Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Ограничивающие убеждения и скрытые выгоды - это шлагбаум на пути к молодости и здоровью. В данной статье практически нет теории, а есть практическая работа с ограничивающими убеждениями и скрытыми выгодами. В ходе этой работы Вы без лишних объяснений поймете (если не знали раньше), что такое ограничивающие убеждения и скрытые выгоды и что с ними делать, чтобы они не мешали нам жить?

В этой статье мы разберемся с ограничивающими убеждениями и скрытыми выгодами, заставляющими нас стареть и болеть. По аналогии, Вы поймете, как работать с ограничивающими убеждениями и скрытыми выгодами в других областях жизни: деньги, благополучие, отношения - все, что угодно.

Ограничивающие убеждения и скрытые выгоды.

"Верите вы или не верите в то, что вы можете сделать что-то, вы в любом случае правы"!

Генри Форд

Выявление ограничивающих убеждений.

Возьмите ручку и бумагу (или создайте текстовый файл на Вашем компьютере, например в программе Word) и запишите следующие 4 предложения:

  1. С годами люди становятся…
  2. С каждым годом я становлюсь…
  3. Когда мне будет 70 лет, я буду...
  4. Старость - это…

Продолжите каждую фразу теми словами, которые сразу придут Вам в голову. Можно перечислить несколько вариантов (пока не буду приводить примеры, чтобы у Вас возникали только собственные ассоциации). Важно: сделайте это СЕЙЧАС и только потом читайте дальше!

*******************************************************

Теперь прочтите, что у Вас получилось. Сначала поговорим о предложениях 1, 2 и 3. Скорее всего, Вы закончили эти фразы не только позитивными словами (например, "с годами люди становятся умнее, опытнее"), но и негативными (например, "с годами люди становятся больными, слабыми, беспомощными, морщинистыми").

Так вот, все негативное - это НЕ РЕАЛЬНОСТЬ. Это - всего лишь Ваши ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ. То, что программирует Ваш мозг на запуск процессов старения, на болезни, на неудачи.

И не над говорить, что Ваши убеждения основаны на фактах, доказаны и т. д. Убеждения всегда настраивают нас на поиск их подтверждения. Таково основное свойство любых убеждений - подтверждать самих себя. И ограждать самих себя от любых фактов, которые могут их (убеждения) поколебать.

Как только Вы слышите или видите, что-то, что противоречит Вашим убеждениям, так сразу стараетесь эти "несоответствующие" факты дискредитировать ("этого не может быть", "я в это не верю", "вранье", "ошибка" и т. д.). Так действует "инстинкт самосохранения" Ваших убеждений.

Зато, если какая либо информация подтверждает Ваши убеждения, она вызовет у Вас абсолютное доверие и будет легко принята на веру, без всяких проверок.

И еще, если уж разбираться, такие ли они "Ваши", эти негативные убеждения? Откуда они взялись? Изначально - рассказов и слов других людей (например, родителей, учителей, авторитетных для Вас людей), из чужого опыта. А, затем, приняв чужие убеждения, встроив их в собственную картину мира, Вы стали искать им подтверждение в окружающем мире - опять же в чужом опыте, но и в своем. А, кто ищет, тот, как известно, всегда найдет!

Так что, давайте уничтожать эти "псевдо-наши" убеждения!

Хорошая новость в том, что избавиться от ограничивающих убеждений гораздо легче, чем можно подумать! Для этого мы сделаем одно простое действие...

Работа с ограничивающими убеждениями.

Итак, избавиться от ограничивающих убеждений не просто, а очень просто! Впрочем, работа с ограничивающими убеждениями заключается не столько в их уничтожении, сколько в замене их на другие, позитивные "не ограничивающие" убеждения.

В предложениях 1, 2 и 3 жирно зачеркните все негативные слова, а над ними напишите противоположные положительные слова, даже если Вы в них не верите (Вы наверняка ПОКА в них не верите, но, к счастью, этого и не требуется). Если Вы делали задание не на бумаге, а в компьютере, то выделите всю фразу и зачеркните вот так , а ниже напишите исправленную фразу.

Пример:

С годами люди становятся старыми, больными, некрасивыми, глупее .

С годами люди становятся моложе, здоровее, красивее, умнее .

Как Вы видите, мы избавляемся от негативных (ограничивающих) убеждений, заменяя их положительными (разрешающими).

Вот так просто? Ну, не совсем.

Теперь САМОЕ ГЛАВНОЕ: повторяйте это действие каждый вечер, перед сном, в течение 7 дней (всего одну неделю).

Пишите эти несколько фраз с продолжением (с любым продолжением, которое приходит Вам в голову), а затем заменяйте негативные слова на позитивные - противоположные по смыслу.

Вы увидите, как постепенно негативных слов Вам приходит в голову все меньше, а позитивных все больше. Напоминаю - ВЕРИТЬ в то, что Вы пишете, СОВЕРШЕННО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Это работает независимо от Вашей веры!

Конечно, чтобы полностью и окончательно избавиться от ограничивающих убеждений , Вам потребуется больше одной недели. Поэтому сделайте перерыв в 1-2 месяца и повторите работу с ограничивающими убеждениями еще раз.

Но, что еще важнее, ДЕЛАЙТЕ что-нибудь для подтверждения Ваших новых, позитивных убеждений. Только Ваши действия , направленные достижение абсолютного здоровья и молодости, помогут закрепить новые утверждения, и не позволят вернуться старым.

Выявление скрытых выгод.

А сейчас прочтем 4-ое предложение ("Старость - это...") - как Вы его продолжили? Признаюсь, я специально Вас немного запутала, предложив Вам сначала закончить все четыре фразы:-) В этой, последней, фразе все негативные слова СОВЕРШЕННО УМЕСТНЫ! И объясняется это тем, что СТАРОСТЬ и ВОЗРАСТ - совершенно не связаны между собой. Старение - болезнь, а возраст - всего лишь цифра в паспорте, которая просто НЕ ДОЛЖНА на Вас влиять! (и если Вы сейчас согласны - смотрите начало статьи - про ограничивающие убеждения:-))

А вот если Вы закончили 4-ую фразу положительными словами (например, "Старость - это покой, уважение окружающих"), то в Вашем сознании (и подсознании, что гораздо важнее) поселились... СКРЫТЫЕ ВЫГОДЫ. Это такой скрытный, коварный зверек, который способен саботировать любые наши попытки стать молодыми, здоровыми и красивыми. Выявить скрытые выгоды и избавиться от них сложнее, чем от ограничивающих убеждений. Ограничивающие убеждения, они - вот, на поверхности! А скрытые выгоды, потому и скрытые, что прячутся и маскируются. Но мы и их тоже выведем на чистую воду!

Главное - это то, что мы их обнаружили. Теперь им никуда от нас не деться:-)

Работа со скрытыми выгодами.

СКРЫТЫЕ ВЫГОДЫ означают, что Вы связываете то, что Вам хочется получить (например, отдых, свободу от работы и других обязательств, внимание окружающих) со старостью. ВНИМАНИЕ! Ваши желания СОВЕРШЕННО ПРАВИЛЬНЫ (не правильных желаний просто не бывает)! НЕ ПРАВИЛЬНА только привязка этих желаний к состоянию СТАРОСТИ!

Как только мы обнаружили эти вредные привязки наших желаний к состоянию старости, они (привязки) начали ТЕРЯТЬ СИЛУ. А, чтобы они окончательно растаяли, необходимо найти другой, конструктивный, способ получить желаемое, вместо старения! Часто, и искать-то не надо. Достаточно лишь УВИДЕТЬ, что состояние старости НИКАК не связано с Вашими желаниями.

Например, чтобы перестать работать, Вам надо выйти на пенсию, а получение пенсии никак не зависит от Вашего здоровья и внешнего вида - Вам не нужно приносить справку от врача о куче "старческих" болячек, чтобы получить пенсию и отдыхать в свое удовольствие!

С получением внимания может оказаться немного сложнее - мы с детства привыкли, что нас жалеют, когда мы болеем. Но и эту проблему легко решить. Часто, бывает достаточно просто попросить. Так и скажите "Дорогой муж(жена/дочка), мне ужасно не хватает внимания. Пожалуйста, принеси мне в постель чашку чая с бубликом!" :-)

И помните, что став моложе и красивее, Вы получите намного больше ИСКРЕННЕГО ВНИМАНИЯ, а не внимания по обязанности/из жалости.

А что мы делаем с нашей записанной фразой ("Старость - это...")? Да просто зачеркиваем все ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ слова, которыми Вы ее продолжили (отрицательные оставляем). Заменять их отрицательными не нужно. Мы уже проделали всю работу со скрытыми выгодами, когда обнаружили их и нашли альтернативные способ получения желаемого.

Так же, как мы делаем с предложениями 1-3, предложение 4 тоже нужно записывать каждый вечер, в течение 7 дней и проделывать работу по выявлению скрытых выгод и их нейтрализации.

*****************************************

Давайте повторим, что мы делаем каждый вечер в течение следующих 7 дней.

Ограничивающие убеждения:

  1. Записываем в тетрадь предложения 1-3 ("С годами люди становятся…", "С каждым годом я становлюсь…", "Когда мне будет 70 лет (80-90-100), я буду..."
  2. Продолжаем каждое предложение теми словами, которые приходят нам в голову по ассоциации.
  3. Зачеркиваем все негативные слова и пишем вместо них позитивные (с противоположным смыслом).

Скрытые выгоды:

  1. Записываем "Старость - это..."
  2. Продолжаем фразу теми словами, которые приходят нам в голову.
  3. Находим позитивные слова и выявляем скрытые выгоды.
  4. Находим конструктивные способы достижения желаемого и зачеркиваем позитивные слова.

P. S. Описанная в статье методика выявления ограничивающих убеждений и скрытых выгод и работы с ними, конечно же, не единственная. Существует много методик, большинство из которых предлагают разбираться с данными явлениями гораздо более тщательно. Данный же метод можно назвать экспресс методом, настолько он простой и быстрый, по сравнению с остальными. Тем не менее простота не делает предлагаемый метода менее эффективным!

Если же Вам хочется "покопаться" в закоулках своего сознания и подсознания, поискать корни ограничивающих убеждений и сакральный смысл скрытых выгод, то вот Вам несколько вопросов, которые вы можете себе задать (вопросы подходят как для ограничивающих убеждений, так и для скрытых выгод).

Вопросы для работы с ограничивающими убеждениями и скрытыми выгодами:

  1. Когда у меня возникло данное убеждение?
  2. Кто внушил мне это убеждение?
  3. Был ли человек, который внушил мне данное убеждение, удачлив, счастлив, здоров и т. д. (в зависимости от исследуемого убеждения)?
  4. Хочу ли я быть похожим на человека, внушившего мне это убеждение (в той области, к которой относится данное убеждение)?
  5. При каких обстоятельствах данное убеждение может быть ошибочным?
  6. Знаю ли я кого-то, кто имеет противоположные убеждения?
  7. Насколько человек с противоположными убеждениями состоятелен в той области, к которой относятся исследуемые убеждения)?
  8. Как отказ от данного убеждения может отразиться на моей жизни (положительные и отрицательные последствия)?
  9. Как отказ от данного убеждения может отразиться на близких мне людях (положительные и отрицательные последствия)?

Как видите, вопросов можно придумать много, копаться в себе можно до бесконечности. Откровенно говоря, я этого не люблю. Предпочитаю простые и эффективные решения. Для меня, главное - результат. А для Вас?

Анекдот в тему:-)

Приходит человек к психологу и говорит: "Доктор, я не сплю неделю! Каждую ночь, стоит мне лечь в кровать, из под кровати выбегает стадо слонов, потом зебры, за ними выползают крокодилы, выбегают львы... и все ржут, дудят, рычат... и так всю ночь!"

Психолог почесал в затылке и говорит: "Случай, конечно, сложный - комплексные галлюцинации, зрительные и слуховые. Но не безнадежный! Требуется длительное лечение, 2 раза в неделю, по $200 за сеанс. Но где-то через пол года наступит улучшение!"

Пациент сказал, что подумает и ушел.

Через неделю психолог встречает его случайно на улице и спрашивает как дела.

Мужчина говорит: "Все отлично, меня сосед вылечил, за бутылку!"

Психолог удивляется: "Как???", а мужчина объясняет: "Да просто, подпилил ножки у кровати!"

Ограничивающие убеждения

У нас у всех есть убеждения. Многие из них даже не подвергаются сомнению или критическому переосмыслению - мы просто привыкли так думать.
Однако, часть наших собственных убеждений давно для нас не актуальны, они стали для нас ограничивающими. И порой они приводят к тому, что в жизни мы получаем совсем не то, что на самом деле хотели бы.

Распознаем убеждения
Первый шаг к тому, чтобы жить чудесно — изучение наших убеждений, самых важных продуктов для нашего супа. Убеждения — это форма самогипноза. Они управляют вымышленными утверждениями, которые мы повторяем себе так часто и с такой уверенностью, что забываем: это всего лишь персонажи сценария, который мы написали, но поступаем так, будто они настоящие. Возможно, мы говорим себе: «жизнь полна страданий», — и видим подтверждения нашему мнению в каждом разговоре с друзьями, на которых насели проблемы, в каждом сообщении новостей о бедствиях (которые мы слушаем с маниакальным влечением) и в каждой новой травме, и неудаче, которую привлекаем в свою жизнь. Задача подсознания — подтвердить, что мы правы. Ему все равно: на создание чего мы его запрограммируем, на смех и радость или на несчастье и неудачу. Это не его работа. Оно просто обеспечивает, чтобы наши убеждения и упования были исполнены, чтобы они соответствовали нашему опыту, чтобы наш внешний мир отражал наш внутренний мир. Если у нас противоречивые убеждения, это отразится на действительности, которую они создают.

Открываем убеждения
Сделайте список мнений о следующем: я, мир, жизнь, работа, отношения, любовь, секс, здоровье, успех, деньги, моя карьера, моя внешность, родители, дети, знания, ответственность, убеждения, значение жизни, мужчины, женщины, годы взрослой жизни, религия, добро и зло, действительность, удача, изменения, смерть, удовольствие, развлечения, ограничения, творчество, мое тело, уход на пенсию, досуг. Выберите одну из тем, потом набросайте все, что приходит в голову на эту тему. (Не надо просто думать об этом. Во всех упражнениях этой книги важно записать свои мысли или наговорить на диктофон. Процесс письма и вокализации каким-то образом открывает нас для изменений.). Не подвергайте цензуре определенные мысли: «Это не так. Не уверен, уместно ли или не хочу этому верить». Просто выложите столько мыслей, сколько возможно, включая такие, которые кажутся тебе очевидными фактами. Уйдет на это полстраницы или дюжина — пока не выдохнетесь. Отметьте любые чувства, которые пришли, пока вы писали. («Расстроился, когда записывал вот это»).

Теперь начните отсеивать. Каковы основные ваши убеждения и отношение к этой теме? Откуда пришли эти убеждения? Какие возражения появляются к написанному? Есть у вас другие убеждения, которые могли бы «объяснить» возражения? (Например, «любой умеет творить и я не умею творить» могут быть соединены убеждением, что «я отличаюсь от других людей»). Сделайте итоговый список своих убеждений на эту тему, включая возражения.

Не опускайте любое из убеждений, говоря: «Все так считают, навряд ли, что «все», — и в любом случае, верите вы или нет, это влияет на вашу жизнь, поэтому требует исследования. Мы все окружаем себя людьми, которые разделяют наши убеждения, чтобы нам с ними было удобнее, и потому «очевидные факты» более всего нужно подвергать сомнению. Как убеждения отражаются в вашей жизни? Как они могут повлиять на вас в будущем? Хотели бы вы изменить некоторые из этих убеждений?

Повторите упражнение с другими темами. (Отметьте: можно использовать отдельные листочки бумаги, с тем чтобы вы могли потом выбросить или сжечь негативные мысли и убеждения).

Салли, как очень многие женщины, была полна негативных убеждений о своем теле и о пище. Она постоянно ограничивала себя в еде из страха прибавить в весе. Она всерьез считала, что может прибавить три фунта, съев торт, и ее тело отважно боролось, чтобы доказать ее правоту. Она смотрела на свое тело как на врага и со стонами гляделась в зеркало. Сначала Салли была в каком-то роде ошеломлена от моего предположения, что тело просто пытается подтвердить ее убеждения и что если она искренно поверит, что ее тело может поддерживать свой вес, независимо оттого, что она ест, то так оно и будет. Постепенно, после того как она взяла ответственность и за другие области жизни и начала чувствовать себя вправе на это, Салли полюбила свое тело и доверилась ему, и оно откликнулось.

Большинство из нас мучаются от убеждений, которые ограничивают наши возможности, травмируют, приносят страдания или которые лишают нас волшебства и радости существования. Взгляните, не узнаете ли вы себя в каком-нибудь из нижеследующих ограничивающих убеждений:
1. Жизнь полна конфликтов и страданий.
2. Чтобы выжить, надо бороться.
3. Счастье никогда не продолжается долго.
4. Люди в основном эгоистичны и жадны.
5. Все мужчины...
6. Все женщины...
7. Все дети...
8. Женщинам действительно трудно.
9. Мужчины не плачут.
10.Мы растем только через боль и страдание.
11.Я безнадежный неудачник.
12.Мир катится в пропасть.
13.Мы живем в жестоком обществе.
14.Любовь причиняет боль.
15.Я — мешанина неприятностей из-за своего детства
16.Старея, люди становятся слабыми и больными.
17.На всех не хватит.
18.Никто на самом деле меня не любит (понимает).
19.Мое здоровье всегда не в порядке.
20.Школьные годы — лучшие годы моей жизни.
21.Жизнь бессмысленна и тщетна.
22.Сердиться не следует.
23.Мне всегда не везло.
24.Самоотрицание полезно.
25.Доктора лучше знают.
26.Я слишком стар, чтобы меняться.
27.Ничего не могу поделать с тем, что я чувствую.
28.Мне нужно оправдать мое существование.
29.Для праздных рук найдет работу дьявол.
30.Опасно гулять ночью по улицам.
31.Ничего не могу поделать.
32.Жизнь несчастна без любимого.
33.Мне всегда не хватает денег.
34.Жизнь — это бег по кругу.
35.Я не заслуживаю счастья.
36.У меня всегда не хватает времени.
37.Если бы только муж/жена/родители/дети позволили мне...
38.Время от времени все болеют.
39.Ты уже стареешь, если тебе 20/30/40/50/60/70
40.Если бы только...

Хорошо если вы обратите внимание, с какими ограничивающими убеждениями вы отождествляете себя (и постепенно увеличивайте список, когда перерабатываете убеждения). Теперь обдумайте, какое возможное влияние такие убеждения — как могучие созидательные силы — оказывают на вашу жизнь. Если кто-то поддерживает общепринятое убеждение, что мы растем только через боль и страдание, например, тогда они, вероятно, должны создавать травматические происшествия в довольно устойчивом темпе.

Кто-нибудь врезается в их машину; вскоре после этого грабят их дом; потом умирает сосед; потом обнаруживается сухая гниль в гостиной, и это продолжается. Они говорят себе, что они просто несчастливы, не понимая, что именно они источник несчастий. Мысли — энергия. Мысли — магнит.

Убеждение о дефиците — известное также как «психология бедности» — другая широко распространенная система мнений в нашей культуре. Она включает такие убеждения, как «На всех не хватит», «У меня всегда не хватает денег», «Деньги на деревьях не растут», «Нужно упорно трудиться, чтобы иметь то, что хочешь», «Если у тебя больше — у других меньше», «Отложи на черный день», «Неприлично быть богатым, когда столько много бездомных и голодных». Если у вас какое-нибудь из этих утверждений вызывает страдальческий вздох или гнев, лицемерное «Да, это так» — значит, вы придерживаетесь психологии бедности, и ваша жизнь это отразит. Вы будете или бороться за деньги, никогда не имея их достаточно, или будете богаты, но будете бояться потерять их.

Целые века изобилие и материальное богатство считались несовместимыми с духовным ростом. Как говорит Бартоломью: «... ваш разум запрограммировал вас против богатства и удовольствия, против всего, от чего сверкают глаза и хочется танцевать». Мы поверили, что Бог хочет, чтобы мы продолжали бороться, едва способные оплатить свою дорогу, и, конечно, не хочет, чтобы мы весело жили с деньгами. Деньги — корень зла, диктует пуританская мысль Старой Эпохи. Новое сознание считает по-другому. Оно предполагает, что Бог (Богиня), Начало, Вселенная, Сила, Свет — какой бы термин вы ни захотели использовать — просто наверняка предпочитает, чтобы мы наслаждались жизнью вовсю, чтобы открыли себя радости и изобилию Вселенной; что Творец — есть любящая сила, и она не хочет, чтобы мы терпели горе, бедность и трудности. Освобождение от психологии бедности будет одним из многих удовольствий Новой Эпохи и ключевым аспектом нашего духовного роста. Вместо того чтобы видеть деньги — или время, любовь, успех, радость — в большом дефиците, мы начнем смотреть на них как на естественное наше право по рождению, давая им протекать через наши жизни с большой легкостью. До сегодняшнего дня мы делили богатство мира на «хорошее» и «плохое», считалось, хорошо упиваться красотой природы, но плохо, находить удовольствие в достатке. Мы могли быть хорошими и бедными либо плохими и богатыми, таков был выбор. Но как напоминает Лазарис, деньги (как и природа) — это всего лишь набор колебаний, иллюзия, которую мы создаем, а иллюзий мы можем получить столько, сколько пожелаем! Хватит всем.

Деньги всегда были проблемой в моей собственной жизни. Я умудрялась не залезать в долги только потому, что была осторожной. Многие годы я питалась бобами и гренками, торопливо приготовленными на плите с баллоном сжиженного газа. Если кто-то мне дарил хорошее туалетное мыло, я экономила его, не веря, что когда-нибудь куплю такое же, и через несколько лет натыкалась на грязный кусок, потерявший приятный запах. Даже когда я имела деньги в банке, я покупала дешевую и яркую одежду, книги, продукты и все необходимое и откладывала остальное на черный день, который так и не пришел. Я никогда не была «в белой полосе». Я никогда не чувствовала достаток и не считала возможным тратить деньги и радовать себя. Когда я переработала свое отношение к деньгам, причины стали совершенно понятны. Мои убеждения о деньгах были безнадежно перепутаны и противоречивы.

С другой стороны, я связывала благополучие со свободой, досугом, радостью, изобилием, путешествиями и возможностями, а недостаток денег — с борьбой, жертвенностью, саботажем к самой себе, страхом голода и холода. Но я также соединяла благополучие с эгоизмом, жадностью, материализмом, жестокосердием, чванством и скукой, как детский образ из Библии о верблюде и игольном ушке. Бедность также воспитала романтические картины о борющемся с трудностями художнике, о меньших требованиях и ожиданиях и некоторой расчетливой практичности, вскормленной во мне на севере Англии. («Мы как-нибудь справимся, только надо потерпеть»). Я считала также, что у бедняков более развито чувства тепла и общности, — и это казалось мне очень милым и правильным! Кроме того, у меня была память из других жизней про обет бедности. Неудивительно, что мне приходилось много трудиться ради денег.

Как только я отпустила свое мученичество и двойственность отношения к деньгам, мои старые страхи растаяли в воздухе. Хотя доходы оставались прежними, деньги перестали быть проблемой, беспокойством, источником вины и тревоги, а стали надежным другом. Несмотря на прикладывания меньших усилий, теперь я верила, что когда бы мне ни понадобились наличные — оплатить ли счета, сходить в мас-ерскую или съездить за границу — это станет возможно. Я начала видеть мир как изобильное и радостное место. Я больше не связывала деньги с отчаянным трудом, страстями, страхами, жадностью; наоборот, такие слова, как «бить ключом, наслаждаться, отдавать, быть радушным, передавать» стали приходить на ум. Мои свободные ассоциации о богатстве изменились коренным образом: «Преуспевание течет через мое сердце, будто канал чистого света — Света Вселенной — который предлагает мне свое безбрежное богатство. Это ключ, открывающий двери к дивным возможностям жизни. Это ступенька в моем духовном росте. Деньги теперь приходят в мою жизнь легко и приятно. Чем больше у меня есть, тем больше я могу наслаждаться и делиться ими. Я открываю себя как дорогу к свету».

Меняем убеждения
Предположим, что теперь вы осознали еще одно негативное или ограничивающее убеждение, которое хотели бы изменить. (Если нет, просто полчаса послушайте поток мыслей или разговор. Поищите любые мысли, которые включают «если только», «должен», «следовало бы», «не могу», «но», «пытаюсь», «трудно», «что-то держит», укоризну к другим людям, сожаление о себе, любые страхи и сомнения, цинизм, виноватость, осуждение себя или других, чувство беспомощности или убеждения психологии бедности). Теперь — как вы будете менять эти убеждения?

1. Начни с размышления, откуда пришло это убеждение. От вашего отца? Матери? Учителей? Дедушек и бабушек? Друзей? Из книг? Телевидения? От супруга? Может быть, вы даже не вспомните. Но ключевой шаг — принять ответственность за это убеждение. Примите, что никто не заставляет вас верить ему. Вы выбрали его. Не вините себя за этот выбор. У вас были причины на это в то время. Просто владейте им, как собственным.
2. Теперь выберите себе новое убеждение, основанное на любви, доверии, благополучии, и убеждение, что мы создаем себе действительность. Вот несколько примеров:

Старое
- Жизнь полна страданий.
- Мне никогда не хватает денег.
- Счастье долго не длится.
- У меня по три простуды в год.
- Я неудачник.
- Если больше у меня — меньше у других.
- Меня испортило детство.
- Я не могу.

Новое
- Жизнь полна радости.
- Мне всегда хватает денег.
- Счастье длится всегда.
- Я всегда здоров.
- Я пользуюсь успехом.
- Хватит на всех.
- Я так много узнал в детстве.
- Я могу все, что хочу.

Новое убеждение должно быть абсолютно позитивным. Неудачно заменять убеждение «Я неудачник» на «Я не неудачник». Если вам скажут не думать о белом медведе, что произойдет? Правильно. Все равно, что просить школьников не хихикать. И твое подсознание не может пробовать не быть неудачником, прежде чем не нарисовать образ неудачника. Поэтому выбери успех. Нарисуй положительный образ.

Следующий шаг — решить, почему вы придерживаетесь старого убеждения. Вы можете просто задать себе этот вопрос, сесть потихоньку с ручкой и бумагой в руках и ждать, когда придут ответы. Этот простой метод может работать замечательно.
Джилл Эдвардз

Бывает ли у вас так – есть цель, что делать, понятно, делаешь-делаешь, результата нет — знакомо? Всё чаще ко мне обращаются люди на грани отчаяния, не понимающие, почему ничего не получается, ведь они так много вкладывают в свои желания. И в большинстве случаев, причина скрывается в их ограничивающих убеждениях.

К примеру, женщина считает себя непривлекательной, потому что мама в детстве называла её некрасивой, говорила: «Тебя такую никто не полюбит». Девочка выросла, занимается собой – маникюр, макияж, спа, фитнес, стилист, парикмахер, два высших образования, и т.д., а мужчины обходят ей стороной. Сознательно она считает себя стильной и интересной, но в подсознании сидит убеждение, закрепившееся в детстве: «я некрасивая, меня никто не полюбит». И это как ручной тормоз, на котором далеко не уедешь. Стоит мужчине взглянуть на эту женщину с интересом, как внутри у неё включается программа: «я не могу быть ему интересна, я некрасивая», и подсознательно она отталкивает его. Думаю, Вы встречали таких женщин – всё при всём, и семью хотят, а счастливых отношений нет. Это работа подсознательных ограничивающих убеждений.

Или другой пример. Женщина всё своё время и внимание тратит на семью – детей, мужа, родителей, троюродных братьев, т.д. Наступает 50-летие, и она вдруг осознаёт, что для себя не жила. Всё время решала чужие проблемы, себя не развивала, и теперь детям с ней скучно, родные ждут полной самоотдачи, и обижаются, когда её не получают, всем вокруг хорошо, кроме неё самой. Почему так? Потому что внутри есть убеждение, что «я плохая мать, жена, дочь, т.д.», и всей своей жизнью она доказывает, что это не так, не слышит себя, свои потребности. Результат – разочарование в жизни и хроническая неудовлетворённость.

Одно из самых распространённых убеждений, с которым я работала в последнее время – «надо быть сильной, потому что…». Это «потому что» у каждой своё, но «быть сильной» основательно портит жизнь тысячам женщин, потому что, имея такую подсознательную установку, они выбирают мужской стиль поведения, контролируют, всё решают сами, конкурируют с мужчинами. Как результат, их мужья проявляют инфантилизм и мягкотелость вместо крепкого плеча, решительности и ответственности, о которых мечтают их жёны.

Замена установки включает процесс серьёзных личностных изменений, женщина вдруг понимает, что может себе позволить перестать быть сильной, и при этом стать намного более успешной и счастливой. Такие женщины чаще всего приходят с запросом «найти нормального мужчину», но «нормальный» мужчина не может появиться в их жизни, пока сами они не перестанут быть «сильными» и не освободят ему место в паре.

Несколько слов об убеждениях – откуда они берутся и почему создают столько сложностей.
Убеждение – это не чувство или эмоция, это такая мысль, которая прочно сидит в нашем подсознании (т.е. мы можем её даже не осознавать), и в которую это подсознание свято верит как в аксиому, не требующую доказательств. И, сидя в нас, убеждение диктует наши мысли и поступки.

Как оно в нас попадает?
Особенность таких убеждений в том, что они не фильтруются мозгом, т.е. наш внутренний критик их не оценивает, они транзитом проскакивают мимо всех анализаторов, и встраиваются куда им надо, начиная дирижировать нашей жизнью. Мы начинаем верить, что недостойны жить в достатке – и, пожалуйста, денег становится в обрез. Верим, что «я» — последняя буква алфавита, получаем потребительское, высокомерное отношение окружающих.

Основных источников убеждений четыре – это то, во что верят наши родители; то, что считает социум (например, «уважение ещё нужно заслужить», или «деньги в жизни не главное»); негативный опыт – свой или чужой; и последний источник – религия (к примеру, «счастье можно познать только через лишения»).
В процессе жизни мы подвергаемся влиянию всех четырёх источников, а, будучи детьми, особенно активно впитываем то, что говорят авторитетные взрослые.

Как понять, есть у вас такие убеждения или нет?
Критерии такие: вы много делаете для того, чтобы пришли перемены, а они не приходят; вас не устраивает то, как вы живёте, есть ощущение, что что-то вы постоянно делаете не так; вы часто испытываете негативные эмоции относительно некоторых сфер своей жизни; вы не можете выйти из событийного круга – всё время наступаете на одни и те же грабли, но начать поступать по-другому почему-то не можете.

Ограничивающие убеждения «сидят» в подсознании до тех пор, пока их оттуда не достанут и не заменят, т.е. сами по себе они, к сожалению, не исчезают. Именно поэтому так часто «не работают» аффирмации. Подсознание не принимает новую установку, потому что не освободилось от старой, верит в другое.

Веря во что-то конкретное, мы всегда будем замечать вокруг именно это. Почему говорят «хочешь изменить мир, начни с себя»? Потому что, если мы верим, что все вокруг дураки, то именно дураков и будем замечать, игнорируя тот факт, что недураков ничуть не меньше. Или, акцентируя на том, что «жизнь – трудная штука», мы будем подспудно искать этому подтверждения и видеть только трудности, не замечая того хорошего, что к нам приходит.
Так работают убеждения.

Для того, чтобы избавиться от подсознательных убеждений, нужно их найти, сформулировать и заменить. Один из западных тренеров как-то сказал, что заменять убеждения – это как готовить жаркое из тигра. И самое сложное тут – это раздобыть тигра)). Т.е., найти убеждение – это самая сложная и трудоёмкая часть работы. Для её успеха есть специальные вопросы и приёмы. И после того, как убеждение будет вытащено на поверхность, его замена занимает в среднем 15-20 минут. Т.е. сама по себе процедура не такая уж сложная.

Работа должна проходить индивидуально, поэтому всех, кто сейчас увидел, что у него есть ограничивающие убеждения, но не знает, что с ними делать, я приглашаю в индивидуальную работу, это займёт примерно 1,5-2 часа по скайпу. Я помогу вам определить основные ограничивающие убеждения и научу техникам замены, первую замену вы сделаете прямо на занятии, а потом сможете это делать самостоятельно. о своей готовности, и будем работать.
Ограничивающие убеждения можно и нужно устранять!

Верю в Ваш успех,
Юлия Соломонова

Ограничивающие психологические установки практически никогда не приносят пользы. Они разрушают человеческую жизнь, не давая воспользоваться в полной мере всеми ее возможностями. Поэтому бороться с ними - задача каждого, кто хотел бы быть счастливым.

Как формируются негативные установки?

Чтобы детально рассмотреть понятие ограничивающих убеждений, необходимо сначала определить, чем в принципе являются таковые. Твердая уверенность человека в чем-либо - это правило жизни для личности. В нем она не сомневается и согласно ему совершает определенные поступки. Теория ограничивающих убеждений гласит: установка может быть передана от родителей, или же от тех людей, мнение которых представляется важным. Человек следует этому тезису, не подвергая его критической оценке. Помимо этого, он может создавать и собственное убеждение, основываясь на житейском опыте, и следовать подобной концепции уже осознанно.

В каких же случаях речь идет об ограничивающем убеждении? Каждый нравственный принцип говорит об определенном опыте человека и служит для него ориентиром в водовороте жизненных событий. В один момент оно может оказаться полезным, спасти его от неприятностей. Но проходит время, ситуация меняется, и старое убеждение уже не действует, теряет свою актуальность. Более того, оно начинает тормозить дальнейшее развитие личности, негативно влиять на его психологическое, физическое и материальное благополучие.

О негативной природе материального имущества

Распространенный пример ограниченного убеждения - «Деньги - это зло». Когда-то оно было полезным. Например, в непростые годы революционного прошлого, когда быть богатым человеком было опасно для жизни и следование подобному принципу могло в прямом смысле стать спасительным для человека. Затем это убеждение передавалось от родителей к детям, из поколения в поколение. На протяжении советской истории оно совпадало с принятыми в обществе принципами выживания.

Но затем наступила другая историческая эпоха - время рыночной экономики. И здесь это ограничивающее убеждение стало уже не помогать человеку, а мешать ему выжить. Наличие материального богатства и денег стало означать возможность получения образования, качественных медицинских услуг и других благ. Устаревший нравственный принцип вступил в противоречие с реальной действительностью и стал в его возможностях.

Является ли бедность поводом для стыда?

Еще один пример ограниченного убеждения, связанный с финансами. Он звучит так: «Бедным быть стыдно». Но в действительности эта идея далека от истины. Стыдно человеку должно быть за те поступки или слова, которые наносят вред другим людям или же как-либо их оскорбляют.

Если же индивид не делает ничего плохого, а вся его беда заключается в том, что он не может свести концы с концами в неблагоприятных экономических условиях, то здесь никакой вины и повода для стыда совершенно нет.

Если такое ограничивающее убеждение имеется, с ним непременно необходимо бороться, так как оно понижает самооценку. Тем самым этот разрушительный принцип еще больше лишает человека возможности поверить в свои силы и улучшить финансовое состояние. Те же, кто не стыдятся себя ни в каких обстоятельствах - ни в бедности, ни в богатстве, быстрее и эффективнее преодолевают жизненные трудности, так как не считают отсутствие средств к существованию чем-то зазорным.

Другие разрушительные установки о деньгах

Список ограничивающих убеждений, связанных с финансами, можно продолжить:

  • «На дорогих машинах ездят только преступники».
  • «Всем богачам просто очень повезло».
  • «От денег одни несчастья».
  • «Денег всегда не хватает».
  • «В нашем роду обеспеченных людей не было, поэтому и я всегда буду бедняком».
  • «Финансовой обеспеченности может добиться только человек, у которого имеется хороший старт - наследство от родителей, полезные связи, спонсорство богачей».
  • «Чтобы зарабатывать крупные суммы, нужно трудиться с утра до ночи семь дней в неделю».

Распространенное женское заблуждение

Ограничивающие убеждения в нашей голове связаны с самыми разными жизненными сферами. И многие из этих разрушительных идей имеют отношение к личной жизни. Одним из распространенных негативных убеждений, присущих женщинам, является такое: «Мужчинам нельзя доверять ни при каких обстоятельствах. От женщин им нужно только одно».

Когда-то, в определенный исторический промежуток времени, подобная концепция могла быть жизнеспособной. Та женщина, которая придерживалась ее в своей жизни, могла избежать ненужных внебрачных связей, нежелательных беременностей, осуждения со стороны своей семьи и общества. Руководствуясь им, она могла успешно выйти замуж и сохранить свою репутацию.

Но что касается современной дамы, которая живет во времена другого общественного устройства и доступной контрацепции, такое убеждение может мешать смотреть на представителей противоположного пола без предубеждений. Руководствуясь такой идеей, женщина своими же руками обрекает себя на одиночество. Так это убеждение и обретает природу ограничивающего.

Другие негативные установки в любви

Другие распространенные ограничивающие убеждения в любви, которые мешают быть счастливыми, таковы:

  • «Все мужчины (женщины) - плохие люди». В этом определении часто вставляют различные нелицеприятные слова в адрес противоположного пола. Женщинам, которые так считают, и в действительности на жизненном пути попадаются одни недостойные мужчины. Во всех взаимоотношениях с ними повторяется одна и та же печальная история - ровно до тех пор, пока они не осознают необходимость избавления от ограничивающих убеждений.

Если же подобной установки придерживается мужчина, то это также негативно сказывается на его личном счастье. Обычно у сильного пола такая установка имеет вид «Все женщины меркантильны, им нужны от мужчин только деньги». Если на некоторую часть населения такая установка и распространяется, глупо судить по ней о ста процентах всех женщин. Наличие же такой идеи приводит к тому, что на своем пути мужчина и встречает именно таких дам, которые не прочь попользоваться его кошельком.

  • «Я недостойна счастья и любви». Девушки, в голове которых засело подобная идея, искренне мечтают о счастье в личной жизни. Но что же происходит с ними, когда они встречают своего избранника? Это убеждение начинает мешать им построить полноценные взаимоотношения. Таких дам постоянно начинает что-нибудь тревожить и беспокоить, они мучают своего партнера подозрениями по причине своей неуверенности в искренности чувств избранника. Часто мужчины разрывают отношения с этими девушками по собственной инициативе. Но даже пока отношения длятся, особенной радости в них нет, а только одни выяснения и скандалы.
  • «В теперешнем мире нет места романтике и искренности». Возможно, в нашей реальности и нет места романтике прошлого. Но люди все так же испытывают чувства восторга, любви и вдохновения. И современная романтика ничуть не хуже, чем прошлая.

Разрушительные идеи, связанные с карьерой

Следующий список ограничивающих убеждений непосредственно связан с образованием и профессиональной жизнью:

  • «Только высшее образование является гарантом получения высокооплачиваемой должности. А у меня его нет - значит, хорошей работы мне никогда не отыскать».
  • «Только истинные профессионалы могут что-либо делать. Поэтому мне нужно получить три высших образования и защитить докторскую диссертацию, прежде чем приступать к практической работе.
  • «Родных нельзя расстраивать. Поэтому я должен пойти учиться именно в то заведение, на котором они настаивают».
  • «Пробовать что-то новое можно только в молодости. А в 30 (40, 50, 60) - уже поздно. Старики никому и нигде не нужны».

О себе и о жизни

Следующие примеры ограничивающих убеждений в нашей голове относятся к жизни в целом и к самому себе.

  • «Я такой от рождения. Ничего с собой поделать у меня не получится».
  • «Стандарты красоты - это 90 х 60 х 90. А я им не соответствую, поэтому всегда буду несчастной».
  • «Каждый человек эгоистичен и думает только о себе».
  • «Этот мир устроен таким образом. Одним достается все, другим - ничего».
  • «Человек приходит в этот мир нести свой крест (искупать грехи, мучиться)".
  • «Вся жизнь - это бег по замкнутому кругу».

Отрицательные установки, которые внушают родители детям

Часто бывает так, что уже вполне взрослый человек страдает от негативных убеждений, влияющих на его жизнь с самых ранних лет. Ограничивающие убеждения в нашей голове, которые были внушены в ранние годы, являются самыми стойкими. Ведь ими человек руководствуется десятилетиями, и за это время они прочно укореняются в бессознательном. Примерами подобных установок могут служить:

  • «Если будешь непослушным, никто не будет с тобой водиться».
  • «Горе ты мое луковое…».
  • «Вот дурачок, готов все свое раздать…».
  • «Ты в точности такой же, как твой отец (твоя мать)».

Избавление от деструктивных идей

В зависимости от того, насколько тяжелыми являются негативные установки, человек постепенно вынужден сталкиваться с их разрушительными последствиями в жизни. Он довольствуется тем малым, что у него есть, не имеет возможности развиваться дальше. Закономерно возникает вопрос: как убрать ограничивающие убеждения и сделать так, чтобы они перестали портить жизнь?

Первое, что необходимо научиться делать, - это отмечать возникновение разрушительных мыслей. Всякий раз, когда приходит в голову идея «Я не могу», нужно осознавать: она является обратной стороной позитивной установки «Я могу».

Необходимо всякий раз представлять себе обратное тому, что хочет навязать отрицательная идея. Всегда необходимо понимать, что у человека имеется свободный выбор и он не должен позволять негативу обрести над собой власть. Работа с ограничивающими убеждениями часто оказывается очень долгой. У некоторых людей уходят годы на то, чтобы справиться с разрушительными установками, которые не покидали их с детских и юношеских лет.

Когда в голову приходит очередная негативная мысль, следует ее оспорить. Для этого полезно задать себе несколько вопросов:

  • Почему дела должны обстоять именно так, а не иначе?
  • Кто сказал, что я не могу добиться своей цели? Это человек, с которым я был знаком в детстве, юности или в более позднем возрасте?
  • На какое позитивное убеждение я могу заменить эту идею?

Переиграть ситуацию

Иногда полезно мысленно вернуться в прошлое, еще раз прокрутить в памяти те обстоятельства, которые спровоцировали возникновение отрицательного убеждения. Например, если родители называли богатых людей «барыгами», можно мысленно добавить к этой критике свое мнение: «Мой отец считал всех богачей мошенниками, но в действительности это не так. Среди них немало и тех, кто смог добиться успеха собственными усилиями».

Или же: «Моя мать считала всех мужчин обманщиками, но в действительности дела обстоят по-другому - просто ей с этим не повезло. Это не говорит о том, что и меня ждет та же судьба. Напротив, я сумею воспользоваться мудростью моей матери и не повторить тех ошибок, которые совершила она».

Найти подтверждение негативной установке - реально ли это?

Чтобы избавиться от разрушительного убеждения, полезно попытаться найти объективные доказательства, подтверждающие его. Например, подтверждением того, что допускают ошибки только одни неудачники, будет тот факт, что нет ни одного успешного человека, который бы хоть раз не ошибался. Точно так же нигде нельзя получить официальную справку о том, что на всей планете Земля абсолютно все мужчины являются обманщиками.

Важность визуализации

Так как избавиться от ограничивающих убеждений означает в первую очередь перепрограммировать подсознание, в этом деле не обойтись без работы с образами. Дело в том, что бессознательное человека оперирует именно наглядными символами. Логические же аргументы часто оказываются перед ним бессильными.

Поэтому, чтобы добиться искоренения негативного убеждения, следует как можно чаще прибегать к позитивной визуализации. Когда мысли, заставляющие чувствовать себя некомфортно в эмоциональном и физическом отношении, выявлены, далее следует отпустить их и начать визуализировать желаемое.

Способ из НЛП: «Мета-Да» и «Мета-Нет»

Эта простая технология позволяет изменить негативные убеждения на позитивные. Выполняется она следующим образом:

  • Определяют ограничивающее убеждение, от которого нужно избавиться. Оценивают его интенсивность по шкале от 1 до 10.
  • Представляют его физический образ (в виде свитка, плаката с лозунгом, предмета с надписью).
  • Затем необходимо определить любую вещь, по отношению к которой будет сказано только твердое "нет". Например, предложение продать свою бессмертную душу темным силам.
  • Затем следует потренироваться в своем навыке произносить этот твердый отказ («Мета-Нет»). Слова должны произноситься уверенно, но без крика и лишних эмоций.
  • Затем мысленно поворачиваются к разрушительному убеждению и начинают его прогонять, произнося «Мета-Нет». Делать это необходимо до тех пор, пока образ этого убеждения в воображении не окажется где-то далеко за горизонтом.
  • После этого необходимо представить себе ситуацию или человека, которому всегда будет сказано твердое «Да» (ребенку, родственнику, приятному подарку).
  • Воображают, что где-то за горизонтом уже начало формироваться положительное убеждение. Своим «Мета-Да» нужно начать «приманивать» эту позитивную установку, чтобы она приближалась.
  • Когда она приблизится, следует определить то место в своем физическом теле (необязательно это должна быть голова), куда хотелось бы поместить позитивное убеждение, и с радостью «положить» его туда.
  • После этого проводят оценку, проверяя, на сколько баллов по шкале от 1 до 10 актуально старое убеждение. Если что-то не нравится, или убеждение все еще слишком сильно, повторяют шаги с 5 по 8.

Регулярно разговаривая с собой в позитивном ключе и представляя желаемый (а не вызывающий тревогу) исход событий, человек постепенно избавляется от разрушительных установок в его голове. Этот процесс требует немалого мужества и времени. Но его результатом является счастливая и полноценная жизнь.

В повседневной жизни мы часто руководствуемся ограничивающими убеждениями. НАПРИМЕР:
"сначала собственное жилье - потом свадьба ", "сначала выплатить ипотеку - потом заводить ребенка ", "сначала нужно закрепиться на хорошей работе - а потом строить серьезные отношения " и другие.

Суть не в том, какие они, а в том, что они ложные уже по факту своего существования. Ппосудите сами: ведь для того, чтобы зачать ребенка, совсем не обязательно иметь свидетельство от банка, что ипотека выплачена, для зачатия вовсе не нужно иметь под матрасом данную бумаженцию.

В своей практике психологического консультирования я часто замечаю, что клиентам помогает переворачивание их ситуации с ног на голову. Когда разворачиваешь жизненные затруднения клиентов под другим углом, они начинают понимать, что их сдерживают в решении не внешние препятствия, а собственные ограничивающие убеждения…

Одна моя клиентка обратилась с тем, что оказалась в жизненном тупике по всем статьям: семья , работа, дети - все сложилось так неудачно, что привело к развитию депрессии . Причина оказалась в ненависти к собственной матери, от которой она не получила любви и тепла, в котором нуждается каждый ребенок. Клиентка поняла, что эффективно решать насущные жизненные ситуации у нее не получается из-за того, что все силы уходят на незримую борьбу со своей мамой.

Из-за этой борьбы она не видела ни себя, ни других, ни окружающего мира. Избавиться от этого разрушающего чувства злости к матери почти всегда бывает не так просто. И в первую очередь из-за ограничивающего убеждения, что ненавидеть маму нельзя.

В очень многих семьях есть запрет на выражение ненависти и любых других агрессивных чувств по отношению к родителям. У любого ребенка однажды проявляется агрессия на родителей, например, он в сердцах может назвать маму дурой. Что делает среднестатистическая мама? Возмущается поведением ребенка - как он мог проявить ненависть к ней: «Ты кого дурой назвал?! Ты МАМУ обозвал?!!» Все, замочек защелкнулся, чувства у ребенка подавились, и пошло поехало.

Выход из такой ситуации оказался внутри нее самой: ведь став взрослой, она сама поняла, что может восполнить ту дыру, что сидит внутри нее, собственной любовью.

Коллеги, расскажите Ваши истории. С какими ограничивающими убеждениями Вы сталкивались лично и в Вашей практике.

Тема очень интересная, однако я подразумеваю под ограничивающими убеждениями несколько иное. А именно, те подсознательные установки, которые мешают человеку жить так, как он хочет.

Вот бывает: и понимает человек все, и стремится к своим целям, а не получается у него достигать их. Потому что внутри у него сидит "я не достоин...". У разных людей эта недостойность своя: у кого-то это про счастливые отношения в паре, у кого-то про деньги и т.д.

Еще одно распространенное корневое убеждение - "мир враждебен, ему нельзя доверять". Результатом такого убеждения будет гиперконтроль.

Следствием корневого убеждения "на всех всего не хватит" будет философия бедности.

Такие корневые убеждения рождаются и укореняются, как правило, в детстве в родительской семье . Для детей родители - все равно что Боги, и верит им ребенок беспрекословно.

А укоренившись, убеждение дает свои побеги, которые прорастают как сорняки, сколько их не коси. И бороться с этими вредителями можно исключительно на глубинном уровне. Только "выкорчевав" убеждение, можно от него избавиться.

Помогают мне в этом при работе с клиентами методы психодрамы. Сначала мы с клиентом "обнаруживаем" такой сорняк, а потом, "возвращаясь" в детство, "переигрываем" жизненный сценарий.

Попробую ответить кратко. Если брать в некоем сухом остатке, ограничивающее убеждение - это верование во что-то, что вас ограничивает от жизни вашей мечты, т. е. стоит некой стеной, которая отделяет человека от жизни его мечты.

Ум человека очень хитер и изобретателен. Всегда находятся факты, которые доказывают подобное верование. А так как человек вначале думает и чувствует, а уже затем действует, то его действия и выстраиваются на верованиях. Таким образом и происходит жизнь в ограничениях.

Ограничивающее убеждение - это вера в то, что ухудшает качество жизни.

Ограничивающее убеждение может быть результатом "родительского" программирования, импринта или неэффективного и вредного самообучения. Комплекс ограничивающих убеждений порождает "плотину неверия" в себя, других или мир.

Есть ли выход? Да, через осознание, размышление и действие. Можно, наоборот, через действие, размышление и осознание.
Самое время начать...

С такой ситуацией, которую описала Любовь , у меня фактически каждый второй клиент. Но у меня есть огромная практика с таким ограничением как "я никому не нужна". И корень этих ограничений - отсутствие любви, которую эти люди не получили в своем детстве по разным причинам.

Любовь - это питание для души, попросту надо накормить голодную душу, и все придет в равновесие.
И я строю свою работу на накоплении любви и закрепляю формированием благодарности.
Только это сочетание дает самый эффективный результат.

Ограничивающие убеждения являются фильтрами нашей реальности.

Это отрицательный фактор для достижения успеха, поскольку ограничивающие убеждения по своей сути негативны, не дают раскрыться нашему потенциалу в полной мере.

Имея ограничивающие убеждения, мы видим реальность иначе, чем другие, потому что у нас разные убеждения. Одна и та же ситуация может восприниматься людьми по-разному. Именно поэтому то, что другим кажется смешным, мы таковым не находим.

Мы формируем убеждения, потому что они упрощают нашу жизнь. Если мы, например, прикоснулись к горячему утюгу и получили ожог, в следующий раз мы не будем этого делать. Не будем по одной простой причине - мы убеждены, что это повлечет за собой ожог. Это пример положительного убеждения, которое упрощает нашу жизнь и защищает нас.

Когда же мы формируем ограничивающие убеждения, наша жизнь теряет богатство, потому что мы не способны воспринимать ее правильно.

Простой и, к сожалению, типичный пример - человек, получивший негативный опыт в личных отношениях, переносит отрицательное восприятие на всех потенциальных партнеров. Он начинает верить, что все мужчины/женщины такие же. Эта вера не позволяет ему увидеть мужчин/женщин, которые не вписываются в сложившуюся систему убеждений.

Многие люди ошибочно воспринимают окружающий мир. И при этом думают, что они видят реальный мир. Тем не менее, ограничивающие убеждения корректируют картину мира таким образом, что это верно только для них. И очень трудно для таких людей понять, что жизнь, которую они видят, является таковой, поскольку проходит сквозь призму их ограничивающих убеждений.

Самые первые убеждения ребенка - самые сильные, они зависят от установок родителей. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. Но, увы, конечно же, есть родители, которые совершенно не задумываются о влиянии их установок на развитие ребенка, который придет во взрослую жизнь с множеством ограничивающих убеждений, не способствующих положительному развитию.

Я бы отнесла ограничивающие убеждения к тем бессознательным установкам, в основном возникающим в детстве часто как защитные. Они постепенно закрепляются и порождают так называемые иррациональные идеи, которые включаются в бессознательный комплекс установок, который в итоге служит для поддержания устойчивого равновесия и чувства безопасности.

Как защитные механизмы, они, как правило, меняются во время возрастных кризисов . Если этого по каким-то причинам не происходит, то тут-то и начинаются ограничения и различные проблемы. Ведь если то, с чем человек сталкивается во внешнем мире, не соответствует его бессознательным установкам, то неизбежно происходит внутренний конфликт, есть угроза безопасности.

Тогда есть два варианта - менять убеждение или воздействовать на внешний мир, что проще. Человек просто исключает, например, людей, не подтверждающих установку, и общается с людьми, ее подтверждающими.

Конечно, гораздо конструктивнее путь развития и замены установки. Необходимо осознать, для чего работает этот мешающий механизм, какую потребность он удовлетворяет, которую он не может удовлетворить конструктивным и неразрушающим способом, что этому мешает. И потом строить новый механизм.

У племен Южной Америки, унаследовавших традиции предков, есть понятие "текучести", нам проще назвать это гибкостью, суть одна - береза гнется, а дуб чаще ломается. Быть текучим - это еще и пересматривать свои убеждения, чтобы они не были ограничивающими.

Не бывает изначально отдельных ограничивающих убеждений.

Это всегда когнитивно-чувственно смысловой комплекс, несущий достаточно мощный энергетический заряд, который в случае неосознавания его в процессе развития ребенка ведет к характерологическим, невротическим, психососматическим расстройствам.

Ядром комплекса является ситуация сообщения ребенку определенной значимой информации о нем на фоне сильной эмоционально-чувственной, телесной реакции.

Это может быть в форме «двойного сообщения» в случае, если телесное и вербальное послание противоречивы.
Тогда же, когда содержание телесного и вербального совпадает - это будет интроект.
И то, и другое без критики входит в голову ребенка.

В первом случае может быть ситуация, когда нарциссическая мама холодным голосом говорит своему чаду: «как же я тебя люблю», «как же ты мне нужна». Ребенок считывает информацию сначала однозначно, веря словам, и старается, чтоб его любили. Здесь ограничивающим убеждением будет «мама меня любит, но я должен стараться изо всех сил, чтобы она любила меня больше». Только взрослый человек может прочитать противоречивость послания и правильно на него отреагировать.

Во втором случае ребенку дают затрещину со словами «как же ты меня достал». Если ситуация повторяется, у ребенка складывается отчетливое ощущение: «я не нужен такой, какой я есть, своей маме». Если это ощущение поддерживать, то это закрепляется, становясь ограничивающим убеждением «я не нужен».

Не имеет смысла работать с убеждениями на рациональном уровне, эта работа всегда связана с эмоциональным отреагированием и осознаванием всего ограничивающего комплекса, состоящего из убеждения и комплекса родительских и своих чувств, неявно присутствующих в фоне. Сама терапия хорошо проходит в гештальт-группе, особенно если группа усиливается метафорическим отыгрыванием этих комплексов.

Небольшой фрагмент из истории женщины 40 лет: Она почти уверена, что умрет, а хочет ли жить - не знает. Желание жить моментально блокируется травматической историей, неоднократно подтвержденной неадекватным поведением родителей. В этом случае накатывает прежнее отношение к себе («не понятно, кто я», и вообще «есть ли я на свете», «имею ли я право», «все это заложено в генетике» - имея ввиду панические атаки).

Но ведь хочется же жить. Конечно, у нее есть сомнения, что получится, но все равно очень хочется. Это желание удается выдавить через слова: «ну… наверное… хочу… а ведь хочу!…и даже очень хочу!…и даже очень, очень, очень хочу!… И хочу, что бы это состояние, когда Я есть и люди говорят, что Я есть, что Я живая, не прекращалось!.
И женщина понемногу начинает верить в то, что говорит...

Ограничивающие убеждения, на мой взгляд, это те, что мешают нам в достижении целей . Ограничивая нашу жизнь, такие убеждения содействуют поступкам, не только не ведущим к достижению целей, но двигающим нас в прямо противоположную сторону.

Например, девушка желает познакомиться с молодым человеком. Но те установки, которые передали ей родители, укоренились в подсознании и сформировали недоверие, желание соперничать с с мужчинами, смотреть на них свысока. Это могли быть выражения типа:

  • ни один мужчина не достоин... (возможны варианты - женского мизинца, женских слез...);
  • мужчины ни на что не способны;
  • мужчинам нельзя доверять;
  • у мужчин голова ниже пояса....

Могут ли подобные выражения способствовать нормальной коммуникации с мужчинами? Очевидно, что нет. Напротив, они будут двигать нас от мужчин. Потому что ни один их них не потерпит высокомерия и неравноправных отношений.

Таким образом неосознанные родительские, а иногда и приобретенные в своей собственной жизни, установки могут ограничивать нас в достижении целей. И единственный способ снять эти ограничения - это осознать их, затем научиться распознавать и видеть за своими поступками, и наконец - заменить их на такие, которые уже будут помогать двигаться к достижению цели.

Например, в противовес приведенным выше можно предложить следующие:

  • мужчины достойны уважения и доверия так же, как и женщины;
  • мужчины способны делать то, что трудно делать женщине;
  • мужчины думают иначе, и мне интересно познавать их мышление.

Снятие и замена ограничений, "впитанных с молоком матери", дело непростое и длительное. Те, кто захочет это сделать, должны настроиться на длительную работу с психологом .

К различным ограничениям и к нарушению естественного процесса овладения определением приводят разные причины, например:

Когда родители непоследовательны в осуществлении запретов и обещаний, ребенок перестает понимать значения слов "нельзя", " можно", " нужно" и т. п, точно так же, как отсутствие конкретных и определенных ответов на вопросы ребенка приводит его к формированию неопределенных представлений;

- когда родители разговаривают с ребенком на сложном языке, состоящем из большого количества непонятных ему слов, это приводит ребенка к ложному представлению об их понятности и определенности;

- когда родители говорят о себе и о ребенке как о едином целом ("мы заболели", " нам нравится") или произносят фразы за ребенка, это приводит к потере определенности понятия " Я" .

В результате подобных нарушений в процессе развития на этапе выстраивания личных границ человек не осваивает умения четко классифицировать различные фрагменты Картины Мира и выделять внутри этой картины себя, свои состояния, желания и проявления.

Такие же сложности он испытывает в ситуациях, когда требуется ориентирование на сложные неоднозначные (например, этические) понятия. У него возникают проблемы в любых ситуациях, требующих понимания и соблюдения любых правил и ограничений, а также резко возрастает риск попадания в любые зависимости.

Ниже приведен случай из практики, где зависимость стала следствием сформированных ограничений в детстве.

На приеме молодая замужняя женщина, двое детишек. Отвечая на первичные вопросы, все время посматривала на сотовый телефон, который без конца издавал звук.

До замужества познакомилась с молодым человеком, с которым произошел первый сексуальный контакт. Отношения были недолгими, и у нее появился страх , что на ней никто не захочет жениться. Вскоре она познакомилась с мужчиной старше себя на 8 лет и была рада тому, что он предложил пожениться, несмотря на то, что она была не девственницей.

Радость была недолгой, так как муж практически каждый день упрекал ее прошлым, и она, будучи уверенной в том, что виновата перед ним, полностью принимала его укоры и подчинялась правилам, которые он заставлял соблюдать. В обязательном порядке она должна была каждый день (!) произносить клятву на священном писании о том, что не изменяла ему в течении дня. Без этого ритуала муж к ней не прикасался.

Каждодневные допросы на глазах у маленьких детей доводили ее до эмоционального срыва, и она порой билась головой об стену. Когда она не работала, он закрывал ее снаружи на ключ вместе с детьми. Балкон - единственное место, куда она могла выйти и подышать свежим воздухом с детьми.

"Вернуться в родительский дом - это позор" - еще одно ее ограничение. Единственный ее сексуальный контакт до замужества стал ее пожизненным клеймом и приговором.

Пожалуй, два самых крупных блока ограничивающих убеждений, с которыми мне приходится иметь дело - это убеждения о том, что счастье нужно выстрадать и дефицитарные убеждения .

Очень широко распространены в постсоветском пространстве

  • "да кому я/ты/она нужна с детьми",
  • "меня никто не понимает",
  • "не могу развестись из-за детей",
  • "мне уже поздно",
  • "страдания очищают душу",
  • "если ты любишь, то...",
  • "старость не радость",
  • "не потопаешь - не полопаешь",
  • "деньги на земле не валяются",
  • "не в деньгах счастье".

На протяжении веков материальное благополучие и духовность считались несовместимыми. А в СССР можно было поплатиться жизнью или свободой за материальный достаток, достаточно вспомнить красный террор, раскулачивание, денежную реформу и другие печально известные события. Выбор невелик - можно было быть бедными, но честными, или богатыми, но плохими.

Я глубоко убеждена, что счастье мы продуцируем сами, впрочем, как и проблемы. Количество работы - одинаково по модулю, только знаки разные. А соответственно, создать счастья можно сколько угодно! Люблю работать и с убеждениями "психологии бедности", переформировывать их.

На мой взгляд, ограничивающие убеждения - это установки и ценности, которые мы приобретаем на протяжении Жизни. Некоторые из них начинают очень мешать жить в согласии с собой.

Например, некоторые женщины считают, что если узнают об измене муже, немедленно выкинут его из своей Жизни на том основании, что он предатель по их убеждению. Но когда это происходит на самом деле, она никуда его не выкидывает, не разводится, а находит причины остаться с ним, с "предателем".

И внутренняя установка, ценности начинают её глодать изнутри, не прощая такой выбор.
И женщина уходит в депрессию или в соматику.
И это далеко не единственный пример ограничивающих убеждений- установок.

Целью терапии является изменение этих ценностей и установок, которые мешают качественно жить и быть более свободным человеком в своих выборах: кем быть и как жить.

На мой взгляд, ограничивающее убеждения бывают как положительные, так и отрицательные.

Давайте разберемся в понимании ОУ:
- если женщине нужно выплатить кредит для того, чтобы уйти спокойно в декрет - это стратегия реальности;
- если кто-то говорит, что женщины чересчур эмоциональны - это пресуппозиция;
- если мужчина, стесняется подойти и познакомится с понравившейся ему женщиной (думая быть недостойным или отвергнутым) - это "не положительное" ограничивающее убеждение;
- если человек думает о суициде, стоя на краю высотного дома, и боится спрыгнуть - это "положительное" ограничивающее убеждение, так как сохраняет жизнь человеку.

Ограничивающее убеждение - это убеждение контекста: или "да", или "нет".

А мне бы хотелось поговорить о пользе ограничивающих убеждений .

Безусловно, я согласна со всеми, кто говорит о тех препятствиях в достижении успеха, которые возникают из-за неправильной формулировки поставленной цели. Однако мне бы хотелось обратить ваше внимание на те ограничивающие убеждения, которые изложены в самой мудрой книге - Библии. Думаю, все помнят заповеди, в которых прописаны, на мой взгляд, ограничивающие убеждения.

Т. е. в данном случае эти ограничения служат теми поведенческими границами, без соблюдения которых любое сообщество обречено. Закладываются эти границы в самом раннем детстве, когда очень важно показать ребенку все грани и тонкости жизни среди сообщества. Правильное использование ограничения (иногда даже в целях безопасности самого ребенка), заложенное с помощью убеждения - это гарантия того, что ребенок в своей взрослой жизни будет правильно ориентироваться в морально-этических сложностях человеческих взаимоотношений.

Мудрость родителей в данном вопросе состоит в том, чтобы не просто рассказать, а и показать, как работают ограничения, через которые ни в коем случае нельзя переступать.

Самая распространенное ограничивающее убеждение, по моему опыту, это "я недостаточно хорош для... " или "это еще не то... ".

И, конечно, очень часто люди ставят себе ограничивающие условия: "Я никому не понравлюсь, пока не похудею", " Стану счастливой, когда изменю нос, уши, губы...", "Пока не заработаю, я не могу расслабиться" и т. д.

Иногда люди их даже не осознают и считают полезными, потому что это их мотивирует. Когда происходит осознание их негативного влияния на жизнь клиента, становится возможна коррекция этих убеждений и замена на более экологичные.

Ограничивающие убеждения - это убеждения, которые перекрывают путь к тому, что задумал человек.

Например: молодой человек хочет жениться, но боится женщин. Боится женщин, потому что мама плохо относилась к нему в детстве, и оттуда у него в подсознании залегла мысль, что женщина - это зло. Теперь, когда у него есть желание жениться и продолжать род, внутри залег страх : а вдруг она такая же, как мама. Конечно же, это все происходит неосознанно.

Все эти убеждения находятся в бессознательном человека. Речь идет о здоровых желаниях, а не таких как полететь в другую галактику, найти волшебную палочку, убить человека и т.д.В процессе терапии выявляется убеждение, мешающее осуществлению желанию, и находится выход.

Любое субъективное убеждение является ограничивающим . Ведь по сути ранее полученный человеком опыт (свой или полученный им по наследству от родных и близких людей) становится "клеткой" для человека.

А ведь именно об этой ситуации на примере притч рассказал Носрат Пезешкиан в своей книге "Если хочешь получить то, чего никогда не имел, сделай то,чего никогда не делал".
Этому посвящена моя публикация на сайте

Особенно же неприятен выбор в отсутствии выбора. Многие из нас помнят сатирический монолог персонажа Романа Карцева про то, как он выбирал раков то по три рубля, то по пять рублей, а потом выясняется, что у него и рубля нет. Зачастую человек создает для себя иллюзорные цели и иллюзорные замки, практически пронизанные догмами с ограничивающими убеждениями, вместо того, чтобы активно использовать свои актуальные способности для качественного улучшения своей жизни.

Чтобы понять, что такое ограничивающие убеждения, для начала определим, что такое убеждения вообще и откуда они берутся. Убеждения - это некие "правила жизни", в которые мы верим и действуем соответственно им. Их много у каждого человека. Убеждения могут передаваться нам от родителей или значащих для нас людей, и мы им следуем, не подвергая анализу и осознанию. Также мы можем создавать и свои собственные убеждения, исходя из нашего опыта, и следовать им осознанно.

В каком же случае мы говорим об "ограничивающем убеждении"? Дело в том, что любое убеждение описывает некий опыт человека и служит ориентиром в жизни. В какой-то момент времени конкретное убеждение может быть очень полезно для человека, но время проходит, обстоятельства жизни и среда меняются, и это же убеждение начинает ограничивать дальнейшее развитие и благополучие человека.

Например, посмотрим на такое убеждение как "деньги - зло".
Предположим, что оно возникло у человека в революционные годы нашего непростого исторического прошлого, когда в классовой борьбе перемалывались судьбы, и следование ему могло спасти человеку жизнь.

Далее это убеждение могли передавать из поколения в поколение в этой семье на протяжении советского периода, и оно совпадало со стратегией выживания в обществе. Но потом наступил другой период - рыночная экономика, и это убеждение стало мешать выживанию человека, так как наличие денег стало означать возможность получать хорошее образование, платные медицинские услуги и пр.

В этот момент оно и стало "ограничивающим " в силу того, что пришло в противоречие с изменившейся реальностью и стало ограничивать возможности человека достигать благополучия.

Или посмотрим на такое убеждение как "все мужчины хотят секса , и им нельзя доверять".
Возможно, в какой-то исторический момент времени женщина сформировала это убеждение, и оно помогло ей избежать внебрачных связей и беременностей . Но для ее внучки, которая живет в век контрацепции и сексуальной свободы, оно может стать ограничивающим, так как будет мешать создавать отношения с мужчинами и обрекать на одиночество, мешать быть счастливой.

"Ограничивающие убеждения" часто являются мишенью психотерапевтичеакой работы. В каждой из модальностей психотерапии, в которых я работаю, существуют свои методы и техники для работы с ограничивающими убеждениями. Замена ограничивающих убеждений на позитивные развивающие убеждения позволяют человеку стать более счастливым и успешным

Нашей жизнью управляют убеждения, и большинство из них - ошибочные и ограничивающие.

К примеру, если вы считаете, что в какой-то области не соответствуете принятым нормам, то принимаете сказанное слишком близко к сердцу, чувствуете дискомфорт и стремитесь избежать критики. Ваши эмоции порождаются убеждением в собственной неполноценности.

Если вы знаете, что с вами всё в порядке, то, даже испытывая недовольство от критики, осознаёте, что критика эта исходит из ложных убеждений и глубокой боли говорящего, а потому ваши чувства и реакция окажутся совершенно иными.

Возможно, вы не понимаете, как именно убеждения порождают страхи , оказывающие влияние на ваше поведение.
В принципе, вы даже можете не верить, что они вообще на что то влияют.
Однако это правда, и мы снова и снова будем возвращаться к этой мысли.

По моему мнению, ограничивающие убеждения - это страхи и установки, пришедшие чаще всего к нам из детства от родителей или появившиеся на основании нашего опыта. Часто они не осознаются, а иногда человек понимает, что страх мешает, но сам ничего не может с ним поделать.

Самые распространённые ограничивающие убеждения в моей практике:

  • "Меня никто не любит",
  • "Что обо мне скажут люди",
  • "Я хорошая девочка (мальчик)",
  • "Быть конфликтным плохо".

Человек несёт свои убеждения и страхи по жизни, подсознательно используя их в разных ситуациях, пока не осознает, что они ему мешают. Осознав, что многие годы жил рука об руку со страхом, человек удивляется и задаёт вопрос: "Что же делать?". И тогда приходит время договариваться со страхом и менять ограничивающие убеждения на конструктивные, позитивные, созидающие.

На мой взгляд, ограничивающими убеждениями можно назвать те, которые держат человека в рамках его представлений о жизни (мире), не давая заглянуть, и уж тем более выйти за пределы этих рамок.

И для определения сути этих убеждений не столь важно, откуда они взялись. Важно, что они присутствуют в жизни человека как незыблемый каркас , на котором строится его представление не только о мире, но и о самом себе. Поэтому расставание с такими убеждениями расценивается человеком практически как собственная смерть .

Именно в этом состоит основная трудность при изменении подобных убеждений. Однако когда человеку удается осознать, что проблемы в реальном мире не существует, и вся проблема находится в области его представлений и убеждений (его "карты мира"), многое для него становится возможным. И особенно приятно осознавать, что человек при этом совсем не теряет, а напротив, приобретает себя: как человека творческого, движущегося, обретающего гармонию в себе самом.

Я перейду сразу к тому, что можно делать с убеждениями, которые перестали быть эффективными.

С любыми ограничивающими убеждениями можно работать с помощью ответов на следующие вопросы:

  1. Если бы было все возможно, каким бы я был (хотел быть) человеком?
  2. В чем мои убеждения (или одно убеждение) мне раньше помогали?
  3. В чем мои убеждения начали мне мешать?
  4. Что во мне изменилось, что они начали мне мешать?
  5. Что будет, если убеждения останутся?
  6. Что будет, если ограничивающие убеждения изменятся на новые?
  7. Какое новое убеждение я хотел бы иметь вместо старого и ограничивающего?

Знаете, как приручают слонов? Маленького слоненка привязывают за ногу к дереву. Несколько неудачных попыток освободиться формируют у слоненка уверенность в своей неспособности стать свободным Слоненок вырастает в сильного большого слона, покорно стоящего у любого деревца или хлипкой ограды, чувствуя на своей ноге лишь тонкий поясок.

Действительно убеждения могут сильно ограничивать наше видение ситуации, наши возможности, нашу свободу. К счастью, человек (в отличие от животных) может распознавать и осознавать такие убеждения, может анализировать и корректировать эффективность своих убеждений. Таким образом человек управляет своей свободой, а значит - выходит на качественно иной уровень жизни.

В действительности, есть установки, часто связанные с системой ценностей личности - и сами по себе ограничивающие установки.

Первая ограничивающая установка, которая имеет отношение не к клиентам, а к психологам - это то, что "если я повышу стоимость своих услуг, то у меня станет меньше клиентов или они вообще не придут". Это неправда.

Ограничивающие установки часто связаны со страхами , семейными сценариями, семейными играми. Один мой знакомый говорил, что когда он начинает что-либо делать руками (к примеру, забивать гвоздь), то он обязательно "должен" поранить руку. Мне показалось, что эта ограничивающая установка дает возможность ему как можно меньше что-либо делать руками.

Другая ограничивающая установка не позволяет человеку создать нормальные отношения и семью (к примеру, та, где все мужчины козлы).

Для работы психолога и психотерапевта очень важно самому освобождаться от ограничивающих установок. "Правильно" или "хорошо" можно сделать большим количеством способов. Но это почему-то все не помнят или не знают. Возможно, это потому, что в школе нас пытались убедить, что большинство математических задач решается одним единственным способом. Хотя таких задач, которые решаются только одним способом, практически не бывает.

Или, к примеру, ограничивающая установка, распространенная в нашей культуре: когда родители не показывают свою любовь к детям, чтобы они "не баловались". Что из этого получается, знают все психологи.

Исследуемое направление ограничивающих убеждений нередко встречается в приватной практике. Поделюсь одной из сторон явления, такой, как стереотипы поведения, а также их возможным влиянием на качество жизни.

Из рассказанного пациентами, стереотипам и подражанию иногда намеренно учили в семье , неоднократно предлагая ребенку или взрослеющему человеку похожие установки. Например: "Смотри, что делают другие: дяди, тети, сестры, знакомые, соседи и..." - отягощая личную инициативу определять свою жизнь

Одной из распространенных категорий ограничивающих убеждений являются стереотипы(большинство), буквально "слепое" подражание другим людям без осознанного понимания, что стоит за тем или иным личностным выбором. Пожалуй, самое неблагоприятное, что они приносят - непрожитую человеком собственную жизнь. Мысли об упущенных возможностях, горькое сожаление о потерях и ошибках.

Бывает, выросшие с полученными убеждениями женщина или мужчина пришли к осознанию, что многое упущено, растеряно в бесконечных поисках себя. И способны обнаружить, что заблудились в стереотипах, среди чужих установок, чужой воли.

Когда-то может прийти инсайт осознания, что скорее они не жили, а гнались за чей-то удачей, бросали начатое, начинали что-то, что-то накапливали "просто-так", "как у других", теряя себя.

Хорошо, если что-то проснется внутри, с помощью собственных усилий и/или в личной терапии, скорректируется, приведет к самому себе, к ответственности, к жизни.

Мне понравился один интересный тест... на мой взгляд, как раз подходит к данной теме.

На самом деле, та сумма денег, о которой Вы подумали - и есть тот максимум, который Вы себе разрешаете, который считаете "реальным", которого, по Вашему мнению, Вы достойны. Вот оно - Ваше ограничивающее убеждение...

Если Вы столько зарабатываете - значит, считаете, что не сможете заработать больше. Можно находить кучу причин - маленький город, нет образования и т. д и т. п. НО суть остается одна - это не ФАКТ, это всего лишь Ваше мнение. А любое мнение может быть ошибочно, как и любое убеждение.

Если Ваш заработок больше заявленной в Вашей голове суммы - что ж, судьба дарит Вам подарок, аванс, так сказать. Меняйте убеждения, расширяйте границы.

Все это равносильно и применимо не только к материальной части, но и к духовной.
Считаете, что недостойны любви - Вас никто не полюбит.
Считаете, что не справитесь с какой-то жизненной трудностью - Вы не справитесь, или это будет сделать очень сложно.

Почему? Потому что Вы изначально лишаете себя сил, ресурсов, надежды и веры, а без всего этого никакой способ решения проблемы в голову не придет! Мозг будет с самого начала запрограммирован на провал.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ