Начиная изучать иностранный язык, мы сталкиваемся с множеством проблем, в том числе и с ограниченным словарным запасом. Если понять принцип словообразования в английском языке, то лексикон можно очень легко расширить. Аффиксация является одним из способов образования новых слов на основе других путем добавления частей слова к началу или концу единицы языка. Суффиксы в английском языке используются намного чаще, чем приставки. Они могут как создавать иные части речи , так и вносить другой оттенок значения .
Имена существительные имеют наибольшее разнообразие суффиксов, чем иная часть речи в английском языке. Зачастую эта морфема несет определенный семантический оттенок и помогает определить то, что перед нами именно существительное.
Популярные суффиксы -er (-or) указывает на принадлежность человека к профессии, на действующее лицо, при этом основой обычно является глагол: to build (строить) – builder (строитель), to invent (изобретать) – inventor (изобретатель). Помимо этого, этот суффикс означает принадлежность к какой-либо местности: London (Лондон) – Londoner (житель Лондона). Или орудие: to roll (катить) – roller (ролик). Суффиксы –er и -or по сути синонимичны, но первый наиболее распространен в языке.
Суффикс -ness , как правило, прибавляемый к прилагательным, придает оттенок свойства или качества и соответствует русским -от-, -ость, -ин-: dark (темный) – darkness (темнота), fanciful (изощренный) – fancifulness (изощренность), deep (глубоко) – deepness (глубина).
В современном английском языке есть как исконные суффиксы, так и заимствованные из других языков. Отличным примером первого является суффикс –ship , с помощью которого : friend (друг) – friendship (дружба), partner (компаньон) – partnership (компания).
Большинство суффиксов (-age, -ence ) образуют именно отвлеченные существительные: to leak (просачиваться) – leakage (утечка), silent (тихий) – silence (тишина). Английский аффикс –tion часто соответствует русскому -ция: to present (представлять) – presentation (презентация). Если к глаголу или прилагательному добавить -th , то можно наблюдать изменения гласной в корне слова: strong (сильный) – strength (сила), to die (умирать) – death (смерть).
Суффикс –ment , заимствованный в 12 веке из французского языка, имеет значение результата действия: to amaze (удивлять) – amazement (удивление). Эту же функцию выполняет -ade: to block (блокировать) – blockade (блокада).
У мы редко можем увидеть суффиксы. Обычно они сами являются основой для образования слов. Тем не менее, подобные глагольные морфемы все же существуют. Например, суффикс –fy встречается в словах to terrify (ужасать), to signify (означать), to mystify (мистифицировать). Также глаголы образуются с помощью –en , -ise/-ize : broad (широкий) – broaden (расширять), real (настоящий) – realize (осознавать). Британским считается вариант с буквой “s”, американским – с “z”.
Одним из суффиксов имен прилагательных является –able (-ible ). Оно придает слову значение возможности, способности к чему-либо: to work (работать) – workable (рабочий), to translate (переводить) – translatable (переводимый). На наличие качества указывает и суффикс –al , который часто совпадает с русским –ал-: nation (нация) – national (национальный).
Суффикс -ful придает значение полноты чего-либо. К примеру, beauty (красота) – beautiful (красивый = исполненный красоты), tact (такт) – tactful (тактичный = исполненный такта).
Суффикс -ish выражает принадлежность к национальности или слабую степень качества предмета: Polland (Польша) – Pollish (польский), girl (девочка) – girlish (девичий). Часто также для указания национальности используют -(i)an или –ese : Russia (Россия) – Russian (русский), China (Китай) – Chinese (китайский).
Суффикс -less обозначает отсутствие чего-либо: end (конец) – endless (бесконечный), heart (сердце) – heartless (бессердечный).
Большинство наречий образовано от прилагательных с помощью суффикса –ly : bad (плохой) – badly (плохо), regular (регулярный) – regularly (регулярно). Но есть и другие менее продуктивные (употребляемые) суффиксы, к примеру, -ward в слове backward (обратно).
В данной статье из цикла «» мы рассмотрим 10 основных суффиксов прилагательных в английском языке: -ful, -less, -ous, -al, -y, -ic, -ish, -able, -ive, -ent (10), а также посвятим значительное время отработке этих суффиксов. Упражнения на словообразование не только помогут вам подготовиться к экзаменам по английскому языку в виде ОГЭ и ЕГЭ, но расширят ваш словарный запас и будут способствовать развитию языковой догадки.
Уважаемые посетители сайта! Копирование данной статьи с целью размещения ее на других ресурсах запрещено. © сайт, 2015
noun + Ʌ = adj
Исключением является суффикс -ly , так как данный суффикс служит для образования наречий. Однако есть ряд прилагательных и довольное распространенных, которые образованы при помощи этого суффикса, например: friendly (дружелюбный), lovely (прелестный), lively (деятельный, активный)
verb + Ʌ = adj
Обратите внимание, что гласная в суффиксе прилагательного —e nt/-a nt такая же как в суффиксе существительного —e nce/-a nce и, наоборот, то есть:
different
— difference
important
— importance
Упражнение 1.
Translate into Russian.
The suffix -ful means «be full of» e.g. beautiful means «be full of» beauty.
Упражнение 2.1. Translate into Russian.
The suffix -less means «without» e.g. hopeless means «without» hope.
a moonless night, a cloudless sky, a noiseless machine, numberless heroes, a motherless girl, a heartless woman, a homeless cat, a leafless tree, a nameless author, a sunless room, a endless war, a lifeless body, a colorless liquid, a friendless child, a sleepless night, careless people, a doubtless victory
Упражнение 2.2. Translate into English.
Безоблачное небо, беспомощный ребенок, бесшумная машина, бесчисленные герои, безжизненное тело, беззаботный ребенок, бессердечная женщина, бездомный кот, дерево без листьев, безымянный автор, комната без солнца, бесконечная война, бесцветная жидкость. Была безлунная ночь. Он выглядел усталым после бессонной ночи.
Упражнение 3.
The suffix —ous means «ful of» which comes from French e.g. danger + ous = dangerous
А. Form adjectives from nouns and translate them.
ОБРАЗЕЦ nerve + ous = nervous (нерв – нервный)
fame — …, humour — …, courage — …, glory (y->i) — …, poison — …, space (i) — …
В. Use the words in the sentences.
Упражнение 4. The suffix -y.
A. Translate into Russian.
windy day, sunny weather, cloudy sky, sleepy child, dreamy girl, icy wind, healthy food
B. Form adjectives from the nouns and translate them.
ОБРАЗЕЦ swamp — swampy (болото — болотистый)
sand — … , rock — … , juice — … , grass — … , star(r) — … , bone — … , skin(n) — …, water- … , fog (g) — …, swamp — …
C. Put the adjectives from B into this sentences to make them complete.
Упражнение 5. Translate into Russian the adjectives, ending with the suffix —ic.
gigantic hound, scientific expedition, domestic animal, academic year, Olympic games, thematic collection, basic knowledge
Упражнение 6. Make up adjectives with the help of suffix -al and translate them.
ОБРАЗЕЦ music – musical (музыка — музыкальный)
industry – …, culture – …, region – …, tradition – …, nature – …, nation – …, agriculture – …, comic – …
Упражнение 7. Суффиксы национальностей
ОБРАЗЕЦ Britain – British
Scotland — …, Spain — …, Sweden — …, Finland — …, Denmark — …, Poland — …, Turkey — …
ОБРАЗЕЦ Russia – Russian
America — …, Australia — .., Canada — …, Hungary — …, Belgium — …, Egypt — …, Italy — …, Europe — …
ОБРАЗЕЦ Japan – Japanese
China — … , Portugal — …
Mind: Germany — German, France – French, Holland – Dutch, Greece — Greek
Упражнение 8.
The suffix – able.
Суффикс able имеет значение «can»: movable означает can move — можно передвинуть (передвигаемый)
A. Form the words with the suffix – able.
move — .., count — …, eat — …, drink — …, comfort — … , imagine — … , break — … , read — … , respect — …., forget — …, believe — …
B. Use the words in the sentences:
Упражнение 9. Form the words with the suffix –ive.
create — … , impress — … , progress — …, act — … , mass — … , impulse — …
Упражнение 10. Read the adjectives and spell the suffixes used in forming them.
ОБРАЗЕЦ changeable — The adjective changeabl e is formed with the help of the suffix -able.
successful, cloudless, collective, central, comic, satirical, dangerous, faultless, misty, courageous, aggressive, national, breakable
Упражнение 11. Translate these combinations; say what words the adjectives are formed from.
a washable shirt, a skilful worker, democratic forces, the postal service, groundless suspicions, a humorous story, a gloomy scene, salty ham, professional interest, peaceful labour, a noiseless machine, a courageous soldier, a lucky ticket, a continental climate, a dusty road.
Упражнение 12.
Copy and translate all these adjectives. Learn them by heart
B. Listen to the adjectives and translate them by ear.
Упражнение 13. Образуйте существительные от данных прилагательных, используя суффиксы из таблицы.
able, near, distant, long, wide, strong, wise, kind, electric, short, white, probable, persistent (упорный), dependent, insistent (настойчивый), indifferent (безразличный), unstable (нестабильный), patient, responsible, important, stupid, curious
На этом пока все! Буду рада, если моя статья окажется вам полезной и вы поделитесь ссылкой в соцсетях!
Источники: упражнения взяты из разных пособий, частично переделаны и и изменены. В частности использованы учебники «Английский язык 5-11 класс» авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.
Важно отметить, что суффикс - это элемент, который пристраивается к слову, и в большинстве случаев изменяет смысл слова и его роль в речи.
Как правило, суффиксы существительных в английском языке сочетаются с конкретными словами, которые просто необходимо запоминать. Однако существует ряд правил, которых нужно придерживаться для грамотного владения языком.
Суффиксов существительных в английском языке существует огромное количество, и все они имеют свой собственный смысл. Поэтому очень важно разбираться в них. Необходимо знать, что обычно суффиксы в английском языке остаются безударными, однако в определенных ситуациях они обладают первичным ударением во всем слове.
Важно отметить, что бывают:
Данные суффиксы существительных в английском языке, как правило, пристраиваются к глаголам и придают слову смысл исполнителя действия. Так же суффиксы er, or, ar могут служить для обозначения инструмента, выполняющего конкретное действие. Необходимо привести несколько примеров, чтобы понять ситуацию наглядно:
Важным пунктом является то, что такие слова, как father, brother, sister, daughter , тоже относятся к этому правилу, несмотря на то, что их значение не обозначает их род деятельности. Хотя, в какой-то степени, логика здесь присутствует.
Что касается правил написания, то необходимо напомнить, что существуют глаголы, оканчивающиеся на согласную e . В подобном случае при добавлении суффикса er , добавляется лишь одна буква r .
Интересно то, что переводчикам приходится часто прибегать к описательному переводу, когда они встречаются с данными суффиксами. Например, существительное lifter часто переводят как подъемное приспособление, или слово timer переводится как прибор, который рассчитывает время.
Еще один интересный факт, что существительные, которые имеют суффикс or , зачастую являются французского или латинского происхождения. Например, doctor, actor и т. д.
Суффикс ist является очень популярным, он придает слову значение профессионального деятеля научного или политического направления. Данный суффикс в английском языке идентичен нашему "ист", который имеет аналогичное значение в русском языке. Суффикс ist может присоединяться и к именам существительным и к именам прилагательным.
Приведем наглядный пример, когда данный суффикс используется для обозначения профессионального деятеля. Например, имя существительное psyshologist , эквивалент которому в русском языке служит слово "психолог".
Данный суффикс может также использоваться и с музыкальными инструментами для обозначения того, кто на них играет. Например, по такому принципу образовалось слово pianist , что в переводе означает "пианист".
Суффикс ist может использоваться для обозначения того человека, который имеет негативное отношение к определенной группе людей, направлению в обществе. Отличным примером этой ситуации служит слово racist , что в переводе означает "расист".
Этот суффикс может говорить о латинском или греческом происхождении определенного слова. У англичан этот суффикс используется для:
Необходимо запомнить, что имена существительные и которые указывают на принадлежность к определенной стране, национальности, в английском языке постоянно пишутся с заглавной буквы, независимо от суффикса. Это правило применяется ко всем прилагательным и существительным, обозначающим национальную принадлежность, и эти слова могут иметь абсолютно любой суффикс.
Важно отметить, что в настоящее время слова с суффиксом ian также могут переводиться как имена прилагательные.
К родственнику суффикса ian относят и суффикс an , однако этот суффикс не так распространен. Но стоит отметить, что достаточно большое количество слов образованы с помощью суффикса an и активно используются как в разговорной речи, так и в официальной.
Этот суффикс образовывает имена существительные от глаголов. Наличие суффикса ing может указывать на:
Однако стоить понимать различие между герундием, глаголом и причастием. Все они используются с окончанием ing , однако различия между ними очень значительные. Проявляются они в употреблении и самом значении.
Суффикс ing , конечно же, используется и для обозначения прилагательных. Во-первых, прилагательные с этим суффиксом описывают предмет, к которому они относятся. Например, "интересная поездка" будет переводиться как interesting trip .
Этот суффикс может использоваться для обозначения причины. Например, что-то скучное будет переводиться как something boring .
Ряд этих морфем обладает похожими свойствами. Эти суффиксы могут нести смысл:
Этот суффикс играет очень важную роль в словообразовании английского языка, потому что он образовывает существительные женского рода. Например, существительное poet при добавлении суффикса -ess приобретает форму poetess и принимает женский род, эти слова переводятся как: "поэт-поэтесса" или существительное sreward - стюард при наличии данного суффикса становится stewardess и принимает форму женского рода.
Еще этот суффикс именуют "женским" суффиксом потому, что он является один из немногих суффиксов для образования имен существительных женского рода.
Эти суффиксы указывают на возраст, отношения и состояние человека. В английском языке употребление этих суффиксов - весьма популярное явление. Ярким примером тому служат слова, например, childhood , которое переводится как "детство", motherhood , в переводе означающее "материнство", friendship , в переводе "дружба".
Важно отметить, что суффикс -ship указывает на определенную группу, объединенную по какому-либо признаку или признакам. Также этот суффикс может указывать на состояние отношений, например, partnership , что в переводе означает "партнёрство". Указывает на звание или должность, например, lordship , что переводится как "светлость". Суффикс -ship может определять умения или навыки, ярким тому примером служит слово horsemanship , что в переводе с английского на русский будет иметь значение "искусство верховой езды".
Что касается суффикса -ness , то он служит для создания из имен прилагательных имена существительных. Яркий пример - слово cuteness , что переводится как "привлекательность" образовано от прилагательного "привлекательный", которое на английском будет звучать как cute .
Немаловажную роль играет суффикс -th , потому что он указывает на существительное со значением качества. Например, truth - правда, health - здоровье.
Конечно, в английском языке существует огромное множество разных суффиксов, которые имеют разные значения, но в статье приведены самые употребляемые из них.
Любой язык, в том числе и английский, никогда не бывает ”чистым”, то есть, состоящим только из английских слов. В английском языке, как и в любом другом множество заимствованных слов, суффиксов и префиксов из других языков. Пожалуй, самыми распространенными языками, слова из которых есть практически во всех языках — это греческий язык и латынь. Всем известно, что основы многих наук были заложены древними греками, в том числе и основы грамматики. Говорят же, что греки дали миру многое. Слова с окончаниями “ИСТ” и “ИЗМ” вошли и в русский язык.
Например: ЭКОНОМИСТ , СПЕЦИАЛИСТ , ОПТИМИСТ , ПИАНИСТ , ПАРОДИСТ или ПАТРИОТИЗМ , МОДЕРНИЗМ , РЕАЛИЗМ , ТУРИЗМ , ЭГОИЗМ , ДРАМАТИЗМ . Значения этих слов понятны каждому, и на английском языке они будут звучать примерно также и иметь те же значения. Все эти слова являются международными.
Суффиксы “IST” и “ISM” стоит рассматривать вместе, так как они имеют одну смысловую основу, но формируют существительные, относящиеся к разным группам.
Суффиксы «-ISM» и «-IST» отображают сферы деятельности человека, которые можно отнести к «мыслительным» и «творческим», то есть, речь идет о науке и искусстве. Физическую активность можно рассматривать, как физические упражнения.
Суффикс “ISM” формирует существительные, которые указывают на названия различных теорий и учений и являются абстрактными.
Суффикс «IST» образует существительные, которые указывают на человека, которые занимается этими сферами деятельности и является конкретным.
Можно условно разделить сферы деятельности человека,которые определяются «греческими» суффиксами на две группы.
1. Теории, догмы, учения, касающиеся всех наук, начиная с философии и закачивая социальными понятиями, политическими течениями и поведения человека.
2. Литература и искусство.
Рассмотрим подробнее несколько групп существительных с суффиксами «-ISM» и «-IST».
Есть пары слов с суффиксами -«ISM» и «IST», которые практически неразлучны. Суффикс «-ISM» указывает на сферу деятельности, а суффикс «-IST» указывает на человека, который является последователем каких-либо учений теорий или догм, занимается искусством или литературой определённого направления или занимается определенными видами физических упражнений. Но в этих существительных есть «источник», то есть корневое слово, которое имеет тот же смысл. Иногда основа (корень) является самостоятельным словом, а иногда оно утрачивает самостоятельное значение. Такие существительные совпадают по звучанию с аналогичными русскими переводами.
Напишу пары известных многим существительных с суффиксами «-ISM» и «- IST».
SOCIALISM —> SOCIALIST = социализм —> социалист;
CAPITALISM —> CAPITALIST = капитализм —> капиталист;
COMMUNISM —> COMMUNIST = коммунизм —> коммунист;
IMPERIALISM —> IMPERIALIST = империализм —> империалист
FASCISM —> FASCIST = фашизм —> фашист;
DARVINISM —> DARVINIST = дарвинизм —> дарвинист;
MARXISM —> MARXIST = марксизм —> марксист;
NATIONALISM —> NATIONALIST = национализм —> националист;
OPPORTUNISM —> OPPORTUNIST = оппортунизм —> оппортунист;
OPTIMISM —> OPTIMIST = оптимизм —> оптимист;
PESSIMISM —> PESSIMIST = пессимизм —> пессимизм;
EGOISM —> EGOIST = эгоизм —> эгоист;
ALTRUISM —> ALTRUIIST = альтруизм —> альтруист;
SADISM —> SADIST = садизм —> садист;
IMPRESSIONISM —> IMPRESSIONIST = импрессионизм — импрессионист;
PACIFISM —> PACIFIST = пацифизм —> пацифист;
FATALISM —> FATALIST = фатализм —> фаталист;
REALISM —> REALIST = реализм —> реалист;
Есть существительные с суффиксом «-IST» , которые указывают род занятий человека, его профессию, однако «парного» существительного с суффиксом «-ISM» не существует. Есть корневое слово, которое является самостоятельной единицей и существительные с суффиксами «-IST» не всегда по звучанию совпадают с русскими аналогами.
Например:
TOUR —> TOURIST = путешествие, поездка, турне, экскурсия —> турист. путешественник;
SCIENCE —> SCIENTIST = наука —> ученый;
HUMOUR —> HUMOURIST = юмор, шутка —> юморист, шутник;
ART —> ARTIST = искусство — художник, мастер своего дела, артист;
PHILOLOGY —> PHILOLOGIST = филология —> филолог;
DRAMATICS —> DRAMATIST = драматическое искусство —> драматург;
CHEMISTRY —> CHEMIST = химия —> химик;
ECONOMICS —> ECONOMIST = экономика —> экономист;
BIOLOGY —> BIOLOGIST = биология —> биолог;
BOTANY —> BOTANIST = ботаника —> ботаник;
GEOLOGY —> GEOLOGIST = геология —> геолог;
PHYSICS —> PHYSICIST = физика —> физик;
PSYCOLOGY —> PSYCOLOGIST = психология —> психолог;
PSYCHIATRY —> PSYCHIATRIST = психиатрия —> психиатр;
ECOLOGY —> ECOLOGIST = экология —> эколог;
MINERALOGY —> MINERALOGIST = минералогия —> минералог;
CARTOON —> CARTOONIST = карикатуракарикатурист;
AGRONOMY —> AGRONOMIST = агрономия —> агроном;
PIANO —> PIANIST = пианино, рояль —> пианист;
VIOLIN —> VIOLINIST = скрипка —> скрипач
VIOLONCELLO —> VIOLONCELLIST = виолончель —> виолончелист
Есть группа существительных с суффиксом «-ISM», но в паре с ними стоят существительные с другими суффиксами или вообще без суффиксов.
Например:
DESPOTISM —> DESPOT = деспотизм —> деспот;
PATRIOTISM —> PATRIOT = патриотизм —> патриот;
DEMOCRATISM —> DEMOCRAT = демократизм —> демократ;
RADICALISM —> RADICAL = радикализм —> радикал;
PROFESSIONALISM —> PROFESSIONAL = профессионализм —> профессионал;
SCEPTICISM —> SCEPTIC = скептицизм —> скептик;
PARLIAMENTARISM —> PARLIAMENTARIAN =парламентаризм —> парламентарий;
HEROISM —> HERO = героизм —> герой;
PROVINCIALISM —> PROVINCIAL = провинциализм —> провинциал;
LIBERALISM —> LIBERAL = либерализм —> либерал;
CONSERVATISM —> CONSERVATIVE = консерватизм —> консерватор;
1 .Суффикс -er (-or ).
1) Этот суффикс служит для образования существительных от глаголов (инфинитив без to + -er , -or ).Существительное с таким окончанием обозначает или устройство, производящее действие, выраженное глаголом, от которого оно образовано, или лицо, выполняющее это действие. При чтении таких производных слов следует помнить, что на суффиксы -еr и -or никогда не падает ударение, и поэтому они произносятся как нейтральный звук [ə], например:
to play (играть) - a player [ə"pleɪə] игрок
to mix (смешивать) - a mixer [ə"mɪksə] смеситель.
Если глагол оканчивается на е ,то присоединяется только буква r ,например:
to make (производить) - a maker [ə"meɪkə] производитель
to use (использовать) - a user [ə"ju:zə] пользователь.
Следует помнить, что часто приходится прибегать к описательному переводу существительных, имеющих суффикс -er , -or ,например:
to lift (поднимать) - a lifter [ə"lɪftə] подъемное устройство
to time (назначать время, рассчитывать по времени) - a timer [ə"taɪmə] прибор, рассчитывающий время.
2) Конечная буква r в словах с таким суффиксом произносится как соединяющий звук [r] только в том случае, если за ним следует слово, начинающееся с гласной буквы, например:
a reader of the book [ə"ri:də r əf ðə"buk] читатель этой книги.
В этой связи следует обратить внимание на чтение союза and [ənd] - и , а .Этот союз произносится очень кратко, без ударения и слитно, как бы на одном дыхании, с теми словами, которые он соединяет, например:
a reader and a writer [ə"ri:də r ənd ə"raɪtə].
Задание 1
A collector [əkə"lektə], a selector [əsə"lektə], a collector and a selector; a container [əkən"teɪnə], a protector [əprə"tektə], a container and a protector; an inventor [ənɪn"ventə], a reporter [ərɪ"pɔ:tə], an inventor and a reporter; a composer [əkəm"pəuzə], a producer [əprə"dju:sə], a composer and a producer.
2 .Суффикс -ist .Это очень распространенный суффикс, образующий существительные, обозначающие профессионалов, сторонников общественного или научного направления. Он может присоединяться к существительным и прилагательным.
Задание 2 . Прочитайте и дайте русские эквиваленты.
A specialist [ə"speʃəlɪst], a naturalist [ə"nætʃrəlɪst], a scientist [ə"saɪəntɪst], a chemist [ə"kemɪst], an economist, a "botanist, a "moralist.
3 .Суффикс -ian .Существительные с этим суффиксом обозначают национальность или звание и профессию, например: Russian ["rʌʃən] - русский, academician [ə,kædə"mɪʃən] - академик, musician музыкант. Darwinian - дарвинист.
Слова, образованные присоединением суффикса -ian , могут переводиться и прилагательными, например:
the Russian language ["læŋɡwɪdʒ] русский язык
Neo-Darwinian interpretation of evolution [,nɪə dɑ:"wɪnɪən ɪn,tə:prɪ"teɪʃən əv,i:və"lu:ʃən] неодарвинистская интерпретация эволюции.
П р и м е ч а н и е. Обратите внимание на то, что существительные и прилагательные, обозначающие национальность, всегда пишутся с заглавной буквы: English, Russian, Polish, American.
4 .Суффикс -ity (орфографические варианты -ety , -iety )образует абстрактные существительные со значением состояния, качества, условия. Суффиксу -ity соответствует суффикс -ость ,например: able (способный) - ability [ə"bɪlɪtɪ] способность; active (активный) - activity [æk"tɪvɪtɪ] активность, деятельность; valid (имеющий силу, обоснованный, действенный) - validity действенность, справедливость, законность, обоснованность.
5 . Суффикс -ing образует существительные от глаголов (§ 85), например: to meet (встречать) - meeting ["mi:tɪŋ] встреча, to proceed (продолжать) - proceeding практика, proceedings труды, записки (научного общества).
6 .Суффикс -hood образует существительные со значением «состояние, положение, качество», например: child (ребенок) - childhood ["tʃaɪldhud] детство, man (мужчина) - manhood ["mænhud] мужественность.
7 . Суффикс -ment образует существительные, обозначающие действие, например: to move (двигаться) - movement ["mu:vmənt] - движение.
Некоторые слова с этим суффиксом приобретают значение совокупности предметов, например: equipment [ɪ"kwɪpmənt] оборудование.
8 . Суффикс -ness образует существительные со значением «состояние, качество», например: dark (темный) - darkness ["dɑ:knɪs] темнота, good (хороший) - goodness ["ɡudnɪs] доброта, great (великий) - greatness ["ɡreɪtnɪs] величие.
9 .Суффикс -у образует абстрактные существительные от глаголов, например: to discover (открывать) - discovery открытие; to inquire (спрашивать, узнавать) - inquiry [ɪn"kwaɪərɪ] вопрос, запрос.
10 .Суффикс -th образует существительные со значением качества, например: true (верный, правдивый) - truth правда, health - здоровье.
При помощи присоединения суффикса -th существительные образуются от прилагательных, при этом часто происходит изменение корневой гласной буквы, например: long (длинный) - length длина, deep (глубокий) - depth глубина, strong (сильный) - strength сила.
11 .Суффикс -ant образует существительные со значением лица и вещества, например: to assist (помогать) - assistant [ə"sɪstənt] помощник, to serve (служить) - servant ["sə:vənt] слуга, an oxidant окислитель, solvent растворитель.
12 .Суффикс -age образует существительные с различными значениями, например: to break (ломать) - breakage ["breɪkɪdʒ] поломка; to marry (жениться) - marriage ["mæ-rɪdʒ] свадьба; courage ["kʌrɪdʒ] - храбрость, смелость, мужество.
13 .Суффикс -ism является характерным для многих языков, например: Darwinism ["dɑ:wɪnɪzm], romanticism , capitalism ["kæpɪtəlɪzm], vandalism ["vændəlɪzm].
14 .Суффикс -иrе (-ture , -sure ).
1) Прежде всего следует обратить внимание на произношение буквосочетаний ture и sure .В результате определенных фонетических изменений в английском языке сочетание ture начало восприниматься как символ . Например: culture ["kʌltʃə], future ["fju:tʃə], lecture ["lektʃə], temperature ["temprɪtʃə].
Буквосочетание sure передается звукосочетанием [ʃə]. Например: pressure ["preʃə], tonsure ["tɔnʃə].
Если перед буквосочетанием sure стоит гласная, то оно передается звукосочетанием [ʒə]. Например: exposure [ɪks"pouʒə], measure ["meʒə], treasure ["treʒə], pleasure ["pleʒə].
2) Суффикс -иrе (-ture , -sure )образует существительные, обозначающие процесс, например: to press (давить) - pressure ["preʃə] давление, to mix (смешивать) - mixture ["mɪkstʃə] смешивание.
Многие существительные, образованные с помощью этих суффиксов, могут иметь значение результата действия в виде предмета, вещества, например: mixture - микстура, смесь; fixture - крепление (деталь).
15 .Суффикс -ship образует существительные со значением состояния, положения или свойства, например: friend (друг) - friendship ["frendʃɪp] дружба, member (член) - membership ["membəʃɪp] членство.
Задание 3 . На основе приведенных глаголов образуйте существительные, используя суффиксы -er , -or ,и переведите.
О б р а з е ц: to tell рассказывать - a teller [ə"telə] рассказчик.
Суффикс -er: to absorb - абсорбировать, поглощать; to advise - советовать, консультировать; to compute - вычислять; to point - указывать; to produce - производить, вызывать; to report - сообщать, докладывать; to design - проектировать, конструировать; to restore - реставрировать, восстанавливать; to run - бежать; to test - проверять, испытывать.
П р и м е ч а н и е. Знайте, что от глагола to inform [ɪn"fɔ:m] образуется два существительных: informer - осведомитель , доносчик и informant - информант («сообщателъ» ).
Суффикс -or: to act - действовать; to correct - исправлять; to inspect - инспектировать; to invent - изобретать; to operate - работать, действовать, управлять; to select - отбирать, сортировать.
Задание 4 . Соедините приведенные пары существительных союзом and .Не забывайте использовать соединительный звук [r] перед союзом and, если стоящее перед ним слово оканчивается на букву r .Переведите на русский язык.
Образец: a reader, a writer - a reader and a writer - читатель и писатель.
An actor, a reporter; an artist, a corrector; a designer, an inspector; a naturalist, an inventor; an adviser, an informer; a specialist, an adviser; an absorber, a selector; an operator, а separator; a chemist, a runner; a restorer, a tester; an informant, an inspector; a computer, an operator; a pointer, a selector; a scientist, a designer; a checker, a producer.
Задание 5 . Прочитайте и переведите на русский язык.
Суффикс - (i )an: historian , arithmetician [ə,rɪθmə"tɪʃən], statistician [,stætɪs"tɪʃən], politician [,pɔlɪ"tɪʃən], phonetician [,fəunə"tɪʃən], librarian (library - библиотека), tragedian (tragedy - трагедия), comedian (comedy - комедия).
П р и м е ч а н и е. Обратите внимание на то, что physician значит врач , доктор ,a physicist ["fɪzɪsɪst] - физик .
Суффикс -ity: simplicity (simple - простой), similarity [,sɪmɪ"lærɪtɪ] (similar - подобный), selectivity (to select - отбирать), complexity (complex - сложный), certainty ["sə:təntɪ] (certain - определенный), relativity [,relə"tɪvɪtɪ] (relative - относительный), conductivity [,kɔndʌk"tɪvɪtɪ] (to conduct - проводить).
Суффикс -ing: writings ["raɪtɪŋz] (to write - писать), finding ["faɪndɪŋ] (to find - находить), coming ["kʌmɪŋ] (to come - приходить), going ["ɡouɪŋ] (to go - ходить), planning ["plænɪŋ] (to plan - планировать).
Суффикс -hood: fatherhood ["fɑ:ðəhud] (father - отец), brotherhood ["brʌðəhud] (brother - брат), serfhood ["sə:fhud] (serf - крепостной, раб), neighborhood ["neɪbəhud] (neighbour - сосед).
Суффикс -menu movement ["mu:vmənt] (to move - двигаться), equipment [ɪ"kwɪpmənt] (to equip - оборудовать), requirement (to require - требовать), agreement [ə"ɡri:mənt] (to agree - соглашаться), measurement ["meʒəmənt] (to measure - измерять), development (to develop - развивать), improvement [ɪm"pru:vmənt] (to improve - улучшать), treatment ["tri:tmənt] (to treat - трактовать, обрабатывать).
Суффикс -ness (основной русский эквивалент -ость ): emptiness ["emptɪnɪs] (empty - пустой), weakness ["wi:knɪs] (weak - слабый), usefulness ["ju:sfulnɪs] (useful - полезный), readiness ["redɪnɪs] (ready - готовый), effectiveness [ɪ"fektɪvnɪs] (effective - эффективный).
Суффиксы -у; -th; -ant; -ist; -ure: discovery (to discover - открывать), strength (strong - сильный), truth (true - истинный), growth ["ɡrouθ] (to grow - расти), chemist ["kemɪst], physicist ["fɪzɪsɪst], capitalist ["kæpɪtəlɪst], economist [ɪ"kɔnəmɪst], scientist ["saɪəntɪst] (science - наука), meteorologist [,mi:tjə"rɔlədʒɪst], assistant [ə"sɪstənt], servant ["sə:vənt] (to serve - служить), exposure (ɪks"pouʒə] (to expose - выдерживать (на свету), выставлять).
Суффикс -ship: leadership ["li:dəʃɪp] (to lead - вести), citizenship ["sɪ(:)tɪzənʃɪp] (citizen - гражданин), dictatorship (dictator - диктатор).
Упражнение 1 .Переведите, уделяя особое внимание существительным, которые образованы разными способами (§ 31).
З а п о м н и т е: слова possible и feasible ["fɪ:zəbl] можно переводить одинаково - возможный .Однако знайте различие: possible - возможный , вероятный; feasible - (физически) выполнимый , осуществимый , возможный .
1. Beggars cannot be choosers. 2.The impossibility of such a simplification is obvious. 3. Clearliness is next to godliness. 4. Death is the great leveller. 5. Idleness is the mother of all evil. 6. Overdocumentation has two dangers. 7. There are times when the weak can help the strong. 8. Two wrongs do not make a right. 9. They have the same likes and the same dislikes. 10. The capacity to select the important from the many is also necessary. 11. The difficult we can do at once the impossible may take a little time. 12. The wheres and whens are important.