Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В момент написания стихотворения «Белая берёза» Сергею Есенину было всего 18 лет, поэтому строки наполнены романтизмом и переносят нас в эпизод сказочной зимы, где поэт видит под окном белую берёзу.

Один из символов России стоит под окном, принакрывшись снегом, похожим на серебро. Тут не нужен глубокий анализ, чтобы увидеть всю красоту есенинских строк, сочетающейся с простотой рифмы. Есенин воздаёт должное берёзе, ведь это дерево много веков ассоциируется с Русью. О нём вспоминают в дальней дороге, к нему спешат по возвращению. К сожалению, в литературе более воспета рябина – символ грусти и тоски. Сергей Александрович восполняет этот пробел.

Образ берёзы

Для того чтобы понять строки и прочувствовать их, необходимо представить себе картину, на которой в морозную зиму под окном стоит берёза, припорошенная снегом. В доме топится печка, жарко, а за окном морозный день. Природа жалеет берёзу и прикрыла её снегом, словно серебром, которое всегда ассоциируется с чистотой.

Берёза отвечает взаимностью, раскрываясь во всей своей красе:

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Благородство природы

Солнце отливает на серебре золотом, а вокруг морозная тишина, которая навевает автору строк сон. Сочетание золота и серебра символично, они показывают чистоту и благородство природы в её первозданном виде.

Глядя на эту картину думается о вечном. О чём думает молодой Есенин, только что перебравшийся в Москву из Константиново? Возможно, его мысли занимает Анна Изряднова, которая через год родит ему ребёнка. Возможно, автор мечтает о публикации. Кстати, именно «Берёза» стало первым изданным стихотворением Есенина. Опубликованы строки в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. Именно «Берёза» открыла путь Есенину на вершину поэтической славы.

В последнем четверостишье поэт показывает вечность красоты. Заря, обходящая землю ежедневно, посыпает берёзу каждый день новым серебром. Зимой это серебро, летом это хрусталь дождя, но природа не забывает о своих детях.

Стихотворение «Берёза» показывает любовь поэта к русской природе и открывает его умение тонко передать природную красоту в строках. Благодаря таким произведениям, мы можем наслаждаться красотой зимы даже в середине лета и ожидать приближение морозов с томлением в сердце.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

С чем чаще всего ассоциируется Россия в восприятии большинства людей? Можно называть разные символы. Иностранцы обязательно припомнят водку, матрешку и балалайку. Да еще медведей, которые якобы ходят по нашим улицам. Но для русского человека, несомненно, ближе всех будет береза. Ведь именно березку приятней всего встречать, «из дальних странствий возвратясь». После экзотических деревьев, раскидистых пальм и удушливо-пахнущих тропических растений так приятно прикоснуться к белой прохладной коре и вдохнуть свежий запах березовых ветвей.

Недаром береза была воспета почти всеми русскими поэтами. О ней писали А. Фет , Н. Рубцов, А. Дементьев. О ней слагали песни, легенды, сказания. Шло время, менялись власть и политический строй, проходили войны, вырастали курганы на бывших полях сражений, а береза как радовала сотни лет своим светлым ликом, так и продолжает радовать. «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…» - так просто и одновременно горячо написал об этом важнейшем символе России русский советский поэт Александр Прокофьев.

Внес свою лепту в собрание сочинений о березе и замечательный лирик ХХ века Сергей Александрович Есенин . Выросший в Рязанской губернии, в селе Константиново, в обычной крестьянской семье, Сергей с детства видел березы под окнами своего родного дома. Они, кстати, все еще растут, пережив поэта почти на сто лет.

Стихотворение Сергея Есенина «Белая береза» , на первый взгляд, кажется незамысловатым. Наверное, из-за этой кажущейся простоты его учат все, начиная с детского сада. Действительно, всего четыре четверостишия, четырехстопный хорей , никаких заковыристых, непонятных метафор – вот что делает восприятие этого стихотворения таким упрощенным.

Но если вспомнить о том, что любое лирическое произведение призвано не просто выражать чувства поэта, но и вызывать ответный эмоциональный отклик у читателя, то становится понятно, почему это стихотворение, написанное столетие назад (в 1913 году) до сих пор так хорошо знакомо многим любителям и ценителям русской поэзии.

Есенинская береза предстает в образе спящей красавицы:

Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю заметить, что береза сама принакрылась снегом, а не мороз использовал свою силу. Поэтому и кисти «распустились белой бахромой» тоже сами. И вот он, яркий образ – красавица, отдыхающая «в сонной тишине» , причем, красавица богатая: ведь принакрылась снегом она, «точно серебром» , кисти украшены белой бахромой, которая использовалась только представительницами высшего общества, а снежинки в наряде березы горят «в золотом огне» .

Конечно, русский человек, выросший на сказках о царевне, спящей в хрустальном гробу, при прочтении данного анализа стихотворения неизменно представит себе только такой образ. Эта сонливость объяснима временем года, ведь зимой все деревья «спят». Даже заря появляется неспешно, будто боясь потревожить покой русской красавицы:

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Но у Есенина «сонные березки» появятся и в другом произведении, написанном год спустя, – в стихотворении «С добрым утром!» . Вот здесь уже намного труднее понять, почему в самый разгар лета березки тоже как во сне.

«Все мы родом из детства», - утверждал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери . Возможно, все детство наблюдая березу «под своим окном» , Сережа Есенин создал для себя такой образ березы , который пронес через все свое творчество и всю свою недолгую жизнь.

Исследователи творчества Есенина как-то подсчитали, что в его произведениях встретилось 22 названия различных деревьев. Наверное, сам поэт об этом не задумывался, когда создавал свои лирические шедевры. Но почему-то именно березы сложились для него в ту самую «страну березового ситца», которую он так рано покинул.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

Есенину было 18 лет от роду, когда он покинул свое село, для того чтобы попытать удачу в большом городе. Словно волшебник, он оживляет в воображении читателя красоту привычных вещей. Фольклор и выразительность - вот что привлекательно в стихотворении «Береза». Оно, как русская народная песня, наполняет душу теплом и светом. Стихотворение «Береза» Сергей Александрович написал в 1913 году, еще перед трагическими событиями в Российской империи, которые кардинальным образом повлияли на политику государства. Наряду со многими другими стихотворениями о природе, оно относится к раннему творчеству поэта. В юности его внимание больше всего занимала тема крестьянского пейзажа.

Краткий композиционный Есенина:

«Береза» - один из тех стихов, в котором ясно можно увидеть, что его композиция основана на описании природы. Он состоит из четырех четверостиший. Первое включает в себя основной смысл поэтического произведения: в нем писатель открывает читателю источник своего вдохновения. Главный композиционный прием - олицетворение. К тому же анализ стихотворения Есенина указывает на отсутствие развития сюжета, кульминации и развязки. Это произведение уверенно можно отнести к пейзажному жанру.

Краткий ритмический анализ стихотворения Есенина дает общее представление о его форме. Игривость и легкость обеспечивает структура, в которой заложены три формы силлабо-тонического стихосложения: односложного хорея, пятистопного ямбического метра и двусложного дактиля. Женская и мужская рифма постоянно чередуется между собой, причем первая строка заканчивается женской рифмой, а последняя - мужской. На протяжении всего стиха Есенин использовал одну и ту же рифмовку, которую называют "холостая": в ней рифмуется только вторая и последняя строчки четверостишия (АВСВ). Краткий фонетический анализ стихотворения Есенина: в большом количестве присутствуют протяжные гласные, в частности о и е , и сонорные согласные н и р . За счет этого интонация при чтении вслух получается ласковой и нежной. Стиль Есенина полон чувственных переживаний, мгновенно наполняющих воображение читателя красноречивыми образами.

Смысловой анализ стихотворения:

Есенина хоть и привлекала городская жизнь, но в душе он остался верен красотам российской глубинки и, тоскуя по пейзажам малой Родины, писал много лирических стихов на эту тематику. Вот и у этого короткого, но от того не менее прекрасного, произведения темой является природа. Главную роль в создании поэтического образа играет отношение к березе лирического героя, с которым ассоциировал себя сам Есенин. Анализ стихотворения и впечатления, которые оно вызывает, открывают читателю юность, легкость и романтичность автора. На первый взгляд, название стихотворения «Береза» простое и незамысловатое, но оно олицетворяет собой глубокую привязанность поэта. Воспевать нашу родную березку - целая традиция Она для Есенина - это не только дерево: это символ России. Кроме того, в своих стихах автор не единожды сравнивал образ любимой женщины с этим поистине русским деревом. Сама любовь к России являлась уникальным талантом Есенина, ведь это чувство - это то единственное, что может одарить поэта бессмертной славой.

Столь лёгкая, простая и одновременно безграничная краса русской природы обитает в волнительных образах пейзажной лирики Есенина. О родном, о чём-то близком сердцу, об отчем доме ведает нам небольшое, но глубокое стихотворение «Берёза».

Сергей Есенин рано покинул село Константиново – место, где он родился и вырос. Он уехал в Москву. Как раз в столице в 1913 году появилось это произведение, навеянное густой, томительной тоской по дорогому душе краю.

На тот момент совсем молодой златовласый Есенин, погрузившись в бурный поток московской жизни, тяготел душой к милому дому, старенькому и прохудившемуся. Образ берёзы – собирательный, в нем милый сердцу уют, простор крестьянских селений и отрада детских лет.

Жанр, направление и размер

«Берёза» — прекрасный пример пейзажной лирики. Здесь гармонично переплетены темы родины и природы, единения человека с ней.

Написано стихотворение трёхстопным хореем и состоит из четырёх строф. За счёт неполной перекрёстной рифмовки произведение звучит плавно и мелодично.

Композиция

Стихотворение интересно по своей композиционной структуре: с одной стороны, образы выстроены линейно, наше внимание переключается сначала на одни детали, потом на другие. Однако можно также заметить, что в начальном четверостишии говорится о том, что берёза окутана снегом, «точно серебром», и в заключительной строчке есть такая отсылка: «А заря, лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».

Таким образом, перед нами кольцевая композиция. Тем самым, в сознании рождается многогранный пейзаж, но мысль остаётся в одной ситуативной точке.

Образы и символы

  1. Берёза, как ни одно другое дерево, олицетворяет Россию. В ней и пленяющая простота, и русская безграничная душа, и отрадный покой. Именно с этим деревом поэт связывает своё родное село, то место, где начинается необъятный простой великой страны.
  2. Картина в стихотворении – глубокая зима . Лирический герой будто смотрит в окошко и описывает увиденное: первое, на что он обращает своё внимание, это «берёза». Что в ней таится? Это бесценная любовь матери, это радость и горе крестьянского народа, это родная земля с вольными просторами. Занимает и то, что стереотипный образ беспощадной и злой зимы здесь приобретает совершенно другой вид: она не сгубила деревце, а наоборот укутала его в серебристый наряд.
  3. Автор также подчеркивает, что берёза именно «белая», а этот цвет символизирует чистоту и невинность , возрождение и юность . В этом лирическом произведении природа оживает, приобретает свои черты и характер. Берёзка словно прекрасная, юная девушка стоит в пушистой шубке и радует взгляд. Не только лирический герой засматривается на неё, но даже сама природа любуется своим творением и добавляет всё новые и новые штрихи в образ берёзы, это мы можем понять по последней строфе.

Темы и настроение

Для Есенина основная тема Родины всегда едина с не менее важной темой природы, и данное стихотворение — не исключение. Сельская обстановка, в которой рос поэт, обретала законченность, прежде всего, в своей уникальной, исключительно русской красоте окружающего мира.

Стихотворение очень уютное, оно переносит читателя в дорогие объятья родительского дома. Большую роль играют цвета, которые в стихотворении создают уникальный контраст: белая берёза, но на ней «в золотом огне» горят снежинки. Кроме того, мы слышим лёгкую мелодию сердечной тоски: деревце окружено «сонной тишиной», и лишь заря «лениво» обходит её кругом. Есенин, несомненно, скучал по своему селу, но вспоминал он о нём, как о светлом месте, именно такие эмоции и чувства передаёт это произведение.

Идея

Жизнь начинается с любви к матери и отцу, к родной стороне, ко всей стране и её народу, без этого человек не может быть счастлив – вот главная мысль произведения. У каждого должен быть пусть даже крохотный уголочек в этом бушующем и огромном мире, куда он может прибиться, где может укрыться от боли, страданий, поглощающей пасти грубой реальности. У всех должна быть своя белая берёзка, в которой сердце можно всегда находить отраду и утешение даже в далёких чужих краях, среди чужих лиц, среди непосильного одиночества.

И пусть жизнь кипит и бешено бежит, бросая из стороны в сторону, но никогда не забывай про свой дом — край, где любят, ждут. Вот этот важный смысл стремился передать читателю автор.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Берёза» небольшое по объёму, однако оно изобилует художественно-выразительными средствами языка. Безусловно, здесь присутствует олицетворение: берёза «принакрылась» и заря, «обходя кругом, обсыпает». Живые и яркие образы создаются за счёт эпитетов: «пушистых» ветках, «сонная» тишина, «золотой» огонь. Кроме того, поэт использует метафоры, например: «На пушистых ветках/ Снежною каймой/ Распустились кисти/ Белой бахромой». Для описания снега автор выбрал сравнение «точно серебром». Мелодичность строк достигается во многом благодаря ассонансу, тут делается акцент на гласные звуки «е», «о», «и».

Великолепное и животрепещущее стихотворение бередит сердца людей и по сей день, рождая в душе самые нежные, до боли знакомые переживания. Есенин в столь юном возрасте сумел вложить в свои строки глубокие и серьезные чувства, перенеся их в прекрасные образы русской природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Береза» Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России , достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

Образ березы в одноименноv стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством. Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности. Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а «сонная тишина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения . Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом. Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом. Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза – это символ радости, гармонии и утешения. Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет. Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов – Родины, девушки, матери – которые близки и понятны любому русскому человеку. Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение «Береза», в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя – свой образ березы, и именно к нему он «примеривает» строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.

Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ