не является церковным человеком, так как открыто заявляет о том, что он атеист. Так может ли он что-то решать в Церкви?

А по поводу традиций звона можно обратиться на Св.Афон, где до сих пор есть и колокола и била, только настоящие церковные била, а не те фальшивки, которые нам навязывают. Так вот там колокола и била звучат всегда отдельно друг от друга. Или стучат в било (одно), или звонят в колокола. До сих пор на Афонском подворье в Москве, соблюдая традиции Святой Горы, до звона колоколов ходят по двору и стучат в деревянное било, а потом звонят в колокола. Всё отдельно. И то, что эти разные звуки не смешивали, случайностью не было, потому что в этом проглядывается духовный смысл.

Вот, что пишет Афонский Святогорец, в одном из своих писем, о колоколах и билах: "Слабые звуки дерева и железа напоминают нам неясные, таинственные речи пророков (Ветхого Завета, авт.), а шум и стройная игра колоколов - благовестие Евангелия, торжество его во всех концах Вселенной и наводит мысль на Ангельскую трубу последнего дня".

Значит, русские люди выбрали колокола не случайно! Верующим сердцем, почувствовав духовную разницу, наши предки выбрали колокола не просто, как более лучший музыкальный инструмент, а колокольный звон, как Торжество Православия!

Вот и получается, что Шариков и ему подобные переделывают область колокольных звонов нашей Церкви на свой лад, переворачивая все с ног на голову. Достаточно прочитать их оправдания всей этой затеи с "плоскими колоколами", цитирую: "Ведь было время, когда колокола заменяли била (! - авт.), теперь била возвращаются в Православный звон. И это прекрасно!".

Если принимать всерьез эту лукаво-восторженную фразу господина Шарикова, то получается, что колокола у нас были временно, только как замена билам, а теперь благодаря Шарикову и К все вернется на круги своя.

Кстати, история колоколов уходит в глубокую древность. Еще до Рождества Христова имеются упоминания о колоколах, звонках и бубенчиках, которые имели очень широкий круг применения. Конечно, это были не такие колокола как сейчас, но сам принцип колоколов зародился именно тогда. В Православной Церкви первый колокольный звон появился в 604-606 гг. Его введение приписывают папе Сабинианусу. После чего применение колоколов стало постепенно распространяться на христианский Восток, где впервые они появляются в конце IX века в Константинополе, когда по просьбе Императора Василия Македонянина (867-886 гг.) было прислано двенадцать колоколов для новой церкви св. Софии. И уже после Крещения Руси первые колокола попадают на Русскую землю. Так что, колокола это древнейший, канонический церковный инструмент, который появился в Православной Церкви задолго до отпадения католичества и Крещения Руси. И то, что такие коммерсанты как Шариков постоянно унижают значение церковных колоколов, ради своей комерческой выгоды, ясно показывает не православный дух всей этой затеи с «плоскими колоколами».

В связи со всем выше сказанным возникает вопрос: если новоявленные металлофоны - не возрожденные церковные била и не колокола, так зачем их продавать для храмов? Для чего налаживать массовое изготовление этих пластин, подкрепляя все лукавой рекламой? Ответ прост. Сейчас в возрождение нашей Русской Церкви вкладываются огромные деньги, так как разрушено было почти все. И нашлись дельцы, которые решили на этом неплохо заработать. А так как литье колоколов - это целое производство, в которое вкладывают душу, и которое становится делом всей жизни (а коммерсантам прибыль нужна сразу и побольше), то и были придуманы эти плоские доски вместо колоколов. А чтобы их покупали, сочинили легенды о том, что они были всегда, только о них почему-то забыли.

Ну а если они все-таки были, то пусть тогда г. Шариков расскажет нам хотя бы один случай, когда во времена большевистских гонений на Церковь с колоколен вместе с колоколами сбрасывали такие пластины. Но, мало вероятно, что он сможет это сделать, по одной простой причине - их там просто не было! Не было никогда в нашей Русской Православной Церкви такого безобразия, как эти «плоские колокола»! Это современное новшество, основанное на коммерции, а в духовном плане имеющее своей целью искажение и осквернение церковных колокольных звонов.

Таким положением дел возмущены абсолютно все современные колоколо-литейщики и подавляющее большинство звонарей. Ведь такого наступления на колокола и осквернения колокольного звона еще никогда не было!

Враг рода человеческого всегда пытается ввести во все сферы жизни нашей Церкви плевелы обновленчества, будь то Богослужение, церковные уставы или что-то другое. И вот уже добрались и до колоколов!

Внимание! Сейчас под видом церковных бил в нашу Церковь внедряется новый, абсолютно чуждый церковному звону инструмент под названием "плоские колокола".

которые ничего хорошего в церковные звоны не внесут. Надо сейчас бить в набат, пока не поздно, пока это новшество не заполонило все наши колокольни. Ведь господа коммерсанты и не скрывают своих наполеоновских планов. Например, Шариков откровенно заявляет: «Все объективные предпосылки говорят о том, что в православном звоне за билами большое будущее».

Если мы не будем сохранять в чистоте все стороны Церковной жизни, как ее устроили наши предки, если мы запросто будем менять, по нашим прихотям то, что нам захочется или покажется устаревшим и не современным, то мы рискуем разорить нашу Церковь! Потому, что враг рода человеческого начинает всегда с малого, а мелочей в духовном мире не бывает. Все имеет свой определенный вес, смысл и назначение. И искажение какой-то одной духовной сферы в Церкви ведет ко многим бедам с самых неожиданных сторон. Поэтому нам надо быть предельно бдительными и ревнивыми в сохранении даже мельчайших традиций нашей Церкви. А так как колокольные звоны, это довольно большая и ответственная область Церковной жизни, то она соответственно требует и серьезного отношения. Но, как известно, враг не дремлет! Ему звон колоколов напоминает о геенне огненной, и он всеми силами стремится его уничтожить, а если не удастся, то хотя бы обезобразить.

По этому, в заключении хотелось бы пожелать, чтобы с наших колоколен раздавался звон настоящих (!) колоколов и благовестил всему миру о Торжестве Православия!

Володин Константин Викторович, звонарь, Церковь Ризоположения в Москве на Донской



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ