ПОДПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 464,
от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 1562, от 01.01.2001 N 609)
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной
Наименование подпрограммы | подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы |
|
Дата принятия решения о разработке подпрограммы | поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N ДМ-П9-7244р |
|
Государственный заказчик подпрограммы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
|
Основной разработчик подпрограммы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
|
Цель и задачи подпрограммы | цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачи подпрограммы - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы | количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в 2015 - 2020 годах, - 98,49 тыс. семей |
|
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2015 - 2020 годы |
|
Объемы и подпрограммы | общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 250,31 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 29,12 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 59,56 млрд. рублей; |
|
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609) |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности | успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит: создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан; укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе; улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации |
|
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609) |
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена подпрограмма
В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за период 2011 - 2014 годов улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 108,5 тыс. молодых семей. Существенно возросло число субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы, что способствовало разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования.
В текущих условиях, когда кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья , являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств, в 2 - 2,5 раза превышающая средний уровень процентной ставки в развитых странах.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же чаще всего молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.
Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.
Для выбора вариантов решения выявленной проблемы были рассмотрены два сценария реализации подпрограммы.
Первый сценарий (базовый) предполагает реализацию подпрограммы с учетом имеющихся ограничений федерального бюджета и направлен на достижение целевых значений показателей результативности.
Второй сценарий (оптимистичный) предусматривает ускорение реализации мероприятий подпрограммы в целях оказания государственной поддержки в обеспечении жильем всем молодым семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение срока реализации подпрограммы.
Реализация оптимистичного сценария предполагает достижение существенно более высоких значений показателей результативности подпрограммы, однако потребует увеличения ее финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 140 процентов (на 51,74 млрд. рублей и 120,15 млрд. рублей соответственно), что значительно превосходит их возможности. В связи с этим в качестве оптимального выбран базовый сценарий реализации подпрограммы.
II. Цель и задачи, сроки реализации и перечень целевых
индикаторов и показателей подпрограммы
Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Задачами подпрограммы являются:
предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Программа реализуется с 2015 по 2020 годы.
Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья.
Отбор уполномоченных организаций, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Критерии отбора таких уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг будут определены государственным заказчиком подпрограммы.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
добровольность участия в подпрограмме молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.
Федеральная программа “Жилище” на 2016-2020 годы рассчитана на людей, которые обладают правом на получение субсидии, позволяющей улучшить жилищные условия. В список людей данной категории входят молодые семьи-льготники, переселенцы, военнослужащие, люди-ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и работники прокуратуры и иных ведомственных органов. Жилищная программа позволяет получить людям хорошее жилье за счет материальной поддержке государства. Многие семьи при помощи данной программы смогут существенно расширить свои жилищные условия. Все начисления субсидий на жилье осуществляется по действующему законодательству.
Проект программы “Жилище” на 2016-2020 годы разработан не зря, в планы по улучшению жизнедеятельности граждан входят некоторые аспекты, например, стимулирование процента рождаемости в отдаленных регионах и местностях России, а также формирование жилищного комплекса, входящего в структуру эконом-класса.
Правительственными органами утверждено, что построение новых домов будет осуществляться рядом с современной развивающейся инфраструктурой, а также на участках, которые специально отведены под строительство новых жилых домов и квартир. Все строительство попадает под категорию бюджетного строительства, что позволяет приобрести квартиры и дома по сравнительно экономной цене. Кроме того, для людей соответствующей категории представляются государственные материальные субсидии, которые позволяют значительно уменьшить расходы на приобретение нового жилья.
Суть программы “Жилище” был разработан еще в далеком 2002 году. За это время многие семейные пары приобрели подходящие квартиры и дома. В середине 2015 года правительственными органами было решено продолжить действие данной программы. Продолжение субсидирования было решено продолжить не зря. Статистиками и аналитиками были подведены итоги действия вышеуказанной программы, которая доказала свою важность. В течение времени действия жилищной программы было проделано много работы, а именно:
На период с 2010 года по 2015 год были созданы еще более грандиозные планы, которые в некоторой степени не оправдали себя. Процент увеличения строительства стабилизировался, но в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране продажи недвижимости несколько сократились, даже несмотря на то, что молодым семьям представляется государственная материальная поддержка. На будущее время планируются еще более грандиозные масштабы. Каковы же перспективы жилищной программы?
После обсуждения в Правительственных кругах было принято решение доработать программу “Жилище” на 2016-2020 годы. На сегодняшний день предварительная новая программа с доработками и изменениями уже отдана в Государственную Думу для одобрения и утверждения. Какие же изменения внесены в новую программу жилищного строительства?
Что касается материальной поддержки, то объем материальной помощи на строительство новых объектов и модернизацию коммунальных структур снижаться не будет.
Главным вопросом является: кто же может входить в качестве участников в программу жилищного строительства? Список граждан, попадающих под данную категорию, остается неизменным. Основные требования для кандидатов-участников новой программы следующие:
Минимальный ежемесячный доход молодой семьи, которая может обладать правом стать участником проекта программы “Жилище”:
Если взять настоящую стоимость современного жилища и перевести процентный эквивалент в рубли, то можно указать следующие данные :
Основным предназначением данной программы является не только обеспечение семей льготным жильем, но и развитие других направлений:
Благодаря повышению спроса на жилье развивается деятельность многих строительных компаний. Это приводит к появлению новых организаций, работающих в данной области, за счет чего увеличивается доход федерального бюджета.
Согласно изложенным данным в ныне действующем Постановлении №1015, государство преследует и иные цели, касающиеся только граждан:
На сегодняшний день согласно условиям «Жилища» действуют подпрограммы, с которыми можно ознакомиться в таблице:
Название программы | Условия для участия | ||
Обеспечение жильем молодых семей | Возраст до 35 лет | Отсутствие подходящей для проживания недвижимости | Официально зарегистрированный брак или воспитание ребенка родителем в одиночку |
Выполнение государственных функций по обеспечению жилищем отдельных граждан | Регистрация на учете в соцзащите или администрации до 01.03.2005 | Молодые семьи, признанные муниципальными органами нуждающимися после 01.03.2005 | Официальный брак. Неполная семья не может участвовать |
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры (заселение неосвоенных земель) | |||
Развитие строительства жилых домов в регионах | Признание семьи нуждающейся | Зарегистрированный в ЗАГСе брак. На неполные семьи не распространяется | |
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан | Служба в рядах ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС | Граждане, признанные вынужденными переселенцами | Молодые ученые в возрасте до 35 лет |
По статистике, каждая вторая молодая семьи приобретает жилье через фонд ИЖС или в ипотеку. В последнем случае приходится ежегодно выплачивать до 12% годовых за пользование займом, в результате чего повышается размер ежемесячных платежей. Это накладывает финансовое бремя на несколько лет, ведь их стартовая величина начинается с 15-20 000 руб. в месяц.
Чтобы облегчить жизнь граждан, государство создало программу «Жилище», главным критерием которой является компенсация за счет бюджета до 35% стоимости жилья гражданам, соответствующим определенным критериям и подавшим заявки на участие.
При расчете цены жилья здесь используется не рыночная, а оценочная стоимость.
Чтобы понять принципы реализации ФЦП «Жилище» и ее пользу для людей, достаточно ознакомиться с примером, когда она реально помогает:
Семья Алферовых решила приобрести квартиру в ипотеку. У них есть 10-летний ребенок. Кредит был оформлен в 2015 году, и через некоторое время они узнали о существовании программы. Супруги Алферовы стояли на учете как нуждающиеся в жилье, поэтому решили обратиться за помощью в местную администрацию. Через 10 дней было принято решение компенсировать 35% от уплаченной стоимости недвижимости, деньги ушли на погашение займа, и им удалось избавиться от долговых обязательств перед ним.
Вопрос №1: Если моему супругу 36 лет, а мне только 33, можем ли мы участвовать в ЦФП?
Нет, участие невозможно, т.к. требования ФЗ №1050 касаемо возраста одинаково для всех граждан.
Вопрос №2: Могу ли я потратить деньги на строительство дома, если стройкой занимаюсь сам?
По закону такие траты не компенсируются, т.к. денежные средства перечисляются только на банковские счета организаций-подрядчиков, занимающихся строительством.
Вопрос №3: Можно ли подать заявку на участие, если первичный платеж по ипотеке я оплатила маткапиталом в 2010 году, а теперь хочу погасить долг деньгами по этой программе?
Ранее действительно запрещалось использовать одновременно две программы, но в 2014 году КС РФ постановил, что такой запрет является незаконным, т.к. цель «Материнского капитала» – повышение рождаемости, а «Жилища» – улучшение условий проживания.
К участию в программе допускаются граждане или супружеские пары, если их возраст не превышает 35 лет. Также есть и другие требования:
Перечисляемые государством средства можно использовать в следующих направлениях:
Здесь все зависит от нескольких параметров: наличия детей и величины площади в квадратных метрах, с учетом которой определяется величина выплаты.
Для принятия участия в ФЦП необходимо посетить отдел по решению жилищных вопросов Администрации своего муниципального района или округа, предоставив пакет документов:
Могут понадобиться и другие документы в зависимости от того, с какой целью будет использована субсидия: ипотечный договор, справка об части неуплаченной суммы в по паевому взносу, сведения об остатке неуплаченных процентов и остатка долга по жилищному кредиту, и т.д. Полный перечень необходимо уточнять в администрации, предварительно пояснив ответственному сотруднику всю ситуацию.
Администрации дается 10-дневный срок на рассмотрение представленных гражданами документов, после чего работники должны направить решение об одобрении или об отказе во включение в список участников программы.
Если было принято положительное решение, заявителю отдается на руки соответствующее Свидетельство. Впоследствии для перечисления денег по заявке банка средства будут перечислены на открытый счет в течение двух месяцев. Если этот срок пропущен, Свидетельство считается недействительным. Все деньги переводятся только безналичным расчетом вне зависимости от цели использования субсидии.
Основной причиной отказа в участии является использование аналогичной субсидии ранее, т.к. она предоставляется только один раз. Есть и другие факторы, способствующие принятию отрицательного решения госорганами:
Первая по актуальности проблема для новоиспеченной семьи - отсутствие своего жилья. В некоторых случаях материальная база молодоженов позволяет обзавестись в скором времени собственным жильем. Часто жилье молодая семья получает от родителей. Но большинству приходится ютиться в съемных квартирах, пока не появляется возможность приобрести что-то свое. Поэтому государством реализуется специальная целевая Федеральная программа «Жилище», в рамках которой функционирует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Работа программы началась еще в 2011 году. В настоящее время она пролонгирована до 2020 года.
Законодательная база программы едина для всех регионов страны, реализация ее незначительно отличается в разных субъектах РФ. С 2016 года новым Постановлением Правительства России от 26.05.2016 г. возвращается право молодой семье пользоваться для погашения взятого ранее ипотечного кредита специальной социальной выплатой. До 2016 года это запрещалось.
Молодая семья может получить в рамках программы специальные субсидии. Субсидии носят целевой характер и могут быть реализованы в таких случаях:
Недвижимость, под которую молодая семья сможет получить субсидии, должна быть пригодна для ее постоянного проживания, а также находиться в регионе, где выдавалась субсидия. Общая площадь покупаемого жилья или строящегося не должна быть меньше специальных норм в расчете на каждого члена семьи.
Государством реализуется программа поддержки молодой семьи, если соблюдается ряд условий:
Правом субсидирования на приобретение живой недвижимости от государства воспользоваться можно лишь единожды.
Размер субсидии определяется на момент окончательного утверждения списка семей, которым она будет предоставлена. Согласно программе, семьи без детей получат 30% от расчетной стоимости приобретаемой недвижимости. А семьи с детьми - 35%. Если целью использования субсидии является погашение остатка взноса за пай в ЖСК или внесение остатка долга банку по ипотечному кредиту, то ее размер ограничивается такими суммами.
Рассчитывается субсидирование исходя из нормы по общей площади на семью и нормативной стоимости 1 метра квадр. жилья в данном населенном пункте. При определении норматива учитывается средняя региональная рыночная стоимость жилья. Эту цифру утверждает ежеквартально Минстрой России с обязательной публикацией на официальном сайте. Норматив стоимости не может превышать этот показатель.
По стандартам норма общей площади для семьи, не успевшей еще обзавестись детьми, составляет 42 метра квадр. Если в семье три человека или больше, то в расчете на одного члена семьи приходится норма 18 метров квадр. Общая сумма субсидии для семьи без детей (2 человека) не превысит 600 тысяч рублей. Семья из трех человек может максимально рассчитывать на 800 тысяч рублей. Если же в семье более 4-х человек, то максимальная субсидия составит 1 миллион рублей.
Многодетные молодые семьи могут рассчитывать дополнительно к программе на специфические льготы. В каждом регионе они различны. В некоторых случаях многодетная семья получает помощь от государства на 100% покрытие расходов на приобретение жилой недвижимости.
Если молодая семья соответствует описанным выше условиям, то ей можно рассчитывать на государственную поддержку при покупке жилья.
Для начала необходимо проконсультироваться в местном департаменте по вопросам жилищной политики, либо в комитете по делам молодежи. Там можно уточнить список документов для оформления заявки на помощь.
После подачи заявки муниципальные органы включат указанную в ней семью в список на получение субсидии, который будет формироваться на следующий год. Заявки включаются в список в порядке очередности. Право попасть в список без очереди имеют семьи, где есть трое и более детей.
На основании составленных списков и информации от субъекта РФ о размерах финансирования формируются финальные списки. Если возраст хоть одного члена семьи на момент утверждения списков превысил 35 лет, то семья из списка исключается.
В течение 5-15 дней после окончательного утверждения списков на субсидирование муниципальные органы должны уведомить семьи о том, что они включены в программу на получение помощи на следующий год, и выдать им специальные свидетельства, являющиеся основанием для получения субсидий. Этот документ семья сдает в банк в течение месяца, чтобы открыть счет на получение целевых средств по программе.
В субъектах РФ существуют и местные программы, которые нацелены на помощь молодым семьям в покупке жилья. Чтобы воспользоваться региональными социальными программами, нужно собрать пакет документов и подать в муниципальные местные органы.
Заявитель предоставляет такие документы:
Если молодая семья уже приобрела жилье посредством получения ипотечного кредита, либо построила его, то можно получить компенсацию понесенных расходов. Для этого потребуется предоставить в муниципальные органы такие документы:
Муниципальные органы проверяют предоставленные документы, после чего в течение 10 дней включают семью в программу получения помощи. Если в получении субсидии отказано, то в пятидневный срок об этом обязаны уведомить заявителя и указать причину отказа.
Не всегда муниципальные органы принимают положительное решение об оказании помощи молодежи в приобретении жилья. Иногда можно столкнуться с отказом. На это есть ряд причин:
Основная проблема, с которой сталкиваются новоиспеченные молодые семьи - огромная очередь. Включения в программу можно так и не дождаться, достигнув граничных 35 лет. Также во многих регионах субсидия не распространяется на покупку нового готового жилья первичного рынка или вторичного. Также не попадают под действие программы семьи с низким уровнем дохода