Помните! Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио или телевизор, прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и Ваших действиях.
Информация о случившемся будет многократно повторяться и по мере развития событий уточняться.
Население, проживающее вблизи потенциально опасных предприятий, будет оповещаться дежурным персоналом предприятий по локальным сетям оповещения этих предприятий.
Общий порядок действий. Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.
Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;
При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:
5.1. Электрослесарь должен твердо знать признаки предшествующие или определяющие аварию, правила поведения в аварийной обстановке, а также места расположения средств самоспасения и противоаварийной защиты.
Эти места указываются в плане ликвидации аварий, с соответствующими позициями которого рабочего знакомят под расписку каждые 6 месяцев, а также при каждом изменении участка работы.
5.2. Если рабочий является очевидцем аварии, несчастного случая, обстановки с явной угрозой жизни и здоровью людей, он должен в первоочередном порядке:
Оказать помощь пострадавшим (предупредить людей об опасности);
Немедленно сообщить о несчастном случае или признаках аварии инженерно-техническому работнику (горному диспетчеру) и действовать в соответствии с его указаниями;
Принять меры по ликвидации аварии или ограничению ее распространения, используя при этом противоаварийные и защитные средства;
Выйти в безопасное место при невозможности ликвидировать аварию, ограничить ее распространение, а также при явной угрозе жизни и здоровью.
5.3. Рабочий должен выйти в безопасное место, указанное в плане ликвидации аварий, при получении сигнала (оповещения) об аварии или указания сменного руководителя работ (участка, смены, шахты, горного диспетчера, работника службы охраны труда и др.).
5.4. Оказавшись в задымленной атмосфере, а, также почувствовав трудность дыхания (слабость, головокружение), рабочий должен немедленно надеть самоспасатель и спокойным шагом уйти по ходу вентиляционной струи к ближайшим выработкам со свежей струей воздуха или по исходящей к запасным выходам на поверхность при невозможности выйти на свежую струю кратчайшим путем.
При изменении направления струи, не выключаясь из самоспасателя, продолжать движение навстречу реверсированной свежей струе воздуха до ствола (шурфа, штольни).
По выходу на свежую струю воздуха доложить горному диспетчеру.
5.5. Находясь на аварийном участке на свежей струе воздуха со стороны очага пожара (места взрыва, внезапного выброса), необходимо включиться в самоспасатель (член ВГК в респиратор), оказать помощь пострадавшим и со стороны свежей струи начать тушение пожара первичными средствами (разборку завала для спасения людей).
При тушении пожара должны использоваться огнетушители, песок, инертная пыль, породная мелочь и вода. Горящее электрооборудование и кабели следует тушить песком, инертной пылью или порошковыми огнетушителями, предварительно отключив электроэнергию на аварийные агрегаты. Запрещается тушить их водой и пенными огнетушителями.
5.6. Если в результате аварии пути выхода перекрыты горной массой от внезапного выброса, обрушившейся породой (завалом), водой при затоплении выработки, следует включиться в средства самоспасения (самоспасатель, респиратор, сжатый воздух от пневмосети) и ждать прибытия горноспасателей, подавая сигналы со своего местонахождения.
5.7. Если рабочий застигнут пожаром, находясь в тупике выработки за очагом пожара, ему следует:
Включиться в самоспасатель и, взяв первичные средства пожаротушения, принять все возможные меры по переходу через очаг пожара и его тушению;
В случае неудачной ликвидации очага пожара и перехода через него, соорудить из подручных материалов перемычку как можно ближе к очагу пожара, отойти к забою и ждать горноспасателей;
При прекращении подачи свежего воздуха включиться в резервные самоспасатели (пункты самоспасения) и использовать для дыхания сжатый воздух из трубопровода при окончании срока действия самоспасателя.
5.8. Электрослесарь подземный, застигнутый завалом и не пострадавший при этом, должен принять меры по освобождению находящихся под завалом людей, установить возможность выхода через купольную часть выработки. Если выход невозможен, следует установить дополнительную крепь и приступить к разборке завала, а при невозможности разборки завала ждать прихода горноспасателей, подавая сигналы ударами о металлические или твердые предметы.
5.9. При затоплении или угрозе затопления выработок водой необходимо с самоспасателем выйти на вышележащий горизонт или к стволу по ходу движения воды (пульпы).
5.10. Электрослесарь подземный, обнаруживший по показаниям или сигналам газоопределителя недопустимую концентрацию метана (2% и более), кроме местных скоплений у комбайна и бурового станка, в нише (просеке) опережении лавы и возле буровых полос, должен немедленно прекратить работу, отключить работающие механизмы, предупредить рядом работающих людей и выйти с ними на свежую струю, сообщив об этом сменному ИТР участка или горному диспетчеру.
5.11. В случае образования 2% и более концентрации метана у выемочных и других работающих машин следует немедленно их остановить или дать сигнал на остановку. Если в течение 15 минут концентрация метана будет возрастать или не снизится, рабочий обязан выйти на свежую струю воздуха, сообщив об этом сменному ИТР участка (горному диспетчеру).
5.12. Если обнаружено, что корпус электрооборудования находится под напряжением, замечено искрение или ощущается запах нагретой изоляции, необходимо немедленно отключить электроустановку и сообщить об этом сменному ИТР участка (горному диспетчеру).
5.13. В случае остановки вентилятора главного проветривания или прекращения проветривания выработки, забоя, рабочий должен немедленно прекратить работу, отключить работающие машины и механизмы, выйти на свежую струю воздуха и сообщить ИТР участка или горному диспетчеру.
Если остановка вентилятора главного проветривания продолжается более 30 минут, рабочий должен выйти (выехать) к стволу, подающему свежий воздух или на поверхность.
5.14. О каждом случае травмирования или острого заболевания любой рабочий, первым узнавший об этом обязан немедленно сообщить сменному ИТР (горному диспетчеру), оказать первую помощь и при необходимости обеспечить доставку его в медпункт.
Похожая информация.
Для того, чтобы не допустить травматизма и заболевания работников, принимающих участие в ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами, они еще до начала работ должны быть четко, в полном объеме проинструктированы ответственным лицом. В основу материалов инструктажа по безопасности ведения работ лиц, привлеченных к ликвидации аварийной ситуации, должны быть положены Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, приведенные в них материалы аварийных карт, другие инструкции и правила. Правила безопасности являются обязательными для всех лиц, осуществляющих ликвидацию последствий аварийной ситуаций с опасными грузами.
Меры безопасности при возникновении аварийной ситуации должны проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.). Они предусмотрены и Правилами перевозок опасных грузов. Осуществление мер безопасности при ликвидации последствий аварийных ситуаций производится по согласованию с сопровождающими опасный груз проводниками или конкретными специалистами и при их участии.
Управления (отделения) железных дорог привлекают специалистов и аварийные службы, пожарные подразделения населенных пунктов региона, близлежащих предприятий и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой.
Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекают невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). На место аварийной ситуации, исходя из конкретной обстановки, высылают железнодорожный пожарный и восстановительный поезда. В состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов.
Лица, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и обучены правилам пользования ими. Они обязаны владеть навыками оказания первой помощи пострадавшим.
Первая доврачебная помощь оказывается вне очага поражения. Если первая помощь оказывается пострадавшим, которые получили отравление высокотоксичным веществом, спасатели должны пользоваться соответствующими средствами индивидуальной зашиты, указанными в аварийной карточке.
Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках.
Аварийная карточка—документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников железнодорожного транспорта и спецформирований по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке магистральным железнодорожным транспортом.
Групповая аварийная карточка — документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия тех же работников по ликвидации последствий аварийных ситуаций, но не с конкретным опасным грузом, а с определенной группой грузов, обладающих аналогичными показателями транспортной опасности. При этом по характеру необходимые действия с каждым из них в аварийной ситуации совпадают или различаются незначительно.
Аварийная карточка содержит следующие указания:
По применению средств индивидуальной защиты;
По действиям при аварийной ситуации (утечке, разливе, россыпи, пожаре);
По нейтрализации;
По мерам первой помощи.
Алфавитный указатель, помещенный в приложении к «Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам», содержит наименования опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки.
Ответственные лица должны определить границы опасной зоны, проведя санитарно-химическую разведку очага аварии и ее динамический контроль; принять меры по ее ограждению и оцеплению (охране); оценить пожарную обстановку и угрозу взрыва; организовать оказание медицинской помощи подвергшимся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов и т. д.; выбрать способы нейтрализации и дегазации на основе указаний аварийной карточки; организовать медицинское обеспечение.
Работники санэпиднадзора обязаны в зависимости от характера аварии (взрыв, пожар, сход, опрокидывание подвижного состава, разлив, утечка или рассыпание химических веществ), вида груза и количества разлитого (рассыпанного) вещества, его химических свойств (токсичности или другой опасности для человека) организовать:
Контроль за безопасным ведением работ;
Лабораторный контроль эффективности обеззараживания (дегазации) территории;
Лабораторный контроль качества обеззараживания транспортных средств и механизмов.
Средства индивидуальной защиты, применявшиеся при ликвидации аварийных ситуаций, должны направляться на проверку для установления возможности их дальнейшего использования.
Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных цистерн или тары на грунт, в водоем и другие объекты природной среды не разрешается. Они могут быть допущены только в исключительных случаях при наличии специальных разрешений.
Без применения искробезопасного инструмента запрещается проведение работ по подъему и ремонту подвижного состава, содержащего взрывчатые материалы, воспламеняющиеся газы, легковоспламеняющиеся и горючие грузы.
При необходимости освещения фронта работ должны использоваться осветительные устройства во взрывозащищенном исполнении.
Дата изменения: 11.10.2016 12:34
Современное производство постоянно усложняется. В нем все чаще применяют ядовитые и агрессивные компоненты. На различных видах транспорта перевозят большое количество химически-, пожаро- и взрывоопасных веществ. Все это увеличивает вероятность возникновения и тяжесть аварий.
Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легко возгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.
Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий.
Действия населения по сигналу оповещения.
Основной способ оповещения населения об чрезвычайных ситуациях – передача информации по местной теле- и радиовещательной сети. Для привлечения внимания населения перед передачей такой информации включают сирены и другие звуковые сигнальные средства, звуки которых означает сигнал «Внимание всем!».
При отсутствии в поступившей информации рекомендаций по действиям следует защитить себя от внешнего и внутреннего облучения. Для этого по возможности быстро надеть респиратор, противогаз или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии - прикрыть органы дыхания шарфом, платком, разместиться в ближайшем здании, лучше в собственной квартире.
Войдя в помещение, следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, положив их в пластиковый пакет или пленку, немедленно закрыть окна, двери и вентиляционные отверстия, включить радиоприемник, телевизор и радиорепродуктор, занять место вдали от окон и быть готовым к приему информации и указаний о действиях.
Об угрозе здоровью, возникающей в результате аварийных ситуаций, население оповещается органами ГОЧС. В передаваемых сообщениях будет указано, что делать и как защитить себя и свою семью.
Последствия аварий на химически опасных объектах.
В результате аварий возможны заражение окружающей среды и массовые поражения людей, животных и растений. В связи с этим для защиты персонала и населения при авариях рекомендуется:
На взрывоопасных предприятиях чаще всего к причинам взрывов относят: разрушения и повреждения производственных емкостей, аппаратуры и трубопроводов; отступление от установленного технологического режима (превышение давления и температуры внутри производственной аппаратуры и др.); отсутствие постоянного контроля за исправностью производственной аппаратуры и оборудования и своевременностью проведения плановых ремонтных работ.
Большую опасность для жизни и здоровья людей представляют взрывы в жилых и общественных зданиях, а также в общественных местах . Главная причина таких взрывов – неразумное поведение граждан, прежде всего детей и подростков. Наиболее частое явление – взрыв газа. Однако в последнее время получили распространение случаи, связанные с применением взрывчатых веществ, и прежде всего - террористические акты.
При угрозе взрыва в помещении опасайтесь падения штукатурки, арматуры, шкафов, полок. Держитесь подальше от окон, зеркал, светильников. Находясь на улице, отбегите на ее середину, площадь, пустырь, Т.е. подальше от зданий и сооружений, столбов и линий электропередачи. Если вас заблаговременно оповестили об угрозе, прежде чем покинуть жилище или рабочее место, отключите электричество, газ. Возьмите необходимые вещи и документы, запас продуктов и медикаментов.
Если в вашей или соседней квартире произошел взрыв, а вы находитесь в сознании и в состоянии двигаться, попытайтесь действовать. Посмотрите, кому из людей, находящихся рядом с вами, нужна помощь. Если работает телефон, сообщите о случившемся по телефонам «01 », «02» и «03». Не старайтесь воспользоваться лестницей, а тем более лифтом, чтобы покинуть здание; они могут быть повреждены (разрушены). Покидать здание необходимо только в случае начавшегося пожара и при угрозе обрушения конструкций.
Если вас завалило упавшей перегородкой, мебелью, постарайтесь сами помочь себе и тем, кто придет на помощь; подавайте сигналы (стучите по металлическим предметам, перекрытиям), чтобы вас услышали и обнаружили. Делайте это при остановке работы спасательного оборудования (в «минуты тишины»). При получении травмы окажите себе посильную помощь. Устройтесь поудобней, уберите острые, твердые и колющие предметы, укройтесь. Если тяжелым предметом придавило какую-либо часть тела, массируйте ее для поддержания циркуляции крови. Ждите спасателей; вас обязательно найдут.
Аварии на автомобильном транспорте
Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности.
Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.
Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.
При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.
После аварии определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.
При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (тогда легче искать), активно про вентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок», избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло тяжелым подручным предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.
При попадании в ДТП следует сразу же остановиться и осмотреть автомобили – свой и пострадавшего водителя (если вы виновник аварии). Если есть пострадавшие, ни при каких обстоятельствах не оставляйте их без помощи. Сообщите о происшествии по телефону «010», «112», «020» или передайте информацию на ближайший пост ГИБДД через водителей, проезжающих мимо. Не покидайте места аварии до прибытия работников ГИБДД. Максимально сохраните все следы происшествия.
Оказавшись свидетелем дорожно-транспортного происшествия, наезда или аварии, при котором водитель скрылся, запомните и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы автомобиля и водителя; оказав помощь пострадавшим, передайте эти сведения в ГИБДД. Если вы на автомобиле, остановите его, не доезжая до места аварии. Включите аварийный сигнал. Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что увидели на месте происшествия.
Аварии на общественном транспорте
Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП желательно быстро покинуть салон и отойти на 10-15 м в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами. Не ждите, когда ситуация станет критической. Разбивайте окна, для чего используйте любые подручные тяжелые предметы: находящийся в салоне огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.; в крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся стекол.
При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстаивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случае следует заранее защитить шарфом, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.
В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.
При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.
При падении в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.
Действия пассажиров при аварии на железнодорожном транспорте
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.
Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним то же самое происходит при столкновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах, так как его, в отличие от первого, не буферят локомотив и багажный вагон.
При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.
При авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями, большинство травм люди получают в результате падений с полок. Чтобы избежать их или хотя бы смягчить удар, следует, кроме закрепления багажа, убрать со столиков небезопасные бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них наподобие кинжалов ложками и т.п. Подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети, матрацы с внешней стороны или подложить под них свернутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться. Полностью, до фиксации, закрыть или открыть двери купе, чтобы они при резкой остановке не стали причиной травмы попавших в проем руки или головы.
При серьезном крушении надо немедленно выбраться из вагона и оказать помощь пострадавшим пассажирам. Внимательно осмотритесь, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов: они могут представлять смертельную опасность.
Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании - секунды. Во избежание этого в движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно в сторону движения, в остановившемся - на улицу, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле полотна.
При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше.
Бывают ситуации, когда движущийся поезд невозможно остановить.
После аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в 3-м и 6-м купе со стороны поперечных полок. Разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь на ту сторону железнодорожного пути, где больше свободного пространства, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесъ в спасательные работы: помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.
Во время аварии возможен разлив топлива. В этом случае отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как существует угроза пожара и взрыва. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электpоток по земле, может быть от 2 (сухая) до 30 (влажная) метров.
Действия пассажиров при аварии на водном транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.
На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее положение, а экипаж готовится к оставлению судна.
Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивидуальным средством спасения. Лучше всего научиться этому заранее. Надо помнить, что неправильно надетый спасательный жилет может не только не помочь, но даже ускорить гибель человека на воде.
Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллективное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спассредство может спуститься один взрослый мужчина.
Капитан покидает судно последним, предварительно лично удостоверившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы аварийного снаряжения находятся в спасательном средстве.
Перед посадкой в надувные средства спасения (плоты, лодки) необходимо плотно обмотать тканью металлические части обуви - подковы, пряжки, выступающие гвозди, которые могут повредить резиновую обшивку. При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы – бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на надувную конструкцию. Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно спасательной лодки или плота.
Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений – отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.
Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, переходом на борт подошедшего судна-спасателя, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.
Действия при угрозе и совершении террористических акций
В современных условиях серьезную угрозу для многих стран мира и, в том числе, для Российской Федерации представляет терроризм. В мировой юридической практике этот вид угрозы безопасности жизнедеятельности рассматривается как опаснейшее преступление.
В большинстве случаев, при совершении террористического акта, объектом террора служит мирное население.
Правила поведения при возможной опасности взрыва
В настоящее время наиболее характерными действиями террористов являются организация взрывов в местах массового скопления людей и жилых домов. Своевременное обнаружение взрывоопасных предметов позволит сохранить вам и другим людям жизнь.
К большому сожалению, взрывы на улице, во дворе, в доме и автомобиле стали частью нашей обычной жизни. Террористы очень изобретательны и у них имеется богатый арсенал – от самодельных взрывных устройств до гранат и мин, применяемых в Вооруженных силах.
О том, что есть опасность взрыва, можно судить по следующим признакам:
Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику милиции или другому должностному лицу. Не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей.
Правилам поведения в случае захвата вас в заложники
Обеспечение безопасности при захвате самолета
Нужно помнить, что самолет чаще всего захватывают дважды: сначала террористы, затем – спецподразделение. Оба эти действия опасны, и самая главная заповедь – беспрекословно выполнять команды:
Опыт показывает, что заложники больше всего страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока.
Вот некоторые советы того, как необходимо вести себя, если самолет, в котором вы находились, захватили террористы:
Часто в ходе переговоров бандиты освобождают детей, женщин и больных. Если вы попали в это число, вы должны максимально помочь оставшимся на борту самолета пассажирам. Необходимо как можно больше собрать информации: число захватчиков, в какой части самолета они находятся, как одеты, их поведение (агрессия, воздействие наркотиков, алкоголя), кто главный в группе и другие приметы, которые вы смогли заметить.
Если в общении с террористами лучше сидеть около прохода, то при появлении группы захвата безопаснее у стены или иллюминатора.
При захвате самолета спецподразделениями необходимо:
От знаний полученных вами, от умения быстро и правильно оценить обстановку, будет зависеть не только ваша жизнь, но и жизнь окружающих вас людей (родственников, друзей и знакомых).
4.1. При обнаружении угрозы взрыва, пожара или иной аварийной ситуации необходимо немедленно покинуть зону, предупредить об опасности других работающих и сообщить о случившемся руководителю работ.
4.2. В случае возникновения пожара необходимо обесточить электроустановку и организовать тушение имеющими средствами и сообщить о пожаре ответственному руководителю работ.
Запрещается тушить электроустановку, находящуюся под напряжением водой, химической пеной. Разрешается использовать порошковые и углекислотные огнетушители.
4.3. При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока согласно правил, изложенных в разделе 6 настоящей инструкции.
5.1. Доложить ответственному руководителю работ об окончании работ и действовать в соответствии с требованиями инструкции на рабочее место или согласно указанию ответственного лица.
5.2 Для научно-исследовательских подразделений и лиц, эксплуатирующих электроустановки и пользующихся электроприборами – отключить их от сети. Отключить подачу напряжения в помещение на щите управления (в производственном коридоре).
5.3 Привести в порядок рабочее место, переносные светильники, электроинструмент поместить в отведенные для них места или сдать ответственному за их хранение..
5.4 Вышедшие из строя люминесцентные лампы, лампы ДРЛ и другие источники, содержащие ртуть, должны храниться упакованными в специальном помещении. Их необходимо периодически вывозить для уничтожения и дезактивации в отведенные экологической службой для этого места.
6.1.1. Непосредственное прикосновение к токоведущим частям или приближение к ним на недопустимое расстояние.
6.1.2 Прикосновение к металлическим корпусам, кожухам, ограждениям и другим частям электрооборудования, оказавшегося под напряжением из-за повреждения изоляции его токоведущих частей.
6.1.3 Возникновение шагового напряжения на поверхности земли или основания, на котором находится человек, вследствие замыкания провода на землю или неисправностей в устройстве защитного заземления. Величина шагового напряжения по мере удаления от точки замыкания уменьшается и на расстоянии 25 м и более практически равна 0.
6.2.1. Первым действием оказывающего помощь должно быть быстрое отключение той части электроустановки, которой касается пострадавший (отключение рубильника). Если пострадавший находится на высоте, то необходимо принять меры, исключающие его падение, которое может возникнуть при отключении электроустановки.
6.2.2 При невозможности быстрого отключения принимаются меры к отделению пострадавшего от токоведущих частей. В установках до 1000 В можно отделить пострадавшего от токоведущих частей, взявшись за сухие части одежды, воспользовавшись сухой палкой, доской или каким либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытые одеждой. Для изоляции рук оказывающий помощь, если необходимо коснуться тела пострадавшего и для обеспечения дополнительной безопасности, должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, натянуть на руку рукав пиджака (куртки). Можно также изолировать себя, встав на резиновый коврик, сухую доску или сверток одежды, т.е. подстилку, не проводящую электрический ток.
6.2.3. При затруднении отделения пострадавшего от токоведущих частей следует перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой или перекусить пассатижами каждый провод отдельно, используя при этом также токоизолирующую подстилку (см.6.2.2). При отделении пострадавшего от токоведущих частей рекомендуется действовать по возможности одной рукой.
6.3 МЕРЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
6.3.1 Для определения состояния, в которой находится пострадавший после освобождения от электрического тока, необходимо:
уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность,
проверить наличие дыхания,
проверить наличие пульса,
выяснить состояние зрачка глаза (широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжения мозга).
6.3.2. Во всех случаях поражения электрическим током обязателен вызов врача независимо от состояния пострадавшего. Телефон медпункта 2802, 9-03.
6.3.3. Провести искусственное дыхание пострадавшему.
Способ "рот в рот" .
Для производства искусственного дыхания пострадавшего следует уложить на спину, расстегнуть стесняющую дыхание одежду, удалить изо рта посторонние предметы и слизь. Голова пострадавшего максимально запрокидывается за счет подкладывания одной руки под шею и надавливанием другой на лоб так, чтобы подбородок оказался на одной линии с шеей. Для предотвращения западания языка нижняя челюсть пострадавшего должна быть слегка выдвинута вперед.
Оказывающий помощь делает глубокий вдох и с силой выдыхает в рот пострадавшего. При вдувании воздуха оказывающий помощь плотно прижимает свой рот к лицу пострадавшего так, чтобы по возможности охватить своим ртом весь рот пострадавшего, а своим лицом зажать ему нос. После этого спасающий откидывается назад и делает последующие выдохи в рот пострадавшего со скоростью 10-12 выдохов в минуту (каждые 5-6 сек.) до полного восстановления дыхания пострадавшего или до прибытия врача.
Если челюсти пострадавшего плотно стиснуты и открыть рот не удается, следует проводить искусственное дыхание "изо рта в нос".
Показатель эффективности искусственного дыхания служит поднятие грудной клетки пострадавшего при вдувании воздуха, порозовение кожных покровов и слизистых, а конечным итогом выход больного из бессознательного состояния и появления у него самостоятельного дыхания.
При проведении искусственного дыхания контролировать, чтобы воздух не попадал в желудок пострадавшего, о чем свидетельствует вздутие живота. Выдавливание производят осторожным надавливанием ладонью на живот между грудиной и пупком.
6.3.4 Поддержание кровообращения в организме с помощью наружного массажа сердца.
При отсутствии у пострадавшего пульса независимо от причины прекращения работы сердца необходимо одновременно с искусственным дыханием проводить наружный массаж сердца. Для чего следует:
уложить пострадавшего спиной на жесткую поверхность,
обнажить грудную клетку, снять стесняющую одежду,
встать на колени рядом с пострадавшим,
определить положение нижней трети грудины, положить на нее верхний край ладони разогнутой до отказа руки, а затем поверх руки положить другую руку и надавливать на грудную клетку пострадавшего, слегка помогая при этом наклоном своего корпуса, с частотой примерно 1 раз в секунду.
Надавливание следует производить быстрым толчком так, чтобы продвинуть нижнюю часть грудины вниз в сторону позвоночника на 4-5 см. Усилие при надавливании следует концентрировать на нижнюю часть грудины, продолжительность надавливания не более 0,5 сек, интервал между отдельными надавливаниями 0,5 сек. Если оживление проводит один человек, то на каждые два вдувания он производит 15 надавливаний на грудину. За 1 мин. необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний. При участии в реанимации двух человек соотношение "дыхание-массаж" составляет 1:5. При этом при вдувании массаж сердца (надавливание) не производится.
После восстановления сердечной деятельности (определяется пульс) массаж сердца прекращают, продолжая искусственное дыхание (при слабом дыхании пострадавшего). При этом следить, чтобы естественное и искусственные вдохи совпали. Непрямой массаж и искусственное дыхание проводить до появления самостоятельного дыхания и работы сердца или до прибытия врача.
Эффективность реанимации: кожные покровы розовеют, зрачки сужаются, восстанавливается самостоятельное дыхание, прощупывается пульс на сонных артериях.
Неэффективность реанимации: кожные покровы синюшно-фиоле-товые, зрачки широкие, пульс на артериях не определяется. При неэффективности реанимации ее проведение можно прекратить через 30 минут.