Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Человек рождается и формируется как личность в семье, которая наряду с биологическими и социальными факторами влияет на его развитие. С точки зрения психоаналитических теорий формирование личности проходит определенные психосексуальные этапы развития, сопровождающиеся присущими каждому из этих этапов кризисами.

То, насколько успешно человек будет преодолевать на каждой стадии развития данные кризисы, во многом определяют родители, их воспитание и подсознательные установки относительно ребенка...

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально - иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”) , означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество...

История психологического изучения характера человека открывается трудами Платона, Теофраста и Гиппократа. Платону принадлежит первая типология характера, основанная на этических принципах. Однако наиболее известной стала типология Гиппократа.

В дальнейшем в психологии оформилось два направления в изучении характера.

В рамках первого направления доминировало представление о доминирующей обусловленности характера человека его индивидными характеристиками. Поначалу ими были особенности мозга...

Когда я пришел в Центр Пила с целью подготовить семинар «Сила позитивного мышления в бизнесе», я собрал рабочую группу, чтобы исследовать работы доктора Пила. Мы располагали огромным количеством материала для работы. За свою жизнь доктор Пил написал более сорока пяти книг, а также тысячи проповедей, статей и очерков.

В нашем распоряжении находились также сотни видео- и аудиокассет с записями его выступлений. Перед нами стояла задача не собирать материал, а проанализировать и разложить по...

Лицо человека - как открытая книга. В нем говорит все - брови, глаза, рот, каждая морщинка. С возрастом лица меняются, но самые главные черты остаются неизменными, а некоторые начинают проявлять себя более явно. Считается, что физиогномика - самая древняя наука в мире и возникла в - Китае.

Китайские физигномисты говорят, что по лицу человека можно прочесть даже его судьбу.

Физиогномики часто применяется в настоящее время во всем мире. Эта наука помогает понять человека еще до совершения...

Ангельский характер
Ребенка с ангельским характером еще часто называют «золотком». Такой ребенок с детства очень общителен, он легко вливается в новый коллектив, группу детей и легко адаптируется к новым условиям. Как правило, у таких детей речь развивается очень рано, чем у остальных сверстников, они лучше, чем другие могут объяснить взрослым, что им нужно.

Если ребенок с ангельским характером хочет чего-то, чего у него еще нет, то его легко переключить на что-то другое (прежде чем ребенок...

Психологи, проделав ряд тестов, нашли возможным классифицировать мужчин в зависимости от "галстучных" предпочтений. Итак:

Галстук в цветочек

Самые обаятельные представители сильного пола. Эти мужчины добры, в меру романтичны, умны, общительны и не отказывают в помощи нуждающимся. Часто становятся душой компании, особенно женской, так как галантны и обладают чувством юмора. Как правило, это представители творческих профессий или же люди, у которых есть захватывающее увлечение или хобби...

Кто-то может сказать ― неправда все это. Я возражаю так: характер (да и многое другое в человеке) зависит от биохимических процессов в организме. У каждого они разные, точнее ― химические реакции одинаковые, но разная концентрация взаимодействующих веществ.

Например, если женщина несколько конфликтная, то для поддержания "этой химической реакции" нужны одни химические вещества, если чересчур добрая ― другие. Вот и получается, что для "подпитки" энергии своего поведения...

Характер человека определяется не только совокупностью его отдельных черт, но и свойствами в целом. Как всякое целое не равно сумме его элементов, так и характер в целом приобретает качественно новые свойства.

Определенность характера связана с наличием среди его черт одной или нескольких, наиболее выраженных, доминирующих. Если такие черты есть, характер называют определенным, а при их особой выраженности – ярким. В классической литературе создано много образов персонажей с яркими положительными или отрицательными характерами. Это практически все герои комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", романа Н. В. Гоголя "Мертвые души" и многих других произведений. Некоторые типы характеров получили название по одной или нескольким наиболее ярким чертам. Достаточно сказать, что у человека "властный", "ханжеский" или "ангельский" характер, чтобы можно было судить о его личности, действиях и поступках. У людей с неопределенным характером доминирующие черты выражены слабо или отсутствуют вовсе.

Цельность характера проявляется во внутреннем единстве направленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека. У людей с таким характером в жизни есть цели и принципы, которым они следуют; у них обычно нет разлада между мыслями, чувствами и действиями, между их стремлениями и долгом. Они естественны в общении, их действия и поступки можно предвидеть. Их поведение способно меняться в соответствии с обстоятельствами, однако при этом они не поступаются своими принципами и не идут против своих убеждений.

Противоречивость характера – свойство, противоположное цельности. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов и действий. Мысли и чувства таких людей, их мотивы и цели разнонаправлены. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные, поэтому их действия и поступки часто непредсказуемы.

пример

Так, если у кого-то из родителей противоречивый характер, это проявляется в противоречивом стиле воспитания. Ребенка то сверх меры опекают, то предоставляют самому себе, то излишне задаривают, то наказывают без веских причин. В результате он теряет ориентиры для своих действий, каждый раз старается приспособиться к новым требованиям или к настроению родителей.

Разновидностью противоречивого характера является двойственный характер, проявляющийся в двойной манере поведения. Например, руководитель производственного коллектива, допускающий грубость в отношениях с подчиненными, ведет себя заискивающе с вышестоящим начальником. Противоречивость и двойственность характера указывают на отсутствие у человека глубоких убеждений, незавершенность нравственного развития личности.

Сила , или твердость , характера определяется степенью развития у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими свойствами. Человек с сильным характером способен добиваться поставленных целей, проявлять стойкость, противодействовать внешним обстоятельствам. Слабохарактерность проявляется в неспособности отстаивать свои принципы, достигать намеченных целей, доводить до конца начатое дело.

Самобытность характера выражается в оригинальности, самостоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мышлением, способностями к творчеству.

пример

Исследования жизни выдающихся людей дали большой материал об особенностях их характера. Самобытный характер был отмечен у Петра Великого, А. С. Пушкина, А. Эйнштейна, К. Э. Циолковского и многих других незаурядных личностей.

Устойчивость характера проявляется в том, что человек в течение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действовать определенным образом в схожих ситуациях. Относительная устойчивость характера не исключает его изменчивости, ведь характер отражает специфику жизненных отношений. Обстоятельства жизни человека и типы его отношений к действительности могут изменяться, что влечет за собой и изменение характера. У одних людей преобладает тенденция к устойчивости характера, проявляются черты консерватизма. Это не всегда оказывается благоприятным для человека, так как может затруднять адаптацию к новым условиям. При резкой смене жизненных обстоятельств такие люди сохраняют приверженность к прежним формам поведения, не соответствующим новым обстоятельствам. Оптимум соотношения устойчивости и изменчивости характера определяется тем, в какой мере человек осмысливает изменившиеся обстоятельства и стремится им соответствовать в силу своих убеждений, а не меркантильных интересов.

Характер накладывает отпечаток на все формы поведения и деятельности. Он проявляется в действиях, поступках, в вербальном и невербальном общении. В деятельности характер выражается в отношении к ее процессу и результату, способности преодолевать трудности и препятствия. Характер определяет стиль делового и межличностного общения человека, способы его воздействия на других людей. В речи проявляются такие черты характера, как самоуверенность, застенчивость, откровенность, несдержанность и многие другие. Если речь, хотя и не в полной мере, поддается сознательному регулированию, то значительно труднее маскировать те или иные черты характера в невербальном поведении. Они прослеживаются в мимике, жестах, во всем внешнем облике человека. Народная мудрость гласит, что характер – вторая натура, и это действительно так.

Как отмечалось ранее, личность является более высокой "инстанцией", чем характер. Однако проявления его столь широки и многообразны, что вследствие этого характер человека может стать для окружающих людей более значимым, чем его личность. Российский психолог К). Б. Гиппенрейтер объясняет различия между характером и личностью тем, что характер определяет то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. Поскольку в общении и межличностном взаимодействии первое значительно легче поддается наблюдению и анализу, это может помешать учителю, воспитателю понять истинную причину поведения и поступков учеников, их мотивационную составляющую. Знание различий между чертами характера и чертами личности может помочь учителю более глубоко и адекватно понимать психологию детей.

Жизнь оставляет свои отметины не только на поведенческом рисунке человека, но и на его лице, отражается на его походке, почерке, излюбленных приемах общения и т.д. Все это существенно расширяет «ассортимент» признаков, по которым определяется если не характер личности, то некоторые ее черты, склонности, особенности. К таким признакам можно отнести ситуативно-поведенческие, физиогномические, графологические и др.

Ситуативно-поведенческие признаки. Характер человека проявляется прежде всего в тех поступках, которые можно с высокой степенью уверенности ожидать от него. Такие поступки, как правило, осознаны, слабо зависят от конкретных обстоятельств, предсказуемы и предопределены прошлым опытом. «О будущем нужно спрашивать прошлое, ибо поведение людей остается неизменным. Так происходит потому, что люди жили, живут и будут жить одними и теми же страстями, приходя к одним и тем же результатам», - подметил Н. Макиавелли. На идее сложившегося поведенческого стереотипа построено много проективных тестов. Заметная стабильность поступков в различных ситуациях повседневной жизни - наиболее объективный критерий наличия тех или иных черт характера у данной личности. Не зря говорят, что «посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».

Установлено, что в общем случае поведенческие акты в несколько раз информативнее и оказывают большее влияние на собеседников, чем вербальный канал. В актах коммуникаций слова, звуки и интонация занимают 45, а невербальная форма - 65 %. Поэтому, когда слова не совпадают с невербальными (поведенческими) сигналами, доверия возникает больше к последним.

Изучением связи поведенческих актов с отдельными чертами характера психология занимается давно. Конечно, накопленные результаты носят статистический характер и определяют лишь возможные тенденции, но не сами детерминированные факты. Более того, существует мнение, что акты телесной активности больше свидетельствуют об эмоциональном состоянии индивида, чем о его чертах характера. Тем не менее в ответственных разговорах партнеры внимательно вглядываются в поведение собеседника и пытаются не только увидеть его текущее состояние, но и спрогнозировать его черты характера.

Замечено, например, что если во время деловой беседы партнер проявляет чрезмерную немотивированную вариативность поз, это свидетельствует об общей незрелости личности. Стойка с частой переменой опорной ноги и позиций ступней выдает нетвердость характера, низкую самодисциплину, ненадежность. Привычка стоять с широко расставленными ногами выражает не столько уверенность в себе, сколь ко потребность в самоутверждении. Походка с заметно повернутыми наружу носками ног говорит о самоуверенности и тщеславности. Склонность сидеть сжав руками подлокотники стула и скрестив лодыжки дает основание подозревать, что этот человек не лишен чувства страха и даже малодушия (достаточно вспомнить свою позу в кресле зубного хирурга или позу при взлете самолета, чтобы убедиться в информативности этого поведенческого акта).

Вместе с тем, если вы увидите мужчину и женщину, беседующих спиной друг к другу, не торопитесь делать вывод о том, что перед вами поссорившиеся супруги. Просто вы находитесь в Кении и являетесь свидетелем диалога зятя с тещей согласно установившимся поведенческим стереотипам этой страны.

Вопреки желанию человека первичные сведения о его чертах характера может выдать и экспрессивное (мимико-моторное) поведение. Мимика - это «немая речь» лица, выражающаяся в его динамике. В основе мимики борьба и единство человеческой психики - разум и чувство. По манере смеяться, например, можно предположить наличие у человека нервозности, замкнутости или открытости.

Характеризует личность и то, как человек использует жизненное пространство в различных ситуациях (проксемические факторы). Так, по ассортименту и расположению предметов в каби?1ете (высота спинки кресла, наличие и месторасположение уголков для доверительных бесед с посетителем и др.) можно говорить об авторитарности или демократичности его хозяина. По манере сотрудника входить в кабинет руководителя (как стучит и открывает дверь, с какой скоростью входит, где делает первую остановку, войдя в кабинет) можно судить об уровне его самооценки, уверенности в себе.

Лингвистические и паралингвистические признаки. Л. Толстой то, что и как говорит человек, приравнивал к его поведению («...слово есть поступок»). Г. Мопассан и Б. Брехт были склонны одушевлять слово: «Слова имеют собственную душу». Известно отношение к слову и Сократа: «Заговори - и я узнаю, кто ты». Установлено, например, что;
- заметные колебания скорости речи характерны для легко возбудимых и неуверенных в себе людей;
- четкое произношение отдельных слов, окончаний, час-тип свидетельствует о внутренней дисциплинированности, целеустремленности; расплывчатое - об уступчивости, стремлении к покою; манерное с ударением на первом слоге ключевых слов - о собственной силе, решительности;
- падающая к концу предложения высота голоса при неизменной громкости предупреждает о возможной склонности к депрессии, мягкости и слабой воле; а изменяющаяся в широких пределах - об открытости и чувственности;
- чрезмерное подчеркивание своей честности («Честное слово, даю руку на отсечение, клянусь здоровьем...»), уклонение от прямого применения слов «да», «нет» («Я уже вам это говорил»...). Ответы вопросом на вопрос дают основание сомневаться в искренности и правдивости человека.

Физиогномические признаки. За физиогномикой -практика столетий. Она возникла в Китае более двух тысячелетий назад. Наряду с иглоукалыванием физиогномика относилась к медицине. Это целостная система, предполагающая тесную взаимосвязь сотен физических признаков лица, характеризующих индивидуальные особенности индивида. На лице человека отражается его прошлое, настоящее и будущее. Конечно, эта связь также не может признаваться однозначной, однако она может служить вспомогательным источником характерологической информации о данном человеке.

На возможность таких связей указывал Ч. Дарвин, утверждая, что в соответствии со своими склонностями индивид приводит в движение определенные мускулы лица. Именно это имел в виду А. Камю, отметив, что после тридцати лет каждый имеет то лицо, которое заслуживает.

Существует гипотетический эталон лица. Его никто не создавал, но принято говорить: «у него большой рот, широкое лицо, высокий лоб» и т.п. Никто не задумывался над тем, что такое «большой», «широкий» и «высокий», однако подразумевается наличие какой-то «нормы». Вполне естественно, появилась мысль о возможной корреляционной связи физических признаков (параметров) лица с чертами личности. Как это принято в психодиагностике, в первую очередь заинтересовались случаями крайнего отклонения параметров от «нормы». Результаты наблюдений содержат, конечно же, домыслы и субъективный взгляд, но некоторые из них заслуживают того, чтобы на них обратили внимание.

Например, форма рта с достаточной для практики точностью отражает оптимизм или пессимизм. Уголки губ, загнутые вверх, говорят о том, что они принадлежат оптимисту, который даже в грязной луже видит отражение звезд ночного неба. Уголки губ, опущенные вниз, свидетельствуют о пессимизме. Ничего удивительного: лицо, как говорят, дано человеку Богом, а рот он делает сам.

Еще пример. Около 80 % информации о человеке можно получить, заглянув ему в глаза. Глаза -окошечко в душу. Это зеркало общего интеллекта личности. Развитие глаз прекращается к семи годам (раньше всех других органов тела), и они считаются наименее управляемыми сознанием. Не зря же люди заглядывают в глаза друг другу, пытаясь определить склонность собеседника говорить неправду или жесткость характера и т.д. Так, замечено, что наличие полоски между нижним веком и радужной оболочкой глаза свидетельствует о преобладании в личности черт меланхолического склада (замкнутости на себя, эмпатичности и др.). Безусловно, этот признак может оказаться ситуативным: он проявлявляются как при глубоком переживании у лиц, не обладающих меланхолическими свойствами, так и у «чистыx» меланхоликов. Так что присмотреться к глазам следует не только поэтам, профессионально воспевающим их, но и психологам.

Графологические признаки. Черты характера человека отражаются в почерке через взаимодействие сфер сознания и бессознательного. Это подчеркивал в свое время Аристотель. Руку пишущего человека (как и стреляющего из ружья, рисующего картину) приводят в движение не мышцы, а психические процессы. «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, - заметил Гете, - с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться». Психографология в настоящее время находит широкое применение как вспомогательный инструмент изучения личности в медицине, психологии, психиатрии, криминологии и криминалистике.

Нейропсихологические признаки. В основе взаимосвязей с чертами характера здесь лежат закономерности работы мозга как парного органа в трех анализаторных системах - моторной, слуховой и зрительной. Эта типология - перспективное направление, отличающееся более полным (системным) охватом самых различных психических явлений. Между характером, этим своеобразным «психологическим статусом» личности, и закономерностями процессов межполушарной асимметрии, как это было изложено выше, имеется очень тесная связь.

Очевидно, что ни один из перечисленный выше признаков не может служить абсолютно объективным средством изучения характера человека. Достоверность получаемой характерологической информации можно повысить за счет их комплексного использования наряду со специально разработанными для этого диагностическими процедурами.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.


ЧАСТЬ IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВА 16. ХАРАКТЕР

3. ПРИРОДА И ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА

Характер и темперамент. Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Выдающийся знаток человеческой психологии, каким был французский писатель Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал:

«Повышенная впечатлительность, движение резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые и столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается большей силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает ему почти постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него всех его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существованием» .

Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность: Для меланхолика серьезная проблема - преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников - усидчивости, у флегматиков - активности.

Природные и социальные предпосылки характера. Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность его изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категорических суждений, свойственных обыденному сознанию.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает неприметно, и человеку кажется, что таким, как сейчас, он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему от природы, являются врожденными. Утверждение это является весьма распространенным: «он от природы трус и негодяй», или «склонность ко лжи - его врожденное свойство», или даже «наследственность у него такая - в дядю пошел». В самом деле - в одной семье, в одних как будто условиях воспитываются два брата. Разница между ними всего два-три года, и в одной школе учатся, и родители к ним в общем одинаково относятся, а ребята во всем разные, характером ничуть друг на друга не похожи. Отсюда уж недалеко до вывода, что характер дан человеку от рождения.

Чем же объяснить, что жизнь «чеканит» личность человека даже в сходных условиях по различным образцам? Прежде всего надо признать, что «исходный материал», действительно, у разных людей не одинаков.

Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на детей могут вызывать различный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности.

Эти различия в физиологических условиях - лишь первая причина различий характеров людей.

Надо иметь в виду и то, что «сходные условия жизни» (даже в одной семье) - понятие весьма и весьма относительное. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим младшего брата, который смотрит на него снизу вверх и ищет у него защиты или бунтует против деспотизма первенца, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие или препятствующие формированию таких черт характера, как заносчивость или заботливость, ответственность или безразличие, самоотверженность или зависть.

Однако вместе с тем существует много других условий, которые не являются идентичными. Изменение материального положения в семье за два-три года, прошедшие между рождением первого и второго ребенка, и изменения в отношениях внутри семьи (частенько младшего больше балуют), и хорошие друзья, встретившиеся на пути одного брата и не встретившиеся другому, и разные по своему педагогическому таланту учителя - все это способствует зарождению различных качеств или особенностей личности.

Когда для космического корабля определяют траекторию полета, достаточно ничтожного отклонения в определении исходных данных (направления, начальной скорости и т.п.), чтобы эта незначительная ошибка привела к роковым последствиям - корабль прилетит совсем не туда, куда он был. направлен. Так и с человеком. Где-то в детстве допустили сравнительно несущественную ошибку в воспитании, и на крутой орбите жизни уже у взрослого человека появляются черты характера, которые заводят его в тупик, мешают ему и его близким жить.

Характер - во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется. Если юноша или девушка стремятся воспитать у себя самокритичность как черту характера, они должны поступать самокритично. А это значит, что они должны непримиримо относиться не только к чужим, но и к своим ошибкам, не «замазывать» их, не закрывать на них глаза. Как писал русский психолог 77. П. Блонский, «учиться жить можно лишь живя соответствующим образом».

Быт, условия жизни в семье, не говоря уже о труде и учебе, - школа человеческих характеров. Перед педагогами и родителями постоянно стоит ответственная задача: своевременно подмечать наметившиеся изменения в характере детей и, принимая их во внимание, осуществлять свою линию поведения и воспитания. Вероятно, нет большей опасности для воспитательной работы, чем шаблон, применяемый в качестве педагогического приема. Это в особенности нетерпимо в тех случаях, когда следует осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

В семье инженера 3. второй ребенок, мальчик, появился, когда его сестре было 12 лет. Девочка воспитывалась в безусловном подчинении родителям и никогда не делала попытки в чем-то противостоять и противоречить. Впрочем, в этом, казалось, и не было причины - требования родителей были вполне разумны. Однако форма, в которой они предъявлялись, отличались жестокостью, сухостью, нетерпимостью к малейшим возражениям. Тот же тон родители взяли в воспитании сына. Однако очень скоро выяснилось, что то, что вызывало покорность у дочки, у сына встречало молчаливое, но упорное сопротивление. Трудно сказать, когда это началось - сами родители связывают это с периодом, когда мальчик гостил у бабушки, - но только еще в первых классах школы завязалась эта тяжелая и изнуряющая обе стороны борьба. Мальчик стал замкнутым, резким, подозрительным. В шестом классе он первый раз убежал из дома. В восьмом - во второй раз, и на этот раз он больше в семью не вернулся. Психолог беседовал с родителями. Они недоумевали: «Вот перед вами его сестра, спросите ее. Разве мы ее по-другому воспитывали? Точно так же, а какой человек получился. Внуков уже нянчим. А он - так нас опозорил!»

«Точно так же воспитывали!» Это так и есть, если ориентироваться на то, какие цели ставили в воспитании, каково было его содержание. В этом отношении родители были на высоте. Но бездумное перенесение приемов воспитания, которые чем-то отвечали особенностям характера дочери, на воспитание сына, у которого характер был совсем другим, закономерно вело к конфликту. Быть может, если бы родители задумались над тем, что представляет собой характер их мальчика, и попытались подобрать к нему «ключи», не было бы этой семейной драмы. «Он имел то же самое, что имела сестра», - говорят родители.

Однако одни и те же педагогические воздействия могут вести к противоположным результатам, если они применяются к людям с различными индивидуальными особенностями. Это аксиома методики воспитательной работы.

Отказ от шаблона в воспитании личности ребенка предполагает творческий подход к вопросам формирования характера. Пусть на этом пути могут быть допущены ошибки, но "серьезное, вдумчивое нетрафаретное решение будет плодотворнее педагогических штампов, если судить не по результатам отдельных действий («добились от ребенка того-то»), а по конечному итогу всего процесса формирования характера.

Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.

Если нет оснований выводить особенности характера из физиологической, природной предрасположенности к их появлению (хотя и следует принимать во внимание природные предпосылки формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать его наследственное происхождение.

Изучение однояйцовых близнецов, у которых наследственный фонд анатомо-физиологических свойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественности темперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцовых близнецов в разных семьях свидетельствуют о нетождественности их характеров.

Проникшие в массовую печать сведения о том, что вне зависимости от прижизненно складывающихся, любых и существенно различающихся условий у однояйцовых близнецов якобы возникают заведомо одинаковые вкусы, пристрастия и черты характера, являются весьма сомнительными. В разных условиях и обстоятельствах при одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные, но и прямо противоположные свойства характера.

Итак, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Характер и внешность человека. Из истории характерологических учений. В истории психологии существовало немало теорий, ставивших характер в зависимость от формы черепа, строения лица, конституции (строения, структуры тела и т.п.) и тем самым пытавшихся наметить путь дешифровки черт характера, т.е. по некоторым внешним признакам диагностировать характер человека. Различные системы определения характера вырастали из практических нужд и отражали потребности общества уже фактически со времен античности.

Так, например, рабовладелец, приобретая на рынке невольника, мог довольно точно судить о его физической силе, ощупав его мышцы, о возрасте, заглянув в зубы, о ловкости, заставив пробежаться или попрыгать. Но что он мог сказать о характере своего будущего раба? Покорен он или строптив, простодушен или хитер, работящ или ленив? Будет ли он предан хозяину или, наоборот, взбунтовав других, сбежит через несколько недель? Все это были немаловажные проблемы для покупателя в условиях рабовладельческого общества.

Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по физиономии. В основу их характерологии легла гипотеза столь же фантастическая, сколь наивная. Предлагалось отыскивать во внешности человека черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествлять его характер с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка нос, обозначает лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.

Отголоски этой и подобной ей физиогномических систем определения характера мы находим, например, у средневекового сирийского писателя Абуль-Фараджа Бар Эбрея. В его книге содержатся следующие указания: «Человек с толстой и короткой шеей склонен приходить в ярость, подобно буйволу... Длинная и тонкая шея - признак робости. Такой человек пуглив, как олень... Тот, у которого очень маленькая шея, коварен, подобно волку» .

В XVIII в. приобрела известность физиогномическая система Иоганна Каспара Лафатера, который считал, что человеческая голова есть «зеркало души», и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики есть основной путь для познания человеческого характера. Лафатер оставил ряд остроумных наблюдений над лицами знаменитых людей, собранных в его книге «Физиогномика», совершенно лишенной научного значения, но весьма занимательной. Так, характеризуя Игнатия Лойолу, который был первоначально солдатом, а затем стал основателем религиозного ордена иезуитов, Лафатер усматривал воинственность в остром контуре лица и губ, а иезуитство в «вынюхивающем» носе и лицемерно полуопущенных глазных веках. О гении Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его... нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом, поэзию». Никакой научный метод наблюдения Лафатер предложить не мог, и его физиогномика носила беллетристический характер. (Примечательно, что физиогномическая проницательность не помогла пастору Лафатеру угадать в солдате-мародере, своем случайном собеседнике, убийцу. Во время беседы мародер застрелил знаменитого физиогномиста.)

Появившееся вскоре после смерчи Лафатера новое характерологическое учение получило название френология (от греч. «френ» - ум).

Френология связана с именем немецкого врача Франца Галля. В основе учения Галля лежало утверждение, "что все свойства характера имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень развития этих качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. А так как, по убеждению Галля, кости черепа должны точно соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, то одного взгляда на череп человека или простого ощупывания «шишек» головы якобы было достаточно, чтобы определить его душевные качества.

Галлем были составлены специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков и каждому из них соответствовало определенное душевное качество, например, осторожность и предусмотрительность, склонность к жестокости и убийству, коварство, постоянство, настойчивость и упрямство и т.д.

Между тем, даже если бы отдельные душевные качества и черты были заложены в извилинах мозга (что не имеет под собой оснований), то было бы невозможно определить их наличие по выпуклостям черепа. Анатомические вскрытия вскоре убедительно показали, что выпуклостям мозга отнюдь не соответствуют выпуклости черепа. Череп не отлит по форме мозга, как думали френологи.

Столь же ненаучным был и метод, которым создавалась френологическая карта. Для этой цели изучались скульптурные или живописные портреты знаменитых людей и устанавливалась связь между наиболее выдающимися их способностями и качествами характера, с одной стороны, и наиболее выдающимися выпуклостями черепа - с другой. Однако в качестве эталона сплошь и рядом использовались портреты таких мифических и легендарных людей, как библейский Моисей, святой Антоний, Гомер, достоверных изображений которых не сохранилось, и многие другие. В результате этого гениальность Рафаэля доказывалась, например, по черепу одного священника, ошибочно принятому за череп великого художника. Такими ошибками пестрит история френологии.

Но главное все-таки не в этом. Представление о том, что такие сложные психологические особенности, как черты характера, могут точно размещаться в определенных участках мозга, отражало ранний этап знаний о работе больших полушарий мозга и было отвергнуто позднейшими физиологическими и психологическими исследованиями.

Фантастические домыслы Галля о центрах психических способностей ненаучны. Однако его идея о том, что разные участки мозга ответственны за психологические свойства и процессы, не была лишена смысла. Важна была общая естественно-научная направленность френологии при всей ее очевидной ошибочности. Однако все донаучные теории, сложившиеся в XIX в. и раньше, представляют сейчас лишь исторический интерес.

Современные идеологи расизма реставрируют обветшалые физиогномические и иные им подобные психологические «теории» и пытаются доказать «неполноценность» представителей тех рас и народов, которые для них выгодно объявить «неполноценными» и «вырождающимися», ставя в зависимость свойства характера человека от цвета кожи, жесткости волос и т.д.

В настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, формы черепа, конфигурации лица, цвета волос и кожи, длины конечностей и т.д.

Следует ли из этого, что столь заманчивая возможность определения характера человека на основании изучения его внешности совершенно излишнее дело? Однозначно можно сделать лишь вывод, что характер не следует связывать с конституцией тела. Но, быть может, о характере можно судить на основании каких-то внешних признаков?

Чарльз Дарвин в своей книге «О выражении чувств у человека и животных» писал о том, что для физиогномиста существенно знать, «что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям, эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными».

Эти идеи Дарвина явились основанием для изысканий многих психологов, которые стали строить свои физиогномические учения на описании и истолковании выражения лица и состояния его мягких тканей. Составлялись своеобразные физиогномические справочники с психологическим истолкованием мимики.

Подчеркивалось, например, что поднятая верхняя губа, вывороченная наружу (в силу чего борозда, идущая от носа к губам, делается глубже, а крылья носа поднимаются), придает лицу выражение скорби. Такие черты лица типичны для людей с грустным, недовольным и раздражительным характером. Если верхняя губа приподнята только с одной стороны, обнажая в то же время зубы, то на лице появляется жестокая, выражающая ненависть или бросающая вызов улыбка. А лицо, на котором такая улыбка наблюдается часто, приобретает выражение жестокости и дикости. Утверждалось, что опускание углов губ придает лицу выражение печали, а выраженное в более сильной степени обозначает презрение. При этом удлиняется борозда, идущая от носа к углу губ, и охватывая соответствующий угол, образует вокруг него складку. Этот признак презрения, как считалось, встречается у людей надменных, гордых, полных чувства собственного достоинства и сознания превосходства над другими.

Эти наблюдения в определенном смысле отличаются от различных фантастических построений Лафатера, Галля и др. По-видимому, существует известная зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера. Так, к примеру, портреты кисти Рокотова, Боровиковского, Сурикова, Крамского, Репина, Серова явно передают в выражении лица черты и черточки характера человека. На картине Репина в каменной неподвижности стоит царевна Софья. Обрюзгшее лицо, тяжелый взгляд, сильные мускулы у рта, горькое и вместе с тем брюзгливое выражение - все выдает властный, жесткий и сильный характер бывшей правительницы всея Руси, а потом узницы Новодевичьего монастыря.

Однако эта зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является закономерной. То или иное выражение лица, складки и морщины могут иметь не одну, а много причин возникновения. Так, например, физиогномисты обыкновенно отмечают, что приоткрытый слегка рот при несколько опущенной челюсти - признак глупости. Однако причиной тому может быть и больная носоглотка, и глухота, и напряженное внимание.

Для определения характера известную роль играет внимательное изучение внешности, в том числе и привычного выражения лица человека. Однако внешний облик человека не может сам по себе быть источником исчерпывающих сведений о его характере.

Поступок и формирование характера. Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

Известна восточная поговорка: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Система привычных действий и поступков - фундамент характера человека. От анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом облике личности и от понятого характера к уже предвиденным и уже ожидаемым поступкам - таков путь проникновения в сущность индивидуального характера.

Человек по самому своему существу деятелен. В структуру человеческой деятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированные движения (мимика, пантомимика, походка и т.д.), так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

И все-таки решающие, объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти непроизвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек.

Вспомним чеховского Беликова («Человек в футляре»). Если бы Чехов ограничился описанием внешности Беликова и не показал, что и мысль свою Беликов «также старался запрятать в футляр», если бы он не показал, как он угнетал всех своими чисто «футлярными» соображениями: «ах, как бы чего не вышло», если бы, наконец, он не поведал о фискальных выходках Беликова, то никак еще нельзя было бы определить, хороший или плохой человек Беликов - только лишь пассивно-осторожный или эта осторожность является оборотной стороной активной подлости.

Таким образом, характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

1 Стендаль. Собр. соч.: В 15 т. - М.: 1959. - Т. 6. - С. 220-221.

2 Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. - М., 1957. - С. 223.

Для тех, кому не нравится собственный «психологический портрет», есть утешение: недостатки темперамента можно восполнить положительными чертами характера.

Именно понимание того, что себя можно изменить в лучшую сторону, является наиболее притягательной чертой , как науки.

Итак, если темперамент – это врожденные особенности личности, то характер человек воспитывает сам. Совершая поступок, мы каждый раз усиливаем или ослабляем какую-то его черту.

Таким образом, можно исправить даже самый скверный нрав.

Относительно темперамента можно лишь напомнить, что Гиппократ разделил его на четыре типа, которые используются до сих пор:

  1. Флегматики — неспешные и невозмутимые;
  2. Холерики – вспыльчивые и неуравновешенные;
  3. Меланхолики – впечатлительные и ранимые;
  4. Сангвиники – живые, подвижные и веселые.
  1. Фиксируем результаты

Результаты своей борьбы лучше записывать. Можно составить таблицу, и каждый день фиксировать там успехи и неудачи. Или сделайте так: отметьте на географической карте два города. Один будет условно обозначать ваше нынешнее состояние, второй – поставленную цель.

Каждый раз, когда делаете что-то для исправления своего характера, ставьте новую точку на пути между этими городами. А если что-то пропускаете – вернитесь на точку назад.

В плане весьма интересным представляется . Обязательно прочитайте об этом великом человеке, опыт которого может оказать вам бесценную помощь.

Наверняка у читателя может возникнуть вопрос: влияют ли на формирование личности и ее отдельных черт?

Однозначно дать ответ на этот вопрос достаточно трудно. Определенная связь в наклонностях и особенностях поведения между детьми и родителями, безусловно, прослеживается.

Однако утверждать, что «я такой и не могу быть другим, потому что такая моя мама или папа» , для взрослого человека, по меньшей мере, несерьезно.

Считается, что темперамент изменить невозможно, а вот черты характера – это под силу любому желающему. Нужно только иметь решимость заняться этим делом.

Акцентуация характера

Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Может определение понятия акцентуации покажется вам немного сложным, но на самом деле оно довольно простое.

Само слово «акцентуация» (от лат. accentus — ударение) обозначает выраженный акцент на чем-то.

Говоря иначе, эта особенность заключается в том, что некоторые черты характера необыкновенно развиты, что вызывает ущербность других, менее развитых черт.

Наверное, все видели, как маленькие дети, при виде незнакомых людей, к одним располагаются и начинают улыбаться, а при виде других хмурятся и убегают.

Это связано с тем, что черты лица очень тесно связаны с чертами нашего характера. Дети же интуитивно это чувствуют, «сканируя» лицо незнакомца.

Да и взрослые на глубоко подсознательном уровне могут «ощущать» хороший или плохой перед ними человек. Это тоже происходит потому, что наш мозг умеет «считывать» информацию с характерных особенностей лица человека.

Важно понимать, что от характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь, добьется ли он успеха.

Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:

«Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ