Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ДЕНЬ В ИСТОРИИ/DAY IN THE HISTORY:

29 июля
29 июля 2000 года состоялся запуск с морской плавучей платформы (Тихий океан) по международному проекту «Морской старт» РН «Зенит-3СЛ» (с РБ «ДМ-СЛ») с ИСЗ PanAmSat 9 (США). Участники проекта - РФ, Украина, США, Норвегия.

29 июля 1985 года было сделано заявление М.С. Горбачева о решении Советского Союза прекратить в одностороннем порядке любые ядерные взрывы. Мораторий объявлен до 1 января 1986.

29 июля 1980 года на заводе в г. Комсомольске-на-Амуре впервые поднят в воздух самолет Су-17М4: летчик-испытатель Г.Н. Шаповал облетал второй опытный самолет.

29 июля 1974 года запущен первый в стране геостационарный спутник связи «Молния-1С».

29 июля 1972 года состоялась неудачная (из-за аварии на РН) попытка запуска ОС «Салют» (№ 2).

29 июля 1967 года произошел взрыв на палубе авианосца Форрестол.

29 июля 1963 года состоялся первый полет опытного самолета ТУ-124А - прототипа пассажирского самолета ТУ-134.

29 июля 1957 года началась работа Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), образованного в октябре 1956 года.

29 июля 1952 года совершен первый беспосадочный рейс реактивного самолета через Тихий океан.

29 июля 1951 года запущена первая советская ракета Р-1Б с животными на борту.

29 июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта (Маршал Советского Союза И.С. Конев) форсировали р. Вислу в районе г. Сандомира.

29 июля 1942 года начался контрудар 4-й танковой армии на Дону из района станицы Трехостровской в западном направлении. Войска армии разорвали фронт окружения противника двух советских дивизий (оборонялись в районе хутора Верхня Бузиновка) и закрепились на рубеже хуторов Ореховский, Евлампиевский.

29 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены ордена: Суворова трех степеней; Кутузова двух степеней, 3-я степень учреждена в феврале 1943 г.; Александра Невского

29 июля 1939 года вышло Постановление Государственного Комитета обороны при СНК СССР о внедрении в серийное производство на заводе №135 самолета ББ-1 с мотором М-87А и об организации ОКБ П.О.Сухого

29 июля 1938 года нападением японских войск (3 пехотные дивизии, механизированная бригада, кавалерийский полк, 3 пулеметных батальона и 70 самолетов) на советскую территорию начались бои на озере Хасан.

29 июля 1915 года состоялось первое боевое крещение русских зенитчиков. 16 июля 1915 г. (по старому стилю) 2-ая легкая позиционная зенитная батарея при отражении налета 10 самолетов противника (станция Замирье) сбила 2 из них.

29 июля 1900 года родился Михаил Клавдиевич Тихонравов. Пионер ракетно-космической техники. Разработчик первой отечественной жидкостной ракеты ГИРД?09, участник создания первых МБР, ИСЗ, пилотируемых КК, АМС. Работал в ГИРД, РНИИ, в 1946?1955 гг. заместитель начальника НИИ-4, в 1961?1970 гг. заместитель главного конструктора ОКБ?1, в 1970?1973 гг. заместитель главного конструктора ЦКБ ЭМ, в настоящее время ОАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королёва». Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Умер в 1974 г.

29 июля 1892 года в Санкт-Петербурге представителями генеральных штабов подписана франко-русская военная конвенция, согласно которой страны становились союзниками в случае войны одной из сторон против Тройственного союза – Германии. Австро-Венгрии и Италии.

29 июля 1855 года произошла единственная в истории русского флота атака гребных канонерских лодок на паровой корабль. Утром 12 канонерок Рижского батальона морского ополчения выстроились у бона под выстрелами 84-пушечного английского корабля и корвета. В последовавшем бою канонерки сблизились с противником до 1,2 тыс. метров, добились попадания в английский корабль, после чего противник начал отход.

29 июля 1722 года начался Персидский поход русских войск под командованием Петра I.

29 июля 1696 года в ходе второго Азовского похода (1696 г.) русские войска овладели сильной турецкой крепостью Азов. Главнокомандующим войсками был назначен боярин А.С. Шеин, флотом командовал адмирал Ф.Я. Лефорт.

29 июля 1572 года при с. Молоди в 45 верстах от г. Москвы русские войска под предводительством воеводы князя М.И. Воротынского сошлись в бою с армией крымского хана Девлета I Гирея. Битва продолжалась несколько дней. В ходе нее татары потеряли много людей и начали отступление, закончившееся их разгромом на Оке 3 августа.



Новейшие российские противокорабельные ракетные комплексы «Бастион», из которых простреливается почти все Черное море, - одно из ключевых средств береговой обороны.

Американский эскадренный миноносец «Тракстон» вечером в пятницу, 7 марта, пересек пролив Босфор и вошел в Черное море. Американский корабль сопровождал катер береговой охраны Турции. Согласно Конвенции Монтре о статусе проливов, военные корабли государств, не имеющих выхода к Черному морю, могут находиться в его водах не более 21 дня. Как ранее сообщили в министерстве обороны США, эсминец примет участие в запланированных учениях совместно с военно-морскими силами Румынии и Болгарии.

Ранее глава МИД России Сергей Лавров объявил, что на территории Украины ведется подготовка новых провокаций против Черноморского флота РФ. 4 марта Босфор пересекли два российских военных корабля и один украинский, добавляет AFP.

Заход американского эсминца в Черное море совпал с обострением обстановки в Крыму, где находится российский Черноморский флот. Новые власти автономной республики отказываются подчиняться новому центральному правительству Украины и намерены провести референдум о присоединении к России.

Госсекретарь США Джон Керри предъявил России ультимативные требования, которые подразумевают переход к использованию недипломатических способов воздействия американской стороной. В этой ситуации нельзя исключать наращивание военных сил США и их союзников в районе Черного моря.

Однако, даже если в самом дурном сне предположить, что группировка кораблей американского флота прошла черноморские проливы, вышла в Черное море, подошла к берегам Крыма и начала бы там операцию по «принуждению» к чему либо, эта затея бы умерла, не родившись. Потому что еще несколько лет назад на российском побережье Черноморья были развернуты подвижные береговые противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) «Бастион-П» со сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Оникс», которые стали одной из важнейших частей береговой противокорабельной обороны.

На смену «Редуту»

ПКРК оперативно-тактического назначения «Бастион» разработки НПО «Машиностроения» пришел на смену принятому на вооружение в Советском Союзе еще в 1966 году подвижному ПКРК 4К44Б «Редут», стрелявшему сверхзвуковыми ракетами П-35Б на дальность до 270 км. Его разработка началась еще в 80-е годыпрошлого века, но по понятым причинам на вооружение российских ВС «Бастион» был официально принят лишь в 2010 году.

Комплекс изготавливается в двух вариантах - стационарный («Бастион-С») и передвижной («Бастион-П»). Они предназначаются для уничтожения надводных кораблей всех классов и типов из состава корабельных и авианосных ударных групп, десантных соединений, конвоев, а также отдельных одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного радиоэлектронного и огневого противодействия противника. Каждый такой комплекс в состоянии обеспечить защиту побережья протяженностью более 600 км от возможных десантных операций противника. Особо интересен комплекс «Бастион - П». Время приведения его в полную боевую готовность с момента получения приказа на марше не превышает 5 минут. При этом ПКРК после своего развертывания может оставаться в полной боевой готовности в автономном состоянии до 5 суток. В базовый состав этого комплекса входят четыре самоходные пусковые установки К-340П на базе МЗКТ-7930 «Астролог» с запасом хода до 1000 км, автомобиль боевого управления К-380Р на базе КамАЗ-43101, до четырех транспортно-заряжающих машин К-342, и машины обеспечения боевого дежурства - для перевозки и бытового размещения личного состава. В комплекс может дополнительно входить самоходная загоризонтная радиолокационная станция обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б», либо целеуказание может производиться с вертолета.

Убойное «жало»

Теперь о самой ракете, которой стреляет «Бастион». Ее российское название - П-800 «Оникс». Экспортный вариант называется «Яхонт». По терминологии НАТО - SS-N-26 Strobile. Это, пожалуй, самая известная на сегодняшний момент российская оперативно-тактическая крылатая противокорабельная ракета. Именно на ее базе совместное российско-индийское предприятие BrahMos Aerospace сейчас создает новую гиперзвуковую (то есть двигающуюся в 5-6 быстрее скорости звука) крылатую противокорабельную ракету.

ТТХ ракеты (все данные приводятся из открытых источников и относятся, преимущественно, к «Яхонту»). Длина, в зависимости от модификации, от 6 до 8,6 метров. Стартовая масса - 3 тонны. Максимальная скорость - 750 мс. Высота полета - от 10 м до 14 км. Масса боевой части «Яхонта» - 200 кг. Дальность стрельбы по высотной траектории - до 500 км, по комбинированной траектории - до 300 км, по низковысотной траектории (то есть, практически, вплотную к поверхности воды с учетом волнения на море до 7 баллов) - до 120 км.

Данные по весу БЧ «Оникса» сильно различаются по разным источникам. Скажу одно. По сведениям, опять же, из открытых источников, радиолокационная станция головки самонаведения, смонтированная на российской ракете, способна захватить надводную цель класса «крейсер» на удалении до 75 км. А, значит, БЧ «Оникса» рассчитана никак не меньше, чем на этот класс кораблей. Американские крейсера типа «Тиконденрога», напомню, имеют водоизмещение 10 тыс тонн, российские ТАКР типа «Орлан» - более 25 тыс тонн. А больше ни у кого в мире крейсеров-то и нет сейчас, хотя водоизмещение японских эсминцев, например, тоже сейчас достигает 10 тыс тонн. В любом случае, крылатые ракеты «ОниксЯхонт» сейчас являются одними из самых грозных, если не самыми грозными противокорабельными крылатыми ракетами в мире. Американские эксперты, во всяком случае, видят в них серьезную угрозу не только своим крейсерам, но и авианосцам.

И не зря, поскольку это не только мощная, но и хитрая ракета. Ее основными особенностями являются полная автономность боевого применения («выстрелил и забыл»), сверхзвуковые скорости на всех участках полета, набор гибких траекторий и малая заметность для средств радиолокационного наблюдения.

До скорости 2 маха ракета разгоняется спустя уже несколько секунд после покидания специального герметичного транспортно-пускового контейнера (кстати, его очень удобно обслуживать). Потом, в зависимости от полетного задания, или остается на этой скорости, или разгоняется до скорости 2,7М.

На цель ракета выходит, как правило, на сверхмалой высоте около 10 метров над поверхностью моря, что затрудняет ее ликвидацию корабельными системами. На заключительном этапе, руководствуясь собственной базой данных, ракета сама выбирает главную цель в ордере и алгоритм ее поражения. При этом на подлете к ордеру кораблей сразу нескольких «ОниксовЯхонтов», что происходит при огне залпом из комплекса «Бастион-П», у ракет срабатывает некий «коллективный разум», заложенный в них конструкторами. В этом случае, в зависимости от поставленной задачи, они или действуют по принципу «одна ракета - один корабль», или «стаей» наваливаются, например, на флагманский корабль.

На страже рубежей

«Бастион-П» сейчас стоит на вооружении трех стран - Вьетнама (2 комплекса), Сирии (2 комплекса) и России (3 комплекса). У первых двух стран он заряжен «Яхонтами», у России, соответственно, «Ониксами». И наличие у Сирии столь мощного оборонительного оружия, очевидно, тоже сыграло свою роль в том, что ни один западный корабль там и не подошел на близкое расстояние к сирийским берегам (хотя главное в этой ситуации заключалось, конечно, в политической позиции России и Китая по урегулированию сирийского конфликта мирным путем).

В России все три батареи «Бастиона-П» были переданы для оснащения 11-й отдельной ракетно-артиллерийской бригады Черноморского флота, дислоцированной под Анапой. Туда же, очевидно, будет передана и четвертая батарея «Бастиона-П», которая должна была быть полностью готова к передаче военным в конце прошлого года. И, очевидно, присутствие там этих противокорабельных комплексов, служит дополнительной гарантией стабильности на Крымском полуострове. Оттуда - с Анапы, с помощью «Бастиона-П» простреливаются все подходы ко всему восточному побережью Крыма - от Алупки до Керчи. Но это по прямой. Если же учесть, что по высокой траектории даже «Яхонт» может преодолеть расстояние до 500 км, то под прострел батарей российского «Бастиона-П» попадают подходы и к западному побережью Крымского полуострова, включая, естественно, Севастополь. И это обстоятельство, еще раз повторюсь, может послужить дополнительной гарантией того, что ситуация в Крыму будет развиваться согласно воли большинства его жителей.

Российский ПКРК оперативно-тактического назначения «Бастион», очевидно, и в дальнейшем будет играть роль надежного заслона от атак нежданных гостей с моря. Осенью прошлого года главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков заявил о том, что в рамках нынешней госпрограммы вооружений береговые войска ВМФ до 2020 года получат около 20 новых береговых ракетных комплексов «Бастион» и «Бал» («Бал-Э» - тактический комплекс с дозвуковой ракетой Х-35). По мере развития производственных мощностей по изготовлению «Бастионов», очевидно, этот комплекс будет более активно продвигаться российскими машиностроителями и за рубеж, в первую очередь, в страны Юго-Восточной Азии.

J.F. >> Неплохая статейка для популярного уровня.
Curious > ИМХО, интрига гораздо глубже. Даже в статье наблюдательный Мозговой подметил, что заложенный как патрульный корабль "Быков" подозрительно похож на то, что раньше выдавалось за корвет ОВР.
Ну, на что похож заложенный пароход мне трудно судить, т.к. я не отслеживал эволюцию предложений в указанной сфере. Но по тем проспектам и описаниям, что прошли на выставках и в период закладки у меня складывается нерадужное впечатление отказа ВМФ от создания боевых кораблей в пользу каких-то оригинальных полугражданских военнизированных платформ с минимальным военным функционалом. Короче, даже по архитектуре видно, что кораблик не предполагает участие в реальных боевых действиях. У него архитектура пограничного или патрульного корабля. В его архитектуре не чувствуется проработки пресловутых военных требований. Вместо этого втыкание отдельных комплексов оружия в экзотическую гражданскую платформу.
Curious > Теоретические шарахания, конечно, имеют место, но мы знаем о них главным образом по болтовне на пропагандистском фронте. ...
Ну, почему. Я, например, стараюсь судить по свершившимся фактам. И вижу шараханья. Сначала заложили и недостроили фрегат пр.12441. Вместо него начали с апломбом серию корветов пр.20380. И вроде бы со скрипом, с ошибками, но дело пошло. Однако, вместо работы над ошибками, доведения до ума и расширения серии освоенного проекта идет откат с распылением по всем возсожным направлениям: пытаются делать глубокую переработку проекта 20385, но заранее загоняют ее в еще меньшую серийность, т.к. упор сделали на повышении сложности, одновременно достраивают старые корветы и фрегаты пр.11661 и 11540 также в штучном количестве. Параллельно с корветами создают перспективный фрегат пр.22350, но его пока подстерегло то же фиаско, что и 20380, т.е. недоведенность и сниженная серийность. Для исправления ситуации делается единственный во всей этой истории верный шаг и закладывается большая серия освоенных и достаточно современных фрегатов пр.11356, но правильное решение усугуб** метаниями в мелочах - сильнейшая задержка с принятием решения, корабли опоздали минимум на 5 лет, максимум на все 10, попытки в условиях временного цейтнота на ходу и одновременно перекроить проект под себя и не отступить от индийского прототипа ни на шаг. И вот следующее метание - после фиаско с проектированием корветов ОВР (не так страшно ибо отрицательный результат тоже результат, а проект все же менее затратное дело, чем строительство неудачного корабля) флот заказывает патрульные корветы абсолютно нового типа с очень рискованной концепцией, т.е. без освоенного прототипа. Чтобы оценить масштаб этого коордоната достаточно посомтреть на альтернативные пути воплощения желания создания патрульных сил в ВМФ: я предлагал снять с 20380 все лишнее и строить массово эту упрощенную модификацию, в статье выше предложили взять проект у погранцов и немного адаптировать его под военные требования, учитывая патрульный характер желаний ВМФ эта адаптация не такая уж и глобальная бы была. Зато было бы и удешевление и унификация и сокращение временных сроков.
Curious > А в реале все мечты политиков и адмиралов разбиваются о бабло деньги, точнее, об их отсутствие, ну и об импотенцию отечественного судпрома, разумеется.
Тут тоже как посмотреть. Вы, как мне видится, склонны рассматривать стакан полупустым. А я же хочу видеть его полуполным. Про деньги я написал выше. Альтернативные решения наверняка не дороже, а почти наверняка дешевле из-за опоры на уже освоенные наработки. То же самое и с импотенцией судпрома. Одно дело штурмовать вершины 21 века на уровне СОИ и Звездных войн (22350, 20380 и 20385), а совсем другое это реально освоенные образцы и их упрощение (11356 и предлагаемая упрощенная модификация пр.20380).
Curious > ВМФ расчёты по перспективам флота давно сделал и в МО дал, и вот там уже финансы на армады эсминцев-фрегатов-АПЛ-корветов традиционно регулярно сокращают в пользу других сил. На все желалки флотоводцев даже в последние "жирные" годы отечественной валюты на судпром банально не хватает.
Так тут тоже беда в том, что похоже флот хоть и имел все эти годы свободный доступ к телу промышленности так и не смог осознать ее реальные возможности и продолжает витать в абстрактной реальности, возникшей в эпоху плановой экономики и океанского ракетно-ядерного. Только тогда эта их реальность еще граничила с потенциалом промышленности и ее возможностями, а теперь она окончательно оторвалась в абстрактные сферы. И возвращение в реальность выглядит, как закладка несуразного пр. 22160 и нехватка средств на освоенный 11356.
Curious >Поэтому и будут как минимум первые 4 "сторожевых фрегата" ("Новости"-Первый канал про 11356Р ) несколько кастрированные, без ЗРАК и ГПБА, хорошо ещё, что с ВПУ ЗРК. Возможно, эти комплексы внедрят только на 5-м и 6-м корпусах, но не факт. На сегодня пока это только бумажно-презентационные фантазии. Мало того, между МО и Минфином с одной стороны и ОСК с "Янтарём" с другой идут нехилые разборки по достройке 6-го корпуса, т.к. контрактные средства судпром уже растратил, а на "Адмирала Корнилова" не хватает. ЗамМО Борисов на одном из недавних совещаний заявил, что если ОСК и завод не уложатся в уже выделенные деньги, то МО и вовсе откажется от заказа 01362.
Ну так почему ВМФ направляет средства в очередной рывок к ближним планетам Солнечной системы (на создание с абсолютного нуля (!) корвет пр.22160), а на доведение до ума уже освоенных и строящихся фрегатов пр.11356 не выделяет? ПМСМ, лучше иметь 6 полноценных слегка устаревших фрегата, чем пять недоделанных из-за неправильного распределения финансов фрегатов и 6 непонятно каких патрульных корветов. Т.е. не работате функция ступенчатой эффективности: иметь 6 полноценных кораблей пр.11356 с высоким порогом эффективности мы не хотим, а иметь 11 кораблей с низким порогом эффективности это наше все. Так могут рассуждать только люди, уверенные, что они будут воевать только с неграми в набедренных повязках.
Curious >Так что не всё просто. Глядишь, в связи с известными событиями кинут на флот немного бабок, и патрульный корабль станет полноценным корветом ОВР...
Тут надо смотреть глубже. Вот я совсем не уверен, что из пр. 22160 в принципе можно сделать полноценный боевой корабль ОВР, даже вбухав в него бюджет американских литторальных кораблей. Осел не может стать строевым конем, как за ним не ухаживай.

November 7th, 2015

Схема антиторпеды М-15. Рисунок Bastion-karpenko.ru

Торпеды сохраняют свое место в номенклатуре вооружений военно-морских сил различных стран, а также остаются основным вооружением большого количества подводных лодок. Ввиду роста характеристик, связанного с использованием новых технологий, торпеды последних моделей по-прежнему представляют большую опасность для подлодок и надводных кораблей, из-за чего тем требуются специальные средства защиты от такого вооружения. В настоящее время на вооружении военно-морского флота России состоит комплекс противоторпедной защиты «Пакет-НК», задачей которого является оборона кораблей и уничтожение вражеских торпед или подводных лодок. Также этот комплекс предлагается для экспортных поставок.

Первые работы в направлении создания перспективного комплекса противоторпедной защиты стартовали еще в середине восьмидесятых годов. К этому времени появился ряд важнейших технологий, позволявших начинать работы над новыми сложными проектами. К предварительным работам были привлечены несколько предприятий советской оборонной промышленности. В девяностых годах стартовала разработка новых проектов и проверка технологий в рамках различных испытаний. К примеру, в 1998 году состоялись первые успешные испытания, в ходе которых прототип антиторпеды успешно перехватил учебную торпеду.


По имеющимся данным, к работам в рамках проекта, получившего обозначение «Пакет-Э/НК», были привлечены несколько научно-исследовательских и конструкторских организаций. Так, средства поражения разрабатывались на конкурсной основе ЦНИИ «Гидроприбор» и ГНПП «Регион» при содействии НИИ Мортеплотехники. В конечном итоге, военные выбрали вариант проекта ГНПП «Регион», который в дальнейшем был доработан и пошел в серию. В настоящее время предприятие «Регион» входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Корвет «Стерегущий» использует комплекс «Пакет-Э/НК». Фото Militaryrussia.ru / Forums.airbase.ru

Проект «Пакет-Э/НК» преследовал две основные цели. Требовалось создать систему, способную дополнить существующие средства противолодочной обороны кораблей, а также выполнять задачи защиты корабля от торпедного вооружения противника. Такие требования оказали большое влияние на состав перспективного комплекса. Так, помимо пусковой установки и другого оборудования, устанавливаемого на базовом корабле, в состав системы «Пакет-Э/НК» вошли тепловая торпеда типа МТТ и антиторпеда М-15. Это оружие предназначается для решения разных боевых задач.

В силу определенных причин количество информации о комплексе «Пакет-Э/НК» до определенного времени оставляло желать лучшего, хотя макеты отдельных его элементов демонстрировались на выставках с середины прошлого десятилетия. Подробные сведения об этой системе появились только в последние несколько лет. Сейчас известно, что в 2010 году комплекс противоторпедной защиты был принят на вооружение военно-морского флота. В дальнейшем появились сведения о грядущей поставке таких комплексов для установки на новые корабли, строящиеся для ВМФ России. Кроме того, публиковались данные о предложении комплекса «Пакет-Э/НК» зарубежным заказчикам.

Корабельные системы комплекса

По данным производителя, корабль-носитель комплекса «Пакет-Э/НК» комплектуется несколькими основными узлами. Это пусковая установка, набор систем управления, а также гидроакустическая станция (ГАС) целеуказания «Пакет-АЭ». Все это оборудование обеспечивает своевременное обнаружение подводных целей, таких как подлодки или торпеды, а также выдачу целеуказания средствам поражения с последующим их применением. Состав средств комплекса может изменяться в соответствии с пожеланиями заказчика.

Гидроакустическая станция комплекса. Рисунок Bastion-karpenko.ru

Для поиска целей предлагается использовать гидроакустическую станцию «Пакет-АЭ», созданную в компании «Аквамарин» (г. Санкт-Петербург). В некоторых источниках ГАС именуется так же, как и весь комплекс – «Пакет-Э/НК». При помощи набора специальной аппаратуры станция должна производить поиск и обнаружение подводных объектов, как подлодок, так и торпед. При обнаружении цели автоматика ГАС способна самостоятельно определить ее тип и выдать целеуказание торпедам или антиторпедам.

Известно о существовании двух вариантов гидроакустической станции, отличающихся друг от друга количеством и конфигурацией антенн. Так, версия с цилиндрической антенной весит 352 кг и обеспечивает обзор сектора шириной 270°. При использовании двух плоских антенн вес станции сокращается до 127 кг, однако сектор обзора уменьшается до 90°.

По некоторым данным, для применения комплекса «Пакет-Э/НК» корабль-носитель может использовать как собственные гидроакустические средства обнаружения, так и приборы, входящие в состав этой системы. В обоих случаях система управления комплекса обрабатывает сигналы с ГАС и выдает данные на торпеду или антиторпеду. Далее при помощи пусковой установки производится запуск соответствующего средства поражения.

Запуск торпеды МТТ и антиторпеды М-15 осуществляется при помощи универсальной пусковой установки СМ-588 с пусковыми трубами диаметром 324 мм. В зависимости от типа корабля-носителя и других факторов пусковая установка может иметь 1, 2, 4 или 8 труб для боеприпасов. Во всех случаях трубы закрепляются на подвижном основании, обеспечивающем горизонтальную наводку в пределах небольшого сектора. Вертикальное наведение пусковой установки не предусматривается.

Компоновка торпеды МТТ. Рисунок Militaryrussa.ru

Выброс торпеды или антиторпеды производится при помощи порохового аккумулятора давления. Перед стрельбой корабль должен открыть соответствующий лацпорт, далее производится примерное наведение пусковой установки в направлении цели, после чего пиротехнический заряд выбрасывает боеприпас из пусковой трубы. Покинув пусковую установку, торпеда или антиторпеда падает в воду и начинает искать цель при помощи собственной аппаратуры.

Торпеды и антиторпеды комплекса «Пакет-Э/НК» могут использоваться в любых метеоусловиях при волнении моря не более 5 баллов. Имеются ограничения по скорости ветра – до 20 м/с. Во время запуска торпеды корабль-носитель может двигаться со скоростью до 20 узлов. Не допускается запуск торпеды или антиторпеды при глубине моря менее 40 м.

Торпеда МТТ

Комплекс «Пакет-Э/НК» способен бороться как с торпедами, так и с подлодками противника. Для уничтожения вражеских субмарин в его состав входит малогабаритная тепловая торпеда МТТ, также известная под названием «Малышка». Это оружие разрабатывалось специально для комплекса «Пакет-Э/НК», однако, согласно некоторым источникам, пока не стало штатным вооружением этой системы, устанавливаемой на отечественных кораблях. Тем не менее, некоторые сообщения о применении комплекса позволяют полагать, что изделие МТТ все же было принято на вооружение.

Разработка малогабаритной торпеды для комплекса «Пакет-Э/НК» стартовала в начале двухтысячных годов. Созданием этого оружия занимались несколько организаций: ГНПП «Регион», НИИ Мортеплотехники и завод «Дагдизель». Целью научно-исследовательской работы с шифром «Малышка» было создание торпеды, которая могла бы применяться против подлодок и надводных кораблей противника. Кроме того, авторам проекта следовало учитывать специфические требования заказчика относительно габаритов и веса изделия.

В результате работ появилась перспективная торпеда длиной 3,2 м калибра 324 мм. Вес изделия – 390 кг, из которых порядка 60 кг приходится на взрывчатое вещество боевой части. Несмотря на малые размеры, торпеда имеет классическую для такого вооружения компоновку. Головная часть корпуса отдается под аппаратурный отсек с автоматикой наведения, за ним располагается боевое зарядное отделение, центр корпуса отдан под баки для топлива, а хвостовая часть вмещает двигатель.

Изделие МТТ оснащается акустической системой наведения, разработанной ГНПП «Регион». Эта система позволяет засекать подводные объекты противника на расстояниях до 2,5 км. Максимальная дальность обнаружения достигается при глубине акватории до 200 м. При больших глубинах дальность сокращается до 1200 м. Акустическая система наведения работает совместно с инерциальной. Последняя обеспечивает выход в район цели при пуске на большое расстояние. После выхода в заданный район наведение производится при помощи акустической системы.

В хвостовой части торпеды размещается тепловой аксиальный поршневой двигатель. Этот агрегат работает на унитарном топливе типа пронит и связан с водометным движителем. На кормовой оконечности корпуса крепится водомет с гребным винтом и кольцевым кожухом. По бокам от кожуха предусматриваются несколько рулей для управления по глубине и направлению.

Торпеда «Малышка» способна погружаться на глубину до 600 м и работать в двух режимах, отличающихся скоростью движения и некоторыми другими параметрами. Максимальная скорость хода (первый режим) – 50 узлов. Также имеется второй режим со скоростью хода до 30 узлов. Максимальная дальность хода – 20 км.

Малый вес и габариты позволяют использовать торпеду МТТ в качестве вооружения надводных кораблей, подводных лодок и самолетов. В случае с надводными кораблями применяются пусковые установки типа СМ-588. Кроме того, имеется возможность использования изделия МТТ в качестве боевой части ракетных противолодочных комплексов кораблей и подлодок. Авиационные носители должны применять соответствующие держатели и т.п. оборудование.

Общий вид антиторпеды. Фото Bastion-karpenko.ru

По имеющимся данным, в конце прошлого десятилетия малогабаритная тепловая торпеда МТТ была предложена зарубежным заказчикам, однако сведения о поставках этого вооружения пока отсутствуют. В некоторых источниках упоминаются поставки торпед МТТ военно-морскому флоту России, однако подробности не приводятся.

Антиторпеда М-15

Изделие М-15 представляет собой специализированную торпеду, предназначенную для перехвата торпедного вооружения противника. С этим связаны некоторые особенности ее конструкции, обусловленные необходимостью повышения ряда характеристик. Так, по открытым данным, антиторпеда М-15 имеет большую максимальную глубину хода в сравнении с МТТ. При этом, однако, она отличается меньшей дальностью хода.

Антиторпеда М-15 по своим габаритам почти не отличается от торпеды МТТ. Ее длина не превышает 3,2 м, диаметр – 324 мм. Стартовый вес изделия – около 400 кг. По-видимому, также совпадает и общая компоновка двух торпед, но имеются заметные различия, связанные с примененными агрегатами. Таким образом, антиторпеда имеет головной аппаратный отсек, позади которого располагается боевая часть, а в хвосте находится двигатель. В хвостовой части корпуса предусматривается набор рулей для управления во время движения.

Торпеда МТТ и антиторпеда М-15 оснащаются акустическими системами наведения, активно-пассивного типа. Дальность действия системы наведения составляет 400 м.

С целью обеспечения быстрого разгона до максимальной скорости и быстрого уничтожения обнаруженной торпеды изделие М-15 оснащается реактивным двигателем. В корпусе двигателя находится заряд гидрореагирующего твердого топлива. Таким образом, при попадании антиторпеды в воду начинается реакция сгорания топлива, приводящая к образованию тяги. Это обеспечивает быстрый разгон, хотя и ограничивает максимальную дальность хода. По имеющимся данным, М-15 способна разгоняться до 50 узлов, дальность хода не превышает 1400 м. Эффективная дальность примерно вдвое меньше. Прочность конструкции позволяет погружаться на 800 м.

Хвостовая часть антиторпеды с соплом и рулями. Фото ABL22, Military.tomsk.ru/forum

Для уничтожения торпеды противника применяется фугасная боевая часть с зарядом весом 80 кг.

По способу применения антиторпеда М-15 не отличается от изделия МТТ в варианте вооружения надводных кораблей. При обнаружении торпеды противника автоматика комплекса «Пакет-Э/НК» должна вводить в антиторпеду необходимые данные, наводить пусковую установку и производить запуск. Выброс изделия из пусковой трубы осуществляется пороховым аккумулятором давления. После выхода из трубы антиторпеда падает в воду и начинает поиск цели.

Эксплуатация

Комплекс противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК» может использоваться на различных надводных кораблях, в конструкции которых имеется место для монтажа пусковой установки и прочего оборудования. Таким образом, носителями этого комплекса могут быть различные корабли отечественной и зарубежной постройки.

В 2010 году комплекс «Пакет-Э/НК» был принят на вооружение российского военно-морского флота. Вскоре стали известно о монтаже его оборудования на корабли нескольких типов. Так, на корветах проектов 20380 и 20385 предусматривается использование двух пусковых установок с четырьмя трубами на каждой. Фрегаты проекта 22350, в свою очередь, должны нести по две пусковые установки с шестью трубами.

Корвет «Сообразительный» выстреливает боеприпас комплекса «Пакет-Э/НК». Фото Eagle-rost.livejournal.com

Комплекс «Пакет-Э/НК» предлагается зарубежным заказчикам. В таком случае он может устанавливаться на кораблях зарубежной разработки. Кроме того, существуют отечественные проекты экспортных кораблей, в составе вооружения которых изначально предусматривается комплекс противоторпедной защиты. К примеру, несколько лет назад Северное ПКБ представило проект эсминца 21956, вооруженного системой «Пакет-Э/НК». Также упоминалась возможность использования такого вооружения в иных проектах кораблей, созданных специально для экспорта.

Корабли ВМФ России активно применяют новое противоторпедное вооружение в ходе учений. К примеру, в июне 2014 года корвет «Стерегущий» (пр. 20380) на одном из полигонов в акватории Балтийского моря принял участие в учебных мероприятиях по поиску и уничтожению подлодки условного противника, в роли которой выступила новейшая субмарина проекта 636.3. Экипаж корабля успешно обнаружил условного противника и произвел учебный пуск торпеды комплекса «Пакет-Э/НК». По-видимому, применялась торпеда МТТ в учебной конфигурации. Условный противник был уничтожен.

В дальнейшем российские корабли еще несколько раз участвовали в маневрах и применяли комплекс «Пакет-Э/НК». Так, в октябре 2015 года корвет «Бойкий» (пр. 20380) в ходе учений использовал антиторпеду М-15 и успешно защитился от атаки условного противника.

К настоящему времени комплексы противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК» были установлены на нескольких новых кораблях российского флота. Кроме того, ведется строительство нескольких других кораблей, в состав вооружения которых включены эти системы. Таким образом, основным средством защиты современных кораблей от торпед противника постепенно становится новейший комплекс, который приходит на смену старым реактивным бомбометным установкам. Подобная модернизация позволяет решить сразу несколько задач, в первую очередь повысить уровень защиты кораблей от торпедного вооружения.

[ http://infoglaz.ru/?p=82676

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ