Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Ч то значит «колесо сансары»? как таковой существовало в древней Индии в среде брахманов ещё до учения Будды Шакьямуни. Самое первое упоминание найдено в Упанишадах, где раскрываются законы и природа всего сущего. В текстах говорится, что высшие существа пребывают в блаженной нирване, а все остальные, омрачённые тремя умственными ядами, вынуждены вращаться в колесе перерождений, затянутые туда законами кармы.

Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех существ - найти выход и вернуться в состояние совершённого блаженства. Многие поколения мудрецов искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?», но толкового способа не было, пока не достиг Просветления. Именно буддизм разработал чёткую концепцию сансары () и представил её как отлаженный механизм причинно-следственных связей, основанных на принципах кармы и реинкарнации. Понятие сансары можно озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех проявленных мирах Вселенной. Если переводить слово «сансара» дословно, то оно означает «скитание, длящееся вечно». Согласно буддийскому учению о Просветлении, то есть выходе из круговорота жизни и смерти, существует бесчисленное множество миров и бесчисленное множество живых существ, которые проявляются в этих мирах и действуют в них каждый согласно своей карме.

Колесо сансары в буддизме - это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации, ничто в них не является постоянным и незыблемым.

Изменчивость - основной атрибут всего проявленного, поэтому изображают сансару в виде колеса, совершающего беспрерывно один оборот за другим.

Круг жизни, колесо сансары – его вращение символизирует непрерывность и цикличность событий во Вселенной.

Упрощённый символ колеса сансары - обод и восемь спиц, соединяющих его со ступицей. По преданию, Будда сам выложил его рисом на песке. Спицы колеса означают лучи истины, исходящие от учителя (по числу ступеней ).

Лама Гампопа, живший в 1079-1153 гг., определил три основные характеристики сансары. По его определению, природа её есть пустота. То есть, все проявленные миры, какие только возможны, не являются реальными, они не несут в себе истины, базиса, основы, они эфемерны и беспрестанно изменчивы, как облака в небе. Не стоит искать истину в бесплотной фантазии, а постоянство - в изменчивом. Второе качество сансары - её появление есть иллюзия. Всё, что окружает живых существ, а также формы воплощения самих существ являются обманом, миражом, галлюцинацией. Как и любая иллюзия, не имеющая под собой основы, сансара может нести бесчисленное число проявлений, она может принимать все мыслимые и немыслимые формы, выражаться в бесконечном числе образов и явлений, которые, едва возникнув и не имея под собой реальной основы, тут же трансформируются в другие, изменяются или исчезают в соответствии с законами кармы. Третий атрибут самый важный, ибо главная характеристика сансары - страдание. Но заметим, что буддисты в понятие «страдание» вкладывают немного иной смысл, чем мы привыкли.

Термин «страдание» в буддийском учении не является антиподом счастья или удовольствия. Страдание можно определить как любую эмоциональную нестабильность, любую активность ума, порождающую новые эмоции и переживания. Если найти значение, противоположное страданию, то для буддиста им станет состояние совершённого спокойствия, умиротворения, свободы и внутреннего блаженства. Не эйфории и праздной неги, а ощущения вселенского мира и гармонии, законченности и целостности.

А мирская жизнь, с её суетой и заботами, даже и не пахнет таким покоем и полным духовным равновесием. Вот поэтому всё, что связанно с сансарой, будь то радость, печаль, восторг или горе, связывается со страданием. Даже, казалось бы, положительные моменты причиняют дискомфорт. Имея нечто, мы допускаем мысль об утрате и страдаем. Любя кого-то, мы страшимся разлуки. Достигнув чего-то, мы видим, что это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова страдаем. И, конечно, страх смерти как страх потерять всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся единственной.

Согласно ведическим текстам, один оборот колеса Сансары соответствует временному интервалу, называемому кальпой (1 день жизни бога Брахмы). В буддийской же традиции Брахма тут ни при чём, мир возникает из-за наличия кармических предпосылок, оставшихся после разрушения предыдущего мира. Как существо в Сансаре рождается и умирает, следуя карме, так и миры возникают и разрушаются под действием того же закона. Один цикл колеса называется Махакальпа и состоит из четырёх частей по 20 кальп. В первую четверть мир формируется и развивается, во второй период он стабилен, в третий - деградирует и гибнет, в четвёртый - пребывает в непроявленном состоянии бардо, формируя кармические предпосылки для очередного воплощения. Расхожее выражение «колесо Сансары дало оборот» обычно применяют в значении смены эпох, когда происходит ломка старого и возникновение нового.

Колесо сансары в буддизме играет огромную роль, составляя основу учения об освобождении. Учение об освобождении от круговорота рождений и смертей основано на четырёх утверждениях, называемых Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни сформулировал после своего Просветления. Познав истинную сущность сансары, он не только открыл заново все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг перерождений.


Четыре благородные истины Будды Шакьямуни:

Выйдя из медитации, Будда сформулировал четыре основных открытия, совершённые им в процессе Просветления. Эти открытия названы Благородными истинами и звучат как:

  1. Дукха (боль) - всё в земной жизни пронизано страданиями.
  2. Самудая (желание) - причинами всех страданий являются нескончаемые и неутолимые желания.
  3. Ниродха (окончание) - страданиям приходит конец, когда отсутствуют всякие желания.
  4. Магга (путь) - источник страданий – желания – можно искоренить, следуя особым методикам.

Дукха означает, что ум омрачён неведением, он подобен глазу, который видит всё, кроме себя самого, и из-за этого воспринимает мир двойственно, отделяя себя от него. Восьмеричный путь - средство, помогающее уму увидеть себя, осознать иллюзорность окружающего мира, преодолев пять препятствий:

  1. Привязанности - желание обладания и удерживания возле себя.
  2. Гнев - отторжение.
  3. Ревность и зависть - нежелание счастья другим.
  4. Гордыня - возвышение себя над другими.
  5. Запутанность и невежество - когда ум не знает, чего он хочет и что для него есть благо, а что - вред.

Самудая означает, что омрачённый ум полон разноречивых эмоций, жёстких концепций, принципов и самоограничений, которые не дают ему пребывать в покое и постоянно толкают из крайности в крайность.

Ниродха предполагает, что, искоренив неведение, ум вернётся в гармоничное состояние, преобразовав бурлящие эмоции и ограничения в мудрость.

Магга - указание на методы борьбы с неведением.

Методы избавления от желаний и достижения освобождения собраны в учении Срединного пути, называемом также Восьмеричным благородным путём.

Карма и реинкарнация

Определение колеса сансары, как уже говорилось выше, тесно связано с такими понятиями, как карма и реинкарнация.

Реинкарнация

Понятие реинкарнации, знакомое многим верованиям, предполагает наличие у живых существ как смертных временных тел, так и бессмертных, более тонких и даже вечных оболочек, неуничтожимого сознания, или «искры божьей». Согласно теории реинкарнации, существа, воплощаясь в разных мирах, отрабатывают определённые навыки, выполняют возложенные на них миссии, после чего, оставляя смертное тело в этом мире, переходят в новое тело с новой миссией.


О феномене реинкарнации ведётся много споров. Наиболее часто реинкарнация упоминается в индуизме. О ней говорится в Ведах и Упанишадах, в Бхагавад Гите. Для жителей Индии это такое же общепринятое явление, как восход и закат. Буддизм, основанный на индуизме, развивает теорию реинкарнации, дополняя её знанием закона кармы и путями выхода из колеса сансары. Согласно буддийскому учению, круговорот рождения и смерти составляет основу изменчивой сансары, никто не обладает абсолютным бессмертием, и никто не живёт единожды. Смерть и рождение есть лишь трансформация для определённого существа, которое является частью изменчивой Вселенной.

Даосисты также принимали идею перевоплощения души. Считалось, что Лао Цзы жил на земле несколько раз. В трактатах даосов есть такие строки: «Рождение не является началом, так же как и смерть - концом. Существует безграничное бытие; существует продолжение без начала. Бытие вне пространства. Непрерывность без начала во времени».

Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой соединиться с ним. Пока существо омрачено эгоистичными помыслами, душа будет попадать в смертный мир и подвергаться испытаниям.

Христиане тоже знали о реинкарнации, но на пятом Вселенском соборе в VI веке информация о ней была запрещена, и все упоминания были изъяты из текстов. Вместо череды рождений и смертей была принята концепция одной жизни, Страшного Суда и вечного пребывания в Аду или Раю без возможности оные покинуть. Согласно же индуистским и буддийским знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в соответствии с тяжестью совершённого греха или значимостью благой заслуги. Некоторые учёные считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати раз, прежде чем воплотиться в качестве миссии из Назарета.

Ислам напрямую идей реинкарнации не поддерживает, склоняясь к христианской версии Суда и ссылки души в Ад или Рай, но в Коране встречаются упоминания о воскресении. Вот, например: «Я умер камнем и воскрес растением. Я умер растением и воскрес животным. Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться? Разве смерть обокрала меня?» Можно предположить, что изначальный текст книги тоже подвергся изменениям, хотя исламские богословы это, конечно, отрицают.


Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею отсутствия жизни после смерти считали абсурдной египтяне. Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях перевоплощения души ничего удивительного. Приверженцами реинкарнации были Гёте, Вольтер, Джордано Бруно, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, А. Конан-Дойль, Лев Толстой, Карл Юнг и Генри Форд.

Состояние бардо

В буддийских текстах также есть упоминание о «состоянии бардо» - промежутке времени между рождениями. Дословно оно переводится как «между двумя». Насчитывают шесть типов бардо. В разрезе круговорота сансары интересны первые четыре:

  1. Бардо Процесса Умирания. Промежуток времени между началом заболевания, приводящего к смерти, или травмой тела и моментом, когда ум и тело разъединяются. Это время агонии - чрезвычайно важный момент. Способность сохранять в нём самоконтроль имеется только у тех, кто добросовестно практиковал в течение жизни. Если получилось удержать ум под контролем, это великое достижение, в противном случае в этот момент человек будет испытывать сильную боль. Страдания большинства людей в момент смерти бывают чрезвычайно сильными, если же некто накопил много хорошей кармы, то у него будет поддержка. В этом случае, например, человек может переживать видения святых или божеств, являющихся для помощи в этот трудный час. Предсмертные моменты жизни также важны. Переживания, наполняющие ум перед последним вздохом, имеют огромную силу и дают немедленный результат. Если человек имеет благую карму, то он спокоен и не испытывает мук. Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет, то раскаяние, проявленное сейчас, поможет очиститься. Молитвы также имеют огромную силу, а благие пожелания немедленно исполняются.
  2. Бардо Дхарматы . Интервал вневременной природы. Ум после освобождения от сигналов, поступающих от органов чувств, переходит в изначальное равновесное состояние своей природы. Истинная природа ума проявляется у каждого существа, так как все обладают изначальной природой Будды. Если бы существам не было присуще это основополагающее качество, то они никогда бы не смогли достичь Просветления.
  3. Бардо Рождения .Время, в котором ум формирует предпосылки к перерождению. Длится от момента выхода из состояния бардо Дхарматы и возникновения неясных кармических предпосылок до момента зачатия.
  4. Бардо Между Рождением и Смертью , или Бардо Жизни . Это обычное повседневное сознание в течение жизни от зачатия и до бардо процесса умирания.
  5. Также выделяют два дополнительных состояния сознания:

  6. Бардо Сна . Глубокого сна без сновидений.
  7. Бардо Медитативной Концентрации . Состояние медитативного сосредоточения.

Карма

Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект: - это деятельность, имеющая результат. В буддийской традиции карма имеет смысл любого действия. Действием здесь может выступать не только совершённое деяние, но также слово, мысль, намерение или недействие. Все проявления воли живых существ формируют его карму. Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары. Всё взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие, ничего не происходит без причины. Карма как закон причинно-следственных связей является основополагающей концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также путей прерывания этого круговорота. Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько классификаций. Первая делит понятие кармы на три основных типа:

  • карму
  • акарму
  • викарму

Слово «карма» в этой классификации имеет значение благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг. Карма накапливается, когда живое существо действует в соответствии с законами Вселенной и не помышляет об эгоистических выгодах. Деятельность, приносящая пользу окружающим и миру, самосовершенствование - это есть карма. Карма, согласно законам реинкарнации, ведёт к перерождению в более высоких мирах, к уменьшению страдания и открытым возможностям для саморазвития.

Викарма - противоположное понятие. Когда некто действует вопреки законам Вселенной, преследует исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то он накапливает не заслуги, а воздаяние. Викарма становится причиной перерождения в нижних мирах, страданий, отсутствия возможности к саморазвитию. В современных религиях викарма называется грехом, т. е. погрешностью относительно мирового порядка, отклонением от него.

Акарма - особый вид деятельности, при котором не происходит ни накопления заслуг, ни накопления воздаяния, это деятельность без последствий. Как такое возможно? Живое существо действует в сансаре согласно указаниям и мотивам своего эго. Абстрагируясь от своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а всего лишь инструмента, не источника воли, а проводника чужих идей, существо перекладывает кармическую ответственность на того, чьим именем совершает деяние. Сложность в том, что при этом следует полностью исключить собственные мотивы, суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в руки носителя идеи. Это деятельность, приносимая в качестве бескорыстного жертвования. Акарма - это деяния святых подвижников, которые творили чудеса именем Божьим, и служение преданных жрецов, вверявших себя воле почитаемого божества; это подвиги и самопожертвование во имя справедливости и спасения страдающих, это деятельность монахов, которые согласно закону Дхармы (закон мировой гармонии) несут благо живым существам из любви и чувства единства со всем мирозданием, ничего не ожидая взамен; это действия, совершаемые из любви и сострадания.

Последний вид кармы напрямую связан с Просветлением, так как позволяет победить своё ложное эго.

Вторая классификация делит карму с точки зрения проявления следствий.

Прарабдха-карма , или последствия деяний, переживаемые сейчас, в этом рождении. Это воздаяние, получаемое за совершённые деяния. Тут о карме можно говорить как о «судьбе».

Апрарабдха-карма , или последствия, которые неизвестно когда и как проявятся, но уже сформированные причинно-следственной связью. Идёт программирование следующих воплощений.

Рудха-кармой называют последствия, которые ещё не наступили в проявленном мире, но человек чувствует их наступление интуитивно, как бы стоя на пороге.

Биджа-карма - это не сами последствия, а причины последствий, которые ещё не сформировали ответную реакцию, но обязательно проявятся. Это посеянные семена, ещё не давшие корней и всходов.


Как ясно из вышеизложенного, закон кармы предполагает всеобщую обусловленность, то есть все события причинно связаны. Вращение колеса сансары происходит благодаря этой связи. Одно цепляет другое и так далее до бесконечности.

Как выйти из колеса сансары?

Благие и неблагие деяния

Основной причиной, затягивающей существ в круговорот перерождений, являются три яда, обозначаемые символически в виде свиньи невежества, петуха страсти и змея гнева. Искоренение этих омрачений помогает освободиться от негативной кармы и найти выход из колеса сансары. Согласно буддийскому учению, есть десять благих и десять неблагих видов поступков, создающих ту или иную карму.

Негативные поступки состоят из действий тела, речи и ума. Телом можно согрешить, совершая убийство из глупости, гнева или желания удовольствия. Совершая кражу силой или обманом. Совершая измены партнёру, изнасилования или всякие извращения сексуального характера.

Речью можно согрешить, солгав во вред другим и на пользу себе, создав ссору, сплетничая и злословя: грубя собеседнику напрямую или за спиной, отпуская обидные шутки.

Умом можно согрешить, имея неправильные (не соответствующие истине) взгляды, враждебные мысли в отношении других людей или их деятельности, жадные помыслы об обладании чужим или привязанности к своему имуществу, жажде богатства.


Десять положительных деяний очищают ум и ведут к освобождению. Это:

  1. Спасение жизни любых существ: от букашки до человека.
  2. Щедрость, причём не только в отношении материальных вещей.
  3. Верность в отношениях, отсутствие половой распущенности.
  4. Правдивость.
  5. Примирение враждующих.
  6. Мирная (доброжелательная, мягкая) речь.
  7. Непраздная мудрая речь.
  8. Удовлетворённость тем, что имеешь.
  9. Любовь и сострадание к людям.
  10. Понимание природы вещей (знание законов кармы, постижение учения Будды, самообразование).

По закону кармы все деяния живых существ имеют свой уникальный вес и не подлежат взаимозачёту. За хорошие поступки следует награда, за плохие - воздаяние, если в христианстве есть принцип «взвешивания» суммарных заслуг и грехов, то в отношении колеса сансары и учения Будды за все придётся рассчитываться индивидуально. Согласно древнему индийскому эпосу Махабхарата, где описаны жизни как великих героев, так и великих грешников, даже герои попадают в ад, чтобы искупить свою плохую карму, прежде чем вознестись на небо, а злодеи, прежде чем низвергнуться в ад, имеют право пировать с богами, если у них есть определённые заслуги.

Изображение колеса сансары

Обычно символично колесо сансары изображают в виде старинного колесничного с восемью спицами, но также есть каноническое изображение круговорота жизни и смерти, распространённое в буддийской иконографии. Танка (изображение на ткани) содержит множество символов и иллюстраций процессов, происходящих с душой в круговороте перерождений, и имеет указание то, как выйти из колеса сансары.


Центральное изображение самой сансары вмещает один центральный круг и четыре окружности, поделённые на сегменты, иллюстрирующие действие закона кармы. В центре всегда находятся три существа, обозначающие три главных яда ума: невежество в образе свиньи, страсть и привязанность в образе петуха и гнев и отвращение в виде змея. Три этих яда лежат в основе всего круговорота сансары, существо, чей разум омрачён ими, обречено перерождаться в проявленных мирах, накапливая и искупая карму.

Второй круг называется Бардо, по названию состояния между рождениями, которое было описано выше. Он имеет светлую и тёмную части, символизируя благие заслуги и грехи, которые ведут либо к перерождению в высших мирах, либо в адах соответственно.

Следующий круг имеет шесть частей по числу шести типов миров: от самых мрачных к самым светлым. В каждом сегменте также изображён Будда либо бодхисатва (святой учитель дхармы), приходящий в данный мир из сострадания, чтобы спасать живых существ от страданий.

В соответствии с буддийским учением миры могут быть:


Хотя миры и расположены по кругу, переродиться можно как снизу вверх, так и сверху вниз, из человеческого мира можно вознестись в мир богов или упасть в ад. Но на мире людей надо остановиться поподробнее. По мнению буддистов, человеческое рождение наиболее выигрышное, так как человек балансирует между нестерпимыми страданиями адов и самозабвенным блаженством богов. Человек может осознать закон кармы и встать на путь освобождения. Часто человеческую жизнь называют «драгоценным человеческим рождением», так как существо получает шанс найти выход из круговорота сансары.

Внешний ободок в изображении символически иллюстрирует закон кармы в действии. Сегменты читаются с верхнего по часовой стрелке, всего их двенадцать.


Первый сюжет указывает на неведение относительно природы мира, его законов и незнание истины. Человек со стрелой в глазу - символ отсутствия ясного видения происходящего. Из-за этого неведения существа и попадают в круговорот миров, крутясь в нём наугад и действуя без чёткой осознанности.

Второй сюжет изображает гончара за работой. Как мастер лепит форму горшка, так и спонтанные неосознанные мотивы формируют предпосылки для нового рождения. Сырая глина бесформенна, но она заранее содержит в себе бесконечное число форм всех изделий из неё. Обычно этот этап соответствует зачатию.

Третий сюжет изображает обезьяну. Неугомонная обезьяна символизирует беспокойный ум, имеющий природу двойственного (не единого, не истинного) восприятия, в таком уме уже содержатся семена кармических тенденций.

Четвёртая картинка показывает двоих людей в лодке. Это значит, что на основе кармы создаётся определённая форма проявления существа в мире и его миссия на данное воплощение, то есть существо осознаёт себя как такое или иное, проявляются психофизические характеристики будущей жизни, формируются предпосылки жизненных обстоятельств.

Пятая картинка изображает дом с шестью окнами. Эти окна в доме символизируют шесть потоков восприятия по шести органам чувств (включая ум), по которым существо получает информацию.

На шестом секторе изображена пара, предающаяся любви, что означает, что органы восприятия вошли в контакт с внешним миром и начали получать информацию. Этот этап соответствует рождению в проявленных мирах.

Седьмая картина показывает воду, выливаемую на раскалённое железо. То есть, полученные ощущения ум распознает как привлекательные, отвратительные или нейтральные.

Восьмая картина изображает человека, пьющего алкоголь (пиво, вино), что символизирует возникновение пристрастий или антипатий на основе суждений о полученных ощущениях.

Девятый сектор показывает снова обезьяну, которая собирает плоды. То есть ум создаёт для себя правила поведения – приятное надо желать, неприятного избегать, нейтральное игнорировать.

Десятая часть изображает беременную женщину. Так как сформированные подсознанием штампы поведения сформировали кармические предпосылки для нового воплощения в мирах сансары.

На одиннадцатой картинке женщина рожает дитя. Это есть результат действия кармы, созданной в предыдущей жизни.

И последний сектор содержит изображение покойника либо урны с прахом, символизирующих бренность любой проявленной жизни, её конечность. Таким вот образом для живого существа колесо сансары дало оборот.


Всё колесо сансары с его наполнением крепко держит в своих острых когтях и зубах божество Яма - божество смерти (в смысле бренности и непостоянства всего), из такой хватки вырваться совсем не просто. В иконографии Яма изображается синим цветом (грозным), с рогатой бычьей головой о трёх глазах, зрящих в прошлое, настоящее и будущее, в окружении пламенной ауры. На шее Ямы ожерелье из черепов, в руках жезл с черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, подразумевающий власть над подземными сокровищами. Яма является также посмертным судьёй и владыкой подземного (адского) мира. Как бы в противовес такому суровому существу, рядом, вне колеса, стоит Будда, указывающий на Луну.

Образ Будды - это указатель, как выйти из колеса сансары, знак существования пути освобождения, пути, который ведёт к умиротворению и спокойствию (символ прохладной Луны).

Восьмеричный (срединный) путь освобождения

Как остановить колесо сансары? Разорвать цикл перерождений можно, следуя Срединным путём, который назван так, потому что доступен абсолютно всем существам и не предполагает каких-либо крайних, доступных лишь избранным, методов. Он состоит из трёх больших этапов:

  1. Мудрость
    1. Правильное воззрение
    2. Правильное намерение
  2. Нравственность
    1. Правильная речь
    2. Правильное поведение
    3. Правильный образ жизни
  3. Сосредоточение
    1. Правильное усилие
    2. Правильное направление мысли
    3. Правильное сосредоточение

Правильное воззрение заключается в осознании и принятии Четырёх благородных истин. Осознание закона кармы и истинной природы ума. Путь освобождения заключается в очищении сознания - единственной истинной реальности.

Правильное намерение заключается в работе над желаниями, трансформации негативных эмоций в позитивные, развитии благих качеств. Осознавая единство всего сущего, практик воспитывает чувство любви и сострадания к миру.

Нравственность очень важна на пути, так как без неё Просветление не осуществимо. Для соблюдения нравственности требуется не совершать греховных действий и не допускать одурманивания ума разными средствами. Последнее очень важно, так как одурманенный ум туп, не способен самоочиститься.


Правильная речь заключается в воздержании от четырёх греховных деяний, проявляющихся через речь. Напомним, это воздержание от лжи, грубости, сплетен и слов, приводящих к ссорам. Правильное поведение заключается в воздержании от греховных деяний, совершаемых через тело (убийство, присвоение чужого разными способами, измены и извращения, а также для людей духовного сана - соблюдение целибата).

Правильный образ жизни предполагает добычу средств существования честным путём, не создающим дурной кармы. Вредят Просветлению такие виды деятельности, как торговля живыми существами (людьми и животными), работорговля, проституция, деятельность, связанная с изготовлением и продажей оружия и инструментов убийства. Служба в армии считается благим делом, так как мыслится как защита, в то время как торговля вооружениями провоцирует агрессию и конфликты. Также греховны деяния по производству мяса и мясных продуктов, создание и торговля алкоголем и наркотиками, обманная деятельность (мошенничество, использование чужой неосведомлённости), любая преступная деятельность. Жизнь человека не должна быть поставлена в зависимость от материального. Излишества и роскошь порождают страсти и зависть, мирской быт должен носить разумный характер.

Правильное усилие по искоренению застарелых убеждений и устоявшихся штампов. Непрерывное самосовершенствование, развитие гибкости мышления и наполнение ума позитивными мыслями и мотивациями.

Правильное направление мысли предполагает неустанную бдительность в осознании происходящего как оно есть, без субъективных суждений. Тем самым искореняется чувство зависимости от всего, что ум называет «моё» и «я». Тело - это только тело, чувства - всего лишь ощущения тела, состояние сознания - всего лишь данное состояние сознания. Мысля так, человек освобождается от привязанностей, связанных с ними беспокойств, необоснованных желаний и больше не страдает.

Правильное сосредоточение достигается практиками медитации различных уровней углублённости и ведёт к Малой Нирване, то есть личностному освобождению. В буддизме это называется состоянием архата. Вообще, различают три типа нирваны:

  1. мгновенная - краткосрочное состояние покоя и умиротворения, которое испытывали многие люди в течение жизни;
  2. актуальная нирвана - состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни (архата);
  3. нескончаемая нирвана (паринирвана ) - состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела, то есть состояние Будды.

Заключение

Итак, в разных традициях, колесо сансары значение имеет примерно одинаковое. Дополнительно про колесо сансары можно читать в текстах буддийских сутр, где подробно описываются механизмы кармы: какое именно воздаяние за какие грехи и заслуги получает человек, как устроена жизнь в высших мирах, что движет живыми существами каждого из миров? Наиболее подробное описание колеса перерождений содержится в учении об освобождении, а также в текстах Упанишад.

Если кратко, то колесо сансары означает круговорот рождения и смерти посредством реинкарнации и в соответствии с законами кармы. Проходя цикл за циклом, живые существа приобретают опыт различных воплощений, страданий и наслаждений. Этот круговорот может длиться неисчислимо долго: от сотворения Вселенной до её разрушения, поэтому основной задачей для всех осознанных умов является устранение невежества и выход в нирвану. Осознание четырёх Благородных истин открывает подлинный взгляд на сансару как на великую иллюзию, пронизанную непостоянством. Пока колесо сансары не дало оборот и мир ещё существует, следует продвигаться по Срединному пути, данному людям Буддой. Именно этот путь является единственным надёжным средством избавления от страданий.

У этого термина существуют и другие значения, см. Сансара (значения). Запрос «Самсара» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Санса́ра или самса́ра (от санскр. संसार, saṃsāra IAST - «блуждание», «странствование») - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара - одно из центральных понятий в индийских религиях - индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества в понимании своего истинного «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность вообще.

В индуизме

История · Пантеон

Статья по тематике
Индуизм

Направления

Вайшнавизм · Шиваизм · Шактизм · Смартизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама · Мокша · Карма · Сансара · Йога · Бхакти · Майя · Пуджа · Мандир · Киртан

Священные писания

Веды · Упанишады · Рамаяна · Махабхарата · Бхагавадгита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

П о р

Впервые учение о сансаре появляется в упанишадах (Чхандогья, Брихадараньяка).

В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.

Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по-разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу (см. бхакти и бхакти-йога), путём медитации (раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (джнана-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (карма-йога).

В монистической адвайта-веданте , которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты) осознав которую, все временные проявления, такие как сансара, космос, девы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.

В философской школе санкхья стхула

  1. Буддхи («сознание»)
  2. Аханкара («эго»)
  3. Манас

В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов - до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях, и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.

Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара ) - способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхартха Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.

В буддизме

См. также: Бхавачакра

В джайнизме

Сансара в джайнизме

В сикхизме

В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом (карме или кирату) человек получает шанс родиться в человеческом теле, что рассматривается как шанс, который не следует терять. Сохранив благочестие и таким образом получив «милость Всевышнего», человек может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения Вселенной, перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации, называется мукти. Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью - уровень, который известен как дживан-муктат , что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни».

Сансара это:

Сансара (санскр. samsara = странствование, течение жизни, бытие) - под этим именем известно общераспространенное у индусов (брахманистов, буддистов и джайнов) учение о никогда не прекращающемся существовании души, вечно переходящей из одной земной тленной формы в другую (метемпсихоз, переселение душ). Учение это появляется впервые в определенной форме в Шатапатхабрахмане, а в упанишадах Чхандогья и Брхадараньяка уже вполне развито. В древнейшем ведийском периоде его, по-видимому, не существовало. Попытки указать зародыши его уже в Ригведе малоубедительны. Переходных ступеней между светлым древневедийским мировоззрением и мрачной верой в вечное странствование души от одной смерти к другой, с вечным же тяготением над ней кары за все содеянное, нельзя указать: учение это возникает в Индии как бы внезапно. Поэтому весьма вероятно предположение Гауга (Gough), что арийцы-индусы заимствовали его от первичных обитателей Индии при слиянии с ними: вера в продолжающееся и после смерти существование человека в форме животных и деревьев свойственна вообще всем первобытным народам (см. Переселение душ). Это заимствование могло, однако, послужить только первым зародышем, из которого индусы самостоятельно развили целое учение о постоянном, но изменчивом продолжении жизни и осложнили его еще учением о возмездии. Предположение, что в настоящей жизни награждаются добрые дела или наказываются худые, совершенные в прежнем существовании, должно было логично вести к распространению идеи возмездия и на прочие, прежние или будущие, существования, делая круговращение жизни не имеющим ни начала, ни конца, если только не будет разрушен закон, приковывающий существа к их мировому бытию. Разрушение это может быть достигнуто избавительным знанием, которое предлагают индусу разные философские школы. С. живых существ обусловливается поступками, поступки - желаниями, желания - незнанием истинной сущности и цены вещей. В этом незнании и заключается основная причина С. Вечно действующая сила заслуг и проступков определяет не только судьбу индивидуума в каждом его новом существовании, но также и происхождение и образование всех вещей, всю жизнь природы: каждое событие или явление затрагивает какое-нибудь существо, т. е., по учению о возмездии, вызвано было прежней жизнью этого существа. С. включает в себе и учение о периодическом возникновении и уничтожении вселенной в течение бесконечного ряда мировых периодов (кальпа; см.), возникшее еще в ведийскую эпоху. С. Б-ч.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Самсара это:

Самсара Запрос «Самсара» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения .

Санса́ра , точнее - самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra? «переход, череда перерождений, жизнь» ) - круговорот рождения и смерти, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара - одно из центральных понятий в дхармических религиях - индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. В этих религиозных традициях существуют определённые различия в терминологии, используемой по отношению к понятию сансары, и в интерпретации процесса сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого нужно выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность.

В буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.

Сансара в индуизме

История · Пантеон

Статья по тематике
Индуизм

Направления

Вайшнавизм · Шиваизм
Шактизм · Смартизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Самсара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир

Священные писания

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Гуру и святые · Календарь · Праздники · Терминология · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах камы, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.

Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу (см. бхакти и бхакти-йога), путём медитации (раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (гьяна-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (карма-йога).

В монистической адвайта-веданте , которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как конечная, безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты) осознав которую, все временные проявления, такие как сансара, космос, девы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.

В философской школе санкхья - одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма - принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула , и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов:

  1. Буддхи («сознание»)
  2. Аханкара («эго»)
  3. Манас («ум как центр чувственного восприятия»)

В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов - до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.

Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и прибывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара ) - способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме, примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхарта Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.

Сансара в буддизме


Буддизм Проект | Портал
Основная статья : Сансара в буддизме

Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями. Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния будды).

Сансара в джайнизме

Основная статья : Сансара в джайнизме

Сансара в джайнизме представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся чередой перевоплощений в различных планах бытия. Сансара рассматривается как мирское существование, полное страданий и мучений и как таковое нежелательное и заслуживающее того, чтобы от него отречься. Круговорот сансары не знает начала, и душа, попавшая в него, вечно крутится в нём вместе со своей кармой.

Сансара в сикхизме

В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом (карме или кирату), индивид получает шанс родится в человеческом теле, рождение, которое рассматривается как самое лучшее из возможных, как шанс, который не следует терять. Продолжая благочестивую деятельность и таким образов получив «милость Всевышнего» индивид может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения вселенной, перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации, называется мукти. Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью - уровень, который известен как дживан-муктат , что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни» .

См. также

  • Реинкарнация
  • Карма
  • Мокша (философия)
  • Философия индуизма
  • Индийская философия

Ссылки

  • Веды, ведическая литература
  • Сансара - статья из словаря: «Индуизм, Джайнизм, Сикхизм»

Что такое сансара

анса́ра, самсара (санскр. संसार, saṃsāra?. «переход, череда перерождений, жизнь») - так называется в индийской философии повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только благодаря проникновению в нирвану.
Народная индийская мудрость гласит: куда вы ни посмотрите, везде стремления и страсти, бешеная погоня за удовольствиями, поспешное бегство от боли и смерти, везде пустота и зной разрушающих желаний. Мир полон связей и изменений. Всё это и есть сансара.

Сансара безначальна, то есть ни у одного существа не было абсолютно первой жизни, оно прибывает в сансаре извечно. А следовательно, сансарическое существование чревато также повторяемостью ситуаций и ролей, мучительным однообразием циклической воспроизводимости одного и того же содержания. И буддизму, и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции, переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой. Поэтому если человек материалистического или просто безрелигиозного западного воспитания может найти в идее перерождений даже что-то привлекательное («Удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем» - пел Владимир Высоцкий), то для индийца она сопряжена с чувством несвободы и мучительной порабощенности, вызывающей потребность в освобождении из этой круговерти.

Что значит слово - Сансара в буддизме?

Eternal star

Сансара - одно из ключевых понятий в религии буддизма, фактически "это слово означает непрерывное существование, блуждание души в телесной и безтелесной ипостасях на протяжение всех перерождений, от начала и до конца. Для простого обывателя, чтобы было понятно: жизнь для человека - сансара для души.

Жемчужный лотос

Путь, по которому человек идет к нирване. Дословно перевоплощение. Когда душа человека проходит через перерождение и достигает наивысшего покоя НИРВАНЫ. Душа переходит от одной формы к другой. Это доказывает (по некоторым учениям буддизма) нетленность человеческой души.

Diana metellica

Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «переход, череда перерождений, жизнь») - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара - одно из центральных понятий в индийских религиях - индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества в понимании своего истинного «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями. Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния будды).


- это такая своеобразная, затмевающая, вуалирующая сила, сбивающая прана, заставляющая наше истинное Я потерять память о своей бесконечной природе. При этом потеря памяти естественно сопровождается утратой адекватной самоидентификации.

Утрата верной самоидентификации ведет к искаженному, ложному, иначе говорят к «нечистому» кармическому видению, когда тело, обстоятельства, видимые и не видимые объекты внешнего мира, время, причины и следствия не контролируются, не управляются человеком. Личность, будучи воплощением Творца, не владеет тем уровнем управления реальностью, что изначальная «отцовская» сущность.

Сансару легко представить в виде компьютерной игры, где играющий в нее забыл кто он и превратился в персонаж этой игры.

Очевидно, что Сансара пользуется бешеной популярностью у всех категорий и возрастов. В игре - сансаре есть абсолютно все жанры. Иногда Сансару называют Матрицей.

С самого рождения нас учат правильно играть в эту игру, достигать в ней успехов, опасаться терпеть неудачи и потери.

Что же такое Сансара, Матрица?

Известны несколько определений.

Сансара это смысловая и энергетическая ловушка для души.

Это онтологический Тупик Мироздания.

Это гигантская область искаженных смыслов, воронка энтропии, затягивающая в себя мириады слабых, незрелых душ, по неосторожности выпавших из Универсума, утративших чувство единства с ним.

Это тоннель реальности, наподобие бесконечного лабиринта, замкнутого на себя, из которого нет выхода.

Сансара есть своего рода "смысловая черная дыра", а душа (Атман) попавшая в него - это вывернутое наизнанку внутреннее пространство Абсолюта.

Попав в Матрицу эго начало бесконтрольно грезить, мысленно создавая каскады новых отраженных и ветвящихся псевдореальностей и окончательно запуталось. Запутавшись, душа - джива утратила всякое понимание реальности, векторы своих смыслов и целей и вошла в неконтролируемую повторяющуюся историю.

Постепенно бесконечная, бессмертная, божественная душа (Атман) превратилась в беспомощное, смертное, уязвимое, узкое и примитивное эго (ахамкару).

утратив внутреннюю сложность, глубину и многомерность, породило собственную область ложных ценностей и целей, основанных на неверной оценке реальности типа "Я есть тело", "Мир существует независимо от меня" и т.д.

Такое видение, чтобы существовать, создало и поддерживает грубое, плотское физическое тело с его ограничениями.

- "дурная бесконечность", особая неконтролируемая реальность Универсума с пониженной самоорганизацией.

Это замкнутое пространство искаженных и упрощенных смыслов.

В пространстве сансары установился линейный ход вектора времени, трехмерная структура пространства и свои законы.

Некоторые основные

законы сансары:

~ цикличность,

~ причины-следствия (детерминизм, карма),

~ реинкарнация и т.д.

В данной статье мы подробно рассмотрим понятия «колесо сансары», «реинкарнация» и «карма», а также возможности выхода из этой бесконечной цепи перерождений.

Что такое колесо сансары?

Жизнь – это путь по дороге страданий и свершений, и мы должны идти по нему безропотно и следовать всем законам, определенным богами. Так гласит древневосточная философия, да и у славян жизнь часто сравнивают с дорогой. Но как мы движемся по этому жизненному пути? Вот здесь нам на помощь и приходит понятие, пришедшее к нам из самой древней из мировых религий, – колесо сансары.

Дело в том, что учение о сансаре на полуострове Индостан существовало задолго до рождения Гаутамы – Просветленного Будды и до появления буддизма. Первое упоминание о ней мы встречаем в Ведах Упанишадах, где разъясняются законы мироздания. Здесь рассказывается о высших существах, которые пребывают в вечной нирване, а все остальные живущие на земле, отравленные ядами греховности и неверия, пребывают в бесконечном вращении перерождений, подчиняясь безжалостному закону кармы.

Поскольку сансара приносит лишь страдания, то главная цель всего сущего – это найти выход из нее и вновь впасть в состояние вечного блаженства. Многие великие умы бились над вопросом: возможно ли разорвать бесконечное вращение сансары? Как это можно сделать? Но ответил на этот вопрос лишь Великий Будда, достигший просветленного знания.

Только в буддизме были разработаны точные причинно-следственные связи между сансарой и реинкарнацией по законам кармы. Понятие сансара можно объяснить как бесконечную цепь перерождений и смертей, причем во всех проявлениях живых существ, представленных во Вселенной.

Если перевести слово «сансара» с санскрита, самого древнего письменного языка, то оно будет звучать как «вечное, бесконечное скитание».

Буддистская философия утверждает, что наш мир не единственный, существующий во Вселенной, миров великое множество, и перерождений может быть несколько. Все они действуют только согласно кармическим законам всемирной справедливости.

До сих пор колесо сансары прочно ассоциируется с цикличностью событий, непрерывно происходящих во Вселенной.

По легенде, Будда выложил рисом упрощенную схему колеса сансары — обод и восемь спиц, соединенных со ступицей.

Характеристика сансары

Индийский философ 11-го века Лама Гампопа выделил три основных характерных признака сансары.

  • Первый признак – это природа. Все существующие миры нереальны, эфемерны, в них нет основы, они только кажутся существующими, на самом деле это великая пустота, которая может принимать любые формы и любые воплощения.
  • Второй признак – иллюзорность. Все, что существует внутри сансары, – обман, фантазия, мираж. Именно поэтому она и может принимать любые проявления и формы, поскольку только фантазия может легко меняться под воздействием внешних и внутренних факторов.
  • Третий признак – страдание. Не следует понимать его в прямом смысле слова, буддисты считают, что любое неудовлетворенное желание – это страдание.

Страдание у них вовсе не понятие, противоположное счастью и удовольствию. Буддисты называют этим термином любую нестабильность, любые переживания духа, любые всплески эмоций. Противопоставлено ему понятие вечного умиротворения, блаженства без чувств, без эмоций, внутренней свободы, подчиненной только законам гармонии Вселенной.

Мирская реальная жизнь для буддистов не может дать счастья. Она слишком суетна, она заставляет человека думать о хлебе насущном, он находится в постоянной тревоге за близких, он должен трудиться и мучиться. Именно поэтому абсолютно все переживания и эмоции связаны с сансарой, т.е. страданием. Даже радуясь чему-то в этой жизни, мы боимся потерять свое счастье, имея семью или детей, мы страшимся за будущее, имея достаток и здоровье, боимся их потерять. Любые наши достижения ведут к желанию подняться еще выше, достигнуть еще большего. И наконец, самый основополагающий страх – это страх смерти, мы всегда страшимся потерять свою, на первый взгляд единственную жизнь, и поэтому она не может доставить нам полного умиротворения и удовольствия.

Движение сансары

Колесо сансары постоянно вращается, и момент его соприкосновение с землей – это и есть наше сегодняшнее земное воплощение. Один полный оборот колеса равен одной кальпе, одному дню из жизни Великого бога Брахмы. Так считают древние индийские .

Но согласно буддистской версии Брахма не имеет к этому никакого отношения, сансара появляется в результате разрушения предыдущих миров. Любое живое существо рождается, расцветает, а затем умирает, согласуясь с законами природы и нравственности, так и все миры рождаются, развиваются и умирают так же, согласно законам Вселенной. Один полный цикл движения колеса называется Махакальпа и равен четырем частям, каждая из которых состоит из двадцати кальп.

В первой части мир рождается и развивается, во второй – он находится в полной гармонии и стабильности, в третьей – начинает деградировать, а в пятой – умирает. Или находится в состоянии, называемом бардо, которое является только предпосылкой для следующего воплощения.

Когда мы говорим о том, что судьбоносное колесо сансары сделало полный оборот, мы подразумеваем смену эпох или цивилизаций.

Роль сансары в буддизме

В философско-этическом учении буддизма понятие о сансаре играет огромную роль. Именно оно раскрывает сущность идей перевоплощения и освобождения из цикличности перевоплощений.

Будда Шакьямуни после того, как стал Просветленным, раскрыл смертным четыре истины, позволяющие жить в гармонии со Вселенной и достичь желанного положения нирваны.

Открытия, сделанные Буддой во время медитации, назвали Благородными истинами, и звучат они так:

  • Если мы живем, мы страдаем, вся наша жизнь пронизана только постоянными страданиями.
  • Поскольку мы живем в физическом теле, то мы испытываем постоянные желания, которые не всегда можем утолить.
  • Наши страдания прекратятся с окончанием наших желаний.
  • Если научить себя не желать, то можно научиться и не страдать.

Дукха (первая истина – боль) указывает на то, что наш ум еще не знаком с законами и правилами, учрежденными Вселенной и богами. Ум в этот момент можно сравнить с глазом человека, который видит все вокруг, но не может увидеть и познать самого себя. Можно преодолеть восьмеричный путь, который поможет познать себя в круговороте мира, для этого нужно преодолеть пять препятствий:

  • Привязанности – они возбуждают в нас желание обладания и страх потерять любимых людей и вещи.
  • Гнев – разрушает наш внутренний покой и отторгает нас от гармонии мира.
  • Ревность, зависть – заставляют ненавидеть людей, прятать от них свое имущество, мы не хотим, чтобы они были так же счастливы, как и мы.
  • Гордыня – мы в своих мыслях и мечтах возвышаемся над всеми другими и не признаем за ними прав, подобных нашим.
  • Невежество, заблуждения – мы и сами не знаем, что нам полезно, а что уничтожает нас, мы придумываем отговорки, чтобы не творить добро, и сами запутываем себя в дебрях недобрых умозаключений.

Желание (самудая) указывает на то, что мы постоянно полны эмоциями, чувствами, причем они меняются и противоречат друг другу, они толкают человека из крайности в крайность, не дают ему пребывать в блаженном покое.

Страдание (ниродха) утверждает, что если избавить человека от заблуждений, то его ум вернется в блаженное состояние умиротворения и созерцания.

Путь (магга) точно указывает на пути, ведущие к совершенству.

Восьмеричный благородный путь, также названный Срединным путем к совершенству, можно пройти только посредством избавления от желаний и страданий.

Закон кармы – вселенской справедливости

Понятие «колесо сансары» неразрывно связано с понятиями кармы – закона высшей вселенской справедливости и реинкарнации, перевоплощения из одной жизненной сущности в другую.

Каждое живое существо (не только человек, но и животные, и насекомые, и растения) имеет два тела: телесное или физическое, смертное и духовное, бестелесное, бессмертное. Согласно этому закону все живое переходит из одного воплощения в другое, отрабатывая определенные умения, выполняя наложенную на него высшими силами миссию, после этого покидает свое физическое тело и уходит в иной мир, чтобы вернуться в новом воплощении с новым заданием.

О понятии реинкарнация ведется много рассуждений в индуизме – национальной религии Древней Индии. Буддизм развивался на основе индуизма, но развил и дополнил учение о сансаре понятиями кармы и раскрытием возможностей выхода из бесконечного вращения колеса судьбы.

Учение о сансаре в других религиях

По философии буддизма никто не приходит в мир только однажды, цепь наших перевоплощений бесконечна и непрерывна, она позволяет человеку, переходя из одного состояния в другое, очистить свой ум и совесть от ненужных заблуждений и познать истину.

В даосизме – национальной китайской религии – также принято учение о реинкарнации. Основатель даосизма Лао Цзы (Вечный старик) приходил на землю несколько раз в различных воплощениях, В одном из своих постулатов он говорит, что рождение – это не начало жизни, а смерть – это не конец ее, нет рождения и нет смерти, а есть только вечная цепь перехода из одного состояния в другое.

Древнее учение каббала считает также, что смерть приходит к любому человеку раз за разом, чтобы он в период нахождения на земле сумел воспитать в себе высшие качества, соответствующие требованиям абсолюта. А главное его требование – это полюбить все живое больше, чем самого себя, полностью отречься от всех эгоистических помыслов и принять единение с космосом. Пока душа человека не отречется от себялюбия, она будет приходить в этот мир, и смерть будет приходить к человеку вновь и вновь.

В христианской религии запрещено любое упоминание о реинкарнации, поскольку оно противоречит учению Христа о вечной душе и единственной жизни, а также о Страшном суде, который ожидает всех без исключения. После этого судилища душа человека будет пребывать или в аду, или в раю без права покинуть это место, то есть христианство не дает своим адептам возможности изменить будущее и раскаяться. Но некоторые известные теологи считают, что сам Иисус рождался много раз, пока не явился в мир в образе Мессии.

Ислам, самая молодая из мировых религий, также не признает закон реинкарнации, считая, что после кончины человек попадает или в райский сад или в ад, но в Коране, главной книге мусульман, есть упоминания о воскрешении и возвращении на землю в другом образе. Эти суры предлагают не бояться смерти, поскольку ее нет, а есть только бесконечная цепь рождений и перевоплощений.

Древние цивилизации майя и ацтеков, последователи учения манихейства и зороастризма, великие Сократ, Платон и Пифагор также считали идеи реинкарнации достоверными и доказанными. Представители эпохи Просвещения Вольтер, Гете, Бальзак и Конан-Дойль, а также великие еретики Джордано Бруно и Коперник также считали, что в идеях перехода души в разные воплощения нет ничего необычного.

Что происходит между рождениями?

В перерыве между двумя рождениями душа человека находится в положении, которое называется бардо.

  • Первое бардо процесса умирания – это момент агонии, перехода в мир иной. Обычно этот процесс дает человеку много физических страданий, но если человек накопил много духовной силы, то у него есть поддержка извне.
  • Бардо Драхматы – вневременной природы, после того как физическое тело прекратило свою жизнь, ум и душа человека переходят в состояние покоя и блаженства, поскольку истинное состояние ума дается от природы каждому живущему существу.
  • Бардо рождения – время от зачатия до рождения, когда формируется тело будущего человека и его миссия, с которой он явится в мир.
  • Бардо жизни в промежутке между рождением и смертью – это период нашей земной жизни от момента рождения до момента смерти.

Кроме этого, выделяют два дополнительных состояния: бардо глубокого сна, при котором человека не посещают сновидения, и бардо медитации, при котором человек путем приобщения к вселенской гармонии впадает в состояние нирваны.

Виды кармы

Карма, о которой мы сегодня так много говорим, – это деятельность человека, имеющая практический результат. Причем понятие «деятельность» включает не только прямое действие, но и мысль, слово, чувство, эмоцию.

Кроме этого, карма – это закон вселенской справедливости, по которому каждое действие имеет свое последствие. И за плохие, и за хорошие поступки мы должны отвечать своими последующими перерождениями.

Буддисты понятие «карма» делят на три группы: карма, викарма и акарма.

Карма это все наши положительные поступки, совершенные для блага других без эгоистических побуждений. Накапливая карму, мы действуем по законам космоса и переходим в высшие миры, уменьшаем свои страдания и находим больше возможностей для саморазвития.

– это действия, направленные на нарушение законов Вселенной, в целях только личного обогащения. Викарма, накапливаясь, отправляет нашу душу в низшие миры. В современном мире понятие «викарма» соотносится с понятием «греховность».

– это деятельность без прогресса и без регресса. Может быть, на первый взгляд это звучит странно, но если человек не грешит открыто и не движется к саморазвитию, то зависает в акарме. В то же время в этом состоянии человек является инструментом в руках высших сил, он может творить подвиги во славу Господа и ради спасения грешников, но не по собственному желанию.

Считается, что этот последний вид кармического состояния связан с просветлением, поскольку позволяет не думать, но действовать по законам космическим.

Возможно ли выйти из бесконечности сансары?

Единственная причина, заставляющая человека бесконечно вращаться в колесе сансары, – это три греха: невежество, страсть и гнев. Только если искоренить в своей душе эти греховные помыслы, можно разорвать цепь и достичь нирваны. Буддизм называет негативные и позитивные поступки, которые помогут или, наоборот, помешают вырваться из цепи вечных перерождений.

Положительные поступки, ведущие к спасению:

  • Спасти жизнь любого живого существа.
  • Щедрость души.
  • Верность единственной раз и навсегда избранной возлюбленной.
  • Правдолюбие.
  • Выступать в роли миротворца.
  • Мудрая и справедливая речь без бранных и грубых слов.
  • Не желать большего, чем имеешь.
  • Сострадание к окружающим и людям, и животным, и птицам.
  • Знание учения Будды, саморазвитие и самосовершенствование.

По законам кармы мы все отвечаем за свои поступки. За плохие дела нас ждут наказания, за хорошие – награда.

В разных учениях колесо сансары имеет примерно одинаковое толкование. Одной фразой можно сказать, что колесо сансары – это бесконечная цепь рождений и умираний в соответствии с реинкарнацией по законам кармы. Проходя свой жизненный цикл, все живые существа накапливают определенный опыт знаний, страданий и перевоплощений. Это превращение может длиться бесконечно долго, если человек не постарается избавиться от грехов и достичь совершенства.

Приветствую всех читателей сайта сайт. В этой статье мы разберемся − что такое Колесо Сансары, как оно работает и как из него выходить.

Обновлено 04. 11. 2019

Что такое Реинкарнация Души?

Реинкарнация Души − это явление подразумевающее путь развития души через перевоплощение на Земле.

В процессе перевоплощения, душа накапливает различные знания и опыт. Однако каждое перевоплощение накапливает и грехи, совершенные человеком в течение всех жизненных циклов.

Действия, затягивающие человека в «Заколдованный круг»

  • Проявление негатива по отношению к другим людям. Такими людьми могут быть не только близкие, но совершенно не знакомые люди;
  • Проявление негатива в отношении собственного «Я». Преобладание негативных эмоций на свою душу или тело, может привести к серьезным последствиям. Отпечаток негатив откладывает и при жизни, ухудшается здоровье, психика, не ладиться личная жизнь, присутствие постоянной депрессии. Колесо Сансары, в данном случае, затягивает душу человека и дает шанс на исправления такого отношения к себе;
  • Насильственные действия в отношении других людей. С каждой реинкарнацией, душа должна искупить тот грех, в котором была уличена, иначе может остаться в колесе на очень длительный период времени;

Перечисленные действия, лишь самая малость тех причин, которые предшествуют попаданию в Колесо Сансары. На самом деле, таких причин − большое множество.

Примеры Колеса Сансары

Один из наглядных примеров – это классический любовный треугольник . В данном случае, все три души тесно сплетены между собой. И каждый раз они встречаются снова и снова, создавая аналогичную ситуацию уже в новых воплощениях. Застрявшие души, должны искупить свои грехи и причинённый вред другим. Как правило, отрабатываются измены, обиды, разрушения семей и тому подобное. Стоит отметить, что перевоплощения будут продолжаться до тех пор, пока души не выполнят все поставленные кармические задачи.

Ещё один пример – это не владение собой (собственными эмоциями) . В таком случае, ярко выраженными проявлениями Колеса Сансары является − характер человека. Он толкает его на различные преступные действия. К примеру, если человек в порыве гнева убивает другого и угождает в тюрьму. В следующем воплощении жизненный сценарий повторится. Человек должен будет сделать правильный выбор. Колесо Сансары не выпустит человека, пока он не выполнит поставленные задачи. Пока он не искупит грехи и весь вред, причинённый другим людям.

Что здесь важно понимать? Не обязательно, чтобы отработать какой-либо грех, человек должен родиться заново. Он может исправить ошибку в текущей жизни.

Могут дать человеку шанс (в некоторых случаях, даже не один) пройти урок заново и «сдать экзамен» без перерождений. Именно поэтому, в жизни некоторых людей определенно много однотипных, повторяющихся событий.

Точки выхода − правила, по которым можно выйти из Сансары

Как выйти из Колеса Сансары? Выйти из него не просто, особенно если душа уже проходила один и тот же урок несколько раз. Существует ряд правил-рекомендаций для выхода из этого «Порочного круга»:

  • Сначала, требуется выявить причину, по которой душа человека попала в «Заколдованный круг». Для того, что бы понять причину данного явления, рекомендуется обратиться к опытному Духовному целителю. Опытный Духовный целитель, может помочь найти все причины попадания в Колесо Сансары в насущной жизни, а так же в прошлых воплощениях. Однако целитель может помочь не только выявить причину, но и помочь выполнить кармические задачи, после чего связь с «Заколдованным кругом» будет оборвана;
  • Требуется выяснить условия, поставленные для выполнения, что бы Колесо Сансары больше не участвовало в судьбе человека. Одним из важнейших условий данного этапа является развитие духовного и личностного роста;
  • Раскаяние. На третьем этапе нужно сделать все возможное для искупления грехов. Необходимо просить прощения у тех, кому был нанесен вред. Развиваться в плане личностных характеристик, раскается в содеянных грехах. Конечно, процесс раскаяния занимает довольно длительный период времени, так как на физическом уровне раскаяния не достаточно. Все эмоциональные процессы, связанные с искуплением, должны прочувствоваться человеком, т.е. должна быть вложена энергия.
  • При выполнении всех выше перечисленных задач, целителем проводится специальный ритуал. После ритуала, Колесо Сансары отпускает человека и его Душу. Его может эволюционировать на более высокий уровень вибраций.

В большинстве случаев, для того что бы выйти из Колеса Сансары, целителями применяются дополнительные эзотерические действия. Такие действия предусматривают проведение ритуалов и договоров, для того что бы успешно закрыть всю цепь событий, приводящих в «Заколдованный круг».

Как выйти из Колеса самостоятельно?

Остановить Колесо Сансары, прекратив череду негативных событий можно и самостоятельно. Для этого требуется тщательно работать над собой, над своим внутренним миром. Постараться устранить в себе качества, порождающие неблагоприятные действия. Важно знать, что точка входа-выхода из замкнутого круга повторяющихся событий − находится в самих событиях. Любое событие можно перепрограммировать, зная, из каких компонентов оно состоит и как воздействовать на эти компоненты.

Упражнение «энергетическая чистка»

Это упражнение очищает и балансирует энергетическую структуру человека, а значит:

  1. Изменяет качество энергетического импульса;
  2. успокаивает центральную нервную систему;
  3. помогает осознать – точку входа (момент втягивания) в поле повторяющегося, неблагоприятного события;
  4. помогает определить точки выхода – выйти из Колеса Сансары, проработав каждое событие по отдельности.

Каждое деструктивное событие прорабатывать нужно отдельно.

1. Закройте глаза и посидите некоторое время в тишине, погрузившись в свой внутренний мир. Далее на ментальном экране, «войдите» в событие, которое волнует вас большего всего, на данный момент. Ощутите его во внутреннем темном пространстве, как какой-то энергетический сгусток.

Что такое ментальный экран? Чтобы понять, закройте глаза и смотрите сквозь лоб перед собой – это и есть ментальный экран. На ментальном экране мы визуализируем – представляем нужные нам образы.

2. Мысленно извлеките это событие. Можно:

А) Сосредоточить свое внимание на зажженной свече и представлять, как она вытягивает и сжигает негативную энергию (энергетический сгусток). Визуализируйте до тех пор, пока не почувствуете свободу и легкость внутри.

Б) На ментальном экране создайте свою голограмму и представляйте как она забирает у вас негатив. Как почувствуете легкость и свободу внутри, сразу растворяйте эту голограмму энергией любви.

После проделанного – залейте себя Светом (энергией любви) .

Важно проделать это упражнение чувственно, вложив свою энергию т.е. прочувствовать все моменты: момент нейтрализации негатива и момент зарядки позитивом − энергией любви.

Пока человек будет искать причины всего того, что с ним происходит в наружном − физическом мире, а не внутри самого себя (внутренний мир − мир чувств и мыслей), он (человек) будет находиться в Колесе − Замкнутом Пространстве Своей Несвободы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ