Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА

1. Общие положения

1. Водитель троллейбуса осуществляет управление троллейбусом с соблюдением правил дорожного движения и правил технической эксплуатации троллейбуса.

2. Водитель троллейбуса непосредственно подчиняется начальнику маршрута.

3. Водитель троллейбуса обязан выполнять оперативные распоряжения, связанные с обеспечением безопасности перевозки пассажиров, безопасности движения, выполнением расписания движения:

на территории депо - диспетчера троллейбусного депо по выпуску; при работе на линии - работников службы движения (диспетчера конечной станции, ревизора (техника) движения и других), ревизоров по безопасности движения, работников ГИБДД и других лиц, уполномоченных регулировать движение.

В экстремальных ситуациях водитель троллейбуса выполняет также указания начальника (директора) депо, заместителя начальника депо по эксплуатации, заместителя начальника депо по перевозкам, начальника отдела эксплуатации.

4. Водитель троллейбуса, не работавший в качестве водителя более одного года, допускается к управлению троллейбусом после подтверждения аттестационной (квалификационной) комиссией организации городского электрического транспорта теоретических знаний и практических навыков вождения троллейбуса в объеме требований тарифно-квалификационной характеристики ранее присвоенной водителю квалификации, а также после стажировки на маршруте. Конкретная продолжительность стажировки на маршруте устанавливается аттестационной (квалификационной) комиссией в зависимости от стажа и срока перерыва в работе по специальности.

5. Водитель троллейбуса должен знать:

свою должностную инструкцию;

правила дорожного движения;

правила технической эксплуатации троллейбуса;

правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В;

инструкцию о порядке допуска персонала к работе при эксплуатации электроустановок;

инструкции по технике безопасности и противопожарной защите;

систему технического обслуживания и ремонта троллейбусов;

устройство, принцип действия и возможные неисправности обслуживаемых троллейбусов и их оборудования;

способы выявления и устранения неисправностей, возникающих во время движения;

порядок вызова технической помощи, подачи заявок на ремонт троллейбусов и оформления возврата троллейбуса в троллейбусное депо по технической неисправности;

инструкцию по производству маневровых работ на территории троллейбусного депо;

инструкцию по сцепке и буксировке троллейбусов;

инструкцию о порядке эксплуатации подвижного состава на участках с тяжелыми условиями движения;

правила пользования троллейбусом;

способы связи с оперативным персоналом службы движения и троллейбусного депо;

схемы маршрутов;

профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута;

расположение конечных станций маршрутов;

особенности вождения троллейбусов в осенне-зимних условиях;

порядок действия работников городского электрического транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозы террористических актов;

режимы труда и отдыха водителей троллейбуса;

порядок прохождения предрейсовых медосмотров;

методы экономии электроэнергии;

порядок оформления поездной документации;

положение о книжке водителя;

действующие формы оплаты проезда;

существующие формы проездных билетов;

устройство компостеров, звукоусилительной установки;

приказы, распоряжения и другие нормативные акты, относящиеся к работе водителя;

правила внутреннего трудового распорядка организации городского электрического транспорта.

6. Водитель троллейбуса во время работы должен иметь при себе:

удостоверение на право управления троллейбусом;

удостоверение о проверке знаний правил эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

книжку водителя;

путевой лист;

полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

расписание движения.

7. Водитель троллейбуса обязан быть вежливым и предупредительным в обращении с пассажирами, объявлять остановочные пункты и порядок оплаты проезда.

8. При обнаружении в троллейбусе забытых вещей обязан действовать в соответствии с инструкцией, разработанной в организации городского электрического транспорта.

9. Водитель троллейбуса обязан регулярно посещать технические занятия, инструктивные совещания и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и техники безопасности, проводимые руководством организации городского электрического транспорта.

10. При наличии в водительском удостоверении отметки "Очки" или при наличии предписания медицинской комиссии водитель троллейбуса обязан работать в очках и иметь при себе запасные очки.

2. Обязанности водителя троллейбуса

1. Основной обязанностью водителя троллейбуса является обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения.

2. Водитель троллейбуса обязан явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить диспетчеру троллейбусного депо по выпуску удостоверение на право управления троллейбусом и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу троллейбуса, набор инструментов, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета.

При работе без кондуктора дополнительно получить звукоусилительную установку, билетно-учетный лист, абонементные талоны и проездные билеты.

3. Водитель троллейбуса должен проверить в книге троллейбуса наличие подписи мастера, подтверждающей, что троллейбус технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии.

При наличии в книге троллейбуса заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов проверить наличие подписи мастера об их устранении. Если неисправности не устранены, сообщить об этом диспетчеру троллейбусного депо по выпуску, дать повторную заявку. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями диспетчера по выпуску.

Водитель должен также проверить наличие действительного талона государственного технического осмотра, который хранится в книге троллейбуса, и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

4. При приемке троллейбуса водитель троллейбуса должен проверить:

полноту и правильность экипировки;

внешнее и внутреннее состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины троллейбуса производится водителем);

исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;

исправность штанг, головок токоприемников и штангоуловителей, отсутствие погнутости штанг, сохранность изоляции штанг, крепления башмаков, исправность башмакоуловителей, правильность крепления веревок, состояние контактных вставок, наличие запасных ставок головок токоприемника;

крепление колес и состояние шин;

усилие при вращении рулевого колеса;

окружной люфт рулевого колеса при работающем гидроусилителе (с помощью второго лица);

исправность освещения салона, контрольных ламп, фонарей освещения подножек и задней двери;

работу звонка звукового сигнала, зуммера, фар, габаритных фонарей, стоп-сигналов, дверных механизмов и стеклоочистителей;

действие светового сигнала положения дверей пассажирского помещения;

работу контроллера водителя, реверсора, группового реостатного контроллера;

при отключенном автоматическом выключателе проверяется порядок включения и выключения контакторов и реле, плавность хода педалей управления;

работу мотор-компрессора, регулятора давления, манометров, тормозного крана и отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы;

правильность установки кресла водителя, зеркал заднего вида и солнцезащитного козырька;

работу звукоусилительной установки;

работу компостеров;

наличие противооткатного упора (башмака), порошковых или углекислотных огнетушителей (2-х для троллейбуса двухосного и 3-х для сочлененного), медицинской аптечки, знака аварийной остановки;

наличие жидкости в бачках стеклоочистителей.

В случае обнаружения какой-либо неисправности водитель троллейбуса должен сообщить об этом диспетчеру депо по выпуску.

При отсутствии неисправностей водитель троллейбуса должен расписаться в путевом листе и книге троллейбуса о приемке троллейбуса в технически исправном состоянии.

5. Перед выездом из депо водитель троллейбуса должен поставить в кассету фамильную вставку; при бескассовом обслуживании установить код компостеров.

6. При выезде из депо водитель троллейбуса должен проверить действие тормозов, рулевого управления, работу генератора, работу токоприемников при прохождении спецчастей контактной сети, убедиться в свободном ходе троллейбуса на выбеге, в отсутствии постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель обязан остановить троллейбус, сообщить об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику службы движения и действовать по их указанию.

Проверка исправности перечисленных выше узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, должна производиться водителем троллейбуса без пассажиров на участке пути, определенном приказом по организации городского электрического транспорта.

7. По прибытии на конечную станцию водитель троллейбуса должен явиться к диспетчеру станции, предъявить ему удостоверение на право управления троллейбусом, книжку водителя и отправиться в рейс по маршруту согласно расписанию.

8. Во время работы на линии водитель троллейбуса обязан:

соблюдать правила дорожного движения;

строго выполнять расписание движения при обеспечении безопасности движения;

обеспечивать сохранность подвижного состава;

экономно расходовать электроэнергию;

культурно обслуживать пассажиров;

соблюдать правила техники безопасности;

после каждого оборотного рейса осматривать салон и технологические отсеки троллейбуса с целью выявления посторонних предметов;

соблюдать правила технической эксплуатации троллейбусов;

соблюдать инструкцию по бескондукторному обслуживанию пассажиров.

9. Во время движения водителю троллейбуса запрещается:

отвлекаться от управления троллейбусом;

провозить в кабине кого-либо, кроме стажера в период его работы и закрепленного за маршрутом водителя-инструктора;

разговаривать, продавать абонементные талоны и проездные билеты;

пользоваться радиоприемником и магнитофоном;

производить посадку и высадку пассажиров на перегонах между остановочными пунктами, за исключением аварийных случаев и вынужденной остановки вне остановочного пункта длительностью свыше 2-х минут (кроме стоянки у светофоров);

производить посадку и высадку пассажиров до полной остановки троллейбуса;

начинать движение и вести троллейбус с открытыми дверями;

принимать пищу.

10. Следовать укороченным рейсом или измененным направлением водитель троллейбуса может только по разрешению диспетчера конечной станции или линейного работника службы движения при наличии соответствующей записи в путевом листе.

11. Водитель троллейбуса обязан производить остановку троллейбуса на всех остановочных пунктах маршрута, независимо от наполнения троллейбуса.

12. При задержке троллейбуса в пути (скоплении транспорта, неисправности контактной сети, аварии, дорожно-транспортном происшествии) водитель троллейбуса должен немедленно сообщить о происшедшем линейному работнику службы движения, а при его отсутствии старшему (центральному) диспетчеру, указав причину задержки, инвентарный номер троллейбуса, маршрут следования и место стоянки.

13. При управлении троллейбусом водитель троллейбуса должен соблюдать следующие правила:

пуск и разгон троллейбуса производить плавно, без рывков, равномерно переводя педаль контроллера водителя с первой на последующие позиции;

не допускать продолжительной езды на маневровой позиции контроллера водителя во избежание перегрева пусковых резисторов;

при движении, по возможности, держаться направления под контактными проводами. При отклонении от оси контактных проводов следует соблюдать осторожность, а при больших отклонениях снижать скорость во избежание схода головок токоприемников с контактных проводов. Отклонение от оси контактной сети свыше 4 метров не допускается;

служебное торможение следует осуществлять плавно, максимально используя выбег;

остановку троллейбуса фиксировать стояночным тормозом, после чего сразу же отпускать тормозную педаль;

во избежание порчи электродвигателя и силовой передачи запрещается производить торможение переводом реверсора контроллера водителя в положение "назад";

при исчезновении напряжения в контактной сети немедленно сбросить педаль контроллера водителя и остановить троллейбус.

14. При подъезде к остановочному пункту водитель троллейбуса обязан:

включить указатель поворота и снизить скорость движения с таким расчетом, чтобы остановка троллейбуса была произведена плавно;

произвести остановку троллейбуса так, чтобы задняя дверь находилась против указателя остановки, а расстояние от бордюра остановочной площадки до колес не превышало 200 - 400 мм. Касание бордюра шинами не допускается;

объявить название остановочного пункта;

после полной остановки троллейбуса и фиксации его стояночным тормозом открыть двери салона для высадки и посадки пассажиров;

при скоплении воды (грязи) на остановочном пункте остановить троллейбус так, чтобы вода (грязь) не препятствовала выходу и входу пассажиров в троллейбус.

15. На остановочном пункте водитель троллейбуса обязан следить за выходом и входом пассажиров, по возможности не допуская посадки через переднюю дверь лиц, не имеющих на это право. Водитель троллейбуса обязан следить за наполнением троллейбуса в пределах установленной нормы и предупреждать пассажиров об окончании посадки при полном наполнении троллейбуса. Водитель троллейбуса при необходимости должен осуществлять продажу пассажирам абонементных талонов и проездных билетов только на остановочном пункте.

16. Перед отправлением с остановочного пункта водитель троллейбуса обязан:

объявить пассажирам об окончании посадки: "Осторожно, двери закрываются";

закрыть двери салона;

объявить название следующего остановочного пункта;

включить указатель поворота;

убедившись, что все двери салона закрыты и нет опасности для начала движения, плавно тронуться с места.

17. Водитель троллейбуса обязан останавливать троллейбус:

на остановочных пунктах маршрута следования;

на остановочных пунктах при следовании нулевым рейсом;

при запрещающем сигнале светофора или регулировщика дорожного движения;

при угрозе наезда или столкновения;

при пропуске транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы, шествий воинских частей, группы детей, пешеходов с ограниченным зрением;

по требованию работников ГИБДД, работников службы движения и ревизоров по безопасности движения;

при наличии препятствий для движения;

при внезапном толчке, стуке;

при тревожных сигналах кондуктора, пассажиров и пешеходов;

при срабатывании сигнала отрыва токоприемников от контактной сети или снятия напряжения с контактной сети.

Водитель обязан остановить троллейбус экстренным торможением в случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей.

18. Скорость движения в пути следования и дистанция между троллейбусом и впереди идущим транспортом выбираются водителем троллейбуса в зависимости от сложившейся ситуации, но при всех условиях должны соответствовать правилам дорожного движения и правилам технической эксплуатации троллейбуса.

19. При недостаточной видимости (менее 300 м) водитель троллейбуса обязан вести троллейбус с максимальной осторожностью и пониженной скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

20. В туман, ливень, град, метель, снегопад (если видимость более 30 м) водитель троллейбуса обязан включить фары, габаритные фонари и все группы освещения салона троллейбуса и двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, подавая короткие звуковые сигналы.

При видимости менее 30 м водитель должен прекратить движение троллейбуса. Под видимостью из кабины водителя следует понимать максимальное расстояние четкого, без напряжения зрения водителя, распознавания объектов на дороге, встречных и попутных транспортных средств.

21. При параллельном движении водитель троллейбуса, стоящего на остановке, должен пропустить движущийся троллейбус.

22. При слиянии контактных проводов у сходной стрелки преимущественным правом проезда пользуется троллейбус, следующий с правой (по ходу движения) стороны.

23. В случае необходимости выйти из троллейбуса (на конечной станции или в пути) водитель троллейбуса обязан затормозить троллейбус стояночным тормозом, выключить силовую цепь и цепь управления, убедившись, что троллейбус надежно удерживается на месте, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "0", снять рукоятку и взять ее с собой. Надеть сигнальный жилет, закрыть дверь кабины водителя и, соблюдая осторожность, выйти из троллейбуса.

На уклоне поставить противооткатный упор (башмак) под колесо троллейбуса со стороны уклона. Если по возвращении к рабочему месту необходима постановка токоприемников, водитель троллейбуса перед этим должен зайти в кабину и убедиться, что все высоковольтные и низковольтные цепи отключены, реверсор находится в положении "0".

24. В осенне-зимний период эксплуатации троллейбусов, во избежание юза, водитель троллейбуса обязан:

особенно внимательно вести троллейбус с учетом необходимости торможений в связи с внезапным появлением препятствий на пути следования и увеличением тормозного пути;

подъезжать к остановке выбегом, не допуская резкого торможения, которое может привести к возникновению юза или заноса троллейбуса;

осуществлять электродинамическое торможение плавным движением педали тормозного контроллера;

при торможении пневматическим тормозом производить подачу воздуха в тормозные цилиндры малыми порциями;

при возникновении юза в процессе торможения водитель троллейбуса должен немедленно растормозить троллейбус с таким расчетом, чтобы колеса начали вращаться, а затем начать вновь плавное торможение.

25. При работе на линии в условиях гололеда или скользкой дороги (если протяженность зоны этого гололеда не превышает 100 метров) водитель троллейбуса должен учитывать увеличение тормозного пути троллейбуса.

Если зона гололеда превышает 100 метров, водитель троллейбуса обязан прекратить движение. Движение возобновляется только после обработки проезжей части противогололедными материалами.

26. При проезде участков дороги, покрытых водой или мокрым снегом, водитель троллейбуса должен соблюдать скорость движения не выше 5 км/час. Если уровень воды или мокрого снега превышает 150 мм, движение троллейбуса прекращается, о чем немедленно сообщается старшему (центральному) диспетчеру.

27. При проезде спецчастей контактной сети водитель троллейбуса должен соблюдать следующие правила:

снизить скорость до пределов, обеспечивающих безопасность движения, согласно требованиям правил технической эксплуатации троллейбуса, убедиться в правильности прохождения токоприемников по контактной сети;

при проезде секционных изоляторов и других обесточенных участков сети быстро вывести пусковую педаль контроллера водителя в положение "0" для получения выбега, затем, определив по контрольной лампочке или зуммеру, что обесточенный участок пройден, установить пусковую педаль контроллера водителя в положение соответствующей в данный момент скорости движения;

проходить линейный контакт автоматической стрелки по левому направлению движения при включенном тяговом двигателе, по правому направлению - выбегом;

не допускать остановки троллейбуса на обесточенных участках контактной сети;

в случае, если автоматическая стрелка не сработала, остановить троллейбус, затормозить его стояночным тормозом, выключить высоковольтные и низковольтные цепи, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение "0", снять и взять ее с собой, надеть сигнальный жилет (а в сырую погоду диэлектрические перчатки), закрыть дверь кабины водителя и переставить токоприемники вручную. При остановке на уклоне подложить под колесо со стороны уклона противооткатный упор (башмак).

28. При сходе токоприемников с контактных проводов водитель троллейбуса обязан выключить автоматический выключатель, все высоковольтное оборудование, цепь управления, поставить вал реверсора в положение "0", взять с собой ручку реверсора, надеть сигнальный жилет (а в сырую погоду диэлектрические перчатки), выйти из троллейбуса и, соблюдая осторожность, завести штанги под крючки лиры. При установке токоприемников на контактные провода необходимо соблюдать следующую очередность: сначала ставится правая штанга (минусовая) на провод отрицательной полярности, а потом левая (плюсовая) на провод положительной полярности.

29. При обрыве контактного провода водитель троллейбуса обязан сообщить об этом старшему (центральному) диспетчеру, вызвать бригаду скорой технической помощи, находиться до ее прибытия около провода (не ближе чем за 5 метров), не касаться и не подпускать к нему людей, предупреждать об опасности водителей проходящего транспорта.

30. При обнаружении неисправностей контактной сети водитель троллейбуса обязан остановить троллейбус и предупредить водителя сзади идущего троллейбуса о наличии неисправности, только после этого следовать дальше, а водитель следующего троллейбуса должен поступить аналогичным образом.

О неисправности контактной сети водитель троллейбуса обязан сообщить ближайшему работнику службы движения, а при его отсутствии - диспетчеру конечной станции.

Водитель троллейбуса должен проезжать зону ремонта контактной сети при скорости не более 5 км/час, руководствуясь указаниями работников бригады по ремонту контактной сети.

31. При обнаружении тока утечки, свидетельствующем о нарушении изоляции, водитель троллейбуса обязан немедленно прекратить перевозку пассажиров:

остановить троллейбус у тротуара, в месте, отдаленном от остановки;

затормозить стояночным тормозом;

отключить высоковольтное оборудование троллейбуса;

снять токоприемник с контактных проводов с помощью дистанционного управления штангоуловителем;

открыть двери салона, высадить пассажиров, посадить их в троллейбус, следующий за ним;

вызвать техническую помощь для отправки троллейбуса на буксире в депо для ремонта.

При отсутствии в троллейбусе штангоуловителей водитель троллейбуса обязан:

несколько раз предупредить пассажиров об опасности выхода из троллейбуса;

поставить реверсор контроллера в положение "0", вынуть ручку реверсора и взять ее с собой, выключить автоматический выключатель и высоковольтное оборудование;

надеть сигнальный жилет и диэлектрические перчатки;

открыть переднюю дверь;

выпрыгнуть из троллейбуса (двумя ногами);

снять вручную токоприемники с контактных проводов, соблюдая следующую очередность: сначала левую штангу с провода положительной полярности (плюсовую), затем правую с провода отрицательной полярности (минусовую);

завести штанги под крючки лир;

открыть все двери салона;

высадить пассажиров и посадить в следующий троллейбус;

вызвать техническую помощь для буксировки троллейбуса в депо для ремонта.

32. В случае короткого замыкания, вспышки в кабине или салоне водитель троллейбуса должен немедленно остановить троллейбус, затормозить его стояночным тормозом, отключить высоковольтные электрические цепи, открыть двери салона, принять меры к высадке пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе, снять с контактных проводов токоприемники и приступить к ликвидации огня, если произошло возгорание.

При возникновении пожара в троллейбусе тушение производится только углекислотным или порошковым огнетушителем. Если пожар потушить своими средствами не удается, необходимо срочно вызвать пожарную команду.

33. При дорожно-транспортном происшествии водитель троллейбуса, причастный к нему, обязан действовать в соответствии с требованиями правил дорожного движения, а также:

немедленно остановить (не трогать с места) троллейбус;

включить аварийную световую сигнализацию;

выставить знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим;

вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях принять меры к отправке пострадавших в лечебное учреждение;

сообщить о случившемся в ГИБДД и старшему (центральному) диспетчеру или линейному работнику службы движения;

записать фамилию и адреса очевидцев;

ожидать прибытия сотрудников ГИБДД и ревизорского аппарата или службы движения;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

При необходимости освобождения проезжей части необходимо зафиксировать в присутствии свидетелей положение троллейбуса, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

После оформления дорожно-транспортного происшествия в ГИБДД водитель троллейбуса должен явиться в депо для дачи письменного объяснения о случившемся.

34. При вынужденной остановке на железнодорожном переезде водитель троллейбуса должен немедленно высадить пассажиров и принять меры для освобождения переезда.

Одновременно водитель троллейбуса должен:

при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

оставаться возле троллейбуса и подавать сигналы общей тревоги;

при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Сигналом остановки служит круговое движение руки с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - факелом или фонарем. Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

35. При обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, водитель троллейбуса обязан немедленно поставить троллейбус в сторону от движения, затормозить стояночным тормозом, при необходимости поставить под колесо (со стороны уклона) противооткатный упор (башмак) и вызвать техническую помощь.

36. При буксировке неисправного троллейбуса с линии водитель троллейбуса должен вести троллейбус строго по колее тягача (автомашины).

37. Подачу троллейбуса задним ходом водитель троллейбуса может производить только после того, как лично убедится в безопасности этого маневра.

38. Как во время работы на линии, так и при остановке по технической неисправности водителю запрещается оставлять троллейбус без надзора.

В случае внезапного заболевания в пути следования водитель троллейбуса обязан остановить троллейбус у тротуара, высадить пассажиров, снять токоприемники с контактных проводов и сообщить о случившемся линейному работнику службы движения, а при его отсутствии - старшему (центральному) диспетчеру и в дальнейшем действовать в соответствии с полученными указаниями.

Водителю категорически запрещается оставлять управление троллейбусом при возникновении опасности дорожно-транспортного происшествия. В этих условиях водитель обязан принимать необходимые меры для предотвращения аварии или дорожно-транспортного происшествия.

39. Водитель троллейбуса обязан выполнять следующие работы на линии без вызова бригады технической помощи:

смену предохранителей (только со снятыми токоприемниками и в диэлектрических перчатках);

установку и ремонт головок токоприемников, смену контактных вставок (при опущенных и закрепленных токоприемниках с площадки лестницы заднего борта);

устранения "заедания" дверей (выход ролика из направляющего желоба, погнутость самих направляющих);

подтягивание гаек крепления колес и фланцев полуосей;

регулировку работы стеклоочистителей (без разборки).

40. В течение смены водитель троллейбуса обязан:

производить внешний осмотр троллейбуса;

проверять состояние покрышек, крепление колес;

проверять состояние резинокордных оболочек пневмоподвески, кранов уровня пола, токоприемников и рулевого управления;

при необходимости удалять предметы, застрявшие между сдвоенными шинами;

поддерживать чистоту номерных знаков;

поддерживать чистоту в кабине;

при бескондукторной работе производить очистку подножек от грязи, снега и льда;

своевременно удалять конденсат из пневмосистемы;

заменять маршрутные указатели при переходе на другой маршрут;

менять кодировку компостеров (если они установлены).

41. Возврат троллейбуса в депо вне расписания водитель троллейбуса может осуществить только с разрешения старшего (центрального) диспетчера, что оформляется записью в книге троллейбуса и путевом листе, с указанием причины возврата и заданного режима движения при следовании в депо.

Троллейбус, возвратившийся в депо, сдается водителем троллейбуса работнику депо согласно специальной инструкции, разработанной в организации городского электрического транспорта.

42. Во время ремонта троллейбуса, прибывшего в депо вне расписания, водитель троллейбуса поступает в распоряжение диспетчера депо и по его указанию может быть отправлен на линию на другом троллейбусе до конца своей смены.

43. Смена водителей троллейбуса на линии производится на конечной станции под контролем диспетчера.

Водитель может передавать управление троллейбусом только сменщику, указанному в наряде депо, водителю-инструктору, закрепленному за маршрутом, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе (при наличии у них удостоверений на право управления троллейбусом).

Водитель троллейбуса, прибывший на конечную станцию для работы во вторую (третью) смену, должен отметиться у диспетчера, предъявить ему удостоверение на право управления троллейбусом, книжку водителя и пройти предрейсовый медицинский осмотр.

44. Водитель, сдающий троллейбус, обязан сообщить сменяющему его водителю сведения:

о техническом состоянии троллейбуса и всех случаях неисправностей и повреждений, которые имели место в течение смены;

о полученных распоряжениях, в частности о режиме движения троллейбуса;

о состоянии дороги и контактной сети.

45. Водитель, принимающий троллейбус, обязан проверить его согласно пункту 4 настоящей Инструкции.

46. Водителю, сдающему троллейбус, запрещается откладывать устранение возникших неисправностей и сдавать сменщику заведомо неисправный троллейбус. Неисправности, выявленные при смене, должны быть устранены обоими водителями или линейным слесарем. Об этом должна быть сделана запись в книге троллейбуса.

47. При отсутствии сменщика водитель троллейбуса должен руководствоваться указаниями диспетчера конечной станции.

48. Водитель троллейбуса может следовать в депо только после соответствующего оформления путевого листа диспетчером конечной станции по маршруту, указанному в расписании (кроме аварийного случая и возврата по технической неисправности с линии, что оформляется согласно пункту 40 настоящей Инструкции).

49. Перед въездом на территорию депо водитель троллейбуса обязан остановить троллейбус и убедиться, что в троллейбусе нет посторонних лиц.

50. По прибытии в депо водитель троллейбуса обязан предъявить троллейбус приемщику для осмотра его состояния, сделать соответствующую отметку в путевом листе и по указанию приемщика (диспетчера депо) поставить троллейбус на отстой или передать водителю-перегонщику.

51. При постановке троллейбуса на отстой водитель троллейбуса обязан:

затормозить троллейбус стояночным тормозом;

перевести реверсор контроллера водителя в положение "0" и снять его рукоятку;

выключить высоковольтные и низковольтные цепи;

закрыть дверь кабины водителя;

снять с контактных проводов токоприемники и надежно их закрепить;

при наличии уклона поставить под колесо со стороны уклона противооткатный упор (башмак);

закрыть все окна и двери салона;

закрыть крышевые люки;

спустить конденсат из пневмосистемы;

сделать запись в книге троллейбуса о наличии или отсутствии неисправностей (при наличии повторных заявок - запись в книгу повторных заявок);

сдать диспетчеру депо книгу поезда, расписание движения, путевой лист;

сдать в инструментальную закрепленный за троллейбусом инструмент;

при бескондукторной работе сдать дежурным кассирам выручку, билетно-учетный лист, остаток проездных билетов и абонементных талонов.

3. Права водителя троллейбуса

Водитель троллейбуса имеет право:

1. Отказаться от выезда из депо или приемки троллейбуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации троллейбуса.

2. Ограничивать вход пассажиров в троллейбус в зависимости от наполнения троллейбуса.

3. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед старшим (центральным) диспетчером об изменении режима движения.

4. Прекратить движение в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

4. Ответственность водителя троллейбуса

Водитель троллейбуса несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 4. РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСОВ НА МАРШРУТЕ.

4.1. Расписание движения.

4.1.1. Каждый троллейбусный маршрут должен иметь паспорт, утвержденный руководителем эксплуатационной организации ГЭТ . В паспорте указываются участки со сложными условиями движения, участки, на которых действует ограничение скорости движения, перечень остановочных пунктов маршрута, общая протяженность маршрута и другие сведения. Текстовая и графическая части паспорта заполняются службой движения. Паспорт маршрута подписывается руководителем службы движения организации ГЭТ.

4.1.2. Основой организации движения троллейбусов на маршруте является расписание движения, координирующее работу всех подразделений депо. Расписание движения утверждается руководителем организации ГЭТ или по его уполномочию - начальником Службы движения.

4.1.3. Расписание движения должно составляться на каждый маршрут, троллейбус, конечную станцию и контрольный промежуточный пункт.

4.1.4. Расписанием движения устанавливается:

а) время выхода троллейбуса из депо и направление следования;

б) время прохождения через контрольные пункты;

в) время прибытия, стоянки, отправления с конечной станции и возвращения в депо;

г) время захода троллейбуса на техническое обслуживание или отстой, а также время и место смены бригад и перерыва для приема пищи.

В расписании движения на отдельных маршрутах или их участках при необходимости следует предусматривать увеличение интенсивности движения путем организации укороченных рейсов или командирования троллейбусов с других маршрутов.

4.1.5. Основным документом для составления расписания движения служит наряд, который представляет собой первичный расчетный план пассажирских перевозок. Наряд должен разрабатываться на основе материалов обследования пассажирских потоков, хронометражных измерений времени на пробег и пропускной способности узлов улично-дорожной сети.

4.1.6. Наряд троллейбусов устанавливает:

а) распределение маршрутов между депо;

б) число троллейбусов на маршруте, рассчитанное с учетом одинакового наполнения троллейбусов на каждом маршруте по периодам дня;

в) типы подвижного состава;

г) сменность троллейбусов;

д) объем транспортной работы: машино-часы, машино-километры;

е) среднюю эксплуатационную скорость;

ж) наибольший допустимый интервал в межпиковое время и частоту движения в часы «пик» по каждому маршруту.

4.1.7. Наряд троллейбусов должен разрабатываться на рабочие и выходные дни и пересматриваться не чаще одного раза в квартал.

4.1.8. Наряд троллейбусов разрабатывается Службой движения эксплуатационной организации ГЭТ и согласовывается с депо, энергохозяйством, планово-экономическим отделом и утверждается руководителем предприятия.

4.1.9. Троллейбусное депо должно иметь наряд работы водителей, который представляет собой суточный план закрепления подвижного состава и водителей за выходами маршрутного расписания. В наряде должны быть указаны:

номера смены, время явки в депо или на конечную станцию, время выезда и заезда в депо, пункты и время смены водителей, продолжительность перерывов и отстоев на линии, общая продолжительность смены.

В наряде работы водителей также перечисляются водители, находящиеся в резерве, являющиеся выходными, находящиеся в отпуске, временно не работающие и отсутствующие по другим причинам.

4.1.10. Система диспетчеризации маршрутных пассажирских перевозок должна обеспечивать систематический учет и контроль исполненного движения (выполнения маршрутного расписания) и осуществлять оперативное управление процессом перевозки.

4.2. Выпуск н приемка троллейбуса в депо.

4.2.1. Троллейбусы выпускаются из депо по расписанию. Выпуск из депо троллейбусов, не предусмотренных расписанием, производится только по разрешению старшего (центрального) диспетчера.

4.2.2. Запрещается выпускать из депо троллейбус, в книге которою нет подписи мастера об устранении неисправностей по заявке водителя и готовности троллейбуса к эксплуатации. При наличии повторной заявки устранение неисправности подтверждается подписью лиц, уполномоченных приказом по депо.

4.2.3. Все троллейбусы, как правило, должны быть закреплены за определенными маршрутами и водителями (поездными бригадами).

4.2.4. Каждый троллейбус, выходящий из депо, должен 6ыть принят водителем в соответствии с должностной инструкцией водителя троллейбуса . Документом на право выхода троллейбуса из депо и движения его по маршруту является путевой лист, подписанный диспетчером по выпуску, подтверждающий, что троллейбус технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии. Основанием для подписи путевого листа является соответствующая запись о технической готовности в книге поезда .

4.2.5. При выполнении нулевого рейса водителем проверяется работоспособность тормозов, рулевого управления, работа генератора или иного зарядного устройства, свободный ход троллейбуса, отсутствие постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель останавливает троллейбус и сообщает об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику Службы движения и действует по их указанию.

Примечание: Проверка работоспособности узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, производится без пассажиров на участке пути, определенном приказом по депо.

4.2.6. Троллейбус считается выпущенным из депо на линию, если по прибытию на конечную станцию он отправлен в первый рейс по маршруту и выполнил один оборотный рейс.

4.2.7. Троллейбус, выпущенный на линию, находится в оперативном подчинении Службы движения . За исправное состояние троллейбусов на линии отвечают водители и линейный ремонтный персонал.

4.2.8. Возвращение троллейбусов с линии в депо производится:

а) после окончания работы по расписанию;

б) по распоряжению старшего (центрального) диспетчера;

в) по записи в путевом листе, сделанной диспетчером конечной станции или линейным слесарем.

4.2.9. Въезд троллейбуса на территорию депо с посторонними лицами и посторонними предметами не допускается. Перед въездом водителем проводится проверка троллейбуса на наличие посторонних предметов.

4.2.10. При сдаче троллейбуса водителем оформляется заявка обо всех неисправностях троллейбуса и вносится соответствующая запись в книгу поезда , если это не было сделано в течение смены, а при наличии повторной заявки - запись в книгу повторных заявок.

4.3. Троллейбусное движение на маршруте.

4.3.1. Для обеспечения регулярности и безопасности перевозки пассажиров маршрутная сеть троллейбуса подразделяется на отделения, ревизорские участки и участки конечных станций. Число и границы отделений, ревизорских участков и участков конечных станций определяются Службой движения и утверждаются руководителем организации ГЭТ .

4.3.2. Оперативное руководство движения осуществляется старшим (центральным) диспетчером. Действия работников, связанных с движением троллейбусов на линии, определяются в соответствии с указаниями диспетчера. Запрещается давать распоряжения по движению троллейбусов, минуя старшего (центрального) диспетчера .

4.3.3. Организация руководства движением должна обеспечивать быстрое и точное информирование старшего (центрального) диспетчера или диспетчера конечной станции, или маршрутного диспетчера об отклонениях от расписания и обо всех происшествиях на линии, быстрое выполнение распоряжений старшего (центрального) диспетчера.

4.3.4. Соблюдение безопасности и качество движения троллейбусного транспорта обеспечивается работниками отдела безопасности и линейного контроля .

4.3.5. Регулярным считается такое движение, которое выполняется в соответствии с расписанием или отклонением от него:

2 мин (опоздание) или -1 мин (нагон) на маршрутах, где интервал между троллейбусами более 3 мин.;

±1 мин. - на маршрутах с интервалом менее 3 мин.

4.3.6. Движение троллейбусов по расписанию обеспечивается:

а) выпуском на линию запланированного числа технически исправных троллейбусов;

б) исправным состоянием проезжей части дороги, контактной и кабельной сетей;

в) устойчивой работой электротяговых подстанций, средств связи и СЦБ;

г) четкой работой водителей и работников Службы движения и других подразделений, связанных с движением троллейбусов.

4.3.7. С распорядительной конечной станции троллейбусы должны отправляться под контролем диспетчера станции.

4.3.8. В случае нарушения движения на каком-либо участке маршрута (независимо от причин) старший (центральный) диспетчер обеспечивает движение троллейбусов по наибольшей протяженности маршрута и принимает меры к скорейшему восстановлению движения по всему маршруту. По мере восстановления движения на маршруте организует вывоз скопившихся на остановках пассажиров .

4.3.9. В случае прекращения движения на каком-либо участке, работникам Службы движения разрешается изменять направление согласно схемам обходного движения, а также давать распоряжение о возобновлении движения с немедленным сообщением об этом старшему (центральному) диспетчеру.

4.3.10. Для восстановления движения троллейбусов по расписанию старший (центральный) диспетчер имеет право:

а) отправить троллейбус в укороченный или удлиненный рейс;

б) отправить троллейбусы но измененному пути следования;

в) уменьшить время оборотного рейса за счет разрешения водителю использования нагона времени в пути;

г) изменять интервал между отправлением с конечной станции троллейбусов;

д) использовать резервные троллейбусы и троллейбусы с других маршрутов;

е) менять машинные расписания между выходами;

ж) сокращать продолжительность обеденных, технических стоянок в пределах допустимых норм.

4.3.11. При невозможности соблюдения заданного расписания движения из-за усложненных погодных условий (туман, метель, скользкая дорога и др.) по распоряжению старшего (центрального) диспетчера вводятся специальные режимы движения. Расписание отменяется. Время оборотного рейса увеличивается или не нормируется. Порядок ввода специальных режимов движения определяется Руководством по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменением дорожно-климатических условий .

4.3.12. Запрещается изменять направление движения троллейбусов с пассажирами, за исключением случаев, когда троллейбусы не могут следовать по своему направлению или после задержки движения, когда в одном направлении скопилось большое число троллейбусов.

4.3.13. Выезд специализированных троллейбусов на линию с движением пассажирских троллейбусов разрешается старшим (центральным) диспетчером.

4.3.14. Специализированный троллейбус при движении на линии подчиняется всем правилам движения пассажирских троллейбусов.

4.3.15. Порядок производства маневровых работ на конечных станциях определяется руководителем Службы движения организации ГЭТ .

4.4. Скорость движения.

4.4.1. Наибольшая скорость движения троллейбусов на перегонах устанавливается организацией ГЭТ с соблюдением требований, приведенных в ПДД и настоящих правилах.

4.4.2. Водитель должен вести троллейбус со скоростью, не превышающем установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, состояние и наполнение троллейбуса, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до полной остановки троллейбуса.

4.4.3. Скорость движения не должна превышать, км/ч :

40 - на спусках от 4,0 (40) до 5,0 (50) % (‰),

35 - на спусках свыше 5,0 (50) до 7,0 (70) % (‰),

30 - на спусках свыше 7,0 (70) до 9,0 (90) % (‰),

20 - на железнодорожных переездах , при прохождении воздушных пересечений контактной сети, при прохождении шин грузовой компенсации контактной сети, при буксировке троллейбуса, при проезде мест, где на проезжей части улицы ведутся какие-либо работы;

15 - при проезде мимо шествий, колонн воинских частей, при проезде мимо стоящих трамвайных вагонов или объезде остановившихся в пути троллейбусов или автотранспорта, при плохой видимости лежащих впереди участков пути, при прохождении кривых малого радиуса (до 70 м);

10 - при прохождении воздушных стрелок контактной сети;

5 - при проезде мест скопления пешеходов, при движении назад, при движении в пределах депо, при плохой видимости (густом тумане и метели), при движении троллейбуса с предельным отклонением штанг токоприемника от оси подвески контактного провода, на участке дороги, покрытой водой (или мокрым снегом).

Примечания:

1. Запрещается движение троллейбусов, если дорога покрыта водой (или мокрым снегом) на высоту более 150 мм.

2. В осенне-зимний период в условиях гололеда допускаемая скорость, должна быть уменьшена вдвое.

4.4.4. На горных дорогах, проходящих за чертой города, в том числе и на затяжных спусках свыше 40‰ (4%) скорость движения регламентируется особыми правилами.

4.4.5. Скорость движения троллейбусов на участках с тяжелыми условиями движения, уклонах, путепроводах и местах, требующих особого режима движения, устанавливается организацией ГЭТ. В этих местах должны быть установлены соответствующие знаки ограничения скорости движения.

4.5. Требования, предъявляемые к линейным сооружениям.

4.5.1. Выбор места расположения остановочного пункта производит Служба движения организации ГЭТ по согласованию с органом исполнительной власти города .

Остановочные пункты троллейбуса должны быть размещены на прямых участках улиц на расстоянии не менее 20 м после перекрестка. Остановочный пункт может быть расположен перед перекрестком при наличии специальной полосы для движения маршрутного общественного транспорта или при соответствующем обосновании.

Продольный уклон участка улицы в месте расположения остановочного пункта должен быть не более 4% (40‰). В стесненных условиях, при невозможности расположения на прямом участке улицы, остановочный пункт может быть устроен на кривой радиусом не менее 100 м.

4.5.2. Остановочные пункты в зависимости от характера и размера пассажирооборота подразделяются на: постоянные, временные и «по требованию».

На временных остановочных пунктах остановка троллейбуса производится только в заранее установленные периоды времени.

На остановочных пунктах «по требованию» остановка троллейбуса производится по требованию пассажиров.

4.5.3. В целях обеспечения безопасности движения приказом по организации ГЭТ могут быть установлены технические остановки, на которых посадка и высадка пассажиров запрещается.

4.5.4. На улицах с проезжей частью, имеющей ширину 1-2 полосы движения в одном направлении, остановочные пункты следует размещать в уширении проезжей части. Ширина площадки уширения принимается 3 м, длина площадки стоянки - не более 40 м.

4.5.5. Остановочные пункты должны быть оборудованы крытыми павильонами или навесами и указателями, информирующих пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.

Конструкции крытых павильонов или навесов, др. сооружения, опоры освещения и деревья в пределах длины остановочной площадки должны располагаться так, чтобы исключить соприкосновение с троллейбусом при заезде его на остановочную площадку.

Указатель на остановочном пункте должен содержать следующую информацию:

Вид транспорта,

Название остановочного пункта,

Номера маршрутов, имеющих остановки на данном остановочном пункте,

Интервалы движения или расписание движения маршрута,

Другая необходимая информация.

В темное время суток указатели должны быть освещены.

4.5.6. На каждом маршруте должно быть не менее одной конечной станции. При продолжительности оборотного рейса более 1,5 ч на одном конце маршрута должно быть помещение, оборудованное санузлом.

На каждую конечную станцию маршрута должен быть составлен технико-распорядительный акт, определяющий порядок движения/расстановки троллейбусов и производства маневровых работ, утверждаемый руководством предприятия.

4.5.7. На конечных станциях должны быть:

Площадки с усовершенствованным покрытием и соответствующее развитие контактной сети для осуществления разворота, обгона, отстоя и мелкого ремонта троллейбусов;

Служебные, санитарно-бытовые помещения и помещения для организации горячего питания и кратковременного отдыха водительских бригад и обслуживающего персонала.

4.5.8. Площадка для разворота, обгона, отстоя и мелкою ремонта и посадочные площадки на конечных станциях в темное время сугок должны быть освещены.

4.6. Пересечение с железнодорожными путями.

4.6.1. Пересечения троллейбусных линий с железнодорожными подъездными путями должны удовлетворять требованиям СНиП «Трамвайные и троллейбусные линии» , Инструкции но эксплуатации железнодорожных переездов МПС Российской Федерации - - - - - -

3.1.5.Основное удельное сопротивление движению эксплуатируемых троллейбусов должно соответствовать нормам, утвержденным организацией ГЭТ. Результаты замеров должны заноситься в книгу учета.

3.1.6. Запрещается вносить изменения в конструкцию троллейбусов, влияющие на безопасность движения и пассажиров, без согласования с разработчиком (заводом-изготовителем) троллейбусов.

3.1.7. Троллейбус, непригодный к эксплуатации вследствие физического износа, а также в случае нецелесообразности его восстановления после дорожно-трапспортного происшествия, подлежит списанию. Списание троллейбуса должно производиться в порядке, установленном собственником организации ГЭТ с учетом норм амортизации .

3.1.8. Эксплуатация троллейбусов за пределами срока амортизации допускается при условии выполнения капитально-восстановительного ремонта в соответствии с порядком, утвержденным Минтрансом РФ .

3.2. Техническое обслуживание и ремонт троллейбусов.

3.2.1. Основная цель технического обслуживания и ремонта состоит в поддержании троллейбусов в технически исправном состоянии, т. е. в способности выполнять перевозку пассажиров при условии, что все параметры, характеризующие их безопасность, особенно электробезопасность и пожаробезопасность, соответствуют требованиям нормативно-технической документации и обеспечивают безопасность дорожного движения и перевозки пассажиров.

3.2.2. Техническое обслуживание и ремонт троллейбусов должны проводиться в соответствии с действующей системой и эксплуатационно-ремонтной документацией, утвержденной в установленном порядке .

3.2.3. Нормы, правила, процедуры технического обслуживания и ремонта, установленные заводами-изготовителями троллейбусов, могут корректироваться организациями ГЭТ по согласованию с изготовителем.

3.3. Требования к троллейбусу, выпускаемому на линию.

3.3.1. Троллейбус, подготовленный для работы на линии, должен быть экипирован в соответствии с перечнем, утвержденным организацией ГЭТ с учетом типа (модели) троллейбуса и местных условий, в том числе }

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ