Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Устройства и приборы безопасности грузоподъемных машин

Существуют различные устройства и приборы безопасности грузоподъемных машин. Они различаются по назначению и по конструкции.

Блокировочные контакты устанавливаются в кабинах машиниста и на люках выхода на смотровые площадки. Если дверь в кабину или люк открыт, то контакты разомкнуты, и все приборы и механизмы будут отключены.

Ограничители перемещений (тележки, крана, стрелы, поворота, подъема и опускания подвески) применяются, например, если на одном пути работают два крана и есть вероятность их столкновения. Ограничители грузоподъемности устанавливаются для защиты от перегрузок. Также на кранах установлены указатель грузоподъемности, креномер, ограничитель сближения крана, ограничитель перекоса, ограничитель движений (при работе крана вблизи ЛЭП), сигнализаторы скорости ветра.

Рельсовые захваты предназначены для надежного стопорения крана на путях. Также применяются фиксаторы, упоры, буфера и звуковой сигнал.

Ограничители грузоподъемности для пролетных и стреловых кранов имеют отличия. Ограничители грузоподъемности пролетных кранов ограничивает номинальную грузоподъемность с целью исключения остаточных деформаций металлоконструкций крана и поломки механизма подъема. Ограничители грузоподъемности стреловых кранов ограничивают вес поднимаемого груза допустимый на данном вылете с целью исключить возможное опрокидывание крана.

Организация надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин

Мероприятия по организации надзора и обслуживания можно представить в виде трех блоков: люди, техника, документы.

Правильно (безопасно) обслуживать грузоподъемные машины могут только специально обученные люди (инженерно-технические работники).

На предприятии, где в производстве используются грузоподъемные машины, должны быть назначены лицо ответственное по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, лицо ответственное за исправное состояние грузоподъемных кранов, лица ответственные за безопасное производство работ кранами.

Ответственным по надзору может быть назначен главный инженер, технический директор, руководитель предприятия. Ответственным за исправное состояние - главный механик, главный энергетик. Ответственным за безопасное производство работ - мастер, прораб, начальник цеха, иногда бригадир.

Ответственные лица назначаются приказом по предприятию после прохождения обучения в специализированных организациях, имеющих лицензию на этот вид деятельности.

Повторная проверка знаний этих лиц производится раз в три года, а для ответственных за безопасное производство работ дополнительно ежегодно комиссией предприятия. Для этого на предприятии создается постоянно действующая комиссия в составе: ответственный по надзору, ответственный за исправное состояние, инженер по технике безопасности и представитель профсоюзной организации.

Фамилия и номер удостоверения ответственного за исправное состояние вписывается в паспорт крана. Во время отсутствия ответственных лиц приказом назначаются лица их заменяющие (тоже аттестованные по всем правилам).

Обслуживают грузоподъемные машины крановщики, помощники крановщиков, стропальщики, слесари-ремонтники грузоподъемных машин, электромонтеры, наладчики приборов безопасности. Весь обслуживающий персонал проходит обучение и аттестацию и назначается приказом по предприятию. Условия необходимые для назначения на вышеперечисленные должности следующие: возраст не моложе 18 лет, медицинское освидетельствование на соответствие физических возможностей характеру работ, обучение в учреждениях, имеющих лицензию, аттестация в комиссии учебного заведения, причем при аттестации крановщиков и их помощников необходимо присутствие инспектора Госгортехнадзора. По результатам аттестации крановщикам выдается удостоверение, в котором указаны типы и индексы кранов, на которых он может работать. В удостоверении должно быть фото и росписи председателя комиссии и инспектора Госгортехнадзора. Удостоверение должно быть все время при работнике во время производства работ.

Крановщики и помощники при перерыве в работе больше года аттестуются в комиссии предприятия, после этого стажируются для восстановления профессиональных навыков.

На предприятии должна быть создана ремонтная служба. Установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание в исправном состоянии грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.

На предприятии, где производятся работы грузоподъемными машинами, разрабатываются следующие документы: инструкции для ответственных лиц и обслуживающего персонала, проекты производства работ, технологические карты (при производстве погрузочно-разгрузочных работ), схемы строповок (для нестандартного груза), журналы учета съемных грузозахватных приспособлений.

В сборник включены: основные требования нормативных документов по осiiащению грузоподъемных машин приборами безопасности; порядок проектирования и изготовления приборов безопасности; сведения о приборах безопасности; монтаж приборов безопасности; эксплуатационное сопровождение приборов безопасности; подготовка персонала, обслуживаюiдего приборы безопасности; совершенствование приборов и сйстем безопасности; основные причины аварий и несчастных случаев при работе грузоподъемных машин.

В приложениях приведены информационные материалы по приборам безопасности грузоподъемных машин.

Включенные в сборник документы применяются в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ НАЛАДЧИКОВ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

РД 10-208-98

С Изменением № 1 [РДИ 10-474(208)-02], утвержденным и введенным в действие с 01.10.2002 постановлением Госгортехнадзора России от 19.07.2002 № 45

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Типовая инструкция разработана с учетом требований Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 1. С. 191), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 11. С. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00 )*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, и устанавливает обязанности наладчиков приборов безопасности грузоподъемных кранов**.

1.2. Производственные инструкции для наладчиков разрабатываются на основании настоящей Типовой инструкции и могут содержать дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных кранов, указаний по техническому обслуживанию и ремонту приборов и устройств безопасности*, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов и приборов безопасности.

1.3. Наладчики могут производить обслуживание и ремонт приборов безопасности после обучения по соответствующей программе и проверки знаний квалификационной комиссией (экзамена). Подготовка и проверка знаний наладчиков должны осуществляться в учебных центрах (пунктах), располагающих базой для теоретического и производственного обучения. Там же наладчики должны проходить ежегодную повторную проверку знаний с соответствующей отметкой в удостоверении.

1.4. Подготовка и проверка знаний (повторная проверка) наладчиков должны осуществляться по типовым программам и экзаменационным билетам, согласованным с Госгортехнадзором России. Программы рассчитаны на обучение рабочих, имеющих подготовку по меньшей мере по одной из специальностей электротехнического профиля (электрослесарь, электро- и радиомонтажник, наладчик приборов и средств автоматики и др.) в объеме программы профессионально-технических училищ и других учебных заведений, при наличии у них опыта работы не менее одного года 13 .

13 Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 и от 20.05.2004 № 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). (Примем. изд.)

Аттестацию наладчиков проводит квалификационная комиссия при участии представителя органов Госгортехнадзора.

1.5. После проверки знаний наладчику выдается удостоверение установленной формы, подписанное председателем квалификационной комиссии и представителем органов Госгортехнадзора. В удостоверении наладчика указывается тип приборов безопасности, к обслуживанию и ремонту которых он допущен. В удостоверение должна быть вклеена фотокарточка. Во время работы наладчик должен иметь удостоверение при себе. Наладчик, прошедший обучение и имеющий удостоверение, перед допуском к самостоятельной работе должен пройти стажировку в течение не менее трех месяцев под наблюдением наладчика, имеющего стаж практической работы не менее двух лет. Перед переводом на обслуживание приборов безопасности, не указанных в его удостоверении, наладчик должен быть обучен по соответствующей программе и аттестован в указанном выше порядке. В этом случае обучение может проводиться по сокращенной программе.

1.6. Повторная проверка знаний наладчиков квалификационной комиссией без участия представителя органов Госгортехнадзора должна проводиться:

периодически (не реже одного раза в 12 мес);

при перерыве в работе более 6 мес;

досрочно по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Госгортехнадзора.

Результаты повторной проверки знаний должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении. Допуск к работе наладчика должен оформляться приказом (распоряжением) руководителя организации (предприятия).

1.7. Перед допуском к работе руководитель организации (предприятия) обязан выдать наладчику (под расписку) производственную инструкцию.

1.8. Наладчик обязан:

1) соблюдать требования производственной инструкции;

2) осуществлять техническое обслуживание, ремонт, установку и наладку приборов безопасности в соответствии с требованиями Правил и руководств по эксплуатации в установленные сроки в пределах своей квалификационной характеристики;

3) выполнять требования Правил и руководств по эксплуатации кранов (запрещается управлять кранами и производить строповку грузов при выполнении работ на кранах);

4) соблюдать требования промышленной безопасности.

1.9. Наладчик должен знать:

1) производственную инструкцию;

2) эксплуатационную документацию на грузоподъемные краны и приборы безопасности, разработанную и утвержденную предприятиями - изготовителями кранов и предприятиями - изготовителями приборов безопасности;

3) устройство, принцип действия и правила эксплуатации механических, электрических, электронных и микроэлектронных приборов безопасности;

4) устройство, принцип действия и правила эксплуатации электрических и электрогидравлических усилительных устройств в системе «прибор безопасности - исполнительный механизм крана»;

5) особенности установки на краны и сдачи в эксплуатацию приборов безопасности;

7) порядок оформления результатов работ по установке, наладке, обслуживанию и ремонту приборов безопасности;

8) порядок применения технических средств контроля, наладки и диагностирования приборов безопасности, правила их использования и проверки;

9) общие принципы устройства и работы стреловых башенных, мостовых, козловых и портальных кранов;

10) общие принципы построения и функционирования электрических и гидравлических схем грузоподъемных кранов;

11) основы электрослесарного, электромонтажного и радиомонтажного дела;

12) требования промышленной безопасности;

13) установленную Правилами систему знаковой и звуковой сигнализации, применяемую при подъеме и перемещении грузов;

14) требования по электробезопасности*.

*Наладчик должен иметь группу по электробезопасности не ниже III.

1.10. Наладчик должен уметь:

1) осуществлять пусконаладочные работы, техническое обслуживание и ремонт приборов безопасности в соответствии с эксплуатационной документацией;

2) определять правильность монтажа и работы приборов безопасности, выявлять и устранять неисправности;

3) пользоваться измерительными приборами, специальным контрольно-диагностическим оборудованием и техническими средствами для проверки, наладки и ремонта приборов безопасности;

4) делать записи в журнале наладчика по результатам обслуживания и ремонта приборов безопасности, оформлять протоколы (акты) их монтажа и ремонта.

2. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Наладчик обязан проводить проверку состояния приборов безопасности в следующих случаях:

1) перед регистрацией крана;

2) при очередном полном техническом освидетельствовании крана;

3) при освидетельствовании крана с истекшим нормативным сроком службы;

4) перед заключением договора на обслуживание и ремонт приборов безопасности;

5) после ремонта приборов безопасности;

6) после замены приборов безопасности одного типа на приборы другого типа;

7) при расследовании аварии грузоподъемного крана;

8) в других случаях, предусмотренных руководствами по эксплуатации кранов и приборов безопасности.

2.2. При проверке состояния приборов безопасности наладчик должен определить, что приборы безопасности и их установка соответствуют требованиям Правил и эксплуатационной документации, а также что приборы находятся в исправном состоянии, обеспечивающем безопасную работу крана.

2.3. При осмотре приборов безопасности наладчик должен проверить:

1) наличие эксплуатационной документации приборов безопасности;

2) соответствие приборов безопасности, установленных на кране, проекту и эксплуатационной документации;

3) комплектность, техническое состояние и правильность монтажа приборов безопасности;

4) качество установки (крепления) приборов безопасности.

2.4. Наладчик должен проверить наличие и состояние пломб на приборах безопасности, оценить состояние прибора и его исправность.

При отсутствии пломбы на приборе безопасности наладчик должен поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и сделать соответствующую запись в журнале наладчика.

После наладки и проверки работоспособности прибора безопасности наладчик должен произвести его опломбирование, о чем сделать запись в журнале наладчика.

2.5. При проведении пусконаладочных работ наладчик должен использовать следующее оборудование:

1) при проверке ограничителей грузоподъемности - контрольные грузы или стационарные и переносные специализированные стенды;

2) при проверке приборов защиты от опасного напряжения и сигнализаторов опасного напряжения - макеты линий электропередачи или стационарные и переносные стенды;

3) при проверке анемометров - аэродинамические трубы или специальные стенды;

4) при наладке креномеров (сигнализаторов угла наклона) непосредственно на кране - измерительные инструменты (рейки, рулетки, уровни), в лабораторных условиях - стационарные стенды;

5) при проверке устройства защиты при обрыве фаз питающей электрической сети - электроизмерительные приборы;

6) при настройке предохранительных гидравлических клапанов - специальные гидравлические стенды.

3. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Наладчик должен выполнять все виды технического обслуживания приборов безопасности, предусмотренные эксплуатационной документацией, с занесением результатов в журнал наладчика или составлением отдельных протоколов.

3.2. Наладчик должен выполнять следующие виды технического обслуживания приборов безопасности:

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное обслуживание (СО);

техническое обслуживание до консервации и транспортирования крана, а также после его расконсервации и транспортирования.

Техническое обслуживание приборов безопасности рекомендуется проводить одновременно с техническим обслуживанием кранов.

3.2.1. При выполнении ТО-1 наладчик должен произвести внешний осмотр приборов безопасности и проверить качество их монтажа на кране, состояние и подключение соединительных проводов, при необходимости очистить приборы от пыли и грязи, проверить целостность пломб, а также исправность и работоспособность приборов.

Наладчик должен производить настройку прибора безопасности и выполнять другие работы, предусмотренные руководством по эксплуатации.

О проведенном ТО-1 наладчик должен сделать запись в журнале наладчика.

3.2.2. При ТО-2 наладчик должен произвести все работы, предусмотренные ТО-1, и при необходимости выполнить мелкий ремонт. Ограничители грузоподъемности проверяются при помощи контрольных грузов, а в необходимых случаях - с применением специальных стендов, приборы защиты от опасного напряжения (сигнализаторы опасного напряжения) - с применением макета линии электропередачи.

3.2.3. При выполнении СО наладчик должен произвести все работы, входящие в ТО-2, обращая особое внимание на подготовку приборов к очередному сезону - летнему или зимнему. При этом следует проверить состояние уплотнений, смазки, лакокрасочных покрытий, изоляции проводов и качество разъемов и соединений, а также обратить внимание на состояние кабин кранов и их обогревателей, защитных кожухов электрооборудования.

3.3. Наладчик должен выполнять также другие виды технического обслуживания, предусмотренные руководствами по эксплуатации кранов и приборов безопасности.

4. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ РЕМОНТЕ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Ремонт приборов безопасности наладчики должны производить в соответствии с требованиями нормативных документов, руководств по эксплуатации, инструкций по ремонту и других эксплуатационных документов по кранам и приборам безопасности.

4.2. Наладчику запрещается производить ремонт приборов безопасности в период гарантийного срока их эксплуатации. Ремонт таких приборов производится в специализированных организациях или на предприятиях - изготовителях приборов безопасности.

5. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ МОНТАЖЕ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. Монтаж приборов безопасности наладчик должен выполнять по заданию работника, ответственного за монтаж, и в соответствии с нормативными документами, инструкцией по монтажу и другими эксплуатационными документами кранов и приборов безопасности.

5.2. После монтажа прибора безопасности или отдельных его узлов наладчик должен произвести настройку и проверку работоспособности прибора на кране.

5.3. О проведенном монтаже приборов безопасности, настройке и проверке их работоспособности на кране наладчик должен уведомить работника, ответственного за монтаж.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Наладчики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения производственной инструкции, руководств по эксплуатации приборов безопасности и руководств по эксплуатации грузоподъемных кранов.

Главным назначением приборов и устройств безопасности является обеспечение безаварийной и надежной работы ГПМ, удобство их обслуживания и повышение производительности труда. Для обеспечения безопасности эксплуатации широко используются средства коллективной защиты: сигнализация, предохранительные ограничители и тормозные устройства, а также противопожарное оборудование и средства защиты от поражения электрическим током .

Основные требования, предъявляемые к приборам и устройствам безопасности:

· прочность, надежность и безотказность прибора в работе;

· простота ремонта и регулировки;

· небольшие габариты и масса;

· автоматическое выключение, а затем включение механизмов вне зависимости от продолжительности остановки ГПМ;

· отсутствие возможности в переключениях или специальной регулировке в связи с изменениями режима работы ГПМ или нагрузки;

· возможность применения приборов различных конструкций.

Для безопасной эксплуатации механизма подъема устанавливаются следующие приборы и устройства безопасности:

· Ограничители грузоподъемности (грузового момента) предназначены для обеспечения безопасности работы ГПМ в случаях поломок отдельных элементов и механизмов от перегруза. Они автоматически выключают механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы в случае подъема груза, масса которого превышает допустимую грузоподъемность (для данного вылета). Превышение грузоподъемности может быть не более чем на 10% для стреловых, башенных и железнодорожных кранов, на 15% для портальных кранов и на 25% для кранов мостового типа. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должна быть возможность опускания груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

Ограничители грузоподъемности бывают:

- Механического типа (ОГБ-2; ОГБ-3, ОНК-М). Они устанавливаются на кранах с неизменной длиной стрелы и состоят из датчика усилия, датчика угла; блока управления и панели сигнализации. Работа ограничителя основана на принципе сравнения усилия, измеряемого датчиком усилия, установленном в стрелоподъемном механизме, с предельно допустимой величиной усилия, задаваемой датчиком угла, который связан со стрелой. Если рабочее усилие превысит предельно допустимое для данного вылета, происходит срабатывание ограничителя, т.е на панели сигнализации загорается красная лампочка и подается команда на исполнительный механизм, который отключает механизмы подъема груза и опускания стрелы.

- Микропроцессорные. Обладают большими техническими и информационными возможностями. Эти приборы в комплексе позволяют выполнять несколько функций безопасности, таких как ограничение грузоподъемности, ограничение перемещений конструкций крана вблизи ЛЭП и различных препятствий, регистрировать в блоке памяти параметры работы ГПМ. Наибольшее распространение получили следующие типы приборов: ОНК-140; ОНК-160; ОГМ-240. Принцип действия ограничителя основан на последовательном опросе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков первичной информации в цифровой код, определение угла наклона и длины стрелы, расчете цифровыми методами вылета, высоты подъема и фактического веса груза с последующим сравнением с предельно допустимыми значениями, заложенными в память ограничителя в виде грузовых характеристик. Выбор грузовой (защитной) характеристики, т.е. соотношение между весом груза и вылетом, производится ограничителем в зависимости от режима работы и вида стрелового оборудования. При превышении допустимой нагрузки при данном вылете формируются исходные команды управления блокировочными устройствами.

- Указатели грузоподъемности . У кранов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета стрелы, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности. Это устройство содержит шкалу (табло) со стрелкой, по которой крановщик может определить допустимую массу груза при данном угле наклона стрелы. Указатель должен быть отчетливо виден с рабочего места крановщика. У современных ГПМ указатель грузоподъемности, как правило, входит в состав микропроцессорного ограничителя грузоподъемности.

· Концевые выключатели. Концевой выключатель представляет собой аппарат с электрическими контактами, при размыкании которых прерывается цепь электродвигателя и тормозного привода непосредственно или при помощи вспомогательной цепи управления. Концевые выключатели подразделяются на рычажные и шпиндельные. Рычажные выключатели обеспечивают одностороннее ограничение; для двустороннего ограничения требуется два выключателя. Выключатель срабатывает от прикосновения рычага с упором движущегося механизма. Шпиндельные выключатели соединяются с вращающимися валами механизмов и применяются для двустороннего ограничения.

Концевые выключатели устанавливаются на ГПМ для защиты перехода механизмов за предельные положения. Некоторые краны не могут начать движение на первой позиции (скорости) контроллера. Поэтому дальнейшее движение в том же направлении допускается для механизма передвижения мостового крана при подходе к посадочной площадке с наименьшей скоростью, допускаемой электрической схемой. В этом случае под наименьшей скоростью следует понимать минимальную скорость движения, допускаемую электрической схемой управления после трогания крана с места.

· Ограничитель механизма подъема груза или стрелы. Представляет собой концевой выключатель с ограничительной скобой (КВ), установленный не менее 200 мм от крайнего верхнего положения грузозахватного органа. При упоре крановой подвески в ограничительную скобу включается КВ и движение грузозахватного органа вверх прекращается. Механизм подъема грузозахватного органа будет работать только на опускание. Если при установке КВ на ГПМ будет уменьшено расстояние между крюковой подвеской и рычагом КВ, то при подъеме груза КВ, из-за инертности пружины может не сработать и канат подтянет крюковую подвеску до упора и может произойти обрыв и падение крюковой подвески (груза) в зоне работы.

Если по условиям эксплуатации требуется опускать груз ниже уровня указанного в паспорте, то в механизме подъема устанавливается ограничитель нижнего положения крюковойподвески (отключает механизм при условии намотки 1,5 витков каната на барабан).

· Другие устройства безопасности:

У ГПМ с электроприводом должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети. Такая защита обеспечивается, как правило, применением в механизмах тормозов нормально замкнутого типа, которые автоматически срабатывают при обрыве фаз или отключении электропитания. В наиболее ответственных случаях используется устройство защиты от обрыва фаз (УЗОФ).

У стреловых кранов с гибкой подвеской стрелы (с помощью стреловых канатов) должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы. Башенные краны должны быть оснащены такими устройствами в случае, если при минимальном вылете угол наклона стрелы превышает 70°.

Оградительные средства защиты применяют для исключения доступа к легкодоступным, находящимся в движении или под напряжением электрического тока частям ГПМ. Ограждают все виды передач (зубчатые, цепные и т. п.), соединительные муфты и барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах, валы механизма передвижения кранов и других систем (если последние расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала). Ограждению подлежат также открытые токоведущие части.

При эксплуатации ГПМ применяются, кроме того, системы сигнализации . Они могут быть двух типов. Это сигнальная окраска подвижных элементов грузоподъемного оборудования, габаритов транспортных проемов, перепадов в плоскости пола, ограждений, углов стен, люков, в полу, ступеней лестниц, а также звуковая предупредительная сигнализация на кранах, управляемых из кабин или с пульта.

Требования безопасности к электрооборудованию кранов. Электрооборудование ГПМ включает электродвигатели, механизмы и аппараты управления, системы освещения, отопительные приборы, а у кранов с электромагнитными грузозахватами - системы питания электромагнитов.

Подвод тока к электродвигателям может осуществляться при помощи троллеев, выполненных из стального проката или проволоки круглого сечения, гибких кабелей и кольцевых токоприемников (при питании вращающихся механизмов). Ограниченность применения гибких кабелей связана с тем, что их можно использовать лишь в машинах, перемещающихся на небольшие расстояния и с малой скоростью. Подача напряжения от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство, с помощью которого можно снять напряжение. Так как в результате пробоя изоляции возможно появление напряжения на элементах конструкции, не находящихся под напряжением, их обязательно заземляют.

Спецификой систем заземления является использование в качестве заземляющих устройств подкрановых путей (там, где они имеют место) и специальных цепных устройств, скользящих у кранов на автомобильном ходу по земле или по дорожному покрытию. При восстановлении напряжения сети после очередного отключения электропитания используют специальную (нулевую) защиту.

Противопожарное оборудование . Во всех помещениях, где размещаются, технически обслуживаются, ремонтируются ГПМ, а также в кабинах крановщиков должны быть установлены углекислотные огнетушители.

Приборы безопасности пломбируются после изготовления, ремонта, наладки ответственными специалистами в целях исключения доступа и вывода приборов из строя посторонними лицами.

Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемные машины оснащаются предохранительными и сигнализирующими приборами и устройствами , служащими для автоматической остановки механизмов и самой машины при подходе рабочих органов и частей машины к крайним рабочим положениям, а также в случае перегрузки машины или снятия напряжения.

Грузоподъемные машины с электрическим приводом оснащаются концевыми выключателями для автоматической остановки механизма подъема грузозахватного органа или стрелы перед подходом их к упору. Механизм подъема должен быть остановлен до того, как расстояние между грузозахватным органом и упором стрелы будет не менее 200 мм. Остановка механизма передвижения крана или его тележки производится в обе стороны при подходе их к крайнему положению или подходе одного крана к другому на одном крановом пути, причем двигатель должен отключаться до упора. Краны стрелового типа оборудуются ограничителями грузоподъемности, краны мостового типа оборудуются такими ограничителями, если по технологии производства не исключается их перегрузка. Ограничитель грузоподъемности крана мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25 %. При наличии на кране двух механизмов подъема (главного и вспомогательного) оба они оборудуются концевыми выключателями.

Для предупреждения опрокидывания на стреловых и башенных кранах устанавливаются ограничители грузоподъемности и грузового момента, автоматически отключающие механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10 %.

Краны должны снабжаться электроблокировкой люка, с помощью которой автоматически снимается напряжение с открытых токоведущих частей. Обычно для этого используются простые конечные выключатели. На козловых и мостовых кранах эти устройства устанавливаются на люках выхода из кабины, на дверях в торцевых ограждениях галерей входа в кабину. Блокировка устанавливается для того, чтобы исключить работу крана при открытой двери.

Во всех схемах управления двигателями на кранах мостового типа предусмотрена нулевая блокировка. Она позволяет включать линейный контактор и подавать напряжение к контроллерам, если они находятся в нулевом положении. Если это условие окажется невыполненным и какой-либо из контроллеров не будет поставлен в нулевое положение, то линейный контактор в защитной панели не включается, Нулевая блокировка служит для исключения самовключения механизмов крана. Грузоподъемные машины снабжаются сигнальными приборами - электрическим звонком (сиреной)/который должен быть хорошо слышен при выполнении работ. При устройстве сигнального прибора, приводимого в действие из кабины крана, чаша звонка обычно располагается снаружи,- под полом кабины. В этом случае должна быть исключена возможность случайного падения чаши звонка на пол. Обычно это обеспечивается за счет закрытия чаши звонка сеткой, которая, не снижая эффекта сигнала, гарантирует безопасность.

Одна из основных мер электробезопасности людей, обслуживающих грузоподъемные машины,- защитное заземление. Это преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.

Для удержания от перемещения под сильным напором ветра краны снабжаются противоугонными устройствами. По принципу действия устройства делятся на остановы, при помощи которых затормаживаются неприводные ходовые колеса или ходовые тележки, и на рельсовые захваты, которые накладываются на головку рельса и закрепляются при помощи винтов. По принципу приве дения в действие эти устройства делятся на ручные и механические (полуавтоматические и автоматические).

Для обеспечения надежности работы захватов необходимо, чтобы подкрановые рельсы содержались в чистоте, а в пазах рельсов не было посторонних предметов. Замыкание автоматических захватов регулируется так, чтобы в нормальных условиях они вступали в действие после полной остановки крана. В противном случае возможны резкие толчки и сотрясения крана при остановке, а также поломка или преждевременный износ захватов.

Чтобы не допустить вращения поворотной части крана в одну или в другую стороны более чем на. 360°, что вызовет обрыв проводов, передающих электрический ток на электродвигатели, на нем устанавливается ограничитель поворота вращающейся части крана. Ограничитель устанавливается только в том случае, если передача электроэнергии на вращающуюся часть крана осуществляется не кольцевыми токоприемниками, а гибкими проводами, находящимися в металлическом шланге, одни концы которых закрепляются на ходовой раме или портале крана, а другие на поворотной части.

Для обеспечения безопасной работы на автомобильных кранах их оснащают следующими дополнительными приборами: указателем грузоподъемности, ограничителем вылета, указателем наклона крана, сигнализаторами АСОН и СКМ-3, ограничивающими зону работы крана.

Приборы и устройства безопасности на подъемно-транспортном оборудовании. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Приборы и устройства безопасности на подъемно-транспортном оборудовании. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин.
Рубрика (тематическая категория) Производство

К приборам и устройствам безопасности относятся концевые выключатели, выключающие электродвигатель при подходе крюка, грейфера или другого грузозахватного устройства, а также крановой стрелы к одному из крайних положений Концевые выключатели также автоматически останавливают механизмы передвижения кранов и их грузовые телœежки перед подходом к упорам, расположенных в концах рельсового пути.

Ограничители грузоподъемности автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превышает пороговое значение более чем на 10%

У стрелочных кранах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, применяют ограничители грузового момента͵ которые учитывают не только вес поднимаемого груза, но и длину вылета у стрел.

Показатели грузоподъемности применяются на стреловых кранах, грузоподъемность которых изменяется при различных вылетах стрелы

Грузозахватные приспособления (крюки, электромагнитные шайбы, грейферы, подхваты и захваты,)являются особенно ответственными деталями крана и изготавливаются под форму перемещаемых грузов Периодичный контроль за состоянием их рабочих поверхностей (износ, отсутствие трещин и дефектов) обеспечивает безопасность при эксплуатации транспортных устройств.

Автоматические сигнализаторы опасного напряжения включают сигнал оповещения об опасном приближении стрелы самоходного крана до проводов, находящихся под напряжением линии электропередачи.Световая сигнальная лампочка оборудуется в кабинœе крановщика, сирена или звонок - вне кабины для привлечения внимания такелажників.

Противоугонные устройства предназначаются для содержания крана, работающего на открытом воздухе, от спонтанного перемещения рельсовым путем под действием ветра, который по силе превосходит предельно допустимый уровень Основным элементом противоугонных устройств являются реечные захваты, с помощью которых кран вручную или автоматически закрепляется на рельсах.

Применяются и другие устройства безопасности: блокировка люка и дверей кабины в мостовых кранах; ограничители поворота на башенных кранах; измерители крена на самоходных кранах; ограничители перекоса на мостовых к кранах тощ.

Из большого количества узлов и механизмов кранов очень важными с точки зрения безопасности есть тормоза и тяговые гибкие органы

Тормоза по назначению делятся на стопорные, которые применяются только для остановки механизма и удержание груза в поднятом состоянии, и спускные, используемых для регулирования скорости опускания груза и постепенному замедлению действия механизма с последующей окончательной его остановкой. К тормозам предъявляются следующие основные требования безопасности: достаточный тормозной момент для заданных условий работы; скорости ке замыкания и размыкания, высокая конструктивная прочность элементов тормоза, ограничение нагрева и износа поверхностей трения, удобство осмотра и регулирования, устойчивость регулирования, что обеспечивает надежность работы тормозного устройства Исправность тормозов проверяетсяежесменно перед началом роботы.

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации, выдастся участковым инспектором Госгортехнадзора на базе се технического освидетельствования, проведенного монтажной или наладочный организацией, являющейся владельцем данной машины.

Все грузоподъемные машины, регистрируемые и не регистрируемые в Госгортехнадзоре, до пуска в работу подвергают полному техническому освидетельствованию, а,находящиеся в работе - периодическому техосвидетельствованию: частичному не реже одного раза в 12 мес и полному - не реже одного раза в три года. Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины производят после монтажа ее на новом месте, реконструкции, ремонта металлических конструкций машины с заменой расчетных элементов или узлов, установки вновь полученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудования, капитального ремонта или смены механизма подъема грузоподъемной машины.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемные машины подвергаются осмотру, статическому и динамическому испытаниям. При частичном освидетельствовании статическое и динамическое испытание грузоподъемной машины не проводятся.

Статическое испытание грузоподъемной машины производится нагрузкой на 25 %, а при динамическом испытании грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины. Краны стрелового типа считаются выдержавшими статическое испытание, в случае если контрольный груз, поднятый на высоту 100-200 мм, в течение 10 мин г не опустится на землю, а также если не будет обнаружено трещин, деформаций и других повреждений.

Лебедки для подъема людей подвергаются техническому освидетельствованию перед пуском в работу и периодически через каждые 12 мес. Статическое испытание лебедок производят нагрузкой, превышающей в полтора раза их грузоподъемность, а динамическое - нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10%

Приборы и устройства безопасности на подъемно-транспортном оборудовании. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Приборы и устройства безопасности на подъемно-транспортном оборудовании. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин." 2017, 2018.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ