Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

– это текст, так как он имеет заглавие, для него характерна тематическая и композиционная цельность. Он объединен темой процесса творчества и идей постижения сути поэзии, поисков собственного стиля; есть смысловая связность, композиционная завершённость. Текст структурно упорядочен, делится на предложения, имеет определённую тему – тему поэзии, самого процесса творчества; в нём прослеживается стилистическое единство. Это поэтический текст, так как он состоит из строф и имеет рифму. Стихотворение относится к художественному стилю речи.

Белла Ахмадулина приобрела известность в начале 1960-х годов. В это время её творчество было выражением бурной активизации духовной жизни, духовным раскрепощением.

Поэты — «шестидесятники» учили, просвещали своих читателей и слушателей. Было ощущение свободы, ощущение ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимой моральной перестройки общества. Автор понимает, что творчество поэта должно восприниматься читателем не только как источник духовного наслаждения, но и как действенное орудие, способное влиять на окружающих. Поэзия – это проникновение в «саму сокровенную суть мира».

Стихотворение «Другое» было написано в 1966 г. К середине 60-х годов надежды на обновление, на возрождение угасли. Для литературы этого времени характерны утрата веры в будущее и в возможность социальных преобразований, поэтому уж целый год стихи не слагаются, а раньше в творчестве было «другое что-то».
Уже первые слова стихотворения привлекают наше внимание:



слагать стихи…?

В стихотворении поэт разговаривает с самим собою и со всем миром. Он ищет причину «немоты тяжёлой». Не находит. Вновь ищет… Может быть, поэтому так трудно постичь суть поэзии? Ведь каждое из стихотворений – душа автора, его боль и надежда, грусть и радость, мечта и реальность. В этом стихотворении Б. Ахмадулина не использует малоупотребительные слова. Здесь нет ярких и броских поэтических образов, требующих расшифровки. В чём же причина такого сильного эмоционального воздействия этих строк? Прежде всего, очевидно, в их удивительной простоте и правдивости.

Повествование ведётся от 1-го лица. В том, что автор делится с читателем своими сокровенными чувствами, убеждают следующие личные местоимения: я не могу, я не о том, во мне уже стара привычка ставить слово после слова. Автор избрал форму непринуждённого, доверительного монолога, в ходе которого делится своими размышлениями с читателем, повествуя о том, что случилось («Что сделалось?» ), вспоминает эпизоды из своей жизни («Как это прежде было?» ).

Это произведение обладает особой структурой повествования: повествователь и герой здесь тождественны, объектом изображения служит авторское «я». Речь повествователя содержит особые слова – сигналы припоминания (знало, шалило, смеялось, плакало), вводящие описание ситуации в прошлом и свидетельствующие об избирательной работе памяти (забыла). Речь повествователя, содержащая воспоминание, включает его оценки, отражает различные его эмоции.

По своему словарному материалу язык стихотворения «Другое» прозаически простой и понятный. Стихотворение воспринимается как обычный современный текст, без каких-либо затруднений. И всё же замедленное и пристальное чтение текста обязывает сделать несколько пояснений. В стихотворении есть два лексических архаизма –уста, ведать. Это собственно-лексические архаизмы, так как слова вытеснены в пассивный словарный запас словами с другой непроизводной основой.

Собственно-лексические архаизмы традиционны для поэзии. Ахмадулина, ориентируясь на традиции, тоже обращается к этим весьма выразительным лексическим ресурсам.

Архаизмы органично входят в ткань лирического произведения, участвуя в образовании неповторимого поэтического стиля, и употребляются для поэтизации речи, создания высокой экспрессии. Употребляя слова, обозначающие части человеческого лица и тела (губы, рука), Ахмадулина в большей степени отдаёт дань традиции.

Обратим внимание на первую строфу этого стихотворения, где фигурирует слово губы, противопоставленное с экспрессивной точки зрения слову уста. Вариант губы имеет в контексте ярко выраженную отрицательную эмоциональную окраску:

Что сделалось? Зачем я не могу
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжелую в моих губах имею?

В стихотворении доминирует слово уста. Такое его положение отчасти объясняется существованием логической связи между такими образами, как уста и слово:

Да, да, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?

Традиционным поэтическим средством у Ахмадулиной выступают абсолютные синонимы. Наличие в стихотворении нескольких слов для обозначения одного и того же понятия оправдывается и обусловливается различием выполняемых ими функций. Синонимы служат выражению тонких смысловых оттенков данного понятия, эмоциональной или стилистической окраски.

Сравним синонимы: уста – губы, знать – ведать. Различие между ними выражается в характерной для каждого слова эмоционально-экспрессивной и стилистической принадлежности: слова знать и губы являются межстилевыми и нейтральными, а слова ведать и уста – устаревшими, поэтическими.

Цель: познакомить учащихся с творчеством поэтессы, углубить понятия лирический герой, рифма, стихотворный метр; продолжить работу с изобразительно-выразительными средствами языка; развивать навык анализа поэтического текста.

Оборудование: сборник стихотворений Ахмадулиной «Избранное»;-Москва, «Советский писатель», 1988 г.; фонограмма песни «По улице моей который год»(музыка М. Таривердиева, исполняет А. Пугачёва), фотографии поэтессы, репродукция картины Э.Дега «Голубые танцовщицы».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с поэтом

Слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о современной поэзии. Совсем недавно 29 ноября 2010 года ушла из жизни одна из ярких представителей «поэтов-шестидесятников» Белла Ахмадулина. Наряду с ней в числе самых известных писателей-шестидесятников обычно называются Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Римма Казакова, Андрей Битов, Василий Аксенов и другие. Ахмадулина является членом Союза российских писателей и ряда других организаций. Она награждена несколькими орденами, в частности, «За заслуги перед Отечеством II степени» и «За заслуги перед Отечеством III степени». В 2004 году она стала лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства.

Биография

(о жизни поэтессы рассказывает подготовленные заранее ученики)

Белла Ахатовна Ахмадулина (Изабелла) (родилась 10 апреля 1937 года, в Москве) - русская поэтесса.

Блестящее начало

Белла Ахмадулина начала печататься в 1953, когда училась еще в школе. Посещала литературный кружок при ЗИЛе под руководством Е. М. Винокурова. В 1960 окончила Литературный институт имени Максима Горького. Известность Белла приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с Андреем Андреевичем Вознесенским, Евгением Александровичем Евтушенко, Робертом Ивановичем Рождественским), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е гг., Ахмадулина скажет об обманчивой — «По грани роковой, по острию каната» — легкости этих выступлений («Взойти на сцену»).

Поиски собственного стиля

Первый сборник стихов Беллы Ахмадулиной «Струна» (1962) отмечен поисками собственных тем. Позднее вышли в свет ее сборники «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975; с предисловием П. Г. Антокольского), «Свеча», «Метель» (оба 1977), подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру.

«Друзей моих прекрасные черты...»

Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной — стремление воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; ее лирика переполнена признаниями в любви — прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» — основополагающая ценность ее мира (стихотворения «Мои товарищи», «Зимняя замкнутость», «Наскучило уже, да и некстати, «Ремесло наши души свело» и др.). Воспевая чистоту дружеских помыслов, Белла Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности (стих. «По улице моей который год, «Два гепарда»): «Свирепей дружбы в мире нет любви» («Наскучило уже...»). Либеральная критика была одновременно благосклонна и снисходительна, недоброжелательная и официозная — упрекала в манерности, выспренности, камерности: Ахмадулина всегда избегала, в отличие от других «шестидесятников» общественно-значимых социальных тем.

Мотив избранничества

Лирика Беллы Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них: «В той тоске, на какую способен», «Однажды, покачнувшись на краю», «Случилось так...». О трагической подоснове бытия она предпочитает говорить в иносказательной форме («Не плачьте обо мне! Я проживу...» — «Заклинание»), но чаще в стихах о поэзии, самом процессе творчества, занимающих в ее творениях очень большое место. Творчество для Ахмадулиной — и «казнь», «пытка», и единственное спасение, исход «земной муки» (стихотворения «Слово», «Ночь», «Описание ночи», «Так дурно жить); вера в слово (и верность ему), в нерасторжимость «словесности и совести» у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования.

Традиционную тему противостояния поэта и толпы Ахмадулина решает без привычного обличения непосвященных (стихотворенье «Озноб», поэма «Сказка о дожде»): московская богема в конфликте с поэтом предстает не неизбывно враждебной, а генетически чуждой. В сборнике «Тайна» (1983), «Сад» (1987; Государственная премия, 1989) поэтический герметизм, описание уединенных прогулок, «ночных измышлений», встреч и расставаний с заветными пейзажами, хранителями тайны, смысл которой не расшифровывается, сочетается с социально-тематическим расширением поэтического пространства: появляются обитатели пригородных предместий, больниц, неустроенные дети, боль за которых Ахмадулина претворяет в «соучастье любви».

Другие грани

Белла Ахмадулина известна также переводами из грузинских поэтов (Г. Табидзе, С.Чиковани, А.Кандаладзе, М. Квиливадзе и др.) и как автор ярких, написанных высоким слогом эссе, посвященных друзьям, писателям и художникам [«Сны о Грузии», Тбилиси, 1977; полностью вошли в книгу воспоминаний и эссе «Миг бытия» (М., 1997)]. Рассказ «Много собак и собака» напечатан в неофициальном альманахе «Метрополь» (1979).

Белла Ахмадулина снималась в кино («Живет такой парень», 1964). (Л. М. Щемелева)

  1. 3. Чтение стихотворения «ПО УЛИЦЕ МОЕЙ КОТОРЫЙ ГОД»

По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.


Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

О, одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

1959

  1. Беседа по вопросам.

У. - Какое настроение вызывает это стихотворение?

Спокойное, немного грустное, но грусть лёгкая, светлая.

У. - Почему возникает такое ощущение?

Друзья уходят, но они всё равно вернутся.

У. - Какие средства помогают нам, читателям, ощутить это состояние светлой грусти? Давайте попробуем найти их. Для начала определим стихотворный метр этого стихотворения.

(Учащиеся выписывают первое четверостишье, составляют схему, определяют метр).

У. Итак, у нас получился пятистопный ямб, с лишним слогом в чётных строках.

У. - Какой это метр?

Двухсложный, с ударение на каждом втором слоге.

У. - Верно. Ещё мы говорили о простоте, лёгкости этого метра. Вот вам одно из доказательств лёгкой грусти, которой пронизано это стихотворение.

У. - Какая здесь рифма?

Перекрёстная, неточная.

У. - Теперь обратим внимание на звуковой ряд. Какие приёмы здесь слышно.

Аллитерация. Много повторяющихся звуков н, л, м.

У. - Вспомним фонетику, какие это звуки?

Сонорные.

У. - Верно. И мы с вами уже говорили о том, что сонорные звуки успокаивают.

Ещё какие звуки преобладают?

Мягкие и глухие. Они в сочетании с сонорными тоже действуют успокаивающе.

У. - Есть ли ещё какая-нибудь звукопись в этом стихотворении?

Ассонанс. Звуки о, у.

У. - Хорошо. Какого цвета это стихотворение?

От тёмно-синего, до светло-голубого, с лёгкими вкраплениями зелёного.

У. - Почему?

Здесь есть слова с оттенками цвета: «темнота», «голубенькие», «ночь», «голубою», листва тоже зелёная.

У. - Приём цветописи. Какое настроение несут такие цвета?

Тоже печальное.

У. - А чем опечалена лирическая героиня.

Предательством.

У. - А какова интонация этого стихотворения?

Интонация возвышенная. Много восклицательных знаков, есть обращение.

У. - К кому обращается лирическая героиня?

К одиночеству. Говорит, что её «характер крут». Просит «призвать и наградить». Это олицетворение.

У. - Да, одиночество в этом стихотворение живое и вполне ощутимо. Но что значит выражение «Как твой характер крут!»

Одиночество тяжело переносить. Но тут ещё есть олицетворение «тайный смысл доверят мне предметы», «Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты».

У. - Верно. Мы нашли с вами олицетворение, какие ещё тропы мы здесь можем найти?

Эпитеты. «Таинственная страсть», «стужей голубою», «строгие мотивы», «прекрасные черты» и др. Сравнения одиночества — с циркулем, замыкающим круг, и с лесом, а героини — с «баловнем», обласканным одиночеством.

У. - Заметили ли вы что-нибудь необычное в этом стихотворении?

Да, здесь необычный порядок слов в некоторых предложениях.

У. - Этот приём называется инверсия. Давайте запишем определение этого изобразительно-выразительного средства.

Инверсия – (от латинского inversion –перестановка) необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

У. - Есть ли в этом стихотворении что-то непонятное?

Выражение «девочки Дега// голубенькие оправляют перья», что оно означает?

У. - Здесь поэт обращается к картине французского импрессиониста Эдуарда Дега «Голубые танцовщицы».

(Учитель демонстрирует картину).

У. - Как вы думаете почему Ахмадулина обращает внимания на эту картину, на которой «как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья»?

Потому что в жизни друзей лирической героини многое поменялось, нет уже «ни музыки, ни пенья», напоминанием о прошлом служит лишь данная картина.

У. - Хорошо. Чему же посвящено это стихотворение?

Друзьям, расстроившим героиню, и одиночеству.

У. - Почему же уходят друзья? Ведь не все из них имеют «к предательству таинственную страсть»?

Люди взрослеют, у них остаётся мало времени на общение друг с другом. У каждого свои дела и заботы. И лишь изредка они ненадолго встречаются и «растворяются снова». В молодости люди больше времени проводят с друзьями, заводят какие-то новые знакомств. А в зрелом возрасте они иногда встречаются с самыми близкими, прощая им многое и дорожа ими.

У. - То есть человек не может без друзей? Разве семья не заменяет их?

Нет. Не до конца. Ведь друзья напоминают о том, какими люди были раньше, помогают погрузиться в приятные воспоминания об ушедшей молодости, человек снова ощущает себя юным, весёлым и беспечным.

У. - Второй темой этого стихотворения является одиночество. Ему посвящена большая часть стихотворения. Почему?

В связи с обидой и тем, что у друзей свои заботы, героиня этого стихотворения большую часть времени проводит одна.

У. - Верно. Но боится ли она этого одиночества? Чего она ждёт от него? Над этим вопросом я прошу вас поразмышлять дома, письменно ответив на данный вопрос, не забудьте подтвердить свои мысли примерами из текста.

5. Заключение

Слово учителя.

Подводя итоги, хочу сказать вам, что на это стихотворение композитор Михаил Таривердиев написал музыку. А получившаяся песня прозвучала в фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром» в исполнении Аллы Пугачёвой. Давайте с вами послушаем эту замечательную песню.

Звучит запись композиции.

  1. Организация домашнего задания.

Письменно ответить на вопрос «Боится ли лирическая героиня одиночества?» Ответ нужно обосновать.

Т. М. Миронова, МОУ СОШ № 22 с УИОП, г. Электросталь, Московская область

Прекрасная Белла, прогремевшая в своё время, до сих пор звучит – в записях, в каждом своём стихотворении, в каждой, даже не озвученной – немой ещё, строчке.

Анализ стихотворения Ахмадулиной Игры и шалости

Очень милое – именно милое – стихотворение. Кто-то играет с поэтессой, она догадывается, кто. И помогает читателям понять, упоминая мороз и, конечно, солнце, чудесный день, впряженных (по воле Поэта) коней. Это игра строками, но это и процесс преемственности, наследования и немного влюбленности. Для поэтессы Пушкин, действительно, реален.

Анализ стихотворения Август Ахмадулиной

Здесь месяц одушевлен: щедр и прекрасен. Казалось, что звезды с неба падают на плечи. И он подарил Белле любовь. В стихотворении воспоминаются прогулки-закаты, игра на пианино в четыре руки. Но осенью всё должно было завершиться.

Ахмадулин а Снегопад анализ стихотворения

Естественно, передана прелесть зимы, могущество природы. Но здесь и философская нота ощущения себя частью Вселенной, и мысли о творчестве. Величие природы – повод для «удачи ума», то есть человеку (лишь с помощью чего-то большего, чем он сам) везёт создать стихотворение – соединение мысли и звука в слове и мировой душе.

Анализ стихотворения Свеча

Это произведение стало песней. Простая восковая свеча возрождает времена благородных кавалеров и дам. Опять появляется образ Пушкина, а поэтесса родную речь пробует на вкус – чистый вкус.

Анализ стихотворения Декабрь

Всего четыре строчки о красоте и радости. Оказывается, что у зимы свои правила игры, в которых смех обязателен. И основное – придать форму снегу, приподняв его с земли, где он снова окажется, пролетев снежком или постаяв снежной бабой.

Анализ стихотворения Ахмадулиной Прощание

Известнейшая песня на стихи Беллы. Даже закрадывается сомнение, что этот роман мог быть написан так недавно, настолько тонко, чувственна каждая строка о страдании и расставании, даже обмане. Героиня прощает обманщика, благословляет его и просит ничего не обещать, как он, видимо, собирается сделать.

Анализ стихотворения В тот месяц май

Это стихотворение стало особенно известном в популярном сериале «Оттепель». Строки о взрослении. Сначала легкомысленная, радостная и щедрая героиня, сравнивая себя со щеглом, окунает крылья в воздух. Но со временем стала эта птица строже, а сравнивает свою улыбку с усмешкой еврея – тем более старого. Но она не хочет стать скучной женщиной за вязаньем. И вдохновляется к жизни видом ребенка, нарушающего порядок взрослых.

Анализ стихотворения Два гепарда

Два гепарда прямо сравниваются с двумя влюбленными. Гепарды смогли найти свою любовь, несмотря на решетки зоопарка, под прицелом взглядов потешающихся посетителей… И гепарды лежат рядом, ни на что не обращая внимания, будто в джунглях. Любовь, даже в смеси с тоской, сильней всех искусственных правил.

Анализ стихотворения Молоко

Удивительное стихотворение о материнстве. Начинается с молока, которым читатель запивает, например, пряники. Просто молоко. Но если вместе с поэтессой вдуматься в понятие молока, ощутить его силу… Если весь мир воспринимать не как привычную данность, а чудом Вселенной, тогда и жизнь станет одухотворенной.

Прочувствовав каждое стихотворение, читателю захочется бросить своё равнодушие. К неравнодушию и призывала своей поэзией Ахмадуллина.

Анализ стихотворения Ахмадулина по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасова Размышления у парадного подъезда для 7 класса

    Данное стихотворение делится на три части: Первая часть посвящена описанию обычных будней министра. Как он принимает более богатых лиц, как не уважает простых крестьян, которые пришли за помощью.

  • Анализ стихотворения Ахматовой Любовь

    Анна Ахматова, поэтесса писавшая стихи о земной любви. Её искрение пронзительные строки о этом сложном чувстве наполняют всю ее жизнь. В то же время язык понятен любому, ведь каждый человек на Земле

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

  • Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

    Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

  • Анализ стихотворения Безнадежность Бунина

    На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.

В очередную, пятую годовщину со дня кончины знаменитой поэтессы, творчеством которой восхищаюсь с юности, прочитала воспоминания одного из соотечественников о его встрече с Беллой Ахмадулиной. Не буду делиться подробностями, но некоторые из них мне показались не совсем уместными в авторской публикации и даже спорными.

В особенности предположение автора, что одно из стихотворений, помещенное в сборник «Метель», предназначалось или посвящалось ему самому. Или как-то перекликалось с чувствами поэта по отношению к автору воспоминаний. Меня заинтересовала история этого стихотворения, тем более, что для Ахмадулиной, как я теперь понимаю, оно стоит в отдельном ряду и связано с очень важным событием в ее жизни.

Речь идет о стихотворении «Прощание». Широкой публике оно больше известно как песня, написанная композитором А.Петровым для кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Композитор использовал часть стихотворения – одна строфа не укладывалась в поэтику романса. Песня мгновенно стала хитом, как и другие музыкальные композиции этого кинофильма. «Прощание», созданное Ахмадулиной в 1960 году, таким образом, прозвучало действительно «жестоким романсом» спустя почти четверть века после написания стихотворения. В фильме мы услышали эти слова из уст Ларисы (ее роль сыграла актриса Лариса Гузеева) в блистательном исполнении певицы Валентины Пономаревой вот в таком варианте:

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? - ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства…

Сравните с полным текстом стихотворения.

Прощание

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? - ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

Могло ли это стихотворение каким-то образом стать посвящением автору упомянутых мемуаров? Сомневаюсь. С очень уж значимым и биографически связанным с трагическим для Ахмадулиной-женщины событием соотносятся его строки. Понять его смысл и состояние поэта, в котором создавалось «Прощание», можно, обратившись к ее биографии.

Ахмадулина приезжала в Ташкент в 1976, сборник «Метель» вышел в 1977. Неужели она стала бы прилагать стихи, написанные 17 лет назад (адресат, как оказалось, довольно ясно в них прослеживается), к ташкентской встрече? Кому же действительно могло быть посвящено это стихотворение?

Сопоставим биографические факты. Почерпнула их практически из первоисточников – воспоминаний Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко, опубликованных в сети.

Познакомились они в 1955-м, когда Белле было 18 лет.
Вот как вспоминает об этом Евгений Евтушенко: «В 1955-м году я наткнулся в журнале «Октябрь» на трогательные, по-детски целомудренные строчки: «Голову уронив на рычаг, Крепко спит телефонная трубка». А стоило прочитать рядом: «По-украински март называется «березень» – и, с наслаждением отфыркиваясь, выныривала чуть ли не с лилией в мокрых волосах пара к березню: бережно. Я сладостно вздрогнул: такие рифмы на дороге не валялись. Тут же позвонил в «Октябрь» Жене Винокурову и спросил: «Кто эта Ахмадулина?». Он сказал, что она десятиклассница, ходит к нему в литобъединение при ЗИЛе и собирается поступать в Литинститут. Я немедленно заявился в это литобъединение, где впервые увидел ее и услышал ее самозабвенное чтение стихов. Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна» – в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. Белла тогда была чуть полненькая, но непередаваемо грациозная, не ходившая, а буквально летавшая, едва касаясь земли, с дивно просвечивающими сквозь атласную кожу пульсирующими жилочками, где скакала смешанная кровь татаро-монгольских кочевников и итальянских революционеров из рода Стопани, в чью честь был назван московский переулок. Хотя ее пухленькое личико было кругленьким, как сибирская шанежка, она не была похожа ни на одно земное существо.

Ее раскосые не то что азиатские, а некие инопланетные глаза глядели как будто не на самих людей, а сквозь них на нечто никому не видимое. Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам. Белла поражала, как случайно залетевшая к нам райская птица, хотя носила дешевенький бежевый костюмчик с фабрики «Большевичка», комсомольский значок на груди, обыкновенные босоножки и венком уложенную деревенскую косу, про которую уязвленные соперницы говорили, что она приплетная. На самом деле равных соперниц, во всяком случае - молодых, у нее не было ни в поэзии, ни в красоте. В ее ощущении собственной необыкновенности не таилось ничего пренебрежительного к другим, она была добра и предупредительна, но за это ее простить было еще труднее. Она завораживала. В ее поведении даже искусственность становилась естественной. Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении – так выглядел лишь Борис Пастернак. Только он гудел, а Белла звенела…».

Это главное свидетельство о встрече двух поэтов. Через три года судьба сведет их в браке.
Пока же она школьница. Получив аттестат, Белла предприняла по совету семьи попытку поступить на факультет журналистики МГУ, но что-то не смогла ответить по вопросу о газете «Правда» - это издание она просто-напросто не читала. Спустя год, в 1956 году стала студенткой Литературного института и устроилась в газету «Метростроевец», где публиковались и ее стихи.
«Прощание» Беллы Ахмадулиной
Если следовать указанной хронологии, в 1958 году молодые люди вступили в брак. Современники вспоминают, насколько пылкой была их любовь. Евгений и Белла не расставались, повсюду ходили, взявшись за руки, пили вино, передавая его из уст в уста... Одно из посвящений любимой Евтушенко прикрепил к ветке дерева на бульваре, и оно несколько дней трепетало на ветру…

Чем чаще всего завершаются союзы двух юных, недюжинных и талантливых людей, ведущих богемный образ жизни? Спустя три года они развелись. Но причиной стала не просто разбившаяся о быт семейная лодка. Белла забеременела. И захотела родить ребенка. Евтушенко запротестовал, полагая, что сам не вышел из юношеского возраста. «Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе. …Мы не поссорились. Наша любовь не умерла - она перестала быть, - вспоминает Евтушенко.

Тогда-то, в 1960 году, и было написано «Прощание».

Я переселился в комнатушку над Елисеевским магазином, - продолжим с небольшими сокращениями рассказ Евтушенко, - настолько крошечную, что входящим женщинам нельзя было избежать тахты, и через пару месяцев я чуть не рехнулся от карусели, которую сам себе устроил... Я сделал отчаянную попытку спасти любовь - поехал к ней ночью без предупреждения... Она не открыла. Все было кончено... Потом я долго мучился, думая, что из-за моей юной глупой жестокости она потеряла возможность иметь детей - так нам сказали врачи. Но через несколько лет, узнав, что она все-таки родила дочь, я возблагодарил Бога... Но до сих пор, когда вижу ее или просто слышу ее голос, мне хочется плакать».

Так вот она в чем – высокая степень безумства чувств Ахмадулиной и секрет слов «Прощания»…

Как ты любил? - ты пригубил
Погибели…

Пригубленное из уст в уста вино… Погибель…

Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Опустело тело, носившее плод любви… И все ушло – запахи, звуки… Ушла любовь.

Она не простила убийства. Отторжение зародившейся жизни, как бы ни убеждали меня в обратном - великая драма, потрясение сродни убийству. Если, конечно, у человека такая душа, которой была наделена Белла. В общем-то, нормальная человеческая душа. На такой шаг можно (и можно ли?) решиться только по очень серьезным медицинским или жизненным обстоятельствам. Какая ломка души и перестройка всего организма происходит в таком случае, известно пережившим аборт. Причем, мужчины порою, правда, случается это очень редко, душевно страдают не меньше своих возлюбленных.

Возможно, эта трагедия как раз и определила судьбу Ахмадулиной-женщины, которой после прерванной беременности сказали, что детей у нее больше не будет. Евтушенко, одаренный не меньшей способностью чувствовать и мыслить, не забыл главной причины разрыва. Со временем, когда в нем поугас голос плоти, вывел резюме: «Эта зависимость от тела делает нас, мужчин, любопытствующими ничтожествами, туристами секса».

И Евтушенко, и Ахмадулина после расставания не раз вновь вступали в брак, пока не встретили верных спутников, способных на самоотверженную любовь.

«Любовь моя – вот мой туманный довод. Я воспою ее. А вы судите», - когда-то сказала Белла Ахмадулина.

Но стоит ли судить личную жизнь поэтов? Не ее они дарят нам в своих стихах, хотя многое из пережитого преображается в том магическом кристалле, который и есть, наверное, поэтический дар – величайшая награда и высшее испытание, выпадающее истинным поэтам.
Завершая свое небольшое эссе, могу лишь выразить мнение: стихотворение «Прощание» - очень личное. Оно касалось единственного человека и настолько важного события в жизни, что никогда не могло быть «перепосвящено» другому.

Тамара САНАЕВА.
Фото из интернета.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ